Гл. 4, 8 И речé Кáин ко Авелю брáту своемý: пóйдем на пóле. И бысть внегдá быти им на пóли, востá Кáин на Авеля брáта своегó и уби егó И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдём в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его Св. Ефрем Сирин : «Возбудив к себе зависть добродетелью, он (Авель) смерть претерпел и, став прообразом Владыки Христа, упокоевается во веки веков» (его «Беседы на Евангелие от Иоанна»; т. 4, стр. 354). Св. Амвросий Медиоланский : «Каин представляет народ иудейский, Авель – Христа. Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его. Подобным образом и Иудеи, видя знамения, творимые Христом, убили Того, Который был братом их по плоти» («Толкование на Апокалипсис» 3, 650; у протоиерея С. К. Смирнова «Предызображение Иисуса Христа», стр. 55–56). Гл. 4, 10 И речé Госпóдь: чтó сотворил еси сиé? глáс крóве брáта твоегó вопиéт ко мне от земли И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли Св. Кирилл Александрийский : «Кровь Авеля, быть может, вопияла только против одного убийцы; честная же кровь Христова вопияла против жестокости и неблагодарности Иудеев ( Мф.27, 25 ), но избавила мир от греха, как пролиянная за него. Поэтому Божественный Павел говорит, что мы, оправдываемые верой, „приступили к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева” ( Евр.12, 24 )» (его тв. ч. 4, стр. 38) 67 . «Древле убо проклята бысть земля Авелевою очервленившися кровию, братоубийственною рукою: боготочною же Твоею кровию благословися окроплена» (Октоих 1 гл. Нед. Утр. Канон крестовоскр. п. 7, т. 1). Гл. 4, 4 и Авель принесé и тóй от перворóдных овéц своих и от тýков их. И призре Бóг на Авеля и на дáры егó и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его Гл. 4, 5 на Кáина же и на жéртвы егó не внят. И опечáлися Кáин зелó, и испадé лицé егó а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Днесь ад стеня, вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не принял». «Днесь ад стеня, вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единого от умерших» (Вел. Суб. на Гос. воззв.). «Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть» (Кан. В. Суб. 5 п.). «Его» же поглоти желанием ад, отпусти трепетом» (3 Нед. В. Пост. Кан. 3 п.). «Уязвися ад, в сердце прием уязвенного копием в ребра и воздыхает» (Вел. Суб. Кан. 7 п.). «Адаму первому Вторый, иже в вышних живый, сниде до адовых сокровищ» (8 п.). «Приобщается сущим во аде» (7 п.). Диавол, некогда говоривший Ему в пустыне: «еда Ты Сын Божий...» и устами бесноватых признававший во Христе Сына Божия, видя Его умершим, не иначе, как по общему закону о смерти, притом умершим на кресте, след., как величайшего грешника («проклят всяк висяй на древе»), не предполагая, посему, в Нем безгрешного Иисуса, в Котором по силе величайшего, до последней степени истощания сокрылось Божество Сына Божия, обманувшись, бесстрашно принимает Его в самую адову глубину 4 . Снишествием Христа в ад и приобщением Его «сущим» там закончилось «вечное Искупление» мира. Смерть Иисуса, как «оброцы» воспринятой Им на Себя греховной вины всего человечества пред Богом, была, с одной стороны, полноценным понесением во всем беспредельном объеме Божия приговора ( Быт.2:17 ), с другой – уничтожением вины, как причины дальнейшего пребывания человечества в смерти, ибо умер не простой человек Иисус, но безгрешный лично, пребывающий неразлучно в Ипостаси Сына Божия. Воспринят в полноте Божий приговор, наказание за грех и, по суду Правды Божией, прощен и грех, разрушена преграда со стороны Бога к людям. В глубинах адовых Христос 2) исполняется блистанием Божества, 3) проповедует всем, находившимся там, о спасении. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадав за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Пет.3:18–20 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е. прощай без конца, потому что и Отец Небесный, Которого мы оскорбляем беспредельно, прощает нам по беспредельному Своему милосердию. (Из проповеди Никанора, архиеп. Херсон. См. «Прав. Обозр.» 1885 г. 1, стр. 453 – 455). Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий; называющим Бога не Духом, а веществом; не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы; отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям приснодевства Божией Матери; не верующим в богодухновенность священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же муки грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий. Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства. (См. «Послед. в нед. Православия»). По свидетельству свящ. Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос: Мф. 18:17 . Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви: 1Кор. 5:5 . Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. 13 .Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас. 1Тим. 1:20 . Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научились не богохульствовать. В особенности неправомыслящих (еретиков) повелело отвращаться и анафематствовать (отлучать): Тит. 3:10 . Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11 . Зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден. Гал. 1:8 . Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение: 2Кор. 2:7 . Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью. 8 .И потому прошу вас оказать ему любовь. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Еще до того, как вы начали читать, прошу прощения за дерзость самого факта издания. У тех, кто изображен на фото,- за то, что пришлось это сделать без их разрешения; у прозаиков - за стиль; у проповедников - за земляной тон; у богословов - за возможные невольные ошибки, которые иногда возникают в гиперболах. И также у всех тех, кто подумает, что это говорится о нем (часто после проповеди люди подходят с обидой, а это не так - я говорил о себе, а вовсе не о них). Если возможно, простите мои явные немощи. А всех, кому книжка понравится, попрошу помолиться за тружеников издательского отдела нашего Сестричества в честь Великой Княгини Преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Они, несмотря на стесненные условия, совершают свое послушание и нуждаются в молитвенной помощи. Если бы не их многолетняя настойчивость, эта книжка бы не состоялась. А будет ли другая, третья и т.д., зависит от того, кого окажется больше, довольных ею или нет, что покажут время и ваши любые критика и пожелания, которые мы, конечно, не все сможем " претворять в жизнь " , но ко всем будем со вниманием прислушиваться. Писать по адресу: 103287 Москва 287 а/я 40. Нед. Протоиерей Димитрий Смирнов День избрания на Патриарший Престол Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, исповедника и мученика, 5/18 ноября 2000 г., ч. 21 м. Воскресное всенощное бдение " Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги " . Каждому человеку, который вступает на путь благочестия, приходится испытывать такие смущения. Господь приходит к нам для того, чтобы дать мир нашей душе - истинный мир, мир, который от благодати Духа Святого. Но часто в наши головы входят помыслы сомнения: а тот ли это Бог? тот ли это Христос? на правильном ли мы пути? И любящий Господь дал духовное лекарство Своим ученикам - Он показал им язвы Свои и сказал: " Осяжите Меня " . Эти слова Спасителя обращены и к нам. Когда у нас возникают помыслы сомнения, надо нам вспоминать Крест Христов, Его распятие, Его раны - и тогда дьявол отбежит, а мы сами устыдимся тех помыслов, которые смущали души наши. Но не всегда помысел сразу отступает, даже когда мы вспоминаем о том, что Господь претерпел за нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2208...

За эту же любовь к Господу и мужество и св. церковь ежегодно воспоминает его вместе с деяниями Самого Господа и особенно ублажает нарочитою песнью в Великую субботу и в неделю св. жен мироносиц, приглашая и нас ублажать Иосифа приснопамятного. Что касается дальнейших обстоятельств его жизни, то тщетно мы стали бы искать несомненных сведений. Вероятно, что потом он соединился с учениками Иисуса Христа; принес к их ногам цену всех своих имений и жил в любви и общении первых христиан. На ряду с апостолами выступив на дело проповеди о Иисусе Христе, Иосиф аримафейский совершил апостольское служение не только в Палестине, но, как говорит предание, проповедовал евангелие в Британии, где и блаженно почил. («Русск. паломн.» 1895 г. 30). Пасха Христова См. в 1-й части нед. св. Пасхи. Вознесение Господне Еванг. от Лук. зач. 114-е, гл. XXIV, 36–53 ст. 1. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо После преславного воскресения Своего из мертвых Господу Иисусу Христу угодно было пребывать на земле сорок дней. В течение этого времени воскресший Спаситель мира несколько раз являлся Своим ученикам, учил их о тайнах царствия Божия и подготовлял к всемирной проповеди евангелия. Когда наступил сороковой день по воскресении, в Иерусалим собрались все одиннадцать апостолов и вместе с ними некоторые, преданные Господу, благочестивые жены. Господь в последний раз явился им тогда и, преподав некоторые наставления апостолам, повелел им не отлучаться из Иерусалима, пока они не облекутся силою свыше. После этого Спаситель вывел апостолов из Иерусалима по пути к горе Елеонской. Достигнув восточной вершины этой горы, где Он несколько ранее начал Свои предсмертные страдания, Спаситель, подняв руки Свои, благословил учеников. Благословляя их, Он стал подниматься от земли и удаляться от них до тех пор, пока светлое облако совсем не скрыло Его от взоров апостолов. Пораженные видением, апостолы неподвижно стояли и пристально смотрели на небо. Но вот предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Здесь Господь научает истинному посту. Лицемеры из постившихся Иудеев не имели в сердце своем сокрушения о грехах, а в наружности своей показывали, что их снедает эта скорбь о грехах: делали, например, лица свои унылыми и мрачными; не умывали лица своего; не чесали и не умащали волос маслом, как было в общем обычае; носили одежды разодранные и нечистые; посыпали голову пеплом. Так делали они, чтобы показаться постящимися людям. Господь Иисус Христос осуждает это. Он заповедает поститься не из тщеславия, чтобы видели нас постящихся другие и прославляли за то, потому что, если будет так, то не получится награды на Небе от Бога, так как получается уже она на земле, в похвале от людей – «Истинно говорю вам... они уже получают награду свою». Иисус Христос заповедает поститься преимущественно пред Богом, т. е. полагать пост в сокрушении о грехах и исправлении жизни. «Помажь голову» и пр., т. е. являйся пред людьми таким, каким ты обыкновенно являешься. Еще под «головою» отцы Церкви разумеют разум и другие способности души, а под «лицем» – самую жизнь и действия человека, т. е. при внешнем пощении должно намазать разум свой миром твердой веры, а сердце – елеем милосердия к ближним, омыть слезами покаяния жизнь и все греховные нечистоты. Т. е. должно поститься не только телом (воздерживаться от излишней постной пищи и не вкушать скоромной), но поститься и духом (более обыкновенного воздерживаться от грехов и делать добро). «Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне, – поется в церковной песни великого поста. – Разрешим всякий союз неправды, дадим алчущим хлеб...» (В среду 1-й нед на вечер, стих.). Подобным образом поучал еще в ветхозаветное время пр. Исаия ( Ис. 58:4, 6, 7 ). В конце Евангелия говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как понимать эти слова Христовы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

«Злодейственные руки дерзкого не умедлило поразить отсечением правосудие Бога, оградившего божественной славой честь одушевлённого кивота, в котором Слово сделалось плотью» (1 кан. Усп. п. 3, т. 2). Только в одном песнопении ковчег мыслится как прообраз Самого Христа: «Божественный ковчег носивши и скрижали завета, неописанного Сына Твоего Христа, Дево» (гл. 2, Нед. повеч. п. 8, т. 2). Гл. 25, 17 И да сотвориши очистилище покрóв от злáта чиста, двою лáктий и пóл в долготý, лáктя же и пóл в широтý Сделай также крышку из чистого золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки Гл. 25, 19 да сотворятся херувими, един от страны сея и другий от страны другия очистилища, и сотвориши двá херувима на обоих странáх сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях её Гл. 25, 20 да бýдут херувими распростирáюще крила верхý, соосеняюще крилами своими над очистилищем, и лица их ко другдрýгу, на очистилище бýдут лица херувимска и будут херувимы с распростёртыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов «И Христос (прообразом Которого было очистилище с херувимами), и воплотившись, – рассуждает св. Кирилл Александрийский , – тем не менее естеством и истинно есть Бог и Господь, имея раболепно стоящими вокруг Его даже самые высочайшие силы (ср. Мф.4, 11 ; Ин.1, 51 )» (тв. ч. 2, стр. 135, 153). А «поставление очистилища наверху кивота, – по его же мнению, – было образом того, что, по апостолу, „Бог Его (Христа) превознесе” ( Флп.2, 8–9 )» (ibid, стр. 154). Гл. 25, 21 и да возложиши очистилище на кивóт верхý, и в кивóт да вложиши свидения, яже дáм тебе И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе Гл. 25, 22 И познáн бýду тебе оттýду, и возглагóлю тебе с верхý очистилища междý двемá херувимы, иже сýть над кивóтом свидения, и по всем, елика áще заповем тебе к сынóм Изрáилевым

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И сколько еще?.. Образ стены и двери 8:8–10 Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцев нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты из серебра; если бы она была дверь, то обложили бы ее кедровыми досками. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Сестра, которая еще мала – Дева Отроковица, Она еще мала и слаба. Ее еще не знали, еще пребывала Она в человеческой немощи. Здесь указывается на отроческие годы, проведенные в тиши Иерусалимского храма. Я – стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Достигла совершенства, стала Богоматерью и даже Царицей Небесною. И сосцы у меня, как башни – «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ) – ублажается Она теперь из народа. Она в глазах его – Христа-Бога – как достигшая полноты , и увенчана как Царица Небесная. Некогда немощная, некогда «не стена» – теперь Она величественно говорит: Я – стена , и теперь воистину возможно построить на Ней палаты из серебра . «Радуйся, стена верных. Радуйся, неискусобрачная...» – вопиет Ей Церковь (Окт., гл. 1, нед., утр., канон воск., п. 7). Теперь Она – стена верных, к которой притекает всякий нуждающийся в опоре и укрытии. Она – Стена в Церкви святой, сей Палате из серебра . «Стена еси верным, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим» (акаф. Пресв. Богородице, икос 10). Приснодева – Она Стена всем девам. В Ней утверждаются все совершающие подвиг девства. Она – Стена в иноческом житии, в монастыре – сей воистину Палате из серебра . Она теперь и Дверь , Которую обложили кедровыми досками . Она – непроходимая Дверь , Которою Христос вошел в мир сей. Эта Дверь обложена кедровыми досками . Кедр – негниющее дерево, символ нетления. Это значит, что нетленна осталась Дева, когда Ею вошел в мир Господь. Она – «без истления Бога Слово рождшая». Она – та таинственная Дверь, которую видел пророк Иезекииль: «И привел он (явившийся в видении муж. – Г.Ф.) меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицем на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез. 44:1–2 ). Она – Благая Вратарница, Еюже входят ко Господу во Царствие Его ищущие Его. Она – Благая Вратарница на Афоне. Образ Ее «Вратарница» уже многие века пребывает над монастырскими вратами, охраняя святую Афонскую Обитель, и осеняет всякого входящего в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как Бог в церковном Таинстве Крещения рождает Себе детей по благодати, так дьявол в смертных грехах рождает себе детей противления Вседержителю. И поскольку сатана является «отцом лжи» и «когда лжет, говорит своё» (Ин. 8:44), постольку и западная цивилизация, вставшая на путь политического гностицизма как богооступничества и установления своего глобального господства в качестве бога на земле превратилась в «империю лжи», каждый гражданин который есть онтологический лжец, который «врёт как дышит», то есть, непрерывно лжесвидетельствует, потому что это стало самой его природой, подобной переродившейся природе дьявола как «отца лжи». Поэтому и каждый церковный реформатор лжет во всяком случае, «когда говорит своё», то есть, в каждом своем идеологическом высказывании, в каждом своем религиозно ложном умозаключении, «ибо нет в нем истины» (Ин. 8:44).   «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:28-32). Это и есть духовный портрет гностика во все времена. Так, в частности, после теракта ВСУ в Краматорске Кураев публикует в «Живом Журнале» пост «У кого может быть Точка У?» (удален после решения суда), недвусмысленно указывая на то, что это военное преступление технически могла совершить и Россия. И – не выступает с опровержением после того, как на видео западного корреспондента попадает серийный номер ВСУ на обломках ракеты, убившей и покалечившей десятки мирных граждан в Краматорске, намеренно собранных в этом месте украинской стороной. Так, другое «порождение ехидны» – представитель Госдепа Нед Прайс недавно заявил, что убийство журналистки Дарьи Дугиной – это «операция» российских спецслужб (то есть, для последующего обвинения и дискредитации Украины).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/26/mu...

Какое евангелие о мытаре и фарисее, или 33 недели по пятидесятнице? Притча о мытаре и фарисее, научающая, как должно каяться во грехах. Отчего и название недели этой неделей о мытаре и фарисее. Лук. 18, 10–14 . Зач. 89 10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. 12 Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне грешному! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысит. Ст. 10. Кто такие были фарисей и мытарь? Мытарь, это – сборщик податей у евреев (см. объясн. евангелие 32 нед.). Фарисей. Между иудеями были некоторые особенные люди, называвшиеся фарисеями. Само слово «Фарисей» с еврейского означало человека особенного: так как фарисеи отличались от прочих иудеев, напр., строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, как-то: идя, он шептал всегда молитвы, подавали милостыню, соблюдали посты, не раз в день совершали омовения, за что ото многих почитались за праведников, хотя в сущности по большой части были лицемеры, делали добро, чтобы их прославляли другие, были и горды, и сварливы. Они и ходили в особенной одежде, длинной и широкой, испещренной нашивками с надписями из священного писания. Ст. 11–14. Как молились фарисей и мытарь, пришед в храм, и каковы были плоды молитвы их? По гордости своей, с хвалою себе и унижением других, молится фарисей так: я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Даю десятую часть – у евреев был закон давать Господу, т. е. в храм, на содержание храма и служителей его: священников и левитов, десятую часть из полевых плодов и скота ( Лев. 27, 30 . Числ. 18, 21 ). За таковую недостойную молитву, при том еще при своей не истинной добродетельной, фарисейской жизни, фарисей и был осужден Богом. Мытарь молился совершенно иначе: он не видел в себе ни одной добродетели, прямо сознавал себя великим грешником, и стоял вдали, у порога церковного, позади всех. почитая себя недостойным приближаться к святому месту в храме, не смеял поднять глаз на небо, а смотрел на землю, в знак скорби, ударял себя руками в грудь и просил себе милости Божией, просил не взыскивать с него за грехи его, говоря: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! И был помилован и прощен., О плодах молитвы мытаря и фарисея сказано, что сей т. е. мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели тот, т. е. фарисей. Это не означает того, чтобы и фарисей пошел оправданным, только менее, чем мытарь; но – что он пошел вовсе не оправданным. (Толк. еванг. Михаила).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010