История Православной Церкви на Руси имеет немало трагических страниц, «творцами» которых были отечественные политики. Для того чтобы осуществить призыв «мы наш, мы новый мир построим» было предпринято над христианским сознанием немало экспериментов, один из которых — это уничтожение православных святынь и поругание над ними. Враги славянского мира надеялись, что, уничтожая храмы и святыни, можно будет навсегда выбить из христианской души такие дорогие и родные сердцу понятия, как духовность и этническая самобытность нашего народа. История разрушения храмов Днепропетровщины является довольно показательной в этом плане. Двадцатое столетие для святых мест стало трагическим. Значительная часть храмов перестала существовать — их цинично разрушали и уничтожали. Не спасло их ни давняя история, ни художественная и историческая ценность. Одним из таких святых мест был храм в честь праведного Лазаря Четверодневного на Севастопольском кладбище в Екатеринославе, который ровно 145 лет назад был построен на месте захоронения погибших в Крымской войне 1853—1856 годов воинов. Екатеринослав и Крымская война В первой половине XIX столетия Екатеринослав был довольно спокойным губернским городом. Целые десятилетия в начале века ничто не предвещало изменения размеренной и спокойной жизни города. Однако в 1853 году началась с одной стороны знаменитая, а с другой — печально известная Восточная или Крымская война, прославленная своей 349-дневной героической и драматической обороной Севастополя. И хотя тогда русские войска вынуждены были отступить и сдать город на короткое время противнику, в военной истории России это событие стало одним из самых ярких. Основные бои развернулись на территории Крымского полуострова. Именно там, западные государства с помощью Турции хотели «усмирить» активность России, уже около столетия укреплявшей свои позиции в Причерноморье. 5 октября 1854 года англо-французские войска начали бомбардировку Севастополя с суши и с моря. Госпитали и лазареты переполнились ранеными. Узнав о больших потерях русских войск в Крыму, известный хирург Николай Иванович Пирогов попросил направить его в Севастополь. В том же году 24 октября произошло Инкерманское сражение — одно из самых кровопролитных за всю историю Крымской войны. После этой битвы 6 тысяч раненых остались под открытым небом. Часть собранных с поля боя целую неделю не только не перевязывали, их даже не кормили и не переодели. Оказалось, что не заготовили ни белья, ни транспортных средств. И когда к уже имеющимся раненым внезапно добавились еще тысячи новых, власти не знали, что делать и что предпринять. Выдающуюся роль в организации помощи раненым сыграл Николай Пирогов. Он не только каждый день производил множество сложнейших операций, но и добивался обеспечения раненых медикаментами, перевязочными материалами, бельем, питанием и уходом. По его требованию раненых разместили по частным домам Севастополя. Заполнялся ранеными и Симферополь.

http://pravoslavie.ru/36866.html

Заключенные колонии делают новый резной иконостас для своей часовни Екатеринбург, 5 ноября 2003 г. Заключенных исправительного учреждения УЩ 349/10 окормляет духовенство Ново-Тихвинского женского монастыря. Клирик монастыря иерей Александр Есенин проводит с осужденными беседы, в каждый праздник обязательно рассказывает заключенным о его истории, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . В этой исправительной колонии есть своя часовня в честь Благовещения. Недавно в ней приняли крещение 12 человек. По словам иерей Александра, часто, собираясь в исправительную колонию, он берет с собой фотоаппарат. Снимки, сделанные в часовне, остаются и в архиве Ново-Тихвинского монастыря, и посылаются заключенным домой. Родителям, скорбящим по судьбе своих сыновей, утешительно бывает увидеть их фотографию, сделанную на фоне икон и церковного благолепия. Часто встречается иерей Александр не только с заключенными, но и с руководством колонии. Недавно состоялась духовная беседа с медицинским персоналом тюремной больницы, встреча и беседа с цензором колонии о письмах осужденных. А чуть раньше иерей Александр встречался с исполняющим обязанности заместителя начальника колонии по воспитательной работе И.Н.Черных, которому передал стройматериалы для ремонта иконостаса - морилку и лак. Надо сказать, что сейчас в Благовещенской часовне подходит к завершению работа по замене старого иконостаса на новый. Новый иконостас, создаваемый руками заключенных из натурального дерева, будет полностью резным. В столярной мастерской осужденные со всем тщанием вырезают узоры, образцы для которых привез им иерей Александр. В скором времени новый иконостас будут полностью готов. 5 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8105.html

б) Неудобоприемлемость или невместимость проповеди Евангельской в мире: Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому отрылась мышца Господня? ( Ис 53:1 ) Евангелист Иоанн указывает исполнение сего следующим образом: Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи, кто поверил слышанному от нас , и кому открылась мышца Господня? ( Ин 12:37–38 ). Апостол Павел также заметил: не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? ( Рим 10:16 )? в) Понесение Мессией на Себе греха и последствий его, как то: болезней и немощей человеческого рода: Сей немощи наши взял и понес наши болезни ( Ис 53:4 ). Евангелист Матфей указывает исполнение сего следующим образом: привели к Нему бесноватых многих, и Он изгнал духов словом и всех больных исцелил, да сбудется реченное Исаием пророком сказавшим: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни ( Мф 8:16–17 ). г) Страдание невинного Мессии за грехи и беззакония людей: но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… Господь возложил на Него грехи всех нас… за преступления народа Моего претерпел казнь… не сделал греха, и не было лжи в устах Его. ( Ис 53:5–9 ). Исполнение этого пророчества указано Апостолом: я первоначально преподал вам, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию ( 1Кор 15:3 ). Подобным образом Апостол Петр говорит: Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо ( 1Пет 2:24 ), также святой Иоанн Богослов: и вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха ( 1Ин 3:5 ). д) Необыкновенное смирение и кротость Мессии среди страданий. И хотя истязуем был, не отверзал уст Своих; как овца на заклание веден он, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис 53:7 ). Исполнение этого можно видеть у Евангелистов в описании страданий Христовых, когда они указывают, что Господь не отвечал на выдвигаемые против Него обвинения к удивлению обвинителей и судей, как на допросе у первосвященника, так и на суде перед Пилатом ( Мф 26:63 ; 349 27:12–14; 350 Мк 14:61 ; 351 15:3–5 352 ); – также в словах Апостола Петра: ( 1Пет 2:23 353 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Анонимный автор (приписывается Златоусту) изрек: «Что же говорит Он народу! “Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте”. Это значит, что вы, сидящие в Церкви (миряне. – О.С.), не только слушатели, но и судьи священникам. Вы можете слышать и то, что неприемлемо. Вы судите о священниках, сравнивая с собой. И как вы все слышите, но не все делаете из услышанного, так и священники учат все, но не все делают то, чему учат. Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова. Люди с самого начала сотворены одинаково, и только затем они разделены по рангам ради вас. По такой причине природа их принадлежит им самим, а их распределение по рангам необходимо на пользу вам» 349 . Здесь обращают на себя внимание слова: «Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова» – то есть и священнослужитель такой же человек, как и все остальные, но при наличии одинаковой со всеми природы от него требуется нечто незаурядное. И если он не справляется с чем-либо, то только по одинаковости падшей человеческой природы, а если превосходно исполняет сугубое служение, то только силою благодати, полученной через рукоположение. Сказано: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). То есть священник творчески призван рассмотреть и усилить дар Божий в себе («возгревать»), но это осмысление приходит с годами, поэтому бывают и ошибки, и падения священников. Но так как дар сугубого священства – достояние всей общины, то и следует поддерживать священника в его затруднениях и не отрекаться от него при его падениях. Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ). Тем более Писание учит: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ) – то есть свидетельство одного даже не рассматривается. Именно двое или трое должны были быть свидетелем одного и того же предосудительного поступка. Причем сказано: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» ( Иак.3:1 ). Значит, если священник учит, проповедует и оглашает, то он находится под большим ударом клеветников, чем тот, кто трусливо молчит, ибо священник, добре проповедующий слово Божие, как бы наступил бесу на хвост. Посему и сказано: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Именно с сугубым рвением мы должны защищать наших священнослужителей, особенно тех, «которые трудятся в слове и учении», и поддерживать их, как можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

348 Вообще нет никаких оснований думать, будто только страдания плена Вавилонского могли создать образ «раба Господня». Частные черты в изображении страданий «раба Господня» (в 53 гл.), по мнению некоторых ученых отрицательного направления, например, Кюнена, Шенкеля, Эвальда и др. более подходят к изображению страданий какого-либо мученика из времен Манассии или к пророку Иеремии (Кюнен 137, 129). Но в самой книге пр. Исаии дается указание на то, что образ Раба Господня является во многих случаях как прямая противоположность изображению надменного царя Ассирийского. Так в 42-ой главе (о чем было выше сказано). Ср. Кроме того 49:7: «поносимому всеми рабу властелинов» с Ис.37:23 и др. И само название «Раб Господа», поскольку в нем заключается смысл уничижения, не предуказывается ли уже в Ис.36:9 (ср. 37:24), где Рабсак называет себя «одним из малейших рабов господина Своего, царя Ассирийского»? 349 Наприм. в 42:1–4: «Вот, Раб Мой... положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего... (и однако) не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова». Или 49:4, 5, 7 стихи: «я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Мою. Но Мое право у Господа... Бог – Моя сила... так говорит Господь... презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа?» (ср. 50:4, 7–10; 52:13–15; 53:11–12; 42:1–4; 63:1–6). – 350 Чтобы не повторяться, можно здесь обратить внимание только на отдельные места, а для остальных – или указать на сказанное уже при сравнении пророчеств о Рабе Господа и Эммануиле, или представить лишь цитаты параллельных мест; или отослать в некоторых случаях к изложению. 351 Слова 5:1: «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы», – судя по контексту исходят от лица Господа, как и в стих. 3 и 7; и соответственно этому под «Возлюбленным Господа» следует разуметь – по крайней мере во втором и третьем случае – Сына Божия (ср. Мф.21:33–44 ), а не народ, который называется «виноградником Возлюбленного» (см. ст. 1 и 7-ой).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Итак, призыв апостола Павла к восстановлению единства в коринфской общине проходит красной нитью через четыре главы ( 1Кор.1:10–4:21 ) Послания. По мнению апостола, больше всего нас может побудить избегать разделений в Церкви сознание того, что мы – Христовы (ср.: 1Кор.3:23 ) и, поскольку все принадлежим Ему, мы едины, равнодостойны и принадлежим друг другу. Всякий христианин, который отрицает единство христиан друг с другом, отрицает и своё единство со Христом. И апостол даёт нам ещё один миссионерский урок, оставляя три заповеди: «не разделяться, но быть в тесном единении, иметь равное попечение друг о друге, считать всё случающееся общим» 349 . Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:1–5 ). Урок шестой Всё у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Слова о любви в заключительной части Послания – это не любезности, которые апостол Павел расточал бы из вежливости или по принятому в то время обычаю. Одна из главных мыслей, которую апостол Павел проводит с самого начала Послания, состоит в том, что именно из-за отсутствия любви в коринфской общине и происходят все её проблемы: разделение христиан на группировки (гл. 1–4); попустительство в отношении тяжких грехов (гл. 5–6); причинение вреда душам нетвёрдых в вере братьев и сестёр в результате вольного понимания свободы (гл. 8–10); разделение во время Причастия (гл. 11). «Что же значит: Всё у вас да будет с любовью? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, всё (должно быть) с любовью, потому что и всё упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: я Павлов; я Аполлосов ( 1Кор.1:12 ); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями» 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 . И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала? 22 . Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств. 23 . Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:23 ). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2008. (Перепечатано с издания Московской Патриархии.) 2 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском языке с параллельными местами. Российское библейское общество, 2005. Репринтное издание. (Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1900 г. По благословению Святейшего правительствующего Синода.) Читать далее Источник: Поучения огласительные и тайноводственные/Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. - Москва : Благовест, 2010. - 349, с. ISBN 978-5-9968-0068-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Глава 50 (1) Так говорит Иегова: «Где то разводное письмо матери вашей, Которым Я отпустил ее 347 ? Или, кому из моих ростовщиков Я предал вас 348 ? Да, за преступления свои проданы вы, И за нечестие ваше Отвергнута матерь ваша. (2) Отчего, когда Я приходил, – и не было никого? Я звал – и никто не отозвался 349 ? Неужели слишком коротка 350 рука Моя, чтобы освободить, Или нет во Мне силы, чтобы исторгнуть? Вот прещением Моим Я осушу море, Обращу реки в пустыню; Сгниёт рыба их без воды, И погибнет от сухости. (3) Я одену небеса мраком, И власяницу положу в покров им 351 . (4) «Господь Иегова дал Мне язык научения, Чтобы я умел утешить 352 утомлённого словом; Возбуждает каждое утро, Будит мне ухо, Чтобы я слушал, как учащиеся. (5) Господь Иегова открыл мне ухо 353 , – И я не противлюсь, Назад не отступил. (6) Хребет свой Я дал бичующим, И ланиты свои – рвущим волосы 354 . Лида своего не закрываю От заушения и оплывания. (7) И Господь Иегова помогает Мне; Потому я не стыжусь, Потому держу лице свое, как кремень, И знаю, что не останусь в бесславии. (8) Близок тот, кто оправдает Меня: Кто думает состязаться со Мною, – Станем вместе; Кто хочет судиться со Мною, – Пусть приблизится ко Мне. (9) Вот Господь Иегова поможет Мне: Кто тот, который бы указал вину во Мне?.... Вот все они, как одежда, истлеют, Моль истребит их. (10) Кто из вас боится Иеговы, Пусть слушается гласа раба Его; Кто ходит во мраке, И нет света у него, – Пусть положится на имя Иеговы, И утвердится в Боге своём. (11) Вот все вы, возжигающие огонь, Опоясанные стрелами огненными, Падите в пламень огня вашего, И среди огненных стрел, раскалённых вами 355 . От руки Моей будет это вам, В страдании сляжете. XLI 347 По закону ( Втор. 24, 1, 3 ) муж, разводящийся с женою, должен был вручить ей свое свидетельство о разводе, после которого связь между супругами прерывалась навсегда. Вопросительный тон этой метафоры, представляющей здесь Иегову в брачном союзе с народом своим, показывает, что развода между ними не произошло, но что народ, вопреки воле Иеговы, удаляется от него грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Видение о Тире. 1 . Плачьте, корабли Кархидона 344 , потому что он 345 погиб, и не идут из земли Киттийской, потому что он отведен в плен. 2 . Кому подобны стали живущие на острове, купцы финикийские, переплывающие море 3 . По великой воде, потомки купцов? Купцы языческие подобны жатве собираемой 346 . 4 . Устыдись, Сидон, сказало море, а крепость морская говорит: я не болела, не рождала, не вскармливала юношей, не возращала девиц. 5 . А когда дойдет весть до египтян, их постигнет болезнь из-за Тира. 6 . Идите в Кархидон, плачьте, жители острова этого! 7 . Не был ли он для вас гордостью изначала, прежде нежели он предан был? 8 . Кто определил это Тиру? Ужели он худший или не сильный? Купцы его – славные князья земли. 9 . Господь Саваоф определил низложить всякую гордыню славных и обесчестить все славное на земле. 10 . Обрабатывай землю твою, ибо корабли более не придут из Кархидона. 11 . И рука твоя, потрясавшая царей, не будет более властвовать на море. Господь Саваоф дал повеление о Ханаане погубить силу его. 12 . И скажут: не будете более укорять и обижать дочь Сидона 347 , но если уйдешь в Киттим 348 , то и там не будет тебе покоя, 13 . А равно и в землю Халдейскую 349 , так как и она опустошена ассириянами, потому что пала стена ее. 14 . Плачьте, корабли кархидонские, потому что погибла твердыня ваша. 15 . И будет в тот день: оставлен будет Тир на семьдесят лет, в мере дней (одного) 350 царя, в мере человеческой 351 , а по окончании семидесяти лет с Тиром будет, как поют о блуднице: 16 . Возьми гусли, обойди город 352 , забытая блудница, хорошо поиграй, много попой, чтобы вспомнили о тебе. 17 . И по истечении семидесяти лет, Бог посетит Тир, и он снова придет в прежнее (состояние) и будет торжищем всем царствам вселенной на лице земли. 18 . И будет торговля его и прибыль святыней Господу, не для них 353 будет собрано 354 , но вся торговля его – для живущих пред Господом, чтобы они ели и пили, и насыщались, и торжественно вспоминали о Господе 355 . 344 Кархидоном обычно называется Карфаген, финикийско-тирская колония на северном берегу Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

5 . О Бозе 347 похвалю словеса моя. Может быть, здесь Давид имеет в виду обетование Божие, по которому он должен был царствовать во Израили ( 1Цар. 13:14 ). Т.е. о Господе, при Его благоволении, я похвалюсь Его обетованием, а потому смело говорю, что, при уповании на Господа, не боюсь никакого человека, никакого врага; все враги мои пред Богом слабы и немощны, как плоть. – «Воюемый врагами, чтобы не потерпеть никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопения и принесши в дар Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти» (Св. Афан.). «И когда говорю, украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня, твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих» (Бл. Феод.). С Евр.: «В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть»? 6 . Весь день словес моих гнушахуся. «Отвращаются они от слов моих, как от лживых, и отвергают приносимое оправдание» (Бл. Феод.). Симмах: «Всякий день они ведут речи, толкуют обо мне». С Евр.: «Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне на зло». 7 . Вселятся 348 и скрыют: тии пяту мою сохранят 349 , якоже потерпеша 350 душу мою. С Евр.: «Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою». Говорится о врагах Давида. «Сказано, – говорит св. Афан., – вселятся в значении: соберутся. Смысл речи таков: весь день трудились они, на меня вооружаясь словом, все помышление их устремлено было против меня; о том только и старались, чтобы собраться вместе и тайные приуготовить мне козни: даже и на этом не остановились, но наблюдают пяту мою, т.е. поведение мое, чтобы найти какую-либо возможность запнуть и низложить меня. Подмечали даже следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня» (Св. Афан.). 8 . Ни о чесом же отринеши 351 я, гневом люди низведеши, Боже. С Евр.: «Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы». «Ни о чесом же здесь значит тоже, что нетрудно, легко. Т.е. Тебе, Господи, нетрудно и крайне удобно их отразить, низложить и предать смерти. Ты подвергнешь наказанию не их одних, но и всех вознамерившихся жить беззаконно» (Бл. Феод.). Низведеши – т.е. низложишь гневом Своим, накажешь, поразишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010