Господь сказал: «Когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему» ( Мф.6:6 ). Что это за комната, в которую войти повелевает Господь тому, кто молится? Смысл заповеди объясняется связью речи: речь обращена к тому, кто страдает недугом человекоугодия. Если кого объемлет этот недуг, то такой человек хорошо делает, если устраняется от посторонних взоров и уединяется, совершая молитву, пока не приобретет навыка не обращать внимания на людские похвалы и взирать только на Бога, по примеру Псалмопевца, сказавшего: «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее, так очи наши – к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс.122:2 ). Но если кто, по благодати Божией, свободен от недуга человекоугодия, тому нет необходимости скрывать то, что заслуживает похвалы. Этому учит Сам Господь, говоря: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:14–16 ). Такой же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте Евангелия, и вообще о всяком деле благочестия 665 . О покаянии В покаянии – спасение. Слово подвижническое 666 Согрешив, должно тотчас же измениться, покаяться и не собирать зло ко злу. Толкование на пророка Исаию. Глава 5 667 Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния. Толкование на пророка Исаию. Глава 15 668 Во всяком случае достодолжное покаяние дает твердую надежду на прощение грехов. Правила краткие, 58 669 Что требуется от кающегося? Кающийся должен прежде всего достигнуть такого настроения, в каком был святой царь Давид, когда говорил: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118:163 ); «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего, я сказал: исповедаю Господу преступления мои» ( Пс.31:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Есть ли порядок какой и последовательность в заповедях Божиих, так что одна из них первая, другая – вторая, и так далее, или все одна с другой смыкаются и все одна другой равночестны в рассуждении первенства, так что желающему безопасно, как в круг, положить начало, откуда ни захочет? Ответ. Вопрос наш есть давний и прежде еще изложен в Евангелиях, когда законник, приступив к Господу, сказал: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22:35–39 ; Мк. 12:28–31 ). Итак Сам Господь дал порядок Своим заповедям, определив, что заповедь о любви к Богу есть первая и большая, вторая же по порядку и подобная первой, лучше же сказать, служащая дополнением ей и от нее зависящая, есть заповедь о любви к ближним. Почему и из приведенного места и из других подобных мест, находящихся в богодухновенных Писаниях, можно узнать порядок и последовательность всех заповедей Господних (5). С каким расположением должно повиноваться тому, кто понуждает к исполнению заповеди? С таким же расположением, с каким дитя, одолеваемое голодом, слушается кормилицы, которая зовет его ко вкушению пищи, и с каким всякий человек, ищущий себе пропитания, слушается того, кто дает ему средства для жизни; вернее же сказать, гораздо с большим еще расположением, поскольку вечная жизнь предпочтительнее настоящей. Ибо заповедь Божия, говорит Господь, есть жизнь вечная ( Ин. 12:50 ). А что в рассуждении хлеба вкушение, то в рассуждении заповеди исполнение, как говорит опять сам Господь: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня Отца ( Ин. 4:34 ) (5). Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди? Изведание приятного и полезного и самое ожидание подобного тому естественным образом производит в душе расположение к этому и вожделение. Посему, если кто (может сказать): ненавижу ложь и гнушаюсь ею ( Пс. 118:163 ), очистит себя от всякого греха, от которого душа впадает в леность и нерадение об оправданиях Божиих, подобно тому, как тело от болезни страждет неимением позыва на пищу и отвращением от нее, и если несомненно уверится, что заповедь Божия есть жизнь вечная ( Ин. 12:50 ) и все обетования соблюдающим ее истинны, то в нем образуется расположение сказавшего: Страх Господень – чист: пребывает во век века; суды Господни истинны, все они вместе праведны, вожделеннее золота и многоценного камня и слаще меда и сота. Ибо раб Твой хранит их: за соблюдение их воздаяние велико ( Пс. 18:10–12 ) (5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

« И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их » ( Быт. 19:5 ). Что значит «мы познаем их» ( Быт. 19:5 )? Имеется в виду: «совокупимся с ними» 163 . То есть они не хотели познать их, разузнать о них. В смысли расспросить, кто они и откуда. Они хотели именно надругаться над ними, изнасиловать их, думая, что это юноши. На востоке это очень страшное оскорбление – так надругаться над мужчиной. То есть они хотят проучить этих людей – мы с вами прочитали у Иезекииля ( Иез. 16, 49 ), что они были богатые, в роскоши жили и не принимали бедных. И здесь они хотят изощренно наказать непрошеных гостей. Они вызывают Лота и говорят: «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их». В Катенах на Книгу Бытия 164 сказано: «Привычка бесчестить людей довела содомлян до оскорбления ангелов. Так нечестие в отношении пророков довело иудеев до убийства Христа. Итак, дурная привычка – вредна и губительна, даже если не сразу» 165 . Ориген пишет, что, именно подражая своему дяде, Лот с нетерпением ждал появления путников и обрадовался, когда те пришли. А здесь мы видим, что он спасает этих людей, окольным путем приведя их в свой дом, но здесь и оказался перед дилеммой, очень сложной дилеммой. Но кто виноват в этом, если не сам Лот? Он сначала хотел «жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» ( Быт. 13:12 ). А здесь мы видим, что он уже живет в городе! Город этот поглотил его. Город этот совратил его. Он оказался в тяжелом положении, он семью свою подставил, переехав жить в этот город! Как и многие сейчас уезжают жить за границу. Одна семья уехала жить в Германию, и они с ужасом оттуда убежали, говорят: «Германия – это вообще что-то невероятное! Там такие нравы у них ужасные, извращения всякие, наркомания, чего только нет!» И вот вызывают Лота, и он становится перед собственной проблемой, которую сам же он и создал. Она как бы замыкает его в некий круг – как и все эти люди, содомляне, окружившие его дом. « И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла » ( Быт. 19:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Г-споди, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Г-споди, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Г-споди, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Г-споди, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Г-споду в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Г-споди, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Г-сподь – страж твой, Г-сподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(159) Посмотри, как люблю я повеления Твои, Гсподи, по милости Твоей оживи меня. (160) Основа слова Твоего – истина, и навеки всякий праведный суд Твой. (161) Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. (162) Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу. (163) Ложь ненавижу я и гнушаюсь (ею); Тору Твою люблю я. (164) Семь (раз) в день я восхваляю Тебя за законы справедливые Твои. (165) Велико благополучие любящих Тору Твою, и нет у них препятствий. (166) Уповал я на помощь Твою, Гсподи, и заповеди Твои исполнял. (137) Хранила душа моя заповеди Твои, и полюбил я их весьма. (168) Хранил я повеления Твои и заповеди Твои, ибо все пути мои пред Тобой. (169) Пусть дойдет до Тебя, Гсподи, молитва моя, по слову Твоему вразуми меня. (170) Да придет к Тебе моление мое, по слову Твоему спаси меня. (171) Изрекут уста мои хвалу, когда Ты научишь меня законам Твоим. (172) Изрекать будет язык мой слово Твое, потому что справедливы все заповеди Твои. (173) Да будет рука Твоя в помощь мне, потому что повеления Твои избрал я. (174) Жажду помощи Твоей, Гсподи, и Тора Твоя – отрада моя. (175) Да живет душа моя и славит Тебя, и помогут мне суды Твои. (176) Заблудился я, как овца потерянная, ищи раба Твоего, потому что заповеди Твои не забыл я. 120 (1) Песнь ступеней. К Гсподу в несчастьи воззвал я, и Он ответил мне. (2) Гсподи, спаси душу мою от уст лживых, от языка коварного. (3) Что даст тебе и что прибавит тебе язык коварный? (4) Остры стрелы сильного с (горящими) углями дроковыми. (5) Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара. (6) Долго обитала душа моя у врага мира. (7) Мирен я, но как заговорю – они к войне. 121 (1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет помощь мне? (2) Помощь мне от Гспода, сотворившего небо и землю. (3) Он не даст пошатнуться ноге твоей, не будет дремать страж твой. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Йисраэйля. (5) Гсподь – страж твой, Гсподь – сень для тебя по правую руку твою. (6) Днем солнце не повредит тебе и луна – ночью.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

161. Из писем свт. Феофана Затворника. Душеполезное чтение. 1894. Т. II. 162. Из поучений о восьми помыслах святого Нила. 163. Авва Дорофей. 164. Утешение скорбящим, почерпнутое из Св. Писания. М. 1855. 165. Скитской Патерик. 166. Духовный цветник.  Четвертая заповедь блаженства Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Стараешься ли жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли о том, чтобы получить тебе оправдание на Страшном и праведном Суде Христовом? Помни, что христианин должен любить правду, т.е. стараться жить праведно, благочестиво, добродетельно так сильно, как голодный желает хлеба, чтобы утолить свой сильный голод, и жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 3),— сказал Господь. Знай, что человек не может оправдаться перед Богом, т.е. сделаться святым, иначе как живою и деятельною верой в Господа нашего Иисуса Христа. Правда Христова, оправдание наше через живую веру в Иисуса Христа необходимо требует и того, чтобы мы исполняли заповеди Божии и веру свою доказывали делами. Сам Господь требовал исполнения Своего учения: Если это знаете, — говорит Он,— блаженны вы, когда исполняете (Ин. 13, 17). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Господь подтверждал Свое учение и собственным примером. Он говорил о Себе: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня (Ин. 4, 34). Апостол Иаков учит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 14, 17). Итак, блаженны те, кои всею душою ищут своего оправдания перед Богом через веру во Иисуса Христа, ревностно исполняя святые заповеди Его. Если кто тебе скажет, что трудно на свете жить праведно, то на это ты ответь, что широкий и пространный путь, т.е. путь жизни невоздержанной и греховной, приведет к аду, а к царствию Божиему ведет путь узкий и тесный (см. Мф. 7, 13, 14), путь терпения, труда и борьбы со своим греховными наклонностями и страстями, путь добровольного несения креста своего. Если кто скажет, что можно спастись только одною верой в Иисуса Христа, ответь такому, что это не Христово учение, а антихристово и мудрствование плотское.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

(163, 1) Отрицающие творение и считающие тело злом поступают неразумно. Они забывают о том, что человек создан прямоходящим для того, чтобы созерцать небо, его органы чувств предназначены для познания, а члены и различные части его тела созданы вполне соразмерно и их функция не ограничивается лишь получением наслаждения. 2) Это вместилище является обителью души, творением, наиболее дорогим для Бога, и прославляется святым духом, освящающим душу и тело, которые совершенствуются благодаря совершенству Спасителя. 3) В гностике сосуществуют три добродетели — этическая, физическая и логическая, — благодаря которым он имеет дело с Божественными вещами. 4) Мудрость есть знание Божественного и человеческого, праведность — согласие различных частей души, а святость — служение Богу. 5) Если же желающий принизить плоть и творение вместе с ней, вспомнит слова Исайи: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, лишь слово Господа пребудет вечно» (Ис. 40, 6–8), (164, 1) то пусть он вспомнит и слова Иеремии, написанные в Духе: «Поэтому развею их как прах, разносимый ветром пустынным. Вот жребий твой, отмеренная тебе часть, говорит Господь. Потому что ты забыла меня и надеялась на ложь. За то будет поднят подол твой на лицо твое, чтобы открылся твой срам, твое прелюбодейство и похоть», и так далее (Иер. 13, 24–27). 2) Цветами полевыми, ходящими по плоти и телесными и апостол называет тех, кто впал во грех. 3) Душа считается лучшей частью человека, тело же подчинено ему. Однако душа не является благой по природе, и тело не есть по природе зло. Ведь то, что не есть добро, не является обязательно злом. 4) Есть вещи, стоящие посреди добра и зла, и среди них некоторые следует предпочитать, а некоторые же отвергать . 5) Человек, живущий среди вещей телесного мира, с необходимостью создан из различных, однако не противоположных частей — из души и тела. (1651) Благие дела, как нечто наилучшее, происходят от руководящего духовного начала, в то время как сластолюбивые и греховные приписываются влиянию низшего и грешного.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Hartmann N Ethik. 1925. 209 Лосский Н. Условия абсолютного добра. YMCA–Press, 1948. 210 Денница — в славянской мифологии образ полуденной зари, отождествленный в позднейшей христианской традиции с Люцифером (сатаной), о которой в книге пророка Исайи говорится следующее: «Как упал с Неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и Ьщу на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему” Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14,12–15). 211 Фрейд говорит об этой «тирании сверх–я», особенно в «Jenseits des tustprinzips». [По ту сторону принципа наслаждения//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991, кн. 1, с. 139–192]. 212 См.: Iwanov W. Dostojewski als Mythenbildner, 1932 [Достоевский. Трагедия—Миф—Мистика Н Иванов Вяч. Собрание сочинений. Брюссель, 1987, IV, с. 485–588. «Люцифер и Ариман, — пишет В.И. Иванов, — прообраз объединения и прообраз растления, — дух светлый (Лк. XI, 35) и дух зияющей тьмы, — вот два богоборствующие в мире начала, или скорее, два разных лица единой силы, действующей в “сынах противления”, —ей же и имя одно: сатана… Люциферово действо можно назвать извращающим (инвертирующим), а Ариманово — развращающим (первертирующим)» (Иванов Вяч. Указ. соч., с. 559,563)]. 213 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5,8). 214 Цитата из «Метаморфоз» (VII, 20–21) Овидия. Ср. перевод С. Шер–винского: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (Овидий. Собрание сочинений. СПб., 1994, т. II, с. 141–142). 215 Слова апостола Павла: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7,15). 216 «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление, а когда умножился грех, стала преобладать благодать» (Рим. 5,20). 217 «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,20). 218 Мысль, которую Лейбниц в той или иной форме неоднократно повторяет в «Теодицее». См.: Лейбниц Г.В. Сочинения в 4–х тт. М., 1989, т. 4, с. 163, 354). 219

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:31-32).    «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… — Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:9-10).    «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов.31:1). Средства борьбы со страстью    Главное средство борьбы со страстью блуда — целомудрие.    1) Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты» (Леств.14:5).     Многоядение и многоспание были причиной восстания блудной брани у инока: Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: «Брат! Как твоя брань?» Он отвечал: «Отец! Мне нисколько не сделалось легче». Старец, услышав это, удивился. Ночью он начал опять молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: «Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и своего чрева; уж в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его». (Еп. Игнатий. Отечник. С. 452. 33)».    2) Не пребывай в праздности, занимайся физической работой или трудом.    3) Одно из сильнейших способов борьбы с блудными помыслами — исповедь.     Многие подвиги: купанье в снегу, пребывание на холоде — не угасили сильной страсти подвижника, только исповедь перед старцем даровала ему покой: Соловецкий старец Наум рассказывал: «Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, — везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божьей, обрел я желаемый покой». (Соловецкий патерик. С. 163)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010