Ср. мнение А. В. Гадло, что «десятинный клир не оказал ему (Ярославу.– М. П.) поддержки. Его глава принял сторону врага Ярослава и тем явно скомпрометировал всю корсунскую общину» ( Гадло А. В. «Корсунские попы» на Руси… С. 203–204). О недоверии Ярослава Иоакиму по той же причине пишет А. Ю. Карпов ( Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 61–63, 274, 284). «В лето 6506. В Новегороде владыка Аким уряди себе монастырь Десятинный, а Святую Софею заложи дубову конець Пискупли улици, над Вольховом, и сверши ю о двунатцати версех» (ПСРЛ. Т. 16. Вых. ДанныеС. 40; ср.: Новгородские летописи (так называемые Новгородская вторая и Новгородская третья летописи). СПб., 1879. С. 2, 173–174, 181). Эти сведения зачастую с доверием принимаются в историографии (см., например: Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе. С. 14; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. С. 61). НПЛ. С. 16, 181. Первое сообщение, по обоснованному мнению Т. В. Гимона, восходит к новгородскому летописанию конца XI в., второе – к летописному своду 60-х гг. XII в. ( Гимон Т. В. События XI – начала XII в… С. 634–649). Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 34. В одном из уникальных и ранних по происхождению сообщений Синодального списка НПЛ говорится: «В лето 6525. Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть Святая София Кыеве» (НПЛ. С. 15). Речь, безусловно, идет о начале строительства нового (видимо, также деревянного) храма Св. Софии, который строился вместо сгоревшего, о чем сообщает в своей хронике современник – Титмар Мерзебургский в 1018 г. ( Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2009. С. 177). Когда был построен этот погибший в пожаре первый киевский храм Св. Софии, неизвестно, вполне возможно, что он действительно возник в связи с основанием на Руси митрополии в конце X в. ( Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 25), что, однако, не дает твердых оснований для мнения об одновременном возведении храма с таким посвящением в Новгороде. НПЛ. С. 473. См.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 93; Секретарь Л. А. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2006. С. 456; она же. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 284–285. См. об урочище Десятина: Мусин А. Е. Загадки Дома Святой Софии. СПб., 2013. С. 25 (исследователь связывает название местности с существовавшей здесь с XI в. городской таможней, где налог, согласно нормам церковного Устава Ярослава, собирался в том числе каждую десятую неделю в пользу епископа).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Подробнее о единстве славы и страдания в Теле Церкви см.: Немыченков В.И. Психология чуда: трансперсональная феноменология святости//Развитие личности. 2006 С. 95–109. С. 105–114. Софроний (Сахаров), архим . Видеть Бога как Он есть. М.: Путем зерна, 2000. С. 127. Феофилакт Болгарский, архиеп . Толкование на послания св. апостола Павла. [Б.м.]: Скит, [Б.г.]. С. 586. Курсив наш – В.Н . Григорий Богослов, свт. Слово 30// Он же. Собрание творений. В 2 т. Т. 1. Б.м. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Репр. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, Б.г. С. 432. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 3, гл. XXVIII. Указ. соч. С. 284–285. Там же. Кн. 3, гл. ХХ. Указ. соч. С. 277. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце; Он же . Точное изложение… Кн. 3, гл. XXVIII. Указ. соч. С.148, 284–285. Contra Nestorianos et Eutychianos, II (Contra Aphthartodocetas)//PG T. 86. Col. 1332AB. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 498–499. Курсив наш – В.Н. Cyrilli Alexandrini . In Ioannis Evangelium. VIII. XII, 27–28. Цит. по: Давыденков О., иерей . Христологическая система Севира Александрийского: Догматический анализ. М.: ПСГУ, 2007. С.189. Курсив наш – В.Н. Заметим, что в старом русском переводе важные смысловые акценты утрачены, см.: Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна, 12:27–28. С. 430. Contra Nestorianos et Eutychianos, II (Contra Aphthartodocetas)//PG T. 86. Col. 1332D–1333B. Цит. по: Грильмайер А. Указ. соч. С. 504. В трактате Contra Nestorianos et Eutychianos, II (Contra Aphthartodocetas) (PG T. 86. Col. 1332C) Леонтий ссылается на свт.Афанасия Великого (De incarn., 21.7; 44.8) ( Грильмайер А. Указ. соч. Примеч. 97 на С. 500). Contra Nestorianos et Eutychianos, II (Contra Aphthartodocetas)//PG T. 86. Col. 1332AC. Грильмайер А. Указ. соч. С. 500. Давыденков О. Догматическое богословие. С. 262–265. Также см.: Давыденков О . Афтартодокетизм: Христология и антропология//Ежег. конф. ПСТБИ: Мат-лы. М., 1999. С. 7–17.

http://bogoslov.ru/article/6192568

368 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов. XV – начало XVII в. М., 1998, 75. С. 179. 373 Срезневский H. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1895. Т. И. С. 1734, ср.: С. 824, 851. 376 ВМЧ. Январь. Дни 6–11. С. 514–524; Каган M Д. Житие Павла Обнорского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. (А-К). С. 313–317. 377 Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре//Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 156–158. 380 Ключевский В. О. Соч. В 8 т. М., 1957. Т. 2. С. 258–262; ИвинаЛ. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985; Синицына Н. В. Русское монашество и монастыри: X-XVII вв.//Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь . М., 2000. С. 309–315. 382 ПКМГ: Писцовые книги XVI века/Под ред. Н. В. Калачова. СПб., 1877. Ч. I, отд. И. С. 341. Новые данные об указанном явлении приведены в работе: Пулъкин М. В., Захарова О.А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV – первая треть XX в.). М., 1999. С. 46–47. 383 АИ. СПб., 1841. Т. I. 292. С. 531–534; ДАИ. СПб., 1846. Т. I. 25. С. 22–23; ПСРЛ. СПб., 1853. Т. VI. С. 284–285. 384 Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 3. С. 445; Житие Дионисия Глушицкого. См.: РГБ. Унд. 1214. Л. 350, 353; «Лаврой» называл Кирилло-Белозерский монастырь Гурий Тушин (запись о написании книги «в дому Пречистыя Богородица и в лавре преподобного отца нашего Кирила», РНБ. Кир. – Бел. 27/1266. Л. 1; воспроизведение записи см.: Синицына Н. В. Отождествление почерков русских рукописных книг конца XV – первой половины XVI в. и его трудности//Проблемы палеографии и кодиколо- гии в СССР. М., 1974. С. 100). 387 Источники, использованные составителями грамоты, выявил Н. Серебрян- ский (Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле//ЧОИДР. 1908. Кн. 3–4. С. 272–284); о типе псковских монастырей см.: Там же. С. 219–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1303 л. 284. У Крамера в соответствующем месте нет точно также указания имени автора толкования, и самое толкование, находящееся у него, мало имеет общего с процитованным здесь Даниилом толкованием. Cramer, catenae graecorum patrum in novum testamentum tom VIII pag 31. 1305 л. 283–284. Цитата взята из слова, находящегося в учительском евангелии о Мытаре и Фарисее. Учительное Евангелие 1650 г. б. 1307 л. 291. Подлинник цитаты см. Migne, Patrolog, Curs. Complet. ser. graec. tom. LXXXIX, pag. 845–848 Цитата взята из сочинения св. Анастасия: Λογος περ τς γας συνξεως κα περ το μ κρvειν κα μvηστικακεν . Цитата взята из 40 слова Никона черногорца; половина II, л. 301–302. 1309 л. 319. 322. 324. 325. Митрополит здесь привел четыре свидетельства св. Иоанна Лествичника из разных его слов. См. преп. отца нашего Иоанна, игумена Синайского, лествица и слово к пастырю. М. 1851. 146–150; 124–126; 74. 308–309. Подлинник Migne, Palrol. Curs. complet. ser. graec. tom LXXXVIII. pag. 843–850. 811–814. 677–728. 1013–1036. Некоторые цитатывзятые из И. Лествичника, помещены Даниилом в связи с толкованиями их. 1310 328–330. Снес. Преп. отца нашего аввы Дорофея душеполезныя поучения и послания. М. 1856. Поучение IV, 63–65. Подлинник, Migne, Patrol. curs. complet. ser. graec. tom. LXXXVIII, pag. 1665–1668. Цитата из соч. Дорофея взята Даниилом из 10 слова Никона Черногорца. половина 1. 71–72. 1311 л. 302–303. Снес, Преп. отцев Варсаеуфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. 1855 552–554. Цитата взята Даниилом от 39 слова Никона Черногорца. половина II, 290–291. 1313 л. 325–326. Цитата взятая из 52 слова Никона. Снес. книга препод. Никона, половина II, л. 426. 1314 Так, напр. здесь (Рук. 197 л. 295–300) in texto приведен рассказ «о великом старце Виталии», заимствованный из Скитского Патерика, Скитский Патерик Супральского издания ч. 1, 108–111. 1315 Рукоп. М. Д. А. 197, л. 301–305. 306–319. 330. Все помещенные здесь рассказы из старчества заимствованы Даниилом in texto из сочинений Никона Черногорца. см. половина II, слово 39, 291–292–298. Некоторая часть помеченных в девятом слове Даниила рассказов и изречений подвижников находился в издании «сказания о подвижничестве св. отцов.» ср. рук. 197 л. 304. 305. 310. Сказания о подвижничестве св. отец, 191. 192. 231. 232. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1545 2 Новгородская, в Собрании летописей III, 148 (и 185). Преподобный Максим Грек в послании к Макарию, писанном вскоре по занятию последним кафедры митрополичьей, говорит ему, разумея время его архиепископства: «колико обидимых из темниц и от уз разрешил еси? Заточенная воззвал еси, присмертныя оживил еси» (то послание, которое напечатано преосвященным Филаретом и о котором см. ниже, – по изданию преосвященного Филарета стр. 95). 1546 Летопись говорит, что Макарий, прощаясь с Даниилом, «поклонився к нему, глагола: молю тя, отче святый, да Бога молиши о мне, да негли мощна мя сотворит скончати все, о немже ся есмь обещал», – 1 Псковская, в Собрании летописей IV, 296. Под обещанным со всей вероятностью должно разуметь реформу жизни монашеской, с чего начал Макарий свою деятельность в Новгороде. Выражение «есмь обещал» как будто даёт знать, что митрополит возложил на Макария обязанность произвести нашу реформу. Но так как вовсе невероятно допустить, чтобы митрополит возложил на Макария обязанность сделать то, чего сам не делал: то выражение «есмь обещал» нужно понимать в смысле: вызвался, изъявил желание сделать. 1547 Прибавление к 2 Софийской летописи, – в Собрании летописей VI, 284 (второе лето от прибытия Макария в Новгород кончалось Июлем 1528 года). 1548 Послание Макария к великому князю в Дополнении к Актам Истории т. I, Так как послание нам известно без конца, то не видно, в чём собственно состояла просьба (в общих словах она выражается: «в твоей отчине в Великом Новегороде и Пскове упраздни некое безчиние своим царьским повелением»). 1549 Юрьевом, Хутынском; Вяжицком и Отенском, – см. сейчас указанное послание Макария к великому князю, – sub fin.. 1550 Прибавление к 2 Софийской летописи в Собрании летописей VI. 284 sqq. Что касается до игуменов двух монастырей, не хотевших ввести у себя общежития, то, по словам летописца, «(они) сказаша нужу себе, еже которой несть, и архиепископ рече им: по делом вашим мзду примете от Бога».– Уставную грамоту Макария об общежитии одному из новгородских монастырей, который не принадлежал к числу 18 именитых и принял общежитие после 16-ти, см. в Актах Истории т. I,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским ( Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами. В. И. Охотникова Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

313 Nic. Steth. De paradiso 20:21–22:2; 23:7–11; 25:5–8; 26:4–27:14; 36; 37:5–38:8; 38:15–24; 49:3–50; 51:14–15; 53 (в сокр.); 54–55 (в сокр.); 56–57; 58–59. Греческие отрывки из трактата «О рае», снабжённые французским переводом, были изданы М. Шалендар вместе с другими текстами из «Диоптры», ложно приписывавшимися прп. Никите. См.: Chalendard М. Nicetas Stethatos: Le Paradis spirituel et les textes annexes. Texte, traduction et commentaire. Paris, 1944 (SC 8). P. 40–59 («О рае»), 60–77 (другие тексты). 314 Г.М. Прохоров издал 1 и 3 слова «Диоптры», соответствующие «Плачу» (=слово 5) и 2 слову по греческому изданию. См.: Прохоров 1987. С. 200–284. Данный порядок характерен для славянских рукописей, в которых «Плач» помещался в начале «Диоптры». См.: Grumel 1951. Р. 210. 315 По подсчётам X. Микласа, насчитывается около 160 славянских списков «Диоптры». Перечень основных списков см. в кн.: Прохоров 1987. С. 61–62. Описание отдельных списков см. в кн.: Сводный каталог 2002. С. 199–208 91–96). 317 Горский 1859. С. 459. Этот первый кодекс славянской «Диоптры» писан на пергамене вперемежку с бумагой; в нём можно различить почерки семи писцов. На (f. 94 v 1, 95 1 почерком третьего писца написано: « в лт 6896 списана быс книга рекома по еллино диптра по на же зерцало въ бгспсено константинополи въ державное лто цртва палеолога при архиепп нил мца генвари въ глми црьсти обители и перивлепто рукою сщньнаго слугъ киръ зинови». Описание Чуд. 15 см. в кн.: Сводный каталог 2002. С. 205–207, где она помещена под 95. 321 Славянская «Диоптра» содержится в рукописях Троице-Сергиевой Лавры: Лавра 190, 191, 192, 193, 194 (см.: Описание 1878. Ч. 1. С. 187–191). 1) Лавра 190 (1812). «Диоптра» Филиппа Философа, напис. 1418 года. 2) Лавра 191 (1816), напис. 1471 г., 230 ff. 3) Лавра 192 (1813), кон. XV в., 297 ff. 4) Лавра 193 (1813), XVI в., 354 ff. 5) Лавра 194 (1817), XVI в., 269 ff. 322 Об этом см., например, статьи Л.П. Жуковской: 1) О южнославянском влиянии XIV–XV вв. (На материале проложного Жития Евгении)//Язык и письменность среднеболгарского периода. М., 1982. С. 26–59;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

97 “Чистая” молитваупреподобногоИоанна, так же как и у Евагрия, означает “безобразную” молитву, то есть такую молитву, во время которой не следует представлять Бога, к Которому она возносится, в каком-либо облике, образе или форме (Собесед., 10.5; см. также Собесед., 3.7; 10.11; Stewart C. Указ. соч. P. 110–113; 115; 118). 98 Интенсивность этой совершенной молитвы преподобный Иоанн описывает с помощью образов огня и света (см. ниже прим. 5): ardor (‘жар’, Собесед., 6.10; 19.5), fervor (‘пыл’, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 9.29; 12.12), flamma/inflammatus (‘пламя’, ‘пламененный’, см. Собесед., 9.15; 9.26), ignis/igneus (‘огонь’, ‘огненный’, Прав., 2.10; 9.15; 9.25; 10.11; 12.12), succensus (‘зажженный’, ‘воспламененный’, см. Прав., 2.10; Собесед., 6.10; 9.26). О безмолвной, невыразимой в словах, неизъяснимой молитве (ineffabilis, inenarrabilis, inexplicabilis) см. также Собесед., 4.2; 9.14–15; 9.25; 9.27–28; 9.35; 10.11; 12.12; 19.6. Подобно апостолу Павлу ( Рим 8:26 ), преподобный Иоанн говорит, что эта молитва выразима только в “неизреченных воздыханиях” (gemitus, см. Прав., 2.10; Собесед., 9.15; 9.27; 10.11; 16.13). 99 Вместе с “огненными” образами преподобный Иоанн иногда использует “световые”: illuminatio (‘просвещение’, см. Собесед., 9.27), illustratio/illustratus (‘освещение’, ‘освещенный’, см. Собесед., 9.25; 10.10), lumen (‘свет’, см. Собесед., 9.25). Это учение о просвещении души Божественным Светом уже встречалось нам у блаженного Августина , а после преподобного Иоанна оно будет во всей полноте развито святителем Григорием Великим , наследником как августиновской, так и кассиановской традиции. 100 О подобной молитве см. также 9.26–29; Прав., 2.10; Собесед., 3.7; 4.2; 4.5; 4.19; 6.10; 9.14–15; 10.10–11; 12.12; 19.4–6. Вообще преподобный Иоанн в своих сочинениях очень большое место уделяет молитве (см. особенно Собесед., lib. 9–10; Прав., lib. 2–3). Он говорит даже о необходимости для подвижника стяжать непрестанную молитву через повторение в сердце одних и тех же слов, подобных позднейшей молитве Иисусовой: “Для приобретения непрестанной памяти о Боге предлагается [некоторыми древними Отцами] такое правило благочестия: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися” ( Пс 69:2 ; Собесед., 10.10; см. Stewart C. Указ. соч. P. 100–113).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

232 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 2; Дело в СПбДЦК .(а 1884 г. [Издания акафиста свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 233 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дела об акафисте в СПбДЦК за 1878, 1884,1888 гг. [Издания акафиста прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 235 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 65; Дела в СПбДЦК на 1865,1884 гг., а также в МДЦК – за 1883 г. [Издания акафиста Пресвятой богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 236 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 75; Дело в МДЦК на 1884 г. [Издания акафиста прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 237 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 10; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 238 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК ля 1885 г. [Издания акафиста свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 239 См.: АСС. Дела об акафисте: 1884. II отд. 1 стол. 18; 1885. II отд. 1 стол. 14; Дела в СПбДЦК за 1884,1885 гг. [Издания акафиста свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 240 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 241 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 32; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 245 Алексей Павлович Храповицкий по окончании в 1885 году курса в Санкт-Петербургской духовной академии и пострижении в монашество с именем Антония был назначен в сане иеромонаха на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Шелудяк Гридя [см. Гридя], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шелудяковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш; 1638 г., Москва Шелутков Первуша [см. Первуша], посадский человек Шелуха см. Шалуха Шелухина Марья, холопка, 1603 г., Новгород Шелыга, Шелыгин : Иван Шелыга, земский целовальник на Белоозере, 1559 г.; Дмитрий Шелыгин, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Шелыгин Белка [см. Белка], 1550 г., Пошехонье Шелыга, шалыга, шолога – плешь, темя, маковка, вершина горы, посох с загнутым концом (Даль) [Ср. Шелога] Шелябуга Алексей Васильев, крестьянин, 1612 г., Арзамас Шеляко Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Шеляпин Герасим, крестьянин, 1640 г., Устюг Шемарин Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1628 г., Белев Шемаук Лев Михайлович Темирязев [см. Темирязев], 1577 г., Коломна Шемела ( Шепела ) Васильев, царский конюх, 1573 г. [Ср. Шепела] Шемерденов Кузьма, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шемет Григорьевич Мотякин [см. Мотякин, Шеремет], 1551 г.; Шемет Юрьевич Воейков [см. Воейковы], 1550 г., Ржева; у него сын Нелюб [см. Нелюб] Шеметов; Шемет, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1583 г. [см. Игошкин] Шемяка кн. Дмитрий Юрьевич, умер в 1453 г.; кн. Александр Андреевич Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Дмитрий Давыдович Гагарин [см. Гагара], 1550 г.; кн. Иван Васильевич Пронский, боярин, умер в 1550 г. [см. Бохов, Горюн, Долгово-Сабуров, Огорелка] Шенур см. Шонур Шеншин Беляй [см. Беляй], посадский человек, 1585 г., Псков; Шеншины, помещики, XVI в. и позже Мценск [см. Умай] Шепела Осипович Овинов [см. Овин], боярин, XV в., Новгород Ср. чепела – сковородник (Даль) [Ср. Шемела] Шепель, Шепелев : Шепель, крестьянин, 1499 г., Владимир; Петр Юрьевич Шепель, по родословным преданиям жил в конце XIV в.; от него – Шепелевы; Ошурок [см. Ошурок] Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома; Степан Григорьев Шепелев, 1566 г. Шепель, чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Чепель] Шеплин Яков, москвич из Кадашевской слободы, 1638 г. Шептяк Карабанов, начало XVI в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010