«Он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:26) — так заканчивает Он описание второго. Тема вражды не сходит с уст Божиих: «Только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой» (Иов. 40:14), «возьмет ли кто его... и проколет ли ему нос багром?» (Иов. 40:19), «клади на него руку твою и помни о борьбе...» (Иов. 40:27) и т.п. Здесь Бог уже не полновластный хозяин и не благой попечитель. Его роль другая, и какова она — с первого взгляда не разобрать. Но есть одно место в этой речи, которое, словно ключ от заветного ларца, раскрывает нам вдруг все ее прикровенное богатство.    Описание чудовищ предваряется следующим обращением Господа к Иову:     «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой,     обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога?     И можешь ли возгреметь голосом, как Он?     Укрась же себя величием и славою,     облекись в блеск и великолепие.     Излей ярость гнева твоего,     посмотри на все гордое, и смири его.     Взгляни на всех высокомерных, и унизь их,     и сокруши нечестивых на местах их.     Зарой всех их в землю,     и лица их покрой тьмою.     Тогда и Я признаю,    При беглом знакомстве с книгой Иова эти стихи могут и не показаться странными. Господь продолжает смирять гордеца Иова, в качестве приема используя вызов к борьбе. Но тот, кто читал книгу внимательно, сразу уловит несоответствие последней фразы процитированного отрывка всему развитию действия. Если бы Иов когда-нибудь порывался сам себя спасти или хоть как-то, пусть неявно, выражал веру в могущество человека, в способность человечества собственными силами, без Бога, устроить свою жизнь на земле, тогда все, действительно, было бы просто. Но Иов говорил как раз обратное: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями», он «убегает как тень» (Иов. 14:1—2), жизнь его — «дуновение», редеет и уходит, как облако (Иов. 7:7—9). Где уж тут горьковское «человек звучит гордо»! Иов более всего далек от гуманистического самовозвеличивания, от желания доказать Богу, что его — Иова — десница «может спасать» его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Особенно трудна борьба у человъка с дьяволом , как врагом самым сильным, искусным, хитрым, а главное невидимым. Вот почему и апостол заповедует всем нам, христианам, ввиду всего этого, бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Спаситель, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Так должно смотреть на наше пребывание в сем мире; такому взгляду научает нас, слово Божие и Св. Церковь . Согласно такому взгляду и верованию большая часть годового времени назначена Св. Церковью служить для нас, временем плача и сетования о грехах, временем борьбы, духовного упражнения нашего в добродетельной жизни. Но преимущественно для этой цели установлена Св. Церковью Святая и Великая четыредесятница или так называемый «Великий Пост» со всеми его столь глубоко трогательными и высоконазидательными молитвами, песнопениями и церковными службами. Как Господь наш Иисус Христос перед Своим вступлением на открытое служение роду человеческому 40 дней и 40 ночей провел в посте и молитве, так ныне православные христиане, по Его примеру, желая достойно приготовить себя к празднику Св. Пасхи, великому и торжественному дню воспоминания славного воскресения Победителя ада и смерти, проводят 40 дней в посте и молитве. Пост святой четыредесятницы, по установлению Св. Церкви, состоит в совершенном воздержании от пищи и пития в продолжение дня и вкушении их в самом умеренном количестве вечером; вкушать при этом можно только пищу, состоящую в сухоядении и при том постную. Но истинное провождение поста не ограничивается только воздержанием от пищи. Памятуя слова Спасителя, что не то сквернит человека, что входит внутрь, а исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:18–23 ), – памятуя эти слова, Св. Церковь заповедует сохранять не только пост телесный, но главнее всего – пост духовный: «Братия, постяся телом, будем поститься и духом» – внушает она своим чадам в одной из церковных песней Великого поста, – «развяжем всякое сплетение лжи, уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб, и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа великой милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Сотворив человека, Бог наделяет его правом нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт 2. 19-20). Дав человеку право нарекать имена тварям, Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином, ибо назвать имя к.-л. существа, в понимании Библии, означает овладеть им. Для себя животные остаются неназванными, но слово человека нарекает им имена, и т. о. человек управляет ими, находясь на более высоком уровне. По словам свт. Иоанна Златоуста , имена нарекаются человеком для того, «чтобы в наречении имен виден был знак владычества». Свт. Иоанн ссылается на обычай людей при покупке рабов менять им имя, «так и Бог,- говорит он,- заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 14. 5). Кроме того, право нарекать имена указывает на способность человека прозревать в суть вещей и тем самым уподобляться Богу и участвовать в божественном творчестве. По словам Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие» ( Basil. Seleuc. Or. 2//PG. 85. Col. 40-41). Борьба Иакова с ангелом. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Борьба Иакова с ангелом. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В ВЗ многократно говорится о наречении имени тем или иным людям. При этом нарекаемое имя может указывать либо на будущую судьбу, либо на основные свойства, либо на обстоятельства рождения его носителя, либо на желание нарекающего видеть в человеке те или иные качества. Адам называет свою жену Евой (евр. «жизнь»), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт 3. 20); Ламех называет своего сына Ноем («утешитель»), «сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли» (Быт 5. 29); детям Исаака и Ревекки наречены имена: одному Исав («волосатый»), поскольку он вышел на свет красный и косматый, другому Иаков («запинатель»), поскольку вышел, держась за пяту брата своего Исава (Быт 25. 25-26).

http://pravenc.ru/text/389525.html

Трудно определить ясно, когда началось знакомство Господа Иисуса с этим семейством. У евангелиста Луки читаем: «В продолжение пути пришел Господь Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у ней была сестра именем Мария» и т. д. ( Лк.10:38 и далее). Что дело идет здесь о Лазаревых сестрах – очевидно. Но жили ли они в Вифании или в другом каком селении приняли Его – об этом никакой основательной догадки сделать нельзя. Также нельзя точно определить и времени, к которому относится этот рассказ евангелиста. Перед тем он сказал: «когда приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» ( Лк.9:51 ), значит, это было в последнее Его путешествие из Галилеи в Иудею. A далее он говорит о хитрости Ирода удалить Господа Иисуса из Галилеи ( Лк.13:31 ); значит, дело было ранее. Но когда бы дело ни происходило, то, по крайней мере, не подлежит сомнению, что Господь Иисус знал это семейство еще прежде случая, о котором рассказывает евангелист, и что оно было вполне достойно Его любви ( Ин.11:3 ). Марфа приняла Его в дом свой, но, недовольная, что сестра предоставила ей одной хлопоты об угощении, обратилась к Господу Иисусу с самой искренней короткостью ( Лк.10:40 ), а в ответе Господа Иисуса выразилось не только знание – лично их, но даже и свойств их ( Лк.10:40, 41 ); следовательно, знакомство их началось не с этого раза, о котором рассказывает евангелист. Что ж до личных свойств сестер, то в случае, рассказанном евангелистом, они выразились совершенно ясно. Марфа была личность добрая, радушная, безгранично-усердная и гостеприимная, но не особенно далекая в разумении истин божественных ( Лк.10:41–42 ; ср. Ин.11:39–40 ); Мария была сосредоточеннее, со стремлениями к жизни внутренней, к удовлетворению потребностей души. Когда Марфа вся отдавалась заботливости об угощении, Мария, сидя у ног Иисусовых, предавалась вся слушанию Его беседы, с забвением своих хозяйственных обязанностей. Но при различных свойствах обе сестры сходились в одном – в искренней преданности к Господу Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

10 .   Но это Христос говорит Иуде, а ропщущему фарисею говорит так: «Симон! Я имею нечто сказать тебе» ( Лк.7;40 ). О неизреченная радость! О несказанное человеколюбие! Бог беседует с человеком и предлагает образ и правило человеколюбия, обезоруживая его лукавство. Ибо говорит: «Симон! Я имею нечто сказать тебе. Имею сказать то, что никому из древних не говорил, ни патриарху, ни пророку, ни законодателю. Ибо тогда, требуя справедливости, Я взыскивал око за око, зуб за зуб ( Ис.21:24 ). Но так как вы не можете снести справедливости, Я вместо закона ввожу благодать, скажу тебе неизреченную тайну». Он говорит: «Скажи, Учитель!». И Иисус ему: У одного заимодавца было два должника ( Лк.7:40–41 ). Смотри, какова премудрость Божия: молчит о женщине, чтобы не повредить ответу. Один, – говорит, – должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят ( Лк.7:41 ). Страшно объяснять это. Жизнь наша – список, невидимо записывающий и помыслы, и дела, и блуждания глаз, и движения души. Но человеколюбивый Заимодавец устраняет страх, разрывая рукописания греха, причем не только разрывая, но также смывает их водами крещения, чтобы даже след от буквы или слога не оставался напоминанием о прошлых грехах. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим ( Лк.7:42 ). Увидел ты человеколюбивого Заимодавца, как он дает взаймы и обратно не забирает? И хотя с ним поступили несправедливо, он не цепенел, но рука его простерта к просящим? Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Простил тем, кто не имел, но не тем, кто не хотел, потому что одно – не иметь, а другое – не хотеть. Я говорю о том, что Бог ничего от нас не ищет, кроме покаяния, поэтому желает, чтобы мы всегда радовались и прибегали к покаянию. Если, когда мы хотим покаяться, множество согрешений покажет, что наше покаяние неуместно, мы не выплатим должного не потому, что не желаем, а потому, что не имеем. Вот поэтому говорит: но как они не имели, – показывая, что Он, видя их желание через покаяние отдать долг и неспособность из-за множества согрешений, как Человеколюбец простил им, освободив должников от уплаты не по делам, а по произволению. Итак, поскольку они не имели чем заплатить, не подвергнув бичеванию, ни пытке, не предавая насилию, Он простил обоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

122 Meyer’s: Komment. üb. d. N. T. Εν. Matth. Вот сам текст гл. 5 ев. Мф.: Ст. 38. «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб ( Исх. 21, 24 ). 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 40. И кто захочет судиться с тобой, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. 41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев. 19, 17, 18 )». Для определения правильного контекста этих стихов, особенно ст. 42-го, ср. по Евангелию от Луки: гл. 6, ст. 34–35. 123 Указание на Ев. Лк. 6:34–35 ст. по поводу связи ст. 42, 5 гл. Мф. у Stier’a: d. Reden d. Hern Jesu. 3 Aufl. 1865. S: 175–176. Сопоставление ст. 42, 5 гл. Мф. с Лк. 6:34–35 находится в синоптических таблицах Bunsen’a, Sevin’a u Tischendorf’a. Некоторые комментаторы указывают другую связь ст. 42 с 41 в 5 гл. Мф. Так Тн. Scott говорит: «Под различными предлогами могут быть некоторые неразумные требования от учеников Христовых, касающиеся разнообразных занятий, как общественных, так и частных, но если бывает требование, например – продолжать путь на милю дальше, чем нужно, то, конечно, лучше идти, нежели ссориться из-за того, – лучше давать и ссужать тем, кто неприязненно требует, чем отказывать с жестокостью или видимым самолюбием (selfishness), и тем более давать и ссужать там, где есть нужда, – в виду доброго дела. Само собою, очевидно, что при более широком применении этой заповеди в отношении к ближним должны быть допущены многие и большие ограничения». Commentary on the holy Bible. U. V: New Test. p. 22–23. 124 См. издания H. Зав. В. Walton’a: Biblia sacra Polyglotte; Stier’ und Theile: Polyglotten-Bibel; Tischendorf’a: Novum Testamentum graece; u Poly: Synopsis Londinensis in Nov. Testamentum. 133 См. изложение содержания Нагорной беседы в логической последовательности, например: у Ците. Киев. 1866. Рус. пер. Орды. Стр. 149–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. (Сии гласом возопиют: оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею, возмятется вода морская). Кого постигнет проклятие Божие, а вместе с ним разорение и плен те голос возвысят, будут громко рыдать в отчаянии, не видя ни где для себя спасения (ст.4–6), как плачут при безвозвратной потери родителей и всего дорогого. А те, которые, по милости Божией, останутся на благословенной земле своих праотцов, столь же громко возрадуются с явлением «славы Божией», т.е. при открытии на земле суда Божия, при обнаружении правды Божией, при сокрушении нечестивой власти всемогуществом Господа Вседержителя, на Которого уповали эти «оставшиеся» благочестивые люди (ст.16,21–23; ср.гл.35:1–2). Тогда будут восклицать с моря. Приточный образ речи. Как при сильной буре на море возмущается вода, и воздымаются высочайшие волны; так и при откровении славного суда Божия над народами произойдет смятение, разрушение и опустошение не только на суше, но и на островах морских; и здесь, при всеобщем волнении, разрушится прежний порядок жизни (ст.15; ср.гл.19:1–2 и др., 23:5–6,11). 15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. (Сего ради слава Господня во островех будет морских, имя Господне прославлено будет). Откровение «Славы Господа» в дивных делах Его суда над народами будет и «на островах», в особенности на островах Средиземного моря, жители которых находились в близких взаимных отношениях с приморскими городами (Тир, Сидон и др.). И через это тем более прославится имя Господа на островах морских, что судьба этих островов, как и других стран, возвещается наперед через пророка от имени Господа, Бога Израилева, вслух всех народов, стран и островов, на пространстве всей вселенной (ст.1,21; ср.гл.41:1–2,5; 49:1,7–9 и мн.др.), так что, когда настанет время предопределенного суда и он совершится, то тем очевиднее будет великая слава имени Божия (гл.40:5–8; 41:20–29 и мн. др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

25. Дела всякой плоти явны перед Ним, и ничто не скрыто от очей Его; 26. от века и до века Он видит все, и есть ли границы для спасения Его? Нет для Него малого или ничтожного, и нет дивного или тяжелого для Него. 27. Нельзя сказать: «к чему это?» ибо все сотворено для своей надобности. 28. Благословение Его разливается, как Нил, и как Евфрат напояет землю; 29. также и гнев Его истребляет народы и превращает в солончаки землю, обильную водой. 30. Пути Его гладки для праведных, для нечестивых же они полны претыканий. 31. Доброе Он от начала определил для добрых, для злых же – как доброе, так и злое. 32. Главное из всех потребностей жизни человека: вода, и огонь, и железо, и соль, и тук пшеницы, и молоко, и мед, и кровь гроздов, и елей, и одежда. 33. Все это для добрых служит во благо, для злых же обращается во зло. 34. Есть ветры, созданные для наказания, и в ярости своей они передвигают горы; 35. во время гибели изливают они силу свою и утоляют гнев Создателя своего. 36. Огонь, и град, и голод, и мор, – и они сотворены для наказания; 37. хищные звери, и скорпионы, и змеи, и меч отмщения – на погибель нечестивых. 38. Все они сотворены для своей надобности и соблюдаются в хранилище до времени своего; когда же Он дает им повеление, они радуются, и в предназначенном для них не противятся слову Его. 39. Посему от начала я был твердо уверен, и обдумал, и положил в писании: 40. Дела Господни – все прекрасны, всякую нужду удовлетворяют они в свое время, 41. нельзя сказать: «это хуже того», ибо все превосходно в свое время. 42. И так ликуйте всем сердцем и устами и хвалите имя Господне! Одушевленный величием служения мудреца, служения, которому и сам он отдал свою жизнь (39:1–14, ср. 24:32–37), бен-Сира призывает своих учеников и читателей его книги прославить Господа за все дела Его (39:15–20), так как все дела Господни прекрасны, мудры и праведны, и нет между ними ни одного, в целесообразности которого можно было бы сомневаться. Добрые и полезные для человека явления сотворенного Господом мира служат для награды праведников; грешники же и от этих добрых сил природы терпят вред, пользуясь ими не по надле­жащему, а кроме того, есть и такие действия промысла Божия, которые служат исключительно для наказания грешников, и, следовательно, и они вполне целесообразны (39:21–41). «Итак, воспойте сердцем и устами и благословите имя Господне», – заключает премудрый свой воодушевлен­ный призыв (39:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

2 . Израильтяне и их начальники предали И. Христа на смерть по неведению. Таково убеждение ап. Петра ( Деян.3:17 ). После этого было бы весьма естественно встретить в евангелии Петровом слова Распятого: «Отче! прости им; ибо не знают, что делают». Но они читаются в евангелии от Луки (23:34). Вообще история страданий Христовых если и не представляет важных препятствий к отождествлению евангелия Петрова с евангелием от Марка, то во всяком случае не представляет данных и в пользу этого отождествления. Д. Деян.10:40 . «Сего (Иисуса) Бог воскресил в третий день, и дал ему являться (δωκεν ατν μφανη γενσθαι text. rec.=сделаться явным) 41. не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (οτινες συνεφγομεν κα συνεπομεν ατφ μετ τ ναστηναι ατν κ νεκρν). Весь вопрос относительно точного смысла этого слова заключается в том, к какому предложению следует отнести слова: «по воскресении Его». Если отнести их к предложению: «дал Ему являться», то слова: «которые ели и пили с Ним» будут иметь тот же смысл, что и Деян.1:21 ; если же отнести слова: «по воскресении Его» к непосредственно предшествующему предложению,– что представляется более естественным, – то слова «которые пили и ели с Ним» будут иметь значение одного из тех «многих верных доказательств» ( Деян.1:3 ), которыми Воскресший удостоверил действительность Своего воскресения. Подобные 1106 описываемому ап. Петром факты упоминаются в Лк.24:41–43 и Ин.21:12–15 , но евангелие от Марка о них умалчивает. Вообще нельзя категорически утверждать ни того, что ев. Марка согласно, ни того, что оно не согласно в данном пункте с проповедью ап. Петра. Е. 42. «И Он велел наи проповедывать людям, что Он есть определенный от Бога судия живых и мертвых». Если это повеление Господь дал, – как, по-видимому, следует заключить из контекста,– по воскресении Своем из мертвых, то оно (повеление) опущено во всех евангелиях. Ж. 1Пет.3:22 . (Иисус Христос), «восшедши на небо, пребывает одесную Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

31 Цитируется по Вульгате (лат. Vulgata versio – «общепринятая, общедоступная версия») — латинскому переводу Священного Писания, восходящему к трудам Блаженного Иеронима (ок. 345–420). В русском синодальном переводе этот стих звучит так: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны». 32 Бармицва (ивр. буквально – «сын заповеди») — термин, применяющийся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком религиозного совершеннолетия. 33 Арии — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. 34 Брахма (санскр.) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одной из ипостасей «брахманической троицы» Тримурти. Вишну и Шива вытеснили Брахму с главенствующего места, сами же они были объявлены тождественными друг другу, хотя в действительности их культы остались раздельными. Согласно мифу, касты произошли от разных частей тела Брахмы: из уст его вышли брахманы, из рук были сотворены кшатрии, из бедер – вайшьи, из ног – шудры. 35 Веды (санскр. — «знание», «учение») — сборник древнейших индуистских священных текстов (ок. XVI–X век до Рождества Христова). 36 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ( Мф.8:26 ; Мк.4:39 ; Лк.8:24 ). 37 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань ( Мк.5:41 ). 38 Вáйшьи (санскр.) – «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости касты, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков. 39 Шýдры — представители четвертой касты, слуги. Шудрам запрещалось изучение Вед. 40 Бýдда Шáкьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»; 563–483 до Рождества Христова) — духовный учитель, основатель буддизма, живший в северовосточной части Индийского субконтинента. Создатель учения «Четырех Благородных Истин». 41 Сутра (санскр. — «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, а впоследствии – своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания и почти все религиознофилософские учения Древней Индии. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в них часто используются притчи. В буддизме сутры построены в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, Бодхисаттвы или патриарха с учениками), в которых излагаются основы учения.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010