В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

467 Беседа на Послание к Ефесянам , Проповедь 3, P.G. 62, 26. 468 О жизни во Христе , фр. перевод S. Broussaleux. р. 97 (Русс. перев. – М. 1870). 469 До разделения: Рим, Константинополь, Антиохия, Александрия, Иерусалим. 470 См.: Митр. Антоний, Курс пастырского богословия , М., 1909, с. 18. 471 См. цит. соч. о. Николая Афанасьева “Апостол Петр и Римский епископ”. 472 Святой Игнатий, Послание к Магнезийцам, VI, 1. 473 О единстве Церкви , IV, Послание 43, 5. Нил Кавасила говорит: “Петр – это Учитель вселенной, что же касается папы, то он является епископом Рима” (P.G. 149, 704 CD). 474 Святой Игнатий, Послание к Смирнянам , VIII. 475 Послание к Филадельфийцам , 3 и 4. 476 См.: Mgr. Antoine, L’idée moral des dogmes , Paris 1910, libr. H. Welter. 477 Святой Григорий Назианзин, Похвальное слово Василию Великому , Слово 43, § 48, P.G. 36, 560 А. 478 Что значит имя и название христианина (De professione christiana) , P.G. 46. 244 С. 479 Хомяков, Несколько слов православного христианина по поводу западных вероисповеданий , Париж, 1853. 480 Столп и утверждение истины . 481 Евагрий, Сотницы , 6, 10–13. 482 P.G. 36.628 С. Плотиновская эманационная триада позволяет подвергнуть счету Единое, затем Слово и, в-третьих, Душу. 483 P.G. 37, 984–985. 484 Блаженный Августин, О Троице , VIII, 10. 485 Дом Штольц видит здесь усвоение божественной сущности без постановки вопроса о связи человека с каждым из Лиц ( Théologie de Mystique , Chevetogne 1947, p. 246). 486 См.: M. Schmaus, Die psychologische Trinitœtslehre des heiligen Augustinus , 1927. 487 P. Regnon, Etudes des théologie positives sur la Sainte Trinité , I, 433. 488 Дионисий говорит: “πηγα α Θε τις”, “Отец – источник божества” (P.G. 3. 645 В). 489 Это выражение является немеркнущей славой I Вселенского собора. Оно введено святым Афанасием, которого святой Григорий называет “оком вселенной”, т. к. все посредством “ока” (которое есть слово μοο σιος – единосущный) узрели Истину. 490 P.G. 36, 417 В. 491 P.G. 94, 829. 492 PC. 94, 828 D.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

Дуксу Египта Стиле дано было задание силой убрать Тимофея. На сторону властей встали «протерианцы». В сражениях погибли тысячи. Тимофей был арестован и увезен сухим путем сначала в Палестину, а оттуда — в Константинополь. Папа Лев стал опасаться, что с Тимофеем опять начнутся переговоры. Тимофей, однако, сослан был в Гангры, но за продолжение агитации — еще дальше, в наш Крымский Херсонес. Он жил там до 475 г., продолжая много писать против Халкидона, но подчеркивая и отвержение доктрины Евтиха. Православные в Александрии избрали своего кандидата, по имени тоже Тимофей, а по прозванию — фамилии — Бело-шапка (Σαλοφακιολος, Салофакиол). Человеком он был привлекательным. Даже из толпы уличных противников его раздавались возгласы: «Хотя ты и не наш епископ, но мы любим тебя!» Тимофей Салофакиол, зная местные настроения, даже восстановил в диптихах поминание Диоскора. Оппозиция против него возглавлялась Петром Иверийцем, которому поручил свою церковь при изгнании Тимофей Элур. Вся оппозиция Тимофею Салофакиолу держалась тихо. Но временное равновесие было неустойчиво. Перемены на троне вновь вызвали войну. Императоры Зинон (474-491 гг.) и Василиск (475-476 гг.) . 1-е отступление от Халкидонского собора . Император Лeb I умер в 474 г. Ему на смену выдвинули военного авантюриста из исаврийских варваров. Потомки пиратов, исаврийцы, были, наподобие современных курдов, разбойниками на дорогах. Император Лeb I выдвинул их силу против германской опасности, дал их вождю, названному Зиноном, титул патриция и руку своей дочери Ариадны. От этого брака у Зинона родился сын Лeb II, которого император Лeb I провозгласил Августом перед своей смертью. Маленький пятилетний Август возложил на отца корону, и Зинон стал василевсом. Правление Зинона вызвало массу недовольства. И старая императрица Верина, жена покойного Льва I, также носившая титул Августы, выдвинула против Зинона конкурента в лице своего брата Василиска. Зинон бежал в 475 г. на Халки, оттуда — в свою Исаврию. Эта дворцовая революция сильно отразилась на церковных делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1376CD; 1165 ВС; 1168С. 461 См. III 1, 10–11. 462 Иоанн Дамаскин. Беседа 1 на Преображение 12–13: PG 96, 564С–565А. 463 Песнопения вечерни Преображения. 464 Иоанн Дамаскин. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 2. 465 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 466 О небесной иерархии VII 2: PG 3, 208С. 467 См. 1 3, 29. 468 Косьма Маюмский. Канон на Преображение, песнь 9, тропарь 1. 469 Слова из кондака праздника Преображения. 470 Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение 12: PG 96: 564В. 471 Главы богословские и икономические 1, 48: PG 90, 1100D. 472 Слова из седальна после полиелея на утрени Преображения. 473 Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1165D. 474 Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии XV 2: PG 3, 328D–329C. 475 Иоанн Дамаскин. Гомилия на Преображение 7; 10; 12; 15–16: PG 96, 557С; 561D; 564С; 569AB. 476 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 477 Андрей Критский. Гомилия 7 на Преображение: PG 97, 949С. 478 Из богослужения вечерни Преображения. 479 Дионисий Ареопагит. О божественных именах II 7: PG 3, 645A. 480 Там же, V 2: PG 3, 916С. 481 Максим Исповедник. К Марину: PG 91, 268D. 482 Дионисий Ареопагит. Послание 2: PG 3, 1068A–1069A. 483 Выражение Максима Исповедника. 484 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию 22: PG 90, 324А. 485 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1240С. 486 Там же: 1076С. 487 Там же: 1088ВС; 1320В. 488 Василий Великий. Послания 1 4: PG 32, 229В. 489 Неизвестно, кто здесь цитируется. 490 Этот текст, приписываемый св. Максиму также в I 3, 20 и III 3, 13, не обнаруживается в его изданных сочинениях. 491 О небесной иерархии III 3: PG 3, 165A. 492 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 493 См. III 1, 9; 18. 494 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1140А; 1144С. 495 Ср. III 3, 3. 496 Григорий Назианзин. Гомилии, 30, 21: PG 36, 132В. 497 Ср. Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1076ВС. 498 Андрей Критский. Беседа 7 на Преображение: PG 97, 933С. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИЯ [копт. xullaria ; араб.  ,  ; сир.  ], согласно вост. агиографической традиции, старшая дочь визант. имп. Зинона (474-475, 476-491), подвизавшаяся под именем Иларион в Скиту в Египте (пам. копт. 21 тобе (16 янв.)). Сказание об И., по всей вероятности, было записано в Скиту в нач. VII в. на копт. языке. Впоследствии его араб. версия вошла в 2 вариантах, пространном и кратком, в копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.), а также стала источником эфиоп. синаксарного сказания. Существуют сир. версия и 2 др. араб. версии, сохранившиеся на каршуни, а также копт. поэма об И. (см.: Till. 1941). В научный оборот сказание было введено Э. Амелино, к-рый опубликовал фрагмент копт. версии и перевод пространной араб. синаксарной версии ( Am é lineau E. Histoire de deux filles de l " empereur Zénon//Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. L., 1888. N 10. P. 181-206). Фрагменты копт. сказания издавались разными учеными в кон. XIX - нач. XX в. (см.: BHO, N 379). А. Венсинк опубликовал англ. перевод и частично оригиналы всех известных версий сказания (коптскую - в переведенных фрагментах) и попытался определить между ними взаимосвязи, которые, по замечанию П. Петерса, оказались нетипичными для восточной агиографии (AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 72-74; 1922. Vol. 40. P. 247, 260). Полный текст коптского сказания был издан Дж. Дрешером по единственной рукописи IX в. с учетом всех известных фрагментов. Согласно сказанию, И., желая вести монашеский образ жизни, в юном возрасте тайно покинула К-поль и прибыла в Александрию, а оттуда в Скит, где подвизалась под рук. аввы Памво (прп. Памва ). Она жила под именем Иларион-евнух, и ее наставнику лишь спустя 3 года было открыто, что она женщина. Имп. Зинон считал И. погибшей. По прошествии 9 лет его младшая дочь Феописта оказалась подверженной беснованию. Император, не найдя способа ее излечить, отправил девушку в Скит, где она исцелилась по молитвам И. Вернувшись, Феописта рассказала отцу об исцелившем ее монахе и его трогательном к ней отношении. Зинон, смутившись этим, вызвал И. в К-поль, где ей пришлось открыться отцу, предварительно взяв с него обещание, что он отпустит ее обратно в Скит. После этого И. до своей кончины провела в подвигах еще 12 лет. Авва Памво похоронил ее в монашеских одеждах и, открыв братии ее тайну, записал сказание о ее жизни.

http://pravenc.ru/text/389243.html

е. ангелы. 465. Предыдущие троичны созерцали жизнь пресв. Троицы в Ней самой; этот останавливается на отношении Ее к миру, и начинает с ближайшего к Ней ангельского мира. 466. χετεω – умолять о защите или помощи, вообще – умолять. 467. греч.: «Всенепорочная», прим. 200; ср. в 4–6 тропарях просто «Непорочная». 468. прим. 277, 2-е сл. Усиление предыдущего. Так же в 2 и 3 тропарях. Возвращение к теме, особенно в слав. т.: «Пресвятая, Чистая». 469. В двух предыдущих богороднчнах – богословие о воплощении, здесь – молитва, как нередко и в последующих. Молитва на общую тему песни «Чистая». 470. В.К. 86, 568. 471. прим. 54. 433а) В.К. 131, 18. 472. прим. 199. 473. πειρογαμος – у клас. поэтов – незамужняя (о нимфах); у церк. песнописцев оч. частое название Богоматери, слав. «неискусобрачная». 474. обоснование дальнейшего. 475. прим. 277, в превосх. степени. 476. Р.Б. 101, 428. 477. соответственно песни Исаии. 478. прим. 320. 479. прим. 128. 480. Р.Б. 82, 290. 481. Р.Б. 39, 37. 482. Каковы были воздействия благодати Божией на пресв. Деву в течение Ее пребывания во храме, чтобы образовать из Нее жилище Божие, это нам неизвестно (и даже невообразимо, непредставимо), а только одному Богу ведомо. 483. прим. 200. 484. В.К. 45, 120. 485. Р.Б. 50, 82. 486. χωρητος (α – отрицание и отглаг. прилагательное от χορω (от χρος – место, местность) – давать место, входить, вмещать), – невместимый, необъяснимый; слово позднейшее, с христ. писателей. 487. χωρητς – вместимый, занимающий определенное место; см. предыд. прим. 488. Тропарь указывает, как трудно и по законам природы прямо невозможно было стать пресв. Деве «жилищем Божиим». 489. ννοια – размышление, мысль, представление, понятие. 490. В греч. то же слово, что и в пред. тропаре, но слав. усиливает мысль. 491. ξνος – чужой, странный, необыкновенный, неслыханный. 492. τροπος – образ, способ, характер. 493. Р.Б. 60, 169а. 494. Р.Б. 66, 187. 495. Если все выше понимания и природы, то этим обосновывается возможность вмещения Невместимого (предыд. тропарь).

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

Среди прочих в каноническом праве присутствует множество уполномочивающих норм, касающихся компетенции тех или иных лиц или органов церковной власти. Согласно законам св. Юстиниана Великого, епископы наблюдали за отправлением правосудия местными городскими начальниками и соразмерностью преступлению назначенных наказаний (134-я новелла). А 116я и 128я новеллы предписывают архипастырям участвовать в выборах и назначениях городских чиновников, внося ходатайства об увольнении нерадивых лиц. Более того, целые отрасли канонического права представляют собой плагиат римского закона, его прямое и непосредственное использование. Например, исключительно римским правом было урегулировано правовое положение объектов церковной собственности и священных мест. Лишь после этого Церковь, как легитимный субъект гражданско-правовых отношений, получила право приобретать имущество по сделкам с третьими лицами и по завещанию . Другой пример не менее ярок. По древней римской традиции, собственниками храмов в римском праве признавались боги. Развивая эту идею, император св. Юстиниан Великий распространил правовой институт res sacrae на все христианские храмы. Как следствие, единственным субъектом имущественных прав Церкви стал законодательно признаваться Иисус Христос. Это, конечно, имело далекие последствия в части обеспечения неприкосновенности церковной собственности. Знакомый нам на протяжении многих столетий институт самостоятельного имущественного положения приходов также обязан своему появлению римскому праву. Дело заключается в том, что изначально Церковь вообще не знала понятия «приход», единственной привычной «малой» административной единицей считалась епископия. Но уже при императоре св. Феодосии I Великом (379-395) наметилась тенденция имущественного обособления мелких церковных общин. Поскольку имущественная зависимость приходской церкви от правящего архиерея мало сообразовалась с принципами римского права, при императоре Зеноне (474-491, кроме периода 475-476 гг.), за приходами признали права юридического лица, хотя и производного от епископской власти. Эта практика окончательно закрепилась в законодательстве императора св. Юстиниана Великого .

http://bogoslov.ru/article/6028630

Местная школа архитектуры сформировалась на юж. побережье М. Азии. Особенным в планировке было решение алтарной части: апсиду фланкировали пастофории, скрытые за стеной вост. фасада, иногда апсиде предшествовал трансепт (базилика А в Перге, V-VI вв.). Церквей, имевших галереи над боковыми нефами, было мало, беднее по сравнению с памятниками Эгейского побережья выглядело резное убранство, хотя отдельные образцы фасадной пластики имели высокое художественное качество, напр. рельефы на портале зап. базилики Алахан-манастыра (посл. треть V в.) со сценами Вознесения Господня, видения Иезекииля и др. Техника каменно-бетонной кладки стен с рядами крупных отесанных блоков, придававшая образу храма мощь и монументальность, развивалась в Каппадокии и странах Закавказья. Крупнейшей базиликой в регионе была ц. св. Феклы в Мериамлыке (78 ´ 39 м), возведенная при поддержке имп. Зинона (474-475, 476-491), коринфские капители, мозаичные и инкрустированные полы подтверждают предание о строительстве ее мастерами, присланными из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 110). К кон. V в. в Киликии и Исаврии появились короткие базилики с куполом или деревянным шатром на массивном барабане, напр. вост. церковь Алахан-манастыра (80-е гг. V в.), построенная предположительно имп. Зиноном, в центральном нефе к-рой, непосредственно перед алтарем, выделена ячейка, перекрытая деревянным шатром на кубовидном снаружи и октагональном изнутри (с нишами) барабане (6,80 ´ 6,50 м), опирающемся на столпы; боковые нефы и галереи над ними открываются в «подкупольное» пространство тройными аркадами. В этом памятнике неразрывно сочетаются смелость композиционной идеи с массивным обликом кладки и архаическими чертами конструкций. В глубинных районах М. Азии сохранились памятники 3 архитектурных центров. На западе - Иераполь (Памуккале) с мартирием ап. Филиппа, сложной центрической постройкой нач. V в., октагональное ядро к-рой с 8 глубокими прямоугольными рукавами вписано в квадрат, с рядом дополнительных помещений по периметру. Ближе к востоку, в Ликаонии, в местности Бинбир-килисе, большинство храмов - сводчатые 3-нефные базилики, с аркадами на низких колоннах или столпах и галереями над боковыми нефами, выдающими к-польское влияние.

http://pravenc.ru/text/383977.html

472. „Все достойные по Божию всеведению“, ибо „книгою названо ведение Божие“. Феодорит. (Ср. Апок. 20:12). 473. Гр. λαμπρτης — в рус. синод. светила. 474. Самые испытанные уподобляются солнцу, а низшие их звездам (Матф. 13:43; 1 Кор. 15:41). Феодорит. 475. Κα τι — и еще, пользуемся рус. синод. переводом. 476. Гр. μφραξον — слав. загради, букв. запри, заключи. 477. Слав. мн. ч. книги соотв. ед. ч. τ βιβλον, а в алекс. мн. ч. τος λγους — слова. 478. Слав. до времени скончания, т. е. до последнего исполнения пророчеств и конца мира. Срав. 8, 26. 12, 7. 479. Т. е. течения, фарватера. 480. Вероятно Тигра или Еддекеля; см. 10, 4. 481. Оскобленное дополняем по рус. син. перероду. 482. Гр. βαδδν см. 10, 5. 483. См. прим. к 7, 25. 484. Слав. руки соотв. χειρς в XII, лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Златоуста; а в алекс., ват., у Феодор. и др. нет. Разсеяние силы, означает уничтожение могущества и силы народа Еврейского. 485. По аналогии с 13 ст. значить: иди к своему концу, т. е. спокойно умирай, потому что не доживешь до того времени. 486. Слав. аки нет соотв. в гр. и лат. т. 487. Слав. огнем искусятся соотв. πυρωθσι букв. сожжены будут. 488. Открываемого пророчества. 489. См. 7, 25. 8, 11 – 14. 9, 24 – 27. 11, 31. 490. Оскобленное дополняем по рус. син. переводу. 491. Смертным сном. 492. „Так Божественный Архангел чрез пророка Даниила ясно преподает нам учение о воскресении“. Феодорит и Ефрем Сир. 493. По сопоставлению с предыдущей 11 главой, можно думать, что в настоящей 12 главе кратко, схематически, предвозвещается переход членов церкви воинствующей в торжествующую. Здесь страдания членов церкви ветхозаветной, гонения на них, лишения, запрет богослужения и всевозможныя скорби, служат прообразом последних страданий и членов церкви новозаветной. Поэтому справедливо указываемые пророком в 11 и 12 ст. дни 1290 и 1335 блл. Иероним и Феодорит относят ко времени страданий христиан от антихриста. Заканчивающия эти страдания воскресение мертвых и участие в нем Даниила (2 – 3 и 13 ст.) уверяют в том, что в торжествующую церковь войдут страдальцы, разумные, – чада ветхозаветной и новозаветной церкви.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

  II Bceлehckuй собор в Константинополе 381 г . Никео-Цареградский символ. Церковная политика Фeoдocuя I Великого после собора 381-382 гг. Арианство у готов. Арианство на западе. Переходное время от триадологических споров к христологическим. Положение церкви в Малой Азии. Сирия. Антиохия. Попытки ликвидации Антиохийской распри. Иерусалимская церковь. Начальная история монашества. Блаженный Иероним. Оригенистские споры. Государственная обстановка. Св. Иоанн Златоуст. Смута в церкви из-за насилия над Златоустом. Христологические споры. Аполлинарий Лаодикийский. Христология у возражателей Аполлинарию. Антиохийская христология (Диодор Тарсский и Феодор Мопсуестийский). Несторианство. Св. Кирилл Александрийский.   III Bceлehckuй собор 431 г . Открытие III Bceлehckoro Ефесского собора 431 г. Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г. Согласительное исповедание 433 г. Новая полоса борьбы школ антиохийской и александрийской. Феодор Мопсуестийский. Монофизитство. Ефесский Вселенский собор 449 г. («Разбойничий» — «Latrocinium Ephesinum»).   IV Bceлehckuй собор 451 г. в Халкидоне . Конец Нестория. Халкидон (451 г.). Победа 28-го правила Халкидонского собора в истории. Халкидонская проблема в понимании русских мыслителей. Монофизитство востока после Халкидона. Волнения в Палестине. В Египте. Перемены на троне и шатания императоров. Императоры Зинон (474-491 гг.) и Василиск (475-476 гг.). 1-е отступление от Халкидонского собора. Энкиклион (475 г.). Падение Василиска и возвращение Зинона (476 г.). Поворот к Халкидону. Второе отступление от Халкидона. Энотикон. 35-летнее разделение церквей (484-519 гг.) из-за Энотикона. Рост монофизитства в Константинополе. Севир. Конец 34-летнего раскола с Римом (484-518 гг.). Конец разрыва. Движение монахов-скифов. Первый приезд римского папы в Константинополь.   Император Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.) и V Bceлehckuй собор . Юcmuhuah I Великий (527-565 гг.). Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г. Зарождение идеи V Bceлehckoro собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010