Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/154327.html

Незадолго до 1246 г., когда Иоанн Ватаци подчинил себе Македонию, «итальянские пираты» разграбили И. м. и уничтожили часть его архива, как об этом сообщает хрисовул имп. Михаила VIII Палеолога от янв. 1259 г. (Ibid. N 58). Оттуда же становится известным, что земельные владения И. м. были в тот период довольно стабильными, несмотря на то что вслед. политических волнений И. м. потерял Арсеникию, Ливизасду и Месолимну, а также ок. 500 модиев земли в Мелитзиане и свыше 150 модиев у р. Галлик близ Фессалоники. В 1250 г. патриарх К-польский Мануил II и синод опять подтвердили права И. м. на находившийся близ Струмицы мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы, на владение к-рым предъявлял претензии местный епископ. Именно из этого документа известно имя настоятеля И. м.- грузина Николая, управлявшего монастырем в мае 1250 г. (Ibid. N 57). Грузинами были и последующие настоятели И. м. при императорах Михаиле VIII и Андронике II Палеологе: Неофит (до окт. 1264), Иоанникий (до окт. 1264), Неофит (окт. 1264), Иоанн (до 1279/80), Серапион (нояб. 1294, июль 1297), Антоний (дек. 1309, июнь 1314), Николай (май 1316), Иоанн (1320, 1322). Известны также некоторые греч. настоятели этого периода: Иоанникий (авг. 1273), Иоанн (1279/80), Николай (после 1279/80), Иоанн (февр. 1287, авг. 1288), Иоанникий (май 1292), Иоанникий (нояб. 1324, март 1326). Установить точные годы настоятельства каждого из них трудно, вероятно оно не превышало 3-4 лет. 6 июля 1274 г., при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе, между Зап. и Вост. Церквами была заключена Лионская уния. Униаты высадились на Афоне и, стремясь склонить к ней афонских монахов, прибегли к насилию. В «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22) содержатся сведения о гибели мн. афонских монахов. Монахи Великой Лавры, куда униаты пришли в первую очередь, под давлением священника, отлученного от сана, приняли унию. Добравшись до И. м., латиняне встретили сопротивление. Ок. 200 старейших монахов, почитаемых впосл. как Иверские преподобномученики, были посажены на монастырский корабль и утоплены вместе с ним в море; молодые были проданы в рабство. Следующими пострадали от латинян ватопедские (Ватопедские мученики) и зографские (Зографские преподобномученики) монахи. Землетрясение, случившееся после того, как монахи Ксиропотама встретили униатов с ветвями в руках и приняли от них в дар часть награбленного в др. мон-рях Афона, привело к мн. разрушениям и гибели людей и побудило латинян покинуть полуостров и вернуться в К-поль (Повесть о нашествии папистов. 1897. С. 233-249).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_4.html

В июле 1289 г. Беро (Берар), старший брат Бертрана де Го, занял архиепископскую кафедру Лиона; Бертран стал генеральным викарием архиепископа, а также получил место каноника лионского кафедрального капитула. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V возвел архиеп. Беро де Го в достоинство кардинала-епископа Альбано; вместе с ним в Рим приехал Бертран. После назначения кард. Беро де Го папским легатом Бертран де Го, как капеллан, сопровождал его и кард. Симона де Больё в дипломатической миссии, участвовал в переговорах о мире между англ. кор. Эдуардом I и франц. кор. Филиппом IV Красивым . После избрания папой Римским Бонифация VIII (1294-1303) Бертран де Го вернулся в Рим. В награду за успех миссии и, вероятно, по настоянию кор. Эдуарда I папа в марте 1295 г. назначил Бертрана де Го епископом Комменжа (епископского рукоположения совершено не было). 23 дек. 1299 г. Бертран де Го был возведен на архиепископскую кафедру Бордо, возможно с целью умиротворить монархов Англии и Франции, оспаривавших контроль над Гасконью. Для франц. кор. Филиппа IV Красивого, нуждавшегося в верных людях, которые занимали бы ключевые позиции в провинции, Бертран де Го был удобной фигурой. Семья де Го доказала свою лояльность к франц. короне: один из братьев Бертрана, Арно Гарси де Го, сеньор де Кутюр, сражался на стороне короля Франции под командованием Ги IV де Шатийона, графа де Сен-Поль. С назначением Бертрана де Го на важнейшую церковную кафедру в континентальных владениях Плантагенетов был согласен и англ. кор. Эдуард I. В соответствии с новым статусом Бертран заседал в совете Гаскони, во время визитов в Англию он принимал участие в работе королевского совета. Кроме того, назначение на кафедру Бордо показало, что после смерти старшего брата кард. Беро де Го (1297) Бертран сохранил влияние в Римской курии. Как архиепископ Бордо, Бертран де Го регулярно совершал визитации находившихся в его юрисдикции диоцезов; ревностно отстаивал статус примаса Аквитании в споре с архиепископом Буржа (в 1295-1316 эту кафедру занимал парижский богослов Эгидий Римский ), добился подтверждения статуса архиепископа Бордо как примаса Аквитании (3 марта 1303). В условиях, когда из-за военных действий провинция находилась на грани банкротства, архиепископ продемонстрировал умение решать финансовые вопросы. Он добился от франц. короля привилегий: бальи и сенешали не имели права вмешиваться в дела, касавшиеся церковных доходов архиепископства; епископы-суффраганы могли апеллировать к суду архиепископа.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Насельники Л. искали поддержки как у правителей Германии, так и у местных аристократов. С нач. XIII в. многие аббаты принадлежали к знатному семейству Фоконье, которое фактически контролировало обитель. Кор. Филипп Швабский подтвердил привилегии, дарованные Л. прежними правителями (5 дек. 1201 - B ö hmer. Reg. Imp. 5. Bd. 1. T. 1. N 63), а кор. Фридрих II Штауфен принял аббатство под защиту (февр. 1218 - Ibid. N 928). В соответствии с грамотой кор. Генриха VII, сына имп. Фридриха II, монахи получили разрешение построить крепостную стену вокруг аббатства и возникшего при нем города (29 дек. 1228 - Ibid. T. 2. N 4124). Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы обеспечить безопасность Л. и защитить его владения от посягательств местной знати. После переговоров с герцогом Лотарингии и графом Бара монахи заключили соглашение с Тибо V, гр. Шампани (1258). Он обязался защищать аббатство и его владения (45 селений в окрестностях Л.); за это он получил значительную часть доходов, право назначать судей наравне с аббатом, построить на монастырских землях не более 4 замков и т. д. Однако Гуго из Шалона, пфальцгр. Бургундии (Франш-Конте), также выдвинул претензии на роль «защитника» аббатства и начал военные действия против Тибо V. Конфликт удалось уладить благодаря вмешательству франц. кор. Людовика IX Святого, но впосл. Алиса, вдова Гуго, захватила мон-рь и потребовала от монахов расторгнуть договор с Тибо V. Когда графство Шампань перешло к франц. кор. Филиппу IV Красивому, тот воспользовался правами «защитника» Л., чтобы упрочить свои позиции в обл. Франш-Конте. Притязания короля привели к новым столкновениям. Первоначально аббат Теобальд III (Тибо де Фоконье; 1287-1308) занял антифранц. позицию: в 1294 г. он принял участие в собрании бургундских баронов в Безансоне, которые обязались оказывать сопротивление французам (договор был возобновлен в 1295, когда пфальцгр. Оттон IV решил продать графство франц. королю). Однако кор. Филипп Красивый, установив контроль над Франш-Конте, не пренебрегал обязанностями «защитника» Л.: королевские чиновники выносили судебные решения в пользу обители, заставляли местную знать возмещать убытки, нанесенные мон-рю. Поэтому аббат Теобальд III поддержал франц. короля в конфликте с папой Римским Бонифацием VIII , а его преемники также поддерживали хорошие отношения с королями Франции. В 1291 г. аббат признал права и свободы горожан Л., в т. ч. право наследования, свободной торговли, сбора муниципальных налогов (к этому времени большинство городов Франш-Конте имели подобные грамоты). При аббате Одоне II (Эде из Шарантона; 1319-1345) было завершено строительство готической монастырской церкви (освящена 7 дек. 1340 во имя апостолов Петра и Павла). При аббате Гийоме де Бюссюле (1382-1416) началось возведение клуатра, была перестроена ц. Нотр-Дам, за пределами крепостных стен сооружен госпиталь св. Ромарика. С сер. XIV в. аббат обычно жил в замке Бодонкур, находившемся в 3 км от Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

1288 ПФА РАН. Ф. 36. Оп. 2. 17. Л. 1. Письмо от 26 нояб. 1908 г. Схожие по тексту письма Глубоковский направил в тот же день Г. Э. Зенгеру (МФА РАН. Ф. 504. 72. Л. 12–13) и 28 ноября П. К. Коковневу (ПФА РАН. Ф. 779. Оп. 2. 89. Л. 1–2). 1292 ПФА РАН. Ф. 176. Оп. 2. 117. Л. 21. Письмо Соболевскому от 12 февр. 1914 г. В 1909 г. Глубоковский выступил печати в защиту А. И. Соболевского в связи с делом, возбужденным против него в окружном суде по жалобе ректора, проректора и деканов всех факультетов С.-Петербургского университета. В одной из статей в «С.-Петербургских ведомостях» Соболевский обвинил университетские власти в попустительстве и укрывательстве виновников «экспроприации» 3 апреля 1907 г., совершенной из кассы университета. В свою очередь университетские власти обвинили его в клевете в печати, 3 декабря 1909 г. он был осужден на 7 дней домашнего ареста и вынужден был покинуть университет. Защищая Соболевского, Глубоковский указывал, что в период «освободительных и мракобесных смут» Соболевский вел себя достойно, и его волновала не личная судьба, а принципиальный вопрос: есть ли университет «храм науки» или «вертеп разбойников»? (Самоосужденные//Колокол. 1909. 1120, 5 дек. С. 1, подпись «Профессор»; Как искали правду на суде//Там же. 1909, 1124, 10 дек. С. 1). 1294 Там же. 870. Л. 7–7 об. Еще ранее, 17 ноября 1913 г., вопрос о съезде обсуждался на заседании Совета СП6ДА, представителем академии был избран профессор по кафедре русской гражданской истории П. Н. Жукович (ХЧ. 1915. 2. С. 173. Журналы заседаний Совета Императорской Петроградской Духовной Академии за 1913/14 год). 1296 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 565. Л. 1. Глубоковский получил письмо 24 февраля, а 28 февраля отправил готовую справку. В тот же день он получил от Лаппо-Данилевского личное уведомление об избрании в состав Исполнительного комитета и приглашение на первое заседание 29 марта (Там же. Л. 3). 1298 Отзыв опубликован в «Записках Императорской Академии наук по историко-филологическому отделению». 1913. Т. IX. 3. С. 97–128. Было 100 отдельных оттисков в обложках. Один из них имеется в РНБ с дарственной надписью В. В. Розанову .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1293 13 ноября 1886 г. Гиляров писал об этом же Романову-Рцы: «Разорению подвергся я главным образом от неожиданного разрешения двух уличных листков, которые, льстя грязным вкусам публики, сразу отняли у меня свыше сорока тысяч прихода; а на эту самую сумму я только что купил машин в типографию и бумажную фабрику в кредит» (Письма к Романову-Рцы. С. 280). Имеются в виду издававшиеся с 1881 г. ежедневные газеты «Московский листок» (редактор-издатель Н. И. Пастухов) и «Московский телеграф» (редактор-издатель И. И. Родзевич; закрыт в 1883 г.). 1294 Согласно Табели о рангах обращение «Ваше Превосходительство» предусматривали звания III–V классов. Грот имел чин тайного советника (III класс). 1297 Гиляров-Платонов [Н. П.]. Откуда нигилизм?//Русь. 1884. 15 дек. 24. С. 13–26. Статья, как указывает в редакционном предуведомлении И. С. Аксаков, написана по поводу первой части очерка Н. Я. Данилевского «Происхождение нашего нигилизма» (Там же. 1884. 15 нояб. 22. С. 12–22). 1298 Эти правила опубликованы в наст. изд., на с. 323–328 – см. VII. Служебные инструкции для корректоров… 1299 На полях Грот пометил это предложение Гилярова вертикальной линией и написал карандашом: «Не заметил». 1300 Напротив этой фразы на полях Грот поставил карандашом отметку: NB. Гиляров имеет в виду суждения, процитированные им в начале следующего письма к Гроту по книге последнего: Русское правописание-1. С. 22. 1302 Гиляров говорит о разделе «Основные черты русской фонетики и русская азбука» в руководстве Грота (Русское правописание-1. С. 1–20), в частности – о его замечании, касающемся неударяемых гласных, которые «артикулируются так слабо и неполно, что произношение их становится неясным, и вместо звуков а, о является неопределенный, средний между обоими звук, в котором наполовину слышится а, наполовину о.» (Там же. С. 7). 1303 Гильфердинг А. Ф. Общеславянская азбука с приложением образцов славянских наречий. СПб.: Слав. благотвор. ком. на счет суммы, пожертв. И. А. Посоховым, 1871. , 18, CXXIX с.; 2-е изд.: 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Агиографическое сказание о К. (XII-XIII вв.) сохранилось лишь во фрагментах и в поздних переработках; его содержание и датировка текста остаются предметом дискуссии. Только часть агиографических сочинений о К. опубликована; как правило, издатели не учитывали весь круг сохранившихся источников, допускали ошибки в эдиционной технике и анализе текстов. Впервые сочинение, представленное как Житие К., было издано Ф. Пленом ( Plaine. 1886. P. 118-153), к-рый обнаружил его в сборнике агиографических текстов, созданном в 1664 г. для болландиста Даниэла ван Папенбрука (Brux. 3472 (8495-8505). Fol. 70-73v). В сборник были включены тексты из рукописей, хранившихся в аббатстве Сен-Сольв в Монтрёе и впосл. утраченных. Житие К. содержало обширные лакуны, к-рые Плен восполнил по литургическим чтениям в дни памяти К. (1 мая и 12 дек.) из печатного Кемперского бревиария (Плен называл его «Кемперским санкторалом» и датировал 1500 г.; чаще всего это издание датируют 10-ми гг. XVI в.). В приложении Плен опубликовал фрагменты чтений, не включенные им в реконструкцию Жития, и выдержки из др. источников (подробнее см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 7-14). Согласно Р. Ларжильеру, сокращенная версия сказания о К. содержится в литургических чтениях из бревиария 1472 г., переписанного в диоцезе Кемпер клириком Жаном де л " Эпином (Paris. lat. 1294. Fol. 244v), и в чтениях из «старого бревиария» еп-ства Сен-Бриё (сохр. в копии XVII в.- Paris. fr. 22321. P. 728-729; см.: Largilli è re. 1925. P. 91). Схожие с ними чтения включены в рукописный бревиарий из Ландерно (XV в.- Merdrignac B. L " espace et le sacré dans les leçons de bréviaires de l " Ouest armoricain consacrées aux saints bretons (XVe-XVIe siècles)//Annales de Bretagne et des pays de l " Ouest. Rennes, 1983. T. 90. N 2. P. 273-274). А. Оэ обнаружил текст др. версии сказания о К. в копии, выполненной бретон. историком доминиканцем Огюстеном дю Пазом († 1631) (Paris. fr. 22362. Fol. 60-69v; см.: Largilli è re. 1925. P. 91-95). Текст был опубликован Э. С. Фавтье-Джонс ( Fawtier-Jones. 1925. P. 38-56; об ошибках, допущенных в этом издании, см.: Largilli è re. 1925. P. 96-100). Дю Паз не указал источники скопированного им текста, к-рый составлен из фрагментов неск. произведений. Нек-рые фрагменты заимствованы из кратких версий сказания о К., но в распоряжении дю Паза также была более ранняя, возможно первоначальная, версия текста (из нее заимствованы пространные повествования о встрече К. с отшельником Примаэлом, о паломнике, убившем угря, о вразумлении гордой женщины, помощи невинному юноше и наказании вора). Вероятно, именно этот текст был положен в основу кратких версий сказания о святом.

http://pravenc.ru/text/2057260.html

ДИМИТРИЙ Иванович Троицкий (1905-1937), свящ., сщмч, (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Степанович Чистосердов (1861-1919), прот., сщмч. (пам. 26 дек.- в Соборе всех святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ († авг. 1918), прмч. (пам. 25 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), инок Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря ДИМИТРИЙ Михайлович Вдовин (1883 - 1942), мч. (пам. 10 апр., в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе исповедников и новомучеников Российских) ДИМИТРИЙ Емельянович Власенков (1880-1942), мч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Волков (1871-1942), мч. (пам. 19 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Воробьёв (1879 - 1937), мч. (пам. 4 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Михайлович Морозов (1875-1937), мч. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Спиридонович Спиридонов (1871-1938), мч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Крючков (1874-1952), свящ, священноисп. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий

http://pravenc.ru/rubrics/122338_18.html

В ходе конфликта с секулярными богословами вопрос о бедности вновь был поднят в ордене францисканцев. Папа Римский Николай III (1277-1280) буллой «Exiit qui seminat» (от 14 авг. 1279), с одной стороны, признал нищету Христа и апостолов неопровержимой истиной, с другой - четко разделил пользование по праву владения (usus juris), запрещенного для Н. о., и фактическое пользование (usus facti), которое должно ограничиваться умеренностью (usus moderatus). Управлять имуществом ордена надлежало орденским министрам (с 1283 - особый управитель из мирян). Во францисканском ордене часть сторонников крайней бедности (напр., Коррадо из Оффиды (1237-1306), блаженный Римско-католической Церкви) были недовольны. Они полагали, что папа Римский не имеет права интерпретировать текст «Завещания» Франциска Ассизского, к-рый у францисканцев считался равным евангельскому Откровению. Наиболее аргументированно эти взгляды были сформулированы католич. богословом Петром Иоанном Оливи († 1298). По его мнению, пользование собственностью должно быть ограничено только самым необходимым для жизни (usus pauper). В понтификат Целестина V (июль-дек. 1294) представители спиритуалов в ордене францисканцев во главе с Петром из Мачераты († после 1298) и Ангелом Кларенским († 1337) получили поддержку папы и возможность создать отдельную конгрегацию - бедных еремитов Господа Небесного (лат. Pauperes Eremiti Domini Coelestini), к-рая была распущена уже при следующем папе, Бонифации VIII. Усиление спиритуалов привело к конфликту с Папским престолом. После низложения в 1295 г. генерального министра ордена францисканцев лидер спиритуалов Убертино да Касале († ок. 1330) объявил папу антихристом. Папа Бенедикт XI запретил Убертино да Касале заниматься проповеднической деятельностью, предписав ему удалиться в мон-рь. Папа Климент V пригласил представителей спиритуалов в Авиньон для обсуждения вопроса о бедности. Увиденная роскошь папского двора упрочила непримиримую позицию спиритуалов. Их дело рассматривалось на Вьеннском Соборе. Стремясь сохранить единство ордена францисканцев, папа Климент V буллой «Exivi de paradiso» от 6 мая 1312 г. попытался детально разъяснить, в чем состоит «usus moderatus» (умеренное пользование имуществом). Братьям, в частности, запрещалось иметь дорогую одежду, носить обувь, перемещаться верхом, кроме случаев крайней необходимости; запрещалось иметь ящики для сбора пожертвований, денежные средства могли использоваться только на условиях, указанных в булле папы Римского Николая III «Exiit qui seminat»; конвенты и дома францисканцев не могли иметь сады и виноградники; предписывалось строить церкви скромных размеров и т. д. Раскол в ордене усилился. При папе Иоанне XXII спиритуалы были фактически запрещены (булла «Quorundam exigit» от 7 окт. 1317). Из наиболее радикальных представителей течения спиритуалов составилось новое движение - фратичелли (осуждено буллой «Sancta Romana» от 30 дек. 1317, членов течения стала преследовать инквизиция).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010