Синаксарь в субботу сыропустную.    По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной.    Синаксарь в сырную субботу.    Синаксарь в неделю сыропустную.    Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7.    Беседа 4, de quadragesima.    Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν.    Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен.    О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше.    О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше    Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы.    Феодорит. История, кн. 3, гл. 15.    Никифор, История, кн. 10, гл. 12.    Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы.    См. Рождество Христово.    29 sermo catecheticus Theodori Studitae.    Последователи Манеса.    Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста.    Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7.    О монофизитах см. выше, Рожд. Хр.    Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16.    Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7, 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами.    Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6.    Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9—10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового.    Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18.    См. празд. Нерук. Образа.    Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13.    Bibliothec. orient, pag. 311.    Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Великое повечерие в этих случаях имеет следующие особенности: 1-я часть «Пресвятая Владычице Богородице...» читается без поклонов и пения. По Трисвятом: тропарь святому, «Слава, и ныне», богородичен воскресный по гласу тропаря. 3-я часть Каноны по Уставу. По Трисвятом: кондак святому, «Господи помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время...» и далее по чину. По «Боже ущедри ны...» – 3 великих поклона с молитвою св. Ефрема Сирина , а затем молитва «Нескверная, Неблазная...» (сразу) и далее по чину. Отпуст малый. Повечерие малое Совершается, по Уставу, в притворе храма, а иногда и келейно. Завеса царских врат закрыта, а священник облачен только в епитрахиль. Дни, когда совершается малое повечерие Малое повечерие совершается в большинстве случаев в течение года, а именно: – в период от Недели Антипасхи до Недели Мясопустой малое повечерие совершается почти каждый день, кроме тех дней, когда по Уставу положено совершать всенощное бдение (накануне воскресных дней, великих и бденных праздников); – в понедельник, среду и пятницу Сырной седмицы (вечером); – в некоторые дни Великого поста: во все недели вечером, в среду и пяток 5-й вечером (совершается келейно), в среду, четверг и пятницу Страстной седмицы. Малое повечерие не совершается: – в Великую субботу вечером (заменяется чтением Деяний святых апостолов); – в течение Светлой седмицы (заменяется пасхальными часами). Последование малого повечерия Последование малого повечерия полностью находится только в Следованной Псалтири (в Часослове дано неполное последование) и почти совпадает с 3-й частью Великого повечерия. Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» «Царю небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник: «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Аминь». «Господи помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 50: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» Псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми...» Псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое...» «Слава в вышних Богу...» «Верую во Единаго Бога...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

819 Для пения канона четвергового святаго Типикон указывает не то время, какое для него назначено в Триоди, а другое, и именно – вторник 5 седм. (посл. вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 328). 821 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое на предыдущих седмицах. 822 Если в среду 4 седм. случится не самый праздник Благовещения, а его предпразднство, то служба предпразднства в этот день и правится вместе со службою кресту (Тип., л. 201 на об.); на повечерие же накануне среды с 24 марта не переносится никакой канон, пот. что в это число в Минее нет канона святаго. В данном случае во вторник на повечерии, вместе с каноном Богородице, можно петь канон только того святаго, который находится на очереди. 823 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое в предыдущие седмицы. 825 Типикон оставляет на произволение и 5-ю неделю Вел. поста, как и в 4-ю, вместе с воскресными песнопениями и песнопениями Триоди петь песнопения или рядового святаго, или Марии Египетской (Типик., послед. в нед. 5 св. постов, л. 330 на об.). Поэтому здесь, как и в 4 нед.. под недельным святым можно разуметь не рядового только святаго, но и Марию Египетскую. И если в неделю 5-ю предположено петь песнопения рядового святаго, то повечерие субботы может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 826 К мысли о том, что и эти дни на повечерии Типикон не предполагает пения канона, приводят следующие его данные: 1) О среде (накануне четверга) сказано: „повечерие глаголем малое в келлиях без поклонов“ (послед. в среду вечера, л. 328). Здесь не упоминается ни о каком каноне, а в другом месте Типикона (послед. во вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 327) и в Тр. Постной (послед. в 4 нед. Велик. поста, л. 269 на об.) для пения канона четвергового святаго назначено не повечерие среды, как можно было бы ожидать, а другие повечерия. 2) О четверге говорится: „Всю службу поем поскоро труда ради бденнаго“ (Тип., л. 329). Это указание напоминает собою то, которое сделано относительно повечерия в праздник Благовещения пакануне 26 марта: „Повечерие поем малое в притворе поскору без поклонов и канона“ (Тип., л. 204 на об.). Как бы то ни было, но в последовании четверга 5 седм. не сделано никаких указаний на канон для повечерия. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие четверга указывает петь субботний четверопеснец (л. 208). 3) О пятке замечено: „Повечерие малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице“ (послед. в пят. 5 седм. вечера, л. 320 на об., и Тр. Постн., тоже послед., л. 316). Здесь из повечерия прямо исключается обычный для великопостных пятков покойный канон Октоиха и, очевидно, повечерие предполагается без всякого канона. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие пятка указывает петь субботний четверопеснец (л. 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко! Ты даждь ми слово. Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшего. [«Мудрости Наставник, разума Податель, неразумных Учитель и нищих Защитник, укрепи и вразуми, Владыка, сердце моё. Ты дай мне слова. Отчее Слово, и вот я не удержу уста свои, чтобы восклицать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего».] На вечерне прокимен Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя; вонми души моей и избави ю. [«Не скрывай лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь её».] Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон) [«Господи и Владыка жизни моей. Дух праздности, уныния, властолюбия и празднословия отклони от меня».] Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Поклон) [«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему».] Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон) [«О, Господин Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь».] Боже, очисти мя грешнаго (12 раз с малыми 1 поклонами), потом всю молитву: Господи и Владыко живота моего... и один великий 2 поклон в конце. (Эта молитва читается на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений.) В 1-ю седмицу святой Четыредесятницы В первую седмицу св. Четыредесятницы полагается особенно строгий пост. Глас 6 Великий канон – творение греческого церковного песнотворца VII в. св. Андрея, архиепископа Критского, – поётся и читается Великим постом; по частям – на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы и затем полностью – на утрене в четверг 5-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Теперь подробнее. Акафисты — неуставные песнопения (кроме Акафиста Богородице), которые используются в келейной (домашней) молитве. В период Великого поста, согласно выше процитированному определению Священного Синода 2018 года, в храмовом богослужении акафисты совершать не разрешается, кроме Акафиста Богородице в 5ю субботу поста. Понятно, что на домашнее правило это определение по своей букве не распространяется. Однако все же иметь в виду его следует. Акафист — песнопение хвалебное и праздничное. А еще важно, что все Акафисты, кроме Богородичного — неуставные. В седмичные дни уместны покаянные песнопения, так как они настраивают душу на соответствующий лад. Акафист все же формирует другие эмоции. Ссылка на пение хвалебных псалмов в седмичные дни неуместна, так как псалмы — Священное Писание, акафисты про своему содержанию и авторитету и рядом стоять не могут. В субботние и воскресные дни пищевая сторона поста существенно ослабляется (а в богослужении постный чин и вовсе отменяется), потому там радостные, “развлекающие душу” акафисты уместны. Например, по субботам можно рекомендовать чтение Акафиста Пресвятой Богородице на том основании, что у греков этот акафист по частям поется первые 4 седмицы, а на 5 — целиком. По воскресным дням вполне уместно чтение Акафиста Иисусу Сладчайшему. И все хочется рекомендовать в период поста насытить молитвенное правило (если есть такое желание и возможность) текстами Триоди (сейчас есть такая возможность, так как тексты Триоди доступны в Интернете, в том числе на нашей “Азбуке веры”), а акафисты “приберечь” или “отложить” на остальную часть года. Вот сейчас люди, которые кроме акафистом по другому не молятся, оставят их чтение, не заменив их ничем. Что же тогда? которые кроме акафистом по другому не молятся, А почему они так делают? И что мешает им молится как положено? Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 5.4 млн. Всего вопросов 3994 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chitat...

Для родителей, у которых еще нет четкого представления о посте и о том, как можно прожить Великий пост с детьми, я написала брошюру, которая также вложена в набор с календарем. В этой небольшой книжке я попробовала просто и коротко рассказать об устройстве поста. В брошюре описана каждая строчка-ступенька календаря: что особенного происходит на каждой великопостной неделе, и как можно провести это время с детьми. Не как нужно, не как положено – а просто идеи, варианты. Надеюсь, это маленькое пособие поможет родителям и с календарем получше разобраться, и поговорить о посте с детьми. Этот календарь могут заполнять даже малыши, может быть, лет с трех. Но это довольно бесполезно. Маленький ребенок, конечно же, сможет приклеить, куда папа или мама покажут, изображение купола, цветочка, монеток – но никакой подготовки к Великому посту в этом случае нет и быть не может. Разговор о посте, вхождение в культуру поста, изучение этой культуры возможно лет с пяти, не раньше. Когда ребенку пять лет, уже можно потихоньку начинать, ведь в этом возрасте ребенок уже способен различать дни недели, время. И уже в состоянии учиться контролировать свои желания, учиться двигаться в установленных границах. Поэтому наш календарь ориентирован в основном на детей 5–10 лет, но при этом ничего особенно специфически детского в нем нет. Мои дети-подростки с радостью сами собирают этот календарь вместе с младшими братьями и сестрами, да и взрослые люди пусть не собирают, но все же используют этот календарь. Ведь это, собственно, просто календарь, в котором указаны основные этапы и события Великого поста. Этот календарь и дети, и взрослые могут повесить на холодильник, на стену в прихожей, над столом в первый день Великого поста и так показать самим себе: наступило особенное время, которому – особенный календарь. В первые годы мы убирали этот календарь в Великую субботу, а теперь он висит у нас все пасхальные седмицы: напоминает, как долго мы шли к Пасхе – к самому главному празднику нашего дома, к главному празднику нашей Церкви.

http://pravoslavie.ru/127855.html

Но особая польза от святого поста усматривается в том отношении, что он, пост, вменяется нам в заслугу и чрез него испрашиваются и ниспосылаются нам от Бога блага как временные, так и вечные. Эту истину можно ясно видеть из следующих слов Христовых: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой , видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17-18). Чем же воздаст? Не иным чем, как только наградою. В сказанных словах Христос противополагает истинный пост посту лицемерному, фарисейскому: Ибо фарисеи во время поста принимают на себя мрачные лица, домогаясь, чтобы люди прославляли их. Посему-то Господь и говорит о них: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6, 16), то есть похвалу от людей. Пост истинный, нелицемерный, ожидает не сей награды, не славы человеческой, но надеется получить небесную награду, чтобы исполнились слова Христовы: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Итак, если Христос обещает человеку за пост вознаграждение, то постящиеся могут постом заслужить и испросить себе от Бога блага как временные, так и вечные. « Пост – заповедь Божия», по сочинениям митрополита Стефана (Яворского) 10 марта 2014 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2193 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 22 марта 2021, 19:24 Галина 9 марта 2020, 03:56,попробую Вам ответить. Судя по Вашему комментарию,Вы рассматриваете пост,как ограничение в определенных видах пищи.Попробуйте на время поста ограничить,например,просмотр телевизора,походы в гости,кино,прочие увеселения,больше уделить внимания молитве,посещению Богослужений,чтению Священного писания,деланию добрых дел. Вобщем,исключить то,что Вас отдаляет от Господа и добавить то,что к Господу приближает. Это будет самый лучший и полезный пост.+++++++++++++ Галина 9 марта 2020, 03:56 СкажИте, а как можно соблюсти пост болящему сахарным диабетом 2 типа. У мужа моего уже ампутировали ногу. А у меня пред диабет. Да еще заболевание кишечника. Мне запрещены сырые овощи и фрукты, все продукты повышающие газообразование. Православных диетологов не найдёшь, а душа то болит. Поститься хочется, но не знаем как. Буду благодарна за развёрнутый ответ

http://pravoslavie.ru/1619.html

Вторник 5-й седмицы Великого Поста О лжи и сребролюбии Статуя атакующего быка на улице Уолл-стрит в Нью-Йорке, прозванная также золотым тельцом О сребролюбии 1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тьмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании. 2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии. 3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. 4. Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды. 5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное. 6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным. 7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто. 8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки. 9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету. 10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2 Сол. 3, 10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20, 34). Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения. О лжи 1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. 2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. 3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся rлaroлющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами?

http://pravoslavie.ru/1664.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010