492 На основании исследования цикла мартириев и сопоставления действующих лиц Галтье составил генеалогическую таблицу семьи Виктора (Е. Galtier, Contribution á l’étude de la litterature arabe-copte.– Bulletin de l’lnstitut francais d’Archfeologie orientale, t. IV, Le Caire, 1905, c. 127–140). Василид, отец Макария Антиохийского (также мученика) оказывается братом матери Виктора. Таким образом, дочь Василида, которую Роман прочит в жены своему сыну, является двоюродной сестрой Виктора, а Макарий – двоюродным братом. Все три стратилата, Роман, Василид и Эвий, упоминаются в мартирии Апаиуле и Птелеме (Е. А. Е. Reymond, J. W. В. Barns, Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices, Oxford, 1973). 495 Экседра – в римских домах зал, выходящий в портик или перистиль, а также вообще помещение, во всю ширину открытое в большее, закрытое помещение. В нашем тексте экседра имеет двери с запором. По-видимому, значение этого термина впоследствии стало шире, и он стал обозначать просто отдельную комнату, возможно, выходящую в портик или большее помещение. В арабском это слово передается словом гурфатун, " комната». 502 Для снабжения армии и чиновничества с населения собирались специальные подати натурой (хлеб, вино, мясо, растительное масло, дрова, одежда; последняя – до V в.) и деньгами. Солдаты в среднем получали одну аннону (в пересчете на деньги примерно 12 солидов в год; солид – золотая монета весом 4,55 г). Августалий Египта получал 50 аннон, дук Ливии при Анастасии (491–518)-40. Виктор получал 60 аннон, будучи первым после трех соправителей императора. Как государственный преступник он должен был получать одну аннону, «чтобы он не умер». Однако Виктор не пользовался этим содержанием, потому что «аннону берут (у населения) силой», и за это также был обвинен. 503 Указанные действия в храме были функциями иеродулов. Роман исполнял обязанности простого служителя храма по обету, в благодарность за рождение сына. 508 Армений, наместник императора, правитель Нижнего Египта (с центром в Ракоте, Александрии), упоминается во многих мартириях. Он назы вается также и духом, и комитом, и игемоном, как и Евтихиан, правитель Верхнего Египта, о котором говорится ниже. Комиты (откуда впоследствии произошел титул «граф»)- «спутники» римских императоров, почетный титул высших должностных лиц. Дук (откуда произошел титул «герцог»)- верховный представитель военной власти, он же игемон («правитель»), стратилат («полководец»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Сведения об этом содержатся в «Книге предупреждения и пересмотра» ал-Мас‘уди (Мас‘уди/Танбих. С. 184). 75 Фема (араб. и " мал) – провинция, административный округ. Фемное устройство складывалось в Византии в VI–IX вв.; границы фем изменялись на протяжении времени. 76 Тафила – фема Тафдос; однако есть мнение, что это – Фракия (Ибн Хордадбех 1986. С. 281–282. Примеч. 88). 77 Византийский император Анастасий I (491–518) соорудил около 512 г. стену длиной 75 км, начинавшуюся в 50 км от Константинополя у Черного моря и тянувшуюся до Мраморного моря. Она называлась Длинными стенами. 78 Хотя большинство исследователей идентифицируют эту фему с Фракией, есть предположение, что это – фема Диррахия (Ибн Хордадбех 1986. С. 282. Примеч. 89). 82 Ал-Джарби – северное наместничество Халифата, включавшее, помимо Азербайджана, Арминию, ал-Джазиру (Верхнюю Месопотамию), ас-Сугур (арабо-византийскую пограничную область) и ряд прикаспийских территорий. 83 Арминийа – область Закавказья, входившая в состав Северного наместничества Халифата, образованного в начале VIII в. после походов полководцев Хабиба ибн Масламы и Мухаммада ибн Марвана. Арабская администрация, вслед за Сасанидами, делила провинцию Арминию на четыре части, которые в разные годы охватывали разные территории. В целом провинция занимала территорию гораздо большую, чем собственно Армения (Тер-Гевондян 1977). 84 Азербайджан – области восточного Закавказья, завоеванные арабами в 639–643 гг. при халифе Умаре и входившие в VIII–IX вв. в состав Северного наместничества Халифата. 85 В. Ф. Минорский (Hudud. Р. 391) считает ал-Бабр вполне реальной областью, которая располагалась в горах между Ардабилом и Занджаном и называлась Тароном и Халхалом. Он полагал при этом, что вместо ал-Бабр следует читать ал-Хир, аргументируя аналогичными данными ал-Бируни. Следует отметить, однако, что графически схожее название, с неверно проставленными диакритическими знаками, встречается в географическом разделе трактата ал-Фаргани (см.: 1.1.2). 86 Ат-Тайласан – область на юго-западном побережье Каспия; возможно, это арабская передача этнонима «талыши» (перс, талышан), от которого происходит топоним «Талышские горы» (Hudud.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее сохранилось большое число византийских версий именно этого сочинения и множество его средневековых переводов. Экзотические животные вызывали интерес у Тимофея из Газы (ок. 491–518 гг.), автора поэмы из четырех книг, смеси зоологии и легенд, основанных на Аристотеле, Плутархе, Оппиане, Элиане. В девятой книге своей «Христанской Топографии» Косьма описывал животных Эфиопии, Индии и Цейлона. Но куда больше ромеев интересовали практические знания о животных и сведения о растенях применительно к агрикультуре, скотоводству, садоводству, медицине, фармакологии или кулинарии. Именно на это были направлены «Геопоники», советы по сельскому хозяйству, и «Иппиатрики», анонимные трактаты по ветеринарии, лечению лошадей, иногда снабженные иллюстрациями. Многие магические тексты касались растений, как, например, «Кираниды» – собрание магических рецептов III-IV вв. Описание растений присутствовало также в сочинениях по соблюдению диетического режима, подобных созданным Михаилом Пселлом и Симеоном Сифом в XI в. Это просвещенное время вызвало также повышенный интерес к описанию животных, четвероногих, птиц и рыб, что косвенно связано с основанием василевсом Константином IX Мономахом (1042–1055 гг.) зоопарка в Константинополе. Во всяком случае, Михаил Атталиат тщательно описал слона и жирафа, доставленных туда. Позже, около 1320 г., поэт Мануил Фил написал поэму с характеристиками реальных и фантастических животных, основанную на сочинении Клавдия Элиана (II в.). В XV в. к этому добавились ставшие особенно популярными трактаты об охотничьих собаках и соколах. Ромеев также больше интересовали практические аспекты применения химии в металлургии, производстве тканей, медикаментов, стекла, хотя им были известны сочинения Страбона, философа и ученого III в. до н. э., который заложил основы химии как предмета теоретического изучения и объяснял химические процессы через соединение или разъединение веществ. Но куда сильнее волновали магические загадки алхимии, связанные с превращением веществ, добычей сказочных лекарств, причем составлять трактаты на эту тему иногда случалось даже таким императорам, как Юстиниан Великий или Ираклий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно заметить, что и на мелкие сочинения по церковной истории было обращено внимание латинских переводчиков, и эти переводы для нас ценны, – особенно потому, что греческие оригиналы некоторых трудов с течением времени были утрачены. Известно, например, что хроника Ипполита, затерянная в греческом тексте, уцелела в латинских переводах [в двух так называемых «Librigenerationis» и «Excerpta latina barbarí»] 43 . Часто эти переводы буквальны до последней степени. В этом отношении любопытны «Excerpta latina barbai», «Латинские извлечения варвара», т.е. вполне сохранившийся латинский перевод (вероятно, ок. 491–518 гг.) вполне затерянной греческой хроники, писанной каким-то александрийцем ок. 400 г. 44 . «Excerpta barbai» названы так Скалигером ввиду варварского перевода и грубой обработки. Доказательством этого может служить такое место: ille solis sonfixus est ab acheis=τ λιον [ λιος] λω [принято за dativus от λος гвоздь] π τν χαων; solis exterminatio=λου κπρθησις; т.е. вышло, что солнце было прибито ко кресту гвоздями руками ахеян. Несообразность эта объясняется тем, что слово «Троя» – λιον – было принято за слово «солнце» – λιος, которые в греческом языке произносятся одинаково, а пишутся различно. Здесь, очевидно, дело идет о взятии ахеянами города Трои, а вовсе не о солнце, как это принял переводчик, не знавший в совершенстве греческого языка. Хроника эта, несохранившаяся на греческом языке и дошедшая на латинском, имеет значение для установления текста хроники Евсевия. [Libri generationis и Excerpta barbari вместе с греческой реконструкцией издал С. Frick, Chronica minora. Vol. I. Lipsiae 1892, также Th. Mommsen в Monumenta Germaniae historica. Auctores antiqu. T. IX. Chronica minora. Vol. I. Berolini 1892]. Следует применить также сохранившуюся (не вполне) лишь в латинском тексте и сполна утраченную в греческом «Historia acephala», писанную до 412 г., [ed Maffei 1738, Sievers в Zeitschrift für historische Theologie 1868, Batiffol в Mélanges Cabrières, t. I. Paris 1899].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   К счастью, богословие Псевдо-Дионисия практически никак не повлияло на такие важные тексты, как Крещальная молитва и Евхаристический канон. Главным образом оно послужило разработке и истолкованию чрезвычайно богатых украшений, которыми Византия теперь стала обрамлять верховенствующие сакраментальные действа христианской веры, не меняя сердца, самой сути таинств, благодаря чему оставалась открытой дверь перед подлинным литургическим и сакраментальным богословием, которым по-прежнему могло вдохновляться главное течение византийской духовности.    Иным очень важным литургическим новшеством V и VI вв. явилось масштабное внедрение гимнографии эллинистической природы, В раннехристианских общинах церковные песнопения ограничивались Псалтирью и некоторыми иными поэтическими отрывками из Писания, гимнов было сравнительно мало. В V-VI вв. возникла нужда в большей литургической торжественности (образцом чему часто служил придворный церемониал) в больших городских церквах и стала неминуемой эллинизация Церкви, в связи с чем оказался неизбежен приток новых поэтических сочинений.    Монашеские круги встретили этот прилив новой поэзии мощным сопротивлением. Монахи считали, что нельзя менять применявшиеся в Литургии тексты из Библии на стихи, сочиненные людьми, но сопротивление это со временем иссякло. На самом деле в VIII и IX вв. именно монахи взяли на себя ведущую роль в гимнографическом творчестве.    Но еще в VI в. религиозная поэзия Романа Сладкопевца воспринималась в Константинополе как революционная. Что касается образцов, которым следовал Роман в своем музыкальном и поэтическом творчестве, то они происходили, по большей части, из Сирии, где к этому времени сочинение религиозных стихов приобрело большую популярность благодаря деятельности Ефрема († 373).    Уроженец Эмеса, Роман прибыл в Константинополь при Анастасии (491—518) и вскоре завоевал великую славу сочинением своих kontakion (кондаков). Исходя, как правило, из какой-то библейской темы либо превознося библейский персонаж, кондак представлял собой по сути проповедь, в которой соблюдался стихотворный размер. Регент хора пел или произносил речитативом строфы кондака, а все собравшиеся в храме подхватывали простой рефрен. В построении кондака выдерживалась единообразная форма: за кратким вступлением следовал ряд поэтических строф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7. Блок А. А. О назначении поэта.//Блок А. А. Собр. соч.: в 6 тт. Т. 5. С.518-525. 8. Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний.//Блок А. А. Собр. соч.: в 6 тт. Т. 5. С. 31 -59. 9. Блок А. А. Творчество Вяч. Иванова//Блок А. А. Собр. соч.: в 6 тт. Т. 5. С. 5 -16. 10.Бекетова М. А. Александр Блок. Пг, 1922. С. 107 11.Блехман М. Загадка Александра Блока.//БЕГ (Безопасный город). 11, 2011. С. 28 - 59 12.Блок без глянца/сост. П. Фокин и С. Поляков. СПб.: ТИД Амфора. 2008. - 430 с. С. 357-358 13.Буслаев Ф. И. О влиянии христианства на славянский язык//Буслаев Ф. И. Исцеление языка. Опыт национального самосознания. Работы разных лет. СПб: Библиаполис, 2005. С.9 - 123. С. 37. 14.Гаген-Торн Н. И. Воспоминания об Александре Блоке//Блоковский сборник II. Труды второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока. Тарту, 1972. С. 444-446. 15.Жирмунский В. М. Поэзия Александра Блока. Пб, 1922. С. 34-35. . С. 6. С. 39.См. также: Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. С. 323 - 354. 16.Иванов Е. П. Воспоминания об Александре Блоке (Публикация Э.П. Гомберг и Д. Е. Максимова).//Блоковский сборник. Тарту, 1964. С.362 - 388.С. 378. С. 363. 17.Иванов Е. П. Записи о Блоке (незавершенный вариант около 1940 г.)//ИРЛИ. Ф. 662. Ед. хр. 86. Л. 27 об. 18.Иванов Е.П. Воспоминания 1935-1936 гг. Рукопись.//ИРЛИ. Коллекция М. С. Лесмана. Ф. 662. Оп. 2. Л . 85, 85 об. 19.Иванов Евг. Всадник (Нечто о Петербурге).//Белые ночи. Пб: изд-во товарищества Вольная типография, 1907. С. 75-76. 20.Иванов Е. П.. Дневник.//ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Тетр. 19. Л. 110 об. тетр.3, л.30 21.Иванов Е. П. Речь о Блоке. Черновик .(1919).//ИРЛИ. Ф. 662. Оп. 1, ед. хр. 85. 22.Иванова С. В. Флаг как воодушевляющий символ (к семантике образа Христа с флагом).//Временник Зубовского института. Вып. 6: Грозное время. Война в зеркале человеческого восприятия. СПб: РИИИ, 2011. С.9 -17. С. 14 23.Луначарский А. В. Собр. соч. в 8 тт. Т. 1. М., 1953. С. 491. 24.Максимов Д. Александр Блок и Евгений Иванов.//Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 года. Тарту, 1964. С.344 -361. С. 349.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Одним из могущественных варварских вождей был Теодорих Великий , предводитель остготов, много лет пребывавший как заложник в К-поле. Имп. Зинон предложил Теодориху устранить кор. Одоакра, которого незадолго до этого признал правителем И., и принять власть над И. В 489 г. остготы вторглись в И. и в битве при Вероне нанесли армии Одоакра сокрушительное поражение. Под контролем Теодориха, на службу к к-рому перешла большая часть войск Одоакра, оказалась почти вся И., за исключением Равенны. В 490 г. Теодорих осадил Равенну, к-рую ему удалось захватить лишь через 3 года, после того как Одоакр был предательски убит. Многочисленные стычки между противоборствующими сторонами вызвали отток населения из Сев. Италии в Рим, где папской администрации пришлось решать проблемы, связанные с недостатком в городе продовольствия. О сопротивлении готам значительной части населения И. свидетельствует указ Теодориха о лишении гражданских прав тех, кто поддерживали Одоакра (указ был отменен по просьбе епископов Епифания Тицинского и Лаврентия Медиоланского). Остгот. завоевание И. не привело к переделу земельной собственности, т. к. готы получили земли, отнятые у варваров Одоакра, а в случае недостатка земельных владений им передавалась часть налоговых поступлений с тех земель, к-рые оставались в руках римлян. Готы селились в основном в Сев. Италии и близ Равенны, к-рая стала столицей королевства (что отвечало необходимости защищать Апеннинский п-ов от вторжений с севера). Теодориху, т. о., удалось решить проблему наделения войска землей без проведения конфискаций и завоевать расположение рим. населения. Кор. Теодорих. Миниатюра из рукописи. 1176–1177 гг. (Leiden. Universiteitsbibliotheek. Vul. 46. Fol. 1v) Кор. Теодорих. Миниатюра из рукописи. 1176–1177 гг. (Leiden. Universiteitsbibliotheek. Vul. 46. Fol. 1v) Отношения Теодориха с правителями Вост. Римской империи оставались напряженными. Имп. Анастасий I (491-518) медлил с признанием Теодориха, и тот в 493 г. без участия К-поля был объявлен королем (rex).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

медальонов с изображением Теодориха и легендой, в к-рой король именовался «благочестивый принцепс, вечно непобедимый» и «победитель народов». После восшествия на престол имп. Юстина I (518-527) и завершения акакианской схизмы отношения между Византией и Остготским королевством улучшились; император, король остготов и Римский папа Гормизд (514-523) обменялись посольствами. В 519 г. имп. Юстин I назначил консулом Эвтариха, зятя остгот. короля, а на 522 г. предоставил Теодориху право назначить обоих консулов (были назначены рим. сенаторы Квинт Симмах и Северин Боэций). Путем династических браков Теодорих стремился создать на территории бывш. Зап. Римской империи своего рода конфедерацию варварских правителей во главе с остготами. Вскоре после победы над Одоакром Теодорих женился на Аудефледе, сестре кор. франков Хлодвига; впосл. он выдал дочерей замуж за короля вестготов Алариха II и за Сигизмунда , сына бургундского кор. Гундобада. Позднее Теодорих способствовал браку племянницы Амалаберги (она вышла замуж за короля тюрингов) и усыновил некоего вождя герулов. Кассиодор сообщал о посольстве к Теодориху эстов, населявших юго-вост. побережье Балтийского м. В 491 г. остготы установили контроль над Сицилией. Остававшаяся в руках вандалов крепость Лилибей на зап. побережье острова отошла остготам ок. 500 г. как дар короля вандалов Трасамунда по случаю его женитьбы на Амалафриде, сестре Теодориха. В результате заключенных династических браков и военных экспедиций Теодорих стал самым могущественным правителем на Западе. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. В последние годы правления Теодорих изменил политический курс. В источниках (сочинения Иордана, Анонима Валезия) завершение «счастливого» правления Теодориха датируется 523 г., поворот короля к более жесткой политике связывается как с внешнеполитическими неудачами, так и с внутренними проблемами Остготского королевства. В это время скончался зять Теодориха, Эвтарих, предполагаемый наследник престола; др.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

– «Отдай имение твоё нищим», – заповедуется нам в Евангелии Христовом, – отвечала правителю Анастасия, – ты же богат и тебе не следует пользоваться достоянием нищих. Разве не безумен был бы тот, кто пищу, необходимую для насыщения голодного, предоставил бы пресыщенному сластолюбцу? Вот, если бы я увидала тебя алчущим и жаждущим, или больным, то сделала бы для тебя всё, что повелел нам Христос: и накормила бы, и напоила бы, и одела бы, и посетила бы, и послужила бы, и помогла бы доставить тебе все необходимое... Но недоступны были пониманию язычника рассуждения христианки; раздражённый её несогласием выкупить свою свободу, он решился уморить её голодом. Однако же два раза по тридцати дней оставаясь без пищи, она томилась, но не умирала. Святая мученица Феодотия посещала её в сновидениях и, беседуя с ней, не земной отрадой наполняла душу Анастасии и подкрепляла её.... Наконец, решено было потопить мученицу в море, и вот её, вместе с другими 120-ю осуждёнными за различные преступления, между которыми, впрочем, был и один христианин, по имени Евтихиан, посадив в лодку с просверленным дном, вывезли в море. Отплыв на значительное расстояние, воины, сопровождавшие обречённых на гибель, пересели в другую, запасённую ими лодку и возвратились на берег. Между тем, и лодка, переполненная преступниками, держалась на воде... У руля увидели женщину, в которой многие признали мученицу Феодотию: она направляла лодку к берегу, и обречённые на потопление были спасены... Все они были поражены этой несомненной помощью свыше и уверовали в Бога, творящего чудеса, о Котором поведали им Евтихиан и Анастасия, от которых и приняли все эти люди немедленно св. крещение. Но не был тронут правитель и поразительной вестью об их чудесном спасении и, снова захватив всех 120 человек, осуждённых на казнь, предал их различным истязаниям, уже как исповедников Христа. Анастасию распяли между четырьмя столбами и развели огонь, чтобы её сжечь, но, прежде чем пламя успело её охватить, она скончалась среди мучений. – Это было – по одним показаниям – в 290-м г., по другим – в 304-м г. – Неповреждённые останки мученицы приобрела благочестивая христианка Аполлинария и предала их погребению. Впоследствии были они перенесены в Константинополь и покоились в храме, построенном во имя её императором Декором (491–518) 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В «Хронографии» Феофана все даты приведены по Александрийской эре, ведущей летоисчисление от сотворения мира. Здесь эти даты переведены в привычные для современного читателя – «н.э.», т.е. от Р.Х. 304 По сведениям Зосима (V – начало VI в.), жили в Приазовье, откуда нападали на империю в 322 г. Аммиан Марцелин, Орозий, Иордан сообщают о сарматах за Дунаем, нападавших вместе с квадами. Готы в Северном Причерноморье – со 2-й пол. II в. Вестготы – в Валахии, Молдавии и совр. Бессарабии, остготы – на востоке от Днестра до Дона. 308 Арий – родоначальник ереси, названной по его имени арианством и осужденной на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Готы исповедовали арианство. 313 Савиры происходили из Западной Сибири, между Уралом и Алтаем, вытесненные аварами, расселились на севере от Кавказских гор. С VI в. воевали то на стороне империи, то на стороне сасандиского Ирана, как в данном случае. 327 Внешняя стена Константинополя, построенная ок. 512 г. императором Анастасием I (491–518). Иначе называлась Длинными стенами. 336 Предводитель одного из племенных союзов дакийских славян. Предполагается славянская этимология его имени. 347 Гепиды, восточногерманское племя, обитало в междуречье Савы, Дравы и Дуная; с 567 г. подвластны аварам, хотя ранее (с сер. V в.) были федератами империи. 375 Херсон – совр. Херсонес в Севастополе; «климаты» – Крым. На самом деле, Максим был сослан в Лазику, где и скончался 13 августа 662 г. 376 «Десять племен», или оногуры, – тюркские племена, расселившиеся в Восточном Приазовье (откуда двигались в Задунавье), в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе. Родственны праболгарам. 388 Византийский император Констант II (668–685), переведший свой двор в Сицилию и убитый в Сиракузах. 389 Хан Куврат созданного военно-племенного союза Великая Булгария в 30-е гг. в Приазовье. Умер в 650 г. 399 Славянское племя (или союз племен), родственное антам, жившим во второй половине VI в. на левобережье Дуная и среднем Днестре. 400 Договор Константина IV с Аспарухом в августе 681 г. фактически институционизировал Первое Болгарское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010