Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОД ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 гг. до Р. Х.), царь Иудеи (37-4), основатель иродианской династии. Источники Основной источник сведений о жизни И. В.- сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война» (между 75 и 79 гг.) и «Иудейские древности» (ок. 94 г.). Иосиф, не будучи современником И. В., почерпнул основные сведения о его жизни в несохранившихся «Воспоминаниях царя Ирода» и «Истории» Николая Дамасского, придворного историка И. В. Некоторые сведения об И. В. и о его эпохе содержатся в «Географии» Страбона, а также в сочинениях римских историков Аппиана («Гражданская война»), Диона Кассия («Римская история»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания: Антоний»), Тацита («История»). И. В. неск. раз упоминается в Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 3б - 4а; Таанит. 23а и др.) и в Мидраше Рабба (Вайкра Рабба. 35. 8; Бемидбар Рабба. 14. 20), в Евангелиях (Мф 2; Лк 1. 5) и в сочинениях раннехрист. историков: в «Диалоге с Трифоном» мч. Иустина Философа, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Послании к Аристиду» Юлия Африкана и др. Нек-рые из этих упоминаний носят легендарный характер и представляют собой отголоски преданий об И. В., распространенных среди иудеев и христиан в начале нашей эры. Происхождение Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. По свидетельству Иосифа Флавия, И. В. был 2-м из 5 детей знатного идумеянина Антипатра, отец к-рого, Антипа, был военным правителем (греч. στρατηγς) Идумеи и Газы при хасмонейском царе Александре Яннае (103-76 гг.) ( Ios. Flav. Antiq. XIV 1. 3). После его смерти эту должность унаследовал Антипатр. Отец И. В. получил рим. гражданство (Ibid. 8. 3; Idem. De bell. I 9. 5) и должность наместника (π τροπος) Иудеи ( Idem. De bell. I 10. 3; Idem. Antiq. XIV 8. 5), что в значительной мере определило дальнейшую судьбу его сына. Мать И. В., Капрос, происходила из знатного араб. (судя по всему, набатейского) рода ( Idem. Antiq. XIV 7. 3; Idem. De bell. I 8. 9). По мнению нек-рых исследователей, она была дочерью царя Ареты III ( Sullivan. 1990. P. 215).

http://pravenc.ru/text/674087.html

Camb. (GB), 2004; Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-IV вв.: Ветхий Завет II: Книга Бытия 12-50. М., 2005; Boehm O. The Binding of Isaac: A Religious Model of Disobedience. N. Y., 2007. Иконография Самые ранние изображения И. можно видеть в композиции «Жертвоприношение Исаака» (напр., в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250), к-рая как символ новозаветной жертвы получила широкое распространение в раннехрист. искусстве, в т. ч. много примеров в живописи рим. катакомб: на фресках катакомб Присциллы (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), Каллиста (1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), на Виа Анапо (10-20-е гг. IV в.; на Виа Дино Компаньи (сер. IV в.; ниша 8, не сохр. фигура И.); вероятно, на мозаике свода над люнетом в катакомбах Домитиллы (366-384). Центральный неф базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) украшают мозаичные композиции с историей библейских патриархов; на левой стене были 4 сцены, посвященные И., из к-рых сохранилась только одна - И. благословляет Иакова. Композиции «Авраам с Исааком и слугами направляются в землю Мориа» и «Жертвоприношение Исаака», созданные при папе Льве Великом (440-461), занимали юж. стену базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (погибли при пожаре в 1823). Те же 2 сцены и сцена «Исаак отправляет Исава на охоту» входили в цикл ветхозаветных композиций (440-461), располагавшихся на правой стене центрального нефа старой базилики св. Петра. В очень поврежденном виде сцена «Жертвоприношение Исаака» сохранилась в Коттоновском Генезисе (Long. Brit. Lib. Cotton. Otho B. VI. Fol. 36, кон. V - нач. VI в.) ( Weitzmann. 1979. P. 42). В Венском Генезисе (Vindob. theol. gr. 31, VI в.) представлены сцены: И. отрицает брак с Ревеккой и играет с Ревеккой (Fol. 8v), смерть И. (Fol. 14). Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в.

http://pravenc.ru/text/674115.html

415-416 ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков 416-417 ЕЛКЕСАИТЫ [елкесеи, елхасеи], иудеохрист. секта, существовавшая в III - X вв. в Средиземноморье и на Ближ. Востоке 417-418 418-419 ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 418-419 419-420 421-422 ЕЛПИДИФОР мч. Персидский (пам. 2 нояб.) - см. Акиндин, Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор, мученики 422-424 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) 425-432 ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки 432-434 434-436 ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 1797), наставник московской поморской общины 436-438 438-440 ЕМЕТЕРИЙ И ХЕЛИДОНИЙ [Эметерий и Келидоний] († ок. 300?), мученики (пам. зап. 3 марта), пострадавшие в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания) 440-441 441-442 442-444 444-445 ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 445-446 ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 446-448 448-449 ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. 449-450 450-451 «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц 451-453 453-455 455-458 ЕННАФА (Еннеим), мц. (пам. греч. 9 июня) - см. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские

http://pravenc.ru/vol/xviii.html

как об ангеле, считая это нелепостью, распространенной в иудейской среде ( Idem. De fide. III 11). Свт. Григорий Богослов рассматривает имя Мелхиседек как одно из наименований Сына Божия в Свящ. Писании ( Greg. Nazianz. Or. 30. 21; 38. 3). Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг. Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме. 432–440 гг. В антииудейской полемике раннехристианские апологеты обращали внимание на тот факт, что М. не был обрезан, тем самым подчеркивая преходящий характер обрезания ( Iust. Martyr. Dial. 19. 4; ср.: Tertull. Adv. Iud. 3). Отмечая, что необрезанный М. благословляет обрезанного Авраама, сщмч. Иустин Философ рассматривает слова Пс 109. 4 как пророческое указание на то, что Христос, как «вечный священник Его, называемый от Духа Святого Господом, будет священником необрезанных и тех из обрезанных, которые придут к Нему, то есть уверуют в Него и будут просить благословения» ( Iust. Martyr. Dial. 33. 2). Продолжая эту полемику, блж. Иероним подчеркивал, что в благословении М. «обрезанное священство синагоги было благословлено священством Церкви, имеющей крайнюю плоть» ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 14. 18). Для мн. авторов становится актуальной тема превосходства Христова священства по чину М. над Аароновым, восходящая к истолкованию, представленному в Евр 7 ( Суг. Hieros. Catech. 7. 14; Theodoret. In Hebr. 4//PG. 82. Col. 705). Ориген, рассматривая Аароново священство в контрасте с Мелхиседековым, называет Христа Тем, Кто по чину М. становится проводником спасительного служения (δηγν τς σωτηρας λατρεας - Orig. In Ioan. comm. XIII 24). Прародитель ветхозаветного священства жертвует десятину М. и получает благословение о того, кто стал образом новозаветного священника. Слова из Пс 109. 4 указывают на христ. таинство Священства ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 14. 18) и не могут указывать, как это, очевидно, было принято среди иудеев, на к.-л. земного царя, напр. Езекию ( Iust. Martyr. Dial. 33. 2; 83). Провозглашение становления нового священства по чину М. должно означать прекращение прежнего, из рода Аарона, вместе с переменой ветхого закона ( Ioan. Chrysost. Adv. Jud. VII 5; Aug. De civ. Dei. XVI 22; XVII 35).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Э. П. Б. Ветхозаветные прообразы К. Всемирный потоп. Фрагмент иконы «Св. Троица, с бытием». 2-я пол. XVII в. (АОМИИ) Всемирный потоп. Фрагмент иконы «Св. Троица, с бытием». 2-я пол. XVII в. (АОМИИ) Принятое в церковной традиции толкование нек-рых событий, установлений и прообразов К. из ВЗ основано на Посланиях ап. Павла. Прежде всего это события исхода из Египта: как израильтяне «крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор 10. 2), так и верующие совершают К. в Иисуса Христа, Его смерть и воскресение (ср.: Рим 6. 3). Облако и море - символы действия Св. Духа и воды в К. (1 Кор 10. 1-2). Подобно тому как израильтяне ушли от егип. рабства и «образно» (τυπικς - 1 Кор 10. 11) «крестились в Моисея», т. е. объединились со своим вождем посредством закона и заключения завета, так и христиане посредством К. уходят от рабства смерти и греху к новой жизни и новому завету и объединяются в Тело Христово, в Его Церковь (1 Кор 12. 13). Фараон и его войско, гибнущие в водах Чермного моря, впосл. представлялись диаволом и его приспешниками ( Tertull. De bapt. 9. 1; Greg. Nyss. In bapt. Christ. 9. 5-14; ср.: Aug. Serm. 363. 2//PL. 39. Col. 1635). Чудесное избавление Ноя и его семейства от вод потопа (Быт 6) также выступает предвосхищением, или «прообразом» (νττυπον), христ. К. (1 Петр 3. 20-21). Потоп нес смерть для человечества, а ковчег приуготовил спасение для 8 человек из семейства Ноя, так и К. в воде несет смерть для греха и погребение со Христом (1 Петр 3. 21; ср.: Рим 6. 3-5). Переход евреев через Иордан. Мозаика ц. Санта-Мария-Меджоре в Риме. 432–440 гг. Переход евреев через Иордан. Мозаика ц. Санта-Мария-Меджоре в Риме. 432–440 гг. Понимание К. как «нерукотворного обрезания» (Кол 2. 11) привело к переосмыслению ветхозаветного обряда обрезания. Подлинное обрезание состоит в том, что человек умирает и воскресает со Христом в К., совлекая «греховное тело плоти» и наполняясь новой жизнью (Кол 2. 11-14). Впосл. ветхозаветная заповедь о необходимости совершать обрезание ребенка на 8-й день (Быт 17. 12) служила доводом в пользу К. детей, особенно в случае опасности ( Greg. Nazianz. Or. 40; ср.: Isid. Pel. Ep. I 125//PG. 78. Col. 265).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

360-364 КАЗИМИР (1458-1484), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы 364-365 365-367 367-370 КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме 370-371 371-373 КАИАФА (кон. I в. до Р. Х.- сер. I в. по Р. Х.; правление ок. 18 - ок. 36 гг. по Р. Х.), первосвященник времен Иисуса Христа, принимавший, по свидетельству Евангелий, активное участие в Его осуждении 373-376 376-384 КАИНИТЫ гностическая секта, о существовании и учении к-рой сообщают христ. ересеологи периода древней Церкви 386-387 КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви 387-405 405-408 408-409 409-412 412-414 КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (1792-1832), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН 414-418 КАЛАМ термин в средневек. мусульм. лит-ре; дисциплина, толкующая догматы ислама на рациональной основе 418-419 КАЛАМИУ монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 419-421 421-422 422-425 425-429 429-430 430-431 431-432 КАЛАШНИКОВ Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог; старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии 432-434 434-435 435-437 437-440 КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений 440-468 468-469 КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви 469-475 КАЛИ одна из форм супруги Шивы, персонификация темного и яростного аспекта сакральной жен. энергии (шакти) в индуизме и тантризме 475-476 КАЛИВИАНИ жен. мон-рь во имя Пресв. Богородицы, принадлежит Гортинской и Аркадийской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

V в.) и в Сиро-Месопотамском районе (первые в Селевкии Пиерии и Апамее, оба кон. V в.). Не позднее рубежа IV-V вв. 4-столпная композиция внутри квадрифолия составила композицию собора Эчмиадзин в Вагаршапате; подобно миланскому храму, его венчали 5 башенок. Большинство сложных тетраконховых структур сочетали функции собора и мартирия, а нек-рые (Милан, Вагаршапат) примыкали к царским дворцам. Одним из важнейших центров ранней архитектуры В. и. был Рим, имевший тесные контакты с нек-рыми областями вост. половины империи. Здесь был особо популярен тип базилики как самой простой формы, напр. церкви Сан-Клементе (кон. IV в.), Сан-Витале (401-417), Санто-Стефано на Виа Латина (440-461), так и с колоннадами, элегантными пропорциями и полихромным решением, обилием света: ц. Санта-Сабина (422-432) на вершине Авентинского холма крупными размерами напоминавшая предшествующий век, базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (до 400, ремонт 40-х гг. V в.), Санта-Мария Маджоре (завершена при Сиксте III, 432-440). Единственное крупное церковное сооружение центричного плана с использованием классических деталей - ц. Санто-Стефано Ротондо (освящена в 460). Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. Базилика Студийского мон-ря в Константинополе. Сев. колоннада центрального нефа кафоликона. IV-VI вв. В К-поле церквей, построенных до имп. Юстиниана, сохранилось крайне мало. Между 404 и 415 гг. восстанавливали собор Св. Софии, композиция пропилеев к-рого напоминала Сан-Лоренцо в Милане, резьба сохранившихся фрагментов изысканна и содержит античные мотивы, тяготеющие к геометрическим формам. Новый стиль архитектурного оформления, вероятно, проник в столицу с малоазийского побережья, из Пергама, Эфеса, Милета. Из числа построенных в период 415-527 гг. известна лишь одна крупная церковь - базилика Студийского мон-ря (церковь и мон-рь были основаны сенатором Студием в 50-х гг. IV в.) с атрием, окруженным портиками, и короткой колоннадой нартекса.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благовещение в христианском искусстве 1 мин., 07.04.2015 Содержание Как и другие великие праздники, событие Благовещения Пресвятой Богородицы очень рано нашло свое отражение в христианском искусстве, в частности, в иконографии. Первые связанные с ним изображения встречаются уже в росписях катакомб христиан первых веков: например, Присциллы (II–III вв.), Петра и Марцеллина (III – первая половина IV в). На этих росписях изображен юноша, произносящий определенную речь. Его рука вытянута по направлению к сидящей в кресле женщине. Благовещение. Катакомбы Присциллы, II–III вв. В V веке изображения праздника Благовещения становятся более четкими, понятными и торжественными. Например, на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне (Италия) изображен ангел с большими крыльями и посохом в левой руке. Матерь Божия написана в виде женщины с веретеном, пряжей и корзиной у ног. Благовещение. Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, II–III вв. В мозаиках триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440 гг.) праздник Благовещения запечатлен еще более торжественно. Богородица изображена величественно восседающей на царском престоле, в пышном платье с драгоценными украшениями. Над Ней написаны фигуры ангела и голубя (образ Святого Духа). Вокруг престола также имеется несколько фигур ангелов Божиих, которые разговаривают с Божией Матерью и праведным Иосифом. Все это говорит о том, что в тот время память о Благовещении еще более укрепилась в литургической жизни христианской Церкви, а соответственно, усилилось и почитание этого праздника. Благовещение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. Примерно в этот же период появляется и еще одна традиция изображения Благовещения в иконографии – Матерь Божия у источника (колодца), где к Ней и обращается ангел Божий. VII век рождает другой тип иконографии – Богородица, стоящая перед престолом. Однако более широко этот тип распространяется позже, в Средние века.

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-hristian...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИТАЛИЯ. III Церковная архитектура Италии IV-XIV вв. Архитектура Римской империи Христ. архитектура И. IV-VI вв. является продолжением архитектуры имп. Рима I-III вв.: здания имели те же конструктивные и эстетические, отчасти типологические, особенности, что и ранее. Христ. архитектура катакомб связана с последующей христ. архитектурой лишь конфессионально; она не оказала влияния на дальнейшее развитие ее форм. Внутри рассматриваемого этапа выделяются 2 периода: IV в., когда в столицах складывалась новая типология христ. зданий, и V-VI вв., время распространения их по всей территории империи. Архитектура И. этой эпохи не имеет яркой специфики в отличие, напр., от архитектуры Сирии или Египта. Но постепенно формировались региональные особенности, к-рые станут определяющими в дороманский и романский период. I. Архитектура IV в. характеризуется постепенным отбором из существующих типов и форм тех, что наиболее подходили для христ. богослужения, и разработкой на их основе новых типов зданий. Главным типом христ. здания стала продольно ориентированная базилика, чаще всего 3-нефная, в редких случаях 5-нефная, сформировавшаяся к сер. столетия. Появились первые баптистерии (как тип они сформировались в V в.), всегда центрические, ротондальные либо октагональные; христ. архитектура заимствовала, причем без изменений, и античные погребальные сооружения, в первую очередь имп. мавзолеи. Ведущую роль в упомянутых процессах помимо Александрии и Антиохии сыграли Рим и Милан. Интерьер Латеранского баптистерия в Риме. Ок. 324, 432–440 гг. Интерьер Латеранского баптистерия в Риме. Ок. 324, 432–440 гг. 1. Рим. Первые большие христ. храмы Рима были построены по имп. заказу. Одним из наиболее ранних стал кафедральный собор Рима - Basilica Constantiniana на холме Латеран (позже Сан-Джованни-ин-Латерано, ок. 312 - ок. 324; здесь и далее датировки зданий Рима по Brandenburg. 2005). Частично сохранившееся здание первоначально представляло собой огромную 5-нефную базилику без трансепта. При ней был построен один из первых баптистериев - Латеранский (Сан-Джованни-ин-Фонте), по наиболее убедительной версии изначально представлявший собой ротонду (Ibid. P. 38-47). Вторым по значимости и масштабу зданием христ. Рима стала базилика над могилой ап. Петра - Сан-Пьетро-ин-Ватикано (после 320 - ок. 335), также 5-нефная, но с высоким протяженным трансептом. В ее комплекс входил мавзолей имп. Гонория (ок. 400, не сохр.), расширенный из уже существовавшего здания. Последним по времени имп. церковным зданием стал храм на месте казни ап. Павла - Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (384 - ок. 400). Здание, сохранившее план и отдельные фрагменты стен, является огромной 5-нефной базиликой с высоким и широким трансептом.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Наряду с возрождением эллинистической художественной формы в этот период идет активная разработка новых иконографических тем, среди к-рых важное место занимают образы Христа. В апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (V в.) сохранилась теофаническая композиция «Христос во славе с символами евангелистов»: юный Христос, окруженный сиянием, восседает на радуге, подняв правую руку в триумфальном жесте, в левой - развернутый свиток с текстом пророчества прор. Исаии (Ис 25. 9); слева изображен склонившийся святой, приставивший руки к ушам (прор. Иезекииль?), справа - святой, сидящий с раскрытой книгой. В апсиде ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) Христос средовек в золотых одеждах восседает, величественно возвышаясь над апостолами, на золотом, украшенном драгоценными камнями троне; по сторонам, взирая на Него, у подножия трона сидят апостолы Петр и Павел, над ними 2 жен. фигуры держат победные венки; остальные апостолы, обращаясь друг к другу, оживленно жестикулируют. Фигуры изображены на фоне Небесного Иерусалима, огражденного стеной, в центре к-рого возвышается Голгофа с золотым, усыпанным каменьями крестом, в небесах парят крылатые лев, телец, орел и ангел - символы евангелистов. Традиц. изображение Христа и апостолов, являющее образ Церкви и известное по росписям катакомб, где юный Спаситель не выделяется ни одеждами, ни позой, приобретает новый смысловой оттенок: в росписи ц. Санта-Пуденциана подчеркнут царственный облик Христа как главы церкви. Одновременно продолжают существовать старые формы иконографии. Так, в апсиде ц. Сан-Лоренцо в Милане (V в.) представлена композиция, характерная для более раннего времени: апостолы с юным Христом в центре изображены в белых хитонах с клавами. В мозаиках Милана живописные приемы менее сложны, напр., в упрощенной манере трактован образ св. Виктора на мозаике «Золотое небо» (Ciel d " Oro) в капелле Сан-Витторе (ок. 470) базилики Сант-Амброджо. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432 - 440 гг. Благовещение. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432 - 440 гг.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010