«В древнее время», – так приступает св. Григорий к опровержению своих противников, – «существовало три мнения о Боге: анархия, полиархия и монархия. Первые два были – и пусть остаются -предметом забавы сынов эллинских; ибо анархия сопровождается беспорядком, а полиархия раздорами, вследствие чего и безначальна, и беспорядочна; то и другое ведет к одному концу – беспорядку, а беспорядок – к разрушению... Поэтому мы предпочитаем монархию» 593 . Но, как известно, и последователи Ноэта и Праксея хвалились своим учением о монархии в Божестве 594 , и сам Савеллий дал ей место в своей системе 595 . Поэтому наш Богослов старался показать, что в церковном учении слово «монархия» имеет совершенно иной смысл, нежели в системах еретических. «Это», говорит он, «не та монархия, которая определяется единством Лица, а та, которую составляет равенство природы, единство воли, тождество движения и направления к Единому Тех, которые из Единого (что в естестве, сотворенном невозможно), так что они, хотя различны по числу, но по существу нераздельны» 596 . Ложное учение о монархии, при мнимо-философском значении, без всякого внутреннего содержания, есть не что иное, как ограничение и сокращение Божества ( θετητος συστλη) 597 , В истинном же понятии о монархии, при трех реальных Лицах, в силу единства и тождества Их природы, остается одно Божество; потому что оно признает только одно начало, один источник 598 Божества, сущность которого всецело и нераздельно переходит от первой Ипостаси к другим. «Все, чем обладает Отец, имеет и Сын, кроме того, что Он – не начало, и все, чем обладает Сын, имеет и Дух, кроме сыновства» 599 . Таким образом, основания, в силу которых, при троичности Лиц, в Боге остается единство существа, заключаются, во-первых, в обладании одной божеской природой или существом 600 , во-вторых, в общей деятельности Лиц или единстве их воли 601 и, в-третьих, в единстве Начала 602 . Сын и Дух Святой имеют то же божество, что и Отец, и получают его не иначе, как от Отца; Они, далее, имеют общую с Ним деятельность и, наконец, Они существуют в Нем и с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Показав лишь в одном стихе всю глубину предмета, он раскрывает его широту более чем в 40 стихах, причём всё сводит к тому же, что и подало ему повод говорить столь пространно о вере, т. е. чтобы читатели имели твёрдую веру во Христа и тем достигали возможного для них духовного совершенства о Христе Иисусе. Что Апостол хотел здесь определить существо веры, это видно из того, что логическое ударение находится на первом слове: δ (πστις) 594 . Существо веры, прежде всего, полагается в осуществлении (πστασις) ожидаемого. В своём общедоступном объяснении послания к Евреям 595 мы уже высказали, что здесь видна сообразность с восприятием христианской веры читателями. Вейсс же поясняет, что здесь даётся намёк на обетованные блага будущего 596 , причём он прибавляет, что Апостол, выдвигая вперед λπς, противопоставляет отношение веры к фактам 597 , в действительности которых нельзя убедиться осязательно, а можно только путём веры, которая поэтому есть убеждение (λεγχος) в таких невидимых фактах. Слово λεγχος употребляется только здесь, хотя глаголом от того же корня Апостол пользуется и в другом месте 598 . Столь же оригинально употребление слова πρεσβτεροι 599 в смысле указания на множество великих людей былых времён, руководствовавшихся верой, как бы в общее поощрение 600 . Стих 3 служит ближайшим разъяснением второй половины 1 стиха, хотя в то же время выясняет веру и по внутреннему её существу, в особенности через употребление глагола νοομεν, показывающего, что в ней находится и рассудочный элемент – νος, почему в послании к Римлянам 601 говорится, что невидимое Божество делается видимым через разумное (νοομενα) рассматривание. Говоря в этом же стихе отворении мира, Апостол употребляет глагол κατηρτζω в значении которого знатоки языка усматривают указание на окончательное устроение мира 602 , а в употреблении τος ανας (вместо κσμος) – указание на то, что мир был созидаем или развивался во времени 603 . Хотя, как показано раньше, Апостол употребляет это слово довольно обычно, однако нельзя не признать его многозначительным и в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И вид множество татаръ бесчислено, и побже отъ берега к великому князю, и повда ему силу велику татарьскую, а князь велики не усп собрати силы и выйде из града с Москвы, а во осад остави Иону митрополита, да матерь свою, великую княгиню Софью, и свою великую княгиню Марью, а самъ поиде к рубежу ко тверьскому. Мсяца июля въ 2 прииде к Москв царевичь, Сиди-Ахметовъ сынъ, а с ним князи великие ординские, и Едегерь 594 со многими силами, и зажгоша дворы вси на посад; и понесе втръ огнь на город со вс страны, и бысть страсть велика всмъ людем. Святый же Иона митрополитъ повел всмъ священикомъ пти молебны по всему граду, и множество народа молитися Богу и пречистой его Матери и великимъ чюдотворцемъ Петру и Алексию, и втръ утиша, а татарове тое же нощи побгоша от града прочь, слышавьше въ град шум велик, мняще князя великого пришедша со многими силами. В лто 960 . Князь велики Василей Васильевич посылалъ сына своего, князя великого Иоана Васильевичя, Кокшенги воевати. 595 Того же лта и женися князь велики Иванъ Васильевич, мсяца июня 4, и поятъ княжну Марью, 596 дщерь князя великаго Бориса Александровча Тферьского. Того же лта князю великому родися сынъ у велики княгини, князь Андрй Меньший, 597 мсяца августа 18. В лто 61 . Мсяца апрля в 9 выгор Москва город от Беклемишова двора. Того же лта преставися великаа княгини Софья 598 въ черницах у Вознесениа, иуня 15. Того же лта князь Дмитрей Шемяка Юрьевич умре со отравы 599 в Великом Новгород. Того же лта царь турскы Царьгород взял. 600 В лто 962 . Преставися Ефрм, 601 архиепископъ ростовьский и арославский. Того же лта поставленъ бысть Феодосий Бывалцевъ 602 епископомъ граду Ростову. Того же лта князь велики Василей Васильевич городъ Можаескъ взялъ, а князь Иванъ Андревичь побжалъ в Литву 603 к королю служыти. В лто 963. Владыку Питирима Пермьского вогуличи 604 убили. Того же лта приходили татарове от Сидиахметевы орды, и прелз Оку, грабили и полон имали, и прочь ушли; а Иван Васильевич Ощера 605 изъстоялъ с коломенскою силою, да их упустил, не смл на них ударитися; тогды же убили т татарове князя Семена Бабича. 606 И пришед Феодоръ Басенокъ 607 съ великого князя дворомъ, татар бил, а полон отимал. В лто 964 . Князь велики Василей Васильевич ходилъ ратью на Великий Новгород; новогородци же, собравъ силу многу, и пошли противу великого князя и пришли под Русу, 608 а туто лучилися князя великого воеводы: князь Иоанъ Васильевичь Оболеньский Стрига з братьею, да Феодоръ Васильевичь Басенок, удалый воевода, новогородцевъ смердовъ били, 609 а иных поимали . А князь велики тогды во Ажелобицахъ 610 стоялъ, и приха к нему архиепископъ Еуфимий 611 с лучшими людми и доби и челом великому князю на всей его воли. Того же лта преставися князь велики Иоанъ Феодорович Рязанский. 612 Того же лта князь велики Василей Васильевич поималъ шурина своего, князя Васильа Ярославича, 613 мсяца иуля въ 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не говори мне теперь и не рассказывай байки, кичась стремительностью неукротимого языка и бессмысленным нагромождением путаных слов, не изобретай массу речений, столь явно противоречащих истине и цели настоящего собрания; но если и что-то доброе и благочестивое будет заключаться в говоримом тобою, то тебе стоит весьма усердно это рассматривать, ведь если этого там не будет, то, наоборот, дело пойдет, выражаясь языком пословицы, как у Мандробула 594 , и болтовня несдержанного языка станет для тебя венцом зол – тем большим, чем богаче будет урожай нелепости, выросший на ниве многословия и, конечно, исследования и изучения бесполезных звуков и шумов. Но подумай лучше об увещании божественных Писаний: не передвигай пределов, которые положили отцы твои, 595 и не выставляй себя слишком мудрым 596 ; ибо нет тебе пользы в тайном». Книга 30, раздел 80 На это Палама ничего не ответил, но встал один из его учеников, весьма невежественный и дерзкий, даже не говорящий, а скорее невнятно бормочущий против истины, как если бы он с утра был мучим похмельем. «Лично я , – сказал он, – хочу сегодня поговорить о силах 597 , и пусть мне кто-нибудь скажет, почему Бог называется всесильным 598 , если не потому, что Он имеет в Себе все силы, которые мы называем нетварными и отличными друг от друга и от самой сущности Божией». Книга 30, раздел 81 Это услышал один из присутствовавших там учеников Григоры, который сразу же пришел вместе с ним, но в начале собеседования был послан за списком Догматического всеоружия 599 , а после того, как принес его, также присутствовал в собрании. Итак, этот человек, выведенный из себя глупостью услышанного, встал и сказал: «Тогда надо было, по-твоему, называть Бога «всехсильным» 600 , а не «всесильным». Ибо нам до сих пор казалось, что Бог называется всесильным потому, что Он силен [делать] все что хочет 601 , а не так, как ты говоришь». Палама же вмешался и сказал: «Но благодаря переходу σ в τ [πασοδναμος] становится παντοδναμος, как и θλασσα 602 – θλαττα».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, он не мог потворствовать совращениям и требовал для них уголовного суда по указу 22 апреля 1794 г. 591 , заповедуя наперёд православному духовенству «всячески возвращать своих овец, заблудившихся в иноверии» 592 , – опять же согласно требованию закона, ибо по указу 8 августа 1810 г. могли оставаться в католичестве только перешедшие в него до 1798 года 593 . Тем не менее не допускалось намеренных обострений, – и Смарагд запрещал «называть в форменных бумагах католическую религию заблуждением, хотя она и действительно такова» 594 , а католические вещи дозволил передать из кафедрального собора католикам 595 . В собственную область католичества Смарагд не вторгался, не делал в ней больших завоеваний 596 и лишь принимал обращающихся 597 , поскольку искренность их часто была сомнительна 598 . Мы видим, что в отношении к католическому иноверию Полоцкий архипастырь применял только меры охранения от его соблазнов своего православного стада. То же начало проходило и в действиях касательно распространённого там раскола 599 . В последний совращено было в крае великое множество православных 600 , не исключая интеллигентных лиц 601 , как и теперь даже в одной Витебской губернии насчитывается до 120 тысяч раскольников 602 . Они, пользуясь всякими связями и поблажками, сами переходили в наступление, стараясь похищать православных овец. У них чувствовалась сила, если простая раскольница осмеливалась поносить православную веру 603 . По поводу раскольнической пропаганды Смарагд предписывал «строжайше наблюдать, чтоб... все плутни раскольников открыты были» 604 . Ему было вредно не только происходившее таким путём существенное умаление его паствы 605 , но и увеличение раскола хотя бы за счёт католиков, ибо «совращением людей из какой бы то ни было веры в раскольническую ересь сия пагубная ересь умножается и утверждается – вопреки пользам православной Греко-российской веры» 606 . В этой области Смарагд собственно желал лишь «обуздать дерзость пагубной ереси, выходящей за свои пределы» 607 , а раз последние нарушались, – он и сам проникал туда в интересах охранительных и миссионерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сему убо Богословьц учашесе от световодителного его аггела – еже очищение и всякая богоначелничская действия, прьвыими существи восиявающая во вся прочая раздаватисе по коегождо к боготворьныим причествиям мере. Темже и огьнствне 594 чистителное свойство серафимом влепоту по Бозе наложи. Ничтоже убо безместно, аще очищати богословца серафим глаголетсе. Якоже бо Бог очищает вьсех в еже всякого очищения быти вина, паче же (приближнейшею бо прииму приказнию), якоже бо иже у нас свещенноначелник 595 своими служители, или свещенници очищае, или просвещае, те глаголетсе очищати и просвещати иже тем освещенном чином на того возлагающиим своя свещенная действия, сице и свое чистительное художество и силу, еже чищение богословцу соделуе аггел на Бога убо яко виновна, на серафим же яко на прьводелнаого свещенноначельника возлагает, якоже убо кто да речет с благоговнием аггельскым иже от того очищаемого научае, яко «еже в те от мене 596 службодействуемого чищения начело убо есть преизето и сущство, и содетель, и виновен иже и прьвая сущствия 597 и к еже быти привед, и еже о нем приседением содрьже и сохраняе непреложна же и непрепадаемая и сам подвиже на прьвая своих промыслителныих дейстьв причестия (се бо иже сим ме уче рече 598 еже серафима изьявляти послание 599 ), священноначелник же 600 и по Бозе наставник, еже прьвейшиих сущестьв удобрение, от негоже еже очищати аз боговидне научен бых. Се убо есть иже мною тебе очищае, имеже своя промыслителная действия от скрьвенства и в нас произведе яже всякого вина и содетель чищения». Сим убо он научи ме, тебе же аз преподаю. Твоего же убо есть умного и расудителного художества или единою реченныих вин раздрешитисе недоумения и сию предьпочисти от иные яко лепо и благословно и негли истинно имущую, или от себе что суще истинному сьродное изьобрести, или от иного научити, Богу яве дающу глагол и исходатающиим 601 аггелом, 602 и любоаггельныим нам открити светлое паче, аще мощно есть и мне паче рачителное видение. Глава 14. Что назнаменует преданное аггельское число

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Расширение Иудеи при правлении Иосии Падение Ассирии в 630–610 годах до Р.Х. совпадает с усилением позиции Иудеи при правлении царя Иосии (640–609 гг. до Р.Х.). Пока Ассирия боролась с Вавилоном на востоке, Иосия расширял влияние Иудеи дальше Вефиля в Самарию, Галилею и на Прибрежную равнину ( 2Пар. 34:6 ). Но не один Иосия был заинтересован в заполнении вакуума власти, оставленного в Леванте Ассирией. Из Египта пришёл фараон Нехао, чтобы помочь ассирийцам остановить вавилонское вторжение у Кархемиса на Евфрате ( Иер. 46:2 ). Иосия противостал фараону Нехао у Мегиддо, стратегически важного пункта на Международном пути. Он надеялся предотвратить установление египетского господства в местах, недавно оставленных Ассирией. К великой печали Иуды фараон Нехао убил Иосию у Мегиддо ( 2Пар. 35:20–25 ). Но господство Нехао над Обетованной Землёй длилось всего лишь несколько лет. Как и предсказал пророк Иеремия ( Иер. 46 ), войска фараона Нехао были разбиты не только в Кархемисе, но и дома в Египте. Новым хозяином Ближнего Востока стал Навуходоносор из Вавилона. Нововавилонские цари Набопаласар 626–605 гг. до Р.Х. Навуходоносор 605–562 гг. до Р.Х. Евил-Меродах 562–560 гг. до Р.Х. Нериглассар 560–556 гг. до Р.Х. Лабаши- Мардук 556 г. до Р.Х. Набонид 555–539 гг. до Р.Х. Валтасар 539 г. до Р.Х. Завоевание Иудеи Вавилоном В 605 году до Р.Х. в битве у Кархемиса вавилонский царь Навуходоносор нанёс решающий удар по Ассирии и быстро изгнал войска египтян из всего Леванта, включая Израиль. Последние 20 лет существования Иудеи прошли под вопросом: подчиняться Вавилону или нет. Отказ подчиниться влёк за собой быстрое возмездие. Вавилон вторгался в Иудею в 605, 601 и 597 годах, и полностью разрушил её в 586 году до Р.Х. В царских архивах Вавилона, называемых Вавилонскими летописями, сказано, что Навуходоносор осадил Иерусалим, снял Иехонию и поставил вместо него Седекию, ставшего последним царём Иудеи. Навуходоносор также захватил в городе много трофеев и унёс их с собой в Вавилон (ANET 563–64, «Иерусалимская летопись», 597 г. до Р.Х.). В Вавилонских летописях 594–557 годов до Р.Х. есть пробел, поэтому записи в нём о падении Иерусалима в 586 году нет. Археологические раскопки, проводившиеся в слоях сожжённого Иерусалима, и найденные там артефакты подтверждают разрушение и сожжение города вавилонянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

593 В ту же нощ сеит казанский сон же виде... – Главой мусульманского духовенства в Казани в 1552 г. был Кулшериф-Молна (молла, мулла). Он считался вторым лицом в государстве после хана. Был убит при взятии Казани. 594 Той бо острог старый, Ареск зовом... – Городок Арск находился в верховьях р. Казанки примерно в шестидесяти верстах от Казани. Был центром Арского княжества, населенного удмуртами (арами). 595 ...яко древле иногда от 5 хлебов 5000 народа иудеей напита? – Автор «Казанской истории» ссылается на евангельский эпизод, рассказывающий о том, как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил 5000 человек ( Мф.14:17–21 ). 596 Бе бо царь Шигалей в ратном деле зело прехитр и храбр... – В «Летописце начала царства» Шах-Али охарактеризвван иначе: «...царь... не могий скоро на конях ездити, разумичен же царь преизлишне, но не храбр сый на ратях...» (ПСРЛ, т. XXIX. М., 1965, с. 82). 597 ...посла... яко аггела своего ко Исусу Навину разорити стены Иерихонские... – Согласно Библии, помощник и преемник Моисея Иисус Навин овладел городом Иерихоном благодаря чудесной помощи Бога: стены осажденного города рухнули от звуков труб и криков войска Иисуса Навина ( Нав.6:19 ). 598 ...учиниша... башни 4 фряским обычаем... – В действительности во время осады Казани была сооружена (под руководством дьяка Ивана Выродкова) одна башня огромных размеров в близком расстоянии от городской стены. 599 ...и вскоре другому делу... касаются, его же преж того никто же на Руси видал. – Подкоп как военно-инженерный прием был известен на Руси задолго до взятия Казани. В Никоновской летописи под 1533 г. есть запись о взятии г. Стародуба литовцами с помощью подкопа. Устроение подкопов под казанскими стенами в летописях приписывается «немчину» Размыслу. 600 И вборзе хитрецы повеленное... в седмый день... скончаша... – Согласно «Летописцу начала царства», сооружение подкопов длилось более месяца – с 31 августа по 2 октября. 601 ...и напрасно вси вдруг исчезнуша... яко египтяне: онех бо море потопи... – В Библии говорится о бегстве иудеев под предводительством Моисея от египетского фараона. По молитве Моисея, море, вставшее преградой на пути, расступилось, и иудеи перешли Красное море по дну. Но когда за ними устремились их преследователи, то волны сомкнулись над ними, и все египтяне утонули ( Исх.14:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Временно занятое имущество сдается владельцу по новой оценке, когда он ее потребует (ст. 604–608). Кроме этих общих правил об экспроприации, для некоторых случаев постановлены особенные. Сюда принадлежат правила о занятии имущества под строящиеся железные дороги. Сущность их состоит в том, что имущества, требующие неотлагательного занятия, как скоро линия дороги провешена и одобрена инспекцией, подвергаются описи с разрешения губернатора через полицию в краткий двухнедельный срок; план такого имущества утверждается подписью участвующих в описи и представляется вместе с описью губернатору для распоряжений об оценке, по общим постановленным для сего правилам. Отчуждению подлежат земли нужные для проложения пути и необходимых сооружений. Добывание же материалов вне полосы есть участие в пользовании, на что испрашивается указ особо (606, 576). После оценки и определения вознаграждения имущество отводится под железную дорогу, причем когда дорога устраивается частным обществом, оно обязано обеспечить уплату вознаграждения владельцу внесением определенной оценкой суммы, в процентных бумагах, в местное казначейство – если добровольного соглашения о вознаграждении между ним и владельцем не состоится (ст. 594, 595). Особый порядок установлен также для следующих случаев: для отчуждения наделов крестьян-собственников, об отчуждении участков из поиезуитских имений, земель церковных, башкирских (ст. 596–601), земель в Закавказье под каналы и сооружения, необходимые для устройства орошения (Собр. Узак. 1891 г., N 97, пол., ст. 31). По особым правилам производится отчуждение земель под подъездные пути к железным дорогам (т. XII ч. 1, Пол. о подъездн. пут., изд. 1887 г., ст. 26 и след.). В 1893 году в дополнение 606 ст. Зак. Граж. постановлено, что для устройства снеговых защит вдоль линий железных дорог может быть установляемо право ежегодного краткосрочного пользования прилегающими к ней владельческими землями. Вознаграждение владельца определяется установленным в законе порядком и по истечении трехлетия может быть переоцениваемо. К случаям экспроприации относятся также ограничения владельцев при производстве построек, раскопок, рассадок и при устройстве складов вблизи линий железных дорог (см. Уст. Росс. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 153, приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Литературе по истории ранней Церкви (до 600 г.) посвящен указатель Τ. Робинсона и Б. Шоу 584 ; с ранним христианством связан также указатель, опубликованный Ф. Дюнцлем 585 . В разделе Bibliographie известного журнала Revue d " histoire Ecclésiastique, издаваемого Лувенским католическим университетом с 1900 г., описываются новинки литературы по церковной истории. Изданы отдельные указатели литературы, посвященной истории христианских конфессий: православию 586 (имеются также указатели литературы, касающиеся истории Православных автокефальных Церквей, например Польской 587 , Румынской 588 , Сербской 589 , Болгарской 590 и др.), католицизму 591 (включая проблемные публикации – по истории папства 592 , соборов 593 , монашеских орденов 594 и т.д.), протестантским деноминациям 595 , Восточным церквам (коптской 596 , эфиопской 597 , малабарской 598 и др. 599 ), истории православного монашества и монастырей 600 и др. Ряд публикаций посвящен периодическим изданиям 601 . В данном контексте интересна работа П. Дзогаса «Греческая богословская библиография за последнее столетие (1860–1960)». Информацию об отечественной литературе по историко-церковной проблематике можно почерпнуть в изданиях Книжной палаты 602 . Из справочных изданий отметим также труды, посвященные псевдонимам получивших известность авторов 603 . Нужно обратить внимание и на справочники, облегчающие пользование источниками и литературой по истории Церкви с лексикологических позиций 604 . § 20. Энциклопедии Серьезным подспорьем для исследователей истории Церкви являются энциклопедические издания соответствующей тематики. Однако начать обзор энциклопедической литературы следует с монументального труда, посвященного античным древностям, – во-первых, потому, что для истории ранней Церкви информация относительно античности является тем историческим фоном, без знания коего невозможно адекватно оценить процессы, протекавшие в раннехристианской общине, а во-вторых, потому, что данный труд во многом послужил прообразом энциклопедических изданий, связанных с историко-церковной проблематикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010