И, проще говоря, всякое занятие становится предлогом для войны сего лукавого беса. Итак, оказывается тщеславный монах работником без воздаяния. Поскольку труд понес, а оплаты не получил. «Потому что тщеславие губит награды за добродетели. И так же как бросок камня не достигает неба, так и молитва человекоугодливого не взойдет к Богу. Муж же разумный скрывает сокровище и труд добродетели; смышленый монах подражает пчеле: снаружи облетает цветы, а внутри делает соты. Не продавай трудов твоих славе человеческой, не предавай будущей славы своей ради дешевой похвалы. Ибо слава человеческая в прах вселится (ср. Пс. 7:6), и молва о ней затухает. Слава же добродетели пребывает вовек». Посему мы, возлюбленные, не допустим, чтобы страсть сия господствовала над нами, боясь говорящего: яко Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6). А лучше, последуя апостольскому слову, искренне скажем: У людей ли я ныне ищу благоволения или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1:10). И еще говорит: так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой (1 Фес. 2:4-6), ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10:18), как говорит блаженная Анна Самуилова: да не хвалится мудрый мудостию своею, и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но еже разумети и творити суд и правду (Иер. 9:23-24). Царь же Езекия, гонясь за славой человеческой и одержимый радостным возбуждением, показал халдеям сокровища свои (4 Цар. 20:13). И послал Господь Исаию к нему, говоря: Се, дние грядут, взята будут вся, яже видеши, в Вавилон (4 Цар. 20:17). Как сейчас и с нами произошло. Ибо мы растолстели и стали отвержены (ср. Втор. 32:15), [Col. 1569] и потому предал Господь халдеям силу нашу и Честной Крест, и святыни наши опустели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Вермильо, Джузеппе (?), нач. 1580-х-1675 (?) Апостолы Иаков Младший, Петр, Павел, Иоанн, Фома, ... Почему Христос говорит апостолам не приветствовать на пути людей? Объясняем, какой интересный факт за этим стоит 2 мин., 07.06.2023 В десятой главе Евангелия от Луки Иисус Христос, собрав апостолов от семидесяти, отправляет их на проповедь и дает в том числе такое наставление: не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте (Лк 10:4). Почему же Господь запрещает апостолам приветствовать тех, кто повстречается им на пути? Разве не нужно и этим людям нести свет Евангелия? Дело в том, что приветствия восточных народов, населявших в том числе и Иудею, представляли собой целую церемонию, включавшую в себя многократные пожелания благополучия человеку и всему дому его: и скажите так: «здравствуй, мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему…» (1 Цар 25:6). Восточные приветствия предполагали также неоднократное пожатие руки, объятия и поцелуи: Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился ему, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер (Исх 18:7). Далее могли последовать расспросы о здоровье самого путника и его семьи, его доме и занятиях. Так могли приветствовать друг друга не только знакомые, но и чужие люди. Сознательное уклонение от этой традиции встречается уже в Ветхом Завете. Пророк Елисей, посылая своего ученика Гиезия воскресить сына вдовы самаритянки, так наставлял его: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему (4 Цар 4:29). Христос же говорит апостолам, что им не следует тратить время на праздные разговоры, поскольку дело их срочное: им нужно спешить рассказать людям о пришествии Спасителя. Они — посланники, гонцы, а гонцы по традиции освобождались от необходимости церемониально приветствовать тех, кто встретится им на дороге.

http://foma.ru/pochemu-hristos-govorit-a...

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия. Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир? По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

http://pravicon.com/info-1575

4. ибо прежде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царём Ассирийским. 3–4. Имя сына пророка Исаии тожественно с изречением, написанным на доске (ст. 1), и толкование того изречения, естественно, должно относиться и к этому имени. Умение назвать отца и мать в ребёнке есть первое проявление способности говорить, наступающее обыкновенно приблизительно к концу или по истечении первого года жизни ребёнка. – буквально перевод евр. глагольной формы, которая в настоящем случае точнее должна быть переведена безличным глаголом: «понесут». Сил: соответствующее евр. слово значит не столько нравственную силу и значение, сколько материальное имущество, богатства, сокровища (русск. перевод). Ст. 5–8. Предвестие о нападении ассирийского царя на Иудею – за измену некоторых иудеев своему отечеству в пользу царей сирийского и израильского. И прилож Гдь глати ко мн гл: 5. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал ещё: Понеже не восхотша воды тисе, но восхотша имти Рассна и сна цар над вами, 6. за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 5–6. «Вода» в такой жаркой стране, как Палестина, могла быть и была понятным символом благовременной и особенно нужной помощи (ср. толков. Иер.2:18 ). «Вода Силоамля (в источнике и пруде на юго-восточной стороне горы Сиона и на южной горы Мориа, по Неем.3:15 у царского сада) для иерусалимлян, для иудеев вообще, означала домашнюю, отечественную их помощь и силу, на которую они могли надеяться, именно царей из дома Давидова, которому обещана вечная милость Божия и непоколебимое царство ( 2Цар.7:16 ). Такое значение первой половины ст. подтверждается и сравнением её с половиной второй, где – в соответствие «воде Силоамли» первой половины – прямо называются цари: сирийский Расснъ (Алекс. Ραασσν; Ват. Компл. Альд. Ρασσν, ср. примеч. к толков. Ис.7:1 ) и израильский Факей (ср. там же.). Словами: восхотша имти... цар над вами – прямо и решительно указывается на существование в Иерусалиме в первые годы царствования Ахаза партии, готовой признать гегемонию Сирии и израильского царства над Иудеей. Менее решительно, но очевидно та же мысль выражается и в русск. с масор. т. переводе: и восхищается (народ этот) Рецином и сыном Ремалииным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   – Отче, не уходи никуда сегодня: сейчас ко мне придут забрать меня.    Пришло время, когда старец обычно уходил, и он говорит ученику:    – Не придут сегодня, чадо, они ведь и так уже опоздали.    – Нет-нет, — отвечал тот, — придут непременно.    И с этими словами он почил. Когда старец увидел это, он стал плакать и сказал:    – Горе мне, чадо! Много лет я здесь живу в нерадении, а ты в короткий срок одним терпением спас свою душу.    И с тех пор он образумился и стал опытным монахом.    Братья, ученики не должны быть непослушными и прекословить своим учителям о Господе, но должны выказывать всевозможное смирение пред Богом и людьми. Если же случится так, что воспитатель на словах учит добродетели, а на деле о ней небрежет, то не дадим сатане развратить нашу душу по одной лишь этой причине. Вспомним Того, Кто сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф 23. 1-4).    И апостол Петр призывает нас: «Повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет 2. 18-23). Есть у вас, братья, и другой пример смирения — пророк Самуил: он не возвысил своего сердца перед священником Илией, даже когда услышал о нем столь грозные слова Божий, но смиренно оставался у него в послушании (1 Цар 3. 1-21).    Любезные братья, станем достойными нашего спасения! На любые слова, какие бы мы ни услышали, будем готовы ответить покаянием, особенно если это слова того, кто поставлен над нами от Господа. Как вода тушит огонь, так покаяние гасит гнев и укрощает дух. Пусть будет тебе примером пятидесятник, пришедший к Илии: своим смирением он умилостивил пророка — спасся сам и все, кто был с ним (4 Цар 1. 9-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства. В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, — это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения Господь указывает Апостолам, на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы «Ему служили»;»но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих.» «Многие» названы здесь вместо «всех.» Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («апалитросин»), ценою Своих крестных страданий и смерти. Исцеление Иерихонских слепцов (Матф. 20:29-34; Марк. 10:46-52; Луки 18 35-43). Иерихон был большой в то время иудейский город в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и в 7 верстах к западу от Иордана, город важный по историческим воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3:16). Это был первый, чудесно взятый евреями город (Нав 6:20). Здесь были потом пророческие училища (4 Цар. 2:5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2:21). Окрестности отличались роскошной растительностью и превосходным климатом, но далее, по дороге к Иерусалиму лежала скалистая мрачная пустыня, в которой обитали дикие звери и разбойники. Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиордансткую область Перею, «за Ним следовало множество народа,» подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Сидевшие при дороге и просившие милостыню слепцы начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Это восклицание свидетельствовало о живой вере их в Иисуса Христа, как в Мессию. Народ заставлял их молчать, чтобы они не беспокоили Иисуса Христа, вероятно потому, что Господь в это время говорил какое-то поучение народу. Господь спросил их, чего они хотят от Него, и получив ответ: «чтобы открылись глаза наши,» прикоснувшись к очам их, исцелил их от слепоты, после чего они пошли за Ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Дважды храм грабили вавилоняне, при пленении Иехонии в 604 году до н. э. (см. 4 Цар 24:13) и вторично при окончательном разрушении города в 586-м при царе Седекии (см. 4 Цар 25:13–18). Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад (Плач 1:8). Важная деталь, отличающая богословие истории в Ветхом Завете от богословия, например, Месопотамии. Грех — первейшая причина бед и несчастий, постигающих как отдельного человека, так и целые страны и города. В схожих плачах об Уре или Ниппуре города разрушаются по воле богов, но чем мотивирована эта воля — тексты не сообщают, более того, гнев высших божеств Ану и Энлиля иррационален, непонятен даже для божеств разрушаемых городов, как в случае с Уром — для Нингаль, его покровительницы. Здесь же история развивается в определенном русле благословений и проклятий, известных по Книге Второзакония. На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!» (Плач 1:9). «Нечистота на подоле» — в образах блудодеяния, оскверненной женщины пророк описывает Израиль, презревший свою первую любовь — Бога Авраама, Исаака и Иакова — и пошедший в след богов иных. Отношения избранного народа и Яхве описаны в Завете как отношения супругов. Муж тяжко оскорблен своей прелюбодейной женой. Сетования от лица Бога озвучивает пророк Иезекииль — Бог, напомнив в образах ухаживания и брака о всех благодеяниях Израилю, говорит о нем: Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить… хлеб Мой, который Я давал тебе… ты поставляла перед ними (идолами) в приятное благовоние (Иез 16:1, 19). В своем безумии возлюбленная Яхве делала вещи и пострашнее: И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было блудодействовать? Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их через огонь (Иез 16:20–21). Грех идолослужения был усугублен человеческими жертвами, ненавистными Творцу жизни.

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

Для Илии нарушение закона и справедливости были оскорблением Бога. Вера в его лице становится защитницей социальной правды. Этот мотив будет углублен и развит великими пророками-писателями. 3. Пророк Илия в годы голода (3 Цар 17). Финикийские летописи упоминают о голоде, который свирепствовал в Сирии в правление Этбаала (И. Флавий. Против Апиона, 8,13,2). Засуха опустошила и Ефрем. Сам царь вынужден был скитаться по стране и поисках корма для своих лошадей. Пророк Илия объяснил это бедствие тем, что царь и народ допустили служение Ваалу-Мелькарту. Илия действовал не один. Его поддерживали Сыны Пророческие, которые ходили по городам и весям Израиля, грозя карой за отступничество. К ним примыкала и община рехавитов, которые в знак протеста против ханаанских обычаев отказывались от вина и жили в шатрах. Их проповедь вызвала гнев Иезавели. Она начала яростно преследовать пророков: часть из них была схвачена и убита, часть — скрыл у себя набожный царедворец Авдий. Пророк Илия, по повелению Божию, удалился в пустыню к потоку Хорафу (Заиорданье), где Господь чудесно питал его, а когда поток высох, Илия ушел в Финикию. Там он жил в Сарепте у бедной вдовы. Он спас ее от голода и воскресил ее умершего сына. Библия подробно останавливается на этих событиях, поскольку они указывают, что милосердие Божие распространяется и на иноплеменников. Доброта финикийской женщины, приютившей Илию, угодна Богу, хотя она и не принадлежит к избранному народу. На это обратит внимание и Христос Спаситель, обличая маловерие назарян. «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк 4,25-26). 4. Жертвоприношение на горе Кармиле (3 Цар 18). Когда срок вразумления истек, Илия появляется перед Ахавом и на его вопрос: «Ты ли это — смущающий Израиля?» — отвечает: «Не я… а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Пророк предлагает созвать народное собрание, чтобы люди окончательно решили: кто истинный Бог — Мелькарт или Ягве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

И что еще, говорит, скажу? ведь недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (см.: Суд. 7: 1, 7), и Вараке, верой своей победившего войско Сисара (см.: Суд. 4: 7), и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиной челюстью тысячу человек (см.: Суд. 15: 15), и Иеффае, который своей верой разрушил 22 города Аммонитских (см.: Суд. 11: 33), и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (см.: 1 Цар. 17: 4), и Самуиле, который своей верой победил Филистимлян (см.: 1 Цар. 7: 10), и о других пророках» . Так, мы видим, что «в глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы» . Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором при­зван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» . Священное Писание во многих местах дает указание для полководца, собирающегося вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11). На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается и Господь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31) Святитель Григорий Двоеслов так говорит об этом изречении: «Царь против царя, равный против равного, идет на войну, и однако же, если сознается, что он не может противостоять, то отправляет посольство и просит мира.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Тление Как и любое патологическое состояние, грех, саморазвиваясь, запускает все новые и новые порочные круги. Человек, отпадая от Бога, получает «кожаные ризы» – тленность тела, несущую в себе, согласно преподобному Иоанну Дамаскину, естественные страсти: «Естественные же и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь вследствие осуждения за преступление, каковы – голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от коей – пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям». Однако Господь даже смертность человека обратил во благо. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно . (Быт. 3. 22). Смерть, таким образом, является профилактикой вечности зла. Освобождение Итак, человек после грехопадения и до пришествия Спасителя находился под властью смерти. Даже чудесные воскрешения, совершенные пророками Илией (3 Цар. 17, 17–24) и Елисеем (4 Цар. 4, 32–37; 13, 21) лишь подчеркивали ужас смерти. Лишь праведникам Еноху и Илие как величайшая награда явилось телесное взятие на небеса. И хотя пророк Иезекиль прямо указывает на Воскресение мертвых (Иез. 18, 4; 20), ветхозаветный человек отделен от Бога непреодолимой стеной греха. И лишь воплощение Бога Слова избавляет человека от греха и, соответственно, от смерти. Господь Иисус Христос, воплотившись, воспринял всю человеческую природу, кроме греха. «В нем нет греха» (1 Ин. 3,5). «Победитель диавола – Человек, будучи Богочеловеком, приял только корень (т.е. самое лишь естество) человеческого рода, но не и грех, будучи единственным, Который не был зачат в беззакониях, и не во грехах чревоносим…», – пишет святой Григорий Палама. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Мы исповедуем…, что Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти человека… чтобы все освятить».

http://pravmir.ru/dolzhnyi-li-myi-umirat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010