N. Y., 1983; Schoedel W. R. Ignatius of Antioch: A Commentary on the letters of Ignatius of Antioch. Phil., 1985; idem. Ignatius von Antiochien//ThRE. Bd. 16. S. 40-45; Djobadze W. Archeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis/A cura di G. Feldato. Padova, 1988 (Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium; T. 2); Aydin H. Die syrisch-orthodoxe Kirche von Antiochien. Glane; Losser, 1990; Fiey J. M. Oriens Christanus Novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993; Skaff E. B. The Place of Antioch in Church History. Camb. (Mass.), 1993; Syrien von den Aposteln zu den Kalifen/Hrsg. v. M. Ruprechtsberger. Mainz, 1993; Dick I. Les Melkites: Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d " Antioche, d " Alexandrie et de Jérusalem. Turnhout, 1994; Religionsgeschichte Syriens von der Frühzeit bis zur Gegenwart/Hrsg. v. P. W. Haider, M. Hutter, S. Kreuzer. Stuttg.; B.; Köln, 1996; Das Entstehen der einer Christenheit (250-430)/Hrsg. v. Ch. und L. Pietri. Freiburg; Basel; W., 1996. (GChr; 2.). S. 55-119, 281-285, 300-302, 321-325, 408-411, 448-450, 614-616, 830-835, 1033-1050. И. С. Чичуров С сер. VII в. до османского завоевания Период араб. владычества (634-969) В 30-х гг. VII в. Византия пережила крупнейшую катастрофу в своей истории, когда ее вост. провинции подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией - исламом - на борьбу за мировое владычество. Военные и экономические ресурсы империи были истощены длительным противоборством с сасанидским Ираном; духовное единство страны было подорвано монофизитской схизмой и 2-вековыми попытками ее преодоления. В результате Восток стал легкой добычей арабов. Не более 5 лет прошло между 1-м вторжением мусульман в визант. пределы (взятие Бостры в нач. 634) и полным покорением Сирии (в авг. 638 пала Антиохия, в 639 - Эдесса). Единственным островком христ. владений оставался Горный Ливан, окончательно подчиненный халифату только в нач.

http://pravenc.ru/text/115764.html

О том, что отдаленная северо-италийская провинция не входила в юрисдикцию римского папского престола, весьма красноречиво также свидетельствует и письмо Льва к фриульскому (Forojuliensis) епископу Феодору. Посылая письмо с каноническими наставлениями, папа замечает ему: «Твоему ходатайству следовало иметь такой порядок: прежде всего, о том, что казалось нуждающимся в выяснении, тебе следовало снестись со своим митрополитом, и если бы он так- же не знал того, что было не известно твоей любви, вам следовало попросить наставления совместно, поскольку в делах, которые касаются общей дисциплины иереев, ничего не следует запрашивать без [ведома] предстоятелей» 40 . Таким образом, в отличие от субурбикарных епископов, к которым папа обращался напрямую, применительно к фриульскому он напоминает о праве первенства (primatus) митрополита 41 , в юрисдикции которого находились альтинский и фриульский епископы. В письмах папы Льва несколько раз встречаются сведения о проводимых в Риме поместных соборах. Согласно принятой и утвержденной канонами практике, на возглавляемые епископом главного города провинции (митрополитом) поместные соборы являлись епископы прочих городов данной провинции. Исключением, согласно 6-му правилу Никейского собора, являлись, как уже указывалось, престолы Антиохии, Александрии и Рима. На антиохийские соборы собирались митрополиты диоцеза Восток, на александрийские – епископы всего Египта. Из писем папы Льва, к сожалению, не явствует, кто в его время участвовал в римских соборах 42 . Помимо приведенного выше сведения о сицилийских епископах, которых Лев приглашал к регулярному участию в Римском соборе, у нас есть информация о проведенном в Риме в октябре 449 г. соборе, по результатам которого в Константинополь было отправлено несколько писем с призывом способствовать созыву в Италии Вселенского собора (generalem synodum). Первое из этих писем было адресовано императору Феодосию II (408–450) лично папой 43 , в то время как последующие, адресованные императору, императрице Пульхерии, гражданам Константинополя, а также нескольким архимандритам, были составлены от имени папы и Римского собора 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Virginmartyr Apollinaria of Egypt Commemorated on January 5 Saint Apollinaria was a daughter of Anthemias, a former proconsul of the Byzantine Empire during the minority of Theodosius the Younger (408-450). Disdaining marriage, she requested her parents’ permission to make a pilgrimage to the holy places of the East. Arriving in Alexandria from Jerusalem, she slipped away from her servants and changed into monastic garb. She hid in a marsh, where she practised asceticism for several years in strict fasting and prayer. An angel appeared to her in a dream and told her to go to the monastery of Sketis, which was under the spiritual direction of Saint Macarius of Egypt (January 19), and to call herself Dorotheus. Saint Macarius accepted her as one of the brethren, and she quickly distinguished herself by her ascetical life. Saint Apollinaria’s parents had another daughter who was possessed by demons. They sent her to Sketis to Saint Macarius, who brought the afflicted girl to Dorotheus (Apollinaria). By her prayers, the maiden received healing. After she returned home, the maiden was attacked by a violent demon, who made her appear pregnant. The demon spoke through the girl’s lips, saying that Dorotheus had forced himself on her. Her outraged parents sent soldiers to the monastery to find the one who had defiled their daughter. Saint Apollinaria took the blame and accompanied the envoys to the home of her parents. There she revealed her secret to her parents, healed her sister, and returned to Sketis. She died shortly thereafter in the year 470. Only after the death of Dorotheus was it revealed that “he” was actually a woman. The saint was buried in a cave in the monastery church of Saint Macarius of Egypt. Troparion — Tone 4 Your lamb Apollinaria,/calls out to You, O Jesus, in a loud voice:/“I love You, my Bridegroom,/and in seeking You, I endure suffering./In baptism I was crucified so that I might reign in You, and I died so that I might live with You./Accept me as a pure sacrifice,/for I have offered myself in love.”/Through her prayers save our souls, since You are merciful. Kontakion — Tone 2 Having found your holy relics as healing for our souls, We faithful call out to you with a loud voice:/“O reknowned Virgin Martyr Apollinaria,/Intercede to Christ God for us all!” The Orthodox Church in America 12 января 2017 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100112.html

Chron. 1307//MGH. AA. T. 9. P. 473). Согласно хронисту, в 429 г. диак. Палладий (вероятно, то же лицо) выступил инициатором миссии св. Германа в Британии для борьбы с пелагианами. В соч. «Против Собеседователя» Проспер Аквитанский утверждал, что трудами К. Британия была очищена от ереси, а жители «варварского острова» (Ирландии) приняли христианство (ordinato Scotis episcopo, dum Romanam insulam studet seruare catholicam, fecit etiam barbaram Christianam - Idem. Contr. Collat. XXI 2//PL. 51. Col. 271). Мн. вопросы, связанные с ирл. миссией еп. Палладия, остаются дискуссионными и в наст. время (см.: Bieler L. The Mission of Palladius: A Comparative Study of Sources//Traditio. N. Y., 1948. Vol. 6. P. 1-32; Charles-Edwards T. M. Palladius, Prosper, and Leo the Great: Mission and Primatial Authority// Dumville D. N. e. a. Saint Patrick, AD 493-1993. Woodbridge, 1993. P. 1-12; Idem. Early Christian Ireland. Camb.; N. Y., 2000. P. 182-214; Ó Cr ó in í n D. Who Was Palladius, «First Bishop of the Irish»?//Peritia. 2000. Vol. 14. P. 205-237). К. активно боролся с учением К-польского патриарха Нестория (428-431), к-рый попытался предотвратить возможный союз своих противников во главе со свт. Кириллом Александрийским и К., отправив в нач. 429 г. послание папе (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 12-14). Он писал о 4 зап. епископах (в их числе назван Юлиан Экланский), отлученных и лишенных кафедр по обвинению в ереси пелагианства. Епископы поехали в К-поль, чтобы апеллировать к суду имп. Феодосия II (408-450), и были приняты Несторием. Патриарх запросил у папы Римского сведения об этих епископах. Запрос вызвал в Риме крайнее негодование, и приведенные Несторием сведения о доктринальных спорах в К-поле (патриарх обвинял своих противников в христологических заблуждениях) и предложение сотрудничать в деле борьбы с ересью не встретили сочувствия. Послание Нестория осталось без ответа. Осенью 429 г. в Риме было получено 2-е послание Нестория (Ibid. P. 14-15), в котором патриарх вновь просил сообщить сведения о пелагианах, а также обвинял своих противников в том, что они разделяют заблуждения Ария и Аполлинария (младшего).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

II, 13). «Моисей древнее всех греческих писателей; да и во всем, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесного и о подобных предметах, они пользовались от пророков, – через них они могли понять и излагать это» [(Apol. I, 44)]. Напротив, находят, что внутренние основания говорят именно в пользу подлинности 407 . Если что в хронологическом отделе ([cap. 9]) Cohortatio стоит в зависимости от «Хронографии» Юлия Африкана , чем происхождение его отодвигается, по меньшей мере, на вторую четверть III в., то, с другой стороны, с не меньшим основанием утверждают (D. Völter), что не исключено и обратное отношение. Вероятнее же всего предполагать общий источник и для Cohortatio, и для «Хронографии». Недавно еще W. Widmann, после тщательного взвешивания возражений новейших противников подлинности, пришел к убеждению в принадлежности Cohortatio св. Иустину, обосновав это положение заслуживающими внимания доводами 408 . Но одновременно с ним W. Gaul 409  на основании анализа содержания произведения помещает его на рубеж II и III вв. При таких условиях нельзя считать вопрос о подлинности Cohortatio поконченным в отрицательном смысле; а время происхождения его во всяком случае не выходит за пределы II в. 410 3) Евсевий, как сказано, упоминает произведение Иустина «О единоначалии Божием» (Περ Θεο μοναρχας), и трактат под таким заглавием сохранился в Cod. Parisinus 450 an. 1364, а также находился и в сгоревшей Страсбургской рукописи (Cod. Argentoratensis). Он состоит из шести глав. Автор его на основании свидетельств (большей частью подложных) выдающихся поэтов Греции (Эсхила, Софокла, Филимона, Орфея и других) доказывает единство Божие, праведность Его суда и ничтожество языческих богов. В этих голосах поэтов, по мнению автора, нашел выражение первоначальный правильный взгляд на существо Божие, а языческий политеизм обязан своим происхождением печальному заблуждению человеческого духа. К этим доказательствам как естественный вывод присоединяется увещание оставить языческих богов и исповедать неизменяемого Бога христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

399 . erbnescu N. Sf. Ierarh Calinic de la Cernica, episcopul Râmnicului//BOR 1968. 3–5. 400 . erbnescu N. 450 de ani de la moartea lui Neagoe Basarab//GB 1971. 9–10. 401 . esan M. L’hésychasme et la langue populaire en église//XIV е Congr. Int. des Ét. Byz.. Bucarest, 6–12 sept. 1971. Résumés, Communications. Bucarest 1975. 402 . tefan L. Virtute iubirii în teologia Sf. Maxim Mrturisitorul//MA 1989. 3. 403 . tefânescu I. D. Cuviosul Daniil Sihastrui//BOR 1956. 6–7. 404 . Teodor S. [Tit Simedrea, mitrop.] Filotei monahul de la Cozia, imnograf român.//MO 1954. 1–3. 405 . Theoclit D. Tâlcuire athonit la Filocalie. Cele о sut de capete despre cunoatere al celui între sfini printelui nostru Diadoh al Foticeei/Trad. Agapie ieromonahul. Bucureti 2001. 406 . Timiadis E. Monahismul ortodox. Ieri-astzi. P. 1981. 252. 407 . Tomescu C. N. Mitropolitul Grigorie IV al Ungrovlahiei. Chiinu 1927. 408 . Tomescu C. N. Scurt povestire istoric despre Sfânta Mnstire Neamu i aezrile monahale supuse ei. Neamu 1942. 409 . Tomitanul Lucian, ep. Cuviosul loan lacob de la Neam (Hozevitul)//Sfini români. 410 . Tomitanul Lucian, ep. Cuviosul Irinarh de la Horaia//Sfini români. 511–519. 411 . Turcu C. Daniil Sihastrui, figur istoric, legendar i bisericeasc//Studii i cercetri istorice. Iai 1947. 20. 412 . Turdeanu E. Manuscrise slave din timpul lui tefan cel Mare//Cercetri literare. Bucureti 1943. 5. 413 . Turdeanu E. Opera patriarhului Eftimie al Târnovei (1375–1393) în literatura slavo-român Bucureti 1947. 414 . Turdeanu E. Les premieres écrivains religieux en Valachië l’hegoumene Nicodème de Tismana et le moine Philothée//Revue des Études Roumaines. P. 1954. 2. 415 . Turdeanu E. L’activité littéraire en Moldavie à l’epoque d’Etienne le Grand//Revue des Études Roumaines. P. 1960. 5–6. 416 . Un moine de l’Église orthodoxe de Roumanie [André Scrima, archim]. L’avènement philocalique dans l’Orthodoxie roumaine//Istina. 1958. 5. 295–328, 443–474. [Широко изв. текст, впервые познакомивший Запад с филокалическим движением в совр. Румынии].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1815 Православные, будто бы, имели во всей Африке 470 епископов, а донатисты 400. Августин обвиняет сектантов в ложном преувеличении своей численности. Ep. 141:1. 1827 Hard. 1:1159. Некоторые донатисты истолковали слово «кафолик», в смысле всеобщего соблюдения божественных постановлений и таинств. Там же, Aug. Epp. 93, 3:23. 1829 Aug. Ер. 41:1; ad Donatistas post Collationem (трактат, написанный для опровержения самохвальства секты), 16, 39, 57. Марцеллин был казнен в 414 году, Марином по ложным обвинениям в измене. Предполагают, что Марин руководствовался внушениями донатистов. Поэтому, Марцеллин считается мучеником (Acta S Apr. 6, p. 450). 1832 Aug. Epp. 133–4, 139. Августин был вообще против всякого употребления силы в деле религии, но около 408 года он изменил свое мнение вследствие, видимо добрых результатов этих карательных законов. (Retract. 2:5; Epp. 93:1:2), хотя он еще и был против смертной казни. 1836 Весьма любопытен один из его доводов. «Вы жалуетесь», говорит Августин донатистам, «что вы не имеете места, куда бежать. Но так как Христос сказал: когда вас гонят в этом городе, бегите в другой, то выходит, что Его народ должен всегда иметь место, куда бежать, и поэтому вы не можете быть Его народом». Там же, 19. 1838 Трактаты и документы относящиеся к этому спору том 10 Бенедиктинского издания и перепечатки Меней (Patrol. 44–5). 1843 См. Praef. ad Aug. 10:10. Златоуст жалуется что этот Пелагий, о котором он отзывается весьма высоко, был совращен, то есть, что он оставил партию архиепископа. Ep. 4, t. 3, p. 577. 1848 См. Hieron, 11. Mar. Merc. Commonit 2 (Patrol. 68). Aug. De Pecc. Meritis et Remis 3:6; Praef. in t.10, 14. Подлинность его подвергалась сомнению, но книга эта теперь вообще признается за сочинение Пелагия, хотя и не чужда изменений. 1849 “Scotorum pultibus praegravatus”, – Hieron, Prolog, in Jerem. (4:682), что переводится как: «разжирел от шотландской каши», или «наполнил свой желудок и затуманил свою голову шотландской похлебкой». 1855 De Gestis. Pelag. 25–46; De Peccatorum Meretis et Remissione; De Spi­rita et Littera; Serm. 293–4; Praef. in t. 10, pp. 21–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитва эта кончалась в то время возгласом «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем... " 145 , тогда как теперь слова »и во святых почиваеши« на этом месте в литургии отсутствуют, а сохранились в соответствующем возгласе на утрене перед чтением Евангелия. В ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого, т. е. »Святый Боже, Святый Крепкий...« Поется это трижды, затем »Слава, и ныне – Святый Бессмертный...« и снова целиком »Святый Боже, Святый Крепкий...» и т.д. Гимн этот введен в чин литургии довольно поздно, вероятно, во времена Патр. Прокла (434–447) и императора Феодосия II (408–450), и сестры его, императрицы Пульхерии 146 . Он не является, однако, достоянием одной Византийской литургии. У католиков этот гимн поется на Литургии Преждеосвященных Даров, которая, как известно, совершается у них один только раз в году, в Великую Пятницу. Священнослужители и сами во время пения Трисвятого произносят, при троекратном поклонении, «Святый Боже»... Установился обычай произносить эту молитву с воздетыми руками. Это песнопение, так же, как и всё предшествующее, составляет одно целое и символизирует ангельское служение. В греческой певческой практике издавна установился весьма оригинальный обычай, как некое дополнение к пению этого священного гимна, а именно: перед пением окончательного «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» диакон из царских дверей произносит слово δναμις [сила], что должно обозначать усиленное пение или, как говорит часто богослужебный язык, «высочайшим гласом». Вероятно, это было первоначально неким замечанием на полях богослужебных нот или какой-либо иной богослужебной книги и служило указанием певцам петь в последний раз Трисвятое особенно громогласно, сильно; а потом это слово с полей книги перешло в сам текст песнопения, укрепилось в нем, а главное, в богослужебном сознании певцов, народа и самих священнослужителей и считается теперь неотъемлемой частью священного текста. В некоторые дни церковного года пение Трисвятого заменено пением других песнопений, а именно: на праздники Креста, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Сын Константина Констанций (337–361) издал ряд указов, запрещавших язычникам кровавые жертвы и ночные жертвоприношения под угрозой смертной казни 333) . Несмотря на всю их видимую строгость, эти приказания по большей части оставались на бумаге из-за упорного языческого противостояния во всех слоях общества. Во время своего кратковременного правления император Юлиан (361–363) сделал неудачную попытку возродить язычество, за что в последующей истории был прозван “Отступником”. Хотя Юлиан не объявлял открытых гонений, он тем не менее перестал назначать христиан на государственные должности, потворствовал еретикам и преследовал православное духовенство. Последующие императоры, вплоть до Феодосия I (379–395), занимались больше преследованием неугодных им церковных партий, нежели притеснением язычников. Феодосий I объявил себя поборником православной антиарианской партии внутри христианства, учинил гонения на еретиков, запретил открытое публичное обсуждение религиозных вопросов и взялся всерьез за подавление язычества. В 392 году он издал указ, запрещавший жертвоприношения, гадание, предсказание судьбы, а также использование частных домов в культовых целях 334) . Как и при Констанции, в Риме не было недостатка в высокопоставленных язычниках, поэтому пассивное сопротивление этому распоряжению императора было ощутимым. Следующей вехой в истории отношений христианства и язычества является ряд указов, вышедших при Феодосии II (408–450), в которых предписывалось закрытие всех языческих храмов и были отменены все формы языческого культа под угрозой смертной казни 335) . Обнародование этих указов в 435 году можно считать символической датой рождения христианства как доминирующей государственной религии в разваливающейся империи. Отныне принуждение стало такой же обычной формой обращения язычников, как и убеждение. Учитывая многоплановость политических перемен, победа христианства над язычеством была вызвана многими условиями. Изменение общества вело к изменениям в церковной жизни. В объяснении этих перемен следует избегать двух крайностей. Одна крайность заключается в том, чтобы видеть в событиях IV в. одно лишь “человеческое, слишком человеческое” и представлять победу церкви над язычеством в виде печальной литании о человеческих ошибках, интригах, подлости, лицемерии, лжи, подсиживании, склоках, насилии, служении маммоне и погоне за социальным престижем. Именно в этом свете события эпохи после Константина представлялись историку V в. Сократу 336) .

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Лит.: The Second Synod of Ephesus/Ed. S. G. F. Perry. Dartford, 1881; Болотов В. В. Из церковной истории Египта. Вып. 1: Рассказы Диоскора о Халкидонском Соборе (церк.-ист. очерки и наброски)//ХЧ. 1884. Ч. 2. 11-12. С. 581-625; 1885. Ч. 1. 1-2. С. 9-94 (то же//Сердечный привет: Сб. в память 50-летия святительского служения митр. Исидора. СПб., 1884. С. 169-299); Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства//ХЧ. 1906. 6. С. 793-822; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 2/2. P. 469-857; Haase F. Patriarch Dioskur I. von Alexandrien: Nach monophysitischen Quellen. Breslau, 1908. Bd. 6. S. 141-236; Lebon J. Le monophysisme sevérien. Louvain, 1909. P. 84-93; Maspero J. Histoire des Patriarches d " Alexandrie depuis la mort l " Empereur Anastase jusqu " à la réconcilation des Églises Jacobites (518-616). P., 1923; Hatch W. H. P. A Fragment of Lost Work on Dioscorus//HarvTR. 1926. Vol. 19. P. 377-381; Bardy G. La «Brigandage d " Éphèse» et la Concile de Chalcédoine// Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 211-240; Lebon J. Autor du cas de Dioscore d " Alexandrie//Le Muséon. 1946. Vol. 59. P. 515-528; Grillmeier A. , Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1951-1954. 3 Bde; Murphy F. X. Peter Speaks Through Leo: The Council of Chalcedon A.D. 451. Wash., 1952; Sellers R. V. The Council of Chalcedon. L., 1953; Camelot P. -T. Éphèse et Chalcédoine. P., 1962; Roncaglia M. P. Quelques questions ecclésiastiques et d " ecclésiologie au IIIe siècle à Alexandrie//Proche-Orient Chrétien. 1970. Vol. 20. P. 20-30; idem. Dioscorus I//CoptE. Vol. 3. P. 912-915; Frend W. H. C. The Rise of Monophysite Movement. Camb., 1972. P. 25 sq.; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 1. P. 523-529, 548; Gray P. T. R. The Defense of Chalcedon in the East (451-553). Leiden, 1979; Millar F. A Greek Roman Empire: Power and Belief under Theodosius II (408-450). Berkeley, 2006; Perrone L. Dioscorus of Alexandria//The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750)/Ed. A. Di Berardino, trad. A. Walford. Camb., 2006. P. 343-345.

http://pravenc.ru/text/178506.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010