Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) - экономист, философ, теолог, священник. Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - религиозный мыслитель, публицист, общественный деятель, один из главных представителей истинного славянофильства. Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824-1887) - писатель, публицист, цензор, редактор газеты «Современные известия» (с 1867 по 1887), а в 1883-1884 гг. - еженедельного иллюстрированного журнала «Радуга». Был близок к славянофилам. Смит (Smith) Адам (1723- 1790) - шотландский экономист и философ. Рикардо (Ricardo) Давид (1772-1823) - английский экономист. Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист. Сын С.М. Соловьёва. Научное обозрение. 1899, I, стр.38. Id, стр. 57. «Основные начала экономии» Н. П. Гилярова-Платонова. М., 1889, III-IV. [iv] Id, v. [v] Id. 3. [vi] Id. 8, 9. [vii] Id. 69, 70, 71 [viii] Id. 23, 24. [ix] Id. 25. [x] Это положение логически оправдывается в элементарной части нравственной философии, которая (часть) получила, благодаря Канту, такой же характер строгой научности в своей сфере, какой в другой области принадлежит чистой механике. Примеч. Вл. С. Соловьева. [xi] Оправдание добра». Спб., 1897, 345, 346. [xii] Id. 432. [xiii] Id. 347. [xiv] Id. 433, 434, 435. [xv] Id. 439, 440. [xvi] Id. 445, 446, 447. [xvii] В. Розанов. «О понимании», 700, 701. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 7. на 2 " Слово о законе и Благодати " - это марксизм в религии, ожидание земного рая, исторический тупик. Святоотеческий путь другой - жизнь по закону И по Благодати. Европа отвергла Благодать не законом, а ересью; Россия отпала от Благодати не законами или философиями, но беззаконием. Отказ от закона неизбежно ведёт к человекоугодию т.к. большую часть жизни человек (даже Святой) живёт без явного водительства Благодати, ибо люди - не ангелы. Следовательно, выбор: либо подчиняться законам, имеющим в основе своей Заповеди, либо подчиняться людям, которые, в свою очередь, не подчиняясь законам, подчиняются диаволу. Ответ дан в статье: нравственные законы -лекарство от всех утопий. И успехи коммунистов связаны именно с тем, что они взяли на вооружение морализм, отброшенный русским православием. Это был своего рода спасательный круг, на котором удержалось одно поколение русских людей, чьи отцы так бездумно потопили корабль дореволюционной церкви. Почти все сектанты - и древние и новые - говорили о данной им благодати, якобы отменяющей закон. И русская религиозная традиция ударилась в то же самое. Путь к Святости - это не путь отказа от закона, но путь исполнения закона ПО СОВЕСТИ, - в отличие от формального исполнения его фарисеями.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/16/...

Количество иноязычных рукописей, бывших почти в это же время в Архивской библиотеке, видно из каталога всех рукописей ее, составленного почти в то же время, около 1824–1841 гг. (почти то же самое число иноязычных рукописей в Архивской библиотеке и теперь) 134 . В первом отделе каталога «Хронографы, летописи российские и выписки из оных» указывается 5 латинских рукописей 135 48, 80, 96/98, 97/99, 103/105), 1 французская 58), 11 немецких 11, 20–22, 28, 29, 42, 53, 57, 78:79), 1 английская 113/115); в отделе II «Материалы к Российской истории древней и новой» – 2 немецких 15/141, 23/149); в III отделе «Богословия (рукописи по большей части до церковной истории касающиеся)» – 10 греческих 1/180, 2/181, 1/201–7/207, 20/220) 3 латинских 3/182, 15/194, 9/208–209, 1 немецкая 19/199), 59 арабских 21/200, 16/216, 18/218, 19/219, 21–76), 1 французская 5/215), в IV отделе «Законы» – 1 татарская 10/230), 1 латинская 5/235) и 1 шведская 9/239); в V отделе «О славных в России мужах и их сочинениях» – 12 латинских 5/260, 6/261, 10/265, 11/266, 18/268, 15/270–21/276) и 3 немецких 8/263, 12/267, 14/269); в VII отделе «Историкополитических » 3 французских (21/317, 22, 40/336, 2 итальянских 23/318, 27/323), 3 латинских и/328, 1/339), 1 английская 41/317) и 1 молдавская 3/341); в VIII отделе «О народах подвластных России, с оною смежных и других» портфель 4/345), содержащая рукописи мунгальские и тангутские, на бумаге и бересте писанные; в IX отделе «География» – 1 немецкая 7/380); в X отделе «Статистика» – 2 немецких 9/393, 10/394); в XI отделе «Ученая история» – 1 портфель с стихотворениями на латинском, немецком и французском языках 8/414), 2 французских 13/419, 7/429), 1 латинская 3/425), 2 немецких 4/426, 5/427) и 1 арабская 6/428); в XII отделе «Философия, метафизика, физика и натуральная история» – 1 латинская 3/432), 2 немецких 4/483, 4/437) и 4 греческих 1/434, 2/433, 3/436, 3/438); в XIV отделе «Лексиконы, грамматики и буквари» 6 латинских 1–5/441–445, 4/454), 2 голландских 6/446, 7/447), 1 немецкая 8/448), 1 итальянская 10/450), 2 греческих 2/452, 3/45З); в XIII отделе «Математика» 1 немецкая а) и 1 латинская 1/467); в XV отделе «Медицина» 1 латинская 2/476) и в XVI отделе «Материалы к истории Сибири» 2 немецких 49/524,50/525).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

христианство провозглашается в качестве religio licita. Все это показывает, что указ такого содержания не мог быть издан Антониной Пием, человеком языческого образа мыслей, не показывавшим горячих симпатий к христианству. В таком тоне мог писать только разве христианский император, вроде Константина Великого. По всей вероятности, Иустину этот указ не был известен, он приложен к концу его апологии какой-либо позднейшей рукой (рассматриваемый указ известен с именем указа: «К азийскому совету»). В настоящее время подлинность указа признает, кажется, лишь один Визелер (Die Christenverfolg. der Casaren. S. 18—19), который, нужно сказать, часто является недостаточно критичным в своих взглядах. 428 Ириней. Против ересей. IV, 30. 429 Philosophumena (Refutatio omnium haeresium) IX, cap. 12. Изд. Duncker " a, 1859. Здесь же упоминается и о некоторых христианах, находившихся на службе при дворе, например Карпофоре, Гиацинте. 430 Евсевий, V, 21. 431 Ibid. 432 Сведения об этих оракулах можно найти в издании: Oracula Sibyllina, сделанном Friedlieb " oM, в предисловии; в статье Dechent " ä Character und Geschichte der altchristl. Sibyllenschriften(Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1878. Bd. II. S. 481—509); в сочинении Keim " ä Rom und das Christenthum. S. 495—498); в статье Reuss " ä Herz., Encycl., Bd. XIV. Leipz., 1884. 433 Кейм (S. 495—496) считает Oracula Sibyllina «тонким обманом» и прибавляет, что этот «великий обман сделался, однако же, силой для христианства». Но такой приговор слишком строг. Справедливо замечает Dechent, что «древние не так строго смотрели на подобного рода фальсификацию, как смотрят в наше время; на что смотрят в XIX веке как на неловкую и неуклюжую мистификацию, на это самое в древности, преимущественно на Востоке, смотрели как на особый вид литературной формы» (S. 484). Христианские сивиллисты тем более заслуживают извинения, что они нашли готовую литературу оракулов у иудеев и, очень вероятно, искренно верили в их древнеязыческое происхождение; об этом хорошо знает и Кейм. 434 Впрочем, по мнению Friedlieb " a, восьмая книга возникла в самом конце II века (S. LIV, Einleit). 435 Orac. Sibyllina, V. Vers. 484—503. 436 Orac. Sibyllina, VIII. Vers. 37—48. 437 Orac. Sibyl. Lib. VIII. Vers. 50—53; 71; 81—3; 86—7. 438 Orac. Sibyl. Lib. V, 420 и т. д. 439 I Аполог., гл. 2. 440 I Аполог., гл. 5 и 6. 441 Spartianus. Vita Severi, cap. 12, 18 (В Hist. Augusta). 442 Ibid., cap. 18. 443 Aube. Les Chretiens dans l " empire Romain. P. 62. 444 Gorres. Das Christenthum und der Romische Staat zur Zeit des Septirnius Severus. S. 275 (Jahrbuch. fur protest. Theologie, 1878, 2). 445 Ibid. S. 277. 446 Spart. Severus. Cap. 17. 447 Tertullianus. Ad Scapulam, cap. 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

428 Православная Богословская Энциклопедия. Пг., 1900. Т. I. С. 7. (Удивительно, но первые пять томов в качестве места своего издания называют Петроград (!), а не С.-Петербург). 429 Так, главный редактор энциклопедического словаря «Христианство» С. С. Аверинцев в обращении «К читателю» писал, что материалы ПБЭ, равно как «Энциклопедического Словаря» и «Нового Энциклопедического Словаря» фирмы «Брокгауз-Евфрон», «дают, как правило, добротную информацию, в значительной степени сохраняющую ценность и для нашего времени» (См.: Аверинцев С. К читателю. Христианство. М., 1993. Т. I. С. 5). 431 Там же. Л. 3, 4. С учетом того, что бумага была издательская (а не типографская), а тираж журнала и двух (на то время) к нему приложений составлял 4 500 экземпляров (соответственно: 2 500 – ежемесячный тираж «Странника» и по 1 000 экз. Приложения), типография составила смету, где указывалось, сколько будут брать за набор листа, за набор обертки, за чтение первой корректуры, за печать текста, за печать обертки, за авторскую корректуру (если таковая потребуется), за брошюровку, за экспедицию и доставку. (См. там же. Л..5–5-об.). 433 Арапович Б. Предисловие ко второму изданию. Толковая Библия. Второе издание. Стокгольм. Институт перевода Библии, 1987. Кн. 1. [С. 6]. 434 Для сравнения: цена одного тома «Большой энциклопедии. Словаря общедоступных сведений по всем отраслям знания», выходившего в С.-Петербурге в начале XX столетия, составляла 6 р.. а «История человечества» под общей ред. Г. Гельмольта, изданная тогда же (в 9-ти томах), – 54 р. 446 Так, в марте 1911 г., среди прочих книг, императору Николаю II были поднесены IX–XI тома ПБЭ (см. там же). 452 После революции 1917 г. почетный член Киевской, Казанской и Московской духовных академий, Московского иˆПетроградского археологических институтов, действительный член Общества истории и древностей российских при Московском университете, Православного Палестинского общества и т. д., и т. п., – H. H. Глубоковский оказался в затруднительном положении, разрешенном лишь после избрания его профессором Петроградского университета (1918 г.) С 1919 по 1921 гг. он исполнял обязанности архивариуса и редактора в бывшей Синодальной библиотеке. В августе 1921 г. член-корреспондент РАН H. H. Глубоковский получил загранпаспорт и выехал в Финляндию, а через два года (с 1923) стал заведующим кафедрой Св. Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского Университета. Наˆэтой должности член-корреспондент Болгарской Академии наук H. H. Глубоковский пробыл вплоть до своей смерти (1937 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этому евангелию от евреев по всей вероятности существенно родственны 434 : а. , так называемое Евангелие от Петра (ατ Πτρον), которым, по словам Феодорита, пользовались Назореи 435 . Впрочем мы не имеем о нем более определенных сведений, которые могли бы дать твердое основание гипотезе об отношении этого Евангелия от Петра к нашему Евангелию от Марка, отчасти сходному с Евангелием от Матфея (а вместе с тем с евангелием от евреев), отчасти стоящему в несомненной зависимости от Петра 436 . Этому Евангелию от Петра, вероятно родственно в. , так называемое евангелие от Египтян εαγγ. ατ ιγυπτους или εαγγ. αγπτιον 437 , о котором мы знаем немногое и притом не совсем ясное и определенное 438 . Название: евангелие от Египтян, Египетское евангелие во всяком случае приводит на мысль Ап. Марка, который проповедовал Евангелие Египтянам; по всей вероятности евангелие от Египтян есть испорченная рецензия Евангелия от Марка и, может быть, тождественно с указанным выше евангелием Петра. 2. Апостольские памятные записи Иустина Мученика . – Эти πομνημονεματα τν ποστλων 439 , которые Иустин часто цитует как источник своих сведений о жизни Иисуса, и которые он называет также Εαγγλια 440 или Εαγγλιον 441 , были написаны, по его же словам, частью Апостолами, частью спутниками Апостолов 442 , и в церковных собраниях предлагались вместе сσυγγρμμασι τν προφητν 443 . Что эти указания всего естественнее приличествуют нашим каноническим Евангелиям, и притом в их целости, – это ясно само собой, и такое мнение об этом существует с самых древних времен. В позднейшее время, именно в 18 столетие, мнения об Иустиновых евангельских писаниях стали разнообразиться 444 , и недавно снова возник вопрос; должно ли разуметь под ними наши канонические Евангелия или нет. Вопрос этот решается отрицательно лишь немногими из критиков, по преимуществу Вауровой школы, сообразно их предвзятой мысли 445 . Более же основательные богословы различных направлений защищают, как самое вероятное, древнее мнение, что апостольские памятные записи Иустина в сущности суть наши четыре канонические Евангелия 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

В заключение всего, мы можем сказать с Визингером, что послания апостола Павла к Тимофею и Титу в исторической достоверности не уступают ни одному из посланий св. Апостола 431 . А вместе с Гэрике скажем, „что отрицание их еретиками, по своему внутреннему характеру и своему одинокому положению, слишком слабо для того, чтобы могло быть с успехом противопоставлено единогласному древнему церковному свидетельству о них“ 432 . Язык пастырских посланий После доказательств подлинности пастырских посланий, мы считаем необходимым, в виду возражений со стороны отрицательной критики 433 , сделать некоторые заметки относительно языка и изложения их. Сравнительный обзор разбираемых нами посланий показывает, что они имеют весьма близкое сходство между собой по языку и изложению. Сходство это выражается: а) в словах и выражениях. В каждом послании можно встретить не малое количество слововыражений, которые находятся в других пастырских посланиях. Для примера мы приведем несколько выражений, свойственных всем трем посланиям или двум из них. Так 1) выражения: благочестие, благочестно, благочестну быти ( υσβεια, – ω, – ς) 434 , обозначающие сущность христианской жизни; целомудренно, – ный – ну быти, целомудрие ( σωφρνως, σφρωр ν, – νω, – νζειν, νισμς) 435 , указывающие на целость и неповрежденность мыслей и чувств; здравое учение ( γιανо σα διδασκαλα) 436 , здравые слова ( λγοι γιανо ντες) 437 , означающие чистое евангельское учение без примеси еретических заблуждений; верно слово ( πιστς λγος) 438 , истинно, беспрекословно, аминь; μθοι – мифы 439 , басни; μοραι ζητσεις – буи стязания 440 . т. е. глупые споры и проч. встречаются во всех трех посланиях. 2) выражения: чистота ( σεμντης) 441 – честность; учение еже по благочестию ( κατ εσβειαν διδασκαλα) 442 , т. е. ведущее к благочестивой жизни; генеалогии ( γενεαλογαι) 443 – родословия; образ ( τπος) 444 в смысле нравственного образца и проч. свойственны двум посланиям. В каждом послании встречаются еще слова особенные, употребленные всего только однажды и составляющие исключительную принадлежность одного из них. Эти слова и выражения носят название: παξ λεγμενα – „однажды сказанные“. Таковы, например: двуязычный ( δλογος) 445 , явстенне ( ρης) 446 , бабий ( γραδης) 447 , незлобивый ( νεξκακος) 448 , чешеми ( κνηθμενοι) 449 , себе угождающий ( αθδης) 450 , незазорный ( κατγνωστος) 451 , самоосужден ( ατοκατκριτος) 452  и проч. По исчислению Беккгауза, их находится в первом послании к Тимофею 81, во втором 63 и в послании к Титу 44 453 : а по иследованию Бертольда 454 , они наполовину находятся в свящ. Писании Ветхого Завета и у греческих писателей, а наполовину образованы Апостолом вновь для выражения новых понятий и явлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

434 Isidori De eccl. off. praef. II: Quoniam origines et causas officiorum quae in communi ab Ecclesia celebrantur ex parte aliqua explicuimus, deinceps exordia eorum qui divino cultui ministeria religionis impendunt ordine prosequamur. 435 Ildefonsi DVI. 9: Scripsit opera et eximia, et non parva, id est, librum de Genere officio- rum... 438 Isidori De eccl. off. II.16.9: ...et sicut ait de ipsis Hieronymus...; Ibid. 11.19.11: Solum (ut ait Hieronymus) adulterium est, quod uxoris vincat affectum... etc. 439 Isidori De eccl. off. 1.5.2: Sic namque et beatissimus Augustinus, in libro Confessionum suarum, consuetudinem canendi approbat in Ecclesia...; Ibid. off. 1.12.7. 442 Isidori De eccl. off. 1.7.1: Apud Latinos autem primus idem beatissimus Ambrosius an- tiphonas constituit, Graecorum exemplum imitatus (Исидор. О церковных службах 1.7.1: У латинян же первым антифоны ввел блаженный Амвросий, подражая греческому образцу); Ibid. 1.6.2. 444 ESB. 2: Quaternionem regularum per Maurentionem primiclerium direximus (Письма Браулиона. 2: Мы послали тебе тетрадку с «Уставом» через примиклерия Маурециона). 445 San Leandro. San Isidoro. San Fructuoso. Reglas monásticas de la España visigoda.//Ed. por J. Campos Ruiz. Madrid, 1981. P. 80–81. 446 Ildefonsi DVI. 4: Donatus et professione, et opere monachus, cujusdam eremitae fertur in Africa exstitisse discipulus. Hic violentias barbararum gentium imminere conspiciens, ferme cum Septuaginta monachis copiosisque librorum Codicibus navali vehículo in Hispa- niam commeavit. Sirvitanum monasterium visus est construxisse. Iste prior in Hispa- niam monasticae observantiae usum et regulam dicitur adduxisse... 448 Conc. de Lérida (546). can. 3 De monachis ut clerici ordinentur cum volúntate abbatis, et quae monasterio offeruntur non auferantur, et de baselicis quas laid fecerint. 451 Isidori DVI. 44: Qui postea condidit monasterium quod nomine Biclaro dicitur, ubi congregate monachorum societate, scripsit regulam ipsi monasterio profuturam, sed et cunctis Deum timentibus satis necessariam.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

ранее «царь князей») над ним. 422. царь («Помазанник»). 423. Вв. 582. Не невидимо, как с херувимов. 424. ВК. 92, 642; греч. и др – слав. причастие. 425. Не только над Израилем. 426. νεω – делать знак головою, особенно знак одобрения или согласия, быть благосклонным; др. – слав.: «приди к». 427. υ– гимн, религиозная песнь. 428. οκτης– домашний, слуга, раб (мягче, чем δολος– раб). 429. Прикровенное и признательное указание на празднуемое событие. 430. παρω – поднимать, стр. з. – превозноситься. 431. ВК. 46, 132. 432. Диавол, павший, по обычному воззрению, от гордости и старающийся во всем противодействовать Богу, представляется здесь врагом и тех песней, которые воссылаются Богу и которые особенно сближают верующих с Богом, воспитывая в них чувство смиренной преданности Богу (в противоположность сатанинской гордости). 433. τε – и (для соединения однородных или близких понятий, для усиления: ср. лат. que). 434. φρω – (при)(у)носить; др. – слав.: «терпя». 435. περθεν – сверху, выше. 436. Не только гордости (см. прим. 495), но и всякого греха, также мешающего воспеванию Бога. 437. Παν(τ)εππτης – всевидящий, за всем наблюдающий; поздн. сл. (у языч. пис. эпитет Зевса). Как всевидящему, Богу виден всякий грех, а последний делает неприемлемыми, неприятными Богу песни наши 438. ВК. 53, 247. 439. ακλνητο; – непоколебимый (ακλονω ВК. 81, 491); вм. наречия ср. р. 440. Μκαρ – Блаженный. Соотв. «песни». 441. βσις (βανω – иду) – ход, шаг; Н. 3 – основание (базис); др. – слав.: «степенем». 442. γραυλς – играющий на (полевой, деревенской) свирели; ср. прим. 151. Соотв. «пения», «певцы» в ирмосе. 443. Вв. 448. 444. ВК. 81, 491. 445. Чрез явление ангела. 446. πανλβιος – всесчастливый, всебогатый. 447. Вв. 55, 211. 448. τξις – расположение в порядке, строй, особ, войска, звание, класс, часть войска (1500 – 3000 чел). 449. οματος – бестелесный. Соотв. «воплотившегося». 450. РВ. 83, 296. 451. Греч.в др. – слав. «воплощаема». 452. Посредствует бесплотность и воплощение. 453. РВ. 49, 66. 454. См. пред.прим. В греч. согласовано с «Слово».

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

439 Euch 2.216—218. 440 Hymn 55.144—148. 441 См. примечание 2 к настоящей главе. 442 Сар 3.65. 443 Сар 3.66. 444 Сар 3.67. 445 Сар 3.68. 446 Сар 3.69. 447 Hymn 27.18—27. 448 Hymn 27.49—56. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 20. 449 Hymn 27.57—62. 450 Hymn 27.64—67. 451 Hymn 27.73—81. 452 Hymn 41.240—242. 453 Hymn 41.246—248 454 Hymn 41.249—256. 455 Hymn 41.267—272. 456 Eth 7.263—272. 457 Hymn 43.9—17 458 Cat 3.206—211 459 Cat 3.211—225 460 Cat 4.13—14. 461 См. Часть I. Неистовый ревнитель. 462 Cat 9.92—107. 463 Cat 9.107—116. 464 Cat 9.196—213. 465 Cat 9.120—127. 466 Cat 9.275—279. 467 Cat 2.107—120. 468 Cat 5.594—632. 469 Hymn 58.34—63. 470 Cat 2.324—334. 471 Euch 1.28—47. 472 Euch 1.66—69. 473 Cat 8.93—104. 474 Eth 3.193—195. 475 Eth 3.543. 476 Eth 4.607. 477 Eth 5.1—12. 478 Eth 5.61—73. 479 Eth 5.339—342. 480 Eth 5.505—507. 481 Eth 5.511. 482 Eth 7.353—355 483 Eth 7.453—458. 484 Eth 7.474—480. 485 Eth 9.364—375. 486 Eth 10.478—480. 487 Eth 10.501—513. 488 Eth 10.912—913. 489 Eth 10.918—922. 490 Сар 1.85. 491 Сар 1.85. 492 Theol 1.420—429. 493 Theol 1.434—444. 494 Eth 1.12.1—11. 495 Eth 12.1—8. 496 Eth 9.41—46. 497 Eth 5.431—435. 498 Eth 4.242—243. 499 Eth 7.427—432. 500 Eth 10.361—363. 501 Cat 24.7—14. 502 Cat 24.16—23. 503 Cat 24.41—51. 504 Cat 24.54—69. 505 Cat 24.79—84. 506 Cat 24.90—95. 507 Cat 24.102—108. 508 Cat 6.58—60. 509 Cat 6.62—65. 510 Cat 6.91—93. 511 Cat 6.93—95. 512 Eth 1.12.387—396. 513 Eth 1.10.76—82. 514 Eth 1.12.469—476. 515 Eth 4.925—932. 516 Сар 2.21. 517 Сар 3.100. 518 Cat 19.166—169. 519 Hymn 11.17—19. 520 Hymn 11.27—34. 521 Hymn 12.89—90. 522 Hymn 13.87—92. 523 Hymn 14.1—5. 524 Hymn 24.31—45. 525 Ер 4.415—420. 526 Eth 4.755—760. 527 Eth 9.10—14. 528 Eth 9.50—68. 529 Eth 9.27—31. 530 Eth 9.24—27. 531 Theol 1.1—13. 532 Theol 1.244—246. 533 Theol 1.194—216. 534 Theol 1.412—418. 535 Theol 2.33—45. 536 Theo! 2.57—63. 537 Eth 1.12.115—120. 538 Theol 2.179—181. 539 Theol 2.219—226. 540 Theol 2.257—260. Можно сказать, что это классическая доктрина каппадокийцев о познании Бога в их полемике против Евномия, которую пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

434 Памятником такого рода медитации является сочинение Марка Аврелия «Наедине с собой», перед нами не только самоанализ, по и особое стоическое упражнение предполагавшее помятование стоической доктрины, и применение ее основных положений к текущим и изненным коллизиям. 436 Страсти соответствуют пассивной материи «почти небытию» на которую направлено упорядочивающая активность логоса, логос уже как «сеятельный разум» оформляет материю но печать «недобытия» материя откладывает на все порожденное Зевсом – логосом. Недобытие материи, ее иррациональная недооформленность особенно сказывается в подлунной сфере – месте пребывания человека. 437 Для стоиков очевидно, что со страстями бессмысленно бороться, их необходимо полностью отсечь, только достигнув бесчувствие стоический философ способен прийти к разумности и исполнится доброй воли, т.е. способности всегда и во всем действовать согласно с промыслом. 439 См. Диллон Д. Средние платоники. СПб., 2002. Он же: Наследники Платона. СПб., 2005. Шичалин Ю. А. История античного платонизма (в институциональном аспекте). М.. 2000 441 Пример – трактат Плутарха «О порождении души в «Тимее " ». То, что диалог «Тимей» становится самым популярным для толкователей текстом, характерная черта платонизма после Платона. Это произошло из-за счастливого сочетания в нем многозначительности «правдоподобного мифа» и универсального охвата практически всех тем философии. 443 Плутарх далеко уходит от аутентично египетского сюжета, так даже имена главных действующих лиц он считает греческими. 445 «Самые мудрые из жрецов не только Нил называют Осирисом, аморс Т ифоном, но вообще дают имя Осириса всякому влажному началу и энергии, считая их причиной рождения и субстанцией семени " ». Там же. 33 446 Плутарх оговаривает принципы толкования и отношения к мифологическому материалу: «Итак, есть основания сказать, что каждый в отдельности утверждает неправильно, а все вместе – правильно. Ибо не сухость ми ветер, ни море, ни мрак. Но все, что природа имеет вредного и губительного, можно считать частью Тифона. И не следует считать начало всего существующего в неодушевленных телах, как Демокрит и Эпикур или как стоики – в творце бескачественной материи, едином разуме и едином промысле, который все обнимает и властвует над всем. Ибо невозможно, чтобы возникло какое-либо зло там, где бог – причина всего " ». Там же. 44

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010