524. Книга Кормчая, харатейная, в десть. 525. Книга Летописец, писана уставом, в десть. 526. Книга часть Италии, в десть писана уставом. (На поле: у Тимофея, после зачеркнуто и написано: взята). 527. Книга Шестоднев, писана уставом, в десть. 528. Книга Евангелие Немецкое, в лицах, печатная, в десть. 529. Книга Требник Греческий, письменный, на хартии, в полдесть. 530. Книга Максима Грека , писана мелким уставом, в полдесть. 531. Книга Пчела письменная, в полдесть. 532. Книга Патерик Синайский, харатейный, письменный, в полдесть. 533. Книга Максима Грека , печатная в полдесть. 534. Книга Аристотель, скорописная, в полдесть. 535. Книга Зерцало Духовное, писано полуставом, в полдесть. 536. Книга харатейная Климакс, писана уставом, ветха, в десть. (По нынешнему Шестоднев Словенский, Василия Великого , в малую десть). 537. Книга святого Феодорита, ветха, в полдесть. 538. Книга Иоанна Златоустог о, беседы, письмо старинное, в десть. (По нынешнему осмотру Иоанна Дамаскина 4 книги о вере, харатейная, в древе Славенская). 539. Взята вновь книга у Андрея Виниоса строелная рудознатная. 185 года, августа в 11 день, отдал старец и Евфимий в книгохранильню святейшего патриарха, которые имал со Иверского подворья. 540. Книга Дионисия Ареопагита . (На поле: у Сергия). 541. Две части книги Василия Великого , на двое расплетены. 542. Книга Афонасия Великого на двое расплетены. 543. Книга Феофилактово толкование, на Апостол. 544. Книга Греческая Конкардантия. 545. Книга Хронологии, Греческая, в полдесть печатная. 546–547. Две книги Икумениа. 548. Книга Иосифа Евреина. 549–550. Две книги Евсевия Кесарийского , печатные, в десть. (На поле: отдани). 551. Книга Псалтырь толковая, Греческая харатейная, в малую десть, без застежек; задняя доска расколота. Иверского монастыря, числом 59. (На поле: по азбуке пис. 2–жды. В конце: А по сказке Ризничего Иакинфа и по справке те две книги: Евсевия Панфилова Кесарийского епископа печатная в десть, да книга Псалтирь толковая Греческая писаны в тетрадях по буквам, которые закреплены святейшего патриарха рукою, и потому тех трех книг здесь вдругижды не писать).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Род Аргиров, 539 как и другие знаменитые византийские роды – Фоки-дов, Склиров, Куркуасов – не восходит по своей древности далее IX в. По крайней мере первый, известный в истории Аргир, на которого можно смотреть как на родоначальника, по имени Лев, жил в IX в., во время Михаила III; он имел обширные земельные владения в феме Армениаке и настолько был богат, что мог собственными средствами отразить нападение павликиан из Тефрики и сарацин из Мелитины; он основал также за свой счет монастырь св. Елисаветы, сделавшийся усыпальницей для его потомков. Известен затем внук этого Льва, Евстафий Аргир, достигший при Льве VI Мудром высших почестей, с успехом сражавшийся против сарацин, но потом впавший при дворе в немилость и умерший от яда. Сын Евстафия, Лев Аргир, опять достиг высокого положения: Роман Лака-пин, соправитель Константина Багрянородного, выдал за него в 920 г. одну из своих дочерей, по имени Агафию, между тем как другая, Елена, выдана была за Константина Багрянородного. 540 У этого Льва Аргира был сын, не известный по имени, который, если верить венецианским историкам, 541 был женат на дочери Романа II, сестре Василия Болгаробойцы и Константина VIII. От него родились два сына и три дочери: Роман, Василий, Мария, Пульхерия и еще одна, имени которой не знаем. Василий известен тем, что одна его дочь, Елена, была выдана за грузинского царя Баграта в 1029–1030 гг/. другая за Константина Диогена. 542 Мария была выдана в 1004 г. замуж за Иоанна, сына дожа Венеции, Петра II Орсео-ло, 543 Пульхерия вышла замуж за Василия Склира, который был ослеплен Константином VIII, и от этого брака родилась единственная дочь, выданная замуж за Константина Мономаха, впоследствии византийского императора. 544 Неизвестная по имени была замужем за Константином Карантином 545 и, может быть, родившаяся от этого брака дочь разумеется под племянницей Романа III, выданной за царя армянского 546 в 1031–1032 гг. Наконец, что касается Романа Аргира, то он еще шестилетним ребенком был обручен/а по достижении совершеннолетия женился на некоей Елене, окончившей свои дни в монастыре в 1032 г., 547 и от нее имел дочь, которую император Конрад II сватал для своего сына Генриха III. 548 Этот Роман при Василии II был одним из судей ипподрома, 549 при Константине VIII был сенатором, эпархом 550 и экономом Великой церкви. 551 В 1028 году ему было 60 лет. 552 Этого-то Романа Аргира друнгарий виглы Симеон выставил кандидатом на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

516 Параллель тем более правомерна, что неопифагорейцы и неоплатоники поздней античности вндели в текстах орфиков, Платона и других своих авторитетов непогрешимое Божественное откровение, стоящее вне критики. Юлиан Отступник в своих попытках создать языческую церковь противопоставляя это откровение библейскому. Cp.: Geffken Jo. Der Ausgang des griechisch-römischen Heidentums. Heidelberg, 1920, passim. 523 Можно вспомнить уникальную статую Ипполита Римскою в Латеранском музее в Риме, относительно которой существует мнение, что она представляет собой переделку античной статуи философа, осуществленную, чтобы увековечить память этого епископа и писателя III в. 524 Cp.: Gerke F. Der Sarkophag des Iunius.: Gerke F. Der Sarkophag des Iunius Bassus. Berlin, 1936.assus..: Gerke F. Der Sarkophag des Iunius.: Gerke F. Der Sarkophag des Iunius Bassus. Berlin, 1936.assus. Berlin, 1936.erlin, 1936. 539 Athanasii De incarnatione Verbi XII, 5//PG. 25. Col. 117hanasii De incarnatione Verbi XII, 5//PG. 25. Col. 117 B.. 543 В традиционном переводе (славянском и затем «синодальном») – «детоводитель». С этой символикой связано заглавие трактата Климента Александрийского «Педагог», который вообще представляет собой яркий пример «педагогическою» понимания взаимоотношений Бога и человека. «Воспитатель наш – святой Бог Иисус, Слово, наставляющее все человечество, сам человеколюбивый Бог есть воспитатель» (Paedagogus I, 7, 55). 547 Barhadbesabba Arabaya, eveque de Halwan. Cause de la fondation des ecoles//PO. 4. P. 319–404. 548 Пигулевская H. История Нисибийской академии: Источники по истории сирийской школы//ПС. 17 (80). Л., 1967. С. 90–109, особенно с. 93–96. 551 Имеется в виду роль Иоанна Предтечи как посредника между Ветхим и Новый Заветом, авторитетно отождествившею Христа с тем, кого предсказывают библейские пророчества. 561 Характерен анекдот, передаваемый автором схолий к сатирам Персшп «Естествоиспытатель Зопир распознавая по лицам людей их нравы. Придя к Сократу, он сказал ему: „Ты похотлив“. Алкивиад рассмеялся; ученики вознамерились нанести ему оскорбление, ибо он оскорбительно говорил об их учителе. Сократ сказал: „Не трогайте его, я и впрямь похотлив; но в моей власти – побеждать и самоё похоть“» (Ad Persii satiram IV, 24; ср. также: Ciceronis Tusculanae disputationes IV, 37, 80; eiusdem De lato V, 10). О философской разработке мотива преображающею «обращения», предвосхитившей христианскую разработку того же мотива, см.: Nock А. D. Conversion. The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford, 1933.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

534 Contra haereses. III, 3, 1–2; ср.: письма к Флорину и Виктору, а также Contra haereses. IV, 26,1 –5 и др. 537 В указанных выше местах (Contra haereses. III, 3,1 –3 и письме к Виктору) Ириней так именно и смотрит на римских епископов, называя их пресвитерами, как хранителей апостольского предания. – Так понимал пресвитерство и Климент Александрийский , прилагая это наименование к Пантену, не имевшему епископского достоинства, и другим учителям своим (Цан. Forschungen. Thl. VI. S. 79–80, Anm. 1 –5). 539 «Все пресвитеры ( Πντες ο πρεσβτεροι), собиравшиеся в Асии около Иоанна, ученика Господня, свидетельствуют, что им передал это сам Иоанн. Некоторые же из них (quidam eorum) видели не только Иоанна, но и других апостолов и слышали от них то же самое» (у Mignéя Col. 785; русск. перев. С. 175). 549 Во всяком случае, на их сновании нельзя говорить (подобно Гарнаку: Geschichte. Bd. II, 1. S. 335–336), что и с пресвитерами Ириней знаком был не лично, а через их письменно изложенные «воспоминания». 550 В Patrum apostolicorum opera, editio minor. Lipsiae, 1906. S. 128.0 подлинности цитируемого эпилога см. у нас выше. С. 67–72. 551 См.: Harnack (Gesch. der altchr. Litteratur. Bd. II, 1. S. 334–356 и др.), Vol. I. Р. 646–677); Dufourcq (ed. Lecofre. P. 56), Mannucci (P. 9, прим. Д), проф. H. И. Сагарда (1-е Соборное Послание Иоанна Богослова. Полтава, 1903. С. 49). 559 Игисипп у Евсевия в «Церковной истории» (IV, 22, 3) (у Schwarmz’a S. 156; русск. перев. С. 209). 562 Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Перев. В. Н. Неведомского. М., 1883. Ч. I. С. 26; Моммсен Т. Римская история. Перев. А. Веселовского. М., 1880. Кн. V (Т. III). С. 184,187. 563 Страбон. География. В XVII книгах. Перев. Ф. Мищенко. М., 1879. Кн. V, 1, l.C.212–213;IV, 1,1.С. 177;Моммсен.Указ.соч.С.469–471.;ср.: Малицкий Н. В. Борьба Галльской церкви против пап за независимость. М., 1903. С. 33. 565 Название это, впоследствии обратившееся в несколько ругательное прозвище, значит, собственно, «шароварная». Им указывалось, что, в отличие от своих сородичей в северной Италии, жители Кельтики не имели прав римского гражданства и, властности, не могли носить тоги. Ср.: Моммсен. Указ. соч. Кн. V. С. 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

536 Inscriptions of Nabunaid: Historical Arrangement,” in Studies in Honor of Benno Landsberger on his Seventyfifth Birthday [Assyriological Studies, No. 16], ed. H. Guterbock & T. Jacobsen (Chicago: The Chicago University Press, 1965), p. 355.–For the superiority of the 54year cycle, see Dr. W. Hartner, “Eclipse Periods and Thales’ Prediction of a Solar Eclipse. Historical Truth and Modern Myth,” in Centaurus, Vol. 14, 1969, pp. 6071. 537 Nikiprowetsky, Le ProcheOrient Asiatique (Paris: Presses Universitaires de France, 1974), p. 241. One exception is M. Gerber in ZA 88:1 (1998), pp. 7293. 540 problems, was not aware of Oates’ solution. His comments, therefore, are confusing, and his questioning of the accuracy of the chronological data of the stele clearly is unwarranted. – PaulAlain Beaulieu, The Reign of Nabonidus, King of Babylon 556 539 B.C. (New Haven and London: Yale University Press, 1989), pp. 139, 140. 546 and History. Selected Essays (New York: Springer Verlag, 1983), p. 55.–For an extensive discussion of the nature of Babylonian astrology, see Francesca RochbergHalton, Aspects of Babylonian Celestial Divination: The Lunar Eclipse Tablets of Enuma Anu Enlil (=Archiv fur Orientforschung, Beiheft 22), (Horn, Austria: Verlag Ferdinand Berger 8s Sohne Gesellschaft M.B.H., 1988), pp. 217. 548 often omitted in the texts, because, as each Babylonian month began at new moon, the full moon and therefore also any possible lunar eclipse always fell in or near to the middle of the month. 549 value is the result of the very careful research performed by Richard Stephenson of the University of Durham and Leslie Morrison, formerly of the Royal Greenwich Observatory in Cambridge. – See New Scientist January 30 1999, pp. 3033. 550 in this area has since been improved upon by other scholars. See, now, the exhaustive discussion by F. Richard Stephenson in Historical Eclipses and Earth’s Rotation (Cambridge: Cambridge University Press, 1997). 551 agree. Jean Meeus & Hermann Mucke, for example, in their Canon of Lunar Eclipses – 2002 to + 2526 (Wien: Astronomisches Biiro, 1979), page XII, explain that Oppolzer’s monumental work “is accurate enough for historical research.” This, of course, refers to ancient lunar eclipses, not ancient solar eclipses, on which the Canon is far from correct. See, for instance, the comments by Willy Hartner in Centaurus, Vol. 14 (1969), p. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

527.  Феодосий архим. (еп.), Палестинское монашество в IV–VI вв. Киев, 1899, стр. 21. 528. См. еп. Феодосий, Палест. мон. 33–34, где такое значение слова «Лавра» для тогдашней эпохи обосновывается на ряде памятников; нынешнее значение слово получает уже позднее, например у патр. Досифея (XVII b.). 529.  Никон Черног. Пандекты сл. 60, л. 527. 530.  Bollandi, Acta sanct. Sept. VII, sq. Еп. Феодосий Палест. мон. 62 и д. 531. Следовательно,, первоначально церковное значение этого слова (от μνρα, хлев) — начальник нескольких монастырей. 532.  Кирилл Скифипольский (VI b.), Жизнь Евфимия, passim. Cotelerius, Eccles.graecae monum. II. 533.  Кирилл Скифопольский, Жизнь Евфимия §§ 51. 95. 534. Там же § 27. 535.  Еп. Феодосий. Палест. мон. 75–77. 536.  Bollandi, Acta Sanct. Mart. I, 586. 537. Иерус. Типик. ркп. Московск. Румянц. Музея Сев. собр. (XIII b.). л. 19 об и др. ркп. 538.  Симеон Сол. О Божест. молитве. гл. 302–303. Migne Patrol. s. hr. t. 155. Рус. пер. в «Писаниях св. отцев и учителей церкви, относящихся к истолкованию правосл. богослужения». т. 2, Спб. 1856. 539.  Кассиан, Об устан. кинов. Предисл. 540. Там же III, 1. 541. Там же III, 3. 542. Изр. св. ст. Епиф. 3. 543. См. выше стр. 26, 56, 93 и д. 544. См. выше стр. 140 и д. 545. См. выше стр. 147. 546. Паломн. (Сильв.) 24. 25. См. выше стр. 140 и д. 547.  Кирилл Скифоп. Жизнь св. Саввы, § 31, 42 ( Cotelerius, Eccles. gr. mon. II, 262. 343). 548. См. ниже «Константиноп. мон.». 549.  Дмитриевский А. Древнейшие патриаршие Типиконы — Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. Киев 1907, стр. 86. 550. См. там же 213. 551. Лавс. 104 (89). 552.  Кассиан, Об уст. кин., предисл. и III, I. 553.  Иером. Анатолий. Сирийское монашество во втор. пол. IV b. Труды Киев. Дух. Ак. 1910, 6, 271. Начало подвижничеству в Сирии положил, по Созомену, некто Аон, современник имп. Валента (364–370): «говорят, что этот Аон в Сирии, подобно Антонию в Египте, прежде всех людей положил начало строгому любомудрию» (Церк. ист. III, 14). Но ныне доказывают, что еще ранее — до 325 г. — здесь подвизался Св. Иаков, еп. Низивийский, и даже существовали, по-видимому, целые монашеское общины под именем «сынов завета». Иером. Анатолий, О начале и происхождении сирийского монашества. Тр. Киев. Дух Ак. 1910, 4, 393.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Теперь о другом. У нас везде теперь говорят о явлениях по ночам усопшего Государя (императора Александра II) в Казанский собор. Дело передается таким образом: заметил сторож; передал по начальству; Булгаков 539 изругал, но все ж отрядил на ночь всех сторожей; все видели; Булгаков сам дежурил, – ничего не увидал; молва меж тем росла; дошло до митрополита; 540 он велел всему казанскому духовенству проверить факт; явился всем; иные передают, что и сам митрополит ездил и увидел. Во всяком случае, молва так растет, что об этом говорят по всем стогнам Питера; наша профессория тоже занимается этим; даже, говорят, в подпольных листках появилось объяснение, что это, дескать, подставной двойник, одним словом, старинная, вольтеровская, что ли, теория обмана; другие объясняют галлюцинацией, третьи верят, но факт тот, что об этом все говорят, а насколько во всем этом правды, – не знаю. На другой день покушения на жизнь Черевина 541 пришла какая-то секретная бумага к Янышеву, а чрез день И Феодор Нильский, 542 собравши студентов квартирных, просил быть во всем поосторожнее и добавил, что за студентами зорко следят и Академию в чем-то подозревают. Вообще, слухи самые чудовищные и нелепые опять начинают ходить и смущать умы; то под Гатчинским дворцом под всеми четырьмя углами найдены мины, то нашу Академию хотят взорвать и пр., и пр. Вчера у нас был диспут Жмакина; 543 диссертация – «Митрополит Даниил»; 544 прошло скандально; разбили на всех пунктах; признало достойным степени магистра только большинство; не согласились Коялович, Троицкий 545 и др.; по объявлении его магистром большинство шикало... и поделом. Припомнился всем диспут Василия Хрисанфовича, 546 где прошло все так достойно и хорошо... Что сказать о профессорах? Николаевский 547 читает лекции чуть не слово в слово по Голубинскому, 548 а Коялович на лекциях доказывает ложность воззрений и ненаучность приемов того же Голубинского... И Ф Нильский и Ив Геор Троицкий назначены в комиссию по вопросу О преобразовании академий... Краснодубровский 549 взял тему у Кояловича: критика теории о византийском влиянии на Россию. Собирается работать сильно; покупает книги, записные тетради, карандаши со всевозможными ухищрениями и пр. Был у нас Иван Максимович; 550 Певницкий 551 с учениками не сближается, слишком экономничает и лишил своекоштных студентов дарового лечения в больнице. Не любят его. Мне уж писали о разных не совсем красивых прозвищах, которыми его успели уж окрестить. Но будет. Простите за такое длинное письмо. Желаю Вам всего доброго и хорошего. Не забывайте тамбовцев. Мой поклон Василию Хрисанфовичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

535 . Определение Святейшего Синода от 27.02–4.03.1914 за 1676 по вопросу об издержках на проезд преданных суду Московской Святейшего Синода конторы монахов-имябожников. – Церковные ведомости 10, 1914. С. 69–75. 536 . Определение Святейшего Синода по делу афонских монахов. – Биржевые ведомости, 28.08.1913 13 721). 537 . Определение Святейшего Синода по делу об афонских монахах. -Новое время, 28.08.1913 13 456). 538 . Определение Святейшего Синода. – Московские ведомости, 28.08.1913 189). 539 . Определение Синода об афонском деле. – Русские ведомости, 28.08.1913 540 . Определения Святейшего Синода от 14–18 февраля 1914 г. о церковном суде над имябожниками. – Церковные ведомости 9, 1914. С. 62–65. 541 . Опровержение. – Московские ведомости, 7.06.1913 130). 542 . Оптина пустынь. Русская православная духовность. Сост. и послесловие А. Горелова. М., 1997. 543 . Орбелиани А. Письмо в редакцию. – Колокол, 8.05.1914 2405). 544 . Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина . – Богословский сборник Свято-Тихоновского православного богословского института, Вып. VII. М., 2001. С. 115–142. 545 . Ориген. Против Цельса. Книги 1–4. Пер. Л. Писарева . М., 1996. 546 . От канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. – Новое время, 26.07.1913 13 423). 547 . От канцелярии Святейшего Синода: об игумене Арсении, именующем себя синодальным миссионером, и о рассылаемых им с Афона в Россию письмах. – Церковные ведомости 23, 1913. С. 330. 548 . Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым) . Изд. 4-е. Брюссель, 1963. 549 . Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5-е, дополненное. Париж, 1989. 550 . Открытое письмо инока Досифея к игумену и старцам обители. – Начала 1–4, 1998. С. 228–239. 551 . Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи иеромонаха Илариона (Ал-феева). Т.П. М., 1996. 552 . Отцы и учители Церкви V века. Антология. Составление, биографические и библиографические статьи игумена Илариона (Алфе-ева). М., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

534 . Сидоров А. И. Путь христианского любомудрия (О преподобном Никите Стифате )//ЖМП. 1992. 6. 535 . Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в. (На материале греческой версии творений св. Аммона)//Традиции и наследие Христианского Востока. 536 . Сидоров А. И. Трактат «Методсвященной молитвы и внимания» и его место в традиции исихазма//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной академией. 1996. Т. 2. 537 . Скабаланович М. Н. Толковый Типикон. Киев, 1910. Вып. 1. 538 . Сметанин В. А. Византийское общество XIII–XV веков поданным эпистолографии. Свердловск, 1987. 539 . Сметанин В. А. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем ( Иосиф Вриенний )//АДСВ. Византия и сопредельный мир. Свердловск, 1990. [Вып. 25.] 540 . Сметанин В. А. Идейное наследие Византии и «деконкретизация» (на примере эпистолографии)//АДСВ. 1984. [Вып. 21.] Античная и средневековая идеология. 541 . Сметанин В. А. О византийской аргументации теории универсальной власти (на исходе XIV столетия)//АДСВ. 1995. Вып. 27. 542 . Сметанин В. А. О специфике перманентной войны в Византии в 1282–1453 гг.//АДСВ. 1973. Вып. 9. 543 . Сметанин В. А. Эпистолология поздней Византии. Проэлевсис (конкретно-историческая часть)//АДСВ. 1978. Вып. 15. 544 . Сметанин Г. В. Юридические взгляды Георгия Лапифа//АДСВ. 1992. Вып. 26. 545 . Соколов И. И. Св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии. СПб., 1913. 546 . Софроний (Сахаров) , архим. О личностном начале в Бытии Божественном и бытии человеческом//Человек. 1994. 1. 547 . Суханова E. Н. О первоначальной редакции славянского перевода «Диалектики» св. Иоанна Дамаскина XIV в.//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. 548 . Сюзюмов М. Я. Византийские этюды/Отв. ред. М. А. Поляковская. Екатеринбург, 2002. 549 . Сюзюмов М. Я. К вопросу о характере выступления зилотов в 1342–1349 гг.//ВВ. 1968. Т. 28. 550 . Сюзюмов М. Я. Философия и богословие//История Византии. Т.3. 551 . Сюзюмов М. Я. Экономика пригородов византийских крупных городов//ВВ. 1956. Т. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

§ 40. Сборники церковно-гражданские Сборников, в которых содержатся законы греко-римского гражданского законодательства касательно церкви, три, и все они составлены на Востоке. Collectio 87 capitulorum 539 . Этот сборник составил Иоанн Схоластик между 565 и 578 годами, как прибавление к его каноническому сборнику, о котором мы уже упомянули 540 , и с которым этот сборник всегда соединен в рукописях. Что сборник действительно составлен Иоанном Схоластиком, об этом свидетельствует, между прочим, находящееся в нем заключительное примечание 541 . Разделен он на 87 глав и составлен исключительно из отрывков новелл Юстиниана, а именно: 6, 5, 83, 46, 120, 56, 57, 3, 32, 131, 67 и особенно 123, которая сама составляет 60 глав (28–87) 542 . В славянской Кормчей этот сборник напечатан в 42 главе 543 . 2 . Collectio 25 capitulorum 544 . Неизвестно, кто составил этот сборник, временем же его появления можно предполагать последние годы VI или первые VII века, во всяком случае до императора Ираклия (610–641) 545 . Он разделен на 25 глав, из которых первые 21 содержат столько же императорских законов, взятых из кодекса Юстиниана, а последние четыре содержать 137, 133 и 120, и 2 главы из 123 новеллы 546 . 3 . Collectio constitutionum ecclesiacarum или Collectio tripartite или еще Paratitla 547 . В этом сборнике содержатся все законы государственной власти, касающиеся церкви и изложенные во всех Юстиниановых сборниках 548 . Он разделен на три отдела, вследствие чего и назван tripartita collectio. Первый отдел содержит в обширном извлечении первые тринадцать титлов Юстинианова кодекса с соответствующими паратитлами, т. е. параллельными местами из других титлов кодекса и новелл 549 . Второй отдел, в шесть титлов без паратитлов, составляют извлечения из Дигест и институций, касающихся священных предметов 550 . Третий отдел составлен из 34 новелл и имеет три рубрики, из коих первая говорит о епископах, клириках и монахах, вторая – о еретиках, иудеях и самарянах 551 . Как прибавление к этому сборнику, в конце находятся четыре новеллы императора Ираклия 552 . Неизвестно, кто составил этот сборник 553 , может быть, автор, составивший в первой редакции номоканон в XIV титлов, о котором мы будем говорить в следующем параграфе. Время же составления этого сборника определяется упомянутыми новеллами Ираклия, следовательно это – последние года царствования Ираклия 554 . Никаким другим сборником церковно-гражданских законов столько не пользовались восточные канонисты, как этим, и он же послужил главным источником при составлении вышеназванного номоканона. § 41. Номоканоны

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010