643//поколебал легкий ветер? Где то, что ты в суетной надежде, желая войны во время мира, провозглашал: я приготовился и не смутился (Пс 118, 60)? И с пророком ты часто говорил: искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое (Пс 25, 2); испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути (Пс 138, 23, 24). Как великое приготовление к борьбе расстроила малая тень врага? Таким выговором с сердечным сокрушением пустынник, укоряя себя, не оставляет без наказания и малого возмущения своей души, но еще с большей строгостью наказывая свою плоть постом и бдением, и, за вину своего смущения подвергая себя постоянному наказанию воздержанием, живущий в пустыне этим огнем упражнения потребляет то, что вполне должен был очистить во время жительства в киновии. Да, для приобретения постоянного и твердого терпения следует постоянно и непоколебимо держаться той мысли, что нам, которым законом Божиим запрещается не только мщение за обиды, но и злопамятность, нельзя возмущаться гневом под предлогом вреда или оскорбления. Ибо какая потеря может приключиться душе важнее, как, лишившись истинного и вечного света через внезапное ослепление от возмущения, быть удаленным от созерцания Того, Кто кроток и смирен сердцем? Что, спрашиваю, гибельней, или что безобразней, как лишиться суждения, правила честности, правой рассудительности и в здравом смысле и трезвому делать то, чего без вины не допустил бы даже пьяный и лишившийся разума? Итак, кто взвесит этот и другой, подобный ему, вред от гнева, тот не только все виды ущербов, но и обиды и наказания, какие могут быть нанесены жестокими людьми, терпеливо перенесет, рассуждая, что нет ничего вреднее гнева, драгоценнее спокойствия души и всегдашней чистоты сердца, для которой необходимо пренебрегать выгодами не только плотских вещей, но и тех, которые кажутся духовными, если могут быть приобретены или совершены не иначе, как с нарушением этого спокойствия. глава 15 Вопрос о том, должно ли быть целомудрие также испытываемо, как и прочие страсти?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

_________________ 6. Третье оправдание, о котором говорит Священное Писание – это то, когда мы предстаём праведными пред другими людьми (Justificatio attestans in foro Ecclesiae ). Оно есть не что иное, как освящение, выявляющееся пред всеми в своих подлинных плодах, свидетельствующих о живом наличии веры, оправдании пред Богом и новом благодатном состоянии. «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Оправдывающая вера соединяет нас со Христом, нашим Главою и Начальником новой жизни; подлинность этого единения должна быть явлена и подтверждена. Кто праведен, должен доказать это тем, что он не перестаёт стремиться ко всё большей праведности (Фил. 3, 13-14; Откр. 22, 11). Освящение и его плоды не оправдывают нас пред судом оскорблённого величия Божия (Рим. 4, 2) – и самый угодный Богу человек должен молиться: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2); но они оправдывают нас пред судом Церкви. Истинные верующие стремятся к освящению и от сердца делают добро; но этим они не оправдываются пред Богом (1 Кор. 4, 4). Они не могут ни здесь, ни в оный день поставить своё освящение и доброделание Богу в счёт, чтобы это имело значение пред Его судом. Праведники забывают свои дела (Мф. 6, 3; 25, 37) – но как раз поэтому праведный Бог не забывает их (Евр. 6, 10). Писание говорит, что их дела идут не впереди них, как бы отверзая пред ними небесные врата, но именно следуют за ними (Откр. 14, 13). В день, когда Господь явится судить живых и мёртвых, те, которые во Христе Иисусе (Рим. 8, 1), не предстанут пред судом (Ин. 5, 24) оскорблённого величия Божия (хотя и будут на нём, 2 Кор. 5, 10); после же судебного изречения божественного благоволения во Христе они сразу будут оправданы (Мф. 25, 34; Рим. 2, 7) и в вечном блаженстве будут вкушать плоды дел своих (Ис. 3, 10). Освящение и его плоды иногда могут дать совести удостоверение о достигнутом оправдании пред Богом по благодати. Если сердце наше не осуждает нас (1 Ин. 3, 21), но свидетельствует, что мы действительно имеем подлинную любовь – тогда можно немного утишиться и ободриться. Но это не высший суд: сердце наше не может всегда быть безошибочным и беспристрастным ни в обвинении, ни в оправдании. Поэтому когда сердце не находит в нас вины, то хорошо проверять его искренней молитвой царя и пророка Давида: Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23-24). И наоборот: если сердце обвиняет и осуждает бедного грешника, то он также может обратиться с апелляцией к Богу, ибо Бог больше сердца нашего и знает всё (1 Ин. 3, 20) .

http://bogoslov.ru/article/5630266

8) Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Часто и сам человек не может хорошо разобрать своих чувствований и понять стремлений духа, живущего в нем. Если одинокий миссионер пожелал бы переменить дело службы, ему давали бы свободу избирать любое и даже [ предлагали бы] пособие, соразмерное службе его: он мог бы, не лишаясь имени миссионера, получить в институте миссионерском должность частного надзирателя, или читать с воспитанниками Библию в классах, или какому-нибудь из профессоров помогать в репетициях, или пожить на хуторе, или послужить при больнице, или подержать у себя на руках библиотеку института, или сходить ко Святым местам, или при миссионерском обществе потрудиться вместе с другими в издании Вестника Российской Церкви, и потом, если угодно ему, опять вступить в какую-нибудь из миссий, на Восток ли хочет лететь, или на Запад, или на Юг, или на Север. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней (Пс 1). Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить перед Богом и жить для Бога и действовать с Богом, взирая на Него и говоря Ему: Господи! Ты проникаешь меня и знаешь, Ты знаешь, когда я сяду и когда я встану; Ты предусматриваешь мысль мою издали; в пути моем и в отдохновении ты окружаешь меня; все стези мои Тебе известны. Куда уйду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Проникни меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай помышления мои и зри, не на опасном ли я пути, и руководи меня на путь вечности ( Nc CXXXVIII, 1, 2, 3, 7, 23, 24 ). Но для чего такое множество миссионеров, диаконисс и станов миссионерских? Не только для неверующих, но и для тех, которые по метрическим книгам известны под именем верующих. Их много, а миссионеров мало. Мы ли одни говорим с инородцами? Напротив, жители деревень, сопредельных с кочевьями их, имеют премногие пути и случаи к различным сношениям с ними, которых миссия, не имеющая способов действовать в разных местах в одно время, лишается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   Потому и советует тебе, душа моя, преподобный Андрей: «трезвися, молися на всякий час Богу». Трезвися, ибо трезвение твое дает тебе возможность через все завесы, которыми прикрывается враг, рассмотреть его истинное человеконенавистническое лицо. Молися на всякий час Богу, ибо только с Его всемощной помощью обретешь ты силы, так необходимые тебе, чтобы преуспеть в твоем противостоянии нападению искушений, и самая молитва твоя станет непобедимым оружием, от которого побежит всякий враг. И только Его неизреченная милость увенчает тебя, победителя, нетленным венцом, и Он в человеколюбии Своем пошлет и Ангелов, чтобы они служили тебе.     «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние     «Глас вопиющего возгласил, проповедуя покаяние, Христов светильник — горлица пустыннолюбивая, святой Предтеча, — в то время как Ирод с Иродиадой беззаконновали. Смотри же, душа моя, чтобы не увязнуть и тебе в сети беззакония, но возлюби покаяние».     «Процвела, — поет Церковь, — яко крин пустыня» мира сего. Место бесплодное изготовилось к плодоношению. «Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» (Песн. 2:12). «Горлица пустыннолюбная», коей Господь даровал силу и знание о судьбах пустынного на праведность мира, возгласила свою призывную песнь, предсказанную пророком: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).     «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   С тех времен эти два пути расходятся всё дальше и дальше.     «Малое стадо» течет за Христом, дабы стяжать обетованное «Царство», которое «благоволил ему дать Отец Небесный» (Лк. 12:32). «Что узкая врата, и тесный путь, вводяй в живот» ! («Слово что, τι, quam, — считает толкователь, — означает удивление».) Как дивится Господь: «Ах, как узки врата! — то есть как прискорбна добродетель!» Однако — как же велики плоды ее!    Но многие идут широкими вратами и пространным путем, или не понимая, что и широта эта скоро переходима, и путь этот недолог и удобен только временно, а ведут они в «погибель» (Мф. 7:13), или и понимая, но находясь в такой степени во власти сатанинской, что готовы за призрачные блага и скоропреходящую власть царства земного своею собственной волей отказаться от истин Царства Небесного.    Об участи таковых пророчествует тайнозритель Иоанн Богослов: «сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:7—10).    Послушай же Критского учителя вселенной, душа, остерегающего тебя на жизненном пути твоем: «зри, — говорит, то есть: смотри, будь осторожна, не будь легкомысленной, ответственно относись к тайне твоего спасения! — душе моя, да не увязнеши в беззаконный сети», так широко расставленные вокруг тебя миром сим (и в прельщающих ум человеческий и тело материальных благах: и в отрывающих человека от праведных занятий и толкающих к бессмысленному времяпрепровождению так называемых «достижениях культуры», потребление которых незаметно ввергает человека в диавольские сети эгоизма, безверия, уныния, равнодушия, жестокости, ведущего к вымиранию целых народов «планирования семьи» и с ними — наркомании, алкоголизма или, наоборот, культа тела, порабощающего душу; и в погоне за призраком ложного знания, результатом которого становится изобретение машин и общественных механизмов, на словах — облегчающих человеку его земную жизнь и создающих некое невиданно справедливое демократическое общество под видом рая на земле, но на деле — презирающих, подавляющих и перемалывающих личность человека даже и до смерти); послушай — и «облобызай покаяние».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Чем более размышляла об этом Ставрофила, тем более сердце её наполнялось этою святою истиною, и она уже не столько заботилась о том, чтобы выйти из леса, сколько о том, чтобы найти путь к вечной жизни. Итак, обратившись к Господу и воздыхая из глубины сердца, она возгласила:    «Господи мой, Владыко жизни моей! Се раба Твоя пред Тобою! Сколько уже лет протекло жизни моей, и кто знает, с пользою ли протекли они? На этом общем поприще, где шествуют все смертные, и я уже не мало прошла, а ко спасению ли лежит путь мой, или к погибели, не знаю. Что если вместо пути спасительного я избрала путь суеты? Ибо сказано в Святом Писании: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25); «Я заблудился, как овца потерянная», шествуя не туда, куда бы следовало, а куда все мы влечемся заблуждениями нашими; «взыщи» рабу «Твою» (Псал.118:176), «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иерем.10:23); но как говорит Премудрый: «От Господа направляются шаги человека» (Притч.20:24). Потому молю Тебя, Господи: «и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:24). «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс.142:8)».    Так от сердца сокрушенного со слезами взывала Ставрофила. Стремясь с любовью к лучшей жизни, душа её обнажалась всего мирского, и с возгорающим сердечным желанием прилеплялась к небесному. Глава 2. Крест верный путь к небу, и всем должно идти по сему пути («Рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему» (Иерем.6:16))    Не мог не внять теплой и усердной молитве Ставрофилы Тот, Кто, «близ... всем призывающим Его... во истину» (Псал.144:18), и наиболее к тем, которые ищут Его с сокрушенным сердцем. Желая утешить рабу свою, Господь послал к ней Ангела Своего, который явился ей в виде малого отрока, озаренного светом. Удивленная сим внезапным ангельским явлением, Ставрофила ничего не могла проговорить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

А диавол в своих попытках узурпировать власть Бога извивается разными сторонами своего падшего бытия, и из глубин ада, как ил со дна реки, подымаются древние и новые соблазны: гуманизм, феминизм, лжеименное знание, масонство, демократия, коммунизм, фашизм, секуляризация, ереси, расколы... Но чем он может нам повредить, если вместе с псалмопевцем Давидом мы восклицаем: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох – они успокоивают меня (Пс. 22, 4). Слово Божие и есть тот жезл, который направляет нас к жизни вечной. Лишь слово Творца есть истинный светильник, сияющий в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших (2 Пет. 1, 19). Святой Патриарх Ермоген, схваченный латинянами, которые намеревались уморить его голодом за твердое стояние в православной вере, наставлял свою паству: “Благословляю всех умереть за Православие!” И сегодня, перед лицом все более усиливающегося зла, православные люди должны чаще вспоминать этот великий завет Патриарха. А кроме того, размышляя о грехопадении наших прародителей, нужно как можно чаще приводить себе на ум слова святого царя и пророка Давида, слова, обращенные к Богу: Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23–24). Беседа на книгу Святого пророка Божия Даниила В Православной Церкви спасение понимается совершенно иначе, нежели в католической или протестантской традициях. В отличие от протестантов, у нас нет учения о “личном” спасении – в их понимании этого вопроса. Да, в Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26), и Откровение, представляя картину Суда Божия, гласит: … и судим был каждый по делам своим (Откр. 20, 13). Но протестанты учат, что человек для спасения не нуждается ни в Церкви, ни в ее иерархии – ни в чем и ни в ком. Согласно же православному учению, человек спасается в Церкви и только в ней; в Православии спасение личности не мыслится вне Церкви, вне ее соборности. Вообще идея соборности пронизывает собой в Православии все. Посмотрите, например, что сказано Апостолом о частной, казалось бы, семейной жизни человека: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Получается: то, что мы могли бы назвать своим “личным спасением”, зависит и от наших взаимоотношений с ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между человеком и человеком, или между человеком и Богом. Ведь Господь, как мы говорили ранее, учит нас молиться словами Отче наш, а не “Отче мой”, – здесь соборное единство возносится над диавольским эгоизмом отдельной личности, замкнутой на себе самой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А ты зри славу этой души и мучься завистью и рвением, погибельный!” Тогда брат, лежавший ниц в слезах и рыдании, предал дух свой» 53 . Сказано: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех , а сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:12–15 ). Итак, Бог никого не искушает, и не испытывает, и не проверяет, ибо Господь Бог сердцеведец и ничто, никакие глубины нашей души не сокрыты от Него. Единственно, ради чего Он попускает нам испытания, искушения и скорби, – чтобы усовершенствовать нас, и каждого в той мере, в какой человеку это только и возможно. Сказано: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). То есть сверх силы Господь не попустит искушения. И преподобный Макарий Египетский тоже учит: «Бог, в точности зная состояние всех, сколько есть сил у каждого, в такой мере попускает и подвергнуться искушению…» 54 Когда во время военного конфликта в Приднестровье я возил от Марфо-Маринской обители туда гуманитарную помощь, однажды, находясь в штабе ЧКВ 55 , я столкнулся со следующей сложной ситуацией. Атаман подвел ко мне казака лет 45-ти, небольшого роста, с загорелым лицом и руками. Вокруг нас сразу образовался круг, и атаман с казаками объяснили мне, что у этого защитника Приднестровья молдаване вырезали всю семью, родителей, жену и детишек. И казак, узнав об этом, замкнулся и как бы ушел в себя. Его пытались и водкой отпоить, трясли за плечи, пытались разговорить… Но он молчал, и его и без того загорелое лицо становилось все темнее и темнее. Атаман буквально крикнул мне в уши: «Надо, чтобы он заплакал, иначе пропал мужик. Утешь его, как можешь и как знаешь!» Я обнял этого казака, буквально взял в охапку и со слезами на глазах сказал: никто тебя не утешит! Такое испытание Бог не каждому и пошлет. Меня бы такое испытание раздавило, расплющило, а ты стоишь на ногах». И он затрясся всем своим тщедушным телом и зарыдал. Мы все расступились, и волна облегчения прошла мурашками по нашим спинам. Я видел перед собой по-настоящему сильного человека…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Близок Ты, Господи, и все пути 1601 Твои – истина. Издавна я узнал из откровений Твоих, что Ты утвердил их на век. Воззри на уничижение мое и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. Рассуди дело 1602 мое и избавь меня, ради слова Твоего даруй мне жизнь. Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили. Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему даруй мне жизнь. Много у меня гонителей и притеснителей, но от откровений Твоих я не уклонился. Видел я неразумных и сокрушался 1603 , что слов Твоих они не хранили. Зри, как я возлюбил заповеди Твои, Господи! По милости Твоей даруй мне жизнь. Начало слов Твоих – истина, и вечны все суды правды Твоей. Князья преследовали меня без вины, а слов Твоих боялось сердце мое. Я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу. Неправду возненавидел я и возгнушался, а закон Твой возлюбил. Седмикратно днем я хвалил Тебя за праведные суды Твои. Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Ожидал я спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. Хранила душа моя откровения Твои и сильно возлюбила их. Сохранил я заповеди Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою, Господи. Да приблизится моление мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, вразуми меня. Да войдет прошение 1604 мое к Тебе, Господи, по слову Твоему, избавь меня. Издадут 1605 уста мои песнь, когда научишь меня уставам Твоим. Возвестит язык мой слова 1606 Твои, ибо все заповеди Твои правда. Да будет рука Твоя во спасение мне, ибо заповеди Твои я возлюбил. Возжелал я спасения Твоего, Господи, и закон Твой – поучение мое. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне 1607 Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. 1526 Стоящему в тексте слав. пер. в путь нет соответствия в греч. и лат. тт., там ν δ – соответствует в слав. Библии подстрочному чт. в пути. 1529 Так переведено у преосв. Порфирия и в синод. пер., слав. дабы – греч. φελον; «речение дабы употреблено вместо о если бы» (Афан. Вел.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010