И как только он это сказал, тотчас землетрясение прекратилось. И все дивились, прославляя Бога 227 . Последний из вышеупомянутых византийских писателей, Георгий Кодин, говорит, что, когда началось землетрясение, царь и патриарх Прокл вышли с народом на доро1у, ведущую к Трибуналу (городская площадь). Еретики же, которых Кодин называет амалекитянами 228 , стали изрыгать хулы на Трисвятое ( δια τ βλασφημεν σφοδρως εις το τρισγιον). Царь же с патриархом и всем народом долгие часы взывал «Господи, помилуй». Во время этой молитвы отрок был поднят на воздух и слышал хоры ангелов, поющих и славословящих ( μελοδοντων κα μνοντων) «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Когда же отрок спустился на землю, народ тоже запел, и тотчас землетрясение прекратилось. Царь же после этого изгнал всех еретиков из города 229 . При этом Кодин замечает, что причиной землетрясения было богохульство. В чем заключались хулы на Трисвятое, это понятно в свете приведенного выше места из месяцеслова императора Василия, где еретики названы феопасхитамикак хулившие,, якобы Божество страдало. Короче говоря, хула на Бога этих еретиков заключалась во вставке в Трисвятое слов «распныйся за ны», а это значит, что Трисвятое уже существовало в Константинополе по крайней мере при императоре Феодосии Младшем (408–450), если не раньше. Возможно, что хронисты и позднейшие переписчики их трудов не придавали должного значения точности датировки землетрясения. Целью их повествования было ограждение православных от еретических заблуждений, что особенно нужно было ввиду шаткой церковной политики правительства императора Юстиниана I . Сопоставляя в повествовании действия еретиков и православных, оказавшихся в одинаковых условиях стихийного бедствия, и связывая прекращение землетрясения с молитвой православных, они тем самым укрепляли веру в победу Православия над ересями. Поэтому не случайно легенда о чудесном происхождении Трисвятого получила место в хрониках, месяцесловах и патериках – книгах назидательного чтения и не упоминается в типиконах, в толкованиях богослужения и в строго исторических трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Циканистирий – площадка для верховой игры в циканион, любимое развлечения ромейских императоров и аристократов. В Константинополе Ц. был построен при Феодосии II (408–450 гг.) и входил в территорию Большого императорского дворца. Разрушен Василием I (867–886 гг), чтобы освободить место для постройки Новой церкви. Рядом, на морском берегу, был выстроен новый, более обширный Ц., соединенный с Новой церковью посредством двух галерей. В XIII в. этой не лишенной риска игрой отчаянно увлекалась трапезундская и грузинская знать. Цистерны – служили для засолки рыбы или для хранения запасов питьевой воды, поступавшей по акведукам. Их стены были покрыты гидроизоляционным раствором, цемянкой розоватого цвета. Ц. строили под открытым небом, а когда в городе не хватало свободного места, хранилища воды стали устраивать под землей, подпирая их своды колоннами и арками. Такого рода строительство особенно активно велось в IV-VI в. в Константинополе, где было около 150 Ц. (до наших дней сохранилось около 40 таких гидротехнических сооружений). Наиболее знаменита Ц. Юстиниана, она же «Царская» или Базилика (турец. Иерибатаи Сарай). Ее свод поддерживают 336 колонн, а вместимость достигает 80 000 куб м. воды. Ей в два раза уступала Ц. Филоксена с 224 колоннами. В окраинном западном регионе столицы на возвышенностях находились самые крупные открытые Ц.: Аэция, построееная в 421 г. и вмещавшая 300 000 куб. м воды, Аспара, построенная в 439 г., Св. Мокия, построенная императором Анастасием Дикором (491–518 гг.). В провинциальном ранневизантийском Херсоне большая Ц. объемом свыше 1800 куб. м (28 х 13,4 м, глубина более 4 м) входила в военно-административный и общественный центр на возвышенности около Южных ворот города, а другая, подземная, крытая, объемом около 80 куб м. и глубиной до 7 м, находилась на агоре. Кроме того, во дворах многих усадеб находились небольшие Ц. для запаса воды. Количество рыбозасолочных Ц. значительно превосходило их (около 150), причем строили их до Х в., так что одновременно в городе функционировало около 2030 таких сооружений, причем каждое было способно вместить несколько десятков центнеров соленой рыбы, преимущественно хамсы, вылов которой производили во время весенней и осенней путины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гот Гайна получил должность magister militum praesentalis и вместе со своими войсками вступил в Константинополь. Между тем в византийской столице все сильнее ощущалась антигерманская реакция 116 , и на переломе веков это направление стало господствующим. Германцы были исключены из войска, и была проведена основательная реорганизация римских вооруженных сил 117 . Однако уже вскоре снова возникла необходимость набирать германцев в большем количестве, и вплоть до VII в. они представляли собой в имперской армии наиболее важный и боеспособный элемент. Однако отныне они вербовались как отдельные наемники и ставились под начало императорских офицеров, тогда как готские федераты Феодосия представляли собой единые независимые формирования, подчинявшиеся собственным предводителям. На Западе же такое положение вещей сохранилось и позже и в конце концов привело к тому, что западная Римская империя утонула в германском потоке. Показательным для различия положения двух частей Империи и определяющим для различия их последующей судьбы было то, что антигерманская реакция на Востоке достигла своих целей, в то время как враждебные германцам выступления на Западе оказались безрезультатными. Вскоре восточная часть освободилась и от Алариха. Он отправился со своими войсками в Италию и после троекратной осады в 410 г. взял штурмом Рим. Положение на Западе становилось все более безнадежным, на Востоке же, напротив, с начала V в. наступило долгое затишье. На это время относительного спокойствия приходится основание университета в Константинополе и составление «Кодекса Феодосия». Слабый император Феодосии II (408–450) поначалу находился под опекой своей энергичной сестры Пульхерии, а в более поздние годы – под влиянием своей супруги Афинаиды-Евдокии, дочери язычника, профессора риторики из Афин. Личность этой императрицы, которая на протяжении всей своей жизни оставалась верна образовательному идеалу своего родного города, но одновременно с истинной страстью была привержена новой религии и которая писала как светские стихи, так и церковные песнопения, является живым примером сосуществования в Византии христианства и античной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 367. Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме// Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 416. Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М., 2013. С. 294. См.: Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. Киев, 2017. С. 155. Флоровский Г., прот. Смысл истории и смысл жизни// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 63. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 65. Там же. С. 73. Там же. С. 67. Флоровский Г., прот. Эволюция и эпигенез// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 435. См.: Гаврилюк П . Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. C. 178. Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. New York, 1960. P. 64–75. Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме// Флоровский Г., прот . Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 420. Там же. С. 408. Там же. С. 416. Там же. С. 420. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 628. Михайлов П. Б. Категории богословской мысли. М., 2015. С. 341. Флоровский Г., прот. Откровение и истолкование// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 633. Флоровский Г., прот. Век патристики и эсхатология. Введение// Флоровский Г., прот . Избранные богословские статьи. М., 2000. С. 230. Там же. С. 233. Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина// Флоровский Г., прот . Вера и культура. СПб., 2002. С. 702. Там же. С. 691. Там же. С. 701. Флоровский Г., прот. О последних вещах и последних событиях//Догмат и история. М., 1998. С. 450. Гаврилюк П. Георгий Флоровский и религиозно-философский ренессанс. С. 182–183.   Источник: Рупова Р. М. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского как русло неопатристики. Вопросы богословия. 2021. 1 (3). С. 104–114. http://doi.org/10.31802/2658- 7491-2020-1-3-104-114 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6174313

Д. б., «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья» (Ibid. Р. 125), имеет длину более 55 м. 5-нефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте» (Ibidem); о существовании атрия ничего не известно. Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные. Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Ширина нартекса соответствует 3 средним нефам, вход в боковые - через порталы, центральный отделен от нартекса тройной аркадой - трибелоном. С запада нартекс имеет 2 входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделен 2-ярусными аркадами и освещен рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по 4 (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по 3 (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот прием восходит к базилике кон. V в. (Ibid. Р. 474). Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта - от обходов с галереями над ними. Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и др. зданиям. Они разнотипны: т. н. феодосианские (широко распространившиеся в эпоху имп. Феодосия II (408-450), имеющие 2 ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с 4 орлами и 4 бараньими головами; т. н. овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; т. н. складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад - совр. повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зеленого фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.

http://pravenc.ru/text/178245.html

374, 376 Антиохия, в Карии Рим, Милан Сарагосса Константинополь, Второй Вселенский собор Аквилея, Милан Константинополь 386, 390 Карфаген, Милан, Антиохия Ним (Nimes) Константинополь Багай (Bagai) Карфаген 394,397, 398, 399 Александрия, Иерусалим, Константинополь и Кипр (Эфес) Толедо В пятом веке Карфаген, Турин При дубе Константинополь 403, 404 Карфаген 403–410 Италия Селевкия Птолемаид, Карфаген 408, 411, 412 Карфаген Иерусалим Диосполис Карфаген 416–417 Телепте, Карфаген Равенна, Карфаген, Селевкия Карфаген Нумидия Киликия, Антиохия Карфаген Константинополь Галлия Александрия Эфес, Третий Вселенский собор Карфаген, Антиохия Аназарбе Антиохия Оранж (Arausio? Orange) Арелат Везон (Vaison) Безансон Антиохия Асторге Толедо Антиохия 449–451 Константинополь 449–450 Халкидон, Четвертый Вселенский собор Арелат 451–453 Анжере (Angers) Арелат Константинополь Таррагон Ванне (Vannes) Ирландия Антиохия Бурже (Bourges) Арелат и Лион 475–480 Константинополь Александрия и Антиохия Константинополь 483, 484, 485, 487 Карфаген Селевкия Константинополь 495, 496 Константинополь 497, 499 В шестом веке В Риме три собора, из которых третий Palmaris 502, 503, 504 Бизацене, собор в Африке 504 или 507 Тулуза Антиохия Орлеан Британия 512 и 516 Иллирия Таррагона Галлия (два собора) Около 514–517 Герунда Константинополь Иерусалим Константинополь Валлис (Wales) и Турнее Юнк и Суф в Африке Арелад, Лерид, Валенция Карфаген Карпентр Довин в Армении Оранж, Валенция Толедо Рим, Ларисс, Константинополь Константинополь Клермон Карфаген Константинополь Иерусалим Орлеан 538, 541 Антиохия, Газа Константинополь 543, 547 Орлеан Клермон Иллирия Мопсуестия Константинополь Пятый Вселенский собор Иерусалим Арелат Сент (Saintes) 573, 577 Шалоне Брен или Бернс 577–581 Маконе Валенция Маконе Оксерре (Auxerre) Клермон Около 585–588 Толедо Нарбонна Севилья Сарагосса Карфаген Пуатерье Толедо Гуеске (Osca, в Испании) Барцелона В седьмом веке Рим, Британия и Сенсе (Sens) В Африке Шалоне Англия 606, 610 Толедо Гент, Севилья

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

H. Driesch, Leib und Seele, 3 Aufl., 1923. Дриш (Driesch) Халс (1867–1941) – немецкий биолог, основатель неовитализма. Профессор философии. Занимался проблемами регенерации и репродукции. Наделял все живое энтелехией, которую рассматривал как силу, обусловливающую существование и развитие организма, и которой приписывал функцию отбора из всех потенциальных путей развития. Разум, по его представлениям, также есть проявление энтелехии. 145 Bleurer, Naturgeschichte der Seele und ihres Bewusstwerdens, 2 Aufl., B., 1932. Блейлер (Bleuler) Эйген (1857–1939,), швейцарский психиатр и психолог. Профессор Цюрихского университета (1898–1927). В психологических исследованиях, вслед за 3. Фрейдом, разрабатывая глубинную психологию, применил методы психоанализа для изучения сферы бессознательного. Исследовал также амбивалентность чувств (им же введён этот термин, как и термины аутизм, шизофрения, и др.), аутистическое мышление, шизофрению. Совместно с швейцарским психологом К. Г. Юнгом ввёл в психопатологию понятие аффективного комплекса, ассоциативного эксперимента. 146 J. RehmKe, Das Bewustsein, 1910. Ремке (Rehmke) Йоханнес (1848–1930), немецкий философ-идеалист, представитель так называемой имманентной философии. Профессор в Грейфсвальде (1885–1921). Отвергал противопоставление субъекта и объекта, характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия, понимаемая Р. как основная наука, исходит из признания логического примата всеобщего над единичным. В этике Ремке нравственность понимается как самоотверженная любовь к другим людям. Последователи Ремке создали в 1919 общество его имени, издававшее журнал «Grundwissenschaft» (1919–37). 150 Филофей Синайский, Добротолюбие, т. 3, 40 глав о трезвении, гл. 16, с. 408. (По Позову с. 450). 173 Darnert Ulrich, Die Erkenntnisiehre des Albertus Magnus gemessen anden Stufen der «Abstractio». Leipzig, 1934. s. 40. 177 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, главы о заповедях и догматах…, гл. 82, с. 194–195. (По Позову с. 212–213).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Древние христиане святили праздничные дни не одним участием в богослужении, но и делами христианского благотворения и милосердия, и как все члены Церкви Христовой, – каждый порознь, по своему усердию и силам, так самое правительство своими благотворениями меньшей братии Христовой подавало верующим высокий образец евангельской любви, особенно приличной священным дням. Христианские государи, вообще запрещая отправлять в праздники дела судебные, от сего запрещения исключали судопроизводство по делам благотворения и милосердия к ближним. Константин Великий первый из государей постановил, чтобы в судилищах его империи во дни праздничные производимы не были дела судебные, кроме дел христианской любви, например отпущения рабов на волю. «Сколь недостойно, – говорил равноапостольный царь, – в день солнца, всеми чтимый, заниматься тяжбами и спорами, столь приятно и утешительно в этот день исполнять особенно то, что должно быть посвящено Богу. Итак, пусть все в праздничный день пользуются правом: одни – приобретать себе свободу, а другие – давать; кроме же сих дел, других не совершать в праздник» 35 . Самое провозглашение отпущения рабов на волю, как дело богоугодное, совершалось и освящалось древле в Церкви 36 . Императоры Валентиниан 1 (364–375) и Валент (364–378) строгость хранения св. праздников простерли до того, что не позволяли в оные, под угрозою наказания, взыскивать никакого долга – ни казенного, ни частного 37 . Онорий (395–423) и Феодосий II (408–450), предписывая долг христианского человеколюбия, дозволяли еще в праздники судопроизводство по делам морских грабителей, расхищавших жизненные припасы, привозимые из Африки в Рим, потому что такое расхищение было весьма гибельно для благосостояния целого Рима, а преследованием хищников нельзя было медлить 38 . Онорий и Феодосии II предписывали судьям, чтобы они в праздничные дни посещали узников и выведывали от них, оказывают ли им темничные стражи предписанный законами долг человеколюбия. Также предписывали водить узников в праздники под верной стражей в бани и снабжать их, равно и других, не имевших насущного хлеба, необходимым пропитанием, выдавая тем и другим деньги на ежедневное необходимое содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Херсон не имел условий для политической самостоятельности, для антиимперских центробежных тенденций, ибо общественные отношения средневекового общества в VII–VIII вв. в нем только зарождались, а общая политическая ситуация, особенно поддержание системы византийско-хазарского кондоминиума в Таврике, тоже не располагала к сепаратизму или автономии. Следует принять во внимание также политическое и экономическое значение привилегий и льгот, которыми Империя привлекала на свою сторону местные господствующие слои. Лишиться их означало потерять полученные преимущества и саны. Даже тяга к державному престижу ромеев должна была толкать херсонитов к распространению «чувства единой родины» на саму «светоносную Империю» 2341 . Наконец, наличие административного центра византийской власти на полуострове не давало возможности местным лидерам из числа архонтов, простатевонтов, киров мелких округов, если таковые лидеры имелись, стать полностью независимыми от Романии. Призрачность, формальность этой «свободы» (eleuteria), предоставления которой херсониты в последний раз просили у императора Константина I наряду с освобождением от налогов (ateleia) 2342 , подтверждается составом администрации, контролировавшей и направлявшей с того времени жизнь города. Бдительное око имперских властей то и дело обращалось к Херсонесу даже до того, как он окончательно вошел в состав Империи, а императоры не забывали его в своих указах, эдиктах. Как бы ни был интерпретирован плохо сохранившийся фрагмент одного из декретов времен правления императора Гонория (395–423), очевидно, что последний он, а возможно, правившие одновременно с ним Аркадий и Феодосий II (408–450) предписывали нечто херсонитам, не спрашивая разрешения у «самоуправляемого» города 2346 . 24 сентября 419 г. датируется совместный рескрипт правителей Западной и Восточной Римской империи Гонория и Феодосия II об освобождении от «неминуемого наказания и тюрьмы (imminenti poena et сагсеге)» тех, кто «передавал (tradiderunt) варварам долженствующие быть завершенными корабли до того, как выяснится обстановка» (так же предлагалось относиться к подобным уголовным преступлениям и в будущем), причем весьма примечательно, что постановление, возбужденное благодаря прошению (petitium) «почтеннейшего мужа Асклепиада, епископа Херсонеситской общины (viri reverentissimi Asclepiadis Chersonesitanae civitatis)», было адресовано префекту префектуры Востока Монаксию, который, следовательно, контролировал деятельность херсонесского управления 2347 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Аларих I, король готов (395—410), вывел готов с Балкан и повел на Константинополь в 395-м году. 17 Аркадий, римский император (395—408) и Гонорий, римский император (395—423). 18 Происхождение Радагайса спорно. Предположительно, он возглавлял остроготов. 19 Взятие Аларихом Рима случилось в 410-м г. 20 Атаульф, король готов (410—416). 21 Сигерих, король готов (416). 22 Валия, король готов (416—19). 23 Констанций был в то время magister militum Запада империи. 24 Гибралтарский пролив. 25 Теодерид, известный так же как Теодорих I, король готов (419—51). 26 Валентиниан III, римский император (425—54). 27 Моралитэ Исидора связано с тем, что Литорий был язычником, а победившие готы христианами. 28 Битва на Каталунских полях случилась в 451-м году. 29 Маркиан, римский император (450—57). 30 Аттила умер в 453 г. 31 Торисмунд, король готов (451—53). 32 Теодорих II, король готов (453—66). 33 Авит, римский император (455—57). 34 Рехиарий, король свевов (448—56). 35 457 г. 36 Мальдра, король свевов (456—60). 37 462 г. 38 Лев I, римский император (457—74). 39 Эврих, король готов (466—84). 40 468 г. 41 Эти компании имели место в 472—3 гг. 42 Зенон, римский император (474—91). 43 Аларих II, король готов (484—507). 44 Хловис, или Хлодвиг, король франков (481—511). 45 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везиготов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 46 Теодорих Великий, король остроготов (489—526). 47 Одна из дочерей Теодориха Великого была замужем за Аларихом II. 48 Анастасий, римский император (491—518). 49 Гезалих, король готов (507—11). 50 Гундобад, король Бургундии (ум. 516). 51 Одоакр был военачальником свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. Мало вероятно, что он был остроготом. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона. В 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 52 Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г, как регент малолетнего Амальриха, сына Алариха II и дочери Теодориха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010