III. Рекомендации, дарственные, деловые письма 38 (144). Геркулиану 421 Фобамоп (Φοιβων) 422 , который передает тебе это письмо, и человек хороший, и друг. Он претерпел несправедливость, – и, значит, справедливо будет помочь ему. Для этого есть все основания: мы, его характер и ситуация. Пусть так и будет, ибо Фобамон, по-видимому, питает доверие к нашему взаимному расположению. Он обратился ко мне, потому что нуждался в тебе, будучи уверен, что получит твою помощь благодаря моему посредничеству. И я обещал ему помощь Геркулиана благодаря посредничеству Синезия, победу над теми, кто терзает его – благодаря святой и чтимой главе Геркулиана. В письме, полученном через Урсикина (Ορσικνου) 423 , ты писал о комите 424 (я имею в виду того, который стал командующим армией в моем отечестве 425 ) и спрашивал у нас согласия, чтобы те из твоих друзей, которые могут, послали письма к нему и к гражданскому губернатору. Я и тогда не возражал против этого [принципиально], но отказался, сочтя излишеством, поскольку желал освободиться от всего, чтобы предаться философии 426 . Теперь же некоторые мои друзья – и частные лица, и военные – претерпели несправедливость 427 ; они-то и вынудили меня возжелать овладеть своей частью политической власти, т. е. сделать то, к чему (и я это знаю) у меня нет природной склонности 428 ; они понимают это не хуже меня и все равно вынуждают сделать что-нибудь для них – пусть даже и не по доброй воле. Потому, если тебе все еще кажется уместным осуществить тот замысел 429 , то теперь я согласен. Приветствуй святого друга моего дьякона, пусть упражняется в борьбе со всадником 430 . Приветствует тебя весь мой дом, к ним присоединяется теперь и Исион 431 , о котором ты сожалел, как мне рассказывают. Именно он виновник неблагодарной и нефилософской моей просьбы о письме к губернатору: он ведь постоянно донимает меня прошениями за многих – то лично, то в письмах, которые приносит. Итак, Исион тоже ждет тебя до указанного времени, до двадцатого 432 . 39 (99). Олимпию 433

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Но это косвенные доводы разума: своей смерти никто не пережил. Смерть — иллюзия материального мира. Для Набокова бытие Божие и бессмертие — самоочевидная истина. Единение с Богом — это «тайна», но уже ставшая частью души. Радостное знание о бытии Божием он высказал в стихотворения «Слава» (1942): И я счастлив. Я счастлив, что совесть моя, сонных мыслей и умыслов сводня, не затронула самого тайного. Я удивительно счастлив сегодня. Эта тайна та-та, та-та-та та-та, а точнее сказать я не вправе … Не доверясь соблазнам дороги большой или снам, освященным веками, остаюсь я безбожником с вольной душой в этом мире, кишащем богами. Но однажды, пласты разуменья дробя, углубляясь в свое ключевое, я увидел, как в зеркале, мир и себя, и другое, другое, другое (Н.;5.432-422). В мире Набокова знание о бытии некоего Высшего Другого не требует доказательств и усилий духа для своего постижения. Такое знание — дар Провидения, и его удостаиваются лишь единицы избранных. Оспаривать его справедливость недостойно. «Боги признанных религий отсутствуют или – так, наверное, будет точнее – растворены в искусстве» . Религиозное чувство Набокова глубоко индивидуально (чуждо соборности) и беспроблемно - в этом его достоинство и недостаток. Достоевский шел к Богу трудным путем веры - не догмы, но процесса непрерывного преодоления доводов разума, разрушающих изначально данное человеку знание о бытии Божием. Такая вера неизбежно предполагает моменты и даже периоды великих сомнений. И требуются усилия для того, чтобы вернуться в изначальное гармоническое состояние. Как говорит Зосима: «доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно» (Д.;14.52). Чей путь предпочтительнее, разумеется, не нам решать. Путь Набокова - человека и художника, элитарен. Как и его этическая позиция: бессмертия достойны лишь избранные. Достоевский же искал пути в Царствие Божие для всех, отсюда - общечеловеческая ценность его религиозно-экзистенциальных откровений. Другое направление ориентации на Достоевского реализовало себя в «Лолите» - романе, который принес его автору мировую, хотя по преимуществу и скандальную славу, богатство, равно как и обвинения в аморализме.

http://bogoslov.ru/article/374881

Что же такое после этого спасение? Оно не более как отпущение грехов или избавление от наказаний за грехи 420 , оправдание 421 , за которым уже следуют приятие в благоволение Божие и проч. Оправдание же понимается «не в физическом смысле, а во внешнем и судебном» 422 . Оно значит не «делать из нечестивого праведного, а в судебном смысле (sensu forensi) провозглашать праведным 423 , праведным считать, объявлять» (iustum aestimare, declarare) 424 , и это ради заслуги Христа 425 , то есть ради события постороннего, с моим внутренним бытием связи не имеющего. Оправдание, таким образом, акт совершенно внешний, «такой акт, который действует не в человеке, а вне и около человека» 426 . Поэтому и следствием этого акта может быть перемена только отношений между Богом и человеком, «сам же человек не изменяется» 427 . Мы по-прежнему грешники, но Бог обращается с нами в силу заслуг Иисуса Христа, как будто бы мы не согрешили, а, напротив, исполнили закон или как будто бы заслуга Христа была нашей 428 . Другими словами, вместо прежней пелагианской правовой точки зрения, отвергнутой и осужденной, протестантство выдвинуло то же начало права, только взяв другую его сторону: отвергнувши заслугу человеческую как недостаточную для умилостивления разгневанного Бога, или, прямее говоря, для того, чтобы обязать Бога даровать мне живот вечный, протестанты все-таки смотрели на вечную жизнь как на условленную плату, которую Бог «должен» выдать человеку, только обязующим «третьим» для протестантов служит не собственная заслуга человека, а заслуга Христа 429 . В католичестве мы видели забвение Христа в деле нашего спасения, здесь же забывается дело самого человека, «наша праведность» сократилась во вменение чужой праведности (imputatio alienae iustitiae) 430 . Такое представление обще протестантам всех времен 431 , и если в новейших догматических системах протестантов мы встречаем попытки придать внешнесудебному событию жизненность, реальность, превратить догматические положения в психологические явления, то эти попытки или явно не мирятся с основным протестантским началом, по сознанию самих же протестантов 432 , представляя из себя лишь неизбежные уступки протестантства религиозному опыту, или же они переменяют только имена, не меняя существа дела 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

81. Μ. Ι. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, εδσεις στοριχι βιογραφικ περ τν Κωνσταντινουπλεως (36-1884 τ. " Εν Κ - πλει 1885-90), I,194. - Cave, 288. - Филарет, III,150. - Nirschl, III,275. 82. Того, что мы в нашем " Зборнике " поставили в заглавии послания, следуя Афинской Синтагме (IV,368) " и... папе римскому " , нет во всех старых сборниках (См. Pitra, I,183, и заметку в Афинской Синтагме, IV,368). Издатели Пидалиона, напротив, доказывают, что так во всех сборниках (стр.693, прим.5). У Беверегия (II,181) вторая половина послания от слов " особенно превосходны (κλλιστα) " и до конца является как бы комментарием Вальсамона; между тем это простая ошибка, как хорошо заметил Pitra, II,181 и 185. 83. Μ. Ι. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες; I,265, - Cave, 422 - Филарет, III,274. 84. Μ. Ι. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, I,232, - Pitra, II,222. - Cave 351. - Филарет, III,177, - Nirschl, III,501. 85. Греческое заглавие этого сочинения Постинка: Κανονικν το αγου ωαννου το Νηστευτο, или еще: Νομοκνων σν θεψ γιωττον σου πατρς μν " Ιωννου το Νηστευτο περ ξαγορεσεω; διαφορς κα περ μαρτημτων. По этому Каноникону Феодор архиепископ кентербюрийский в VII веке составил книгу liber poenitentialis для западной церкви, которая послужила основою всех позднейших пенитенциалов на западе. См. Wasserschleben, Bussordnungen der abendländischen Kirche. Halle, 1851. 8.145 и сл. 86. Находится в конце Алфавитной Синтагмы Властаря; по крайней мере, говорят так те, которые видели разные рукописные списки этой Синтагмы (см. предисловие к VI тому Афинской Синтагмы, также Mortreuil, Histoire du droit byzantin. III,461), хотя ни в издании Беверегия, ни в Афинской Синтагме, где напечатана Властарева Синтагма, этого нет. 87. В Пидалионе стоит под следующим заглавием: Ο λ καννες " Ιωννου το Νηστευτο, а на конце прибавлено 18 других правил из одной рукописи, бывшей под руками у издателей Пидалиона. В Афинской Синтагме следующее заглавие: κ το κανονικν το γου ωαννου το Νηστευτο и сразу сказано откуда взято: " Ημειψε πρς σνοψιν Ματθαος τατα (IV,432).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

Римскому св. Келестину I (422-432), в к-рых просил его разъяснить, по какой причине осуждены пелагиане и в чем состоит их лжеучение (текст см.: Ibid. T. 1. Vol. 2. P. 12-15). Ответное письмо Несторию еп. Келестин I написал лишь в авг. 430 г., уже после того, как согласился с позицией архиеп. Кирилла Александрийского, обвинявшего Нестория в проповеди христологической ереси (текст см.: Ibid. P. 7-12). В весьма резком по тону письме еп. Келестин I среди прочего выражает недовольство тем, что Несторий вмешивается в дело пелагиан. Еп. Келестин I начинает письмо с упоминания о победе «кафолической веры» над «нечестивым и многократно осужденным учением Пелагия и Целестия», подчеркивая, что «Восток и Запад мечом единогласного приговора поразили их вместе со всеми последователями их заблуждений»; он отмечает, что решение Римской кафедры об осуждении пелагиан следует принимать без к.-л. дополнительных исследований. При этом, опираясь на присланные ему записи проповедей Нестория, еп. Келестин I утверждает, что сам Несторий «правильно придерживается [учения о] первородном грехе» (bene teneas originale peccatum), и в отличие от пелагиан учит, что «сама человеческая природа является должницей [Богу]» из-за греха и «этот долг справедливо уплатил Тот, Кто произошел из рода должника», т. е. Иисус Христос. То, что Несторий не был полным единомышленником пелагиан, подтверждает и Марий Меркатор, который для доказательства этого перевел на латынь 4 т. н. антипелагианские проповеди Нестория (текст см.: Ibid. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 60-65), в к-рых утверждается, что вся человеческая природа после греха подлежит наказанию и может быть спасена только Христом. Возможно, эти проповеди были произнесены Несторием уже после получения письма еп. Келестина I, когда он посчитал необходимым подчеркнуть свои богословские расхождения с пелагианами (см.: Speigl. 1969. P. 5-6). Вероятно, сближение Нестория с пелагианами объясняется не столько богословскими, сколько личными факторами, однако пелагианам и с доктринальной т.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

421 . Bouyer L. La Vie de saint Antoine. Essai sur la spiritualité du monachisme primitif. Saint-Wandrille 1950. 2 Bellefontaine 1978. XIII, 237. (Spiritualité orientale. 22). 422 . Brakke D. The Greek and Syriac version of the Life of Antony//AB 1994. 112. 29–53· 423 . Brennan B. R. Athanasius’ Vita Antoniï A sociological interpretation//ViC 1985. 39. 209–227. 424 . Camplani A. Did Athanasius know Anthony? A response to Leslie D. Barnard//Христианский Восток. 1999. 1(7). 296–301. 425 . Daniélou J. Les démons de l’air dans la Vie d’Antoine//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 136–147. 426 . Delcomo C. Sul testo della «Vita di Antonio»//Omaggio a Gianfranco Folena. Padova 1993. 547–556. 427 . Dörries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle//Id. Wort und Stunde 4 .30). 428 . Francis J. A. Pagan and Christian philosophy in Athanasius’ Vita Antonii//American Benedictine Rev. 1981. 32. 100–113. 429 . Frazier F. L’ Antoine d’Athanase. A propos des chapitres 83–88 de la «Vita»//ViC 1998. 52(3). 227–256. 430 . Garitte G. Un témoin important du texte de la Vie de S. Antoine par S. Athanasë La version inédite des Archives de la basilique St Pierre à Rome//Inst. hist. Beige Rome. 1939. 97. (Études de philologie, d’archéologie et d’histoire ancienne. 3). 431 . Garitte G. Le texte grec et les versions anciennes de la vie de saint Antoine//Antonius Magnus Eremita, 356–1956 4 .460). Roma 1958. 1–12. 432 . Gregg R. С., Groh D. E. Claims on the Life of St. Antony//Early Arianism – a View of Salvation. Philadelphia 1981. 131–159. 433 . Hägg T. After 300 years: A new, critical edition of the Greek «Life of St. Antony»//Classica et mediaevalia. 1997. 48. 267–281. 434 . La vie primitive de S. Antoine conservée en syriaque. Ed. Draguet R. Louvain 1980. (CSCO Syr 417/418). 435 . List J. Das Antoniusleben des hl. Athanasius des Gro βen. Eine literar-historische Studie zu den Anfängen der byzantinischen Hagiographie. Athens 1930. (Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher. Beiheft 11).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Видя всю бесполезность сношений с Несторием, святой Кирилл решает обратиться за содействием в Рим к папе Целестину (422–432 гг.); хотя он раньше и находился в разрыве с Римским епископом 216 , но теперь, ввиду надвигавшегося общецерковного бедствия, примиряется. В послании к папе Целестину святой Кирилл обрисовывает истинное положение дел в Восточной Церкви, созданное Несторием, и отсюда объясняет и свое обращение к папе, и свои действия по отношению к Несторию. «Признаюсь, – пишет святой Кирилл, – я соборною грамотою хотел довести до его (Нестория) сведения, что мы не можем входить в общение с тем, кто так говорит и мыслит; но прежде чем решиться на такой разрыв сношений, я заблагорассудил наперед сделать сношение с твоим благочестием: благоволи письменно изложить свое мнение о том, должно ли нам еще иметь общение с ним». В подтверждение своих слов об еретичестве Нестория святой Кирилл посылает папе беседы, говоренные Несторием в церкви, сделав предварительно их перевод. Папа Целестин осудил Нестория на Поместном Римском соборе 430 года, и ответ его святому Кириллу был в высшей степени благоприятен для последнего. Папа огорчился «нечистым» учением Нестория и находит для себя утешение в благочестии Кирилла. Становясь на почву христианского терпения, папа по отношению к Несторию считает за лучшее такое решение: сначала должно подать Несторию голос предостережения и только после этого, в случае его упорства, «нужно отсечь больной член, от которого страдает не он один, а поедается все тело Церкви». Папа уполномочивает святого Кирилла объявить Несторию от своего имени и от имени его, папы, чтобы Несторий, под страхом низложения и отлучения, в десятидневный срок отрекся от своего заблуждения и обратился к вере, содержимой Римом, Александрией и всей Вселенской Церковью. Между тем Несторий, воспользовавшись одним недоуменным случаем канонического характера, обратился к папе Целестину тоже с посланием. Объяснив повод, вынудивший его обратиться к Римскому епископу, Несторий переходит к объяснению догматических волнений, возникших в Восточной Церкви; здесь он недобросовестным образом излагает учение святого Кирилла о воплощении Слова Божия, приписывая Александрийскому епископу чуждые ему мысли; опровергая Кирилла, Несторий излагает свое учение. Не получая ответа от папы, Несторий обращается к нему со вторым, подобным первому, посланием. Наконец пришел ответ от папы, в котором последний, призывая Нестория к исправлению в его нечестии, объявляет ему, что доказательством такого исправления должно служить воссоединение с Церковью всех, отлученных Несторием за несогласие с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1970. 10. С. 72. 405 Архим. Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 226. 406 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 407 ЖМП. 1970. 10. С. 73. 408 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 409 ЖМП. 1970. 10. С. 72. 410 ЖМП. 1972. 12. С. 58. 411 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 412 Воронов, цит. статья. С. 73. Затем эту мысль как свою повторил митр. Никодим. 413 ЖМП. 1968. 8. С. 64. 414 Путь. 1929. 16. С. 80. 415 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 219. 416 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 417 См. речь дра Юджина Блейка, генерального секретаря ВСЦ, на 25м заседании Центрального комитета ВСЦ в Утрехте//ЖМП. 1972. 11. С. 55. 418 Св. Феодор Студит . Огласительныя поучения. М., 1872. С. 265. 419 Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский. Толкования на Но­вый Завет. СПб., 1911. С. 1010. 420 Ortodoxie heute. Dflsseldorf. 1972. N 40–41. S. 20. 421 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 422 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 423 ОТ. 16.6.1989. 842. С. 1. Кол. 1–3. 424 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 425 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 426 Там же. С. 251–252. 427 Там же. С. 251–252. 428 Там же. С. 251–252. 429 ОТ. 16.12.1983. н 585. С. 1. 430 См. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. II. С. 364–386 и особенно С. 373. 431 Там же. С. 436 432 ЖМП. 1958. 6. С. 69. 433 Возможность православным участникам Эванстонской ассамб­леи 1954 г. составить свою декларацию оказалась лишь хитрой уловкой и дипломатическим маневром с целью убедить ревни­телей Православия, что у них есть свобода высказывания. 434 ЖМП. 1958. 6. С. 71. 435 ЖМП. 1961. 8. С. 7. 436 Там же. С. 5. 437 ЖМП. 1961. 7. С. 55. 438 ЖМП.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Ирмос 3-й 2 канона Прежде веков нетленно 389 родившемуся от Отца Сыну и в последния времена 390 безсеменно 391 воплотившемуся от Девы Христу Богу воскликнем 392 : возвысивший 393 рог 394 наш, свят Ты, Господи 395 . Тропари 3 песни 1 канона Причастный 396 лучшаго 397 дыхания 398 Адам бренный 399 и по обольщению 400 жены подвергшийся 401 тлению, видя 402 Христа от жены, восклицает: ставший для 403 меня подобным 404 мне, свят 405 Ты, Господи. Христе, ставший сообразным 406 бренному 407 умалению 408 чрез растворение 409 (в нем) и чрез соединение 410 с низшей 411 (Себя) плотию подавший 412 (нам) от Божественной природы 413 , ставший 414 земным 415 и оставшийся Богом, возвысивший род наш, свят 416 Ты, Господи. Веселись 417 , Вифлеем, будучи 418 царем 419 князей 420 Иудовых; ибо пасущий Израиля с плечей Херувимских 421 Христос 422 явно 423 из тебя произошел 424 и, возвысив рог наш, воцарился над всеми 425 . Песнь 3-я 2-го канона В ирмосе своем эта песнь делает молитвенное вступление к прославлению события, каковому прославлению лишь начало положено и в самых общих выражениях предыдущим ирмосом этого канона. В тропарях песни прославляется самое событие (после прославления главного действующего лица его – Бож. младенца в тропарях пред.песни), но, конечно, пока еще с самой общей и основной стороны, как воплощение, в 1-м троп, более по его отношению к окружающему миру – людей и ангелов, во 2-м со стороны самого Воплотившегося; в обоих мысль исходит от орудия воплощения – Богоматери, которая естественно выступает пока, как невеста. Ирмос 3-ий 2-го канона Обрати внимание 426 на песни 427 рабов 428 (Твоих), Благодетель 429 , смиряя надменную 430 гордость 431 врага 432 и 433 держа 434 выше 435 греха 436 , Всевидец 437 , певцов 438 (Твоих, непоколебимо 439 ) утвержденных, Благий 440 , на основе 441 веры. Тропари 3 песни 2 канона Хор свирельщиков 442 необычайным 443 образом волновался 444 , сподобившись сверх ума 445 увидеть пребогатое 446 рождество пречистой 447 Невесты и воинство 448 безплотных 449 , воспевающих 450 воплотившагося 451 безсеменно 452 Царя 453 Христа.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

422 Объяснительная записка к смете доходов и расходов Святейшего Правительствующего Синода на 1917 г. С. 78. 423 Записка с изложением сведений и соображений о воспомоществовании нуждающемуся духовенству//Донские епархиальные ведомости. 1916. 14. С. 174; Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие. С. 145. 424 Фирсов С.Л. Финансовое положение Русской Церкви в последнее предреволюционное десятилетие. С. 146. 426 Кратиров Н., свящ. К вопросу о трудности пастырского служения//Донские епархиальные ведомости. С. 917. 427 Дукалов Ф., свящ. Доброхотное даяние и жалованье духовенству//Донские епархиальные ведомости. 1908. 12–13. С. 340. 428 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 429 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 430 По вопросу о том, что именно составляет личное вознаграждение священников и псаломщиков см.: Донские епархиальные ведомости. 1878. 13–14. 15 июля. С. 388–389. 431 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 368. 432 Определение Святейшего Синода от 12 ноября – 3 декабря 1886 года, за 1158, в разъяснение недоумений, вызванных указом Св. Синода от 4 марта 1885 года, за 3, касательно устройства церковных приходов и состава причтов//Донские епархиальные ведомости. 1887. 21. С. 730. 433 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1873. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1876. Т. XLVIII. Отделение первое. С. 370. 434 Города Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог и посад Азов вошли в состав Области Войска Донского (из Екатеринославской губернии) только в 1887 г. См. Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Очерки по истории города Ростова-на-Дону. Ростов н/Д: NB, ГинГо, 2002. С. 249. При этом церкви этих городов в состав Донской епархии не вошли, оставаясь в составе Екатеринославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010