Keywords: atheism, V. I. Lenin, I. V. Stalin, the Orthodox Church, repression, the question of «the genocide of the clergy», «the great terror», «the deprived», freedom of speech and religious beliefs in the USSR. Раздел II. Библеистика Понятие о святости по Пятикнижию Моисея Иерей Андрей Солодко, преподаватель СПДС Аннотация: Святость – одно из центральных религиозных понятий, фундаментальное понятие христианского вероучения. Термин «святость» имеет библейское происхождение, мы встречаем его уже на первых страницах Священного Писания , его различные производные встречаются в Библии более 1.000 раз, что свидетельствует о важности и актуальности раскрытия и правильного понимания святости для духовной жизни христианина. Для правильного понимания термина необходимо исследовать его происхождение, этимологию и первоначальное значение. Поэтому в данной статье будет рассмотрено учение о святости, изложенное в Законоположительных книгах Ветхого Завета (Пятикнижии Моисея). Ключевые слова: святость, Пятикнижие Моисея, святость Бога, святость твари. Термин «святость» в книгах Священного Писания Ветхого Завета и в частности Пятикнижия, как правило, передаётся словом с корнем qdš (кадош), которое означает «нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освящённое и неприкосновенное» 139 , «содержит идею отделения от мирского» 140 . Согласно еврейским экзегетам, глагол с корнем qdš может быть переведён как «быть отделённым», «обособленным» 141 . В этом смысле святость может означать нечто отделённое для Бога, выделенное из всего прочего и посвящённое Ему. Именно в таком контексте мы и встречаем впервые это понятие в Пятикнижии применительно к категории времени: И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:3 ); в следующий раз уже к категории места (пространства и материи): И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх.3:5 ); а уже затем к живым существам и к самому человеку: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми,, от человека до скота, [потому что] Мои они ( Исх.13:2 ). Соответственно, святость можно определить как некое состояние особой принадлежности Богу, особой связи с Ним людей, живых существ, предметов, мест и времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Стих: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня» (Пс. 12:2, 4).     На Преждеосвященной Литургии:    1. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя».    2. «Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе».    3. «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих».    4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс.140:1-4).     Вместо херувимской песни: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».     Причастный: «Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя» (Пс. 33:9).     При первом явлении Святых Даров: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс. 33:2). Вкусите от Хлеба Небесного и из Чаши Жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. В четверг     На утрени. На стиховне, гл.5: «Господи, Ты предложил мне грешному покаяние, желая по неизъяснимой Своей милости, спасти меня недостойного. К Тебе и припадаю я, молясь; смири постом душу мою, потому что я прибег к Тебе, Единому Многомилостивому».     Слава и ныне: «Богородица, Предстательница за всех нуждающихся, на Тебя полагаемся, Тобою хвалимся, на Тебя вся наша надежда. Молись к Родившемуся из Тебя о невоздержанных Твоих рабах».     Прокимны на 6 часе, гл.:    1. «Когда Господь возвратил пленение народа Своего».    Стих: «Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» (Пс. 13:1, 7).    2. Гл. 4: «Господи, кто может пребывать в жилище Твоем».     Стих: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду» (Пс. 14:1-2).     На вечерни. На «Господи воззвах», гл. 2:    1. «Христе мой, Ты, вися на кресте, некогда затмил солнце и ясно озарил верных истинным светом всепрощения; просвети меня, омраченного хитростью диавола, чтобы я, ходя во свете Твоих заповедей, с чистым сердцем встретил спасительное утро в день Твоего воскресения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ешь, но не досыта, сдерживай себя, особенно избегай вкусных яств. А простую пищу всегда одобряй. И свое сердце всегда храни в смиренномудрии. Как сказал святой Давид, «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Он же добавил: «Я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114:6). А через пророка Исайю Господь говорил: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духам и на трепещущего перед словом Моим» (Ис 66:2). «На Господа Бога я возложил упование мое» (Пс 72:28) и смиренно иду своим путем. И Господь «выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс 36:6).    Так брат, получив пользу и укрепленный назиданиями, разделил с анахоретом трапезу и ушел, ликуя о Господе и повторяя дорогой: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои» (Пс 118:79). «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс 117:18). Ибо «пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей» (Пс 140:5). Он говорил про себя: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс 114:7) и прочее. И так он вернулся в келью и жил по заветам старца, став опытнейшим монахом. 6. Один брат много лет прожил за селением и ни разу даже не зашел в него.   – Сколько лет я тут живу, но даже ни разу не заглянул в селение, а вы туда все время ходите, — упрекал он монахов.    Братья рассказали об этом авве Пимену.    – Если бы это был я, — заметил старец, — то ночью пошел бы к селению, обошел его вокруг, лишь бы мой помысел не гордился тем, что я не хожу туда. 7. Старец анахорет, живший в пустыне, решил, что уже совершил все добродетели, и попросил Бога:   – Господи, покажи, может быть, мне чего-то не хватает, тогда я и это совершу.    Бог, желая смирить его помысел, сказал:    – Пойди к такому-то архимандриту, и что он тебе скажет то и делай.    Бог открыл архимандриту: «К тебе придет анахорет. Вели ему взять кнут и пасти свиней».    Анахорет пришел, постучался в дверь и вошел к архимандриту. Они облобызались и сели. Отшельник спросил:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

   Порядок бесед блаж. Августина здесь тот же, что и в подлиннике.    имеется в виду пророчество Господа Иисуса Христа о суде над праведниками и грешниками (Мф.25:34-45)    «Нет, не умрете» — прим.сост. Беседа 2. О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна... (по общему счету 342) О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна (пролог)    1. В настоящий раз, братие, должна быть речь о жертве вечерней. Молились мы, воспевая, и молясь, воспевали: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс.140:2). В молитве познаем мы здесь человека, в воздеянии рук — крест. Это есть знак, который изображаем мы на челе, знак, коим спасаемся. Знак осмеянный, чтобы сделаться достойным почтения, презренный, чтобы стать славным. Бог является, чтобы, подобно человеку, молиться об избавлении от опасности. Бог приходит, чтобы, подобно человеку, умереть. И если бы познали Его люди, никогда «не распяли бы Господа славы» (1 Кор.2:8). Это жертвоприношение, где священнодействующий есть в то же время и жертва, избавляет нас пролитою кровию Создателя. Создал нас, когда был безкровным, а искупил нас кровию. Создал нас Тот, о Ком говорится в словах: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Им мы созданы. «Все, — говорится далее, — чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Вот Кем созданы мы. Теперь послушай, кем мы избавлены. «В Нем, — говорит евангелист, — была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Все это относится еще к Божеству, к тому, что пребывает неизменным, к тому, для созерцания чего должно иметь сердце предочищенное. «Свет, — говорит, — во тьме светит, и тьма не объяла его». Но пусть мрак обымет Его, чтобы не было мрака. Мрак — это грешники, неверующие. Итак, чтобы не было мрака, Слово стало плотью и обитало с нами. Видите Слово, видите Слово — плоть, видите Слово прежде плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть». Где тут кровь? Вот Он виновник бытия твоего, но еще не цена твоя. Когда же стал Он Спасителем твоим? Когда Слово стало плотью и обитало с нами?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вопрос 140. Если кто не воздерживается от вредных яств, принимая же их неумеренно, впадает в болезнь, то надобно ли заботиться о нем? Ответ. Невоздержание есть явный порок, и прежде всего необходимо позаботиться о сем недуге, как уврачевать его. Ибо человеколюбивый Бог, желая показать, как велико зло невоздержания, попускает нередко душе страдать недугом неумеренности в том, что вредно для тела, чтобы чрез телесное злострадание, которому подвергается от неумеренности, могла она придти в сознание собственного своего вреда и быть напутствованной к воздержанию во всем. Прилагать же немедленно попечение о теле потерпевших вред от неумеренности согласно, правда, с разумом и с требованиями милосердия, однако же надобно делать сие не без рассмотрения, но озаботившись о том, чтобы при врачевании тела не оставить неуврачеванной душу. Посему если усмотрит кто, что подобный человек телесным врачеванием научается тому, чтобы при своих недугах благосознательно пещись и о душе, то должно прилагать о нем телесное попечение. Если же, принимая врачевание тела, окажется он небрегущим о душе, то лучше такового предоставить болезням, которые терпит от своей невоздержности, чтобы, со временем пришедши в сознание себя самого и вечного наказания, мог он принять попечение и о душевном здравии. Ибо «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11, 32 ).    Вопрос 223. Поскольку Господь сказал: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми» ( Матф.6, 17–18 ); что делать, когда и против воли делается видим для людей, кто желает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, не редко поступали и святые? Ответ. Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божии напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться у боголюбцев, Господь сам объявил, сказав: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом» , и прочее ( Матф.5, 14–16 ). Вопросы о страсти блуда

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

§ 139. Божие слова и угрозы, христианин, не суетны и не пусты, но истинны и достоверны: что сказал, то непременно так и есть, как сказано, и что предсказал, то непременно и будет. Предсказал прародителям нашим смерть, которая должна произойти от запрещенного древа, – и последовала смерть преступившим заповедь Его. Предсказал праведному Ною всемирный потоп на беззаконников – и был потоп. Предсказал ожесточенному фараону погибель – и погиб фараон. Предсказал израильтянам пленение – и были пленены. Предсказал разорение и опустошение Иерусалима – и сбылось то. Объявил в Писании Своем, что будет вечная мука беззаконникам – непременно будет она, познают на себе вечный гнев праведного суда Божия, будут пить эту чашу горести, но никогда не выпьют. Итак, да убоимся, христианин, суда Божия и праведного Его гнева, и покаемся – да не впадем в руки Бога живого. Ибо страшно впасть в руки Бога живого (Евр. 10:31). Кто не верит словам Божиим, тот на себе дело праведного Божия суда узнает. Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет, – говорит апостол (Гал. 6:7). День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «Мир и безопасность», – тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:2-3). Часть вторая. О покаянии и плодах покаяния, или добрых делах   Статья 1. О покаянии   Глава 1. Как Бог призывает грешника на покаяние   Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. (Мф. 11:28-29)   § 140. Пока человек стоит перед кем-то, лицом своим к нему стоит; а если от него отойти хочет, отворачивается от него лицом и обращается к нему спиной, и так, отвернувшись, идет в намеченный путь; и чем более идет, тем более отходит и удаляется от него. Так, пока человек старается святую волю Божию исполнять, и слушается того, что Бог в святом Своем Слове повелевает, и готовым на повеление Божие себе показывает, – как бы лицом своим перед Богом стоит, и почтение свое Ему воздает, с Ним пребывает и не отлучается от Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

А дальше можно уже и порассуждать на темы: ЧТО ТАК и ЧТО НЕ ТАК? КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ? и вообще КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? татьяна 1 ноября 2013, 10:42 А мне понравилось как написано...и я вроде бы как и согласна.. Сергей 1 ноября 2013, 09:07 100% Согласен с каждой буквой. Елена 1 ноября 2013, 08:55 Спасибо,здорово написано.Храни Вас Бог. Мария 1 ноября 2013, 08:49 Слава тебе, Господи, что вразумил раба твоего Димитрия сказать все так ПРОСТО и ЯСНО! Вячеслав 1 ноября 2013, 08:43 «Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем». (Екклезиаст 9, 7-9). инна 1 ноября 2013, 08:43 Не зря говорят,что Россия-страна недовольных. Millia 1 ноября 2013, 06:07 SLAVA BOGU za vse ! Avtor--Nezkei poklon vam! s uvajeniem ! Руслан 1 ноября 2013, 05:18 140 миллионов россиян крещёных в Православии- представляете какая бы это могла быть сила! А так,соль потеряла своё свойство-и как результат засилье мигрантами с южных окраин и всяческие притеснения со стороны иноверцев. Да,чтоб зажечь верой такую массу людей нужен новый Иоанн Кронштадтский как минимум... Руслан 1 ноября 2013, 05:02 Как хорошо что евреи распяли Христа-иначе бы это сделали мы. Евангелие от Матфея Глава 5:13. Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям./ Мы верущие люди- соль земли,т.е. соль абсолютно всех людей всех вероисповеданий. Если соль потеряет силу - выбросить её вон на попрание людям,говорит Господь. Т.е.соль(мы христиане) теряет силу т.е. ВЕРУ и общество постепенно загнивает,появляются: лгбт,однополые браки,коррупция и прочие мерзости,как черви в протухшем мясе.

http://pravoslavie.ru/65298.html

Авва! Я уже сказал любви твоей слова Иоанна к Спасителю, а ты и вторично написал ко мне, безумному и невежде. Впрочем, если Иоанн не противоречил уже после, кто же я — уничиженный, чтобы стал противоречить? Истинно говорю тебе, что я — ничего не значу и ничего не знаю; но ради послушания говорю то, что у меня на сердце. Не говорю же, что это непременно так и быть должно; но как понимаю, так и говорю. Не потребует Господь от больного службы телесной, но духовной, то есть молитвы; ибо (Он) говорит: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17). О питании же тела: (скажу) если, получив достаточную пищу, оно не может послужить, а не напитав его, боишься немощи, то держись среднего, не восходя слишком высоко и не спускаясь слишком низко; и исполнится Писание, которое говорит: не уклонися ни на десно, ни на шуе (Притч. 4, 27). Давай телу несколько менее против требования его: ибо путь отеческий состоит в том, чтобы вообще в пребывании своем не отягощаться ни питием, ни пищею. (Замечу) и о приношении Святого Причастия: если сие бывает не по презрению, а по немощи, не послужит тебе в осуждение; ибо начальник врачей сам приходит к сильно страждущим и опасно больным, как и Господь наш Иисус Христос Сам пришел к нам, уже грешным и больным. Прости меня, отец мой, что я, недостойный, сказал сие из послушания. Вопрос 140, того же к тому же. Вдова, будучи обижаема, прислала ко мне, прося написать к правителю, чтобы он помог ей. Во мне же возникло по сему два помысла: один говорит мне, что я пришел сюда на самоумерщвление, и если напишу по ее просьбе, то нарушу обет самоумерщвления; другой помысл (внушает), что если не напишу, то нарушу заповедь, которая повелевает помогать обижаемым. Сделай милость, отец мой, скажи мне, как поступить? Ответ. Если бы ты был мертв, и пришла бы к тебе обиженная вдова, мог ли бы ты, хотя бы и желал, помочь ей? Если же поможешь ей, то придет и другая, и, презрев ее, тоже нарушишь заповедь. Мертвец не печется ни о чем подобном. Если и будут роптать на тебя, то это не сделает тебе никакого вреда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Апостолы получили от Господа особую власть, которая проявлялась в двух аспектах – во власти пастырской и в чудотворениях. Пастырская власть была вручена апостолам для управления Церковью. «Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: “паси агнцев Моих, ...паси овец Моих” ( Ин.21:15–17 ). Слово “паси” означает служение управления, апостол должен управлять верующими, подобно тому, как пастырь управляет стадом» 140 . В пастырской власти апостолы уподобляются Христу, Который является Пастыреначальником ( 1Пет.5:4 ). В притче о добром Пастыре Спаситель Сам указал на Себя как на образец пастыря ( Ин.10:11 ). Исключительное право пастырской власти «вязать и решить» сначала было дано ап. Петру: «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ), а потом и остальным ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Апостолы имели власть и силу совершать священнодействия. Священное Писание сообщает о том, что апостолы по повелению Спасителя совершали Таинства Крещения ( Мф.28:19 ; Ин.4:2 , 1Кор.1:14,16 ) и Евхаристии ( Деян.2:42, 20:11 ), рукополагали своих преемников ( Деян. 14:23 , 2Тим.1:6 ) 141 . Апостолы принимали решения, обязательные для членов Церкви: «...угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» ( Деян.15:28 ), могли судить и наказывать виновных: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Но, несмотря на все эти высокие полномочия пастырской власти, в свв. апостолах не было отчуждения от рядовых членов Церкви, они ощущали себя «отцами Церквам, которые они “родили во Христе” ( 1Кор.4:15 )» 142 . По толкованию свт. Иоанна Златоуста , этими словами ап. Павел хотел выразить «переизбыток любви», которую питал Апостол к своей пастве 143 . И св. ап. Иоанн Богослов в посланиях нередко называет пасомых детьми ( 1Ин.2:18, 3:7 и др.) или «дети мои» ( 1Ин.2:1, 3:18,3 , Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои» ( Пс.62:5 ; ср. Пс.27:2, 133:2 ). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» ( 3Цар.8:22 ). «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисея отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны» ( Исх.17:11–12 ). «Воздвизая руки, представлял он», – говорит блаженный Феодорит , – «образ Распятого за нас. Посему и в образе оказывалась сила прообразуемой истины. Ибо, как падал Амалик, когда воздвигал руки Божий раб, так же, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище диавольское». 387 Свидетельства древних отцов Святого Ефрема Сирина : «знаменуем животворящий крест на дверях своих и на челе и на персях и на устах и на всяком члене своем, и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных... Без него не делай ничего... украшай все члены свои животворящим крестом. Супротивные силы, видя крест, отступают с трепетом». 388 Святого Василия Великого : «из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, прияли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хоть несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением..? 389 Описав на себе образ креста, пошел он (святой мученик Гордий) под удар, не переменившись в цвете тела и нимало не изменив светлости лица». 390

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010