Некоторую экзегетическую трудность представляет текст пс. 77, 24–25: «и одождил на них манну в пищу и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости. Ангельскою пищей питал Ты народ Твой и послал им, не трудящимся, хлеб с неба, готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого» (Прем. 16, 20). Манна называется здесь небесным и даже ангельским хлебом или, у ап. Павла, «брашном духовным» (1 Кор. 10, 3). Но манна была чудесно посылаемая Богом пища, имевшая, однако, все свойства обыкновенной пиши: вкус, цвет, вес, даже способность портиться и приедаться (Исх. 16, 14–26, Числ. 11, 7–9). И Господь прямо говорит, противопоставляя манну истинному хлебу, сходящему с небес: «отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущийегоне умрет». (Ин.6, 31–51). Отсюда следует, что именование манны «хлебом небесным» и «хлебом ангельским» должно быть понято лишь в смысле чудесного ее происхождения, но не ее качества, которыми она не отличалась от земной пищи. И, конечно, это не может означать, что ангелы питаются манною, ибо ангелы вообще не знают пищи вещественной, но только духовную. Блаж. Феодорит (в 69 вопросе на Исход) спрашивает: «почему пророк назвал манну хлебом ангельским?» и отвечает: «Потому что ангелы послужили в даровании ее. Само же бесплотное естество не имеет нужды в пище». 321 Ср. «Свет Невечерний», отдел отвари: Тварное ничто. 322 Ср. «Купина Неопалимая», учение о первородном грехе. 323 Апполинарий, который не допускал соединения во Христе двух природ, божеской и человеческой, претыкался пред тем, что человеческая природа, как тварная, будучи по необходимости τρεπτς [«подверженной изменениям»], необходимо вносит изменчивость в богочеловеческое существо. Но Аполлинарий совершенно не считался с тем, что и тварная природа может и должна стать в себе τρεπτος [«не подверженной изменениям»], что и имело место в безгрешном человеческом естестве Господа Иисуса Христа. 324 В этом состоит никогда не обессиленный религиозно–философский аргумент св. Григория Нисского против вечности зла, которое не имеет в себе материала для вечной жизни, и в этом смысле не может быть приравниваемо по вечности добру. 325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Ни избранные на время вожди, ни священники и вообще иерархия в народе Божием не имели угнетающего влияния на общество, как это было, например, в Египте. Весь народ еврейский был священным и избранным; этого не было нигде и нет нигде ничего похожего. Разделения на классы или сословия еврей не знал до конца; за исключением только того, что священники избирались из одного колена Левиина» 324 . Господь Бог, присутствовавши среди них, безусловно воспрещал обращение к гадателям и прорицателям ( Втор.18:10–15 ), говорил им многократно и многообразно в пророках ( Евр.1:1 ), воздвигал им славных мужей, героев веры и благочестия, которые, как Гедеон, Варак, Сампсон, Иефеай, Самуил, Давид, побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:32–34 ). Господь никогда не отвергал народа Своего, ибо даже при видимом греховном растлении всего народа еще оставался святой остаток ( Рим.11:1–5 ). Таким образом «он не числится между народами» (23:9), он не разделяет жребия других народов, и Господь его защита. Истина этого предсказания доселе удивительно исполняется, несмотря на (временное) ожесточение сынов Иакова в отношении к Мессии ( Рим.11:25:31 ): между тем как могущественные государства древнего мира – Египет, Хеттеи, Ассирия, Вавилон и проч. бесследно погибли, Израиль и во времена Ветхого Завета неоднократно спасался от угрожающих совершенной погибелью напастей, и по возвращении из плена продолжает размножаться посреди церкви Нового Завета даже в своем отвержении, а со временем выступит для принятия определенного Богом жребия ( Рим.11:26–27 ), ибо дары и призвание Божие непреложны ( Рим.11:29 ). Таким образом, именно вследствие своей особой сравнительно с другими народами долговечности на земле он при видимой малочисленности составляет день от дня в загробном мире столь многочисленные сонмы своих сынов, что нет возможности определить числовой величиной потомков Иакова или подвергнуть исчислению мириады сынов Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба, и сказал: Авраам, Авраам!... (Ст. 11). Кого нужно разуметь здесь под Ангелом Господним? Самого Господа Бога; ибо сей Ангел говорит как Бог 316 , клянется самим собою 317 , и повторяет свои прежние божественные обетования Аврааму. 318 .... теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоею.... для Меня ... (Ст. 12). Как будто прежде Господь не знал богобоязненности Авраама? Когда всеведущий Бог говорит «теперь Я знаю»; то это не значит, чтобы Он чего-нибудь не знал прежде. Человекообразным выражением «теперь Я знаю» Господь хотел сказать Аврааму, что вера и послушание его раскрылись до последних пределов, что Авраам явился таким, каким его предуведал Господь от вечности. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень…. Мною клянусь, говорит Господь.... Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое ... и овладеет семя твое городами врагов своих.... и благословятся в семени твоем все народы земли... (Ст. 15. 18). Надобно приметить о сем обетовании Божием Аврааму, что оно было заключительное и последнее в жизни Авраама, и содержит в себе усугубленное повторение и подтверждение всех предшествовавших обетований Божиих, поскольку и вера Аврамова при последнем искушении проявилась во всем своем величии. Смысл сего заключительного обетования Божия, как и всех предыдущих, двоякий. С одной стороны, Господь обещает потомству Авраамову силу и величие земное и победы над врагами 319 , каковое обещание буквально и исполнилось при завоевании земли Ханаанской; а с другой стороны, обещает вечное и небесное благословение не только потомству Авраамову, но из-за него – всем народам земным 320 , что исполнилось в лице великогои потомка Авраамова, Иисуса Христа 321 , основавшего свое благодатное царство из всех языков земных. 322 Как исчислить подряд все богоявления и откровения Божии Аврааму? Их было восемь. Первое в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество. 323 Второе в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что Ханаанская земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов. 324 Третье около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом. 325 Четвертое в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом. 326 Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание. 327 Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал гибель Содома. 328 Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила. 329 Восьмое – при жертвоприношении Исаака. 330

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но Господь, видя ее плачущей, не обличает за мысль, будто требовалось Его физическое присутствие для помощи Лазарю, но снисходит к горю сестер и плачет с ними. Святые отцы поясняют, что Господь, «открывая Свою человеческую природу» 324 , плакал и об умершем друге и обо всем человечестве, пораженном болезнями и смертью. «Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости» 325 , то есть плач над Лазарем был проявлением человеческой природы Христа, а воскрешение мертвого – явлением Божественной силы. Евангелист отмечает как изумление некоторых иудеев слезами Христа: «Смотри, как Он любил его» ( Ин. 10: 36 ), так и злорадство других: «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» ( Ин. 10: 37 ), то есть если бы исцеление слепца было сделано властью Христа, то в Его силах было бы и сохранение жизни друга; смерть же Лазаря и слезы Христа доказывают Его бессилие. Спросив, где гроб Лазаря, Господь в сопровождении толпы направился туда. Гроб по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Думая, что Иисус пришел сюда оплакать умершего, иудеи были удивлены Его повелением отвалить камень от гроба. Марфа пытается протестовать против вскрытия гроба: «Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» ( Ин. 11: 39 ). Причины протеста неочевидны; возможно, она говорит это от стыда, что умершим братом невольно кто-то станет гнушаться по причине зловония и этим оскорбит его память, но, судя по призыву веровать, с которым к ней обращается Спаситель: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» ( Ин. 11: 40 ), Марфа опять лишилась твердой уверенности в возможности совершения Христом столь великого чуда. Когда отвалили камень, Иисус, подняв глаза к небу, обратился к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин. 11: 41–42 ), после чего громко сказал: «Лазарь, иди вон!» Это вообще единственный случай, когда Господь говорит громко; в Евангелии от Матфея даже отмечается, что Христос есть описанный пророком Исаией кроткий Отрок Божий, Который «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» ( Мф. 12: 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Но твердое основание Божие стоит, имея печать ( 2Тим.2:19 ). Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего ( Откр.7:3 ). Равно и в постановлениях Апостольских Миропомазание называется утверждением исповедания (βεβαιωτς τς μολογας, – confirmatio confessionis) 320 . Св. Григорий Богослов (в слове о св. Крещении) говорит: «помазание и при жизни доставит тебе великую безопасность. Ибо смелее похищают овча, неимеющее на себе знака, нежели то, на котором есть примета». Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «соделавшись причастниками Христу ( Евр.3:14 ), вы достойно именуетесь Христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Как Христос, по Крещении и наитии Св. Духа изшед, победил супостата ( Мф.6:1 ); так и вы по Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата и оную побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ) 321 . Время Миропомазания Подобно Ветхозаветной Церкви, которая, по окроплении водой, помазала посвящаемых св. миром ( Лев.8 ), Православная Христианская Церковь постановила совершать Миропомазание тотчас по Крещении. Основанием этого правого обычая может служить, во-первых, пример Самого Иисуса Христа, Которого помазал елеем радости более соучастников Его ( Евр.1:9 ), абие после Крещения Его ( Мф.4:16 ; Мк.1:10 ), и во-вторых, пример св. Апостолов, которые вскоре по Крещении духовно помазали чрез рукоположение – жителей Самарии ( Деян.8:16–17 ), Евнуха ( Деян.8:38–39 ) и 12 Ефесян ( Деян.19:5–7 ). Ап. Петр, своей проповедью приведши Израильтян в умиление, сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). Здесь в словах Апостола заключается ясное указание на таинства – Крещение и Миропомазание, чрез которое дары Св. Духа тотчас по Крещении сообщаются верующим. – О совершении Миропомазания немедленно по Крещении упоминается в постановлениях Апостольских 322 , в писаниях Дионисия Ареопагита 323 , Тертуллиана , Оптата 324 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

О бездна богатства и премудрости и ведения Божия» ( Рим. 11, 32–7 ). Этому как будто противоречат некоторые тексты, в которых говорится о мучениях «во веки веков», т. е. их неограниченной длительности, «дурной бесконечности». Ветхий Завет в общем не знает этой идеи. 324 Такие выражения встречаются преимущественно в Откровении , с особенностями его гиперболического и образного языка, они и не притязают на богословскую точность. Притом они относятся не столько к людям, сколько к ложным началам жизни: к Вавилону, великой блуднице (19, 2–3) и к «зверю и лжепророку» (20, 10), которые будут мучиться вместе с диаволом «в озере огненном и серном день и ночь во веки веков». Не говоря уже об образном характере этого выражения, не допускающего буквального понимания, надо вспомнить, что «зверь и лжепророк» суть не индивидуальности, но ложные начала жизни, властвующие над душами, и осуждение относится именно к этим началам. Это же соображение может быть применимо и при истолковании 14, 9–11, где говорится о поклонившихся зверю и образу его и принявших начертание на чело и руку свою: «они будут мучиться в огне и сере... и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью». Все это также относится, прежде всего, к зверю и лжепророку, а затем к их жертвам, пред которыми ( Откр. 13, 16–17 ) будет обличена ложность этих начал (тоталитарное государство, безбожная цивилизация). Вечность осуждения относится к самим началам жизни, а не к насильственным их жертвам. К тому же надо принять во внимание особенности языка апокалипсисов вообще. 325 Здесь уместно кстати вспомнить и слова Спасителя: «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся дни те» ( Мф. 24, 22 ). (Это относится не только к бегству из Иерусалима, но и к последним временам мира, соответственно общему двоению этих образов «Малого Апокалипсиса»). В течение долгого ряда веков понимание вечности мук в смысле их неизменности в бесконечном времени казалось наиболее соответственным и действенным для того, чтобы поражать страхом Божиим душу грешника, побеждать его лукавство и леность духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х. Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь. Первые упоминания о празднике восходят k IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. Иконы апостолов Петра и Павла

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не считается у многих виной ( 36, 483 ). Пьяный не умеет распоряжаться своими речами с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей... все тратит и низвергает ( 36, 483 ). Пьяный более жалок, чем мертвый. Мертвый бесчувствен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плотском, умерщвляет свое тело ( 36, 484 ). Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие – в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность ( 36, 711 ). Пьянство – всегда зло, но особенно в Святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное наказание ( 36, 712 ). Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним ( 40, 67 ). Стяжал ли кто-либо целомудрие, стыдливость, пристойность, или кротость, или смирение – все это пьянство повергает в море нечестия ( 41, 593 ). Пьянство... это многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь ( 41, 715 ). Пьяница не может видеть Царствия Небесного. И что я говорю: Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает дни в ночи, свет во тьму; пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у него под ногами ( 41, 593 ). Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием ( 42, 860 ). Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объядением и пьянством. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 170 ). Вино, как все сотворенное Создателем для нашей пользы, есть добро, «ибо всякое творение Божие хорошо», – говорит апостол, – и «ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим. 4, 4 ). И в книге Бытия пишется: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 ). «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно... Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя», – говорит Сирах ( Сир. 31, 31, 33 ), ибо, так употребляемое, веселит печального, подкрепляет немощного. Потому и к святому Тимофею апостол написал: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5, 23 ). Потому и святой Павел запрещает не пить вино, но упиваться: «не упивайтесь вином» ( Еф. 5, 18 ). Ибо одно – пить вино, другое – упиваться вином ( 104, 324–325 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

От этого историческая ценность и историческая объективность наших исследований в области первоначального христианства нисколько не уменьшится, т. к. сама Церковь есть исторический факт. II. ИУДЕЙСКАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ «ХАБУРА». В исполнение обетования, данного Двенадцати ( Мт. 16,18 ), Церковь была основана Христом через установление Евхаристии на Тайной вечери 323 . Тайная вечеря не была единственной трапезой Христа с учениками, но была Его последней трапезой во время Его земной жизни 324 . «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху, прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем» ( Лк. 22,15–16 ). Во время своей земной жизни Христос имел многочисленные трапезы со своими учениками и принимал участие в трапезах, на которые Его приглашали. " Пришел Сын человеческий, ест и пьет; и говорят, вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» ( Мт. 11,19 ). Мы знаем, какую большую роль в жизни иудеев играли субботние и праздничные трапезы. Ни один благочестивый иудей, какое бы он положение ни занимал и как бы он ни был беден, не мог нарушить общего закона о трапезах. Эти трапезы объединяли всю семью, и все ее члены были ее участниками. Мы ничего не знаем о семейных трапезах Христа во время Его земного служения. В эти годы жизни Христа Его постоянно сопровождали Его Двенадцать, установление которых было одним из первых актов Его служения 325 . От начала до Гефсиманской ночи они были с Ним и жили общей с Ним жизнью. Ради Него они все оставили и последовали за Ним 326 . «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все (panta), и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и ради евангелия...» ( Мк. 10,28–29 ). Эти слова Христа имеют отношение к Церкви, но в то же время они определяют отношение Двенадцати ко Христу. Христос подтверждает слова Петра, который от имени Двенадцати свидетельствует, что они оставили все ради Христа и последовали за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010