«Однажды св. Колумба созвал своих монахов и сказал им: “Поможем молитвой монахам игумена Комгела, которые утопают в этот час в Телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними”. Затем после молитвы он сказал: “Благодарите Христа, ибо сейчас святые Ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов”» 458 . Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Получив земные чувства он (то есть наделенный тем или иным талантом человек. – О.С.) усвоил себе познание о небесном, познавая Творца через тварей, бестелесное – через телесное, невидимое – через видимое и вечное  – через кратковременное » 459 . Сказано: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:19–20 ). Возможно естественное познание Бога – через рассматривание мира природы, как в себе, так и вне себя, как некогда воспел стихотворец Державин: Как капля, в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия. Но что мной зримая вселенна? И что перед Тобою я? В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, – и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой – ничто. Ничто! – Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод. Ничто! – Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь – конечно, есть и Ты! 460 Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). И мы читаем далее: Мф.25:17 . «точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Святитель Григорий Великий пишет: «Есть такие, которые, словно бы став обладателями двух талантов, получили способность осмыслять и воплощать, – они понимают тонкость внутреннего (содержания явления) и совершают внешне удивительные поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он, получив всю власть диавола, придёт не как царь праведный и законный, состоящий в покорности Богу, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, повторяющий в себе диавольское богоотступничество. Он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог, но себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное возбуждение, относящееся к прочим идолам, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются диаволу, служили ему посредством этого идола. О нём апостол (Павел) во Втором послании к Фессалоникийцам так говорит: доколе не наступит прежде отступление 459  и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, что называется Богом или что почитается, так что сядет в храме Божием, выставляя себя наподобие Бога (2:3–4). апостол ясно показывает его богоотступничество и что он будет превозноситься выше всего, называемого Богом или святынею, то есть выше всякого идола, ибо называемые у людей боги не суть боги, и что он тиранически будет стараться представить себя Богом. (2) Сверх того [апостол] открыл то, на что я не раз указывал, – именно Иерусалимский храм был построен по распоряжению истинного Бога 460 . Ибо сам апостол от лица своего определенно назвал его храмом Божиим. А я показал в третьей книге, что ни один апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению Коего построен Иерусалимский храм по приведённым мною причинам; в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом, как Господь и говорит: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет ( Мф. 24:15–18,21 ). (3) Даниил же относительно последнего царства, то есть десяти последних царей, между которыми разделится царство его и на которых придёт сын погибели, говорит, что у зверя вырастут десять рогов и в середине их вырастет другой малый рог и что три рога из первых будут истреблены пред его лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Павла, Луки и др.) в Иерусалим, братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову, пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, Павел рассказывал подробно (ξηγετο καθ), что сотворил Бог у язычников служением его 453 . В обоих случаях, Ап. Павел, прибыв в Иерусалим, считает нужным повествовать, находящимся здесь Апостолам, о своих проповеднических трудах. Было ли это повествование простым рассказом или донесением? По-видимому, оно было простым рассказом. Дееписатель сообщает: прибывши туда (в Антиохию) и собравши церковь , они (св. Павел и Варнава) рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам 454 ; они (св. Павел и Варнава) проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников 455 . Нет сомнения, что эти сообщения, об обращении язычников, суть простые рассказы и, по-видимому, они вполне аналогичны повествованиям в Иерусалиме, Апостолам. Действительно, рассказы в Антиохии, Финикии и Самарии по своему содержанию одинаковы и вполне тождественны с такими же рассказами в Иерусалиме. Но они не одинаковы по цели, по своему назначению. В Антиохии, Финикии и Самарии повествовали об обращении язычников, дабы произвести радость среди верующих 456 . Для этой ли цели только, т. е. только для того ли, чтобы произвести радость среди верующих, Ап. Павел в Иерусалиме Апостолам повествует об обращении язычников? Для решения этого вопроса, рассмотрим отдельно оба, указанные повествования Ап. Павла в Иерусалиме о своих проповеднических трудах. В первом случае 457 , Ап. Павел, вместе с Варнавой, прибыл в Иерусалим для решения вопроса, относительно соблюдения христианами из язычников Моисеева закона. – В Антиохии было много христиан из язычников. Пришедшие сюда христиане-иудеи, стали учить о необходимости обрезания 458 . Вследствие этого, в Антиохийской церкви возникли недоразумения, почему и было положено, по словам Дееписателя, Павлу и Варнаве... отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим 459 . Ясно, что антиохийские христиане не нашли возможным решить возникший вопрос, а признали необходимым получить таковое решение из Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Псалом 37 Псалом Давида. В воспоминание 451 . На субботу 452 . Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. Ибо стрелы Твои вонзились в меня и Ты утвердил 453 на мне руку Свою. Нет исцеления в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих. Ибо беззакония мои превысили голову мою, подобно тяжелому бремени отяготели на мне. Воссмердели и согнили раны мои от безумия 454 моего. Пострадал я и согнулся до конца, весь день в печали ходил. Внутренность моя насыщена позором 455 , нет исцеления плоти моей. Я много страдал и чрезмерно унижен, кричал от терзания сердце моего. Господи! Пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаено. Сердце мое смущено, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет у меня. Друзья мои и ближние мои напротив меня 456 приблизились и встали, А ближайшие 457 мои вдали от меня 458 стали; ищущие души моей теснились 459 , и ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не открывал уст своих. И был как человек, не слышащий и не имеющий в устах своих ответа 460 . Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой. Ибо я сказал: «Пусть не торжествуют надо мною враги мои», – ибо когда колебались ноги мои, они величались 461 надо мною. Впрочем, я на раны готов, и болезнь моя – предо мною всегда 462 . Ибо о беззаконии моем я буду говорить и буду беспокоиться о грехе моем. А враги мои живут и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня несправедливо. Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, так как я следовал добру. Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня! Поспеши на помощь мне, Господи спасения моего 463 ! 451 Греч. ες νμνησιν – предполагает, по мнению толковников, воспоминание о каком-либо событии в жизни Давида, напр. «убиение Амнона, самовластие Авессалома, злословие Семея» и т. п. (Феодорит). По параллели с 69, 1, где дополнено: В воспоминание о том, что спас меня Господь, – и по содержанию 5–7 и 19 стт. можно видеть воспоминание о совершенных тяжких грехах и прощении их Богом. «Псалмопевец научает и читателей воспоминать о событиях в своей жизни, являющих промысл Божий о них, особенно о грехах, скорбях» и пр. (Ориг., Иероним и др.). А свт. Григорий Нисский видит здесь воспоминание о заповедях Господних и необходимости исполнять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Радостью всех родов. (16) И будешь сосать молоко народов, И груди царей сосать будешь, И узнаешь, что Я Иегова – Спаситель твой, И Искупитель твой, Сильный Иакова. (17) Вместо меди Я пошлю золото, И вместо железа пошлю серебро, И вместо дерева – медь, И вместо камней – железо, И поставлю правителем твоим мир И надзирателями твоими – правду. (18) Не будет слышно более насилия в земле твоей, Опустошения и истребления на границах твоих; И назовешь спасением стены твои, И ворота твои – славою. (19) Не будет для тебя более солнце светом дневным, И блеском своим луна не будет светить тебе; Но будет тебе Иегова светом вечным, И Бог твой – славою твоею. (20) Не зайдёт уже солнце твое, И луна твоя не затмится, Потому что Иегова будет для тебя Светом вечным 467 , – И прекратятся дни плача твоего. (21) И народ твой, – весь он праведный, – На веки наследует землю, – Отрасль насаждения Моего, Дело рук Моих славное. (22) Малый – он станет в тысячи, И ничтожный – будет народом сильным; Я – Иегова – В свое время скоро сделаю это. XLIX 458 Богатство стран, лежащих на западе от Палестины, по Средиземному морю. В след. ст. 6 и 7 описываются богатства восточн. стран. 459 молодые верблюды; по некоторым, этим словом означается особенная порода верблюдов, отличающаяся необыкновенною лёгкостью хода, дромадеры (от греч. δρμος бег). известный город на восточном берегу аравийского залива. В Суд. 7, 12 говорится, что верблюдов в Мидиане было такое же бесчисленное количество, как песку в красном море. В соседстве с Мидианою была Ефа, упоминаемая Быт. 25, 4 . Птоломей вблизи Мидианы указывает город ππος; думают, что это была тα же Ефа. Если халд. перевод называет этот город Голад, то это объясняют тем, что евр. корень (откуда Ефа) значит обессилеть, что у арабов . 461 О Кедаре см. примеч. к 42 гл. 11 ст. Кедаряне, потомки Исмаила, вели торговлю овцами и верблюдами с Тиром. Tes. 27, 21. 463 Пророк как будто видит перед собою самые события обещаний. Народы с быстротой облака торопятся принести свои богатства избранному народу Божию и поселиться среди его.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Сначала он опередил, влекомый любовью Христовой; а потом уступил, движимый почтением к первому. И тем самым он соблюл и смирение, и веру, смирение перед таким же, как и сам, слугой, а веру перед Христом. 5 . И тот же святой Иоанн написал Евангелие, и нет никого, кто бы не знал, сколь оно блистательно и славно. Евангелие от Иоанна больше всех полезно против разных ересей, ибо в нем ясным образом открывается божество Христово и показывается, что Он – Бог . И поскольку сегодня день рождения для вечной жизни этого великого апостола, то будем праздновать его память с достойными почестями, чтобы его молитвами мы могли достичь той вечной славы, которая приготовлена для святых божиих. Слово 23. О Каине и Авеле (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 104–106) 1 . В нынешнем чтении божественное Писание сообщает о Каине и Авеле, как слышала ваша любовь, что Авель был пастухом овец, а Каин – земледельцем. " И было так, – сказано, – что принесли оба они свои дары Господу. И Авель принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел, – сказано, – Господь на дары Авеля, а на дары Каина не призрел. И сильно опечалился Каин, и поникло лицо его» 457 . Что нам сказать? Неужели Бог стал лицеприятным, и по этой причине дары Авеля принимает, а дары Каина не принимает? Да не подумает так кто-нибудь! Все это происходит потому, что ничего не могло скрыться от Бога, Который видит умы и сердца каждого, ведь Он – Судья совести. Бог призрел на дары Авеля, так как тот приносил их Господу в простоте сердца и в чистоте ума. А тому, кто задумывал убийство брата, было сказано Господом: «Если ты хорошо принес, но не хорошо разделил, то ты согрешил, умолкни " 458 . Господь упрекает Каина, чтобы он не совершил на деле того, что замышлял в сердце. Но его разум был настолько ослеплен в ненависти к брату, что он не думал ни о братской любви, ни о близком суде Божием. Его не могли отвратить от задуманного преступления ни жалость к брату, ни сама братская любовь, ни божественное наставление. Так что не без причины сказано Господом в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что имеешь что-нибудь против брата твоего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Человек, лучшее из творений Божиих, именно сотворен по образу и по подобию Божию ( Быт 1: 27 ), и сотворен для того, чтобы возвещать совершенства Того, Кто прислал его из тьмы в чудный Свой свет ( 1Петр. 2: 9 ), и славить Его всею своею жизнью: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10: 31 ), и все вообще в мире сюда направлено ( Ин. 9: 3; 11: 4 ; Рим. 9: 17, 21, 22, 23 )» (8: 85, 86). Митрополит Макарий (Булгаков) отмечает, что: « Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную благость Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей… Отцы и учители Церкви единодушно называли благость Творца причиною творения … Равным образом и целью творения как Священное Писание , так и вслед за ним, и святые учители Церкви поставляют прежде всего славу Божию» (6: 370, 371); «Превознесши человека над всеми земнородными, даровавши ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым предъуказал ему и особое, высокое назначение. 1. По отношению к Богу это назначение состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Всеблагий при самом сотворении, напечатлевши в нем Свой образ; чтобы, вследствие такого призвания, постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно – свободной души, то есть чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним… 2. По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно совершенствовать и развивать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу… 3. Наконец, назначение человека, по отношению к окружающей его природе, ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1: 26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и тварью земною…» (6: 459 – 462).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Четвертое — видится в том, что гнев не допустим по всем причинам — справедливым и несправедливым. Укрепившийся на сем основании руководствуется рассудительностью и все движения гнева усмиряет, по слову Соломона: «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч. 29, 11). Он контролирует не только свои дела, слова, но и расположение духа, ибо знает, что Богом вменяется в вину и желание, и намерение. Свойство же гнева таково: «Сдерживаемый он ослабевает и утихает, а обнаруживаемый более и более разгорается» (451, 465, 462, 459, 466). Пятое основание состоит в уврачевании гнева брата на созидающего дружество. Утвержденный на сем знает, что гнев гибелен не только на брата, но в равной мере и гнев брата на него. «По какой причине допустит оставаться в себе или в другом скорби тот, кто вполне убежден, что не может быть справедливых причин гибельной гневливости непозволенной, и как может молиться, когда брат сердиться на него, все равно как если бы сам он сердился на брата своего, всегда содержа в смиренном сердце изречение Господа Спасителя: «Если принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, и прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой» (Мф. 5,23–24). Никакой пользы не будет, если ты хоть уверяешь, что не гневаешься, и думаешь, что исполняешь эту заповедь: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4,26), и: «Кто гневается на брата своего напрасно, тот подлежит суду» (Мф. 5,22), а скорбь другого, которую мог бы укротить своею кротостью, по упорству сердца пренебрегаешь» (451, 452, 457–458). Последнее — шестое основание находится в памятовании смертного часа, в неизвестности переселения из этого мира. Сие надежно не только для сохранения ненарушимого дружества, но и для истребления всех пороков и приобретения добродетелей. «Как может и самую малую скорбь иметь на брата тот, кто верит, что он в каждый день во всякое время может переселиться из этого мира?» (451, 453).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2273...

Это одно из сравнительно немногих эксплицитных 457 высказываний в Новом Завете об отношении к государственным властям, хотя эта тема всегда имела и имеет немаловажное значение 458 . Понятно, почему мы встречаем подобные увещания именно в Рим., адресованном к христианам – жителям столицы. Заметим прежде всего, что во времена Нового Завета государственная власть в религиозном (точнее, идеологическом) отношении была языческой. Но при этом она далеко не всегда была настроена активно или агрессивно антихристиански. Последним обстоятельством можно отчасти объяснить очевидное различие оценок государственной власти в данном Павловом увещании и, скажем, в Откр., где власть имеет устрашающий звериный, т.е. античеловеческий и богоборческий облик ( Откр. 13 ; см. § 59. 2). На эти два новозаветных полюса в данном вопросе обращают внимание едва ли не все комментаторы 459 . Важно не абсолютизировать ни одно из этих видений как единственно и исчерпывающе истинное и выражающее в полноте отношение Нового Завета к государству во все времена. Да, с одной стороны, такая, как кажется, диаметральная противоположность оценок – представители власти как слуги или служители (греч. dia/konoj, leitourgoi) 460 Божии ( Рим. 13, 4. 6 ) и власть как зверь, хулящий Бога ( Откр. 13:5–6 ), – не может не озадачивать. Тем более, что речь доходит до таких частностей, как уплата налогов и занятие вообще экономической деятельностью. Ср.: Для сего вы и подати [ЕК: налоги] платите... ( Рим. 13:6 ) и 16 И он (т.е. зверь – А.С.) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр. 13:16–17 ). И все же между этими подходами нельзя усматривать простое, прямолинейное противоречие, ибо они говорят о разных сторонах одной и той же медали. Следует припомнить, что сам ап. Павел был римским гражданином, чем явно дорожил. Во всяком случае, именно римские законы и представители власти на местах не раз служили Павлу защитой против самосуда религиозных противников (см. Деян. 16, 35–39; 17, 6–9; 18, 12–17 ). В конце концов, он сам потребовал суда перед лицом кесаря (см. Деян. 25, 11 ). Но дело даже не в личных мотивах Павла. Он пишет о власти, которая худо-бедно осуществляет функции социально-экономического и политического порядка, не покушаясь на духовную жизнь своих граждан (ср. слова римского наместника Галлиона, который разбирал «дело Павла» в Коринфе: «когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом», Деян. 18, 15 ). В отношении законности и порядка Римская империя имела довольно хорошо поставленный государственный механизм 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Этот день вероятно, был проведен Спасителем в беседе со своими новыми учениками. На другой день после призвания первых Своих учеников, Спаситель пошел в Галилею. Вместе с Ним пошли и Его новые ученики. Иоанн не колеблется ни одной минуты оставить своего прежнего учителя, чтобы следовать за новым Учителем, слышать каждое Его слово, видеть каждое движение. Еще только собираясь оставить Иордан, Христос встретил галилеянина Филиппа и призвал его в число Своих учеников. Он был родом из города Вифсаиды, из которой происходил и Иоанн. Филипп находит Нафанаила, одного из своих знакомых и приводит к Спасителю 454 . Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев, – вот слова, которые он невольно произнес при первой встрече со Спасителем 455 . На эти слова, дышащие прямотой, неподдельной искренностью и правдивостью, Господь, созерцая великое дело Своего служения роду человеческому и плоды этого служения, говорит сначала Нафанаилу: увидишь больше сего, а потом обращается и ко всем Своим ученикам: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому 456 . Какие таинственные и многознаменательные слова! Светлыми надеждами, радостными упованиями и священным трепетом должны были наполнить они сердца первых учеников Спасителя. Теперь около Него было уже шесть учеников: Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Филипп и Нафанаил 457 . На третий день после призвания Филиппа и Нафанаила и на шестой после прибытия посольства из Иерусалима на Иордан 458 , Спаситель с учениками пришел в Галилею и был зван на брак в Кану 459 . Так как Он был не один, а окружен учениками, то вместе с Ним, по обычаю восточного гостеприимства, пригласили и их 460 . Начался брачный пир. Гости мирно веселились. Радушие хозяев не знало предела. Но неожиданный случай смутил было конец пира. У гостеприимных хозяев не достало вина. Может быть, это случилось отчасти потому, что они, не рассчитывая на новоприбывших к ним гостей, приготовили менее вина, чем нужно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010