Потому что для каждого, живо чувствующего свои страдания и горе, терпение — тяжелая добродетель. Но христианин имеет в своем Спасителе славный образ терпения во всех скорбях. а) Иисус Христос переносил с величайшей покорностью и безропотно всю тяжесть Своего земного служения, все жестокости Своей земной участи. Он подвергался поношению и поруганию, и не воздавал поношением за поношение ( 1 Петр. 2:23 ). Он Сам имел мало радостей жизни, но однако помогал всем несчастным, чтобы сделать их счастливыми. « Вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест » ( Евр. 12:2 ). б) Подобно Ему и апостолы оказывали также величайшее терпение во всех скорбях и бедствиях: « нас огорчают, а мы всегда радуемся » (ст.5-10 ). Они находились в отчаянных обстоятельствах, но не отчаивались, были гонимы, но не погибали ( 2 Кор. 4:8–9 ). Будучи укоряемы, они благословляли, будучи преследуемы, терпели ( 1Кор. 4:12 ). Если христиане представят себе эти примеры терпения в скорбях, не должны ли они тогда сами ободряться духом терпения? ( Евр. 12:1–2 ). 3. В обетованиях, какие христианская вера дает терпеливым. В этих обетованиях находит христианин ободрение к терпению. « Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его » ( Иаков. 1:12 ). « Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас » ( 2 Тим. 2:12 ). « Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью » ( Псал. 125:5 ). « Блаженны плачущие, ибо они утешатся » ( Матф.5:4 ) — Так обещает Слово Божье тем, кто с терпением переносят скорби и искушения. И Бог исполнит то, что обещал. а) Терпение награждается уже в этой жизни . Оно облегчает страдания, смягчает всякое горе, препобеждает даже величайшие несчастья. Как много выигрывает терпеливый в нравственной силе, в крепости духа через самообладание, через упование на Бога и любовь к людям! б) Но славнейшая награда ожидает его в той жизни . Не напрасно мы претерпеваем труды и скорби жизни, переносим оскорбления и преследования!

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Среди даров, которые споспешествуют внешней организации общества мы находим указание на способность к служению общества – διακονα ( Рим.12:7 ), проявление которой состоит в заступлении ( 1Кор.12:28 ), особенно в «благотворении и милостыни» Рим.12:8 . Затем, наконец, еще указанием κυβρνησις Кор.12:28 – дар руководствования обществом, правлении 19 . Под этими последними дарами должны мы понимать особенно мощную, божественной силою сообщенную, способность проникать в потребности общества и затем, служа ли или руководя, удовлетворять их. Рассказ кн. Деян. Апост. об Анании и Сапфире (гл. 5, ст. 1 и. след.), где Ап. Петр чудесным образом проникает в вещи, относящиеся к общественному благу, дает вам пример этого рода дарований – здесь специально κυβρνησις. Несмотря на то, что Бог богато изливает «на своих» Св. Духа ( Тит.3:6 ), цель полного спасения и исцеления от вредоносного греха здесь на земле ни в ком не достигается. На земле все только развивается, так что сам Ап. Павел должен был жаловаться в Флп.3:12 : «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я». И развитие идет всегда путем борьбы. Борьба между принципом движения вперед и назад в развитии человека ( Гал.5:17 : «плоть желает противного духу, а дух противного плоти») в земной жизни не прекращается. Беспрепятственного движения вперед и постоянного сохранения себя в развитии в добрую сторону желает Апостол и своим читателям 1Сол.5:23 : «сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Раз наступило совершенство, то прекратилась борьба между двумя противоположными принципами. Существо человека следует теперь вполне и всецело духовному закону и, насколько первоначальное существо человека есть дух, настолько он уже следует теперь своему собственному закону. Но что соответствует закону своего собственного существа, то свободно; настолько находится тогда человек в состоянии высочайшей свободы, «свободы славы детей Божиих» ( Рим.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

О. Вячеслав пытается искоренить любовь к Богу и общение с Ним, а оставить только общение с ближними и считать это богообщением Если мы обращаемся непосредственно к Евангелию, то видим противоположное: личность Христа, вера в Него, непосредственное единство с Ним – это путь спасения и фундамент духовной жизни христианина, который о. Вячеслав категорически отвергает, вплоть до утверждения, что «Христоцентричность – это языческая ересь». Приведем лишь несколько свидетельств христоцентричности из Нового Завета, которых там огромное количество: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 32; ср. Лк. 9, 26; 12, 8–9); «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5, 23); «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин. 4, 15); «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9); «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2, 9–11). (См. также: Мф. 11, 27; Лк. 10, 22; Ин. 6, 35, 40, 47; 11, 25–26; 12, 44–46; 14, 6, 12–13, 23; 16, 14; Ин. 17, 3; Деян. 4, 12; 1 Пет. 1, 21; 2, 4; 1 Ин. 2, 23; 4, 2–3; 5, 12, 20; Рим. 14, 11; 1 Кор. 12, 3; Еф. 3, 14; Откр. 5, 13 и мн. др.). «Растворение» Христа, о котором ратует о. Вячеслав, уже происходит в западном христианстве, что особенно видно в дни Рождественских праздников. Повсюду звучат поздравления, в магазинах устраивают распродажи, кинокомпании выпускают новые фильмы, все веселятся, отдыхают, общаются, но Сам Христос на этом празднике почти не вспоминается. Легко представить, насколько абсурдным является день рождения, где имя и личность именинника сознательно игнорируются приглашенными на праздник. Такой же абсурд происходит в западном обществе, где Христа растворили в массовой культуре потребления и развлечений. Похоже, что подобное отношение ко Христу, а точнее, «растворение» Христа, предлагается и в данной лекции, но для внутренней церковной жизни.

http://pravoslavie.ru/154932.html

Объяснение. В этих стихах апостол Павел даёт наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные; а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым, – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор.7:7–8 . Сам апостол Павел, как епископ, будучи неженатым, желал, чтобы и все люди были таковы, как он сам, и многие другие из апостолов, как, например, Иоанн Богослов. Спаситель девственников считает людьми, имеющими особый дар от Бога: Мф.19:10–11 . Итак епископы, как посвятившие себя на высокое служение Богу, по слову апостола Павла, представили телеса свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу: Рим.12:1 ; Мф.19:12 . Об избрании диаконов Деян.6:3–6 . «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки». Объясн. Диаконов хотя и избрали вместе все члены первой христианской Церкви, но одним этим избранием дело не ограничилось, ибо «их поставили пред апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (ст.6). Какое же основание имеют предвосхищать себе власть апостольского служения те люди, которые не имеют ни церковного устройства: Мф.18:16–17 , ни посланничества на дело служения: Еф.4:11–12 ; 1Кор.12:29 ? О выборном начале для священнослужителей Деян.1:23–26 . «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились, и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал... И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам». Объяснение. Матфей был из числа 70 апостолов и поэтому, как уже имеющий степень апостольства, без рукоположения был причислен к лику 12 апостолов, при этом избрание его сопровождалось жребием, предложенным не одними мирянами, а главным образом апостолами. Отсюда ясно, что никто сам собой этой чести принимать не должен: Евр.5:4 . Право руковозложения принадлежит только епископу: 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поэтому критический вопрос о подлинности пастырских посланий остается здесь нерешенным. Необходимо только подчеркнуть, что положение получателей посланий безусловно соответствует первохристианским воззрениям. Другие доводы, запрещающие отодвинуть происхождение пастырских посланий во II в., выяснятся из дальнейшего. 90 Учение 12-и апостолов, XI, 5 требует, чтобы странствующий «апостол» останавливался в общине не дольше, как на два дня, иначе он – «ложный пророк». Пастырские послания ничего не знают о таком ограничении и в этом отношении отвечают первоначальному обычаю. Тимофей не должен надолго оставаться в Ефесе, но тем не менее проходит там свое учительское служение до прихода апостола Павла, 1Тим. 4:13 . Ср.: Рим. 16:7 : Павел приветствует как «апостолов» Андроника и Юнию и этим ясно предполагает, что они не мимоходом только пребывают в том месте, куда адресовано послание (в уже вполне сложившейся общине). 91 Потому что они обладают даром пророчества. Поэтому ложный апостол зовется в Учении 12-и апостолов, XI, 5–6, «лжепророком». 92 В этом смысле говорит Учение 12-и апостолов, XI, 7 сл., о «пророках», после того как раньше, XI, 5–6, была речь об «апостолах», странствующих миссионерах. О пророке говорится в XIII, 1, что он «оседает» в общине. Ср.: Harnack. Proleg. S. 119. 93 Это совершенно ясно из Учения 12-и апостолов, XI, 7 сл., в особенности из слов: «Не всякий говорящий в духе пророк, но если он имеет нравы Господа». Ср.: Harnack, в примечании к XI, 7. 94 Ср. доводы, собранные выше, в § 4, и ниже, § 7–8. –Лукиан. Перегрин, гл. 11: Перегрин Протей оседает в общине в качестве пророка (в 40-х гг. II в., ср.: Harnack в Herzog " s RE. Bd. 8. S. 776): «Пророк и фиасарх. и начальник собраний, и все это он один... Они избрали его себе в предстоятели... почитали его как Бога и имели своим законодателем». – Пророк Монтан издавал «законы» относительно поста (Евсев. V, 18, 2). «Издание законов» пророком входит в состав его «учительства», ср. прим. 95. 95 Ср.: Откр. 2:20 : «Попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов моих, любодействовать и есть идоложертвенное». – Учение 12-и апостолов, XI, 10: «Всякий пророк, научающий правде, если не творит сам, чему учит, – лжепророк» (ср. 11: «Если не учит делать все то, что делает сам»), – Пророк Монтан также называется «учителем»: так называет его у Евсевия (V, 18, 2) противник монтанизма Аполлоний : «новый учитель, его дела и учение... научивший расторгать браки, установивший посты». – Муч. акты Поликарпа (Евсев. IV, 15, 39): «учитель апостольский и пророческий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Глава 5 После того, как сказал о прообразе субботы, обращается к доказательству того, что и священники народа израильского были поставлены в прообраз Сына. Евр.5:1 . Ибо всякий, – говорит, – первосвященник, который из людей берется, то есть избирается и помазуется, за людей поставляется пред Богом, чтобы чрез него передавались им дары Божии и чтобы он приносил пред Богом дары и жертвы, кои за грехи их приносились. И умеренно (немного), по своей " немощи», он сострадал грехам, поскольку и сам облечен был плотью греха ( Евр.5:2 ). И имел нужду, Евр.5:3 . как за народ, так и себя самого и за грехи свои, приносить жертву. И не чрез похищение какое-либо принимал он священство, но Евр.5:4 . как... Аарон, коего избрал Бог посредством расцветшего жезла ( Числ.17:5 ). Евр.5:5 . Так и Христос не Сам совершил избрание Себя, но Давид уже наперед предсказал о сем в словах: Сын мой ( еси) Ты,.. Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Евр.5:6 . И еще говорит: Ты [ еси] священник вовек по подобию Мелхиседека ( Пс.109:4 ). И когда «Он» облечен был плотью, Евр.5:7–8 . во дни плоти Своей, по наступлении ночи, в которую предавался (Иудою врагам), молитвы и прошения со слезами... и... воплем... сильным... принес Тому, Кто мог Его... спасти... от смерти. И услышан был в молитвах Своих. Каким же образом был Он услышан, когда молил об освобождении Себя от смерти ( Мф.26:39 , Мк.14:35 , Лк.22:44 , Ин.12:27 ), – а между тем Он не был освобожден от нее? Он желал, чтобы в Нем Самом совершилась воля Отца. И из этого открывалось ясно, что Он был Сын Божий, так как душу Свою полагал за тварей для исполнения благоизволения Пославшего Его. Ясно открывалось и " послушание» Его посредством тех, кои распяли Его. Посему, если сами распинатели оказываются свидетелями того, что был Он услышан, – если, говорю, так, то следовательно Он желал умереть и просил о том, чтобы совершилась воля Отца Его. Также и прошения с сильным молением (воплем) приносил Он Тому, Кто мог спасти Его от смерти: не об освобождении от смерти молил Тот, Кто пришел для того, чтобы умереть, – и не о воскресении после смерти просил Он, если это уже ранее было обещано Ему, – но за распинавших Его молился, чтобы они не подверглись за то смерти. И он услышан был в молитвах Своих, поскольку отверст был доступ к тому, чтобы распявшие Его могли получить жизнь. И тот, Кто совершил это, то есть Кто до такого унижения и страдания смирил Себя ради убийц Своих, Тот есть Сын Божий, – откуда и открылось, что услышан был, именно из того, что " пострадал», – так как некоторые из убийц Его обратились и своим покаянием сделались проповедниками воскресения Его. А может быть также и себя самого имел в виду Апостол, когда говорил это о ближних своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

1Пар.5:6 .  его сын Беера, которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян. Беера, отведенный в плен Феглафелласаром (см. ниже стих 1Пар.5:26 ) был князем не всего колена, но лишь того рода, из которого происходил. 1Пар.5:7 .  И братья его, по племенам их, по родословному списку их, были: главный Иеиель, потом Захария, 1Пар.5:8 .  и Бела, сын Азаза, сына Шемы, сына Иоиля. Он обитал в Ароере до Нево и Ваал-Меона; Хотя поименованные в данных стихах лица называются братьями Бееры, но на самом деле они – его старшие родственники. Это видно из замечания о Беле. Он происходил от Иоиля в третьем поколении, тогда как Беера – в седьмом. Но почему старшая линия исчислена после младшей, сказать невозможно. Ароер – современный Араер при потоке Арноне ( Втор.3:12 ). Нево – гора в хребте Аварим против Иерихона ( Чис.32:38,33:47 ). Ваал-Меон – местность, упоминаемая Моисеем вместе с Нево ( Чис.32:38 ). В кн. Иисуса Навина ( Нав.13:15–20 ) протяжение удела колена Рувимова в северном направлении представляется более обширным, так как к северу от Ваал-Меона рувимлянам принадлежал еще целый ряд городов. Восточная граница удела колена соприкасалась с пустыней, отделяющей Галаад от Евфрата. 1Пар.5:9 .  а к востоку он обитал до входа в пустыню, идущую от реки Евфрата, потому что стада их были многочисленны в земле Галаадской. 1Пар.5:10 .  Во дни Саула они вели войну с Агарянами, которые пали от рук их, а они стали жить в шатрах и по всей восточной стороне Галаада. По ( 1Пар.5:20 ) агаряне были врагами всех восточно-иорданских колен. Сходство имени заставляет считать их потомками Агари, наложницы Авраама. Это подтверждается тем, что в ( 1Пар.5:20 ) они упоминаются наряду с несомненными потомками ее сына Измаила (см. прим. к 1Пар.5:20 ). В сирском и арабском переводах вместо «Агаряне» стоит «арабы, жители Сакки», у LXX – «пришельцы». То и другое чтение тожественны. Слово Сакка связано с еврейским «сука» – «шалаш». В шатрах жили кочевники арабы, почему они и могли быть пришельцами к границам владений рувимлян. Если следовать контексту, то победителями агарян должно считать не всех рувимлян, а только поколение Белы. Но этому препятствует то обстоятельство, что о Беле в ( 1Пар.5:8,9 ) говорится в числе единственном, тогда как в 10 стихе употребляется множественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар. 16,18 и ком.). 5 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар. 5,1–12; 9,11 ). 5 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8,15). 5 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы. пошел в крепость. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 5 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21,16 и ком.; 23,13; Нав. 15,8; 18,16 ). 5 вопросил Давид Господа. См. ком. 2,1. 5 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима. 5 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1 Цар., гл. 4, особ. ст. 2). Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар. 5,2 . В 1Пар. 14,12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем». 5 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар. 7,6 , где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней». пошел Господь пред тобою. Господь это «муж брани» ( Исх. 15,3 ), идущий на битву впереди народа Своего ( Исх. 14,14 ; Втор. 1,30 ). 5 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана ( 1Цар. 14,31 ). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гл. 15. Ст. 1. Кто более имеет в себе духовных сил ( Гал.6:1 ), тот согрешающего должен исправлять в духе кротости, а не с гневом, чтобы не впасть в искушение и самому ( 1Кор.10:12 ). Вразумляйте беспорядочных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, терпеливы будьте ко всем ( 1Фес.5:14 ). 2. Не воздавайте друг другу злом за зло: но всегда ищите добра друг другу и всем ( 1Фес.5:15–16 ). 2–3. Для блага и назидания ближнего должно угождать ему с перенесением даже от него оскорблений ( 1Пет.3:18 сл.). 4. Все, что прежде писано было о страданиях и терпении праведников и пророков ( Иак.5:10 ), написано нам в наставление, дабы мы терпением и утешением (наставления) из Писаний сохраняли надежду на Бога ( Рим.15:5 ). 5–7. Святая Церковь славит Бога единодушно и едиными устами; а кто имеет на другого гнев или от другого огорчение, тот, разрозниваясь в мыслях, славит Бога несогласно ( Еф.4:26 ). 30. В молитве других имеют нужду и святые, но кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники ( Иак.5:16 сл.). Гл. 16. Ст. 4. Есть Церковь домашняя, и частная ( 1Кор.1:2 ), ограничивающаяся одним или несколькими семействами, и народом; и есть Церковь соборная или Вселенская, из язычников и Иудеев ( Деян.2:5 сл.). 16. Есть лобзание предательское ( Лк.22:48 ), и есть целование святое: приветствуйте друг друга с целованием святым. 17–18. Не избирайте себе таких учителей, которые полагают удовольствие во вседневной роскоши; забавляются тем, что обманывают, во время пиршеств. Не внимайте ласковым и красивым словам тех, которые обольщают сердца простодушных; глаза у них исполнены любострастия; и сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:13–14 ). 14 Из Первого Послания Св. Ап. Павла к Коринфянам Гл. 1. Ст. 2. Церковь Божия освящена именем Христа Иисуса и состоит из Святых ( Еф.5:26, 27 ). 5–6. В ком пребывает Слово Божие, тот обогащается всякой мудростью и всяким познанием ( Еф.1:8 ) духовным. 8. Кто дает нам духовные силы, Тот и сохраняет их в нас, а сами мы ничего не можем и помыслить доброго, как от себя ( Флп.2:13 – 2Кор.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Глава 12 Закон очищения женщины после родов Лев.12:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Закон об очищении родильницы дается через одного Моисея (а не вместе и Аарона, как др. законы ритуальной чистоты) – ввиду более частного его характера. Очистительные предписания для послеродового периода женщины существовали и у других народов древности, только у Израиля законы эти имеют чисто религиозный характер, отражая в себе ветхозаветные основные идеи: греха и святости. Лев.12:2 .  скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; Первые 7 дней по рождении мальчика, 14 – по рождении девочки нечистота родильницы считалась равной нечистоте месячных очищений ( Лев.15.19 ). Нечистота родильницы в этот срок передавалась всем, к ней прикасавшимся (по раввинам, различались нечистота первой степени, или отец нечистоты, и нечистоты следующих степеней). Лев.12:3 .  в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; Кратко, но категорически повторяется закон о совершении обрезания, установленного в патриархальный период ( Быт 17 ; см. Ин 7.22 ), но принятого в законодательство Синайское. Лев.12:4 .  и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Лев.12:5 .  Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. За первым (7 дней или 14) периодом очищений наступал второй – менее строгой нечистоты, состоявшей лишь во временном отлучении от святилища и всего священного: 33 дня при младенце мужского пола, 66 – женского пола. Увеличение срока очищений для младенца женского пола объясняется воззрением древних, что больший труд подъемлют жены, рождающие детей женского пола» (блаж. Феодорит, вопр. 14 на Лев.), и потому организм родильницы труднее восстановляется, чем при рождении мальчика (наблюдение это, может быть справедливое в странах восточных и жарких, в Европе не подтверждается); частью же в означенном различии могло сказаться влияние библейского воззрения на женщину, как на источник греха в мире ( Быт 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010