«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет 3:9, 10 ). «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» ( Мф. 25:13 ). 232. Есть ли признаки пришествия Христа? В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24). 233. Кто такой антихрист? Антихрист – это противник Христу, который будет стараться истребить христианство , но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2Фес 2:8 ). 234. Что такое царство Христа? Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы , второе царством благодати , а третье царством славы . 235. Какому из царств не будет конца? Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца , относятся к царству славы. О восьмом члене Символа веры 236. В каком смысле Святой Дух назван Господом? Святой Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т. е. Святой Дух есть истинный Бог. 237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, сказанными апостолом Петром в обличение Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). 238. Почему Святой Дух назван животворящим? Святой Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 239. Что мы знаем об исхождении Святого Духа? О том, что Святой Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ос. 11 :7. Народ его удален 212 из (места) обитания своего, и Бог разгневается на дрогоценности 213 его и не возвысит 214 его. Ос. 11 :8. Как устрою тебя, Ефрем? Защищу-ли тебя, Израиль? Как поступлю с тобою? Поступлю-ли с тобою, как с Адамой и Севоимом 215 ? Повернулось сердце Мое из за него, возбудилось раскаяние во Мне 216 . Ос. 11 :9. Не поступлю по гневу ярости Моей, не допущу истребления Ефрема, ибо Я Бог, а не человек, среди тебя Святый, и не войду в город 217 . Ос. 11 :10. Вослед Господа пойду 218 : как лев Он возревет, ибо Он возревет, и ужаснутся чада вод 219 . Ос. 11 :11. И прилетят 220 , как птица, из Египта и как голубь из земли Ассирийской, и водворю их в домах их, говорит Господь. Ос. 11 :12. Окружил Меня ложью Ефрем и нечестием дом Израилев и Иуда, ныне Бог познал 221 их, и они назовутся 222 святым народом у Бога 223 . Глава 12 Ос. 12 :1. Ефрем — злой дух, гонялся за зноем весь день 224 : умножил пустое и суетное 225 , заключал союз с Ассириянами и посылал елей в Египет. Ос. 12 :2. У Господа суд (и) с Иудой, чтобы отомстить Иакову: по путям его и по замыслам его Он воздаст ему. Ос. 12 :3. Во чреве (матери) он запинал брата своего 226 и своим усилием преодолел Бога 227 . Ос. 12 :4. И боролся с Ангелом и превозмог 228 . Плакали и молились Мне, в дому Она нашли Меня и там сказано им 229 . Ос. 12 :5. Господь же — Бог Вседержитель, да будет память о Нем! Ос. 12 :6. И ты к Богу своему обратись, храни милость и правду, и будь всегда близок к Богу твоему. Ос. 12 :7. Ханаан 230 , — в руке его неправильные весы, — любит насилие. Ос. 12 :8. И говорит Ефрем: «однако я разбогател, нашел себе отдых»! Ос. 12 :9. Все груды его пропадут 231 для него ради неправд, которыми он согрешил. Ос. 12 :10. А Я Господь, Бог твой, извел тебя из земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника 232 . И Я говорил 233 пророкам, и Я видения умножал, и в руках пророков уподоблялся 234 . Ос. 12 :11. Если Галаад — ничто 235 , то лживы князья, приносившие жертвы и в Галгалах 236 , жертвенники их тоже, что черепахи 237 в поле диком.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

редакция православного журнала «Благодатный Огонь» Все вышедшие номера журнала «Благодатный Огонь» 1-20) желающие могут приобрести в редакции. Справки по телефону: 8-916-176-80-06. Журнал «Благодатный Огонь» http://www.blagogon.ru/digest/233/ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 134. Швецову. Нет, не звезда. У меня здесь нет никаких личных интересов. И в отличие от вас, мне деньги не платят. 133. 132. М.Яблокову Ну, просветил, просветил... Михаэль сияющий. Звезда РНЛ. 132. Швецову. Не тупите, Швецов. Вам просто сказать нечего... вся ваша дешевая демагогия просто сводится на нет. Res publica - дело народа, δημοκρατα - власть народа. 131. Яблокову Миша, прежде чем лезть в разговор, научитесь не путать демократию с республикой. 130. Швецову. Снова вы свою демагогию разводите? ) Монархия была некоторым отступлением лишь только по отношению к теократии. А отнюдь не сама по себе. " И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними " (1Цар.8,7). Вы что, теократию что ли предлагаете? ) Ясно, что нет. А что вы предлагаете? - Вы предлагаете демократию... что по отношению к не только к теократии, но даже по отношению к монархии является сатанизмом. Воцерковлению подлежит только монархия как симфония властей. Никакая демократия воцерковлению не подлежит, и никакой симфонии с президентом быть не может. 129. 128. В.Семенко Минуточку, Владимир Петрович, это откуда мы знаем из Писания, что Сам Бог учредил монархию? Сам Бог учредил монархию в Израиле, но - " ...поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов " 1-я Царств 8-5, и " Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.. " 1-я Царств 8-19,20 Иными словами, Израиль требовал царя, как у язычников, и установление монархии в Израиле было очевидным актом апостасии и божиим попущением. Таковым можно считать и установление советской власти в России, но считать советскую власть богоданной... Но, повторяю - любую форму власти можно воцерковить, ибо нет власти не от Бога.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/19/...

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что грех распявших Христа не был особенно тяжким [грехом]. В самом деле, тот грех, у которого есть хоть какое-нибудь оправдание, не является особенно тяжким. Но Господь Сам простил грех Своего распятия, когда сказал: «Отче! Прости им – ибо не знают, что делают!» ( Лк. 23, 34 ). Следовательно, их грех не был особенно тяжким. Возражение 2. Далее, Господь сказал Пилату: «Более греха на том, что предал Меня тебе» ( Ин. 19, 11 ). Но именно Пилат приказал своим служителям распять Христа. Следовательно, похоже, что грех предателя Иуды больше, чем грех распявших Его. Возражение 3. Далее, Философ говорит, что «никто не терпит неправосудие по своей воле», и при этом замечает, что «никто не терпит неправосудие, если никто не поступает неправосудно» 233 . Поэтому если нечто причиняется тому, кто этого желает, то в этом нет ничего неправосудного. Но Христос, как было показано выше (1), страдал добровольно. Таким образом, распявшие Христа не причинили Ему никакой неправосудности и, следовательно, их грех не был особенно тяжким [грехом]. Этому противоречит следующее: Златоуст, комментируя слова: «Дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф. 23, 32 ), говорит: «Поистине они превзошли меру своих отцов, ибо те убивали людей, а эти распяли Бога». Отвечаю: как уже было сказано (5), начальники евреев знали, что Он был Христом, а если в них и было какое-либо неведенье, то оно было напускным и не могло извинить их поступка. Поэтому их грех был наиболее тяжким как с точки зрения вида греха, так и с точки зрения преступного намерения их воли. Грех евреев был наиболее тяжким по виду со стороны общего порядка [вещей], хотя в одном отношении неведенье все же облегчило их грех. Поэтому Беда, комментируя сказанное [в евангелии от Луки]: «Отче! Прости им – ибо не знают, что делают!» ( Лк. 23, 34 ), говорит: «Он молится о тех, которые не знают, что делают, не за незнание, а за ревность о Боге». Грех же распявших Его язычников был в большей мере простителен, поскольку им не был открыт Закон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Стих: Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, и из глубоких вод. Стих: Да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина. Пс 68:15а–15в, 16а На службе во время землетрясения Прокимен, глас 8 Господи, не обличи меня в ярости Твоей/и не накажи меня гневом Твоим. Стих: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего. Пс 37:2; 68:18а Зачало 331б. Аллилуия, глас 5 Стих: Боже, Ты отринул нас и низверг нас. Стих: Ты потряс землю и смутил её; исцели разломы её, ибо она поколеблена. Пс 59:3а, 4 На службе во время пожара Прокимен, глас 1 Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Вот, очи Господни — к боящимся Его, уповающим на милость Его. Пс 32:22, 18 Зачало 332. Аллилуия Щедр и милостив Господь ко всем, призывающим Его. Ср. Пс 102:8; 144:18 На службе во время войны Прокимен, глас 1 Господь крепкий и сильный,/Господь сильный в битве. Стих: Господня — земля и что наполняет её, вселенная и все, живущие в ней. Пс 23:8б, 1 Зачало 233. Аллилуия, глас 8 Стих: Господь сил с нами, заступник наш — Бог Иакова. Стих: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко. Пс 45:12, 2 На службе при нападении врага Прокимен, глас 4 Да восстанет Бог/и рассеются враги Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут. Пс 67:2а, 3а Зачало 220а. Аллилуия Господь, сокрушающий в битвах, Господь — имя Ему. Исх 15:3 На службе о мире Прокимен, глас 4 Великий мир/ — любящим Тебя, Господи. Стих: Ожидал я Бога, спасающего меня. Ср. Пс 118:165а; 54:9а Зачало 221. Аллилуия, глас 4 Стих: Просите же того, что к миру Иерусалима. Пс 121:6а Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Суббота . (Евр.1:112; Мк.2:233:5) Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и преискренно соединились с Господом! Обновилось тело Господне тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселенная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: " Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие " (Пс.44:78) Неделя первая поста (Евр.11:2426, 3212:2; Ин.1:4351) Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: " испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса... " (Евр.11:3638, 12:12) Понедельник (2-й нед. поста) " Больше всего хранимаго храни сердце твое; потому что из него источники жизни " (Притч.4:23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1937...

Попутно отметим, что автор, без всяких обоснований, датирует описанный выше константинопольский календарь памятей пророков VI в., хотя его реальные носители не выходят за пределы средневизантийской эпохи (см. выше). § 7.2.2.3. Автор приводит примеры, опять же, периферийные или гипотетические, подвижных памятей святых, придавая им «космологическое» значение. Однако такая практика часто применялась и в центральном византийском «мейнстриме»: многие из подвижных памятей триодного цикла представляют собой перенесенные на субботы и воскресенья мартовские и апрельские памяти, без всякой «космологической» привязки. 8. Recapitulatio Оценим перечисляемые автором в заключительном разделе его книги положения (а скорее, аксиомы, так как доказывать их он не смог или, вернее, даже не потрудился) той науки, которую он именует «критической агиографией». 1) Прямым продолжением иудео-христианской апокалиптики не может быть сама христианская агиография, поскольку наиболее древние ее примеры второй с первой не связаны. Такая связь, впрочем, априорно возможна - но лишь для отдельных агиографических памятников, но и последнее нужно еще научно обосновать. 2) Космологические воззрения характерны для отдельных памятников разных литературных жанров, а не специально агиографии. Вопреки Лурье, большинство агиографических текстов (особенно «исторических») с космологией не соприкасается. 3) Координаты времени и места в памятнике либо присутствуют, либо нет, и никакого влияния «геометрические свойства вселенной агиографического нарратива» (с. 233) на каждый конкретный памятник не оказывают, так что «прикручивать» к агиографии теорию графов - бессмысленно. 4) «Пересечение земной и небесной половин в космологическом времени» (с. 233) - это замечательный художественный образ, но никакой опоры в конкретных памятниках он не находит и лучше их осмыслить не помогает. 5 и 6) Анализ календарей выходит за рамки собственно агиографии, останавливаться на нем мы не будем. 7) Не столько «агиографические координаты пространства формируют на земле структуру «сакральной географии»» (с. 233), сколько, наоборот, сакральная география культа формирует «агиографические координаты» текста. 8) Утверждение, что человек живет в освященном и определенном его религией пространстве и времени - банально. Автору следовало бы пояснить, как именно этот факт влияет на агиографию.

http://pravoslavie.ru/38389.html

А. В. Кузьмин Иконография Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Вел. кн. Константин Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. «Исторический портрет» К. В. находится в стенописи 1652-1666 гг. (по первоначальной программе 1564-1565) на юж. грани сев.-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. К. В. показан фронтально в рост, в княжеском одеянии: красном далматике с золотым поясом, сине-зеленой узорчатой шубе-ферезее, в красной шапке с опушкой, имеет недлинную, слегка раздвоенную на конце бороду; изображен с нимбом. Правой рукой, поднятой к груди, благословляет, в левой, отведенной в сторону, держит свиток. Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Вел. кн. Константин Всеволодович обращается к народу. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 844 об.) Возможно, князь изображен на миниатюре из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 243 об.; см.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 243 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 396) верхом на коне в сцене проводов братьями кн. Святослава Всеволодовича на Новгородское княжение. Основные события из жизни К. В. проиллюстрированы на миниатюрах Лаптевского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Среди более 50 миниатюр с изображением К. В. выделяются несколько циклов, которые посвящены отъезду К. В. на Новгородское княжение и преставлению его матери блгв. вел. кнг. Марии Шварновны (Л. 613 об.- 617 об.), смерти блгв. вел. кн. Всеволода Юрьевича (Л. 729 об.- 732 об.), битве на р. Липице (776 об.- 826), преставлению К. В. (Л. 843-844). На ранних миниатюрах, напр. в сцене свадебного пира (Л. 447 об.) или совместного с отцом похода на половцев (Л. 494), К. В.- русоволосый благообразный юноша, в дальнейшем он изображается средовеком с недлинной бородой, в княжеском одеянии. Особо подчеркнуто благочестие князя, более 10 миниатюр посвящено закладке и освящению различных церквей в Ростове, Ярославле и Владимире, а также торжественной встрече ростовского еп. Пахомия с привезенными из К-поля реликвиями (Л. 838 об.- 840). На миниатюре, сопровождающей текст посмертной похвалы мудрости и праведности К. В., он изображен седым старцем, обращенным к народу (Л. 844 об.). На высоком столе перед собой он придерживает раскрытую книгу.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

ВЕРА (раздел). — С.22-39 Читаем Писание: Читаем Евангелие вместе с радио «Вера» . Ежедневно на радио «Вера» священники комментируют тот отрывок Писания, который читается в храме. Журнал «Фома» публикует текстовую версию выпусков «Евангелия дня», а послушать программу можно на сайте radiovera. ru. Как не дать любви затухнуть ? Евангелие от Матфея, глава 5 [Мф 5:27-32] . Комментирует протоиерей Павел Великанов : [Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь Христа Спасителя, и сегодня главная тема — укрепление семейных уз. Ветхозаветным законом была установлена как обязательное правило супружеская верность, и ее нарушение строго каралось — смертной казнью в виде побиения камнями. Любовь, как затухающий огонь в камине, надо постоянно поддерживать, давать ему новую пищу. Охлаждение и нелюбовь начинаются тогда, когда на личности другого поставлен штамп «изучен и больше не интересен». Но такой штамп можно поставить, только отказавшись верить, что в каждом человеке — образ Божий, в который можно погружаться бесконечно, всякий раз открывая для себя нечто новое. Любовь не только «состояние», но и «направление» — и так же, как мы во время подъема к горной вершине далеко не всегда идем на выраженном энтузиазме, с радостными от счастья глазами, так и в отношениях между людьми неизбежны периоды охлаждения, даже определенного отдаления друг от друга. Главное — не сворачивать с однажды намеченного пути, не поддаваться нахлынувшей слабости, а мужественно преодолеть себя — и двигаться дальше...]. Фото Виктории Демидовой//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.22-23. — (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает основатель и президент Фонда «Женщины России» Юлия Школенко //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Диакон Игорь Цуканов . Загадки Евангелия от Марка. Оно точно было написано первым? [Марк, апостол «от 70-ти», автор одного из четырех Евангелий — самого короткого. Что известно об этом человеке? Почему он взялся за свой труд? И чем необычен его рассказ об Иисусе Христе?]. Ил.: Апостол и евангелист Марк. Книжная миниатюра, XIII в.; Апостол Марк прибывает в Александрию. Мозаика XIII в.; Лист манускрипта с Евангелием от Марка на коптском языке. I-II вв.//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.24-28. — (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

ad monach. 26). В составе человека К. выделяет тело (corpus), плоть (caro), душу (anima), память (memoria), а также ум, или дух (spiritus), и сердце (cor), впрочем нигде четко не поясняя соотношение между этими понятиями. С плотью преимущественно ассоциируются пороки в противоположность душе, в которой заключен образ Божий (Serm. 238. 2). Божественная красота души является как бы средством для исправления «пороков плоти». Одной из важнейших способностей души является память, предназначенная для мудрых и благочестивых мыслей (Ibidem). Сердце сравнивается с сосудом, к-рый не может быть пустым, но всегда наполняется добрым или дурным содержимым (Ibid. 233. 5). Следуя блж. Августину, в одной из ранних проповедей К. учит, что каждый человек относится или ко граду Христову, или ко граду диавола. Принадлежность к тому или другому граду определяется преимущественным содержанием человеческого сердца - либо это смирение, либо гордыня (Ibid. 233. 3). Каждый человек может идти по широкому или по узкому пути. Широкий путь сопровождается временными радостями и наслаждениями, узкий - временными скорбями, но первый приводит к вечной смерти, или бесконечному мучению, а второй - к вечной жизни, или небесным наградам (Ibid. 233. 7). Как вступление на узкий путь монашеской жизни, так и собственно монашеские подвиги - дело свободного произволения человека (Ibid. 238. 5; Reg. ad monach. 18). Нек-рое понуждение в мон-ре допускается, но не может считаться нормой. Бог призывает человека в Свое Царство, но чтобы сподобиться этого Царства, нужно исполнять Его волю (Serm. 238. 4). Для исполнения воли Божией и совершения добрых дел Бог дал человеку все необходимые способности (Ibid. 238. 1). Впрочем, монах должен полагаться не на усердие в подвигах, а на благодать Божию (Ibid. 234. 3). В ответ на определенную ревность человека благодать Божия очищает его сердце от страстей: «Когда [люди]… устремляются на служение по святым монашеским обетам, то по благодати Божией они очищаются от всякого зла» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010