Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМН II [Домнин I], еп. Антиохийский (441/2-449). Племянник и преемник еп. Иоанна I (428-441/2). Воспитывался в Палестине под рук. знаменитого подвижника прп. Евфимия Великого в его лавре. В 429 г., во время посещения лавры свт. Ювеналием Иерусалимским, Д. был рукоположен им в сан диакона. 2 года спустя, как известно из Жития прп. Евфимия, Д. умолял своего наставника отпустить его в Антиохию, поскольку узнал, что его дядя вовлечен в несторианство и его нужно вернуть к истинной вере. Прп. Евфимий, зная слабость характера своего ученика, тщетно убеждал его остаться, предсказывая ему трагическую судьбу, но Д. не внял наставлениям подвижника и ушел, даже не попрощавшись. В Антиохии после смерти дяди Д. был избран его преемником на кафедре. Из-за напряженных отношений, существовавших со времени еп. Иоанна I между Антиохийской и Александрийской кафедрами, Д. был вынужден в церковно-политических и догматических вопросах противостоять Диоскору (444-451), преемнику свт. Кирилла Александрийского. Одним из важных церковно-адм. дел, решенных Д., было дело Афанасия, еп. Перрского, обвиненного клириками в расхищении священных сосудов. Сначала Д. приказал провести расследование Панолвию, митр. Иерапольскому, к-рый 3 раза приглашал Афанасия явиться в суд, однако последний скрывался близ г. Самосата и, согласно канонам, был низложен за неявку. Вскоре благодаря вмешательству святителей Кирилла Александрийского и Прокла К-польского (434-446) Афанасий был восстановлен, но на него были поданы новые жалобы, для рассмотрения к-рых Д. собрал в 445 г. в Антиохии Поместный Собор. Афанасию было приказано явиться на заседание, однако вместо этого он вновь покинул свою кафедру и уехал в К-поль, в результате чего был окончательно низложен и замещен Савинианом. Вскоре после этого скончался Эмесский еп. Помпиан. Неск. епископов пров. Финикия Вторая избрали новым епископом некоего Петра, другие же избрали Урания. Кандидатура Урания была одобрена Д. и Феодоритом , еп. Кирским.

http://pravenc.ru/text/178864.html

Яблонова Пустынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь, Свято-Успенский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенская церковь с.Яблоновой-Пустыни каменная, с такой же колокольней и оградой, построена в 1720 г.; кладбище при церкви. Престолы: а) в холодной в честь Успения Божией Матери, в тёплой б) в честь святителя Николая и в) в честь пророка Илии. Средства церкви: капитал в % бум.в 1952 р.44 к.; аренда торг.лавок ок.25 р. Расстояние от Костромы - 33 версты, от Нерехты - 30 вёрст, от пароходной пристани в Красных Пожнях - 3 в.,от почтово-телегр.станции и фельдшер.пункта в Сидоровском - 2 в. Ближайшие церкви: с.Красных-Пожен в 3 в., Сидоровского- 2 в., Густомесова- 4 верстах. Причт: священник и псаломщик. Каз. жалование священнику 88 р.20 к., псаломщику 35 р.28 к. Причтов. капитал в % бум. 730 р. Причт пользуется также половиной аренды с церков. лавок. Кружечн. доход священника ок.150 р., псаломщика 50 р. Для священника дом церковный, псаломщик живёт в своей квартире, квартирн. не получает. Церк. земли под церковью, кладбищем и домами причта 4 д. 1284 с.; другой земли нет. Плана на землю нет, а меж. книга есть. Прихожан: муж. - 441, жен. - 449. Приход частью сельскохозяйственный, частью кустарный и фабричный. Приходских селений - 9, дальнейшие в 5 верстах. Сообщение затруднительно в розлив рек Шачи и Волги. Из справочной книги " Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии " за 1911 год, стр.157 В марте 1733 г. " запечатана иеромонашеская грамота ... Костромскаго уезда Ильинской пустыни, что на усть реки Шачи, иеромонаха Стефана, что в мире был иерей Симеон Иванов, во иереи он посвящен по благословению свят. Адриана патриарха Московскаго и всея Росии, Игнатьем епископом Тамбовским 1698 г. генваря в 20 день в село Сидоровское ко храму Николая чудотворца " . Успенская с. Яблонова Пустынь каменная, с такою же колокольнею и оградой, построена в 1720 г. Кладбище при церкви. Престолов 3: а) в холодной в честь Успения Божией Матери, в теплой б) во имя святителя Николая Чудотворца и в) во имя Пророка Илии. Расстояние от Костромы 35 в., от Нерехты 36 в. Ближайшие церкви: Введенская с. Красные Пожни и Николаевская с. Сидоровского в 2,5 в.

http://sobory.ru/article/?object=23878

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОНН [Греч. Νννος; сир.  ; лат. Nonnus], еп. Эдессы (449-451, 457-471). Основными источниками сведений о Н. являются деяния Вселенских Соборов, а также Эдесская хроника, составленная на сир. языке в кон. VI в. Избран на кафедру в июле 449 г., после того как имп. Феодосий II (408-450) принял решение о низложении еп. Ивы , признанного виновным в несторианстве ; данное решение вскоре было подтверждено на II Эфесском («Разбойничьем») Соборе. В лит-ре высказывалось мнение, согласно к-рому Н. может быть отождествлен с диак. Нонном, упомянутым в сир. актах Собора. Этот диакон был направлен к архиеп. Антиохийскому Домну II (441/2-449), отказавшемуся явиться на соборные заседания под предлогом болезни. Желая спасти свое положение, Домн согласился с осуждением Ивы, еп. Эдесского, а также Феодорита , еп. Кирского. Однако группа оппозиционных по отношению к Домну монахов зачитала во время соборных заседаний его послания, адресованные архиеп. Александрийскому Диоскору (444-451). Из текста этих посланий следовало, что Домн резко отрицательно относился к 12 анафематизмам свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444), направленным против Нестория ; в результате Домн был осужден. В 451 г. Н. участвовал в заседаниях Вселенского IV Собора в Халкидоне уже как противник Диоскора. На 9-й сессии Собора Иву оправдали, сняли с него обвинения, выдвигавшиеся против него ранее, и восстановили на Эдесской кафедре. Однако Н. не был лишен кафедры и продолжал принимать участие в соборных заседаниях. Подпись Н. стоит под Халкидонским оросом (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 131; ДВС. Т. 4. С. 49). Поскольку за Н. не обнаружили серьезных преступлений, а на Соборе он открыто засвидетельствовал свою правосл. веру, его не стали лишать епископского сана. Дело Н. было передано на рассмотрение архиеп. Антиохийского Максима (449-455). Последний, по всей видимости, решил, что Н. следует повторно занять Эдесскую кафедру после смерти Ивы, к-рая наступила 28 окт. 457 г.

http://pravenc.ru/text/2577943.html

Никон (Бессонов Николай), б.еп. Енисейский и Красноярский Родился в 1868 году в Могилевской губернии. В 1891г. окончил Константиновский Межевой институт и поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом, он 2 декабря 1892 года пострижен в монашество, а 13 декабря рукположен во иеродиакона. 22 июля 1895 г. рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии. В 1897 г. – преподаватель Могилевской семинарии. В том же году – определен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1899 г. – ректор Благовещенской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1901 г. – ректор Иркутской духовной семинарии. 26 февр.1906 года хиротонисан во епископа Балтского, вик. Подольской епархии. Хиротония состоялась в Александро-Невской Лавре в Троицком соборе. С 27 февр. 1909 г. – епископ Кременецкий. С 15 нояб. 1912 г. – член Государственной думы от правых, но вскоре отошел от них. С 26 янв. 1913 г. – епископ Енисейский и Красноярский. Участвовал в прославлении Святителя Иоанна митр.Тобольского. Выступал против дела Вейласа в 1913 г. В 1917 году снял с себя сан и монашество, женился и вскоре овдовел. Из рукописных источников известно, что он скончался в1919году. Как человек он был умный, способный, выражавший мысль о воссоединении всех народов, живущих в России. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 6, стр.71. -“- 1909, 10, стр.73. -“- 1913, 5, стр.21. “Приб. к «ЦВ» 1906, 9, стр.449. -“- 1917, 3, стр.281–282. «Русск.Паломн.” 1913, стр.190. -“- 1916, 31, стр. 441. «Мисс.Календ.» 1907, стр.136, 137. «Прав.Собес.» 1919, ноябрь, декабрь, стр.299. «Состав Св.Прав.Всер. Син. и Рос.церк. Иерархии на 1917 год», стр.236–237. Булгаков, стр. 1398, 1409. НЭС т. XXVIII, стб.606, 607. ФАМ II, стр.9. Енисейская мысль, 1910. М. Pol’skij, NovyemuenikiI, 181: vom Glauben abgefallen. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2007. – 542 с. Громыко М.М., Кузнецов С.В., Буганов А.В. Православие в русской народной культуре: направление исследований//Этнографическое обозрение. 1993. 6. С. 60–68. Гумилевский А., прот. Заметки приходского священника. Приходская жизнь//Странник. Т. 2. 1860. 5. С. 49–60. Дмитриевский А.А. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.: Императорское православное палестинское общество. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. – 446 с. Доброклонский А.П. Руководство по истории русской Церкви: в 4-х вып. Вып. 4: Синодальный период. 1700–1890. М., 1893. – 441 с. Елагин Н.В. Белое духовенство и его «интересы». СПб.: Типография Р. Голике, 1881. – 181 с. Елагин Н.В. Русское духовенство. Берлин, 1859. – 181 с. Енина И.А. Донская духовная семинария//Донской архив. Историко-генеалогический альманах. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009. С. 10–19. Журавский A.B., Лукашова С.С. Братства православные//Православная энциклопедия. T. VI. М., 2003. С. 201–213. Завьялов А.С. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1900 гг. Изд. 2-е, доп. СПб., 1901. – 444 с. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978. – 288 с. Записки сельского священника. По поводу соч. г. Елагина «Белое духовенство и его интересы»//Русская старина. 1879. Т. 24. С. 554–562. Т 25. С. 457–492, 609–637. Т 26. С. 433–460. 1880. Октябрь. С. 351–378. Ноябрь. С. 683–708. Т 27. С. 39–78, 455–494.Т. 28. С. 144–145, 261–288, 449–476, 667–708. 1882. Февраль. С. 365–401. Март. С. 691–716. Апрель. С. 71–104. Т. 35. С. 323–360. Знаменский П.В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. Казань, 1873. – 850 с. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1888. – 510 с. Зорина Л.И. Уральское духовенство и общественно-краеведческое движение на Урале конца XIX – начала XX в.//Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С. 274–278.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145v - 148; 1202. Fol. 104-107; 1120. Fol. 377-379v (ркп. Мануила Хрисафа, 1458 г.); Ath. Konstamon. 86. Fol. 199v - 202; Ath. Philoth. 122. Fol. 130v - 133; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 131-132v (ркп. доместика Матфея, 1453 г.); 906. Fol. 146v - 148v; CPolit. Bibl. Patr. 7. Fol. 57. Рукописи XVI в.: Lesb. Leim. 273. Fol. 67-79; 259. Fol. 66-69v (ркп. иером. Гавриила, 1572 г.); Ath. Xeropot. 273. Fol. 47-50v. Рукописи XVII в.: Ath. Iver. 1298. Fol. 107-112; 1250. Fol. 150v - 153 (ркп. свящ. Баласиса, ок. 1670 г.); 1228. Fol. 240-243; 949. Fol. 76v - 78; Ath. Doch. 369. Fol. 47v - 51v; Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 113v - 116v (ркп. мон. Галактиона, 1629 г.); Ath. Gregor. 32. Fol. 123-126; 5. Fol. 131-13; Ydra. Iliou. 597. Fol. 151v - 154. Рукописи XVIII в.: Lesb. Leim. 238. Fol. 151-153v; 459. Fol. 140-142 (ркп. свящ. Павла); 8. Fol. 86v - 87v; Ath. Doch. 337. Fol. 147v - 150v (ркп. Димитрия Лота, 1764 г.); Ath. Xeropot. 307. Fol. 179-181v (ркп. Анастасия Вайя, 1767 г.); Ath. Prodr. 1. Fol. 434-441 (ркп. Димитрия, свящ. и номофилакса Верии); Ath. Gregor. Fol. 196v - 199v; Havn. 2747, 2°. Fol. 68-69; Ath. Iver. 987. Fol. 177v - 180; Meteor. S. Steph. 19. Fol. 172-174; РНБ. Греч. 130. Л. 152 об.-155; 132. Л. 180 об.- 182 об.; 711. Л. 115 об.- 177 об.; Athen. Bibl. Nat. 2611. Fol. 148-152. Дополнительные сведения об этом произведении содержат следующие надписания: «Настоящие мегалинарии, поемые на Рождество Христово...» (Ath. Cutl. 449. Fol. 39-40); «Другие антифоны, поемые во святом граде Фессалоники...» (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 123v - 125, 1336 г.); «Другой антифон тем же архангелам, мелос фессалоникийский, 2-й плагальный глас νεναν...» (Ibid. 2622. Fol. 274v - 276); «Это поется [на память] святых апостолов, в месяце ноябре 20-го, глас 2-й плагальный νεναν...» (Ath. Cutl. 395. Fol. 137v - 150); «Антифоны, поемые световидным и божественным бесплотным [силам], господина Никифора Ифика, 2-й плагальный глас νεναν...» (Ath. Simon. Petr. 1. Fol. 88v - 94); «Другой антифон во славу Святой Троицы, творение Ифика, 2-й плагальный глас: «Воспойте Господеви песнь нову»» (Athen.

http://pravenc.ru/text/2565536.html

В период образования на территории Византии гос-в крестоносцев мощи Л. Э. были ошибочно отождествлены с мощами ап. Луки, к-рый пострадал в близлежащих Фивах. Незадолго до 1244 г. мощи Л. Э. были приобретены Иерусалимским патриархом Афанасием III, в 1244 г. они были проданы за 700 сарацинских безантов 3 греч. купцам, к-рые отвезли их в крепость Роги недалеко от Арты. Когда турки завоевали Эпир, серб. деспот Георгий Бранкович выкупил мощи за 30 тыс. дукатов и в 1449 или 1450 г. перенес их в Благовещенскую митрополичью церковь в Смедереве. В 1459 или 1460 г. эта реликвия была увезена в Боснию, а оттуда в 1463 г.- в Венецию. 13 дек. 1986 г. по просьбе митр. Фиванского и Ливадийского Иеронима (ныне архиеп. Афинский Иероним II) Римско-католическая Церковь возвратила мощи Л. Э. в мон-рь Осиос Лукас. Вопрос о подлинности мощей остается до конца не решенным, т. к., согласно афонской традиции, глава этого святого хранится в мон-ре прп. Филофея на Афоне (churchsynaxarion.blogspot.gr/2009/05/4-1.html). Память Л. Э. содержится в славяно-рус. нестишных Прологах (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. Л. 141 об.), а краткое Житие - в стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2011. Т. 6. С. 21-22) и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 454 (1-я паг.)). Перевод пространного Жития с незначительными сокращениями включен в «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского (К., 1794. Кн. 2. С. 477-484). Ист.: BHG, N 994-994b; PG. 111. Col. 441-480; Martini E. Supplementum ad Acta S. Lucae Iunioris//AnBoll. 1894. Vol. 13. P. 81-121; SynCP. Col. 449-450; Σοφιανς Δ. Ζ. Οσιος Λουκς: Ο βος το Οσου Λουκ το Στειριτου. Αθναι, 1989; The Life and Miracles of St. Luke of Steiris/Transl. C. L. Connor, W. R. Connor. Brookline (Mass.), 1994. Лит.: Jenkins R. The Date of the Slav Revolt in Peloponnese under Romanus I//Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 209-210; Niero A. Reliquie e corpi dei santi//Culto dei santi a Venezia. Venezia, 1965. P. 202; Janin R. Luca//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 222-223; Pallas D. Zur Topographie und Chronologie von Hosios Lukas: Eine kritische Übersicht//BZ. 1985. Bd. 78. S. 94-107; Kazhdan A., ev enko N. Loukas the Younger//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1254; DOHD. 1998. P. Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 215-240; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 6: Θεβρουριος. Σ. 87-91.

http://pravenc.ru/text/2110827.html

Из-за всего этого в политическом вакууме, образовавшемся на Западе, они стали восприниматься и как наследники св. Петра, и как наместники императора, обладающие как духовной, так и светской властью. Они сами стали видеть себя главой Тела. Но Тело они понимали не в широком павловском (св. Павел) смысле, а как конкретную административную структуру, находящуюся в опасности от ариан-варваров или еретиков-императоров. Эта точка зрения далеко не была универсальной: она не принималась очень многими на Западе и практически всеми на Востоке. Но в конце концов на Западе она победила. 2. Из всех стран, занятых варварами, кроме Италии, в Галлии была самая древняя христианская традиция, восходившая, по меньшей мере, ко II в. - вспомним св. Иринея Лионского. После Туринского собора (400 г.) Галльская Церковь официально восприняла организацию, сформулированную на Никейском Соборе. Во время правления императора Валентиниана III (423-455 гг.) талантливый римский полководец Аэтий смог поддерживать римское правление в большей части страны. Ему же удалось сплотить все население провинции (римляне, галлы и германцы) против опасности гуннов Аттилы. Аттила не смог взять Париж - чудо это приписывалось св. Геновьефе Парижской, - а затем был разбит Аэтием на Каталаунских полях возле Труа (451 г.). Но это была своего рода лебединая песнь римлян. Вскоре после смерти Аэтия (454 г.) римская власть в Галлии пала. К концу V в. визиготы заняли юг и учредили свою столицу в Тулузе, а бургунды заняли долину Роны (и те и другие были арианами). Северо-Восток был оккупирован язычниками-франками. В Галлии ариане были чрезвычайно терпимы к Кафолической Церкви. Структура епархий осталась неприкосновенной. Митрополичья кафедра была в Арле. Уже тогда это не слишком нравилось римской кафедре. Борьба за церковную независимость Арльской митрополии, которую возглавил свт. Иларий Арльский (430-449 гг.), проходила с переменным успехом. Известный аскет и подвижник, св. Иларий ранее был аббатом Леринского монастыря. Он де-факто стал главой всей Галльской Церкви. Он председательствовал на епископских соборах в Риезе (429 г.), в Оранже (441 г.) и в Вэсоне (442 г.). В 444 г. св. Иларий вступил в открытый конфликт с папой Римским Львом из-за дела безансонского епископа Целидония (см. ниже). Лишь в 514 г. Рим взял верх и начал ставить в Арле своих викариев.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

Судя по сведениям, к-рые содержатся в послании Павлина Ноланского и у свт. Илария Арелатского, Е. вел подвижническую жизнь келлиота, отшельника, сохраняя связь с киновией - Леринским мон-рем, настоятелем к-рого был Гонорат. Однако эти свидетельства невозможно точно датировать. В предисловии ко 2-й части «Собеседований» Иоанн Кассиан отговаривал Е. от путешествия к егип. пустынникам. О Е. говорится как о простом монахе, не имевшем сана пресвитера. В 430-432 гг., когда свт. Иларий Арелатский писал Житие свт. Гонората, Е. еще жил на о-ве Лерона, поскольку Иларий упоминает о его пребывании на соседнем с мон-рем острове. Сохранилось краткое послание свт. Илария к Е., где епископ рассказывает о впечатлениях от прочтения книги Е. «Наставления в двух книгах». Во время составления послания Е. уже был епископом. Как епископ Лугдуна Е. впервые появляется в 441 г. среди участников I Собора в Аравсионе (ныне Оранж, Франция), который проходил под председательством свт. Илария. В это время старший сын Е. Салоний также был епископом, а младший Веран сопровождал на Соборе отца в качестве диакона. Др. сведений о деятельности Е. на епископской кафедре нет. Геннадий Массилийский пишет, что святитель скончался при императорах Маркиане (450-457) и Валентиниане III (425-455), т. е. между 450 и 455 гг. Ту же дату Геннадий приводит и для Илария Арелатского, о к-ром благодаря посланиям свт. Льва I Великого известно, что он умер в 449 г. Поэтому дату Геннадия можно считать условной. Согласно Галльской хронике 452 г., в к-рой, однако, содержится ряд ошибочных датировок, Е. умер в один год с Иларием. Память Е. встречается в галльской ред. Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.), откуда попала в каролингские Мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда), а затем была внесена в Римский Мартиролог. Др. свидетельств почитания Е. не сохранилось. Во имя Е. освящено неск. католич. храмов во Франции, в т. ч. церковь в Лионе (1842). Сочинения Е. можно разделить на аскетические произведения, написанные на Лероне, и экзегетические, созданные в годы предстоятельства Е.

http://pravenc.ru/text/187945.html

Этим источником, главным и на данный момент единственным, проливающим свет на содержание и ход спора, являются 17 писем святителя Григория Великого . В период с 595 по 603 г. они были направлены папой различным лицам, среди которых значатся патриархи Константинополя Иоанн IV Постник и Кириак II, Евлогий Александрийский , Анастасий Антиохийский , император Маврикий и императрица Константина, митрополиты Восточного Иллирика, а также апокрисиарий папы в Константинополе диакон Сабиниан. Писем папы Пелагия II, а также папских оппонентов, к сожалению, не сохранилось, однако собственная корреспонденция Григория во многих случаях позволяет реконструировать подлинный смысл утраченного. Парадоксальность полемики заключается в том, что к рассматриваемому периоду титул «Вселенский» имел давнюю предысторию. Уже в V в. титул не раз применялся по отношению к епископам. На «Разбойничьем соборе» в Эфесе (449) Диоскор, патриарх Александрийский, был приветствован одним из своих сторонников – египетским епископом Олимпием Эвазским – как «Вселенский архиепископ» 2 . Начиная с VI в. этот титул носили патриархи Константинополя, Александрии и Антиохии, а в новеллах Юстиниана его имели все пять глав церковной пентархии 3 . Сами Константинопольские предстоятели не единожды приветствуют подобным образом Иерусалимских патриархов. Встречаются обращения того же времени с эпитетом «вселенский» и к провинциальным митрополитам и епископам – среди них Эдесский епископ Иаков Барадей – и даже к преподавателям высшей школы 4 . Удивительно, как Григорий, бывший в течение нескольких лет представителем Римского престола в Константинополе, мог оставаться не в курсе этой традиции – тем более что он был знаком с содержанием многих исторических документов, в частности протоколов Вселенских Соборов [Norberg 1982: VI. 14, 383.29–384.41; VI. 65, 441.31–35] 5 . Как видно, сам по себе эпитет «вселенский», применявшийся к духовенству различного ранга и к светским лицам, на греческом Востоке не подразумевал, что его носитель обладает верховной властью в церковной иерархии [Tuilier 1964:260–271]. Он воспринимался как традиционный почетный титул и ни у кого не вызывал возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010