Вопрос 628 . Если же кто-нибудь богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли и он нужды в подобном рассуждении? Ибо и ему должно делать добро по силе своей. Ответ . Да, и он имеет нужду в рассудительности, чтобы не следовать сверх силы своему помыслу и после не раскаиваться в том, что сделал. Потому и Павел сказал: «уделяй по расположению сéрдца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9, 7 ). Ибо совершенное прилично совершенным, недостаточное же – недостаточным. Совершенный и нищету претерпевает доблестно, и о богатстве нерадит, и всё переносит без смущения, по слову Апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4, 13 ), и: «для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6, 14 ), и проч. Вопрос 629 . А тому, кто сначала неусерден на подаяние, что нужно делать, чтобы навыкнуть подавать? Ответ . Он должен напоминать самому себе воздаяние, обещанное за то Богом, и начинать с самых последних вещей, всегда вразумляя себя, что подающий мало – мало и получает, а подающий много – и сам много получает, по сказанному: «кто сеет скупо, тот скупо пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор. 9, 6 ). И так мало-помалу в нём будет усиливаться желание получить воздаяние за многое, и он будет всегда успевать в сей добродетели. Он может достигнуть той меры совершенства, чтобы обнажиться от земных вещей и быть духом с небесными. Вопрос 630 . Если кто, увлекшись безрассудно, издержит на благотворение и то, что ему самому нужно, и после раскается, то как ему утешать себя, чтобы не поглотила его диавольская скорбь? Ответ . Прежде всего да укорит он себя за нерассудительность, и да воззовет помысл свой из печали, говоря: «Так как это издержано на доброе дело, то Человеколюбивый Бог силен помиловать меня и устроить по воле Своей». Вопрос 631 . Если придут два нищих, и я не могу подáть обоим, то которого из них предпочесть? Ответ . Должно предпочесть того, который более немощен. 632 . Когда я хочу подáть, а помысл наводит мне сомнение, чтобы не давать, то как поступить в сем случае?

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Глава XI Вся глава XI посвящена видению о Мессии. XII глава есть окончание этого Мессианского пророчества. Великое древо мира сего, Ассур, посечено и повержено в прах. Виноградник, насажденный Господом (гл. VIII), опустошен, но он возродится и от корня посеченного за грехи древа снова взойдет святое семя ( Ис. 6:13 ) 626 . Хотя некоторые еврейские учители 627 относили эту главу к царствованию Езекии, но большинство раввинов и все христианские комментаторы видят в пророчестве XI гл. Исаии ясное указание на царствование Мессии. Христиане же могут отнести это пророчество лишь к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу, в Котором исполнились все обетования ( 2Кор. 1:20 ). Мы увидим ниже в главе XL, которая начинается словами: „утешайте, утешайте народ Мой!“-как откровение о пришествии Господа нашего и о царстве Его благодати все яснее и яснее раскрывается в священном прозрении Исаии пророка 628 . В читаемой нами главе XI мы видим: 1) Стихи 1–5 появление в роде Давидовом Чада, на Котором почиет Дух Господень. Это Еммануил, Сын Божий, в руках Которого владычество мира 629 и суд по правде 630 . 2) Стихи 6–10 говорят об устроении царства, в котором будут любовь и мир, и к которому привлечены будут и язычники. 3) С 11 по 16 стих говорится о возвращении к Господу Богу и к правде Божией и к царству Мессии всех рассеянных по лицу земли Израильтян, без различия между потомками Иуды и потомками отделившихся колен Израилевых 631 . 1 . И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; 2 . и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; Иессей, родом из Вифлеема, был отцом Давида, как мы знаем из 1Цар. 16:1, 17:12 . В главе IV, в стихе 2, Пророк говорит об „Отрасли 632 , имеющей появиться в красоте и чести“. Он прибавляет в ст. 3–4, что тогда: „оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми.... когда Господь.... очистит кровь Иерусалима“. Это именование „Отрасль“ указывает связь между всеми видениями о Мессии, как самого Исаии, так и других пророков 633 и всех псалмов, упоминающих о происхождении Мессии из рода Давидова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Еще большее чудо заключает в себе самый способ благодеяния. Ибо Сын Божий, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу и уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2:6–7 ). И «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ); «изъязвлен был за грехи наши.., чтобы ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ); «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ); претерпел позорнейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни. И не только оживотворил нас, мертвых, но еще даровал нам путь стремиться к богоподобию, уготовал нам вечное упокоение, величием блаженства превышающее всякую человеческую мысль. Что же воздадим Господу за все благодеяния Его к нам ( Пс.115:3 )? Но Он столь благ, что не требует воздаяния и довольствуется только нашей любовью за все Его бесчисленные дары. Когда все это привожу себе на мысль, тогда прихожу в ужас и страх от боязни, чтобы от невнимательности ума или от занятий суетных не охладеть в любви к Богу и не сделаться некогда укоризною Христу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас и всячески старается мирскими приманками заставить нас забыть о Благодеющем, к погибели душ наших, тогда, ругаясь и насмехаясь над нами, обратит наши холодность и забвение в укоризну Господу и будет хвалиться нашей непокорностью и нашим отступничеством: что он не сотворил нас и не умирал за нас, однако же увлек нас вслед за собой в нашей непокорности и нерадении о заповедях Божиих. Эта укоризна, обращенная к Господу, умершему за нас и воскресшему, и похвальба врага пред Тем, Кому мы несказанно обязаны, кажется для меня тяжелее гееннских мучений 628 . Какова мера любви к Богу? Мера любви к Богу такова, чтобы душа всегда изо всех сил стремилась исполнять волю Божию, с целью и желанием славы Божией. Как достигается любовь к Богу? Любовь к Богу достигается прежде всего, если мы добросовестно будем памятовать о Божиих благодеяниях. Подобное бывает и у бессловесных. Видим, что собаки преимущественно любят того, кто дает им пищу. Это же сказано у пророка Исаии: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:2–3 ). Ибо как у вола и осла непроизвольно рождается любовь к оказывающему им благодеяния, так и мы: если с добрым чувством и благопризнательностью будем принимать благодеяния, то как можем не возлюбить оказывающего нам столько и столь великих благодеяний Благодетеля Бога? Подобное расположение в душе неповрежденной рождается, так сказать, естественным образом, без научения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Заповедь Апостола о безбрачии: а вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей ( 1Кор. 7:10–11 ) – нисколько не говорит против законности нового брака невинного супруга, так как она имеет в виду супругов, разлучающихся по другим, кроме прелюбодеяния, причинам, которые не могут быть признаны достаточными для расторжения брака. Уясняя подобную мысль слов Апостола ( 1Кор. 7:10 ), Златоуст замечает: «Так как случается, что супруги разлучаются или по воздержанию, или по другим причинам, или по неудовольствию, то он говорит: лучше, если бы этого совсем не было, если же это уже случилось, то пусть жена останется с мужем, если не для совокупления, то по крайней мере для того, чтобы не знать другого мужа» 628 . Такой же характер носит и запрещение Апостола оставлять мужа при его жизни. Жена связана законом. «Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оставили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть прелюбодеяние» 629 . Действие этого закона и осуждение им одного супруга, оставляющего другого без единственно законной причины – прелюбодеяния, не распространяется на тот случай, когда причиною оставления мужа и расторжения брака является допущенный им грех прелюбодеяния, так как отвержение одного супруга другим по этой вине не подлежит наказанию. Следовательно, о запрещении брака невиновной стороне после развода здесь нет и речи. При равноправии мужчины и женщины в христианстве христианское учение о непозволительности развода, кроме вины любодеяния и разрешение невинному супругу вступать в новый брак по расторжении первого имеет одинаковое отношение к мужу и жене. Но обычаи и законы общества, воспитавшегося еще под влиянием язычества, не признававшего вполне личного достоинства и семейных прав женщины, дозволяя развод, предоставляли все преимущество прав в этом отношении мужу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Значение ума в возникновении чувства страха Божия, как видно из вышесказанного, состоит в осознании страшной близости Бога к человеку и непосредственного участия Его в направлении и конечных судьбах человеческой личности и общественной жизни. Как зеркальная гладь воды в ясный день отражает в себе солнце и согревается солнечным теплом, так человеческое сердце, пронизываемое мыслями о Боге Вседержителе, Судии и Мздовоздаятеле, отражает свой ответ на них чувством смирения. За смирением следует сердечный страх Господень 628 , чистый, пребывающий вовек 629 . 2 Чувство страха Божия в первоначальном выражении представляет собой боязнь наказания от Бога в настоящей и загробной жизни 630 . Апостол Павел назвал эту форму богобоязненности рабским страхом 631 . Моисеев закон возбуждает именно этот страх позволением воздавать друг другу злом за зло и неумолимыми определениями смерти за нарушение заповедей закона 632 . Так как чувство страха Божия не только естественно, но и благодатно, то смягчение в человеке сердечной рабской боязни Бога по страху наказаний совершается Духом Святым. По мере опытов послушания и верности воле Божией Святой Дух дает человеку особое сердце, чтобы боялись Бога 633 , и рабский страх его претворяет в сыновний. Об этом апостол Павел говорит: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления». Святой Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии...«, и Им мы взываем: »Авва, Отче " 634 . Сын боится своего отца по любви к нему, страшится огорчить его. Подобным образом усыновленные Богу через Господа Спасителя во Святом Духе боятся оскорбить Божию любовь. Сыновний страх пред Богом – дар от Господа и поставляет на стезях любви 635 . В любви нет страха рабского, так как дал нам Бог духа не боязни 636 . Совершенная любовь изгоняет (рабский) страх, потому что в страхе (таком) есть мучение; боящийся не совершен в любви 637 . Случайные личные грехи немощи вызывают в любящем Бога печаль и страх, насыщенный любовью. Этот страх не имеет в себе ничего рабского, но выражает сильную боязнь человека разлучиться с любимым Господом по причине грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ибо в Ефесе воздвиг против апостолов мятеж среброковач Димитрий 625 . Другие же в Коринфе во­пияли: Эти всесветные возмутители пришли и сюда 626 ; а в Ие­русалиме иудеи, подвигнув весь город на богомудрого Павла, напоследок предали его римлянам» 627 . Пророческий образ использован в четвертой песне Канона Утрени на праздник Успения Божией Матери. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. Бездна, возглашающая с веселием славу Христу, по мысли гимнотворца, отождествляется с «языками», то есть с народами, просвещенными сияни­ем блистания Христова. Так сбылись речи пророка Аввакума при рождении Христа от Девы. Через Чермное море, от Синая через пустыню, через Иордан по Ханаан­ской земле шествует Бог в народе Своем. Безнаказанно бесчинствовали в нечестии своем хананеи. И вот идет Бог. Как при внезапном ночном включении света разбегаются тараканы и бывают поражаемы хозяином дома, так воссияли солнце и луна над царями Аморрейскими в Гаваоне и поражены были Иисусом Навином. То была брань Ягве Бога и шествие его. Во мраке идолопоклонства и растления устанавливался новый порядок правды Божией. 3.11 Солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, сиянием сверкающих копьев Твоих. Позади Чермное море, пустыня Синая, Иордан. Бог в шествии Своем вступает во владение землей, обетованной отцам народа Божия. Потоками воинств Израилевых Господь рассек землю, веками осквернявшуюся нечес­тием хананеев. Жители Гаваона зовут Иисуса Навина, и он, совершив ночной маршбросок, внезапно напал на царей Аморрейских и поразил их. При этом Ягве-Бог бросал на аморреев с небес большие камни града, так что больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертви­ли сыны Израилевы мечом 628 . Метеоритный камнепад от Гос­пода поразил нечестивых. И вот бы возблагодарить за то Бога! – так нет же, – Иисус воззвал к Ягве в тот день...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иез. 23 :43. И Я сказал: не чрез это ли оне прелюбодействовали? и дела блудницы (делала) 623 и сама соблудила 624 . Иез. 23 :44. И входили к ней, как входят к жене блуднице; так входили к Ооле и к Ооливе, женам беззаконницам 625 , чтобы совершить беззаконие. Иез. 23 :45. А мужи праведные,-они накажут их наказанием прелюбодейц и наказанием за кровопролитие 626 , ибо оне-любодейки и кровь на руках их. Иез. 23 :46. Так говорит Господь Бог: приведи на них народы и предай их смятению и грабежу. Иез. 23 :47. И забросай их камнями, камнями (бросаемыми от) народов, и пусть изрубят их мечами своими: сыновей и дочерей их перебьют и дома их огнем сожгут. Иез. 23 :48. И удалю нечестие с земли и научатся все женщины и не будут поступать по нечестию их. Иез. 23 :49. И возложат нечестие ваше на вас, и понесете наказание за (все) 627 грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я-Господь Бог. Глава 24 Иез. 24 :1. И было слово Господне ко мне, в девятый год, в десятый месяц, в десятый день месяца, и сказано: Иез. 24 :2. Сын человеческий! запиши себе имя этого дня, с которого укрепился 628 царь Вавилонский против Иерусалима, от нынешнего дня (он укрепился). Иез. 24 :3. И скажи притчу дому прогневляющему, и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел, поставь 629 и влей в него воды. Иез. 24 :4. И положи в него куски (мяса) 630 , все хорошие куски, голень и плечо, снятое с костей, Иез. 24 :5. Взятое у лучшого скота. И разожги под ним кости 631 (до того), чтобы 632 раскалился, и вскипел, и сварились кости его 633 в нем. Иез. 24 :6. Посему так говорит Господь Бог: о город кровей 634 ! О котел, на котором есть ржавчина! и ржавчина 635 не сошла с него: она перешла на куски его, не падал в нем жребий 636 . Иез. 24 :7. Ибо кровь его среди его находится, на гладком камне Я поместил ее: не проливал ея на землю, чтобы она покрылась землею; Иез. 24 :8. Чтобы навести ярость Мою (на нее) 637 , чтобы непременно отмстить; поместил кровь его на гладком камне, чтобы не была покрыта 638 . Иез. 24 :9. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей! Я разожгу большой костер 639 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

( Исх. 20:4–5 ).– Но эта заповедь запрещает делать кумиры и какие-либо изображения для обоготворения и поклонения им вместо одного, истинного Бога, ибо, сказано в ней, Господь Бог есть Бог ревнитель, т. е. ревностно оберегает свои права на поклонение со стороны людей и не допускает, чтобы свойственные Ему слава и прославление воздавались кому-либо другому ( Ис. 42:8; 48:11 ). Правда, в ней сказано: «не делай никакого изображения», но под этими словами нужно разуметь не всякое изображение, а только обоготворяемое, идольское, заменяющее истинного Бога, потому что в той же книге, немного далее, прямо сказано, что Сам Господь повелел Моисею сделать для скинии изображение херувимов и два из них, «чеканной работы», т. е. выбитые из золота, поместить на крышке ковчега завета, а остальные, вышитые шерстью, – на покрывалах скинии ( Исх. 25:18; 26:1 ). К тому же, если упомянутые слова понимать буквально, т. е. что нельзя делать решительно никакого изображения, то в таком случае и слова 4-й заповеди: «не делай (в субботу) никакого дела» нужно бы понимать буквально, т. е. что в этот день нельзя делать решительно ничего; между тем И.Христос строго осудил фарисеев за такое понимание и сказал, что добрые и неотложные дела можно делать и в субботу ( Мф. 12:5, 10–12 ; ср. Мк. 2:23–27; 3:1–5 ). 628 Во-вторых, сектанты ссылаются на беседу Христа с Самарянкой и говорят, что в Новом Завете Господь отменил всякое внешнее богопомоление, следов., и иконопочитание, так как сказал, что истинные его поклонники должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:24 ), да и ап. Павел велел молиться только духом» ( Еф. 6:18 ). – Но евангелист Иоанн и ап. Павел в указанных местах совсем не говорят о св. иконах и не отрицают внешнего богопоклонения, а учат о том, что духовное поклонение выше, важнее, чем внешнее. В-третьих, ссылаются сектанты на следующие слова послания Иеремия: «теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых, и деревянных, носимых на плечах, внушающих страх язычникам. Берегитесь же, чтоб и вам не сделаться подобными иноплеменникам, и чтобы страх перед ними не овладел и вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Каждый раз, идя с проповедью к иудеям, Павел лелеял в себе надежду на их обращение и каждый раз наступал на те же грабли. После многих неудач он продолжал считать их братьями, но они видели в нем лишь вероотступника: его многократные заверения в том, что он чтит закон Моисеев и хранит верность отеческим преданиям, их не убеждали. В завершение речи Павел цитирует те же слова из Книги пророка Исаии ( Ис. 6:9–10 ), которые цитировал Иисус, говоря об израильском народе ( Мф. 13:14–15 ; Мк. 4:12 ; Лк. 8:10 ). Этим протягивается смысловая нить между Иисусом и Павлом, между Евангелием и Деяниями апостолов. Завершая вторую часть своей дилогии, написанную как прямое продолжение первой части, Лука показывает, что реакция иудеев на проповедь Иисуса и на проповедь Павла была одинаковой: и ту и другую проповеди иудеи отвергают. Иисус по навету иудеев был осужден и распят на кресте, Павел по навету иудеев закован в кандалы и ожидает суда. Но итогом его проповеди становится распространение евангельской вести на язычников. В Послании к Римлянам Павел говорит о том, что через отвержение Христа, о котором предсказывали ветхозаветные пророки, иудеи становятся подобны ветви, отломившейся от ствола; язычников же, напротив, уподобляет ветви, привитой к стволу ( Рим. 11:17–20 ). А в Послании к Галатам он объявит, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника», но все христиане, вне зависимости оτ их происхождения, суть «семя Авраамово и по обетованию наследники» ( Гал. 3:28–29 ). Окончание книги Деяний Пребыванию Павла в Риме в книге Деяний посвящена лишь вторая половина 28-й главы, и у читателя создастся впечатление, что труд оборван на полуслове. Он завершается одной фразой: И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно ( Деян. 28:30 31). Эта фраза оставляет много вопросов. Если Лука писал свою книгу два года спустя после прихода Павла в Рим, 628 то неужели за эти два года не нашлось в его служении ничего примечательного, кроме первых двух бесед с иудеями? Неужели не о чем было рассказать? Если же, как думают некоторые исследователи, он писал значительно позже, то почему не рассказал о том, предстал ли Павел перед судом императора, был ли осужден или оправдан, встречался ли в Риме с Петром (который, по преданию, жил там в то же время), ездил ли в новые миссионерские путешествия, как провел последние годы жизни, как умер?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

комм. Harnack " a у Hatch " s (S. 323. Anm. 8)). Евсевий. О палестинских мучениках. I, 11, 22: мученик Селевк был ранее солдатом, затем всецело предался попечению о делах любви, – «круглых сирот и беспомощных вдов, людей, поверженных в бедность и немощи, как бы епископом (episcopos osper) и охранителем (epikouros) сделался». Мученичество св. Феодота Анкирского (t в 303 г.), cap. 3 (Ruinart. P. 290): Феодот –харчевник, но «харчевничество, сверх обычая, было для него в презренном положении вместо епископского звания (pro munere episcopali), так как он посильно помогал пострадавшим, пособлял немощным, сострадал огорченным, – сам участник чужих страданий и полный любовью». Три напоследок приведенные места подтверждают значение слова «епископ» как «блюститель», «снабдитель других» и ставят в то же время вне сомнения, что слово «епископ» прежде всего обозначает деятельность, функцию, – не должность, ср. Harnack. Loc. cit.; Loofs. Stud. u. Krit. 1890. S. 628–629. Об этом – ниже. Короче всего Первое послание Климента, когда оно (44:2) только говорит, что «испытанные мужи» (dedokimasmenoi andres) должны быть определены во епископы и диаконы (ср. 42:4: апостолы поставили первенцев во епископы и диаконы, «по духовном испытании» (dokimasantes töi pneumati). Нечто более пространное в Учение 12-и апостолов. XVI, 1: во епископы и диаконы должны быть поставляемы «Господа достойные, ласковые и некорыстолюбивые, правдивые и испытанные мужи» (см. выше, прим. 184). Подробнее всего 1Тим.3:2–7 : «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, но тих. Миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий собственным домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять (prostenai) собственным домом, тот будет ли пешись о Церкви Божией? Не должен быть из числа новообращенных (неофитов), чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010