Со времени своего основания в 493 году Великая лавра прп. Саввы, располагавшаяся в Иудейской пустыне в долине реки Кедрон, находилась под влиянием Иерусалимской Церкви. Прп. Савва, ее первый игумен (439–532), родился и вырос в деревне Матуласка неподалеку от Кесарии Каппадокийской. В 456/57 году он прибыл в Иерусалим, где приобрел первый опыт монашеской жизни, который затем совершенствовал, подвизаясь в разных общежительных монастырях, пока не основал свой собственный монастырь в Иудейской пустыне 140 . Рукоположенный во священника в иерусалиме в 490 году патриархом Иерусалимским Саллюстием (486–494), который позже освятил и первый храм Великой лавры, прп. савва вместе с монахами своего монастыря, представлявшими разные народности и говорившими на разных языках 141 , оказались под покровительством иерусалимской Церкви с ее обрядами и богослужебными книгами, составленными на греческом языке 142 . Эта связь не ослабевала и позднее 143 : еще в конце VIII века стефана савваита, бывшего монахом Великой лавры с 735 по 794 год, посещали, если верить его житию, священники иерусалимского храма Воскресения 144 . очевидно, что богослужебные традиции монастыря прп. Саввы имели основанием литургию Иерусалимской Церкви V века и долго оставались связаны с ней. Поэтому литургические тексты Великой лавры имеют не меньшее значение для исследователей, чем относящиеся к V веку тексты ее Матери-Церкви. На греческом языке сохранилось очень мало документов, написанных непосредственно в монастыре прп. Саввы и свидетельствующих о богослужении Иерусалимской Церкви того времени 145 . Здесь нельзя, конечно, не упомянуть синайский греческий Часослов 863 года – богослужебную книгу, содержащую тексты суточных служб, которая была переписана в IX веке и имеет заголовок, подтверждающий, что она принадлежала монастырю прп. Саввы или, более вероятно, соответствует его богослужебным обычаям 146 . Кроме этого документа, савваитское богослужение засвидетельствовано также множеством греческих Лекционариев 147 и еще больше – гимнографией, главным образом сочинениями двух великих псалмопевцев, подвизавшихся в монастыре прп. Саввы, – Иоанна Дамаскина († ок. 749) 148 и Космы Маюмского († ок. 700) 149 , многочисленные песнопения которых занимают важное место в византийском богослужении 150 . Однако основная часть свидетельств сохранилась на древнегрузинском языке и представлена широким спектром савваитских литургических текстов: Лекционариев, богослужебных календарей, Часословов и, самое главное, гимнографических сборников 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Rather, as we progress in our monastic life and in faith, our hearts will be enlarged, and we will run with unspeakable sweetness of love in the way of God’s commandments. Hence, by never abandoning His rule, and by persevering in His teaching in the monastery until death, we will share by patience in the sufferings of Christ, that we may deserve to be partakers also of His Kingdom. Amen. Other Leading Saints Among the leading saints of this century, mention also must be made of Saint Columba (c. 521–597), a great missionary in Scotland and Ireland; and Saint Sabas (439–532), who built on the preliminary work of the wonderworking Saint Euthymius the Great (377–473) in establishing what would become the leading monastery of Palestine. A stronghold of Chalcedonian Orthodoxy, the Monastery of Saint Sabas is still in existence today. The Filioque In Spain, most likely at the Council of Toledo in 589, the word filio­que (meaning “and the Son”) was added by the Spanish Church to the Nicene-Constantinopolitan Creed: “And [we believe] in the Holy Spirit, the Lord and Giver of Life, Who proceeds from the Father and the Son.” This action was taken to further emphasize the divinity of Christ to the Visigoths, Arian Christians who first invaded Spain in the previous century. Their ancestors had been converted to Arian Christianity (which denied Christ’s full divinity) by Bishop Ulfilas (c. 311–383), known as the Apostle to the Goths. However, it was a serious offense for a local council to unilaterally alter the universally accepted Creed which had been written by the first two Ecumenical Councils. And asserting that the Holy Spirit proceeds from the Father and the Son seriously distorts the traditional understanding of the Holy Trinity. So, as we will see, the addition of “and the Son” (filioque) to the Creed in reference to the procession of the Holy Spirit will have grave consequences in later Church history. Seventh Century Monoenergism/Monothelitism In the year 610, a new emperor took the imperial throne, and a new patriarch took the ecclesiastical throne of the Patriarchate of Constantinople. Emperor Heraclius (r. 610–641) and Patriarch Sergius (r. 610–638) became close friends and collaborators. Together they led the State and the Church for almost thirty years. And they were very eager to reunite the western and eastern parts of the Empire both religiously and politically.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

«Нет ничего равного Церкви… Сколько было нападавших на Церковь , и нападавшие сами погибли. А она взошла превыше небеси. Таково величие Церкви: когда нападают на нее, она выжидает, когда злоумышляют против нея, она преодолевает; когда оскорбляют ее, она становится светлее, получает раны и не падает от ран; подвергается волнам и не утопает; обуревается и не терпит кораблекрушения» (Сл. на р. сл. II, 470). «Христос мог не допустить, чтобы Церковь испытывала бедствия. Почему же Он допустил? Потому что гораздо важнее допустить искушение и сделать, чтобы от них не происходило никакого зла, нежели не допустить их. Посему Он допустил все искушения, чтобы сделать ее опытнейшей (Сл. на р. сл. II, 284–285), чтобы она воздвигла себе славнейший трофей (Сл. на р. сл. II, 470). Непобедимость Церкви объясняется тем, что с ней Христос, её Глава. Законы для нея установлены Богом и Учениками». xiii) Учение Иоанна Златоуста о церковном законе Закон каждого общества указывает, как нужно жить, чтобы достигнуть цели, преследуемой обществом. Златоуст спрашивает христиан, соблюдавших иудейские обычаи. «Что же? Ты христианин? Для чего же следуешь обычаям иудеев? Или ты иудей? Так зачем безпокоишь Церковь ? Перс не соблюдает ли того, что ведется у персов? Варвар не следует ли обычаям варваров? Живущий в римском государстве не подчиняется ли нашему уставу? Как же ты думаешь спастись, уклоняясь к беззаконным иудейским обычаям?» (Слов. III, 532). «Здесь (в Церкви) единственно можно научиться не только тому, чем будешь ты после этой жизни и как будешь тогда жить, но и тому, как управлять настоящую жизнь… Этот дом есть духовная врачебница» (Б. на Иоан. 1, 31 ). «Ап. Павел требует от нас, чтобы мы…, вступив через крещение в Церковь , изменив прежние нравы, стали следовать новым правилам» (Б. на Рим. 220 ). Эти правила – Божественные законы, ниспосланные для нашего спасения, научающие тому, что нужно для нашего спасения, содержащие в себе «учение совершенной жизни», «высшия правила жизни». Законы эти должны быть исполнены членами Церкви; только тогда возможны христианину достижения его целей, а за неисполнение законов он подлежит ответственности. Этим христианский «закон» отличается от христианского «совета». «Не одно и то же советывать и давать закон. Кто дает закон, тот желает, чтобы предписанное непременно было исполняемо, а кто советует, увещевает и представляет на волю слушающего избежать то, о чем говорит, тот делает слушателя властным принять и не принять» (Сл. на р. м. II, 439). Заповедь «не приносить дара к алтарю, не примирившись прежде с братом своим» ( Мф. 5, 23–24 ), – повеление, так что неисполняющий этого необходимо подлежит наказанию. Когда же Господь говорит: аще хощеши…, продаждь имение твое и проч. ( Мф. 19, 21 ), то это – не повеление, ибо здесь Он предоставляет сказанное на волю слушателя… «исполняющего венчаю, а неисполняющего не наказываю» (Б. на Тит. 10 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

По причине явного покровительства монофизитству императора Анастасия (491-518), эта ересь буквально захлестнула империю. С августа 511 года преп. Савва (439-532) направляется Иерусалимским патриархом Илией I к императору в Константинополь с целью добиться осуждения антихалкидонцев на грядущем в Сидоне Соборе. Однако, уже в 512 году монофизиты одерживают верх над православными востока. Севир захватывает Антиохийский престол низвергнув с него (православного) патриарха Флавиана II. На защиту православия поднимается монашество. В Палестине оно было возглавлялось такими поборниками как Савва Освященный и преп. Феодосий. Император повелевает схватить их и отправить в ссылку. С целью, выразить протест против ссылки святых аскетов Феодосия и Саввы, из-за их преданности решениям Вселенских Соборов, а также осудить в очередной раз монофизитство в 513 году в Иерусалиме созывается поместный Собор, основными представителями которого были образованные монахи. Собор в очередной раз утвердил деяния четырех Вселенских Соборов и составил три послания–протеста, обращенных к императору Анастасию, управителю Палестины Олимпию и только что взошедшему на Святоградский престол патриарху Иоанну III (516-524). I Иерусалимский Собор 518 года при Иоанне III (516-524) Стремившийся достигнуть любой ценой унию между монофизитами и православными, управитель Палестины Олимпий желал видеть на Иерусалимском престоле человека расположенного к общению с Антиохийским патриархом Севиром, бывшего доверенным лицом самого императора Анастасия (491-518). Таким образом, в 516 году восприемником патриарха Илии был избран монах Иоанн, давший обещание Олимпию обеспечить такое общение. Однако вскоре после Собора 516 года патриарха Иоанна посетил преп. Савва с большим числом монахов и просил Иоанна отозвать данное им управителю Олимпию обещание, что и произошло. Разгневанный таким поворотом дел император Анастасий отстраняет от дел Олимпия, а на место управителя Палестины назначается давний поборник монофизитсва и защитник Антиохийского Севира Анастасий.

http://pravoslavie.ru/39971.html

Церковная служба на престольные праздники велась с особой торжественностью и пышностью, под звуки подвесных бил – деревянных брусов из орехового дерева, ксилонов или симандров, по которым били деревянными колотушками, собирая к началу множество верующих. Похоже, что колокола ромеи стали использовать в церковной практике не ранее времени правления Михаила III, тогда как на Западе они были в ходу с VII в. Известно, что в 865 г. дож Венеции послал в подарок василевсу двенадцать больших колоколов, которые были повешены на башне рядом с храмом Св. Софии. Но только с XIII в. в основном под влиянием Запада в Византии появились отдельно стоящие колокольни. Посещение церкви было обязательным и уклонение не могло не остаться незамеченным. Чтобы дать прихожанину возможность почувствовать себя частью религиозного празднества, ему давали возможность поучаствовать в торжественной процессии. Бывало, что всю ночь длилась служба, в которой главное место отводилось песнопениям – христианским священным песням обычно известным как псалмодии и молитвенные тропари. Византийцы высоко ценили музыку и пение. Они изначально входили в общественную и частную жизнь, включая позднеантичные карнавалы, театральные представления, спортивные игры, пиры- симпосии, похороны. Духовые и ударные инструменты звучали во время военных и государственнх церемонии. При этом науку гармонии постигали с помощью сочинении Порфирия (232/233–305 гг.) и Аристида Квинтилиана, авторов древних руководств с использованием античной греческой музыкальной нотной записи. Вместе с утверждением Церкви к концу IV в. формируются христанские псалмодии, первоначально в среде монахов-пустынников в Египте и Палестине. В 478 г. Св. Савва Освященный (439–532 гг.) основал лавру своего имени в пустыне к юго-востоку от Иерусалима. Ее члены стали одними из первых исполнять всенощную псалмодию (агрипнию). В церквах псалмы пели с амвона канторы. Исполняли их и во время частных молений, для чего использовали голос. К примеру, при василевсе Ираклии клир Великой церкви – храма Св. Софии включал 160 чтецов-анагностов, которые также вели хоровое пение, и 25 канторов (псалтов). Такое пение должно было соблюдаться стройно, без «безчинных воплей» и прочего насилования естества к крику, как было сказано в канонах Пято-Шестого Трулльского собора 691/692 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПЕНЕТ Ап. Епенет. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) Ап. Епенет. Фрагмент иконы «Апостольские деяния». 1698 г. (частное собрание) [греч. Επανετος; лат. Ephaenetus], ап. от 70 (пам. 30 июля и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), ученик ап. Павла. В Послании к Римлянам ап. Павел говорит о Е. как о 1-м уверовавшем в пров. Асия (М. Азия): «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток... [Асии] для Христа» (Рим 16. 5). В визант. типе текста (textus receptus), как и в синодальном переводе, в этом стихе вместо слов «начаток Асии» (παρχ τς Ασας) стоит «начаток Ахаии [Αχαιας - Nestle-Aland. NTG. S. 439]». Ахаия в этом стихе могла возникнуть по аналогии с 1 Кор 16. 15, где ап. Павел называет «начатком Ахаии» семейство Стефаново. Вероятно, Е. был обращен в христианство Акилой и Прискиллой в Эфесе и отправился с ними в Рим ( Lampe. P. 532). Не совсем понятно, было ли обращено приветствие ап. Павла к Е. и его спутникам, прибывшим в Рим, или же Павел приветствовал их, когда они были еще в Эфесе. Большинство исследователей склоняются в пользу Рима ( Strelan. P. 289-290). В православной традиции Е. считается первенствующим христианином в Ахайе. В визант. каталоге апостолов от 70 Псевдо-Дорофея Тирского (VIII-IX вв.) Е. назван епископом Карфагена. То же указание находится в визант. синаксарях под 30 июля, где его память приводится вместе с апостолами от 70 Силой , Силуаном (Сильваном), Крискентом и Андроником (SynCP. Col. 856). Те списки Синаксаря К-польской ц., к-рые под 30 июня помещают Собор не только апостолов от 12, но и апостолов от 70, приводят память Е. также под этой датой (Ibidem). В слав. агиографической традиции память Е. сохраняется только 30 июля и в Соборе апостолов от 70 - 4 янв. В поздней традиции неизвестного происхождения, зафиксированной в XVIII в. у католич. историка Д. Фарлатти, Е. назван епископом Сирмия ( Farlati D. Illyricum Sacrum. Venetiis, 1817. Vol. 7. P. 465-469).

http://pravenc.ru/text/190017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рака с мощами свт. Василия Фессалоникийского [греч. Βασλειος] († до 869), свт., архиеп. Фессалоникийский (не позднее 858 - после 865) (пам. греч. 1 февр.). Родом из Афин, был поставлен митрополитом Гортины, но был вынужден оставить Крит из-за вторжения арабов (824). Прибыл в К-поль и затем был возведен на Фессалоникийскую кафедру. Вероятно, поставление было совершено Патриархом Мефодием I (т. е. после 843). В. не побоялся высказать упрек визант. имп. Михаилу III за насмешки над церковной иерархией, и за это был подвергнут жестоким наказаниям. В. являлся убежденным сторонником К-польского Патриарха Игнатия . Римский папа Николай I Великий в письме к имп. Михаилу III (865) называет В. в числе архиереев, наиболее враждебных Патриарху Фотию . Возможно, за приверженность Патриарху Игнатию В. был отправлен на нек-рое время в ссылку. Скончался до 869 г., поскольку на Соборе 869 г. присутствовал архиеп. Фессалоникийский Феодор ( Mansi. Т. 17-18. Col. 373). Рака с мощами В. находится в храме Св. Софии в Фессалонике. Иногда В. ошибочно считают одним лицом с Василием, архиеп. Фессалоникийским, автором Жития прп. Евфимия Нового Солунского ( Лопарев. С. 469; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698). Память В. в соборе Афонских преподобных (2-я неделя по Пятидесятнице) следует отнести именно к агиографу Василию, основавшему на Св. горе мон-рь в честь Вознесения Христова. Память В. отмечалась в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 438-439; без жития), в нек-рых греч. стишных синаксарях (напр., Paris. Nat. gr. 1582, XIV в.) и затем была внесена в печатную Минею (Венеция, 1596). Фреска с изображением В. находится в алтаре собора ватопедского мон-ря на Афоне (1312). Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 206; ActaSS. Febr. T. 1. P. 244; PG. 105. Col. 529-532 [ Никита Пафлагон. Житие Патриарха Игнатия]; PL. 119. Col. 956 [Послание папы Николая I]; SynCP. Col. 438-439. Лит.: Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII-IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 469-476; Janin R. Basile Ier, archevêque de Thessalonique//DHGE. T. 6. Col. 1160; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 698; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 75. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/150487.html

Сергиев Посад, 1894. С. 15–16. 37 Цит. по: Памяти архимандрита Григория: Биографические сведения. Последние дни жизни. Кончина. Погребение. Речи. Сергиев Посад, 1894. С. 27. 40 Памяти архимандрита Григории: Биографические сведении. Последние дни жизни. Кончина. Погребение. Речи. Сергиев Посад, 1894. 41 См.. например: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 1999. С. 259–580. 48 Памяти почившего оптинского старца о. иеросхимонаха Амвросия//Церковные ведомости. 1891. N 44. 49 Григорий (Борисоглебский) , иером. Сказание о житии оптинского старца, отца иеросхимонаха Амвросия//Душеполезное чтение. 1892. Ч. I. Яеварь. С. 19–32. Февраль. С. 280–288. Март. С. 416–429. Апредь. С. 623–635. Ч. II. Май. С. 41–52. Ч. III. Декабрь. С. 604–615. 1893. Ч. I. Январь. С. 63–78. Февраль. С. 318–236. Март. С. 525–532. Апрель. С. 662–669. Ч. II. Май. С. 126–133. Июнь. С. 282–289. Июль. С. 439–447. Август. С. 596–600. Ч. III. Сентябрь. С. 103–107. Октябрь. С. 220–229. 1894. Ч. I. Январь. С. 111–126. Февраль. С. 254–271. 50 Изречения старца Амвросия Оптинского , записанные разными лицами себе на память, преимущественно сестрами Шамординской, устроенной старцем, общины//Душеполезное чтение. 1891. Ч. 111. Декабрь. С. 667–670. 1892. Ч. I. Январь. С. 186–195. Февраль. С. 383 385. Март. С. 527–530. Ч. II. Май. С. 151–154. Ч. III. Октябрь. С. 370–371. Эти изречения вызвали огромный читательский интерес. И в редакцию «Душеполезного чтения» стали приходить письма с просьбой печатать их не маленькими подборками, а большими. На что редактор, предваряя их публикацию в марте 1892 г., отвечал: ‹‹Преподобный Памва, будучи неграмотен, захотел учиться грамоте, – и когда учитель его прочитал ему 38-го псалма первый стих: рех, сохраню пути моя, еже не согрешат и мы яликом моим, то преподобный не захотел слушать дальнейших стихов и отошел, говоря: «Довольно для меня и первого стиха, чтобы изучить его самым делом››, – и потом сознавался, что в течение девятнадцати лет едва привык на деле выполнять то, чему поучает этот один стих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Основатель монастыря св. Савва родился в Каппадокии около 439 года, основал монастырь в 483 году, умер в 532 году; мощи его покоятся в Венеции. Со скалы на скалу поднимаясь и спускаясь, пробрался я к воротам монастыря. Здешние обычаи для приема путешественников напоминают несколько синайские: та же осторожность, те же предварительные расспросы; впрочем, в последнее мирное время формальности слабее наблюдаются. Меня привели на небольшой двор, поражающий, вместе с окружающими зданиями, чистотой и белизной камня; посреди – небольшое здание в виде часовни; там и сям в скалах видны оконца и двери одиноких монашеских келий на разных высотах и расстояниях. Мне отвели большую комнату в главном здании, примыкающем к храму. Вокруг стен идут широкие диваны с матрацами и подушками; на полу разложены также тюфяки, покрытые коврами вроде персидских. Небольшое окно в задней стене выходит прямо в церковь . Болезненный и задыхающийся от слабости монах лет тридцати пяти явился ко мне предложить свои услуги. Он принес самовар и поставил его на табурет, а поднос с чаем, чашкой и другими принадлежностями – на софу; потом явились неизбежная рака, сладости и т. п. Вскоре посетил меня настоятель монастыря, известный весьма строгой жизнью 68 . Мой кавас, грек, рекомендовал мне его с этой стороны еще дорогою: «Ты видит архимандрита на этова монастыри: ницево болсе не ест – одна трава»… Живет он в каком-то чуланчике, высеченном в скале, в котором с трудом повернуться одному человеку; спит на каменной лежанке, прикрытой старым ковриком, ходит в крашенинной рясе и, несмотря на свои восемьдесят лет, невольно поражает какою-то юношескою застенчивостью. Есть русская пословица: «Каков поп, таков и приход». Она как нельзя более приложима к Саввинскому монастырю, братия которого отличается искренними кротостью и воздержанием. Если кто заезжий в Палестину захочет без помехи помолиться, тот не найдет для этого места удобнее Саввинского монастыря. Это тихая, безмятежная обитель, где земные помыслы оставляют человека, где окружающая среда не оскорбляет его нравственного чувства… Между монахами живут здесь трое русских, два валаха, говорящие хорошо по-немецки; остальные, человек двадцать, – греки, из которых двое свободно объясняются по-итальянски. Со стороны обрыва в долину видна у стен старая пальма, посаженная, по преданию, св. Саввой. Монахи приучили шакалов и лисиц приходить за подачкой, и они под вечер гурьбами шляются по долине, под стенами, куда им бросают с монастырской террасы разные остатки съестного. Окрестности монастыря кишат скорпионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рук., 185 стр., 2 прим.; Ц.В. 1893, 34). 438 В Номоканоне есть правило (207-е), по-видимому запрещающее совершать крещение в Великом посту. Но это правило исключительно относилось только к крещению возрастных, так как последние, по древнему церковному правилу (Лаод., 45), должны были всю Четыредесятницу готовиться к крещению, которое совершалось над ними в Великую субботу, а те, которые пожелали бы не с самого начала поста готовиться к крещению, не были допускаемы к последнему (такие крестились уже после Пасхи, по совершении надлежащего приготовления). К крещению младенцев указанное правило и в древности не было относимо (см. подр. Кур. церк. законовед. Арх. Иоанна, I т., 455 стр.; Номок. при Больш. Треб. А.Павлова , 358–359 стр.). – О ныне действующих правилах относительно крещения взрослых см. ниже. 439 Указанное замечание Требника объясняется древним обычаем (наиболее строго соблюдавшимся в Восточной Церкви до IX в. и имевшим место и в нашей Церкви в самый древний период её существования) крестить младенцев в 40-й день после их рождения. Обычай этот мотивировался или тем обстоятельством, что в ветхозаветной Церкви младенец представлялся Богу, окончательно делался членом Церкви только в 40-й день, или тем, что родильница считается нечистою 40 дней, каковое воззрение могли переносить и на младенца, или, наконец, тем, что срок оглашения возрастных полагался 40 дней (см. подр. Ист. чинопосл. крещ. и мироп. А.Алмазова , 593–599, 532–536 стр.). 440 Новорождённые дети обыкновенно приносятся для крещения в церковь уже очищенными от естественной нечистоты своей матери, – омытыми. Но допустим (случай маловероятный), что для крещения в церкви принесён младенец не омытый. В таком случае, понятно, нужно младенца крестить, предварительно в каком-либо частном доме очистивши его от естественной нечистоты. Если новорождённый младенец принесён для крещения в церковь , между тем как «молитвы в первый день по внегда родити жене отроча» ещё не прочитаны, то ничто не мешает эти молитвы прочитать предварительно в частном доме, а затем самое крещение совершить в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010