Из чистого сердца друзей твоих исходят эти благожелания и тем глубже, чем шире мысль наша объемлется столь дорогими для тебя историческими воспоминаниями. Зри Владимира! Зри Тамару! Мцхет и Москва – объединяются одним Победоносцем Георгием. Да будут эти образы не только темой для твоих исторических воспоминаний, но и да переносят они сердце твое к любящим тебя друзьям и сподвижникам на историческом поприще в первопрестольной столице». Приветствие это было вложено в папку, на внутренних сторонах которой были прикреплены два фотографических снимка с карт Кавказа, хранящихся в Московском главном Архиве Министерства Иностранных дел, а именно: 1) с карты, поднесенной Израилем Орием в 1703 г. царю Петру Алексеевичу: «Кролевство Армянское, большое и малое, Мелетинское или Грузинское с кролевствами Турскими во Асии, с границы Русские, Персицкие, Армянские, Турецкая граница в Европе, Литовская, великая Тартариа, Египетская и прочая. Издал Петр Симонер; лета 1703-го», и 2) с карты 1772 г. Гильденштедта. В. О-ч на это поздравление ответил мне следующим письмом (от 5-го февраля, получ. 13-го): «Многоуважаемый и любезный Сергей Алексеевич! Здешние дела не давали мне досуга написать Вам тотчас по получении Вашей посылки. Она немного смутила меня. Считаю лишним говорить о том, как глубоко тронули меня и карта, и поздравительное послание, и фотографический снимок, – каждая вещь в отдельности, и все вещи в совокупности. Но любуясь ими, я задавал себе вопрос: нужно ли было расточать столько усилий, хлопот, остроумия и изобретательности на составление такой сложной, предусмотрительной и драгоценной во всех отношениях любезности, и какое придумаю я равнозначительное возмездие за эту любезность? По возвращении в Москву, узнав, кто составил такое остроумное поздравление, я попеняю ему за расточительность, а пока прошу вас принять и передать Аполлону Александровичу 1126 и по возможности всем другим участникам послания мою сердечную благодарность за их доброе ко мне расположение, заставляющее меня признавать себя неоплатным должником перед ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III . В субботние дни 1 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов в субботние дни в общем тот же самый, что и в обыкновенные седмичные дни. Особенность его заключается только в том, что а) Когда случится святой, имеющий апостол и евангелие и не требующий отмены рядовых чтений из апостола и евангелия (таковы полиелейные святые, святые с славословием, шестеричные и не имеющие праздничного знака), и когда, поэтому, читаются два апостола и два евангелия; то дневные прокимен, аллилуиарий и причастен вместе с прокимном, аллилуиарием и причастном святого поются не только при святых, не имеющих праздничного знака, шестеричных и с славословием, как это должно быть и в седмичные дни, но и при полиелейных (Типик., гл. 12 и 15) 496 . б) Во дни предпразднств дневные прокимен, аллилуиарий и причастен также не отменяются (Дополнение см. в конце). Доказательство чит. ниже в отд. о прокимнах в субботу пред Рожд. Хр. в) Как апостол и евангелие святого в субботние дни (за исключением вышеуказанного времени от недели Мытаря и Фарисея до недели Всех святых) читаются прежде апостола и евангелия рядовых, или дня, так и прокимен, аллилуиарий и причастен святого поются прежде тех же песнопений дня (там же). 2 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов различных предпраздничных и послепраздничных суббот видоизменяется, смотря по тому, на какое время сии субботы падают и какие в данное время бывают чтения из Апостола и Евангелия, и именно: А. В субботу пред Воздвижением. а) Если в субботу пред Воздвижением будет 7 сентября, то, при трех апостолах и при трех евангелиях – субботы пред Воздвижением, рядовых под зачало и святого (2 мр. гл. 8 сент., 1 зри, Тип., л. 51), применительно к уставу, изложенному в мр. гл. 26 декабря, 5 зри, Тип., л. 138, касающемуся субботы по Рожд. Хр., на 29 декабря назначающему апостол и евангелие субботы по Рожд. Хр. и святых того дня и предполагающему рядовые под зачало с первыми, должны быть два прокимна – субботы пред Воздвижением: Пойте Богу нашему... 497 , со стихом: Вси языцы, восплещите..., и святого, два аллилуиария – субботы пред Воздвижением: Милости твоя, Господи, во век... 498 , и святого, и два причастна – дневной субботний: Радуйтеся, праведнии... и святого 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Правка . Изготовление списка В происходило под наблюдением Симеона Полоцкого ; просматривая рукопись, он вносил правку в текст стихов, следил за составом стихотворной книги. В стихотворении «Господь с тобою» над строкой вписал «да есть». «Господь да есть с тобою, та главу отсече» (135). В стихотворении «Господь с тобою 2» над строкой написал слово »Сына«: «Да истиннаго Бога сущи Сына мати» (136). В стихотворении «Дела благая 2» во вторую строку внес слова «за», »есть», «...не себе ради, но за адамант есть честный» (155 об.). В стихотворении «Язык 3» над строкой им вписано местоимение «сам»: «Скорпий егда усекнет, сам в целбу бывает» (552 об.). В стихотворении «Крещение кощуна» в результате редакторской правки были вычеркнуты две последних строки: «Зри, и от некрещенных крещение свято,/яко в болных и в здравых руках честно злато» (585 об.; см. примеч. к стихотворению в настоящем издании); к ним на внешнем поле относится замечание Симеона «изменити " (первый слог срезан при обрезании листов, и помета имеет форму »менити«). На внешнем поле рядом с зачеркнутым на л. 618 об. стихотворением «Слово Божие» – помета Симеона «Есть», поскольку то же самое стихотворение имеется выше на л. 426 об. («Слово 18»). Еще более основательно список В редактировал С. Медведев. Он руководил работой по упорядочению стихов в последовательности алфавита их названий, им сделаны некоторые из помет: «Писано на листе ФНЕ» (618), «Зри и на листе...» (42, 96, 98, 118 об., 129, 140, 145 об., 154 об., 155, 172, 222 об., 277, 286 об., 294, 318, 319, 352 об., 360, 361, 365 об., 371, 375 об., 376, 417 об., 419 об., 435 и т.д.). С. Медведев внес добавления в «Оглавление». Он продолжал уделять внимание тексту стихов. Текст 154-го стихотворения из цикла «Вивлиа» был заклеен полоской бумаги, на которой написан новый вариант с учетом правки, внесенной С. Медведевым в автограф. В конце стихотворения «Рыбы» его рукой написаны три строки на обороте вклейки (409). Из двух стихотворений под заглавием «Демон изочает» (142) Сильвестр наделил второе отдельным названием: «Демон, яко пес прицепленный». Им же написаны заглавия: «Веры смерть» (117 об.), «Жена равная» (171 об.), «Змий враг» (184), «Отечество Христово» (345) и др. На полях рукописи часто встречаются пометы его руки с указанием источников (см.: 20 об., 31 об., 68, 104 об., 125, 151, 163 об., 203, 231 об., 232, 249, 258, 295, 303, 339, 340 об., 350, 354 об., 357, 358 об., 385, 392, 395, 396 об., 402 и т.д.). К стихотворению «Суд Христов» на внешнем поле – маргинальная помета его руки: «в конце», конкретизирующая указание, содержащееся в строках: «Сице собор Эфеский верных поучает./в тридесять первой главе хотяй да читает» (464 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Трижды. Господи, помилуй. 12. Слава, и ныне: Аллилуия и тропари Глас 8: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих: Правде научитеся живущии на земли. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих: Зависть приимет люди ненаказанныя. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Стих: Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Тропарь, глас 8: Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Слава: Се, Жених грядет в полунощи: И ныне: Се, Жених грядет в полунощи: Кафизмы и седален Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: И чтем кафисму 14-ю (зри Псалтирь) Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: По кафисме седален: Блудница приступи к Тебе, миро со слезами, изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим: дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе: слава, Христе, благоутробию Твоему. Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: И чтем кафисму 15-ю (зри Псалтирь) Господи, помилуй. Трижды. Слава, и ныне: По кафисме седален: Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище Живота, лестно поучашеся. Отонудуже и упився, течет ко иудеом, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам, во еже распяти Его? Слава, и ныне:

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-kak-pom...

Между тем текст ее вовсе не принадлежит святителю. Молитва представляет собой перевод Фенелонова размышления на текст Евангелия от Луки «Господи, научи нас молиться» ( Лк.11:1 ). В русском издании сочинений Фенелона 1799 года текст читается так: «Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны; воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; угнетай или восставляй меня; я чту все твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня иного желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молиться; молися Сам во мне» (Фенелон. Ч. 2. С. 184). Для сравнения приведу и святительский текст: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстаю пред Тобою, сердце мое отверсто; Ты зри нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей; порази и исцели, низложи и подыми меня! Благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе; научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь» ( Филарет (Дроздов ), свт. Избранные молитвословия. Б/м. Б/г. С. 31. [Гимнографическое приложение к: Филарет (Дроздов) , свт. Избранные труды. Письма. Воспоминания. М., 2003]). 585 Лопухин рассказывает, разумея, очевидно, митр. Платона, следующую историю: «Был негде знатный прелат, ученый, знавший многие языки… Он жил гораздо после Фенелона, не во Франции, и не случалось ему до старости ничего, кроме Телемака, читать из сочинений Фенелоновых. В поздние уже годы его жизни попалась ему в руки книжка Собрание Фенелоновых проповедей, которые хотя и превосходные же, но слабы в сравнении с другими сочинениями сего великого мужа» (Лопухин И.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения, 2 Во второй том нашего собраний творений святителя Филарета Московского (Дроздова) вошли творения святителя, не относящиеся к жанру проповеди или беседы. Это разные тексты административного характера, письма, сборник «Государственное учение Филарета, митрополита Московского», сборник «Мысли и изречения», богословские сочинения, знаменитый стихотворный диалог Филарета Московского и Пушкина и многое другое. Сюда же вошла прекрасная, глубокая ежедневная молитва святителя Филарета Московского: «Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое — отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою… Научи меня молиться. Сам во мне молись.» Молитвы Ежедневная молитва свт. Филарета Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно.Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему - чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить - ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое - отверсто. Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! - и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижымими для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания - исполнить волю Твою... Научи меня молиться. Сам во мне молись.   Молитва в день воспоминания тысячелетия России   Господи Боже, Царю веков, глаголяй на язык и царство и созиждаяй и насаждаяй их! (Иер. 18:9). Ко Твоему величеству припадающе со страхом и благоговением, благодарне исповедуем милости Твоя, многочастне и многообразне в десяти веках явленные народу и царству Российскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Лик: Господи, помилуй, трижды. Аще хощеши, приложи и сие: Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве, и помиловати рабы Твоя (или: раба Твоего, или: рабу Твою) имярек, благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и простити им вся согрешения вольная и невольная: благоприятным же быти мольбам и милостыням их пред престолом величества Твоего, и покрыти их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби, и недугов избавити, и подати здравие с долгоденствием рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Призри, Владыко Человеколюбче, милостивным Твоим оком на рабы Твоя (или: раба Твоего, или: рабу Твою) имярек, и услыши моления наша с верою приносимая, яко сам рекл еси: вся елика молящеся просите, веруйте, яко приимете, и будет вам, и паки: просите и дастся вас: сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою, просим: подаждь благость Твою, рабом Твоим ( или: рабу Твоего, или: рабе Твою) имярек, и исполни благая желания их ( или: его, или: ея), мирно же и тихо в здравии, и долгоденствии вся дни их ( или: его, или: ея) соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся Господу Богу нашему, о еже услышати глас моления нас грешных, и помиловати рабы Твоя (или: раба Твоего, или: рабу Твою) имярек, и покрыти их от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всякия болезни душевныя и телесныя, даровати же им здравие с долгоденствием, рцем вси: скоро услыши и милостивно помилуй. Лик: Господи, помилуй, трижды. Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных, и помиловати нас. Лик: Господи, помилуй, трижды. Священник воглас: Услыши ны, еже Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Ведомо буди, яко аще во время бездождия поется молебен, прилагаются прошения из молебного пения, певаемого во время бездождия (зри страницу 281), аще ли же во время безведрия, прилагаются прошения из молебного пения, певаемого во время безведрия (зри страницу 278).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зри, совопросниче лукавый, что от сих (л. 328 об.) 1190  сотвори государь царь, якоже ты глаголеши, велми почитаючи. Которое почитание, яже от сих ничто же? Но паки слушай. Земли же и села и винограды и езера и пошлины, сочетавше, дахом церквам. И Божественным повелением и нашим царьским положением уставихом, на восточных и на западных, на полунощных же и южных странах, во Июдеи же, и во Асии, и во Фракии, и во Елладе, во Африкии же, и во Италии, и в различныя острову нашего им повеления свобожение возвещая и по всей Вселенней, идеже православнии цари и князи и властели под нами обладают нашего свобожения, и волю им утвердивше, дахом владети святителем (л. 329) 1191  и никаковому мирскому сану смети прикоснутися церковным пошлинам. Богом заклинаем и нашим повелением утверждаем непреложно и соблюдено быти даже до скончания века сего. Зри, совопросниче, где есть царьское жалование, привилеи подобны сим, якоже ты глаголеши, велми почитаючи Константин Великий папу Римскаго Силивестра вручил ему же, папе, такоже и Никону на писме подал многия привилеи государь царь. Которыя? Разсмотри противо сим, то есть царя Константина. Возражение 24 (продолжение) Видиши ли, како царь Константин Великий дав и утвердил даже до скончания века сего. Государь же царь, аще что и дал, и того сам не соблюл, и бывших всех, (л. 329 об.) 1192  и отца своего и свои привилеи везде ни во что обратил. Паки же к сущим царя Константиновым заповедем приидем. Се же явлено убо, яко рукама блаженнейшаго отца нашего Силивестра святителя и того по нем приемником, сия вся удержана будет. Да возвеселится ныне с нами весь народ и вси, яже по Вселенней языки и роды. Глаголем и молим, яко да с нами Спасителю нашему и Богу и Господу Иисусу Христу безчисленыя исповемы благодати. Яко той есть Бог на небеси горе и на земли доле, иже нас святыми апостолы посети и святую тайну Крещения и телеси здравие достойно сотвори прияти. О них же и подаем тем святым апостолом (л. 330) 1193  и владыкам нашим, блаженнейшим Петру и Павлу и с ними Силивестру, нашему отцу, и всем отцем поднебесныя, отцу, крайнему святителю, и соборному града Римскаго папе и всем его, иже по нем приемником святителем, даже до скончания мира, на престоле блаженнаго Петра седящим. Первое, убо в латеринстей полате царьства нашего, яже всех, иже по всей Вселенней, полате препочитается и преимет и славится, якоже диадима, еже есть венец главы нашея, подобне же и фригион, еже есть покрывало, еже митрою нарицают, и не токмо той, но и епомион, еже есть препоясание, еже обычно есть царьской мышце облагатися, рекше омофор, (л. 330 об.) 1194  и еще же и багряная одежда и червленая риза и вся царьская одеяния, но и царьскаго председания достоинство и царьских коней утварение, и царьския скипетры, и вся знамения, еще же и колесницы и различныя царьския утвари, и вся, еже в происхождение их, царьскаго верха, славы и силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

26. Пятница 1-й седмицы. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Литургия Преждеосвященных Даров. Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля. На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Трипеснец состоит из 5-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при типе службы одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я и 4-я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник. По 3-й песни – седален Минеи, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Нескверная Агница...». 6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопих в скорби моей…» и до: «Хранящии суетная и ложная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гласом хваления…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи. По 6-й песни – кондак Минеи (свт. Порфирия, архиеп. Газского), глас 2-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) 7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших…» и до: «Благословен еси, видяй бездны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благословен еси на престоле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благословен еси на тверди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь. Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви» , в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-11/

Так получилось, что в осуждении идеи самовластия как самоценности человека, хотя и по противоположным суждениям и побуждениям, сошлись идеологи верхов общества и его низов в лице Аввакума. Идея равенства, как и все идеи, исторична. Исповедуемое и проповеданное Аввакумом равенство людей есть равенство людей индивидуально–незрелых. Пользуемся этим термином, не привнося никаких оценочных моментов, не ставя никаких негативных знаков. Люди «индивидуально–незрелые» отнюдь не есть незрелые люди ни в социальном, ни в интеллектуальном, ни в моральном смысле. Речь идет о степени развития индивидуума как индивидуальности, об истории личности, проходящей разные ступени в ходе общественно–эко- номического развития. Аввакум теоретизировал в сфере религиозных понятий. Философский вопрос — что составляет человеческое в человеке? — принимал для него форму вопроса: что означает для человека быть образцом и подобием Бога? Он обращался к Федору: «Внемли и услыши святаго Иоанна Златоуста… сотвори Бог небо и землю и создание все, на концы же создания человека содела по образу своему и по подобию; образ тому дарова, — не начертание телесно, но властный сан (самовластие. — А. К.), рассудителну силу, еже добродетелми уподоблятися Сотворшему. Бысть убо по образу и подобию Божию человек, протяг же подобие в безмерие» . Аввакум делает упор на меру самовластия человека: «И еще да слыши Златоуста, рек бо: сотвори Бог человека по образу своему и по подобию; восхоте того в подобии тещи во Владычню благость, мероюж, и последованием и чином» . Где же проходит граница, отделяющая «меру» самовластия человека от «безме- рия»? Вот как ее определяет Аввакум: «Прием убо человек еще подражати Божию благость и правду, простре меру подражания в безмерие, и пожела Божий ревнитель быти не по добродетели, но по господству; тако прелсти его змия, глаголя: «вонь же день снесте, будите яко Бози, ведяще добро и зло». «Зри, зри! — заклинает Аввакум Федора. — Не слушай змии, яко первозданный; не губи в себе образа Божия, — самовластия и разсудительные силы; и не подражай в безмерие — образ быти Божий по начертанию — раб еси Владыки». И тут спор поднимается еще на одну ступень: «Не уподобляйся существом Сотворшему тя, и не ревнуй быти по господству, а не по добродетели» . «Господственность» выявляется как существенная характеристика самого Сотворшего и только его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010