7 . После этих слов, после отречения от дьявола, после сочетания со Христом, когда вы стали отныне своими [Ему] и ничего общего не имеете с тем, другим, Он повелевает, чтобы ты тотчас был запечатлен, и изображает на твоем челе крест. И поскольку естественно, что тот зверь, услышав эти слова, становится еще свирепее – ибо не ведает стыда – и желает броситься в самое лицо, [иерей], изображая помазанием крест на твоем лице, сдерживает все его безумие. Ибо он уже не дерзнет впредь прямо взглянуть в это лицо, но, видя исходящие оттуда лучи, ослепленный отступает. Крест изображается через помазание, помазанием же служат одновременно елей и миро: миро как невесте, елей как борцу. И опять-таки о том, что не человек, но Сам Бог помазывает тебя руками иерея, послушай слова Павла: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог»( 2Кор.1:21 ). И поскольку этим помазанием помазуются все члены 101 , ты сможешь безопасно сдерживать этого змея и не поддаваться никаким страхам. 8 . Итак, после этого помазания остается приступить к купели со святой водой. Тогда иерей, совлекши с тебя одежду, сам низводит тебя в источники. Почему же нагого? Он напоминает тебе о прежней наготе, когда ты был в Раю и не стыдился, ибо сказано: «Были... Адам и Ева ...наги и не стыдились» ( Быт.2:25 ), пока не приняли одеяние греха, преисполненное великого стыда. Поэтому не стыдись и здесь, ибо купель намного лучше Рая. Здесь нет змея, но здесь есть Христос, приводящий тебя к Таинству возрождения от воды и Духа 102 . Здесь нет красивых и приятных на вид деревьев 103 , но здесь есть духовные дары. Здесь нет древа познания добра и зла 104 , нет закона и заповедей 105 , но есть благодать и дары [Святого Духа]. «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью»( Рим.6:14 ). Просьба помолиться о наставниках и иереях 9 . Однако после того, как вы с такой радостью выслушали мои слова, я попрошу у вас одно вознаграждение за эту радость, о чем уже просил вас вначале 106 . Когда вы сойдете в купель с той водой, помяните мое ничтожество. Я недавно просил вас об этом, когда вспоминал об Иосифе, который говорил главному виночерпию: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет»( Быт.40:14 ). И я сказал вам вначале: «Вспомните меня, когда хорошо вам будет». Ныне же не говорю: «Вспомните меня, когда хорошо вам будет», но «вспомните меня, потому что вам стало хорошо». И тот говорил: «Вспомни, что я не сделал ничего дурного» 107 . Я же говорю: «Вспомните обо мне, потому что я сделал много дурного по своему лукавству».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

А в земле иудейской «беднейшие» 101 будут «накормлены», 102 и «нищие» будут «покоиться в безопасности» 103 , а «корень» и «остаток» филистимской земли погибнет (30 ст.). Ибо «от севера идет дым» 104 и нет «отсталого» в полчищах неприятелей (31 ст.) 105 . Относительно же Сиона «вестники народа» 106 скажут, что Господь «утвердил Сион и сделал его «убежищем» 107 для бедных народа Своего» (32-й стих). Пророчество о Моаве (15–16 гл.) – «Ночью» (ср. 17:14; 24:11) Моав будет разорен и уничтожен (1 ст.). Его страну проходит неприятель и везде производит опустошение. Все рыдает, «у всех острижены головы, у всех обриты бороды, на улицах его препоясываются вретищем» (ср. 3:16, 23–25; 22:12–13; 32:11–12), все бегут с криком. Но новое бедствие наведет Господь даже на убежавших и на «оставшихся в стране» – пошлет львов в след их (2–9 ст.). Изгнанным ассириянами из страны и скитающимся у бродов Арнонских моавитянам пророк внушает в виду постигшего «их бедствия посылать агнцев 108 владетелю земли иудейской – из Селы 109 в пустыне на Сион (16:1). Пророк убеждает Моавитян просить на Сионе покровительства своим изгнанникам во время бедствия, говоря, что притеснителя скоро не станет, в Иудее же утвердится престол Давидов милостью, воссядет на нем судия, ищущий правды (2–5). Но в Моаве нет готовности покориться царю Иудейскому даже на время бедствия, народу Иудейскому известна его всегдашняя надменность и гордость (6 ст.) 110 . За то поднимется плач о «разрушенных твердынях» Моава, об его «опустошенных виноградниках»: «во время жатвы нет более шумной радости, исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют (7–10; ср. 17:11, 5–6; 24:13, 7, 8; 32:10–13); «оттого внутренность моя, говорит пророк, как гусли, стонет о Моаве» (11 ст.; ср. 22:4). Не поможет Моаву молитва в его святилище, хотя и до утомления он будет подвизаться на высотах (12 ст.; ср. 25:10–12). «Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же (ср. 37:26; 44:8, 1 и мн. др.) так говорит Господь: через три года (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор. 2:11 ). 94. Каково различие лиц Святой Троицы? Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца. 95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы? Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог , так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог. 96. Почему Бог называется Вседержителем? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. Почему Бога мы именуем Творцом? Слова Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол 1:16 ). 99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы . 100. Кто такие Ангелы? Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. 103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании . В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов. 38:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Будут судимы – значит будут осуждены в соответствии с совершёнными грехами, как об этом прямо пишет апостол в том же самом месте: «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся… в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим.2:12:16 ). Слова апостола о суде Божием над внешними святитель Иоанн Златоуст понимал не как «отличную новость» о возможности оправдания, а, напротив, как грозное предупреждение о вечном наказании: «Чтобы из слов его: «что мне судить и внешних?» – кто-нибудь не вывел заключения, что язычники останутся безнаказанными, он указывает им на другой суд – страшный. Говорит это, чтобы устрашить внешних и вместе утешить своих, и чтобы показать, что это временное наказание избавляет от вечного и бесконечного» 101 . Человек мог бы оправдаться свидетельством совести только если бы прожил безгрешную жизнь. Но Бог говорит нам, что «нет человека праведного на земле» ( Еккл.7:20 ), «нет человека, который не согрешил бы» ( 2Пар.6:36 ), «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ). По свидетельству святого Беды Достопочтенного , «все люди рождаются во тьме порока и пребывают во мраке, пока не просветит их благодать крещения Христова» 102 . Тот, кто не прибег к благодати крещения, не воспользовался путём спасения, который Христос открыл для всех, тот остался во мраке грехов своих. И наличие совести как раз означает, что никто не уйдёт от суда. Если бы не было этого голоса Божия в каждом человеке, то тогда не за что было бы судить тех, кто не получил информации о воле Божией из внешних источников. Но, как объясняет блаженный Феофилакт, «апостол говорит о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника» 103 . И тогда, по толкованию блаженного Феодорита , тех, кто не знал Божественного закона Судия за их согрешения «законно накажет, по врождённому их природе дару распознавать доброе и злое… Совесть живших вне закона будет то оправдываться, выставляя в предлог неведение, то принимать обвинение и провозглашать справедливость произнесённого приговора» 104 . 7.3. 1Тим.4:10

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Бурное дыхание было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков – видимым знамением пришествия Святого Духа. Будучи Дух чистейший, бестелесный, Он избрал чувственное знамение это, дабы тем ощутительнее явить Свое присутствие». «„Ибо, – рассуждает святой Григорий Богослов , – как Сын Божий явился на землю видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо“ (беседа 41). Так и прежде, когда Он сходил на Иисуса Христа во Иордане, то избрал знамением Своего явления вид голубицы 101 ». За первым чудом последовало другое, большее. Умея до этого времени говорить только на одном природном языке – еврейском, и притом на самом простом наречии его – галилейском, апостолы и прочие верующие вдруг начали говорить теперь на всех, тогда известных, языках. «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» 102 (см.: Деян. 2:4 ). Апостолы вещали величия Божии, то есть беспримерные совершенства Божии, чудные дела Промысла, кои открылись теперь для них во всей полноте и силе. Народ еврейский и множество пришельцев из других стран, собравшихся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы 103 , пораженные необычным шумом с неба, пришли в смятение и массами устремились к Сионскому дому, где шум этот сосредоточивался и куда, видимо, направлялся. Как же удивились и ужаснулись все, когда услыхали, что апостолы начали говорить с ними на всех языках. Подошедшие спрашивали друг друга: Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором – родились? Мы – парфяне и мидяне и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и стран Ливийских, прилежащих к Киринее и пришедшие из Рима иудеи и прозелиты 104 из критян и аравитян – слышим их говорящими на наших языках о великих делах Божиих? ( Деян.2:6–11 ). Все изумлялись: во-первых, тому, что слышали апостолов, славословящих Бога на языках иноземных, между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском; во-вторых, тому, что никогда прежде не слыхали о столь высоких и святых истинах, но всего более изумлялись от того, что каждый римлянин, грек, африканец, индиянин – слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что говорившие были все галилеяне – люди, совсем незнакомые с иностранными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Быт. 7 :17. И был потоп сорок дней и сорок ночей на земле, и увеличилась вода, и подняла ковчег, и высоко стояла 97 над землею. Быт. 7 :18. И прибывала вода и увеличивалась быстро по земле, и носился ковчег поверх воды. Быт. 7 :19. И чрезвычайно прибывала вода на земле, и покрыла все горы высокия, которые были под небом. Быт. 7 :20. На пятнадцать локтей вверх поднялась вода и покрыла все высокия горы. Быт. 7 :21. И умерла всякая плоть, движущаяся по земле, птицы, и скоты, и звери, и всякий гад движущийся по земле, и всякий человек. Быт. 7 :22. И все имеющее дух жизни и все 98 , что было на суше, умерло. Быт. 7 :23. И истреблено было все живущее 99 , что было на лице всей земли, от человека даже до — скота, и — гадов, и — птиц небесных, — истреблено было с земли. И остался один Ной и бывшие с ним в ковчеге. Быт. 7 :24. И стояла вода высоко на земле сто пятьдесят дней 100 . Глава 8 Быт. 8 :1. И вспомнил Бог о Ное, и всех зверях, и всех скотах, и всех птицах и о всех гадах, пресмыкающихся 101 , которые были с ним в ковчеге, и навел Бог дух на землю и перестала (прибывать) вода. Быт. 8 :2. И закрылись источники бездны и небесные отверстия 102 и остановился дождь с неба. Быт. 8 :3. И стала убывать 103 вода и уходить с земли, и убывала вода после ста пятидесяти дней. Быт. 8 :4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в двадцать седьмой день месяца, на горах Араратских. Быт. 8 :5. Вода же сходила и убывала до десятого месяца, и в десятом месяце, в первый день месяца, показались вершины гор. Быт. 8 :6. А после сорока дней открыл Ной окно ковчега, которое он сделал, Быт. 8 :7. И выпустил ворона (посмотреть, не сошла ли вода с лица земли) 104 , и вылетев, он не возвратился, пока не изсякла вода на земле. Быт. 8 :8. И выпустил после него голубку посмотреть, не ушла-ли вода с лица земли. Быт. 8 :9. И голубка, не нашедши покоя для ног своих, возвратилась к нему в ковчег, ибо вода была по всему лицу всей земли. И он, протянувши руку свою, взял ее и внес ее к себе в ковчег. Быт. 8 :10. И помедлив еще семь дней 105 , снова выпустил голубку из ковчега.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Вошел я в сад мой, сестра моя, невеста, собрал 84 смирну мою с ароматами моими, ел хлеб мой с медом моим, пил вино мое и 85 молоко мое. Ешьте, ближние, и пейте и упивайтесь, братия! 86 Песн. 5 :2. Я сплю, а сердце мое бодрствует. Голос брата моего! он стучится 87 в двери (говоря): «отвори мне, сестра моя, ближняя моя, голубица моя, совершенная моя! ибо голова моя смочена росою и кудри 88 мои ночною влогою». Песн. 5 :3. Я сняла с себя одежду мою. Как же мне надевать ее? Я умыла ноги мои. Как мне грязнить их? 89 Песн. 5 :4. Брат мой протянул руку свою чрез отверстие 90 , и внутренность моя взволновалась от него. Песн. 5 :5. Я встала, чтобы отворить брату моему: с рук моих капала смирна, с пальцев моих падала смирна на ручки запора 91 . Песн. 5 :6. Отворила я брату моему, (а) брат мой ушел 92 . Душа моя вышла, когда он говорил 93 . Искала его, но не нашла его, звала его, но он не слышал меня. Песн. 5 :7. Встретили меня сторожа, обходящие город 94 , били меня, изранили меня, сняли с меня покрывало сторожа стен. Песн. 5 :8. Заклинаю вас, дщери Иерусалима, силами и крепостями полевыми 95 : «если найдете брата моего, скажите ему, что я уязвлена любовию». Песн. 5 :9. Чем лучше брат твой (других) братьев 96 , прекрасная из женщин? Чем брат твой лучше (других) братьев, что ты так заклинаешь нас?» Песн. 5 :10. Брат мой бел и румян, отличен 97 из десятков тысяч (братьев). Песн. 5 :11. Голова его — чистое золото 98 , волоса его — кудрявы 99 , черны, как ворон. Песн. 5 :12. Глаза его — как голубки у полных вод, вымытые в молоке, сидящия у полных (вод) 100 . Песн. 5 :13. Щеки его — как сосуды ароматные, испускающие блоговоние, уста его — лилии, источающия чистую смирну. Песн. 5 :14. Руки его — чеканные 101 золотыя, усыпанные фарсисом 102 , чрево его — диск 103 из слоновой кости на камне сапфировом. Песн. 5 :15. Голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях. Вид 104 его как Ливан, прекрасень он — как кедры. Песн. 5 :16. Уста его — сладость 105 и весь он — желание 106 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Глава 8 1 . И было слово Господа Вседержителя (ко мне) 102 , и сказано: 2 . Так говорит Господь Вседержитель: Я возревновал об Иерусалиме и Сионе ревностью великою, и великим гневом Я возревновал о нём. 3 . Так говорит Господь: Я обращусь к Сиону и поселюсь среди Иерусалима, и Иерусалим назовется городом истинным 103 , а гора Господа Вседержителя горою святою. 4 . Так говорит Господь Вседержитель: снова будут сидеть старцы и старицы на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом своим в руке своей, от множества дней. 5 . А улицы города наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. 6 . Так говорит Господь Вседержитель: если (это) невозможно 104 для остатка народа сего в сии 105 дни, то ужели будет невозможно и для Меня? говорит Господь Вседержитель. 7 . Так говорит Господь Вседержитель: вот Я спасу народ Мой из земли восточной и из земли западной, 8 . И введу их (в землю их) 106 и поселюсь среди Иерусалима, и будут Моим народом, а Я буду им Богом, в истине и правде. 9 . Так говорит Господь Вседержитель: да укрепятся руки вас, слышащих слова сии во дни сии из уст пророков, с того дня, как основан был храм Господа Вседержителя и как построена Церковь . 10 . Ибо прежде тех дней не было возмездия 107 людям и не было возмездия животным, и выходящим и входящим не было покоя по причине скорби, и допускал 108 Я всякому человеку (восставать) на ближнего своего 109 . 11 . А ныне не как в те прежние дни буду поступать с остатком народа сего, говорит Господь Вседержитель. 12 . Но явлю мир: виноград даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небо даст росу свою, и дам всё это во владение остатку сего 110 народа Моего. 13 . И будет: как были проклятием для народов вы, дом Иуды и дом Израиля, так спасу вас, и вы будете благословением; дерзайте и укрепляйте руки ваши! 14 . Ибо так говорит Господь Вседержитель: как Я помышлял наказывать вас, когда прогневляли Меня отцы ваши, говорит Господь Вседержитель, и не раскаялся, 15 . Так Я определил и помыслил в эти дни сделать добро Иерусалиму и дому Иудину. Дерзайте!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Да устрашат тебя слова Господни, повелевающие: и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя ( Исх. 20:26 ), имея в виду ступени порока и надменности. Потому что откроется нагота твоя и, как сказано, узнают, что есть суд ( Иов. 19:29 ). 98. Монаху Лампадию Не только Иуда, презрев суд Божий, предал Господа, но в число предателей входят и христиане, которые не исполняют Божественные заповеди, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым желаниям. 99. Ему же Принявший послушание из страха Божия служит братии, но если впоследствии ожесточится, возгордится и будет брать деньги на собственные нужды, то он преступил Божественные законы, отверг и нарушил обеты отречения и подчинения, поэтому он называется изменником данному слову. 100. Архимандриту Евстафию Ты тщательно украшаешь полный мешок, заботясь об утучнении плоти, подобно птице откармливая себя во тьме неведения. Какое же оправдание найдёшь ты себе, когда придёт Судия всех? 101. Монаху Евмафию Когда некоторые из братий, прежде полного очищения от страстей, не усовершенствовавшись в образе жизни, берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, как бы говоря и рассуждая: будет он в своё время нашей добычей, осмеливаясь давать советы вопреки Господней воле. Поэтому, пока мы ещё зелены и не стали зрелыми плодами, не возжелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться игрушками демонов. 102. Монаху Евфимию Пятьдесят четвертый псалом напоминает нам о страхе, трепете и тьме греховной: страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? я улетел бы и успокоился бы ( Пс. 54:6–7 ), то есть в минуту объявшего меня бедствия я достигну Бога и успокоюсь у своего человеколюбивого Владыки. Потому что Он – покой уставших от греха. Поэтому и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ). Поэтому Давид и открывает очи подвизающимся, настраивая их, чтобы они не отчаивались, заканчивает псалом благим упованием. 103. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010