С началом осады находящиеся в Иудее да бегут в горы — чтобы спастись от Божиего гнева, который обрушится на Иерусалим, ср. бегство Лота в Быт 19; мотив спасения в горах неоднократно возникает в ВЗ (Быт 19:30; 3 Цар 22:17; Иез 7:16; Наум 3:18; Иер 16:16). Сама Иудея — гористая страна, поэтому здесь может идти речь о бегстве в Заиорданье или в труднодоступные горы или пещеры вокруг Мертвого моря. В “Церковной истории” Евсевия (3:5) упоминается о пророчестве, повинуясь которому, христианская община Иудеи бежала от войны в Пеллу; однако поскольку Евсевий не ссылается при этом на Евангелие, связь такого события с рассматриваемым отрывком не очень вероятна. Да исполнится все написанное — вероятнее всего, подразумеваются пророчества 3 Цар 9:6–9; Дан 9:26; Мих 3:12. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни — ср. 23:29 и, может быть, связанное с этими речениями 1 Кор 7:26–31. Бедствие на земле — на священной земле Иудеи, а не во всем мире. Отведутся в плен во все народы — ср. Втор 28:64; Тов 1:10. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников — об определенном отрезке времени, в течение которого дана власть Навуходоносору, см. в Иер 27:7. В Зах 8:12–14 рассеяние предшествует возвращению иудеев и обращению язычников, поэтому окончание времен язычников может быть связано с успехом миссии среди них. Пришествие Сына Человеческого (21:25–28) Лука опускает предупреждение о лжепророках в Мк 13:21–23, которое в основном повторяет Мк 13:5–6 (параллель в Лк 21:8 и частично — 17:21–23), и передает пророчество о великих космических знамениях, которые вызовут у людей панический страх перед наступающими событиями; ученики же, напротив, призваны встретить их с бодростью и надеждой как предвестие скорого избавления. Ветхозаветным прототипом здесь выступает пророчество о Сыне Человеческом в Дан 7:13–14. Слова знамения в солнце и луне и звездах — ср. более подробное описание космических явлений у Марка, восходящее к Ис 13:10. Слово уныние ( sunoc» ‘смятение, страдание’) нередко встречается в греческих астрологических текстах, где означает реакцию людей на неблагоприятные знамения. Море восшумит и возму­тится — часто встречающийся в Писании образ восстания богоборческих сил, ср. Пс 64:8 (шум морей, шум волн их и мятеж народов); Ис 17:12–13. Силы зла и разрушения выйдут из установленных для них, казалось бы, навечно границ (Иов 38:8–11), и это вызовет в человечестве ужас и растерянность. Люди будут издыхать от страха — глагол здесь означает не ‘умирать’, а ‘терять сознание’; ср. Ис 13:6–7. Ибо силы небесные поколеблются — взято у Марка, ср. Ис 34:4. Под силами, как в 4 Цар 17:16; Дан 8:10, имеются в виду небесные тела.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

И долг Церкви в такой ситуации — принимать как ушедших из жизни, так и глубоко раненных этим уходом в надежде на безграничное милосердие Божие. Целью пастырского ее попечения должно быть духовное врачевание осиротевших, свободное от всякого осуждения. Все причины и обстоятельства каждого самоубийства ведомы лишь Богу, а наше дело — свидетельствовать, что любовь Божия побеждает даже самочинную смерть. Приложение 3. Православие и кремация Термин «кремация» подразумевает погребение мертвого тела, обращенного в пепел посредством сожжения. Кремация была широко распространена среди народов Древнего Востока, за исключением евреев и египтян. У древних евреев предание тела огню практиковалось преимущественно в виде казни — например, за «беззакония», связанные с нарушением норм сексуального поведения ( Лев. 20, 14 и 21, 9, где говорится, впрочем, о сожжении заживо, а не о «кремации» в вышеозначенном смысле), или как средство, очищающее общество Израиля от греха отдельных его членов ( Нав. 7, 25 ). Но известны и примеры частичной кремации — сожжения извлеченного из земли тела для переноса костей для захоронения их в ином месте ( 1 Цар. 31, 12 ; Ам. 6, 9 сл.). Практика перезахоронения — переноса останков в родовую усыпальницу — была широко распространена ( Исх. 13, 19 ; Нав. 24, 32 ; 2 Цар. 21, 12–14 ). В определенных ситуациях (например, с Саулом — 1 Цар. 31, 12–13 ), когда перенос тела прямо следовал за смертью, оно подвергалось частичному сожжению. Делалось это, однако, не с намерением обратить его в пепел, а для облегчения переноса и последующего погребения. Боязнь подвергнуться по смерти эксгумации [извлечению из земли] или остаться без погребения ( Иер. 8, 1 сл. и 25, 33; ср. Откр. 11, 9 ) лишний раз подтверждает, как важно было для израильтян «приложиться к предкам». Такое «приложение» требовало сохранения по крайней мере останков (при частичной кремации тела). Эти соображения важно иметь в виду в связи с последующим почитанием мощей у христиан. Ветхозаветная практика частичной кремации, облегчающей перенос и перезахоронение усопших, впоследствии была осуждена Мишной, и во времена, ближайшие к новозаветным, о ней не слышно. Возможно, это связано с растущей у иудеев той поры верой в посмертное личностное существование, необходимым условием которого мыслилось погребение тела в его целостности .

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

    10:37. Развивая тему цитируемого отрывка (Мих. 7:6), Иисус выдвигает требование, показавшееся большинству Его слушателей непостижимым. Любовь к родным, особенно к родителям, была для евреевсвященным долгом; единственный, Кто мог по праву требовать к Себе большей любви, был Сам Бог (Втор. 6:4,5; ср.: Втор. 13:6—11; 2 Мак. 7:22,23).     10:38. Осужденный преступник должен был нести на своей спине горизонтальную перекладину креста до места казни, обычно среди кричащей и глумящейся над ним толпы; это был позорный и полный драматизмапуть к крестной смерти.     10:39. Большинство евреев противопоставляли жизнь на земле и жизнь в грядущем мире.     10:40—42 Приятие посланников Христа    Этот отрывок возвращает нас к теме гостеприимства по отношению к вестникам Евангелия (10:11—14). Здесь отражен тот же принцип, на каком в иудаизме основывалась деятельность посланника или посредника, который выступал от имени пославшего его лица И был наделен широкими полномочиями в рамках своей миссии. Такая же связь существовала между Богом, Его славой, законом и Израилем в еврейских преданиях.Этот принцип распространялся и на деятельность пророков (напр.: 1 Цар. 8:7; ср.: Чис. 14:2,11; 16:11): тот, кто принимал пророков, принимал и их весть, подчиняясь тем самым Божьей воле. Те, кто заботился о них, получали награду (3 Цар. 17:9—24; 4 Цар. 4:8—37). Чаша воды — единственное, что мог предложить бедняк, но она говорила о многом. Для утоления жажды всегда отдавали предпочтение холодной воде (см. коммент. кОтк. 3:15,16).     11:1—19 Больше чем пророк: предтеча    Мф. 11:1— это послесловие к 9— 10:42; в 11:2—19 Иоанн, подобно Иисусу и Двенадцати, становится образцом христианского ученичества.     11:1. Обычно вестники оповещают народ о предстоящем визите царя или другой высокопоставленной особы. «Города» здесь следует понимать не в специальном, а в более широком смысле этого греческого слова; нет никаких данных, что Иисус заходил в такие большие города, как, например, Сепфора или Тивериада. Даже в самом крупном населенном пункте в сельской местности проживало не более 3 тыс. жителей, а в Галилее было множество деревень.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

16: 20–21). Ахитофел – советник царя Давида и предатель, ставший на сторону мятежного Авессалома. Именно он дал ему совет завладеть наложницами отца, чтобы весь Иерусалим об этом узнал. Еще одним советом этого лукавого человека было обоснование необходимости убийства Давида. Исполнение этого намерения сумел мудро отклонить другой советник Авессалома, сохранивший верность изгнанному Давиду, его звали Хусий. Он дождался восстановления справедливости и возвращения Давида, а предатель Ахитофел закончил свою жизнь самоубийством. Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси (3 Цар. 3: 12; 11: 4–6). Другой сын Давида, Соломон, прославившийся в истории своей мудростью, не смог до конца устоять в ней, утратив благочестие. Ослепительная слава и необъятное богатство подточили его мудрость. Множество жен и наложниц, которых брал он себе из языческих народов, склонили его сердце к идолопоклонству. Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прежнему отступнику, душе; но бегай подражания и зови Богу: согреших, ущедри мя (З Цар. 12: 13–14, 20). После смерти Соломона его сын Ровоам необдуманными и заносчивыми решениями спровоцировал смуту и раскол в мощном, созданном Давидом и Соломоном государстве. Оно разделилось на два враждующих царства – Иудейское и Израильское, первое возглавил Ровоам, второе – один из прежних слуг Соломона Иеровоам. Песнь 8 Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию (4 Цар. 15: 5; 2 Парал. 26: 19). Иудейский Царь Озия, благочестиво и мудро начавший правление и успевший принести много пользы своему народу, как часто случается, приписал многочисленные успехи исключительно собственной гениальности, отчего сердце его ожесточилось к окружающим – царь сделался надменным. Гордость привела его к тому, что Озия собственноручно решил совершать священнодействия в Иерусалимском Храме.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

д. часто подвергается сомнению. Мн. авторы (напр., Т. Рёмер) называют «период изгнания» устаревшим идеологическим конструктом, не отражающим исторической реальности. Эта позиция обосновывается следующими аргументами: депортации 597 и 587/6 гг. не были чем-то уникальным в истории И. д., они были и до - в новоассир. период - и после - в 582 г.; «изгнание» не закончилось в 539 г., т. е. с концом нововавилонского периода, поскольку значительная часть евр. населения, перемещенного в Вавилонию, осталась в Вавилонии; авторы (напр., Х. Доннер) отмечают, что обсуждаемый период положил начало совершенно новой и до сих пор не завершившейся эпохе в истории евреев,- эпохе существования евр. диаспоры. В качестве альтернативного термина предлагается «нововавилонский период» (см. название сб.: Judah and Judeans in Neo-Babylonian Period. 2003). При этом, однако, совершенно очевидно, что для библейской историографии, а также для той формы исторического сознания, к-рая отразилась в целом в канонических книгах ВЗ, такой период, длившийся ок. 70 лет (ср.: Иер 25. 11-14), несомненно существовал. Одним из важнейших для этого периода является вопрос о датировке депортаций в Вавилон и о числе депортированных из Иудеи и Израиля (из Северного царства) в Вавилон. Всего в библейских и вавилонских источниках упоминаются 2 депортации из Израиля (предположительно их было больше) и 5 депортаций из Иудеи, осуществленных новоассир. и нововавилонскими царями и военачальниками ( Lawson Younger. 1998; Хрестоматия по истории Древнего Востока. 1997. С. 172; The Context of Scripture. 2003. Vol. 1. P. 468): 1) 733-732 гг., Тиглатпаласар, согласно одной из своих надписей, переселил 13 420 чел. (ср.: 4 Цар 15. 29; 1 Пар 5. 26); 2) 720 г., Саргон II, согласно одной из своих надписей, переселил 27 290 чел. (ср.: 4 Цар 17. 6); 3) 701 г., Синаххериб, согласно т. н. шестигранной призме, переселил 200 150 чел. (высказывалось мнение, что эта цифра включает не только людей, но и животных); в ВЗ содержится лишь косвенное указание на депортацию (ср.: 4 Цар 19.

http://pravenc.ru/text/293912.html

    14:13—21 Насыщение пяти тысяч    Дополнительные сведения см. в коммент. к Мк. 6:32—44. Древнейшие свидетельства о чудесах насыщения связаны с дарованием манны Израилю в Синайской пустыне и чудесами, совершенными пророками (напр.,Елисеем в 4 Цар. 4:42—44).     14:13—15. Хлеб и рыба были основными продуктами питания в Палестине; мясо стоило дорого, и его ели только по праздникам. Учителя обычно не должны были кормить учеников за свой счет.     14:16. В древности учащиеся часто платили своим учителям (хотя для многих учителей это был не единственный заработок); приглашать учителей на обед и оказывать им самый радушный прием считалось похвальным. Но здесь Иисус, учитель, берег роль хозяина на Себя. (Хотя ученики часто относились к учителю как к отцу, учителя редко имели возможность обеспечивать учеников всем необходимым.) По древнему обычаю гостеприимства, гостям полагалось предложить угощение и кров.     14:17,18. Ср.: 4 Цар. 4:42,43, где говорится о недоумении учеников Елисея, когда он повелел им раздать пищу людям.     14:19. По обыкновению глава семейства «благословлял» или благодарил за пищу перед едой.     14:20. В одном источнике говорится, что странствующие иудеи несли с собой корзины; поэтому двенадцать корзин могли принадлежать ученикам Иисуса.     14:21.Толпа из 5 тыс. человек, не считая женщин и детей, превышала население самой крупной из деревень, расположенных в Галилее.     14:22—33 Хождение по воде    См. также коммент. к Мк. 6:45—52. Моисей, Иисус Навин, Илия и Елисей — все совершали чудеса, связанные с разделением вод, -    моря или Иордана. Но единственный, о Ком Ветхий Завет сообщает как о «ходившем» по воде, был Сам Бог.     14:22. Поскольку продолжительность проповеди определял учитель, вероятно, Иисус счел нужным отпустить народ домой.     14:23. Благочестивые иудеи обычно два часа вдень посвящали молитве; Иисус проводит в молитве весь остаток дня (хотя, как долго продолжалось это время, точно неизвестно, поскольку неясно, какой смысл вкладывал Матфей в слово «вечер» в ст. 15 и 23). На горных вершинах молились Моисей и Илия;здесь, вдали от шума густонаселенного галилейского города, Иисус мог найти уединение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    26:74. Слова, которые произносил Петр, не были грубыми, он просто клялся, чем мог, что не знает Иисуса (ср.: 5:33—37), навлекая на себя проклятия, если он лжет. Никто не может одобрить таких клятв с религиозной точки зрения.     26:75. Для большинства жителей древнего Средиземноморья пение петуха означало наступление дня. Те, кто пробуждался раньше, могли услышать его пение между половиной первого ночи и половиной третьего утра.     27:1—10 Раскаяние другого предателя    Раскаяние Петра (26:75) противопоставлено угрызениям совести, мучившим Иуду, который, вместо того чтобы «покаяться, покончил собой (27:5).     27:1,2. Еврейские вожди должны были привести Иисуса к Пилату, потому что они не имели права приводить в исполнение смертный приговор без разрешения римских властей. Пилата можно было застать уже нарассвете; как и другие римские сановники, он заканчивал прием посетителей до полудня.     27:3,4. По мнению некоторых еврейских законоучителей, изменить приговор не мог даже отказ свидетеля обвинения от ложных показаний. Однако первосвященники, по всей видимости, были озабочены не столькотеоретическими аспектами закона, сколько политической выгодой.    Взяточничество наказывалось законом (Втор. 27:25), а лжесвидетельство подвергалось наказанию, равному приговору, который выносился осужденному на основании данного лжесвидетельства (Втор. 19:18,19). " Предать кровь невинную» означало быть виновным в убийстве. В «Ветхом Завете эта вина могла быть искуплена только кровью убийцы или, если убийца был неизвестен, через жертву (Быт. 4:10; 9:6; Чис. 35:33;Втор. 21—9). Бог мог, однако, смилостивиться над раскаявшимся человеком (Быт. 4:15; 2 Цар. 12:13,14).     27:5. Самоубийство Иуды было актом отчаяния (ср.: Саул- 1 Цар. 31:4; предатель Ахи-тофел — 2 Цар. 17:23). В греко-римской традиции самоубийство считалось более благородным способом уйти из жизни, чем датьдругим убить себя. Такого же мнения придерживались и некоторые евреи, особенно если самоубийство совершалось, чтобы не попасть в руки мучителей или чтобы избежать осквернения (напр., у «Иосифа Флавия и в 4 Мак., возможно, под влиянием греков). Но иудаизм, особенно ортодоксальный палестинский иудаизм, рассматривал самоубийство как грех. (Древние читатели, таким образом, более негативно относились к поступку Иуды, чем к попытке темничного стража покончить собой в Деян. 16:27.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

местах ВЗ: «Всякая плоть - трава, и вся красота ее   - как цвет полевой» (Ис 40. 6). В 2 Пар 32. 32 и 35. 26 деятельность иудейского царя характеризуется термином   но в параллельном тексте в 4 Цар присутствует слово   - сильное и результативное действие (4 Цар 20. 20). В др. случае   встречается в параллели с   - силой: «сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость» (Пс 61. 12-13). Книга Ионы противопоставляет Милосердного   суетным и ложным богам (Иона 2. 9). Идея силы появляется в сочетании   и   основными значениями к-рого являются твердость, стабильность и в производных - безопасность и истина (Пс 24. 10; 39. 11; 60. 8; 137. 2; и др.). Поскольку идея силы не имеет как таковая особого нравственного содержания, неудивительно, что наряду с использованием слова   в определенно положительном смысле мы можем встретить то же слово со значением «позор», «бесчестие» (Притч 14. 34; 25. 10; Лев 20. 17), т. е. обозначающее силу, к-рая, вместо того чтобы объединять, воздвигает барьеры и противопоставляет людей. В Израиле термин   рано стал относиться к вполне определенной силе, а именно той, к-рая связывает вместе двух индивидов или группы и к-рая в религ. сфере означает связь, объединяющую Бога с человеком и наоборот. Термин   (соотносится с лат. pietas), понимаемый как «религия», описывает не только обращение верующего к Богу или сына к отцу, но и Бога или того, кто выше, к своим подчиненным и в широком смысле естественное чувство, к-рое без формального принуждения законом понуждает к.-л. являть благожелательность и снисходительность по отношению к членам своего племени и семьи. Использование термина   для человеческих отношений ясно показывает, что значения «благожелательность» и «милость» вторичны по отношению к «солидарности» и «лояльности»: в Быт 19. 19 Лот говорит Ангелам, посетившим его и выведшим Лота с семьей из Содома: «...велика милость   Твоя, которую Ты сделал со мной...» Когда Давид говорит: «Окажу я милость   Аннону, сыну Наасову, за благодеяние, которое оказал мне отец его» (2 Цар 10.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Во-вторых, кровь Его не была излита на жертвенник. Однако смысл излияния крови на жертвенник вовсе не в том, чтобы она попала именно туда (в некоторых случаях она изливается на землю), а в запрете употреблять ее в пищу (Лев 17:10-11). Тем более что на землю кровь Христова излита была (Ин 19:34-35). Современный итог Что же делать в свете всего вышеизложенного нам? Считать, что принесение жертв теперь не актуально? Или все-таки приносить жертвы и какие? Прежде всего не следует забывать, что Христос всех нас соделал царями и священниками (Откр 1:5-6). А священник (ερες) – это именно человек, приносящий жертвы, – именно таково священническое призвание каждого христианина. Однако после того, что сотворил Он, все существовавшие прежде жертвоприношения оказались бы шагом назад, если бы мы стали их повторять. А делать то, что сделал Он сам мы не можем, ибо тогда нам всем пришлось бы умереть. К счастью, Христос сам заповедал нам приобщаться к Его однажды принесенной Жертве символически (см. прим. 5) и прямо указал, как это делать (Лк 22:17-20). Жаль только, что далеко не все христиане вполне отдают себе отчет, что, причащаясь, они тем самым принимают участие именно в Жертве Христовой, а не в концерте духовной музыки и не во флешмобе, изображающем Тайную Вечерю.     Рене Жирар. «Насилие и священное». Перевод Г. Дашевского. Изд-во «Новое литературное обозрение», 2010. А. Ф. Лосев. «Диалектика мифа».     О. Р. Астапова. «Истоки сакрализации власти». РИПОЛ-классик, М., 2017.      Этот термин вызывает в последнее время значительные разногласия в отношении его трактовки. Так что некоторые предпочитают им вообще не пользоваться. Ниже постараюсь объяснить, что в данном случае под ним подразумеваю я.      Символ здесь имеется в виду в лосевском смысле: «субстанциальное тождество идеи и вещи» [ Лосев А. Ф. «Очерки античного символизма и мифологии». М.: Наука, 1993, с. 635].     Дабы снять недоразумения, иногда возникающие в связи с термином “Ветхий Завет”, напомню, что ветхий по-славянски означает на обветшавший, а просто древний – не , а .     Быт 22:1-14 традиция всегда без особых разночтений трактовала именно так.     Суд 11:30-40 и 3 Цар 16:34.     2 Цар 8:18.   1 Цар 13:6-14.   К. Ясперс. «Смысл и назначение истории». М., 1991, с. 32-50. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/zhertvop...

    9:12. В ответе Иисуса обыгрывается актуальное для того времени сопоставление врачей и учителей. Находчивость и остроумие были свойственны популярным учителям, о чем свидетельствуют и еврейские, и греческие традиции.     9:13. Раввины тоже говорили: «Пойдите, научитесь» или «Приходите и увидите», отсылая слушателей к библейским подтверждениям своей позиции. Ос. 6не отрицает жертвоприношения и ритуалы, а возвышает правильные отношения с Богом и милосердие к бедным, угнетенным и отверженным (ср. также: 1 Цар. 15:22;Пс. 39:7; 49:7—15; 50:17; 68:31,32; Прит. 21:3).     9:14—17 Неуместный пост     9:14. По закону пост требовалось соблюдать только в праздник Дня искупления, но религиозные руководители, особенно фарисеи, добавили и немало других постов. Многие фарисеи постились дважды в неделю без воды, часто во время засухи. Пост считался важной составляющей религиозной жизни наряду с молитвой и покаянием, поэтому было весьма странно, что ученики (будущие равви) не постятся. Учительотвечал за поведение своих учеников.     9:15. Брачный пир продолжался семь дней; во время свадьбы нельзя было поститься, соблюдать траур или заниматься тяжелым физическим трудом. Иисус подразумевает, что поститься в дни Его пребывания наземле так же неуместно, как и на брачном пиру.     9:16. И снова речь идет о неуместности поста в нынешней ситуации. Старые одежды, вероятно, уже несколько обветшали от стирки.     9:17. Вино хранилось либо в кувшинах, либо в мехах. Старые мехи уже растянулись под действием брожения вина; если их затем наполнить молодым (не забродившим) вином, оно забродит и может разорвать растянутые до предела старые мехи.     9:18—26 Соприкосновение с нечистым: кровь и смерть    Столь поразительное чудо, как воскрешение из мертвых, приписывается в Ветхом Завете Илии (3 Цар. 17:21,22) и Елисею (4 Цар. 4:33—35). Дополнительные сведения см. в коммент. к Мк. 5:21—43.     9:18,19. Начальниками синагоги назывались ее главные служители, которые были известными и уважаемыми членами еврейского общества. Если дело происходит все еще в Капернауме (9:1), то важно подчеркнуть, что среди последователей Иисуса могли находиться и этот человек, и члены общества с сомнительной репутацией (9:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010