534 Пасхальный канон, песнь 1, ирмос. 535 Возглас на заупокойной ектений. Ср.: Октоих 4 глас, суббота, утреня, крестовоскресный канон, п. 1,2. 536 Пасхальная утреня, канон, п. 7, 2. 537 Октоих 4 глас, Неделя, тропарь; срав.: Октоих 2 гл. тропарь воскресный по великом славословии. 538 Октоих 7 глас. Неделя, утреня, 6-я стихира на хвалитех; Октоих 4 гласа, Неделя, кондак и др. 539 Октоих 8 глас, суббота, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 540 Пяток Светлой седмицы, вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 541 Триодь Цветная. Среда Преполовения Пятидесятницы, вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 542 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 29. 543 Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 1. 544 Суббота Ваий. Кондак. 545 Епископ Феофан. Толкование на 1 Кор. 15:21—22. M., 1882. С. 493. 546 Октоих 5 глас, суббота, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 547 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1 канон, п. 9,2. 548 Пасха, кондак; срав.: Октоих 7 глас, Неделя, 1 канон, п. 5, 2. 549 Октоих 2 гл., Неделя, утреня, 1 канон, п. 8, 2; Неделя Ваий, 2 тропарь праздника. 550 Пасха, утреня. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста. 551 Неделя 3-я Великого Поста, утреня, эксапостиларий. 552 Пасха, утреня, канон, п. 7, 3. 553 Пасха, стихиры, стихира 1 -я. 554 Пасха — «прохождение» (евр.). 555 Пасха, утреня, канон, п. 5, 2 и п. 4, 2. 556 Пасха, утреня, ексапостиларий. 557 Пасха, стихиры, 1-я стихира и канон, п. 5, ирмос. 558 Пасхальная утреня, канон, п. 9, 3-й припев. 559 Октоих 3 глас., суббота, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на стиховне; 6 глас, суббота, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах» и др. 560 Пасха, утреня, канон, п. 4, Богородичен. 561 Пасха, утреня, канон, п. 3, 1. 562 Октоих 6 глас, Неделя, 2 канон, п. 9. 563 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1-я стихира на хвалитех; срав.: припев к 9-й песни Благовещения. 564 К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее — те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе — певчие в рядах; около же самой солеи — несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа — старший диакон со свечой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

535 . Определение Святейшего Синода от 27.02–4.03.1914 за 1676 по вопросу об издержках на проезд преданных суду Московской Святейшего Синода конторы монахов-имябожников. – Церковные ведомости 10, 1914. С. 69–75. 536 . Определение Святейшего Синода по делу афонских монахов. – Биржевые ведомости, 28.08.1913 13 721). 537 . Определение Святейшего Синода по делу об афонских монахах. -Новое время, 28.08.1913 13 456). 538 . Определение Святейшего Синода. – Московские ведомости, 28.08.1913 189). 539 . Определение Синода об афонском деле. – Русские ведомости, 28.08.1913 540 . Определения Святейшего Синода от 14–18 февраля 1914 г. о церковном суде над имябожниками. – Церковные ведомости 9, 1914. С. 62–65. 541 . Опровержение. – Московские ведомости, 7.06.1913 130). 542 . Оптина пустынь. Русская православная духовность. Сост. и послесловие А. Горелова. М., 1997. 543 . Орбелиани А. Письмо в редакцию. – Колокол, 8.05.1914 2405). 544 . Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина . – Богословский сборник Свято-Тихоновского православного богословского института, Вып. VII. М., 2001. С. 115–142. 545 . Ориген. Против Цельса. Книги 1–4. Пер. Л. Писарева . М., 1996. 546 . От канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. – Новое время, 26.07.1913 13 423). 547 . От канцелярии Святейшего Синода: об игумене Арсении, именующем себя синодальным миссионером, и о рассылаемых им с Афона в Россию письмах. – Церковные ведомости 23, 1913. С. 330. 548 . Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . Изд. 4-е. Брюссель, 1963. 549 . Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5-е, дополненное. Париж, 1989. 550 . Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. – Начала 1–4, 1998. С. 228–239. 551 . Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Ал-феева). Т.П. М., 1996. 552 . Отцы и учители Церкви V века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи игумена Илариона (Алфе-ева). М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

537 АЗР. Т. 4. С. 44 («Таже и некий хлеб на Воскресение Христово, глаголемый пасха, по старому еретичеству святити повелевает, на соблазну церкви, ради невоздержания многолетнего нрава; таже и пятницу светят в кажду седмицу, и на Рожестве Христове пироги на заутрие приносят, в уничижение Богородици, и все глаголет епископ о сем по-старому народом держати»). 538 Архив ОИОИ в СПб. Колл. 57 (собрание Д.И. Зубрицкого). I. Л. 1 («ktorzi udaja sic w takowe sprawy duchowne, czo yem nie jest zliczono od Boga у od urzcdu»). 540 Там же. В этом же послании содержатся жалобы и на нескольких других православных горожан Галича (мастера Сорбачевича и др.), вступивших в конфликт с Балабаном. 544 См.: Успенский А. Роль Московских соборов XVI века в церковном искусстве//Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экзархата. Messager de l’exarchat du patriarche russe en Europe Occidental. 16 (1968). N 64. Octobre-décembre. P. 217– 250; Miller D.B. The Viskovatyi affaire of 1553–1554: Official Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture//Russian History. VIII (1981). P. 292–332; Riabouchinsky V.P. Un tournant dans le developpement de l’iconographie russe au XVIe Siecle: l’affaire du diak Viskovatov//Russie et Chretiente. 1948. N 3–4. P. 1–16; Андреев H.E. О деле дьяка Висковатого//Seminarium Kondakovianum, V (1932), Praha. C. 191–241; Граля И. Иван Михайлов Висковатый. Карьера государственного деятеля в России XVI в. Москва: Радикс, 1994. С. 122 сл. 545 Известны были лишь три судные грамоты собора (Жукович П.Н. Брестский собор 1591 г. (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//Известия отделения русского языка и словесности Академии наук. Т. XII. Кн. 2. СПб., 1907. С. 46–47). 551 Как было в случае с Терлецким, начавшим епископом пинским и, по сути, купившим позднее Луцкую епископию. 552 Архив ЮЗР. Ч. 1. Т. 10. С. 77–79. Грамота подписана и Григорием Ивановичем, «соборным протонотарием», который позднее был выдвинут на кафедру Полоцкого архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

537 . Заведеев П. История русского проповедничества от XVII века до настоящего времени. Тула, 1879. 538 . Зимнев И., свящ. Летопись села Короцка. “Новгородские епархиальные ведомости”, 1894. 539 . Знаменский П. Руковдство к русской церковной истории. Казань, 1870. 540 . Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань, 1873. 541 Знаменский П.В. Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II//“Православный Собеседник”, 11, 12, 1875. 542 . Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881. 543 . Знаменский П. Учебное пособие по истории Русской Церкви. СПб., 1896; изд. 2. СПб., 1904. 544 . Иванов А. , прот. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, изд. 3. СПб., 1799. 545 . Казанский П. С, профессор Московской духовной академии и его переписка с архиепископом Костромским Платоном//“Богословский вестник”, май, т. 2. М., 1899. 546 . Катаев Н. Очерк истории русской церковной проповеди//“Херсонские епархиальные ведомости”, 24, 1824. 547 . Cuprian (Papadopoulos), arch. A short history of the Russian Church. Alexandria. 1956. 548 . Кириллов А. К семидесятилетию существования Донской епархии//“Православный собеседник”, май, 1905. 549 . Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. Тверь, 1889. 550 . Корсаков Д.А. Из жизни русских деятелей XVIII в., Казань, 1891. 551 . Костомаров Н.И. Русская История, кн. 3. СПб., 1913. 552 . Крутиков Н. Святитель Феофан – затворник и подвижник Вышенской Пустыни//“Душеполезное чтение”, февраль, 1898. 553 . Лавров А., прот. Очерки истории Русской Церкви, изд. 3. Ярославль, 1887. 554 . Литвинов В.В. Храмы и пределы, посвященные святителю Тихону Задонскому //“Воронежская старина”, вып. X, 1911. 555 . Макарий, архиманд. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. 556 . Малицкий П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1890; изд. 2. М., 1894. 557 . М.Д.Ю. Отношение афонцев к русским старообрядцам//“Церковный вестник”, 33, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

537 . Макарова Н. Саровский чудотворец//Социум. М. 1991. 8. 72–79. 538 . Макаревский М. Саровская пустынь, краткое описание исторического прошлого и современного состояния обители. СПб. 1903. 539 . Малицкий П. Саровская пустынь и великий подвижник ея, преподобный старец Серафим. Тула 1903. 540 . Маркеллин, игумен. Краткое историческое описание Саровской пустыни. М. 1804. переизд., с добавл., до 1843]. 541 . Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»/Сост. Черная В. В., Стрижев А. Н. М. 1992. 542 . Морев И., прот. Преподобный Серафим, саровский чудотворец. СПб. 1904. 543 . Мочалов Е. В. Серафим Саровский как воплощение русской святости//Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православно-философских чтений. Н. Новгород 2000. 185–194. 544 . Нилус С. А. Голос веры из мира торжествующего неверия. Поездка в Саровскую пустынь//Московские ведомости. 320 (20.11), 327 (27.11), 328 (28.11), 330 (30.11). изд.: М. 1902. 9 .553. 545 . Нилус С. А. Воспоминания о Серафимо-Дивеевской обители. Б. м. 219. 546 . Описание общежительной Саровской пустыни. 5 М. 1905. 104. 547 . Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года. Альбом. М. 1998. 32, ил. 548 . Петров Григорий, свящ. Преподобный Серафим Саровский . М. 1904. 549 . Погожев Ε. Н. Отец Серафим Саровский /Сост. но печатным источникам. М. 1896. 130. 2 М. 1901. 146. 550 . Погожев Ε. Н. Преподобный Серафим Саровский . Его жизнь, подвиги и чудеса по его молитве. СПб. 1904. 134. 4 М. 174. 551 . Подвиг старца Серафима: Житие. Воспоминания. Прославление. Образ преподобного в поэзии/Сост. Стрижев А. Η. М. 1999. 238. 552 . Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Саров; Н. Новгород 1998. 208. [Библ. 194–206] же: Саров; Саранск 1999. 266, ил. 553 . Поездка в Саров. [Сборник] М. 1993. 554 . [Порфирий, иером.] Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

539 Φρατζ Г. Χρονικν I. 35. Bonnae, 1838. Σ. 110. О монастыре Хорсианита см.: Janin R. Geographie ecclesiastique de Г empire byzantin. Le siege de Constantinople et le patriarcat oecumenique. Les eglises et les monasteres. Paris, 1953. P. 516–517; Hunger H. Eine spatbyzantinische Bildbeschreibung der Geburt Christi. Μ it einem Exkurs uber das Charsianiteskloster in Konstantinopel//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinischen Gesellschaft. 1958. Bd. 7. S. 136–138. 540 Hunger Η. Das Testament des Patriarchen Mattaios I (1397–1410)//Byzantinischen Zeitschrift. 1958. Bd. 51. S. 289. 543 Σνρπουλου Σ. Op. cit. Т. II. 16. Σ. 118. Макарий Длинный, настоятель монастыря Пантократор, как представляется, имел связь с Харсианитской обителью (см.: Hunger Η. Eine spatbyzantinische bildbeschreibung... S. 131–136). 544 Vaurent V. Les «Memoires» du grand Ecclesiarque de Γ eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438–1439). Rome, 1971. Vol. II. 19. P. 118. N. 1. Ср.: Gill J. Op. cit. P. 49. Исследователь Томадакис (Τωμαδκης Ν. Op. cit. Σ. 36) датирует это путешествие одним годом ранее, основываясь ошибочно на сведениях историка Дука. 547 Игумен Макарий Длинный скончался от чумы 7 января 1431 г., как сообщает историк Г. Франдзис (см.: Χρονικν II. 9. Σ. 157). Ср.: Laurent. Op. cit. P. 118. N. 3; Gill. Op. cit. Σ. 49. 550 См., например: Сборник Житий и слов 2-й четв. XIX в. ГИМ. Собр. Барсова. 1549. Л. 103–199 об. 552 Текст приводится по изданию: Живот светога Саве, написао Дoмehmujah (ошибочно вместо: Teoдocuje...), на cbujem издало Друштво србске словесности трудом Б. Даничина, у Биограду, 1860. С. 40. Далее: ЖСС. 567 См.: Гаврюшина Л.К. Еще одна русская редакция Жития св. Саввы Сербского //Археографски прилози. 2002. 22–23. Београд. С. 445–478; Гаврюшина Л.К. Бегство св. Саввы на Святую Гору. Сербская житийная традиция и ее восприятие на Руси//Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 12. М., 2005. С. 580–591. 568 Иногда этот монастырь еще называют Старый Русик, чтобы провести различие между нынешним монастырем Св. Пантелеимона, которы воздвигнут после 1765 г. Старый Русик бы построен в 1169 г. монахами первого на Афоне, русского монастыря Ксилурга, освященного в честь Святой Богородицы (см.: Amand de Mendieta Ε. Mount Athos. The Garden of the Panaghia. Berlin; Amsterdam, 1972. P. 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

539 Под «партесным» Разумовский понимает вообще хоровое многоголосие, свободно компонированное церковное пение, а не только тот польско-украинский стиль, о котором у нас была речь в двух предыдущих главах. 540 До самой революции 1917 г. певцы Придворной певческой капеллы набирались почти только на Украине. 547 Московские дьячки отлично знали церковное пение и обладали непрерывной его традицией. Еще в начале XIX в. были в Москве дьячки, которые знали столповую нотацию и некоторые напевы, уже забытые в середине XIX в. С 1885 г. дьячки стали официально называться псаломщиками. Но название «дьячки» оставалось еще у некоторых долго. Когда богослужение пел хор, дьячки пели на левом клиросе. 548 Письма Филарета, митрополита Московского, к викарию Московской епархии, епископу Дмитровскому Иннокентию. В «Прибавлениях к творениям свв. отцов в русском переводе, издаваемых при Московской Духовной академии». Москва, 1886, книжка I, стр. 357, 364. 551 И. Гарднер: Алексей Феодорович Львов, «Православный путь». Джорданвилль, 1970. (Имеется также отдельный оттиск, брошюра, стр. 15.) 552 Капитан (впоследствии майор) Эйнбек родился в Шенбеке (в Вестфалии) 21 марта 1785 г.; † ? августа 1845 г. 553 Архив семейства Эйнбек, касающийся командировки капитана Эйнбека в 1929 г. в Петербург для ознакомления с постановкой певческого дела в Петербургской Придворной певческой капелле, был мне любезно предоставлен для использования как исторический материал правнуком капитана Эйнбека, отставным полковником германской армии, г. Эйнбеком. 555 Эти и все дальнейшие сообщения Эйнбека о положении певческого и воспитательного дела в капелле почерпнуты непосредственно из архива семейства Эйнбек. 556 Любопытно, что Эйнбек считает русское церковное пение греческим и называет Русскую Православную Церковь греческой. До самого последнего времени, т.е. до середины XX в., в Пруссии и в других протестантских областях Германии православные называются греко-католиками (griechisch-katholisch), что уже после первой мировой войны приводило к недоразумениям, так-как греко-католиками называют в Польше и Чехословакии специально униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

540 Babie G. Les Croix a cryptogrammes, peintes dans les eglises Serbcs dcs XIIIe cl XIVe siecles//Byzance et les Slaves: Melanges Ivan Dujdev. Paris, 1979. P. 1–13. 546 Это следует из существенного повышения порталов северной и южной стен, в результате чего были уничтожены нижние части расположенных здесь «Успения» и «Рождества». 547 Матвеева А. Б. Фрески Андрея Рублева и стенопись XII века во Владимире//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 164–166. Ил. 31; Филатов В.мВ. Росписи притворов Владимирского Успенского собора//ДРИ: Художественная культура X первой половины XIII в. М., 1988. С. 156. 548 Например, в «Повести об убиении Андрея Боголюбского» о Боголюбской церкви сказано: «...подобна тое Святая Святых, юже бе Соломон царь премудрый создал»; близкая характеристика дана и Успенскому собору: «...и всими виды и устроеньем подобна бысты удивлению Соломонове Святая Святых». См.: БЛДР. Т. 4: XII век. С. 206–208. 552 Стерлигова И. А. Древнерусское церковное убранство по данным «Летописца Владимира Васильковича Волынского»//ДРИ: Русь. Византия. Балканы. XIII иск. СПб., 1997. С. 272. Текст см.: БЛДР. Т. 5: XIII век. С. 346. 553 Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV века: Каталог выставки. М., 1991. Кат. 27. 554 Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода.: XV век. М., 1982. Кат. 8. 556 Лапазаров С. В., Сарабьянов В. Ц. «Евфимиевское» поновлснис церкви св, Георгия в Старой Ладоге//Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. СПб.. 1997. Т. 1. С. 393 –399. 557 Таковы Деисусы из собрания И. С. Остроухова (первая половина XV в.) и Софийского собора (1438 г.), две иконы из церкви Рождества на Кладбище (вторая половина XV в.), из старообрядческой Николо-Покровской церкви в Москве (вторая половина XV в.), из церкви Власия (вторая половина XV в.), и др. См.: Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Указ. соч. Кат. 4, 8, 29, 33, 31, 39. 560 Изложение различных точек зрения см.: Лазарев В. Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII-XIII вв. С. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

540. Deuteronomium VIII, 5. 541. Gregorii Nysseni Vita Moysis 45//PG. 44. Col. 316 C. 542. Theodoreti Cyrrensis De Sancta et Vivifica Trinitate II//PG. 75. Col. 1161 C. 543. В традиционном переводе (славянском и затем «синодальном») — «детоводитель». С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой яркий пример «педагогическою» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш — святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Paedagogus I, 7, 55). 544. Epistola ad Galatos III, 24—25. 545. I Epistola ad Corinthios XIII, 10—12. 546. Epistola ad Hebraeos V, 12—14. 547. Barhadbesabba Arabaya, eveque de Halwan. Cause de la fondation des ecoles//PO. 4. P. 319—404. 548. Пигулевская H. История Нисибийской академии: Источники по истории сирийской школы//ПС. 17 (80). Л., 1967. С. 90—109, особенно с. 93—96. 549. Barhadbehbba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 345-362. 550. Deuteronomium VIII, 2—5. 551. Имеется в виду роль Иоанна Предтечи как посредника между Ветхим и Новый Заветом, авторитетно отождествившею Христа с тем, кого предсказывают библейские пророчества. 552. Barhadbesabba Arabaya. Cause de la fondation des ecoles. P. 367-368. 553. Ibid. P. 378—381 (о Феодоре Мопсуестийском) и др. 554. Ibid. Р. 393. 555. Ср.: Гаспаров М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971. 556. Aeliani De natura animalium I, 4. 557. Ibid. VI, 61. 558. Ibid. VI, 34. 559. Adamantii Sophisti Physiognomonica I, 5. I. 396 Foerster. 560. Procqpii Caesariensis Historia arcana VIII, 13—21. 561. Характерен анекдот, передаваемый автором схолий к сатирам Персшп «Естествоиспытатель Зопир распознавая по лицам людей их нравы. Придя к Сократу, он сказал ему: „Ты похотлив“. Алкивиад рассмеялся; ученики вознамерились нанести ему оскорбление, ибо он оскорбительно говорил об их учителе. Сократ сказал: „Не трогайте его, я и впрямь похотлив; но в моей власти — побеждать и самоё похоть“» (Ad Persii satiram IV, 24; ср. также: Ciceronis Tusculanae disputationes IV, 37, 80; eiusdem De lato V, 10). О философской разработке мотива преображающею «обращения», предвосхитившей христианскую разработку того же мотива, см.: Nock А. D. Conversion. The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford, 1933.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

540  Этот... указание на предыдущее, с логическим ударением; отрицающийся... – ближайшее определение к этот.... 541  Вы... употреблено самостоятельно, далее начинается новая речь, по SABCP , Vulg. без „итак» (Слав., и Рус., по поздн. KL ) и по особенному способу речи Иоанна без „же» Рус. пер. прибавляет ещё союз и: то и да пребывает. 546  Русский перевод это предложение, по-видимому, относит к предыдущему, как продолжение его, и оно (т. е. помазанье) истинно и неложно; то чему... 547  По SABP  – будущее время: будете пребывать в Нём. Русский перевод главное предложение начинает со слов: то, чему (якоже, как) оно научило вас, в том пребывайте. 548  Κα νν, и теперь, в логическом смысле. Но это не заключение к предыдущему, а начало следующей части послания. Еп. Михаил: „и ныне, в это последнее время, когда много антихристов... пребывайте во Христе»... 552  И не постыдиться... страдательный залог, как Фил. 1:20 . Также Еп. Михаил: „чтобы не потерпеть уничижения и посрамления». – Другие: чтоб не устыдиться и не пожелать от стыда скрыться от Него, вместо того, чтобы стоять пред ним со спокойной душой, Блаж. Феофилакт: „нисколько не стыдясь» – π’ ατο, от общения с Ним. Русский перевод скорее согласно со вторыми толкователем: чтоб... не постыдиться пред Ним. 554  Точнее: разумеете, понимаете. В переводе св. Алексия – изъявительное, в Слав. и Рус. повелительное наклонение – Еп. Михаил: „вместе с сим вы должны знать твёрдо и несомненно, что»... 557  По SAC ; апостол включает и себя. По код. В : вам. И далее, по АВС  – нас; по KLP : вас. 558  Указание, в чём состоит благодать Божия нам, а не указание предлежащей нам цели. Так и Еп. Михаил. 559  τκνα το ϑεο полное имя христиан: рождённые от Бога, причастники Его природы, у ап. Павла υο τ. ϑ. о христианах, получивших по усыновлению права сыновства. 560  Выражение блаженного сознания апостола, κα σμν по Sin. АВСР кат., переводы Вульг., Коптск., Саидск., Сир. и др. – KL эти слова опускают. Слав.: да... наречемся и будем. Рус.: чтобы нам называться и быть...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010