257 . Восьмое гонение на христиан при имп. Валериане. 269 . Покорение Афин готами. 274 . Девятое гонение на христиан при Аврелиане. 303 . Десятое гонение на христиан при Диоклитиане. 313 . Миланский эдикт и торжество христианства. 321 . Указ о праздновании воскресного дня (7 марта). 326 . Распространение христианства в Абиссинии. 330 . Основание Царьграда. 331 . Указ об истреблении всех языческих храмов. 362 . Восстановление язычества Юлианом и гонения на христиан. 395 . Распадение римской империя на восточную и западную. 399 . Сожжение Сивиллиных книг. 410 . Нашествие Алариха и разграбление Рима (Вестготами). 429 . Основание Вандальского государства в Африке. 431 . Распространение христианства в Ирландии. 435 . Обнародование кодекса имп. Феодосия. 449 . Англосаксы в Британии. 450 . Гонение на христиан в Армении. 451 . Наименование первенствующих епископов патриархами, а знатнейших митрополитов экзархами. Нашествие Гуннов. Каталаунская битва. 467 . Осуждение симонии на соборе в Константинополе. 476 . Падение западной Римской империи. 483 . Гонение на христиан в Африке. 486 . Основание франкской монархии. 496 . Введение христианства у Франков. 518 . Наименование в первый раз Константинопольского патриарха вселенским. 527 . Обнародование законов Юстиниана по делам церковным. 529 . Уничтожение последних языческих храмов и запрещение преподавания языческой философии. 538 . Освящение храма Софии в Константинополе. 540 . Обращение в христианство Абхазцев. 547 . Сожжение Рима остготами. 568 . Завоевание Италии Лангобардами. 596 . Отделение Армян от общения с Православною Церковию. 597 . Распространение христианства в Британии. 614 . Взятие Иерусалима Персами. 622 . Бегство Магомета (род. ок. 570 г.) в Медину; начало магометанской эры. 632 . Смерть Магомета. 636 . Взятие Иерусалима Халифом Омаром. 697 . Взятие Карфагена сарацинами и конец христианского владычества в Африке. 711 . Покорение Испании арабами. 718 . Проповедь христианства в землях германских. 725 . Начало иконоборства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ислам (араб. - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий (наряду с Христианством и буддизмом ), относящаяся к т.н. авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с Христианством и иудаизмом ). Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570-632). В возрасте 40 лет (около 610 ) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога - Аллаха , продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха , вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда - " посланником Аллаха " ( " ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах " ). Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее - Медина ); со времени этого переселения - хиджры , которое произошло в 622 , начинается летосчисление ислама. На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии - иудаизм и Христианство . Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман - Коране . Каждый мусульманин должен следовать пяти основным " столпам " - обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: " Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один! "

http://drevo-info.ru/articles/1020.html

528 Счастливым искпючением является работа Асмы Афсаруддин. См. Afsaruddin Asma. Striving in the Path Of God. Oxford University Press. 2013. 530 Firestone Reuven. Disparity and Resolution in the Teachings on War//Journal of Near East Studies/Vol.56. 1997. P. 17. 531 В 1996 году Файэстоун писал, что, насколько ему известно, никто из западных исследователей не собрал вместе все аяты, говорящие о войне (вооруженном джихаде), с целью исследовать их. Reuven Firestone. Conceptions of Holy War in Biblical and Traditions//The Journal of Religious Ethics. Vol. 24. 1. P. 996. 543 Здесь нами предложен собственный перевод слов (арабск.), поскольку перевод «только наилучшим образом» может внушить читателю ложное представление о том, что в этом аяте содержится некая инструкция по наилучшему способу ведения полемики, тогда как в действительности здесь предписывается стиль и образ ведения спора, который должен быть лишен каких-либо элементов вражды, гнева, оскорблений и насилия. На что совершенно недвусмысленно указывает последующее содержание данного аята. 554 Поразительно, что никто из муфассиров не сказал ни единого слова в отношении коранической формулировки «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми...». 59 (арабск.) 18 (арабск.) 90 (арабск.) 8 (арабск.)  323 (арабск.) 23 (арабск.) 556 351 (арабск.) 1995 (арабск.) 34 (арабск.) См. также: Reuven Firestone. Conceptionsof Holy War in Biblical and Traditions//The Journal of Religious Ethics. Vol. 24. 1996. P. 111. Впрочем, есть меньшинство исследователей, считающих такую позицию неверной и утверждающих, что аяты, говорящие о терпении, прощении и религиозной свободе, – ааят мухкамат, то есть имеют непреходящее значение. 632  (арабск.) 567 55–48 (арабск.) См. также: McAuliffe Jane. Ibn al-Jawzìs Exegetical Propaedeutic/Introduction and Translation//Journal of Comperative Poetics. 1988. P. 109. 570   Syamsuddin Sahiron. Muhkam and Mutashäbih An Analytical Study   of al-Tabarfs and al-Zamakhshar Ts Interpretations of Q.3.7. Vol. 1. 1. 1999.  P. 63–64.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Этот анализ ведущего европейского богослова требует от нас серьезного размышления. В конце концов, мы живем не во времена Вильяма Кэри или Самуэля Цвемера. Их труд находил поддержку на домашнем фронте, олицетворявшем христианскую культуру. Так, до Второй Мировой войны, средний мусульманин на Ближнем Востоке считал американцев исключительно честными людьми. Он мог доверять им больше, чем своим соотечественникам-мусульманам. Почему? Потому что все американцы, которых он знал, были либо миссионерами, либо учителями, и в жизни несли высокую этику подлинной христианской веры! Нередко в прошлом американские дипломаты, приезжавшие работать в этот регион, сами были детьми или внуками первых миссионеров. Как уже упоминалось, даже прожив долгое время за пределами Дар аль-Ислама, мусульмане сохраняют привычный образ мыслей. Они не понимают той очевидной реальности, что западная культура отринула свое христианское наследие. Поэтому они путают христианство с западной культурой и воспринимают его как олицетворение дурной морали. Таким образом, участие в миссионерской работе среди западных людей становится для них как долгом, так и хорошим шансом. Весьма примечательно также и то, что такая деятельность не предполагает официального «направления» от миссионерской организации. Исламский взгляд на миссионерскую работу основан на концепции «давах» — призыва к людям обращаться в ислам. Это добровольная работа, в которой он участвует как мусульманин, как человек, который подчинился высшему Божьему откровению в Коране. Его священный долг — нести свою веру, используя любые средства: иногда мирные, а иногда такие, как джихад — священная война. Ислам — больше, чем религия Как нам лучше понять идею джихада и насколько эта идея укоренена в мусульманском сознании? Почему ислам бросает такой вызов нормам западного общества и христианству? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно обратиться к истории завоеваний ислама. Прежде всего, ислам претендует на то, что он — последнее послание Бога к человечеству. Развитие религии, зародившейся на Аравийском полуострове, и превращение ее в «образ жизни», уходит корнями в ее особую историю — историю, неразрывно связанную с ее основателем Мухаммедом. Он родился в Мекке в 570 г. н.э. и в возрасте сорока лет начал проповедовать абсолютное единство Бога. Немногие поверили его словам. В 622 году он переехал в Медину с небольшой группой своих последователей. Там он выступал в роли пророка и государственного деятеля. К 632 году, в год его смерти, он завоевал Мекку и добился покорения воинственных аравийских племен. Его преемники халифы приступили к завоеванию территорий Персидской и Византийской Империй. К 732 году новая арабо-исламская империя простиралась от Испании до Индии! Большинство восточных христиан, оказавшись под властью мусульманских правителей, вынуждено было платить подушный налог и мириться с ограничениями в жизни, чтобы сохранить свою религию.

http://azbyka.ru/bibliya-i-islam

Характерной чертой византийского искусства было стремление поразить зрителя ослепительной роскошью. Мастера использовали в своих работах баснословное количество мрамора, эмали, драгоценных камней и золота. Впоследствии, к сожалению, эта традиция во многом выродилась в безвкусные произведения, соревнующиеся количеством затраченного на них золота, но на раннем этапе роскошь художественных произведений сочеталась с ювелирным мастерством их исполнения. Не менее замечательным было искусство миниатюры, получившее в VI веке широкое распространение. В миниатюрах, иллюстрирующих манускрипт Косьмы Индикоплова «Христианская топография», мы находим изящные и легкие фигуры святых и пророков при идеальном соблюдении пропорций и с сохранением индивидуальных черт каждого изображенного персонажа. Влияние византийского искусства на искусство последующих веков было огромным. Его черты прослеживаются в соборе св.Марка в Венеции, в ахенском соборе в Германии, в соборе св. Софии Киевской и произведениях, рожденных мастерами других стран. Ислам и завершение христологических споров Глубокий кризис, в котором пребывало византийское общество, имел тяжелые последствия. Лишенное духовной опоры, общество разлагалось во всех сферах и, прежде всего, в той, которую с ужасом и презрением отвергало византийское христианство, — сфере общественно–политической. И именно отсюда возникла угроза самому христианству. В аравийских просторах родилась новая религия — ислам, которая быстро завоевала множество сторонников и превратилась в главного противника стран христианского мира. Рождение ислама неразрывно связано с именем его основателя — арабского пророка Мухаммада. Мухаммад (ок.570–632) и экспансия ислама Мухаммад родился в городе Мекке и в юности занимался торговлей. Женившись на богатой вдове, он смог много времени посвящать размышлениям о религии. Будучи впечатлительным и духовно одаренным человеком, Мухаммад пережил несколько видений, которые стали для него откровением свыше. Однако он долго сопротивлялся призывавшему его голосу и даже замышлял самоубийство. Лишь в 610 году, в сорокалетнем возрасте Мухаммад впервые выступил в Мекке как пророк, но особой популярности не снискал. Гораздо больший успех его проповеди имели среди паломников, прибывших в Мекку из Медины. Это усилило враждебность к Мухаммаду местных жителей, и в 622 году он был вынужден с ближайшими сподвижниками бежать в Медину, где возглавил религиозно–политическую общину. В начале духовные помыслы Мухаммада были устремлены к Иерусалиму, как и у многих евреев, проживавших в Мекке. Однако он не нашел у них поддержки, и статус священного города перенес на Мекку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии мира МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман МИДРАШ жанр раввинистической лит-ры экзегетического и гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте и Гемаре МИЛЛЕТ [тюркизированная форма араб. слова - религия, религ. группа], в османской традиции традиции термин, обозначавший объединенную по религ. признаку общину, признанную имперской администрацией и получившую право на внутреннее самоуправление МИРАДЖ ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса к престолу Аллаха; праздник, посвященный этому событию, отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб МУРТИ [фигура, статуя, вид, изображение, обличье, воплощенная форма или проявление, а также изваяние, идол, личина], персонифицированное изображение инд. божества, объект религ. поклонения в индуизме МУТАЗИЛИТЫ представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. МУФТИЙ духовное лицо у мусульман-суннитов, наделенное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения о том, как применять шариат на практике МУХАММАД [Мухаммед, Магомет (Магомед) ], Ахмад ибн Абдаллах (ок. 570-632), основоположник ислама и основатель 1-й общины мусульман МЮРИД [мурид, араб.- «тот, кто желает»], последователь, ученик суфийского шейха (муршида, араб.- «указывающий правильный путь») НАСТИКА в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в узком смысле - собирательное наименование структурированных типов нетрадиц. религиозности, в широком - новые орг-ции, сообщества, а также инициативы, акции конфессионального, межконфессионального или межрелиг. уровней, направленные на создание, поддержание, развитие или изменение работы традиц. церквей и/или нетрадиц. религ. орг-ций

http://pravenc.ru/rubrics/122556_8.html

Ниже мы еще обратимся к мнениям других ученых относительно истории про чудо у сарацин-монофизитов в трактате Леонтия. Как бы то ни было, сам Краусмюллер, хотя и считает, что рассказ о чуде изначально принадлежал Леонтию, но отмечает, ссылаясь на источники, что и до смерти Иакова Варадая его последователей могли именовать «яковитами», скажем, уже в 570-ые годы. В любом случае, если конец трактата подлинен, то это сдвигает датировку Ришара. Опуская целый ряд других аргументов Лоофса, которые обсуждает Краусмюллер, и которые выдвигает он сам (впоследствии он уточнит один из них 13 ), отметим, что в той же статье, на основании разбора некоторых мест из трактата Леонтия «Против несториан», написанного, вероятно, после сочинений против монофизитов, Краусмюллер выдвигает аргументы в пользу отнесения расцвета творчества Леонтия Иерусалимского к первой трети VII в. Мы не будем здесь подробно останавливаться на этих аргументах, имеющих главным образом исторический характер (речь, в частности, идет об упоминании специфической церемонии передачи престолонаследия, которую Краусмюллер считает характерной для династии императора Ираклия, а также об упоминании захвата Иерусалима и истреблении в нем людей, что он соотносит с захватом Иерусалима персами в 614 г., или даже арабами в 632 г.) 14 . Как бы то ни было, в целом вывод Краусмюллера соответствует утверждению, заявленному в заглавии его статьи, и «перемещает» Леонтия Иерусалимского из первой половины VI века в первую треть VII-oro. С аргументами Краусмюллера, однако, не согласился, придерживающийся более традиционного – после Ришара – мнения о Леонтии Иерусалимском , Патрик Грэй, который недавно опубликовал критическое издание сочинений Леонтия против монофизитов на основе наиболее древней и авторитетной рукописи, улучшенное и уточненное по сравнению с опубликованным в «Патрологии» Миня, вместе с английским переводом, сопроводив свою публикацию вступительной статьей 15 . Патрик Грэй пытается отвести некоторые аргументы Краусмюллера, как текстологического, так и исторического характера и лишь немного уточняет датировку Ришара 16 , но в любом случае настаивает на том, что расцвет творческой деятельности Леонтия приходится на времена Юстиниана, предполагая, что Леонтий мог быть одним из участников диспута с монофизитами, проходившем в 532 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

АФ – Да это большая проблема. ДС – Давайте на этом и закончим. Мусульманам нужно разобраться с этим. И исследователям нужно разобраться с этим. Нашим слушателям тоже придется найти ответ на эти вопросы. Мы обращаемся к Вам, мусульмане. Вам придется найти ответы на эту критику. Я лично чрезвычайно рад, что с Библией таких казусов не возникает. АФ – И снова спасибо Вам, брат. В следующей серии речь зайдет о радиоуглеродном датировании, которое доктор Джей уже несколько раз упоминал. Мы хотим объяснить, какая возникает проблема при датировке ранних рукописей Корана. До следующей встречи. Благословенного Вам дня. Беседа 8. Радиоуглеродное датирование ранних мусульманских манускриптов АФ – Здравствуйте. Я рад снова приветствовать Вас на нашей занимательной передаче, в которой мы с доктором Джеем Смитом рассматриваем ранее манускрипты Корана. Если Вы видели все предыдущие серии, Вы заметили, что в каждой из них мы обсуждали проблему и тему. Точно так же будет и в этой серии. Сегодня мы поговорим о радиоуглеродном датирование ранних рукописей Корана. Итак, передаю слово доктору Джею Смиту. Снова здравствуйте, брат. Могли бы Вы коротко рассказать нашим зрителям, о чем пойдет речь? ДС – Мы подошли к пятой серьезной проблеме нашей передачи о Коране. Впервые эта тема была затронута в 2015 году, когда бирмингемские листы были датированы радиоуглеродным методом в Оксфордской лаборатории. Их датировали где-то между 568 и 645 годами, что само по себе проблема, ведь это один из самых старых текстов Корана. Всего два листа содержащие, суры 18; 19 и 20. Занимательно, что эти даты были во всех новостях. ВВС трубила об этом, и доктор Томас, куратор этого документа выступал в новостях и подтверждал, что да – весьма вероятно, что эта рукопись могла быть написана еще при жизни Мухаммеда или даже им самим, ведь, он родился в 570 и умер в 632. Эти рукописи же были созданы между 568 и 645. Но многие мусульманские исследователи не спешили с выводами, и Вы можете понять почему, ведь 568 год, это – за два года до рождения Мухаммеда, а 645 год – это семь лет до канонизации Корана. До усманской редакции, о которой мы говорили в предыдущих сериях.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

ДС – У меня 70 таких слайдов и обсуждать их можно очень долго, но, думаю, тут стоит остановиться. На ютубе есть канал, где я разбираю все 70. Мы сталкиваемся с очень бурной реакцией со стороны мусульман. Как Вы думаете, почему их реакция настолько бурная? АФ – Конечно, потому что им очень странно и необычно видеть и слышать такие вещи, ведь, мусульмане, как когда-то и я с самого детства, привыкли слышать, что Коран только один – неизменный и совершенный. А тут Вы говорите, что в нем множество изменений и отличий. ДС – И это немаловажно! Обратите внимание, какие темы мы разобрали, вышло порядочно материала, и я хочу его повторить. Мы начали с двух редакций, двух компиляций, Абу Бакра и Усмана. Первая с 632 по 634, другая в 652. Между этими редакциями 20 лет разницы. Первую редакцию отдали только одному человеку – Хафсе. Со второй редакции было сделано девять копий, а все, что не вошло в нее, сожжено, и копии эти были направлены в девять провинций. Мы задались вопросом, что стало с этими девятью Коранами и нашли шесть рукописей, которые приписывают Усману. Мы рассмотрели все шесть: Топкапы; Самарканд; Маил; Петрополитанус; Хусейна и Саны. Мы рассмотрели все шесть, и ни одна из них не была написана в VII веке, кроме, нижнего слоя – палимпсест Саны. Все остальные из VIII или IX века. Ни одна из этих рукописи не является полной, и ни одна не согласуется с другими. И с современным Кораном они тоже не согласуются. Тогда мы сосредоточились конкретно на рукописи Саны и на нижнем слое текста. Мы сравнили нижний текст с верхним рассмотрели книгу Асмы Хилали, которая нашла 70 различий в 63 стихах. Под ультрафиолетовым светом эти различия можно обнаружить, и различия эти не согласуются ни с одним традиционным чтением известным по рукописям более поздних традиций. И потому Элизабет Пуэн предполагает, что тут мы видим Коран в зачаточном состоянии, которое пришлось стереть из-за множества ошибок и переписать заново в 705 году. И даже Коран 705 года все равно не совпадает с тем, который мы читаем сегодня. И это проблема! А еще мы рассмотрели радиоуглеродное датирование. Оно показало обширный ряд результатов. Четыре разные лаборатории исследовали рукописи Саны число, и все четыре определили, что один из листов написан не позже 550 года, а Мухаммед родился только в 570 году. Так что этот лист был создан до рождения Мухаммеда, до откровения Корана и до появления ислама.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

На рубеже VI и VII вв. М. занимала территорию вдоль вади на северо-восток от Каабы на 800-900 м (Верхний город - Эль-Мала) и ок. 500 м к юго-западу от нее (Нижний город - Эль-Масфала). В центре, южнее Кааба, находился базар. Жилые кварталы представляли собой большие участки земли, обнесенные стенами, внутри находились жилища неск. родственных семей. Общее число жителей составляло не более 6 тыс. чел. Ок. 570 г. в М. род. основатель ислама Мухаммад, который хоть и принадлежал к племени курайш, но был из бедного рода Хашим. После начала его проповеди верхушка мекканского общества выступила против Мухаммада, и он вместе со своими сторонниками вынужден был переехать в Ясриб (ныне Медина; см. также Хиджра ). Неприятие проповеди Мухаммада курайшитами было обусловлено не только принципиальным несогласием с идеей единобожия, но и опасением потерять торгово-экономические и политические позиции, связанные с культом Каабы. После того как стало ясно, что Мухаммад не собирается отменять традицию паломничества и почитания Каабы (т. к. в Медине он во время молитвы обращался в сторону М.) и он готов поддержать традиц. обряды при условии очищения их от языческих идолов, курайшиты стали в массовом порядке принимать ислам, чему также способствовали и военные победы мусульман. В 630 г. М. открыла свои ворота Мухаммаду и постепенно превратилась в религ. центр ислама, главной святыней которого стала очищенная от идолов Кааба. В 632 г. Мухаммад совершил свое прощальное паломничество, которое положило начало традиции проведения хаджа. После его смерти и начала мусульманских завоеваний М. стала провинциальным городом халифата. При халифе аль-Валиде началось строительство вокруг Каабы архитектурного ансамбля Эль-Масджид-эль-Харам. Управление Хиджазом в период правления Омейядов осуществлялось халифскими наместниками (обычно членами правящей династии). В это время в М. сложилась своя школа мусульманского права и богословия. Когда в 684 г. Абдулла ибн Зубайр отказался признать законность власти халифа Язида ибн Муавии, началась осада М.

http://pravenc.ru/text/2562790.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010