Лесное. Неизвестная церковь. Леснянская базилика /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 600 - 800. Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Адлеровский район, с. Лесное (около) Координаты: 43.560419, 39.961076 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Из полосы недавно открытых древних христианских греческих храмов, которые возникали на Великом шелковом пути, по словам специалистов по историко-культурному наследию, следует выделить Леснянскую II базилику (VII-VIII в. н.э). Эта древняя церковь, после византийского храма в Лоо, считается одним из немногих удачно сохранившихся объектов. Уникальный храм находится в горной местности в районе с. Лесное, недалеко от горы Ефрем и Воронцовской пещеры. Высота сохранившихся стен достигает 1-1,5 м и выше. Она является ярким памятником локального варианта византийской провинциальной архитектурной традиции. Как культовое сооружение функционировало до XIV-XV вв. Местные жители – потомки греческих переселенцев – стали называть базилику храмом святого Пантелеймона. В дни его памяти на руинах древнего сооружения начались богослужения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=52006

Рукопись в крепком переплете, и она прямо начинается молитвой трисвятого из литургии Василия Великого ; последняя занимает листы 1 г –10 г . Пред молитвой, на обороте предыдущего листа, во всю страницу, сделано покрытое золотом изображение Василия Великого , и вверху, по сторонам, написано: α Изображение покрыто куском шелковой материи красного цвета. Пред следующей литургией Иоанна Златоуста также имеется одинаково исполненное изображение этого отца Церкви, и с такою же покрышкою (надписи нет). К характеру языка рукописи можно относить: дарьми, млтвоу, оукрашь, тобъ, дажь. При письме, делается много сокращений, и заметно пристрастие к оу, употребляемому в начале, средние и конце слова. Текст рукописи у нас редко вносится в основной литургийный текст, потому что, по некоторым причинам, не было сделано точной копии его; впрочем, особенных преимуществ сравнительно с лучшими рукописными текстами Софийской Библиотеки этот не представляет 61 . С 2 =Пергаментный Служебник XIII века. Хранится в Софийской Библиотеке под 519. Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 20. Всего листов 54. От переплета сохранилась только задняя деревянная доска с двумя застежками, покрытая черной кожей. Письмо уставное, очень крупное (высота буквы 5 мм.), разгонистое. Рукопись начинается литургией Василия Великого , но, к сожалению, с поминовения живых по возгласе В первых (§37, а), и далее занимаете» 8 листов; оборот листа 8 и весь девятый заняты почему-то отдельно написанной молитвой Никто же. Язык рукописи стоить под южно-славянским влиянием, и отличается мягким выговором (частые смягчения: , , а) и богатым употреблением полувокалов ъ ь. К характеру языка относятся: правоверно правщийхб моножьством, невъльношеб вьсе сщныий, дароми, даждь, гърдость. Ниже дается факсимиле страницы из этой рукописи, в натуральную величину. С 3 =Пергаментный Служебник с частью Требника XIII и XV веков. Хранится в той же Библиотеке под 525. Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Далее говорится: «Будьте сынами отца вашего небесного», что означает: будьте подобными Богу.   (2) И еще говорится: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним».   Противником называется здесь не тело, как полагают некоторые, но дьявол и его приверженцы, которые ходят среди нас в человеческом обличии, имитируя его дела в его земной жизни. (3) Не удивительно, поэтому, что те, кто говорит, что они христиане, но в действительности обретаются в самой гуще дьявольских происков, подвергаются самому жестокому осуждению. Ибо написано: «Доставят тебя к судье, а судья доставит тебя к властям» дьявольского царства. ( 96 , 1) «Ибо я уверен, что ни смерть» от руки преследователей, «ни жизнь» в этом мире, «ни ангелы» отступники, «ни начала» (началом сатаны является жизнь, которую он избирает; ибо таковы начала и власти тьмы, ему служащие), «ни настоящее», которым мы живем в этой жизни, как надежда для солдата и выгода для торговца, (2) «ни высота, ни глубина, ни какая тварь», которая во власти человеческой, не может противостоять вере того, кто действует в соответствии со свободным выбором. «Тварь» означает действие, результат нашего труда, и такая тварь «не может отлучить нас от любви к Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем».   Так в одном предложении выражено все главное, что отличает исповедника и гностика. XV ( 97 , 1) «Мы все имеем знание», общее знание общедоступного, а также знание о том, что Бог един. Он пишет это для верных, поэтому добавляет: «Но не у всех такое знание», переданное немногим. Некоторые же говорят, что знание «об идолах» не для всех открыто, «дабы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И от знания твоего погибнет немощный».   (2) Цитируя высказывание: «Все проданное на торгах, должно быть продано» и добавляя в ним вместо слов «ни о чем не спрашивая», «исследуя», они дают странное толкование. (2) Ведь апостол говорит: «Все покупайте на торгах, не задавая вопросов»   , за исключением того, что указано в кафолическом послании всех апостолов, силою Святого Духа записанного в Деяниях Апостолов и переданного самим Павлом в руки всех верных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Для благовидности…» – τ " ορσει – слав.: «вознесе его видением…», т. е., чтобы он лучше был виден. 1Мак.13:28 и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям; «Семь пирамид… отцу и матери и четырем братьям…» – седьмую, следовательно, для себя, в надежде, что он будет положен там же. 1Мак.13:29 сделал на них искусные украшения, поставив вокруг высокие столбы, а на столбах полное вооружение – на вечную память, и подле оружий – изваянные корабли, так что они были видимы всеми, плавающими по морю. «Изваянные корабли…» должны были представлять открытую со взятием Иоппии морскую связь Иудеев с иностранными народами. 1Мак.13:30 Этот надгробный памятник, который сделал он в Модине, стоит до сего дня. «Стоит до сего дня…», т. е. до времен писателя нашей книги. Так как Модин лежал близ Лидды (см. к II:1), и построенный там мавзолей мог быть виден с моря, то полагают, что он лежал или на месте нынешнего селения el Burdsch, где на самой высшей точке горы еще недавно путешественники заметили две пирамидообразные кучи мусора, с коих открывался прекрасный вид на море, – или еще вероятнее – на месте нынешнего el Midjeh (иначе el Mediyeh), в 2 12 часах восточнее Лидды, где до сих пор видны следы могил и гробниц, под названием Kubur el Iahud – могилы иудеев. С этого места не только открывается свободный вид на море, но и вообще высота его была очень удобна для того, чтобы, не прибегая к чрезмерной высоте пирамид, сделать их ясно видными со стороны моря, отдаленного отсюда всего на 3 12 мили, особенно при освещении лучами солнца. 1Мак.13:31 Трифон же с коварством отправился в путь с юным царем Антиохом и убил его, Событие умерщвления юного Антиоха Трифоном писатель помещает непосредственно после взятия в плен и умерщвления Ионафана, и до упоминаемого далее XIV: 1 и д. похода Димитрия в Мидию, где он и погиб. Гораздо правильнее Иосиф Флавий – в согласии с Diod. Sic. (в Mulleri Fragm. hist. gr. II, p. XIX, Nr. 25), Appian. Syr. 68 и Justin, Hist. XXXVI, 1, 7 – помещает смерть Антиоха после похода Димитрия и его гибели в Мидии. В самом деле, Димитрий воцаряется в 167 г. э. Сел. (XI:19), и около этого же времени (после роспуска Димитрием войск, XI: 38–40 и 54) Трифон делает царем маленького Антиоха, имевшего – по Liv. Epit. LII – всего два года; а так как – по другому свидетельству Liv. Epit. XV – Антиох погиб десятилетним мальчиком, то, следовательно, – царствовал он восемь лет. Между тем, Димитрий, воцарившийся во всяком случае ранее Антиоха, царствовал, судя по данным книги (ср. X:67 и XIV:1), всего только 7 лет. Очевидно, или на царствование Антиоха надо положить менее 8 лет, или отодвинуть время его смерти далее гибели Димитрия в Мидии – хотя бы на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К 20-летию возрождения обители росписи были полностью восстановлены. Перед фреской «Страшный суд» ежедневно совершается Таинство исповеди Когда-то в Преображенском соборе находился архив НКВД, именно это и спасло храм от полного разорения и уничтожения От пола до купола храма высота составляет 36 метров Икона Божией Матери Смоленская – вклад инокини Марфы, матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Ранее считалось, что эта древняя икона была написана в XVI веке, однако произведенная расчистка нескольких слоев поздних росписей открыла письмо второй половины XV века. Можно предположить, что Богоматерь Смоленская происходит из иконостаса древнего собора 1491-1496 годов и принадлежит иконописцу круга Дионисия Двое первых Романовых – Михаил Федорович и Алексей Михайлович, отец и сын, изображены с нимбами как помазанники Божии на царствование. Фреска возвращена из фондов Государственного исторического музея Рядом с первыми Романовыми – последние. На иконе – страстотерпцы Николай II, Александра Федоровна и их дети В середине XVII века по благословению наместника Новоспасского монастыря, будущего Патриарха Никона, на Афоне была написана и доставлена в Россию копия Иверской чудотворной иконы Божией Матери, ставшая одной из самых почитаемых московских святынь Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражения в архитектуре и внутреннем убранстве собора Фрагмент росписи – четыре всадника Апокалипсиса: «И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» Более года в Новоспасском монастыре осуществлялся сбор пожертвований для отливки тысячепудового колокола. Этот колокол именуется Романовский в честь четырехсотлетия восшествия на престол дома Романовых В тишине большого собора хорошо остаться одному и помолиться.

http://pravmir.ru/novospasskij-monastyr-...

7. Четырёхконечный крест медного сплава с прямыми лопастями и прямым средокрестием (рис. I, 3). Нижняя лопасть имеет треугольное завершение. Ушко для крепления шнурка – шестигранное, диаметр отверстия 0.3 см. Размеры креста: высота вместе с ушком 3 см, ширина 1,7 см; ширина верхней и боковых лопастей 0,6 см, нижней – 0,7 см. Крест односторонний. На лицевой стороне в центре креста помещена фигура святого Никиты и полный рост. Детали изображения святого хорошо проработаны. Святой Никита представлен в виде воина в пластинчатом доспехе и плаще, голова повёрнута и профиль. Поднятая правая рука сжимает оковы. Левой рукой, вытянутой вперёд, он держит за волосы беса, изображение которого только угадывается. На верхней лопасти в прямоугольном клейме находится надпись: , то есть Иисус Христос, как бы заменяющая образ Спасителя. На боковых лопастях помещены выпуклые лики святых. Вся композиция окаймлена невысокой рельефной рамкой. Подводя итог сказанному выше, отметим: 1. Обнаруженные в предматериковом слое, связанном с усадебной застройкой, семь медных литых нательных крестов из раскопок на ул. Б. Дмитровка, 17, на основании изучения сопутствующих нумизматических находок и керамического материала имеют достаточно надёжную археологическую датировку и могут быть отнесены к XVI веку. 2. Все описанные выше тельники принадлежат по принятой и настоящее время классификации к одному типу изделий мелкой медной пластики, бытующих в XV–XVI веках 533 , и имеют прямые аналогии (за исключением тельника с треугольным завершением нижней лопасти) с нательными крестами из раскопок бронзолитейной мастерской XV–XVI веков и Затьмацком посаде г. Твери 534 , крестами XV–XVI веков из раскопок в Старице 535 . 3. По классификации В. В. Хухарева изображение Никиты-бесогона на исследуемых нательных крестах относится ко второму типу изображений, распространённых в XV–XVI веках на изделиях мелкой медной пластики новгородско-тверского круга 536 . Сопоставление археологических материалов с данными письменных источников и топонимики позволяет предполагать, что описанные кресты с изображением святого великомученика Никиты, побивающего беса, принадлежали переселенцам из Новгородско-Тверского региона. Находки дополняют представления об исторической топографии Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

(ср. Олесницкий А. А., ор. с., стр. 234–236), причем употребляются разные способы согласования этой даты с прочим описанием храма. А. А. Олесницкий видит в этом месте повреждение текста, предполагая, что стоящие здесь в еврейском ­сто следует читать, локоть (ibid. 237), так что высота притвора будет равна 20 л. Но едва ли в данном случае есть особые побуждения предполагать искажение в тексте. К особенностям, восточной архитектуры, под влиянием которой строился храм Соломонов, относится между прочим то, что притворы публичных зданий, ворота и вообще фасовая часть таковых зданий делались несколько выше, чем самые здания, так что с точки зрения требований восточной архитектуры было бы несообразностью, если бы притвор имел меньшую высоту, чем самое здание храма. Посему свидетельство кн. Паралипоменон о высоте притвора является вполне приемлемым. Принятое согласно ему многими учеными в их реставрации храма Соломонова определение высоты притвора, напр. Вилльляпандом, Пайлу, Шише, из русских проф. Богородским (op. с., стр. 314), Муретовым (ор. с., ст. 265–276), подтверждается еврейским преданием, сохранившимся у Иосифа Флавия (Antiq. jud. VIII, 3, 2), и аналогией с храмом Ирода, высота притвора которого определяется в 120 л. (Antiq. jud. XV, 11, 3) и при устройстве которого Ирод старался соблюдать размеры храма Соломонова. 382 В 2Пар. 3высота колонн определяется в 35 л., вероятно, потому, что имелась в виду также и высота постамента, на котором стояли колонны. 383 70 в 3Цар. 7читали не , а , почему передали по-гречески αχμ., а вместо , читали – , почему – Βολζ, но во 2Пар. 3дали правильный перевод: κατ ρθωσις – σχς. 384 Ср. Олесннцкий А. А., ор. с., стр. 254–261. Перро, Шипие и Штаде видят в колоннах влияние ассиро-финик. искусства (ibid. 261 и дал.). 385 По мнению некоторых археологов, Вилляльпанда, Пайлу, к которому склоняется отчасти и А. А. Олесницкий , под тремя рядами обтесанных камней и одним рядом кедровых брусьев в 3Цар. 6следует предполагать, расположенные по линиям двора, особые четырехэтажные постройки, у которых 3 нижних этажа были каменные, а четвертый верхний – деревянный (Олесницкий А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Лазаря 1461 г., св. Симеона Богоприимца 1467 г. и др.). Эти 2 линии демонстрируют разный подход к интерпретации архитектурной формы: в храмах на старой основе заметна типологическая схема, характерная, в основном для домонг. эпохи, новации присутствуют только в решении интерьера, разделенного деревянным перекрытием на 2 этажа, а также в области фасадного декора. Напротив, в «новых» церквях заметно созвучное эпохе объемно-пространственное решение, в интерьере господствует камерный способ организации пространства. Обычно в литературе строительство «на старой основе» времени архиепископов Евфимия и Ионы связывается с борьбой Н. и Москвы, исследователи видели в этом стремление противопоставить новгородскую старину Москве и считали, что строительная программа Евфимия являлась частью его антимосковской политики. Внимательное рассмотрение вопроса позволяет сделать вывод об отсутствии «идеологической» составляющей в строительной программе архиеп. Евфимия, связанной с капитальным ремонтом и перестройкой соборов и иных крупных городских храмов, с особой ориентацией на облик ранних церквей. Новгородские строители 30–70-х гг. XV в. во многом ориентировались на архитектурное наследие XIV – нач. XV в.: основным типом церковной постройки остается 4-столпный одноглавый одноапсидный храм. В нек-рых церквях «на старой основе» интерпретируется тип 6-столпного 3-апсидного храма (такие храмы строились в Н. в 1-й трети XII в.). Вместе с тем, в эпоху архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского появились новые архитектурные формы. В 30–60-е гг. XV в. распространились храмы с подцерковьем, возникшие, видимо, в 1-й трети XV в. — интерьер постройки разделен деревянным перекрытием на 2 этажа, нижний этаж (подцерковье) используется исключительно для хозяйственных нужд, в верхнем этаже находится собственно храм. Перекрытие подцерковья никак не выражено на фасадах, соответственно 2-этажная структура здания снаружи не читается. При этом пропорциональный строй зданий остается тем же, их высота не увеличивается.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Особенно справедлив этот вывод для иконостаса с полнофигурным деисусным праздничным, полнофигурным пророческим и праотеческим чинами. Одним из наиболее характерных памятников такого типа является дошедший до нас иконостас московского Успенского собора середины XVII в. В нем высота икон Деисуса примерно равняется высотам икон пророческого и праотеческого чинов 860 . Итак, на настоящем уровне знания можно считать, что в России XV – середины XVII в. бытовало три типа четырехъярусных и пять типов пятиярусных иконостасов (ил. 2). 813 Предварительную публикацию настоящей работы см.: Мельник А. Г. К истории и типологии русских высоких иконостасов XV – середины XVII в.//История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов; Ярославль. 1995. С. 114–124. 814 Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//Православное обозрение. 1872. Второе полугодие. 7–12; ( " перовский II. Старинные русские иконостасы. СПб.. 1893; Голубинский Е. История русской церкви ЧОИДР. М.. 1904. Кн. 2. С. 195–207; Успенский Л. А. Вопрос иконостаса/7 Вести. Русского западно-европейского патриаршего экзархата. Париж. 1963. Ха 44. С. 223 255. Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XV1 вв. М.. 1970. С. Истин 77. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Там же. С. 41–56; Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–72; Филатов С. В. Проблемы взаимодействия станковой и монументальной живописи в памятниках архитектуры Московского круга конца XV XVI веков. М.. 1987. Дис. ... канд. искусствовед.; Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в., их состав и иконографические особенности//Русское искусство позднего средневековья. М.. 1993. С. 59–102. В данных работах см. более полную библиографию по рассматриваемому вопросу. 815 Филатов С. В. Проблемы взаимодействия станковой и монументальной живописи в памятниках архитектуры Московского круга конца XV-XVI веков. М.. 1987. Авторсф. дис. ... канд. искусствовед. С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В церковнослав. языке И обозначает звук [и] в позиции абсолютного начала слова и после гласного:     гласный звук [и] и мягкость предшествующего согласного в позиции после мягкого согласного:     звук [ы] после и       а также в случае, когда приставка оканчивается на твердый согласный, а корень начинается с И:   В рус. языке И обозначает звук [и] в позиции абсолютного начала слова и после гласного: игра, поиск; гласный звук [и] и мягкость предшествующего согласного в позиции после мягкого согласного: нитка, сила; сочетание [iu] - после «ь»: чьи; звук [ы] после «ж», «ш», «ц»: жизнь, шило, цифра, а также в начале слова, если предшествующее слово заканчивается на твердый согласный: с игрой ([сы]грой), Иван Ильич (Ива[ны]льич). Начертание буквы И в кириллице восходит к унциальному варианту начертания греч. буквы «эта» (H), которая представляет собой видоизменение финик. знака «хэт»: ( - ограда). В древнейших памятниках XI-XII вв., написанных уставом, И имеет горизонтальную перекладину, проходящую почти посередине буквы, т. е. начертание буквы подобно совр. начертанию печатного Н: . Такое написание встречается в памятниках до XVI в. Уже в нач. XI в. горизонтальная перекладина может проходить выше середины буквы, напр. в приписке к Остромирову Евангелию : , однако распространение такой тип получит лишь в XIII в.: .В XII-XIII вв. горизонтальная перекладина могла быть украшена точкой или пересечкой: . И с пересечкой или точкой на перекладине характерно для памятников боснийской эпиграфики кон. XIII - нач. XV в. ( 1974. С. 20). В XIII в. появляются и новые начертания - с косой перекладиной в середине: и с косой перекладиной вверху: . В уставе XIV в. высокая косая перекладина господствует: . В полууставе кон. XIV-XV в. косая перекладина опускается в середину и ниже: . Длинное И (с горизонтальной или скошенной перекладиной), иногда вдвое превосходящее по высоте остальные буквы, которое пишется в начале слова, появляется в серб. канцелярских почерках в нач. XIV в. (грамота кор. Милутина 1302 г., письмо кор. Елены Анжуйской общине Дубровника 1304 г.). В XIV-XV вв. высота буквы еще более увеличивается. В южнослав. почерках XIV - 1-й пол. XV в. начертания И и Н нередко не различаются (И пишется с горизонтальной чертой посередине), вслед. чего рус. переписчики южнослав. оригиналов допускают ошибки.

http://pravenc.ru/text/200119.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010