В XV в. появляется обычай не только дуть, но и плевать на диавола при крещении. Чин оглашения и крещения еретиков, присоединявшихся к православной Церкви, в Требниках до сер. XVII в. является комбинацией чина отрицания ересей с древним византийским чином оглашения в Великую Пятницу (до XIV в. чин оглашения Великой Пятницы существовал в русских рукописях как отдельное последование). В XVI–XVII вв. на Руси стало общепринятым убеждение, что истинное крещение не может совершаться через обливание, поэтому перекрещивали не только католиков, но даже и православных из западных областей. Особенно настаивал на необходимости перекрещивания Патриарх Филарет (1619–1633), при нем из печатного Требника было исключено имевшееся прежде предписание о крещении больных детей через обливание. При крещении нескольких человек печатные дониконовские Служебники и Потребники указывают освящать воду особо для каждого из крещаемых (эта практика до сих пор встречается у старообрядцев), ранее, в XV–XVI вв., позволялось крестить всех в одной воде. При миропомазании, как и ранее, помазывалась лишь глава новокрещеного, но некоторые памятники уже указывают помазывать еще и сердце (грудь), плечи, руки. В XVI в. появились особые формулы (вероятно, русского происхождения) при помазании миром каждой из частей тела новокрещеного. В XIV–XVI вв. на главу миропомазанного младенца возлагался особый куколь, препятствовавший стиранию св. мира. Один из Служебников XV в. (РНБ. Соф. 839) предписывает после миропомазания вносить мальчиков и девочек в алтарь и обносить их вокруг престола в соответствии с древней традицией воцерковления, но одновременно это первое свидетельство об утрате понимания первоначального смысла чина воцерковления, что выражается в совершении его не до, а после крещения. Чины исповеди («исповедания», или «поновления») на Руси в XV–XVII вв. отличаются большой вариативностью. А. И. Алмазов выделил три основные редакции исповедного чина. Кроме этих редакций есть еще две, известные по уникальным спискам: ГИМ. Син. 900; РГБ. Троиц. 234, 237. Вопросы на исповеди основывались на уставе исповеди, приписываемом Патриарху К-польскому св. Иоанну IV Постнику (582–595). Эти вопросы имели специальные редакции для исповеди мужчин, женщин, монахов, священнослужителей, князей, царя и Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В виду тяжести греха ему назначается епитимия (духовное наказание), которая запрещает определенное время приступать к св. причастию, пока кающийся грешник не принесет плоды покаяния. Поскольку человек, о котором говорится в вопросе, уже полгода участвует в таинствах, то сейчас епитимия будет несвоевременна. Однако было бы полезно для врачевания больной души приложить духовный пластырь: в течение некоторого времени ежедневно читать покаянный канон. Вопрос этот надо решить с духовником, а если его нет, то со священником того храма, который он посещает. Что такое епитимия? иеромонах Иов (Гумеров) Епитимия (греч. epitimion, от epi – над, timi – наказание) – средство духовного исправления, назначаемое за тяжелое согрешение: колдовство, вероотступничество, блуд, убийство (включая аборт), гробокопательство и т. д. Духовное основание для этого способа врачевания серьезных пороков человека святые отцы видели в Слове Божием, которое говорит о наказании как о конечном благодеянии в отношении согрешающего: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» ( Прит.3:11 ); «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:11 . Правила применения епитимий находятся в общецерковных канонических сборниках. Известен Покаянный Номоканон (епитимийник) святого Иоанна IVNocmhuka, Патриарха Константинопольского (582–595). В нем содержатся наставления духовникам, принимающим исповедь. Составитель Покаянного Номоканона, определяя различные меры врачевания духовно-нравственных недугов (строгий пост, поклоны, раздача милостыни и др.), советует руководствоваться не только тяжестью греха, но также степенью переживания кающимся своего поступка, его внутренним состоянием. В наше время, когда так велика духовная немощь людей, пастырь должен пользоваться правом назначать епитимию очень осторожно, с мудростью и любовью. Как часто можно исповедоваться и принимать причастие? иеромонах Иов (Гумеров) Исповедоваться можно каждый день.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Жур. М. Нар. Просв. 1882. Алмазов, Тайная исповедь в православной восточной церкви, т. I-III. Одесса. 1894. – Суворов, Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке. 1898. Ярославль. – Бердников, По поводу второго издания проф. Павловым номоканона при Требнике. Казане. 1899. – Алмазов. Законоправильник при русском Требнике. Спб. 1902. Номоканон Иоанна Постника патриарха Константинопольского (582–595) есть сборник правил о том, как духовник должен принимать приходящих на исповедь и налагать на них епитимии. Сборник этот не есть простое совращение или систематическое изложение древних святоотеческих правил покаяния; он существенно отличается от них по своим началам. Он сокращает сроки епитимии, назначенные древними отцами, на половину и более, пользуясь тем обстоятельством, что древние отцы назначали эти сроки не безусловно. Потом, что еще важнее, он старается заменить отлучение от причащения другими видами епитимии, носящими на себе характер добровольных подвигов благочестия, как то: молитвами, поклонами, сухоядением, подачей милостыни. За каждый из подобных подвигов Постник считает возможным сократить срок отлучения от причащения, положенный в древних правилах, примерно на год. „У древних отцов, говорит номоканон Постника, равно как у Василия в. не определено ни поста, ни бодрствования, ни известного числа коленопреклонений, определено лишь запрещение Св. Причастия. Мы же за благо рассудили для действительно кающихся и выражающих искреннее желание смирять плоть суровым образом жизни, соразмерять со степенью воздержания и уменьшение времени покаяния. Так, если кто в известные дни не будет пить вина, для того можно убавить год из времени определенной правилами епитимии. Р. обр. если кто на время удерживается от мяса, мы считаем справедливым уменьшить еще год; также, кто воздержится от сыра, яиц, рыбы, масла, за воздержание от каждого из указанных предметов можно убавить по одному году покаяния. Так же нужно смотреть на частые коленопреклонения и на раздачу милостыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ПОСТНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Постник, патриарх Цареградский Иоанн IV (Ниститис) Постник (+ 595 ), патриарх Константинопольский , преподобный Память 30 августа , 2 сентября и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.) Сын бедных родителей; предназначал себя для занятий каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, сделался строгим аскетом-постником и посвящен в диакона . Избранный в патриархи в 582 году, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Он отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей. Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства. Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече, и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку, происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и постом. Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Иоанн Постник первым стал последовательно использовать в отношении своей кафедры наименование « Вселенский Патриархат», чем вызвал резкую критику со стороны Римского святителя Григория Двоеслова , который неверно расценил этот титул как претензию патриарха на всемирные епископские полномочия . Труды Кроме того в рукописи известны его сочинения " О исходе души " и " О литургии " . Издания его сочинений: Морэна, " Commentarius de disciplina poenitentiae " (П., 1651 и др.); Миня, в " Patrologiae cursus compl. " ; кардинала Питры, в " Spicilegium Solismense " (Пар., 1852—58, вторая часть 4-го тома). В русск. перев. нечто из его сочинений в " Христ. Чтении " (1826).

http://drevo-info.ru/articles/11342.html

Святители Александр, Иоанн и Павел, Святители Александр, Иоанн и Павел, Патриархи Константинопольские, жили в разное время, но всем им пришлось столкнуться с действиями еретиков, искажавших учение Церкви. Святой Александр (325-340) был хорепископом (викарием) при первом Патриархе Константинопольском, святителе Митрофане (315-325), и ввиду старости замещал его на Первом Вселенском Соборе в Никее против ариан (325). Перед смертью святитель Митрофан завещал избрать на Константинопольский престол своего викария. В то время Святейшему Патриарху Александру приходилось бороться с арианами и с язычниками. Однажды в споре с языческим философом святитель сказал ему: " Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать! " , и язычник внезапно сделался немым. Когда же он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя Александра был наказан еретик Арий. Он притворно согласился вступить в общение с православными и император, святой Константин Великий, назначил день принятия Ария. Всю ночь молился святитель Александр, прося Господа не допустить, чтобы еретик вступил в общение с Церковью. Утром, когда Арий торжественно шел в церковь, окруженный царскими советниками и оруженосцами, на Константиновой площади он был поражен болезнью - чрево его разорвалось и внутренности выпали. Святейший Патриарх Александр, много потрудившись, скончался 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов (Назианзин) (память 25 января). Святитель Иоанн Постник (582-595) особо вспоминается Церковью 2 сентября (сведения о нем помещены под этим числом). Святитель Павел, родом кипрянин, был поставлен Патриархом Константинопольским (780-784) при императоре-иконоборце Льве IV Хазаре (775-780). Он был добродетельным и благочестивым, но боязливым человеком. Видя мучения, которые переносили православные за святые иконы, святитель скрывал свое Православие и общался с иконоборцами. После смерти императора Льва он хотел восстановить иконопочитание, но не смог этого выполнить, так как иконоборцы уже сильно укрепились. Святитель понял, что он не в силах управлять паствой, оставил патриарший престол и тайно ушел в монастырь святого Флора, где принял схиму. Он принес покаяние в своем молчании и общении с иконоборцами и высказался за необходимость созыва VII Вселенского Собора для осуждения иконоборческой ереси. На патриарший престол, по его совету, был избран святитель Тарасий (784-806) бывший в то время первым царским советником. Скончался святитель-схимник в 784 году.

http://patriarchia.ru/db/text/908519.htm...

Загради окна души твоей Святитель Иоанн Постник о покаянии и воздержании 2/15 сентября Церковь чтит память святителя Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595). Строгий аскет-постник, исцелявший и чудотворивший еще при жизни, отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком, имел власть изгонять и нечистых духов. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город. По слову Софрония, святитель был «вместилищем добродетелей». Святитель Иоанн IV Постник, патриарх Константинопольский      Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29: 8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4: 7). Спаситель говорит: Блаженны плачущие (Мф. 5: 4), не о умершем, не о потере какой-нибудь, но о грехе, как говорит Давид: исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохранил закона Твоего (Пс. 118: 136). Омывай слезами нечистоту грехов твоих, ударяй в чело твое, бей в грудь твою, сокрушайся о своих согрешениях. Если уловлена будешь когда-нибудь глазами, как некогда Давид, худо отворивший окна; если глаза твои возмутят душу твою: закрой с воздыханием око свое, худо смотревшее; ибо навык греховный ведет падшего к худшему. Если имеешь чистую одежду, не везде ходи в ней, чтоб она как-нибудь не замаралась. Если вознерадишь о первом, втором и третьем пятне; то имея уже одежду твою нечистою, не будешь чуждаться ее, если она и вся будет в грязи. Ангелы любят любящих Владыку их Нужны молитвы, чтобы как-нибудь не преткнуть ноги своей о камень; чтобы Ангел Божий, ополчась окрест нас, избавлял нас, и таким образом ты могла сказать: Ангел, иже мя избавляет от всех зол (Быт. 49: 16), ибо Ангелы любят любящих Владыку их. И так будь древом плодоносным, чтобы прославить Бога, плодотвори по силе твоей. Если не можешь принести совершенного, сторичного плода; то по крайней мере принеси половинчатый – шестьдесят; если же и сие для тебя тяжко; то по крайней мере третичный – тридцать, только плодоноси, сколько можешь, да не будешь брошена в огнь, как бесплодная.

http://pravoslavie.ru/106402.html

Еще более неблагоприятную для Н. интерпретацию его деятельности дает в своей «Церковной истории» Евагрий Схоластик († после 594), опиравшийся при изложении несторианского спора на значительное число источников. Основную причину конфликта между свт. Кириллом Александрийским и Н. Евагрий усматривает в том, что последний отверг имя Богородица, принимаемое множеством отцов Церкви, и ввел вместо него иное - Христородица (Χριστοτκος). Повествование о начале конфликта предваряют многочисленные риторические обличения Н. ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 2-3). Затем Евагрий детально описал ход Эфесского Собора и события, последовавшие за ним, в т. ч. примирение со свт. Кириллом Иоанна I , архиеп. Антиохийского († 441/2), возглавлявшего сторонников Н. из числа «восточных», т. е. епископов диоцеза Восток (Ibid. 4-6). «Церковная история» Евагрия содержит подробные сведения о пребывании Н. в ссылке, извлеченные в т. ч. из двух его произведений: «книги Нестория, которая содержит историю случившегося с ним» и «другого сочинения, составленного в форме диалога» (Ibid. 7). В литературе эти произведения отождествляются соответственно с 1-й Апологией, или «Историей», и со 2-й Апологией (см.: Abramowski. 1963. S. 13-15). Сведения о деятельности Н. и о его осуждении также содержатся в визант. исторических сочинениях VII-XII вв.: Пасхальной хронике (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 581-582), «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 88-92), «Краткой хронике» Георгия Амартола ( Georg. Mon. Chron. Vol. 2. P. 605-606), «Историческом синопсисе» Георгия Кедрина ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 592-595). Словарь X в. Суда , одним из источников которого была «Церковная история» Сократа Схоластика, приводит краткую информацию о Н., его учение передано в упрощенной и неточной форме (Suda. N 260). Точка зрения зап. авторов на учение и деятельность Н. отражена в «Краткой истории несториан и евтихиан», составленной диак. Либератом Карфагенским († после 566). Либерат резко отрицательно относился к осуждению «Трех Глав» , т. е. личности Феодора , еп. Мопсуестийского († 428), а также сочинений Феодорита , еп. Кирского († ок. 460), и Ивы , еп. Эдесского († 457), богословие которых рассматривалось имп. св. Юстинианом I (527-565) как близкое к несторианству, и считал процесс против них проявлением другой не менее опасной ереси - евтихианства (см. в ст. Монофизитство ). Христологическое учение «Трех Глав» четко отделяется в «Краткой истории...» от несторианства, к-рому дана негативная оценка. Опираясь на деяния III Вселенского Собора, доступные для него в лат. версии, а также на «Трехчастную церковную историю» Епифания Схоластика , Либерат приводит весьма подробные сведения о конфликте Н. со свт. Кириллом и св. Келестином I , папой Римским (422-432), о ходе Эфесского Собора и непосредственно последовавших за ним событиях ( Liberat. Breviar. 1-10//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 98-111).

http://pravenc.ru/text/Несторий.html

Салоны (ныне Солин, близ Сплита, Хорватия), рукополагать во пресвитера архидиак. Гонората против его воли (Ibid. II 19; IV 34). П. приписывается письмо участникам Собора 588 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы ), созванного патриархом св. Иоанном IV Постником (582-595). В этом послании осуждается решение Собора закрепить за К-польским патриархом именование Вселенским (PL. 72. Col. 739). Ныне послание не признаётся подлинным, но об осуждении П. актов Собора 588 г. известно из сочинений свт. Григория Великого ( Vailh é S. Le titre de «patriarche œcuménique» avant S. Grégoire le Grand//EO. 1908. Vol. 11. P. 69). В Лжеисидоровы декреталии был включен ряд др. подложных документов, приписанных П. ( Jaff é . RPR. N 1049-1051). Краткая заметка о П. в Liber Pontificalis посвящена гл. обр. его деятельности в Риме. Он устроил в своем доме (местонахождение неизв.) приют для престарелых бедняков. Строительные работы были предприняты в ватиканской базилике св. Петра. По приказу П. гробница ап. Петра была покрыта серебряными панелями (интерпретация этого сообщения остается спорной), сооружен новый амвон, посвятительная надпись на к-ром сохранилась в Айнзидельнском итинерарии (ICUR. N. S. 1935. Vol. 2. N 4118). По указанию П. над могилой сщмч. Лаврентия была сооружена 3-нефная базилика (перестроена в XII-XIII вв.; в интерьере совр. базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура сохр. мозаичная композиция на триумфальной арке с предстоящими попарно Иисусу Христу апостолами Петром и Павлом, сщмч. Стефаном (справа) и П., сщмч. Лаврентием (который положил руку на плечо П.) и мч. Ипполитом (слева)). П. также приказал покрыть гробницу сщмч. Лаврентия серебряными пластинами (ее местоположение остается предметом дискуссий, подробнее см. в ст. Лаврентий ). П. также вручил реликвии сщмч. Лаврентия и др. римских святых диакону, которого послал в Рим свт. Григорий Турский ( Greg. Turon. Glor. martyr. 82). Кроме того, при П. была построена подземная церковь (cymiterium) во имя мч. Ермета (пам. зап. 28 авг.) в катакомбах Базиллы на Соляной дороге (Виа-Салария) (упом.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

В обрисованном самыми общими штрихами виде национализм эллинский почти прямо покрывает православие, причем последнее и будет как бы националистическим исповеданием. Православие представляется националистическим в качестве исповедания восточного или – частнее – греко-российского. Но описанное явление есть чисто историческое и обусловленное: оно не исчерпывает православия, а только приспособляет его к известным национально-историческим формам. Этим свидетельствуется, что по существу своему православие выше всяких внешних комбинаций, хотя не уничтожает их насильственно, но одухотворяет и преобразует внутренно. Это всегда и громко провозглашал даже сам византийско-церковный эллинизм, потому что свое церковное владычество принципиально оправдывал обязательною попечительностию о добром устроении и нормальном развитии Поместных национальных Церквей. Константинопольская патриархия, глава которой со времен Иоанна IV Постника (582-595) носит титул Вселенского (οικουμενικς), в пользу своего верховенства ссылается прямо лишь на свою материнскую заботливость о младших сестрах и юных дщерях, не выдвигая наперед своих националистических прерогатив, хотя бы последние фактически и господствовали по преимуществу или всецело. Православие проникает и вдохновляет христианский эллинизм, но вовсе не принадлежит ему на началах собственности с исключительными правами. Поэтому и другие православные народы не видели там нерасторжимого союза, где обе стороны неразрывны и страдают совместно в одинаковой степени. Так, по случаю исправления славянских богослужебных книг по греческим образцам старые церковные русские люди, образовавшие потом раскол, не стеснялись (в XVIII веке) твердить, что у греков православие «поисшаталось» и стало «пестрым», но много после (в 40-х годах XIX века) именно у них искали себе архипастыря для образования своей «белокриницкой иерархии». Вывод теперь ясен: по своей природе православие не покрывается национализмом и не срастается с ним. Оно превышает националистические обособления и, водворяясь среди них, бывает примиряющею стихией.

http://azbyka.ru/pravoslavie-po-ego-sush...

2) Сборник Константина Арменопула (номофилакса и судьи в Фессалониках), под заглавием: επιτομη των θεων χαι ιερν χαννων, составленный около 1846 г. и разделённый на 6 отделов, в которых помещён сокращённый текст церковных правил, к ним относящихся. Сборник этот представляет собою дополнение к главному сборнику того же автора, известному под именем «Шестокнижия» (ςββλος) или πρχειρον νμων. §14. Позднейшие канонические сборники восточной церкви 1) Пидалион (πηδαλιον кормило, руль на корабле) или книга кормчая представляет собою официальное издание константинопольской церкви, состоявшееся по распоряжению константинопольского синода и напечатанное в Лейпциге в 1800 г. Издание этой книги было вызвано многими неисправностями бывших до того времени в употреблении рукописных сборников церковного права. В состав Пидалиона вошли церковные правила, изложенные на древнегреческом языке, с толкованиями Зонары и Вальсамона, частию же Аристина, изложенными на новогреческом диалекте и, кроме того, каноны Иоанна Постника (582–595), Никифора Исповедника (806–815) и Николая Грамматика (1084–1111), имевшие большое практическое значение в восточной церкви. Из гражданских законов взяты только – совершенно согласные с церковными канонами и помещены в виде примечаний к последним. В конце Пидалиона помещено несколько статей церковно-юридического содержания. В 1841 г. появилось в исправленном виде новое издание Пидалиона, напечатанное в Афинах. 2) Иной характер носит новейшее издание источников права восточной церкви, предпринятое в Афинах (1852–1859) президентом афинского кассационного суда (ареопага) Раллисом и адвокатом и профессором Потлисом: характер этого издания не практический, а научно-исторический. Труд Раллиса и Потлиса, носящий название σνταγμα των θεων χαι ιερν χαννων... заключает, в шести больших томах, все памятники церковного права восточной церкви, 22 так что на основании его можно изучить историю развития церковного права на Востоке и современное его состояние. Б. Сборники церковных правил на Западе

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010