У протопопа тогда было достаточно авторитета, чтобы осудить и остановить эти ужасные самоубийственные смерти, которые проповедовали совсем не его ученики, но последователи изувера Капитона. К сожалению, он видел в них доказательство преданности русского народа старой вере, в какой-то степени пропагандное и эффектное стояние против " соблазнов никонианства». Вовсе не бегство от Антихриста в спасительный огонь гарей руководило им, когда он восторгался этими самосжиганиями и поощрял распространение «новоизобретенного способа самоубийственных смертей».»Добро почитати сожженных за правоверие отец и братий наших«, – умилялся он и прибавлял:»На места образная их не поставляем, дóндеже Бог кое кого прославит... а до тех [времен], сожженных кости держим в честном месте, кажение и целование приносим пострадавшим за Христа Спаса« (420). Какое-то болезненное умиление перед этим религиозным ухарством и изуверством слышится в его похвалах:»Русачьки же, миленькия, не так! – во огнь лезет, а благоверия не предает...« Сравнивая самосожженцев с комарами, добровольно летящими на огонь костра, он как-то странно хвалит их действия: »Так же и русаки бедные, пускай глупы, рады: мучителя дождались; полками во огнь дерзают за Христа Сына Божия – света« (568, 567 и 249, 890, 895, 845, 831, 872, 567:986). В другом месте он тоже проявляет не менее странный восторг:»А в Нижнем преславно (!) бысть: овых еретики пожигают, а инии распалившеся любовию о правоверии, не дождавшись еретического осуждения, сами в огонь дерзнувше...» (872). Восторгаясь этим русским духовным бесстрашием, он даже подыскивает соответствующие случаи в истории раннего мученичества и русской истории, чтобы богословски оправдать и благословить самосжигание. Под конец жизни Аввакума к нему в Пустозерск пришел из Сибири посланник, запрашивая, должны ли там его последователи сжигаться или нет. Там, в Тюмени, в 1679 году вместе с 1700 последователями сгорел старый знакомец протопопа, некий поп Дометиан, и собравшееся новое скопище запрашивало теперь Пустозерск, как им поступить 766 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Поистине, непонимание, проистекающее от отчаяния. Да, совершают йоги чудеса, но какие? Иллюзорные, бесполезные и бессмысленные, причем с помощью сил бесовских, воюющих через людей против Христа. Создают для людей иллюзии и показывают им, например, дерево, которое якобы из земли проклевывается и за несколько минут поднимается в полный рост; или делают, чтобы веревка сама собой поднималась от земли и стояла в воздухе прямо, как палка 567 . Кому приносят пользу эти никчемные и иллюзорные чудеса? Христос совершал действительные чудеса, причем только чудеса полезные и спасительные для людей. Магия всегда бывает от бесов. Магам египетским удалось подражание чудотворцу Божию Моисею, но они совершили только три чуда из десяти, совершенных им 568 . Так коротка власть сатаны. А здесь мы имеем не Моисея, а Христа, всемогущего Повелителя природы. Ему одному вся природа радостно покоряется. Ему радуются все праведники, избавленные от рабства природе. Его славят небо и земля и будут славить во веки веков. 552 «Родился еси яко Сам восхотел еси, явился еси яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш, из мертвых воскресл еси, поправ смерть» – песнопение из малой вечерни на Вознесение Господне, стихиры на стиховне, глас 2. 559 Статир (греч.: σταˆ τρ – установленный вес), греческая монета, равная двум дидрахмам, т.е. четырем драхмам (серебряный статир), или двадцати драхмам (золотой статир). Одна драхма весила около 4,4 грамм. Размер подати, взимаемой с одного человека, был равен двум драхмам; таким образом, именно один серебряный статир был необходим для уплаты подати за двух человек. 561 Приводимые слова взяты из отпуста чина погребения: «Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых душу от нас преставльшагося раба Своего (имя) в селениих праведных учинит, в недрех Авраамлих упокоит, и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец». 567 Интересно, что йоги с презрением относятся к фокусам индийских факиров. Разоблачению приведенного святителем Николаем фокуса и других чудес факиров посвящена целая глава в книге одного из популяризаторов йоги (см.: Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. М., 2004. С. 618–636). Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не могло быть и речи о каждении алтаря перед входом, по крайней мере, в Великой Церкви, так как диаконы должны были рано достаточно отбыть в сосудохранителище, чтобы подготовиться к шествию, и уносили кадила с собой. 566 В скевофилакии, вероятно, совершалось каждение даров, хотя это ни разу не упомянуто. После того, как процессия входила в алтарь, архидиакон кадил престол, дары и священников в качестве приготовления к анафоре. Подобное каждение находится и в римской литургии. Точно так же в самом раннем диатаксисе кодексе British Museum Add. 34060 (XIIXIII вв.), который описывает патриарший обряд Великой Церкви, диакон кадит патриарха, затем архидиакон кадит престол, поскольку дары уже принесены. 567 2 . Как только протесис переместился в восточное предалтарие храма или даже превратился в боковой престол (жертвенник) алтаря, это неизбежно отразилось на практике каждения. Второе каждение литургии стало начинаться непосредственно с престола. В диатаксисе XIIXIII вв. по кодексу Ethnike bibl. 662 читаем: На Великом входе диакон влагает фимиам, и после того, как священник благословит, кадит только перед святым престолом (θυμι μηροσθεν τς γας τραπζης κα μνον). Тогда они оба исходят в святой протесис, и он кадит святые дары крестообразно... [тогда они исходят с дарами]. И диакон вступает сначала, поставляя дискос на святой престол. Тогда обернувшись, он кадит священника, говоря: «Владыка, помяни мя грешного». И священник говорит: «Да помянет тя Господь в Царствии своем». И так он входит и поставляет святую чашу на престол и берет покровы от святых даров и кадит их [т. е. дары]... 568 По-видимому, рубрика настойчиво предлагает вначале окадить только один престол из-за необходимости противодействовать начавшимся злоупотреблениям. 3 . В заключительной стадии, как замечено по диатаксису Филофея XIV в. и первопечатному изданию Дуки (Венеция, 1526), перед входом диакон кадит престол со всех четырех сторон, весь алтарь, священника и дары на жертвеннике. Вначале диакон входит в алтарь, водружает дискос на престол, а затем поворачивается, чтобы окадить священника, вступающего через врата. После поставления потира на престол священник кадит воздух и покрывает дары, а затем снова кадит дары. 569 Подобное развитие в патриаршем обряде Великой Церкви можно проследить по Архиератикону Гемиста. 570

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Довольно сложным представляется вопрос об уровне жизни и имущественном положении ближневосточных православных XVI–XVIII вв. Тема эта требует особых изысканий, имеющиеся данные разрознены и не репрезентативны. Вряд ли будет большой ошибкой утверждать, что в целом уровень жизни мелькитов был сопоставим с положением мусульманских податных сословий, хотя степень эксплуатации христиан была, конечно, выше за счет подушной подати. Имущественные различия внутри православной общины определялись, среди прочего, и географическим фактором, наличием областей с динамичной экономикой (Халеб до конца XVIII века, Горный Ливан, Средиземноморское побережье) и застойных районов (Внутренняя Сирия, Заиорданье, значительная часть Палестины). Христианские хроники говорят о богатстве или бедности жителей тех или иных местностей, 563 однако все это – субъективные суждения, и трудно сказать, что конкретно авторы их понимали под «бедностью» и «богатством». Существуют любопытные цифры, свидетельствующие об имущественной дифференциации в среде плательщиков джизьи (делившихся на три категории) в областях Иерусалима и Сайды. По состоянию на 1720-е – 1730-е гг. среднюю ставку налога уплачивали 80% не мусульман, высшую и низшую – по 10%. К 1804 г. произошло размывание «среднего класса», доля которого упала примерно до 60%, небольшое сокращение прослойки богатых (7–8%) и увеличение доли бедняков (32–34%). 564 Антиохийский патриарх во второй четверти XVI века установил фиксированные суммы выкупа за невесту, который подразделялся на 4 разряда (от 12 до 48 пиастров), 565 что может свидетельствовать о примерно четырехкратном разрыве в уровне доходов дамасских христиан. В реальности, видимо, этот разрыв был больше. Если расходы на свадебный обряд являются одноразовым актом, более-менее посильным даже для бедняков, то высшая и низшая ставка ежегодного сбора в пользу епископа, по данным К.М. Базили, в 1840-х гг. различалась в 25 раз в зависимости от доходов христиан. 566 Бейрутская летопись конца XVIII века упоминает, что местные христиане (одни из самых зажиточных в Сирии) ходили в парчовых платьях и вышитом кашемире; друзы, грабившие в 1772 г. дома и лавки бейрутских христиан, били дорогостоящую фарфоровую посуду и стекло, которые не могли унести с собой. 567 И. Лукьянов рассказывал, как живший в Рамле «греческой веры подьячий арап» угощал у себя всех православных паломников, шедших с караваном в Иерусалим, «а нас гостей было человек двести». 568

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Marc., II.8) 559 . С другой стороны, Тертуллиан не оставляет без внимания и того факта, что для достижения добродетели человек нуждается в действии Божественной благодати (gratia divinae inspirationis), ибо наивысшее благо по праву принадлежит Богу, и никто, кроме Бога, не распределяет его сообразно достоинству каждого (De patient., 1) 560 . При этом Бог не подавляет свободный выбор человека (De monog., 14). Спасения можно достичь только через угождение Богу, но как можно угодить Ему (De paenit., 6) 561 ? Тертуллиан отвечает: Бог, определивший наказание Судом за все грехи (delicta), совершенные как плотью, так и духом, как делом, так и пожеланием, обещал людям помилование через покаяние (venia per paenitentiam, De paenit., 4). По мнению Тертуллиана , покаяние – это та плата, которую Господь установил за прощение и восстановление невинности (De paenit., 6) 562 . Совершая грех , мы оскорбляем Бога, но мы должны и мы можем принести Ему удовлетворение (satisfactio) и примириться с Ним через покаяние (De paenit., 7 563 ; ср. De pudic., 9). Бог как Виновник и Заступник Своих благ приемлет их и от людей, и вознаграждает за них (De paenit., 2) 564 . Так Бог становится нашим должником за добрые дела, так же как и за злые, поскольку Он есть Судия и Воздаятель во всяком деле (De paenit., 2) 565 . У небесного Отца много обителей сообразно различию наших заслуг (pro varietate meritorum, Scorp., 6). Воздаяние есть то же, что и награда (Scorp., 6) 566 . Если мы поступаем хорошо, мы приобретаем заслуги перед Богом. Таким образом мы можем заслужить у Бога прощение и вечное блаженство и принести Богу удовлетворение за свои прегрешения и ошибки. Так Тертуллиан впервые в латинском богословии формулирует учение о заслугах и удовлетворении для частной сотериологии, что некоторые ученые связывают с особенностью его юридического мышления 567 ; однако он никогда не распространяет эти принципы на общую сотериологию, т. е. на спасительное дело Христа 568 . 8. Экклезиология и сакраментология 8.1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

„Отколь ваше преосвященство так твердо знаете, и письменно утверждаете, даже и окружным чином уже публикуете, что Павел подложно сочинил к вам письмо разрешительное? На сие нужно вам непременно показать вашего исследования достоверные доказательства, а голословить и пустословить в таких делах не прощается законом не только сановным епископам, но и простым, под страхом писанного: имже судом судите, судится вам. „Однако, ваше преосвященство, сами ли вы видели, или от какого имянно очевидца слышали, когда Павел оное письмо сам подложно подписывал почерком руки г. митрополита? Но на письме оном не одно имя митрополита, а еще подписано и у г. епископа Онуфрия. Какой вы на сие дадите ответь? Ибо письмо оное подлинником есть цело 566 , и вас на очную ставку ожидает. Да еще и в том ваша есть явная неправда, что якобы письмо подписано почерком руки г. митрополита. Ибо подпись была митрополитская но своим его почерком, ниже именем точным, но для незнамого показует Кирилов от закручения конца 567 , по причины(е), что письмо оное вручено почты(е), то могло быть открыто и в руках внешних (как уже и случалось): дабы тогда не разумно было по подпису; таже и все содержание оного писано под завесою коммерции 568 ; но однако все содержание письма писано почерком собственно руки моей, просто и без всяких изгибов, для того, да ваше преосвященство удостоверит мой почерк, от кого оно есть подлинно“ 569 . А в случае чужих рук митрополит и епископ могут отказаться, понеже и у епископа имя на конце также закручено, да покажется оным не Ануфрий, но Ануфриев 570 . А я о себе ныне много уже не дорожу, ибо моей препорученности, с помощию Божиею, все лавры уже пожаты, плоды собраны и кросна снаряжены: тем убо ныне инем наступает время расти, мне же малитися. А потому мы, по писанному, лучше и предаем (?) все тело, но да соблюдем самую главу, или по образу пчелину!“ Заметив потом кратко, что Софроний несправедливо утверждает, будто ему написано было разрешение для попа Трофима, – что писано было не разрешение, а „в чину прошения“, т. е. только просили о разрешении попа, инок Павел опровергал Софрониеву ссылку на Алимпия:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Членами предполагаемого комитета, согласно представленному проекту Положения о нем, стали бы прежде всего управляющий МСТ и ее служащие, при (достаточно формальном) председательстве какого-нибудь епископа (кандидатуру которого вызывался подобрать сам же Войт) 567 . Попытка не удалась. В предложении Хозяйственного управления Святейшему Синоду от 20 января 1909 г. (вероятно, согласованном с архиепископом Сергием), говорилось: Дело исправления богослужебных книг (...) уже начато особой Комиссией, учрежденной при Святейшем Синоде, где, по важности сего дела, оно и должно быть сосредоточено, дабы постоянно находиться под ближайшим и непосредственным наблюдением Святейшего Синода. Эта Комиссия естественно и должна стоять во главе дела исправления и улучшения текста церковно-богослужебных и библейских книг. Посему вопрос о потребности в учреждении для сего дела еще особого Комитета при Московской Синодальной Типографии, а равно о целесообразности проектированного Управляющим этою Типографиею Положения о сем Комитете подлежит предварительному обсуждению означенной Комиссии при Святейшем Синоде 568 . Синод заслушал дело 24 октября 1909 г. и приказал в ходатайстве Войта отказать 569 . А через три месяца, после подведения итогов финансовой ревизии МСТ, ее управляющему предложено было незамедлительно подать в отставку. Издательский совет Интересно, однако, что спустя еще три года, при новом обер-прокуроре В.К. Саблере и первоприсутствующем члене Святейшего Синода митрополите Владимире (Богоявленском) , который сменил сочувствовавшего деятельности Комиссии митрополита Антония († 1912), идея отставленного Войта обрела новую жизнь. 25 января 1913 г. Саблер подал на рассмотрение Синода обширную записку, подготовленную директором Хозяйственного управления А.А. Осецким, с обоснованием необходимости нового церковного учреждения, которое сосредоточило бы в одних руках все дела, касающиеся издательской деятельности Церкви 570 . Затронут в записке и вопрос об исправлении богослужебных книг, ошибки и погрешности которых «не только затрудняют пользование ими как учительным материалом, но, при неопытном употреблении этого материала, могут привести к несогласным с православным учением выводам» 571 . В историческом обзоре ранее предпринимавшихся мероприятий упоминается деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг, равно как и неудавшаяся попытка Войта создать альтернативный ей Особый комитет при МСТ. На сей раз автор записки предлагает «расширить круг ведения Комиссии, распространив таковое на книги Священного Писания, учительные и символические», для чего следует образовать «особое учреждение, ближайшей задачей которого должно быть собирание различных трудов по исследованию священных текстов и правильное пользование сими трудами при повторении изданий» 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На саркофаге в городе Э, в южной Франции, картина еще шире: представлены обстоятельства, предшествовавшие и сопровождавшие главное событие. На малой стороне саркофага, слева от зрителя, представлен Фараон на троне, объявляющий Моисею свое решение на его просьбы отпустить народ: Моисей, обратившись к стоящим в воротах дворца израильтянам, показывает им свернутый свиток, в котором без сомнения заключается декрет об освобождении. У ног Моисея – дитя, собака и некоторые другие домашние животные. На малой стороне справа, – исход из Египта. Впереди израильтянин, несущий на плечах мешок с сбитым тестом; потом Моисей, показывающий женщине плод, который он хочет сорвать с дерева; у подножия дерева дитя, простирающее руку к женщине; а на самом конце – группа израильтян смотрит на эту сцену. По предположению Мартиньи художник хотел выразить этим мир и благоденствие, сопутствующие преследуемым. Но гораздо вероятнее, что этим выражено плодородие обетованной земли, поставляемое Моисеем на вид израильтянам, чтобы побудить их к скорейшему выходу. На главном фасе развертывается картина перехода через море и гибели египтян. Между израильтянами некоторые несут детей и домашнюю утварь, а у одного обернут вокруг шеи мешок с сбитым тестом 567 . В нижней части барельефа видна лежащая женщина, опершись локтем на корзину с плодами: это олицетворение Египта, встречающееся на монетах и гравированных камнях. Дальше, старец, так же лежащий и льющий воду из опрокинутой урны, – олицетворение моря. На правом конце главного же фаса женщина бьет в тимпан; это, по предположению Мартиньи, Мария, сестра Аарона, которая пела песнь освобождения 568 . Это событие воспроизводится также на трех саркофагах города Арля, из коих два в музее и один в церкви св. Трофима. В представлениях этого сюжета на этих саркофагах отмечают ту особенность, что впереди группы израильтян, которые готовятся переходить через море, изображен световой столб, узнаваемый по пламени, венчающему его капитель 569 . Мозаика на триумфальной арке в церкви Санта Мария Маджоре представляет событие в тот момент, когда переход совершается. Посередине расступившихся вод широкое открытое пространство, по которому длинными рядами идут израильтяне, а в некотором расстоянии египтяне выходят из города и бросаются в погоню за беглецами. Мозаика, по мнению Мюнтера, относится ко времени Сикема I (441 г.) 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

552 Разночт.: ου γαρ εκρινα ειδεναι τι εν υμιν ει μη.. др.: εγω δε… μηδεν, др.: υδεν εκρινα, scire aliquid, me scire и др. 558 Греч.: ις λχιστν στι, pro opprobrio est, Русск.: очень мало значить; Слав.: не велико есть. 559 Греч.: π νϑρωπνης μρας, букв. Слав.: или от человеческого дне, т. е. суда человеческого, – выражение представляет соответствие дню Господню, когда будет суд Божий; или же служит описательно-метафорическим обозначением вообще человека. Перевод и толкование св. Ефрема соотв. Сирскому и Эфиоп. (Вальт.). 563 Apologia Ausb. Conf. II (2). В своих цитатах протестантских символических книг мы пользуемся изданием Hase. «Libri symbolici ecclesiae evangelicae». Lipsiae. 1846. Стр. 60. 564 Tota doctrina adversariorum partim est a ratione humana sumpta, partim est doctrina legis, non Eoangelii. Apologia. III (166). Hase. 119. Cp. Zwinglii Artic. V. Ed. Niemeyer «Collectio Confessionum in ecclesiis reformatis publicatarum» Lipsiae. 1840. Стр. 5. Этим изданием пользуемся для всех символических книг реформатской церкви. 565 Apol. III (144) Hale 113: «Opera incurrunt hominibus in oculos. Haec naturaliter miratur humana ratio, et quia tantum opera cernit, fidem non intelligit, neque considerat, ideo somniat, haec opera mereri remissionem peccatorum et justificare». 567 Первые реформаторы, как известно, с большим вниманием прислушивались к голосу некоторых оо. церкви, в особенности Августина, слова которого не раз цитируются в самых символических книгах протестантов. Напр., Zwing. Expositio fidei XI, 103. Niem. 58. 568 «Если бы Аристотель не имел плоти и крови, я бы нисколько не задумался сочесть его за воплощенного диавола». Образчик Лютерова красноречия по адресу Аристотеля. У Scheukel’я. «Das Wesen des Protestantismus». 2-te Aufl. Schaffhausen. 1862 s. 34. 570 Conf. Ausb. I, 20. Hase 16. Cp. Apol. III (196). Hase 127: «Quid est hoc aliud, quam transferre gloriam Christi in opera nostra, quod videlicet propter opera nostra placeamus, non propter Christum». Conf. Belgica. Art. XXII: «Necesse enim est aut omnia quae ad salutem nostram requiruntur in Christo non esse: aut si sint in eo omnia, eum, qui fide Jesum Christum possidet, simul etiam perfectam habere salutem. Itaque horrenda est omnino in Deum blasphemia, asserere Christum minime sufficere, sed aliis quoque rebus opus esse. Inde enim sequeretur, Christum ex parte tantum esse servatorem». Niem. 374.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Этими вводными словами я сделал как бы первый шаг и как бы издалека. Но, намереваясь сражаться с этого момента уже по-настоящему, лицом к лицу, я вижу, что нужно еще обозначить некоторые линии, у которых предстоит бороться: речь идет о Писаниях Творца. Ведь, собираясь доказывать, что Христос принадлежит Творцу в соответствии с ними, как впоследствии исполненными их Христом, я должен также рассказать об облике самих Писаний и, так сказать, об их природе, дабы они, рассматриваясь вместе с положениями, не становились предметом спора и не ослабляли внимание читателя при смешении их защиты с защитой положений. 2. Итак, я ссылаюсь на два положения, касающихся пророческой речи, которые наши противники должны отныне признавать. Первое заключается в том, что о будущем сообщается как об уже свершившемся. 567 Ибо Божеству подобает считать совершенным все, что Оно решило, ведь нет различия времени y Того, у Которого сама вечность определяет простое качество времени, и пророческому вдохновению более свойственно то, на которое оно взирает, пока взирает, показывать уже увиденным и, таким образом, исполнившимся, т. е. тем, что произойдет в любом случае. Как, например, говорится через Исаию: СпинуМою Я подставил под плети, а ланиты Мои под ладоней, лицо же Мое Я не отворачивал от плевков. 568 3. Ведь Христос ли тогда возвещал это о Себе, как полагаем мы, или пророк о себе, как полагают иудеи, однако сказано это об еще не случившемся как о свершившемся. Другой особенностью будет то, что о многом возвещается затейливо – при помощи загадок, иносказаний и притч – так что его нужно понимать иначе, чем о нем написано. Ибо мы читаем, что горы будут сочиться сладостью, 569 однако из этого не следует, что ты должен ожидать появления виноградного сока из камней или сусла из скал; мы слышим, что земля течет молоком и медом, 570 что ты должен верить, будто ты когда-нибудь изготовишь из комьев земли пироги и самосскую выпечку, и не обещает Бог стать именно заведующим водоснабжением и земледельцем, говоря: Помещу реки в жаждущей стране и в пустыне – самшит и кедр; 571 как и предвещая обращение язычников: Да благословят Меня полевые звери, сирены и дочери страусов, 572 – Он, конечно, не намеревался получить счастливые предзнаменования от птенцов ласточек, лисичек и тех диковинных и сказочных певиц. 4. И к чему мне еще говорить об этом способе изложения? Ведь даже апостол еретиков 573 истолковывает сам закон, оставляющий молотящим быкам рот свободным, 574 как касающийся не быков, а нас, 575 и заявляет, что камень, сопутствовавший для обеспечения их питьем, 576 был Христос, 577 уча также и галатов, что два описания сыновей Авраама даны иносказательно, 578 и говоря ефесянам, что то, что было предвещено в начале о человеке, который оставит отца и мать и станут оба одной плотью, 579 он понимает как относящееся ко Христу и Церкви. 580 Глава 6. Опровержение утверждения маркионитов, что иудеи убили Христа как принадлежащего иному богу

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010