Согласно Лактанцию , еще прежде творения материального мира Бог Своим Словом сотворил Своих бесчисленных духов (spiritus suos), которых мы называем ангелами (ibid., IV.6;8). Вопреки свидетельствам Св. Писания Лактанций полагает, что ангелы в отличие от Слова Божиего произошли от Бога в качестве «молчащих духов» (taciti spiritus), поскольку были сотворены не для распространения Божественного учения, но для служения (ad ministerium, ibid., IV.8) 1293 . Впрочем, сам Лактанций признает, что ангелы суть служители Божии (ministri), которых мы называем «вестниками» (nuntii=γγελοι, ibid., I.7), но как они могут быть вестниками, если они молчат, остается неясным. Ангелы наделены разумом и вечной жизнью (ibid., IV.8) 1294 . Первым из тварных ангелов был создан Денница. Однако в нем недолго сохранялось «врожденное свойство Божественного рода» (indoles divinae stirpis): «Отравленный собственной завистью, словно ядом, он от блага перешел ко злу и по своему решению, которое было дано ему от Бога свободным, принял на себя противоположное имя. Отсюда ясно, что источником всех зол является зависть. В самом деле, он позавидовал своему Предшественнику (т. е. Первородному Сыну Божию), Который, сохранив верность Богу Отцу, был Ему угоден и любезен. Поэтому его (т. е. Денницу), из благого произвольно ставшего злым, греки называют диаволом, а мы – клеветником (criminator), потому что он доносит Богу о тех преступлениях, к которым сам совращает» (ibid., II.9) 1295 . Отсюда в мире произошел трагический раскол на два полюса, появился своего рода вторичный дуализм начал, пронизывающий всю космологию и антропологию Лактанция : «Источник благ – это Бог, а зол – тот, кто всегда враждебен имени Божию... От этих двух начал происходит всё благо и зло. Всё, что происходит от Бога, имеет то назначение, чтобы произвести бессмертие (что есть высшее благо); а всё, что происходит от этого другого, имеет то назначение, чтобы отвратить от небесного, погрузить в земное и подвергнуть вечному наказанию (что есть высшее зло)» (ibid., VI.6) 1296 . Диавол – это вечный противник Бога (Dei aemulus, antitheus, ibid., II.10), творец всего зла (machinator omnium malorum, ibid., VII.24).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Попечемся, возлюбленные братия, стяжавать сие; попечемся, принуждая к сему поврежденное естество свое: да получим на последнем суде оправдание и сладчайшее утешение, а не осуждение и не мучительную горесть! Плачем ныне со Адамом седя вне рая в мире сем, да тогда возрадуемся со Иисусом Христом! Будет бо суд, будет суд с милостию творившим милость или праведным, а не сотворшим милость, грешным человекам будет суд без милости 1293 . Отделение 46. О последнем суде Господнем и о разрушении видимого мира Егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним; егда Божественною силою Его все мертвецы, и малые и великие, воскреснут, и море и ад и смерть отдадут мертвецы своя 1294 ; егда все мертвые, и естественною чрез болезни пришедшею смертию умершие, и во огне сгоревшие, и в воде потонувшие, и землею подавленные, востанут, соберутся и станут пред Господем Богом своим, станут иные на земле, а иные на воздухе, яко легкие духовные уже тела имеющие, как-то подтверждает сие Апостол Павел, сице глаголя: се тайну вам глаголю, вси бо не успнем, вси же изменимся, вскоре, во мгновении ока, в последней трубе; вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися ен безсмертие. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия во Иисусе приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее потом же мы живущии оставшии, купно с ними, изменившись токмо в телесном существе своем, восхищени будем на облацех, в сретение Господне на воздусе 1295 ; – когда, говорю все сие совершится и исполнится всемогуществом Божиим: тогда на облацех небесных поставится престол небесного Царя, Господа нашего Иисуса Христа, и Он сядет на престоле славы Своея, сядет судити живых и мертвых, сядет по данной Ему от небесного Отца власти; что Сам Спаситель наш тако подтверждает: Отец любит Сына и вся показует Ему дела, да вы чудитеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Но все его усилия разбились о холодность западных христиан. Английский король Эдуард, о котором писал папа в Аргону, мало был расположен к выполнению своих обещаний. Современные обстоятельствам того времени летописи повествуют, что Николай IV не мог вынести такого равнодушия христиан и умер с отчаяния – 12 апреля 1292 г. По смерти его, конклав не мог согласиться в выборе ему преемника и римский престол оставался праздным в течение 27 месяцев. Во время этого длинного промежутка (с апреля 1292, г. до июля 1294 г.) дело о крестовом походе было почти совершенно забыто 120 . Впрочем, если бы старания папы и увенчались успехом, то Аргону все-таки не привелось бы воспользоваться плодами этих стараний: он умер в 1291 г. Со смертию этого государя, латинская пропаганда в Персии начала заметно падать, чего и следовало ожидать при том методе, которому следовали латинские миссионеры во время своей проповеди. Этот метод не заключал в себе почти ничего такого, что могло бы поручиться за прочное насаждение христианства, а напротив имел в себе много такого, что обещало латинской проповеди успех самый эфимерный. Во первых, главное внимание латинских миссионеров было направлено на ханов; масса же народа оставалось в пренебрежении. Поэтому существование латинства в татарии зависело единственно почти от благоволения властителей, и все труды миссионеров необходимо должны были пропасть, как скоро на ханский престол вступил бы человек другого образа мыслей. Во-вторых, латинские миссионеры, убеждая ханов принять миссионерство, обращалась главным образом не к религиозному их чувству, а к их политическому благоразумию, предлагая им союз христиан и обещая, при помощи могущественных западных государей и могущественнейшего из них – папы, верные победы над врагами. Вследствие этого, пока политическое благоразумие внушало монгольским ханам обращаться за помощию к западу, они покровительствовали латинским миссионерам и выражали иногда притворное желание принять христианскую веру, но как скоро им представлялось более выгодным быть в союзе с мухаммеданами, то начинали гнать христиан и покровительствовать мухаммеданам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Col. 1284). Впрочем, иногда Г. П. критикует по сути августиновский взгляд на Божественную простоту, говоря, что есть «некоторые младенствующие умом» (aliqui sensu parvuli), к-рые, услышав, что Бог прост, но о Нем сказывается множество различных предикатов, поняли это так, что сущность, благодаря к-рой Бог существует, есть одновременно и единство, благодаря к-рому Он един, и вечность, благодаря к-рой Он вечен, и т. п. (Com. in lib. De praed. trium person.//Ibid. Col. 1302; критику подобного взгляда см. у свт. Василия Великого - Ep. 234. 1). Основу тринитарного учения Г. П. составляет различие в Боге между «тем, что есть» (id quod est) и «тем, благодаря чему есть» (id quo est - Com. in lib. De Trinit.//PL. 64. Col. 1265, 1275, 1278-1279, 1284, 1300; Com. in lib. De praed. trium person.//Ibid. Col. 1303, 1306, 1310; Com. in lib. De duab. nat.//Ibid. Col. 1377-1378 и др.). «То, что есть» - это три Божественных Лица, к-рые суть «самостоятельно сущие» (subsistentes) и «подлежащие» (supposita); а «то, благодаря чему есть» - это сущность (essentia, divinitas, subsistentia), благодаря к-рой Они суть то, что Они суть. В этом пункте учение Г. П. представляется совершенно новым и отличным от всей прежней зап. богословской традиции, идущей от блж. Августина; поэтому оно не случайно подверглось осуждению на Соборах в Сансе и Реймсе. Как выясняется из критики этого учения Г. П. его современниками, в частности Готфридом Клервоским, Г. П. полагал, что то, что существует в Боге благодаря этой единой сущности, есть не одно, а «некие три единичных предмета» (tria singularia quaedam), «три счисляемые вещи» (tres res numerabiles), так что единая по числу форма существует во множественных вещах ( Gaufridus Claraevallensis. Contr. capit. Gilb. 26//PL. 185. Col. 604). Вслед за Боэцием определяя лицо как «индивидуальную субстанцию (ипостась) разумной природы» (Com. in lib. De duab. nat.//PL. 64. Col. 1371, 1374; Com. in lib. De Trinit.//Ibid. Col. 1294), Г. П. утверждает, что в Боге «одна сущность (essentia) и три субстанции (substantiae, ипостаси)» (Com.

http://pravenc.ru/text/164989.html

Из сочинений по частным вопросам особенно замечательны произведения бывших профессоров академий – Петербургской Нильского († 1894) и Московской Субботина. Оба профессора за свои диссертации по истории раскола были удостоены ученой степени доктора богословия, – первый за «Семейную жизнь в русском расколе. Выпуски 1 и 2. Спб. 1869», второй за «Происхождение белокриницкой иерархии. М. 1874». Другие статьи и сочинения обоих авторов многочисленны и разнообразны. Отличительную особенность всех сочинений Нильского составляет научная точность в сообщаемых сведениях, та точность, которая требуется от настольной книги. Н. И. Субботин , редактор «Братского слова», известен еще своими многочисленными статьями о современном расколе, и главным образом о расколе австрийского толка. Писательская его деятельность этого характера началась еще в то время, когда о современном расколе печатали очень мало, – в начале шестидесятых годов. А между тем автор был поставлен в счастливые условия: он свел знакомство с некоторыми членами белокриницкой иерархии, которые, вознамерившись присоединиться к Церкви, в изобилии доставляли ему новейшие известия и документы о современных движениях в расколе. 1286 Вследствие всего этого статьи г. Субботина, особенно при их живом изложении, читались с большим интересом и православными и старообрядцами. В настоящее время летопись происходящих в расколе событий периодически ведется в «Бр. слове». Из произведений других авторов более важны сочинения – митр. Макария 1287 и проф. Голубинского 1288 – о происхождении раскола, Ивановского 1289 и Н. Барсова 1290 – по истории безпоповщины, Мельникова 1291 и Монастырева 1292 – по истории поповщины, Верховского 1293 и С–го 1294 – о единоверии. По истории местного раскола известны сочинения архим. Палладия – о пермском расколе, 1295 Витевского – о уральском, 1296 Е. Барсова – о поморском, 1297 Соколова – о саратовском 1298 и др. По законоведению – Барсова, 1299 Варадинова, 1300 Богословского, 1301 Чичинадзе. 1302 По статистике – Ивановского, 1303 Мельникова, 1304 архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Митр. Филарет в настоящее время был очень заинтересован мыслию об единоверческом епископе и потому с нетерпением ожидал ответа на свое письмо от владыки Новгородского. «Нельзя ли узнать мне, писал он последнему всего через неделю по отсылке проекта, как показались вам мои предположения об единоверческом епископе» 1292 . Означенному проекту Московского святителя однако не суждено было осуществиться: он был отвергнут м. Григорием и потому не получил дальнейшего движения 1293 . Последний хотя в принципе и ничего не имел против учреждения единоверческой епископии, полагая и со своей стороны, что «единоверческого епископа сделать можно, и единоверцы будут довольны» 1294 ; но в то же время он не разделял блестящих ожиданий м. Филарета от исполнения его проекта. Он, напротив, считал дарование единоверцам особого епископа практически не только бесполезным, потому что «раскольники не примут его», но даже и «вредным для православия» 1295 . Московский архипастырь, получив такой ответ преосвященного Григория, хотя вполне и не согласился с означенным мнением «первого лица в иерархии», однако же более и не настаивал на своем «предположении» 1296 , a выражал лишь сожаление, что не сообщил в свое время этот проект синодальному обер-прокурору 1297 . Из сказанного видно, что мысль о даровании единоверцам своего епископа в данное время явилась у Московского митрополита не вследствие каких-либо теоретических соображений о неполноте единоверия; она высказывается им не как искренняя нужда самого собственно единоверия, без удовлетворения которой последнее якобы теряет свой смысл, – как впоследствии стали смотреть на этот вопрос некоторые из единоверцев. – Нет, эта мысль явилась у него по чисто практическим соображениям, в виду особенных обстоятельств того времени. Само собою понятно, что, когда эти обстоятельства миновали, не стало и мысли об особом единоверческом епископе. Так, действительно, т.е. в отрицательном смысле м. Филарет и решил этот вопрос при новом возникновении его в 1864 году, вследствие всеподданнейшей записки графа Валуева, в которой был поднят вопрос о дальнейшем развитии начала единоверия. К этому времени раскольнические ходатайства о даровании им независимых от епархиального начальства священников были давно уже покончены категорическим отказом. Более смелые из старообрядцев, неискренно присоединившиеся в прошлое царствование к церкви, опять перешли в раскол; австрийская иерархия окончательно упрочилась и была принята значительным большинством раскольников поповцев; – одним словом, все те обстоятельства, ради которых в 1857 году Московский архипастырь заботился об учреждении единоверческой епископии, теперь миновали. Поэтому миновала теперь, по его мнению, и нужда в особом единоверческом епископе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И, быть может, имя такого среднего человека, одного из безыменной горстки смельчаков, более подходит для обозначения демократической страны, нежели имя какого-нибудь короля или конкистадора, и, конечно же, это более справедливо, чем если бы Америку называли Вест-Индией, или Новой Англией, или Новой Испанией, или Землей Святого Креста. Это смертное имя перенесено в бессмертие не по воле одного человека; то была воля судьбы, которая всегда права, даже если нам кажется, что она поступает несправедливо. Там, где приказывает эта высшая воля, мы должны подчиниться. И мы пользуемся сегодня этим словом, которое придумано по воле слепого случая, в веселой игре, как само собой разумеющимся, единственно мыслимым и единственно правильным – звучным, легкокрылым словом «Америка». Примечания Книга «Америго. Повесть об одной исторической ошибке» была напечатана в издательстве Берман-Фишер в 1944 г. Работу над ней Цвейг завершил незадолго до смерти. Трирема – древнее гребное судно с тремя ярусами весел. Сиена – город в Италии. Сиенский университет был основан в XIII b. Кубла-хан (Хубилай) (1216–1294) – внук Чингис-хана, монгольский император, с которого начинается в Китае монгольская династия Юань. Марко Поло пробыл при дворе Кубла-хана с 1275 по 1292 г. Тапробан (Тапробана) – под таким именем был известен древним грекам Цейлон. Оттоманы (османы) – старое название анатолийских турок (по имени султана Османа I). Руми – то есть люди из Рума, как арабы называли Византийскую империю. Впоследствии это название распространилось на всех христиан. Идриси (Едриси) (ок. 1100 – ок. 1166) – арабский географ при дворе Роджера II. Его основная работа – описание мира, известная под различными заглавиями, представляет большой интерес для истории географии. До нас также дошли две его карты. Счастливые острова (Блаженные острова и т. д.). – Этим названием греки, очевидно, обозначали Канарские острова. Нунью Триштан (ум. 1447) – португальский мореплаватель. В 1443 г. обогнул мыс Бланко (Белый Мыс). В 1447 г.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

Отмечается также прибытие в Болгарию свыше 250 тракторов-тягачей. Вывод: Вместо убывшей в Румынию группы Бласковиц германское командование создает новую группировку в восточной части Протектората. По-видимому, Германия намерена разрешить балканскую проблему до начала весны. Начальник Разведывательного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенант (Голиков) РГВА. Ф. 33987. Оп. З с. Д. 1294. Лл. 128129. Машинопись на специальном типографском бланке. Имеется помета: «Отпечатано 17 экз.» и другие пометы. Подлинник. Автограф. Беседа Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова с послом Германии в СССР Ф. Шуленбургом 12 декабря 1940 г. Совершенно секретно (особая папка) Шуленбург пришел в сопровождении Шнурре и Хильгера. Шуленбург сообщил, что он получил телеграмму из Берлина. В ней задержка вручения верительных грамот полпредом тов. Деканозовым объясняется отсутствием Гитлера, который лишь позавчера вернулся в Берлин. Шуленбург считает, что здесь нет никакого злого умысла, ему также сообщили, что Риббентроп сегодня примет Деканозова и объяснит ему причину задержки. Шуленбург считает, что в связи с частыми разъездами Гитлера и Риббентропа такая задержка вполне возможна и это часто случается в Берлине. Кроме того, Деканозов мог бы и до вручения грамот пойти к Риббентропу и вести с ним переговоры, так как само вручение грамот есть не что иное, как формальность. Тов. Молотов считает, что такая задержка слишком необычна и непонятна. Тов. Деканозов держится вполне лояльно. Он как полпред ничего иного не может сделать. Тов. Молотов говорит, что он хотел уже вызвать Деканозова в Москву с тем, чтобы узнать, в чем причина задержки. Сегодня т. Молотов хотел бы получить определенный ответ. Может ли он считать, что таким образом сегодня все выяснится? Шуленбург отвечает, что в полученной им телеграмме не сказано, когда Деканозов сможет вручить свои грамоты, однако он будет принят Риббентропом сегодня. Затем Шуленбург переходит к вопросу относительно самолетов, который уже несколько раз ставился германской стороной. Он напоминает, что снова передал т. Молотову записку, в которой говорилось о просьбе германской стороны разрешить транзит этих самолетов, а также ящиков с запасными частями и медикаментами для германского корабля. Он заверяет, что эти предметы не предназначены для Японского правительства. Для удобства советской стороны предметы эти могут быть отправлены из Владивостока в Японию на регулярном торговом пароходе так, что германский корабль не будет заходить во Владивосток. Очевидно, он будет находиться в порту Кобе. Шуленбург говорит, что он не видит никаких трудностей для Советского правительства дать такое разрешение, и просит ускорить решение этого вопроса с тем, чтобы до 8 января упомянутые предметы были доставлены во Владивосток.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Жены и дочери, равно как и сыновья, первоначально присоединяли к своему имени (без всякой дальнейшей прибавки) имя своего повелителя (Gewalthalters): дочери – имя отца, жены – имя мужа. Так, например еще Цицерон 334 говорит Caecilia Metelli, т.е. Цицилия, дочь Метелла, без всякого добавления filia. Впоследствии сюда, к имени отца стали прибавлять filia. Это совершенно как у нас в официальных бумагах для того, чтобы обозначить какого-нибудь крестьянина Ивана Феодоровича Ракова, пишут: Иван Феодоров сын Раков и т.п. Для жены старое наименование удерживалось также и после того, как отношение власти давно устарело. Так в надписях имеем: Caecilia Q. Cretici f. Metella Crassi (Or. 577=VI, 1274) Lepida M.Silani (Borg. V, 213) Paulla Cornelia Gn. Filia Hispalli (Or. 551=VI, 1294) Livia Augusti (Or. 614=X, 7464) Antonia Augusti Drosi (Or. 650=VI, 921) Agrippina Germanici Caesaris (Mom. 2402=X, 1422) Plotina Traiani (Or. 793) Sabina Hadriani (Or. 819=II, 4992) Domitia Bibuli (Or. 2874=VI, 9523) а на медалях периода цезарей: Agrippina M. f. Germanici Caesaris Octavia Neronis Plotina Ang, imp. Traiani Salina Augusta Hadrieni Ang. p.p. наконец, у писателей: Postumia Servii Sulpicii Lollia A. Gabinii Tertulla M.Crassi Suet. Caes. 50 Mucia Cn. Pompeii Menalina Neronis Suet. Otho 10 Tabia Dolabellae Domitia Passieni Quntilian 6, 3, 73.73 Много примеров в указателях Corpus Inscriptionum Latinarum, III, V, IX, X. Дочернее имя (Tochter – name) состоит из gentile отца и praenomen; последнее, не имея политического значения (как praenomen сына), не подвергается ограничению мужского предымени и не ограничено в выборе. Приведем несколько примеров 335 : Secunda Valeria M.f. (I, 1433=V, 3794) Maxsuma Sadria S.f. (Henzenn, 6232=I, 1256) Dindia Macolnia (I, 54) Rutila Tulcinuia (Henzen 6233=I, 1301=IX, 4298) Prima Pompeia (Henzen 6234=I, 1010) Tertia Sapiena Tertia Turpedia Vibia Tetidia Paula Cornelia см. Index к Corp. Inscr. Int. I p. 641 Автор сочинения de praenomin. 7 говорит следующее: Antiquarum mulierum frequenti in usu preanomina fuerunt Rutila, Caesellia, Rodacilla, Murula, Burra, a colore ducta, Illa praenomina a viris ffactata sunt: Gaia, Lucia, Publia, Numoria – т.е.: «у древних женщин в частом употреблении были предымена Рутила, Цезеллия, Родацилла, Мурула, Бурра, произведенные от цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Война с западною Болгариею происходила в 1292 г. Шишману вздумалось поживиться на счет Сербии, как Милютин усиливался на счет империи; но Стратимир не рассчел, что у него далеко не те средства, что у Милютина. «Сильный, нечестивый, царь татарский Ногай поднимается против меня со всеми силами. Мое кралевство посылает ему дары. Беззаконный царь, спешивший против меня, возвращается назад. Послал я к нему на службу сына Стефана с знаменитыми начальниками. Когда уже отчаивались в возвращении его, он воротился невредимый; закипело междоусобие у нечестивых». Татарин Ногай, столько известный России, в 1294 г. свергнул с болгарского престола Тертера и посадил Смильцу; — гордый хан грозил тем же и Милютину. Недолго после того закипело междоусобие между сыновьями Ногая; старший сын Тшуке (Цока) разбил наголову младшего; тот обратился с жалобою к х. Тохтаге; война кончилась пленом и смертью Ногая, в 1299 г. «Безбожные персы и арабы вооружились на христианский род. Они поселились в великой Романии и укоренились тут на полной свободе, живя 20 лет. Мое кралевство призывает некоторую часть их на службу, к зави сти соседей царей. Когда же задумали они погибель моему кралевству, тогда я смирил их в конец не только в моем кралевстве, но и в Романии; города их были разрушены; никого не осталось из этого нечестивого рода во всей Романии, за исключением тех, которые стали рабами сербских начальников». Выгнанные из Палестины крестоносцы, смешавшиеся там с арабами, явились во Фракии с именем арабов; сперва терпели их, дали им земли в Романии. Но, обжившись, они стали хозяйничать на манер разбойников: захватывали чужую собственность, похищали жен и девушек. Преследовавшие их магометане увеличивали страдания православных. Бессильная империя не могла совладать с буйными бродягами — фонами. Когда обязавшиеся служить Милютину составили заговор на жизнь его: Милютин решился рассчитаться с незваными гостями по-своему. Он выгнал всех их за Дунай, за исключением лучших, оставшихся в числе прислуги. «Кир Андроник Палеолог, вселенский царь, умолил искреннего сына державного царства послать войско против персов в Анатоию. Убежденный молением тестя, отрядил он дружину с великим воеводою Новаком Гребестрекою. Она, дойдя до гор. Ираклии, радостно встречена была Андроником и, войдя на суда, перешла в Анатолию. После многих сражений одержала победу и с благодарностью Андроника возвратилась».

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010