1 . Золотой потир (табл. XIII, 1), высотою 0,22 м.; украшен драгоценными камнями. На самой чаше нацировано изображение Деисиса в медальонах и чеканная надпись: «пийте от нея вси...» Внизу вырезана летопись: «лета 7189 году сии сосуды золотые в дом Пречистей Богородицы Псковский Печерский монастырь дал вкладу Борис Бутурлин, а прямое имя Иван зженою своею Татьяною по тесте своим Семене Алексеевиче Лихареве и по теще своей иноки схимницы Каптелины по их приказу ввечное поминовение». 2 . Большой серебряный с позолотою потир (табл. XIII, 2); высота 0,27 м.; диаметр чаши 0,16 м. На нем нацированы погрудные изображения Деисиса, двух ангелов и семиконечного креста с Голгофой. По верхнему ребру надпись: «яко овча на заколение ведеся и яко агнец прямо стригущему безгласен и сице не от (верзает уст своих)». Яблоко украшено драгоценными камнями, среди которых расположена чеканная надпись»: «чаша Господня». Внизу – травы; поддон прорезной. На донышке надпись: «г фунта a зол……. фу е зол.». По преданию, потир этот пожертвован бывшим настоятелем Печерского монастыря архимандритом Игнатием в 1732–1745 гг. 3 . Потир, переделанный из католической чаши (табл. XIII, 3); ножка старая, в середине утолщенная, украшенная цветными камнями, а верхушка сделана в России и украшена нацированным изображением Деисиса. Высота 0,17 м.; диаметр чаши 0,10 м. Внизу на цоколе латинская надпись готическими буквами, в которой читаются слова Sancta Maria. На донышке позднейшая надпись: «вес ii гривенки. В дом св. апостолов Петра и Павла на верхнем острове (Псковского озера?) дал Печерский келарь старец Макарий». 4–5. Еще два подобных потира (табл. XIII, 4 и табл. XIV, 6) с подобными же русскими изображениями Деисиса, а один из них (4) с латинскою надписью. Потиры эти также западного происхождения. Один из таких потиров того же самого типа, находится в Виленском кафедральном костеле 20 . Особенности этого типа: расширение потира вверху, при незначительной глубине, расширение ножки в середине и украшение ее, филигранные украшения по борту донышка и готические надписи. Первая из этих особенностей явилась еще в XIV веке, остальные в XV и XVI вв. В виду этого Печерские потиры этого типа следует отнести к концу XV или к началу XVI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Храм Соломонов, заменивший скинию Моисееву и в основных частях своего строения существенно с нею сходный, в иудейском предании именуется подобно скинии: бет («дом» по преимуществу), гекап (храм, чертог), бег-гаолам («дом вечный»), бет-бехира («дом избранный») и др. Место храма – на горе Мориа ( 2Пар.3:1 ср. 2Цар.24:18 ), нарочито для храма уравненной и спланированной (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 11, 3; VIII, 3, 2). Размеры основного корпуса храма, его длина, ширина и высота, равно как и побочных пристроек к храму (6 ст. ), выражены в локтях; локоть, амма древнееврейский, именно в большей, древнейшей его мере (а такой меры локоть и имеется в виду при вычислениях храмовых построек Соломона: 2Пар.3:3 ), называвшийся «локтем мужеским» (амма иш Втор.3:11 ), в библейской науке (со времени открытия так называемой Силоамской надписи в 1880 году) считается равным 11 4/5 вершкам. Следовательно, ширина храма 20 л. будет равняться приблизительно 15 аршинам (14 3/4 арш.), высота 30 л. – около 22 арш., длина 60 л. 4 – около 45 арш.; все эти цифры представляли внутреннее измерение храма (а не по наружной его стороне, где храм по всем направлениям являлся в увеличенном масштабе). В целом в храме различаются: а) собственно святилище – из двух частей: Святое и Святое Святых; б) двор внешний и внутренний и в) пристройки разного рода. Храм ориентировался в правильном отношении к 4 странам света: передняя, или входная, сторона была обращена к востоку – по направлению к потоку Кедронскому; задняя часть храма, где помещалось Святое Святых, обращена была на запад – «не на восток, чтобы молящиеся покланялись не Солнцу восходящему, но Владыке Солнца» (блаженный Феодорит, вопр. 23); две продольные стены с пристройками смотрели на север и на юг. Такое положение имела и скиния ( Исх.26:18–23 ). К восточной, входной стороне главного здания храма примыкал притвор, улам. LXX: αιλμ, Vulg.: porticum (стих 3; ( 2Пар.3:4 ) ) – 20 локтей длины соответственно ширине главного здания, 10 л. ширины, при высоте, вероятно, одинаковой с высотой всего корпуса, здания, т. е. 30 локтей (по ( 2Пар.3:4 ) ошибочно – 120 л.; по Александрийскому списку LXX, по перев. сирск., арабск. – 20 локтей ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

заложены кирпичом, ныне освещаются узкими окнами. В верхней части нартекса - 3 арочных окна: маленькое - в центре и более крупные - по бокам. Двухэтажный нартекс в груз. средневек. архитектуре редкость; очевидно, образцом для кафоликона К. послужило устройство храма Цроми (VII в.) и кафоликона монастыря Тигва (1152), выстроенного дочерью груз. царя св. Давида IV Строителя Тамар. Интерьер кафоликона К. имеет вид купольного зала, что было обусловлено, по мнению акад. В. В. Беридзе, перекрытием зап. межрукавных пространств по оси «север-юг». Два свободно стоящих подкупольных столба (устои) в центральной части и 3-частный алтарь типичны для груз. храмового зодчества 2-й пол. XI в. Со 2-й пол. XII - нач. XIII в. в кафоликоне К., подобно др. купольным церквам, нет развитых хоров. Однако вдоль зап. стены церкви приблизительно на половине ее высоты был устроен узкий горизонтальный выступ. Дверной проем вел с него в 3-частное помещение, расположенное над нартексом. Во время реконструкции XV в. компартименты нартекса были превращены в 3 самостоятельных помещения с проходом через среднее. Также в интерьере кафоликона сохранились 3-частная арочная алтарная преграда, выстроенная из кирпича в XVI-XVII вв. и расписанная цветочным орнаментом, и каменный престол предположительно XV-XVI вв. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия (5,1 ´ 4,5 м, высота 5,2 м; XV в.) расположена у зап. фасада кафоликона. Это строение зального типа из тесаных квадр; в отделке внутренней части дверного проема и окон использован кирпич. Церковь установлена на 2-ступенчатом низком цоколе, перекрыта 2-скатной кровлей, вход расположен с юга. Здание освещается маленьким окном с юга (смещено к востоку от входа) и большим - с запада. Над зап. окном помещено рельефное изображение креста. Церковь во имя Пресв. Богородицы (11,2 ´ 4,5 м; X в.) расположена в сев.-зап. части комплекса, над обрывом. Это бесстолпное, слегка вытянутое по оси «запад-восток» сооружение с одной апсидой, сложенное из блоков туфа красного и серого цвета.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

их объединили, в 1877 г. уездное училище перевели в Клевань). В 1845-1873 гг. в обители проживали викарные епископы Волынской епархии, носившие титул «Острожских». В 1944 г. монастырь стал женским, в 1960 г. был закрыт и отведен под спецшколу-интернат, в 1991 г. – возрожден. Описание [ править править код ] Обитель окружает каменная ограда 1992 г. с включением остатков стены XV-XVII вв. (упоминаемая в описании 1571 г. каменная стена была усилена в 1599-1608 гг.). В кольцо ограды входит расположенная на северо-восточном склоне холма крепостная башня с воротами и колокольным ярусом (с XV в. она имела 4 яруса при высоте 18 м; чтобы попасть в крепость через ворота на 1-м ярусе, нужно было пройти по деревянному мосту через ров, а позже мост заменили земляной насыпью; в 1840-х гг. на башне надстроили 5-й колокольный ярус с куполом, и ее высота составила 30 м до креста). Свято-Троицкий Дерманский женский монастырь С северо-запада к башне примыкает 1-этажный корпус келий и воскресной школы, вытянутый вглубь монастырской усадьбы на запад. К юго-западному углу башни примыкает вытянутый с севера на юг 1-этажный корпус 1827 г. постройки, где в 1833-1877 гг. находились монастырские училища (ныне – кельи). В центре обители возвышается каменный храм Св. Троицы, датируемый историками нач. XVII в. и приобретший нынешний вид после достроек XVIII и сер. XIX вв. В 1992-1996 гг. интерьер храма заново расписан. Южнее храма стоит Т-образный в плане («ножкой» в центр двора) 2-этажный корпус 1821 г. с храмом св. Феодора Острожского 1871-1872 гг. на 2-м этаже, вновь освящен в 2004 г. (св. Феодор – отец Василия Красного и прадед Константина Ивановича, жил на рубеже XIV-XV вв. и почил иноком Киево-Печерской Лавры с именем Феодосий). Северо-восточнее корпуса с храмом прп. Феодора находится часовня над колодцем (1994-1995). Западнее храма Св. Троицы протянулся с севера на юг старинный 2-этажный корпус келий – результат перестройки в XIX в. здания 2-й пол. XVIIXVIII вв. На 2-м этаже в северной части корпуса устроен храм Казанской иконы Божией Матери; напротив него к зданию примыкает крыльцо с подъемом на 2-й этаж (с 2010 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

По описанию Новгород-Северского наместничества 1779-1781 гг., в селе Ображеевка Воронежской сотни была одна деревянная церковь, 2 священника, 1 диакон, 1 причастник и 2 разночинца. В 1831 г. была заложена новая каменная церковь за версту от старой церкви на восток, где проживали казаки Вареники, которые больше всего собрали средств на строительство церкви. Каменную Михайловскую церковь освятили в 1839 г. Она построена в архитектурных формах позднего классицизма XIX в. с использованием некоторых элементов, взятых из прошлых архитектурных стилей XV-XVIII вв. При церкви была кирпичная сторожка (8,5х6,4м), крытая железом, с тремя окнами, двумя дверями и голландской печью. С 1860 г. сторожку начали использовать днем как церковно-приходскую школу (ЦПШ), а затем, с 1890 г., как школу грамоты. В ней обучались до полусотни ображеевских детей. В 1870 г. была построена, к западу от церкви, деревянная трехъярусная колокольня высотой в 7 саженей (14,9 м). Квадратная в плане (6,4х6,4 м) колокольня типа «четверик на четверике» была перекрыта сферическим куполом с глухим (безоконным) восьмериком и маленькой макушкой такой же, как и на церкви. По описанию 1910 г. длина Архистратиго-Михайловской церкви в селе Ображеевка составляла 13 сажен (27,7 м), ширина – 10 сажен (21,3 м), высота до верха карниза – 5 сажен (10,7 м). Церковь была покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. На церкви была одна большая глава. Окон – 48 шт., из них 19 шт. – в нижнем ряду, 21 шт. – в верхнем ряду, 8 шт. – на главе. Дверей – 5 шт., из них наружных створочных, обшитых железом – 2, внутренних – 3. Иконостас длиной – 26 аршин (18,4 м), высотой – 7 аршин (5 м). Рядом с церковью стоял поповский деревянный дом (5,7х5,7х2,3 м) с пристройкой (5,7х5,7 м) из бревен, крытый соломой. Дом имел 3 окна, 4 двери и 1 русскую печь. Также стояла деревянная церковная лавка (5,7х5,7х2,6 м), крытая железом, окрашенным зеленой масляной краской. Страховая стоимость Архистратиго-Михайловской церкви вместе с иконостасом и колокольней составила в 1910 г. – 14 000 руб. В целом страховая оценка недвижимого церковного имущества в селе Ображеевка составила – 15 970 руб.

http://sobory.ru/article/?object=53083

После 1453 г. П. м. был захвачен тур. кожевниками, а свинец с его крыш султан Мехмед II забрал для своего дворца. В 70-х гг. XV в. Зейрек Мехмед Эфенди превратил П. м. в медресе и мечеть, получившую название Молла Зейрек Джами. Комплекс П. м. неоднократно ремонтировался, особенно после большого пожара сер. XVIII в. и землетрясения 1766 г.: в частности, были заложены мн. окна и добавлен минарет. Первые научные исследования мон-ря относятся к нач. ХХ в. (А. Тьер и Ж. Эберсольт). В 1953-1963 гг. П. м. исследовался и реставрировался Американским византийским ин-том под рук. А. Миго: были изменены форма купола и высота кровли (до 1,4 м). Исследования и реставрация велись в 1997-1998 гг. под рук. Р. Оустерхаута и З. и М. Ахунбай. В 2008-2018 гг. П. м. подвергся грубой «османизирующей» реставрации. План церквей мон-ря Пантократора Строительство П. м. началось с кафоликона - Южной ц. (1118 - до 1134). Это крупнейший в К-поле (основной объем - 23×15,5 м) крестово-купольный храм на 4 порфирных колоннах сложного извода (заменены в османское время каннелированными столпами; одна выставлена около храма). Перед 3 апсидами (центральная выше боковых) расположены суженные вимы с полуциркульными сводами: в центральной в боковых стенах по комниновской «моде» устроены апсидиолы, в наружных стенах боковых - более низкие полукруглые ниши. В наосе 3 мраморных карниза; малые подпружные арки и конхи апсидиолей повышены относительно уровня 1-го карниза, что придает интерьеру вертикализм. Пониженные угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. В центральной апсиде окно тройное, в боковых - одинарные (верхние окна пробиты позже); в торцах рукавов креста в 2 яруса размещены трибелоны на мраморных столбиках (на западе нижний служит проемом хор), в стенах угловых ячеек большие одинарные окна. Купол реберчатый, барабан имеет 16 окон и 16 граней снаружи, с пилястрами на углах. Одновременно с боковым объемом были построены 2-ярусный нартекс, соединявшийся с наосом 3 дверями и перекрытый на обоих ярусах 5 крестовыми сводами, с тройным проходом с запада, и боковые галереи (южная перестроена, северная уничтожена при строительстве храма арх. Михаила) с апсидами. Верхний ярус нартекса со всех сторон прорезан трибелонами на мраморных колонках или столбиках; центральная ячейка была позднее (?) увенчана 12-гранным куполом аналогичной основному формы.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Между тем, каменный храм Спаса, сооруженный блаж. Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году св. архиепископ Евфимий разобрал церковь (кроме алтарной части), воздвиг на прежнем основании (на «старой основе», по выражению летописи) новый каменный храм и украсил его иконописью. Этот храм сохранился доныне в полной целости, со всеми признаками зодчества XV века, кроме окон, расширенных в последствии; старая часть его очевидно древнее остального здания, как видно из толщины и кладки стен. Без западной паперти, пристроенной позднее, храм представляется квадратным (в 5 саж. длины и ширины, кроме трех алтарных полукружий). Глава на нем одна, довольно обширная; до 1789 года, она была деревянная, чешуйчатая, утвержденная на круглой, каменной шее; теперь большая часть этой шеи скрыта под железной кровлей. Внутренность храма отделяется от пристройки новейшего времени капитальной стеной с тремя арками. Далее, к иконостасу поддерживают своды храма и купол, два квадрантных столба; два других скрыты за иконостасом; пятиярусный иконостас, по характеру резьбы, принадлежит XVII веку; высота его 7 саж. 2 арш. и 1 верш., ширина 5 саж. Сохранившийся от первоначальной постройки, полукруглый алтарь разделяется на три части капитальными стенами с арками; древняя живопись на стенах храма и алтаря не уцелела; может быть она скрывается под штукатуркой. К северо-западному углу Преображенского храма примыкает колокольня. Она построена после шведского разорения, около 1630 года, в три яруса, из коих нижний имеет фигуру квадратную, внутри со сводом. Второй и третий ярусы предоставляют вид восьмигранника, а четвертый ярус, надстроенный в 1818 году, круглый, а не 8-гранный, с 7 пролетами и карнизами. В этом 4-м ярусе висят колокола. На большом праздничном следующая надпись: «лета 7200 (1692) вылит сей колокол, при державе великих государей и благоверных царей, и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея великой и малой, и белой России самодержцев, Февруария во 2-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Для днищ горшков постройки 4 характерен ярко выраженный, сильно профилированный и одновременно изящный переход дна в стенку сосуда. Он достигается, во-первых, как уже отмечалось, за счет стремящегося к прямому угла отгиба стенки; а во-вторых, за счет Таблица 1 Параметрические характеристики целых форм горшков из заполнения постройки 4 и из слоя над ней Тип и подтип Общая высота (Н) Диаметр устья Диаметр наибольшего расширения (D) Диаметр дна Соотношение высоты и максимального диаметра ( H / D ) Угол отгиба стенки от линии дна рисунка h6C Рис. 2, 10 h6C Рис. 2, 1 h6C Рис. 2, 4 h6C Рис. 3, 3 h6C Рис. 1, 24 h6C Рис. 1, 6 h6C Рис. 4, 2 h6C Рис. 4, 1 h6C Рис. 4, 10 небольшой разницы между толщиной стенки придонной части сосуда и толщиной его днища. Она в подавляющем большинстве случаев меньше или равна средней толщине стенки. Днища из слоя над постройкой, напротив, отличаются слабовыраженной профилировкой и плавным переходом дна в тулово, образующим в месте перехода заметное утолщение, придающее некоторым донцам массивность. Из постройки 4 было получено шесть целых форм горшков, а из слоя над ней – три формы. Для сравнительного анализа их основные параметрические характеристики приведены в таблице 1. Анализ целых форм горшков и их частей позволяет сделать выводы, распространяющиеся на всю серию горшков из постройки 4. 1 . Судя по целым формам, днищам и придонным частям горшки из постройки 4 характеризуются вытянутыми пропорциями, чем существенно отличаются от приземистых горшков из слоя над постройкой, сближаясь скорее с керамикой древнерусского времени XII–XV веков С. 37, рис. 1; 2. С. 163–164, рис. 9–10; 3, табл. 78, 7; 5. С. 108–116, рис. 1–9; 6. С. 38, рис. 3]. В основе этих различий лежат, главным образом, параметрические характеристики горшков, важнейшей из которых, применительно для данного керамического комплекса, является соотношение высоты сосуда и его максимального диаметра (H/D). Этот показатель у горшков из постройки близок к 0,8 (для миниатюрных сосудов он иной). Горшки таких пропорций известны из закрытых комплексов Подмосковья, датирующихся последней четвертью XV–haчaлoм 60-х гг. XVI в. С. 51, 58, 184, табл. 121 А, табл. 123, 5], т. е. совпадающих по времени с периодом функционирования постройки 4. У горшков из слоя над ней H/D меньше 0,6 (табл. 1, 7–8). Исключение составляет красноглиняный неорнаментированный горшок с обильной примесью в тесте речного крупнозернистого песка (рис. 4, 10). На фоне керамики из заполнения постройки и из слоя над ней он выглядит весьма чужеродно. С горшками из постройки 4 он сближается лишь своими пропорциями (H/D=0,74). Почти идентичные по пропорциям и оформлению верхних частей горшки известны в московском регионе как «белоглиняные грубые», бытующие приблизительно с последней четверти XV до 60-х гг. XVI в. С. 58, рис. 2].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

РНБ инв. Соф. 1 Синодик   Синодик Середина XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель, темпера; переплет – дерево, кожа 216 л. 32 х 20 х 6 Поступил в 1926 году ГИМ инв. 58212, ОР Муз. 3822 Христианская топография Козьмы Индикоплова Конец XVII века Бумага; чернила, киноварь, акварель; переплет – дерево, кожа, металл; золотое тиснение 307 л. 35 х 20 х 5,3 Поступила в 1887 году из московского Румянцевского музея На л. 6–22 помещена запись, из которой следует, что рукопись принадлежала последнему русскому патриарху Адриану Находилась в собрании А.Д. Черткова ГИМ инв. 80497, ОР Черт. 160 Водолей в виде рыцаря с драконом Конец XII – первая половина XIII века Долина Мааса, Германия (?) Бронза; литье, чеканка, гравировка Высота – 18,5; длина – 30 Поступил в 1927 году из ГМФ Приобретен Г.Ф. Миллером около 1735 года в Сибири ГЭ инв. Ф 2802 Царские врата Первая четверть XV века Балканы (?) Дерево; темпера 158 х 51,5 (левая); 158 х 52,5 (правая) Поступили в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находились в собрании И.С. Остроухова Реставрированы до поступления в музей; повторно в 1989–1990 годах в ГТГ А.П. Бурмакиным ГТГ инв. 12024а, 12024б Пластина от Царских врат. Евангелист Марк XIV век Новгород Медь, золото, лак; золочение 31 х 26,5 Поступила в 1920-е годы из собрания Фаберже ГЭ инв. ЭРП-1058 Складень-иконостас Складень-иконостас Первая треть XVII века Строгановские мастерские Дерево, серебро, камка; темпера, чеканка, золочение, ткачество 31,5 х 13,5 х 2,4 Поступил в 1920 году Вклад 4 октября 1638 года в Троице-Сергиев монастырь по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине (во иночестве Иоиле) Реставрирован в 1948 году в ГЦХРМ Н.А. Барановым, в 1971 году И.М. Громовой, в 2000–2001 годахв СПМЗ О.Б. Куцель СПМЗ инв. 2385-ихо Епитрахиль   Епитрахиль XIV – начало XV века. Дополнения – XV–XVII век. Византия. Дополнения — Москва Атлас, камка, шелковые, серебряные и золотные волоченые нити, жемчуг, серебро, золото; ткачество, шитье лицевое и орнаментальное, низание, скань

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010