лит-ры (Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту еп. Новгородскому//Тр. и летописи ОИДР. 1828. Ч. 4. Кн. 1. С. 122-129) и др. Также он поддержал идею археографического обследования рус. мон-рей, содержавшуюся в докладе Строева «О средствах удобнейших и скорейших к открытию памятников отечественной истории и об успешнейшем способе обрабатывать оные», прочитанном в 1823 г. (Там же. С. 277-301). Строев предложил организовать археографические экспедиции по России (тогда его программа принята не была, но впосл. легла в основу деятельности Археографической комиссии). Первоначально ОИДР существовало на частные пожертвования, однако при активной поддержке своего председателя, гр. Строганова, 29 апр. 1837 г. оно получило статус и наименование «императорское» (2 ПСЗ. Т. 12. 10264. С. 333), а также ежегодное финансирование в 5 тыс. р. ( Фролова. 2011. С. 147). С того же года по инициативе гр. Строганова члены ОИДР начали выпуск нового периодического изд. «Русский исторический сборник» (1837-1844. Т. 1-7). В 1846-1848 и 1858-1918 гг. издавались «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» (ЧОИДР; в 1858-1917 - 4 выпуска в год; всего вышло 264 книги, содержавшие свыше 4 тыс. публикаций, исследований и материалов, преимущественно по древнему и средневековому периодам русской истории, истории Русской Церкви, а также по истории слав. земель). В 40-х гг. XIX в. установилась и регулярность проведения заседаний об-ва. Так, в 1846-1848 гг. состоялось 23 заседания, к каждому из к-рых выходила новая книга ЧОИДР. В окт. 1848 г. министр народного просвещения гр. С. С. Уваров запретил выпуск ЧОИДР после опубликования в них перевода Дж. Флетчера «О государстве Русском» (1848. 1. С. 1-106 (изъята цензурой из тома)), содержавшего критику политической и церковной жизни Русского гос-ва в кон. XVI в. Секретарь ОИДР Бодянский за допущенную публикацию был переведен в Казанский ун-т, состоялись перевыборы председателя и секретаря общества. Вместо ЧОИДР в 1849-1857 гг. выходил «Временник ОИДР» (опубл. 25 книг). При этом деятельность общества на нек-рое время стала менее активной. В 1857 г., с возвращением к руководству ОИДР гр. Строганова и Бодянского, в деятельности об-ва наметился подъем, был возобновлен выпуск ЧОИДР. С 1866 г. традиционной стала практика чтения научных докладов на заседаниях. Первым из них стало выступление председателя Виленской комиссии по разбору древних актов П. А. Бессонова , рассказавшего об исторических трудах этой комиссии. За 1866-1876 гг. на годичных, ординарных и чрезвычайных собраниях было прочитано 20 сообщений (заседания не были публичными, присутствовать на них могли только члены об-ва).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

XVI 19 - XVIII 23). В Риме рядом с гробницами М. были возведены монументальные базилики, служившие усыпальницами; в надписях IV-V вв. неоднократно упоминается о покупке могил и о погребении усопших поблизости от гробниц М. Многочисленные захоронения ad sanctos были обнаружены при раскопках и в др. городах Римской империи (см.: Delehaye. Origines. P. 131-137; Duval. 1988). Мученичество св. Феклы. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 10v) Мученичество св. Феклы. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 10v) Чудодейственная сила, исходившая от гробниц М., привлекала паломников; мн. христ. авторы говорили о явлениях М. и об исцелениях по молитве к ним. Так, по словам Илария Пиктавийского, «чтимые кости» изгоняли демонов и излечивали болезни (напр.: Hilar. Pict. Contr. Const. 8; ср.: Serapion of Thmuis. Against the Manichees/Ed. R. P. Casey. Camb. (Mass.), 1931. P. 34; Basil. Magn. Hom. 23. 1//PG. 31. Col. 589-592; см.: Delehaye. Origines. P. 118-131). Согласно Кириллу Иерусалимскому, в мощах святых пребывала таинственная сила наподобие остатка души ( Cyr. Hieros. Catech. XVIII 16); об отпечатке, к-рый душа человека оставляет на телесных останках, говорится в стихотворной эпитафии IV-V вв. из Рима (linquunt namque suis animae uestigia membris/et miscent meritum corpora mensque eorum - ICUR. N.S. T. 7. N 18944). По мнению Виктриция Ротомагского (Руанского), тела М., как и их души, являются частью мистического тела Церкви ( Victr. Rothom. De laud. SS. 7). Получили распространение сказания о чудесах, к-рые произошли по молитвам к М.; самый ранний сборник описаний чудес на лат. языке - «Чудеса св. Стефана», составленные Эводием из Узалиса в 20-х гг. V в. (CPL, N 391) (cp.: Aug. De civ. Dei. XXII 8); на греч. языке - «Чудеса св. Феклы» (BHG, N 1717-1718) (40-е гг. V в.). В то же время активно развивалась лит-ра о М.; в IV-V вв. создавалось все больше агиографических сказаний, в к-рых недостаток достоверных сведений восполнялся домыслами, шаблонными мотивами и образами. Когда воспоминания о реальных обстоятельствах гонений на христиан были утрачены, сказания о М. приобрели фантастический характер. Так, ни одни из многочисленных «Страстей» рим. М., составленных между кон. IV и VII в., не содержат достоверных данных о событиях I - нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

29. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 145. 30. Подробнее жизнеописание Поцея см.: Левицкий О. Ипатий Потей, киевский униатский митрополит//Памятники русской старины в западных губерниях. Т. 8. СПб., 1885. С. 342-347; Трипольский Н. Униатский митрополит Ипатий Потей. Киев, 1878. 31. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 149. 32. Русская историческая библиотека. Т. 7. СПб., 1882 (Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 111-168. 33. Там же. 34. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 56, 63. 35. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины события/Отв. Ред. Флоря Б. Н. М., 1996. С. С. 137-139. 36. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 149. 37. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 146. 38. Там же. С. 146-147. 39. См. комментарий 230 к: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. М., 1996. С. 479-480. 40. Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 10. Киев, 1904. 203. 41. Только к этим иерархам обращается в своей речи на соборе представитель Гедеона Балобана — см.: Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 50. 42. Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 149. 43. Там же. С. 147-150. 44. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 53. Анализ документа см.: Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003. С. 159-163. 45. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 54. 46. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 55. 47. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 57. 48. Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1851. Т. 4. 56.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Согласно различным определениям, предлагаемым лингвистами, наиболее распространенным разговорным языком на территории М. к. был молдав. субдиалект северодунайского диалекта румын. языка, или молдав. диалект (говор) румын. языка. В славянской письменности в качестве лингвонима для него использовались названия «волошский», «влашский». С появлением письменности на данном языке (XVI в.) молдав. книжники (митр. Молдавский свт. Варлаам (Моцок) , летописец Мирон Костин , молдавский господарь Дмитрий Кантемир) использовали при его обозначении глоттоним «румынский язык», а также, в значении диалекта или говора, название «молдавский язык»: напр., Костин и Кантемир, рассуждая об общности румынского языка, выделяли некоторые фонетические особенности молдав. говора. Разработка румынского литературного языка прошла ряд этапов. В XVII-XVIII вв. началось становление литературной нормы языка, наиболее значительным явлением стал перевод Библии на румынский язык, выполненный молдавскими (Н. Г. Спафарий и др.) и валашскими книжниками (Бухарестская Библия. 1688). В конце данного периода, когда язык называли также старорумынским, трансильванские просветители разработали первые грамматики. В процессе модернизации румынского языка столкнулись 2 противоборствующих течения (латинизирующее язык и основывающееся на разговорном языке с учетом письменной традиции); в 1840-1860 гг. прошла 1-я фаза становления современного лит. языка, в это время на территории М. к. лингвоним «румынский язык» прочно закрепился за понятием лит. нормы, а понятие «молдавский язык» использовали для обозначения разговорного диалекта (говора). В письменности применялся кириллический алфавит, переход на латиницу был осуществлен в 30-х гг. XIX в., прошел через фазу т. н. смешанного алфавита (30-40-е гг. XIX в.) и завершился в 1860-1862 гг., когда на территории объединенных М. к. и Унгро-Влахийского княжества были созданы единые правила орфографии румын. языка ( Калужняцкий. 1915. С. 2; Лухт, Нарумов. 2001. С. 576-579; Турилов. 2005). История. Образование М. к.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ермолай-Еразм Ермолай-Еразм, сам называвший себя «многогрешным», один из лучших древнерусских писателей и публицистов. Литературное творчество его относится к 40—60-м гг. XVI в. В 40-е гг. был священником в Пскове, затем служил протопопом дворцового собора Спаса на Бору в Москве. В 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма. По-видимому, был привлечен к литературной работе митрополитом Макарием, который развил тогда большую культурную деятельность: в частности создание Великих Четьи-Миней. По-видимому, именно для них Ермолай-Еразм создал свою знаменитую «Повесть о Петре и Февронии», которая впрочем была отвергнута из-за принадлежности скорее к художественной литературе нежели к агиографической. Из его произведений можно отметить еще «Повесть о рязанском епископе Василии» — короткую, но блестяще выстроенную повесть. Из публицистике известна его «Правительница», в которой изложена программа государственных  реформ, основанных на началах христианской любви (основной мыслью было облегчение участи крестьян). Ему принадлежит также «Книга о Троице» — полемическое сочинение на триадологические темы, что выдает в Ермолае высокую образованность. Вообще, как и для художественных произведений Ермолая, так и для публицистики характерен, как сказали бы в прошлом веке, «гуманизм»: христианская любовь, интерес к «человеческой» стороне деле, к «мирскому», сочувствие социальным низам, укоры «сильным мира сего». Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/erm...

В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия). Французские протестанты получили название гугенотов . К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны. Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы . Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов . Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи . Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д " Обинье . Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского. Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562–1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции. Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589–1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVI и особенно в XVII в. столкнулась с рядом демографических, экономических, социальных и политических проблем. Воспитывавшийся в Нидерландах испан. король управлял страной авторитарными методами, пренебрегал традициями И. и сохранявшимися средневек. привилегиями провинций, городов и корпораций (ремесленных, торговых и проч.). На высшие должности, в т. ч. церковные, он назначал своих фаворитов (часто фламандцев по происхождению), демонстративно пренебрегал мнением испан. кортесов, резко увеличил налоги и использовал собранные суммы не для нужд страны, а в целях имперской политики. Действия короля стали причиной восстаний: Комунерос в Кастилии (1520-1521) и Херманий (Жерманий) в Валенсии (1520-1522) и на Балеарских о-вах (1521-1523); в восстаниях принимали участие представители дворянства (включая аристократию), католич. духовенства, ремесленников и крестьян. Направленность восстаний против усиления королевской власти приобрела характер апелляции к средневек. традициям. После подавления мятежей королевская власть в И. усилилась, а баланс социальных сил изменился в пользу дворянства. И. много сделала для осуществления Великих географических открытий, оказав наряду с Португалией большое влияние на последующее развитие Лат. Америки. В свою очередь колонизация Америки имела важные последствия для развития И.: приобретение огромных рынков сбыта и источников сырья и драгоценных металлов способствовало в 1-й пол. XVI в. экономическому росту; в нек-рых отраслях хозяйства появились черты капиталистических отношений (эта тенденция не получила развития). С 20-х и особенно с 40-х гг. XVI в., когда в И. стало поступать серебро из рудников Мексики и Перу (Потоси), королевской власти необходимо было организовать добычу и доставку серебра (т. н. серебряные флоты), а интерес к развитию испан. экономики падал. Большое внимание уделялось христианизации индейцев, созданию и развитию в Новом Свете структур католич. Церкви. В 1508 г. кор. Фердинанд V (II) получил от папы Римского Юлия II право выдвигать кандидатов на церковные должности (прежде всего епископские) во всех амер.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Расширение круга агиографического и исторического чтения в XVI в. повлияло на возникновение Ж. и. др. св. воинов. Многочисленные Ж. и. посвящены вмч. Никите (Никите-бесогону), их сюжеты основаны как на каноническом, так и на апокрифическом Житии святого: иконы из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (кон. XVI в., ГИМ), из ц. вмч. Никиты в Ярославле (2-я пол. XVI в., ЯИАМЗ), из Никитского придела ц. свт. Леонтия Ростовского в Угличе (2-я пол. XVI в., МИХМ); в среднике иногда изображали «Побиение св. Никитой беса» (напр., икона 1-й пол. XVI в., ГТГ) (см.: Саенкова Е. М. О нек-рых русских житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174). Житийные иконы вмч. Феодора Стратилата в основном являются храмовыми и происходят из посвященных ему церквей и приделов: из ц. Феодора Стратилата на Ручью (30-40-е гг. XVI в., НГОМЗ), из собора Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (сер. XVI в., ПЗИХМЗ). Реже встречаются образы вмч. Мины, напр. икона из Воскресенского Горицкого мон-ря (2-я пол. XVI в., ЧерМО), рама с навершием из ц. Богоматери Одигитрии дер. М. Шалга Каргопольского р-на (2-я пол. XVII в., АМИИ), икона кон. XVII в. (ГРМ). Прославление рус. воинов, как правило св. князей, не сопровождалось развитием их житийной иконографии. Самый ранний житийный образ св. Александра Невского, происходящий из кремлевской ц. св. Александра Невского (ГИМ, собор Покрова на Рву), был написан на рубеже XVI и XVII вв. и оставался уникальным вплоть до Нового времени. Огненное восхождение прор. Илии, с житием. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) Огненное восхождение прор. Илии, с житием. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (АМИИ) От XVI в. сохранились Ж. и. св. жен: вмц. Варвары (икона из Варваринской ц. в Переславле-Залесском, сер. XVI в., ПЗИХМЗ) и вмц. Екатерины (икона 40-х гг. XVI в., частное собрание; икона из деревянной ц. вмц. Екатерины Успенского Горицкого мон-ря, 2-я пол. XVI в., КБМЗ, икона 2-й пол. XVI в., ГТГ). В количественном отношении преобладали Ж. и. вмц. Параскевы, в которых была объединена агиография неск. мучениц с этим именем (иконы из Покровской ц. дер. Заклинье Лужского у. С.-Петербургской губ., сер. XVI в., ПИАМ; из собрания П. Д. Корина, сер. XVI в., ГТГ; 2-й пол. XVI в., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/182315.html

7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1414 (л. 48 об. – 57) – первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком с перечеркнутой ножкой – типа Брике, 8666 (1466–1483 гг.). 8) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 295 об. – 304) – 20-е годы XVI в. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Р – Брике, 1828 (1523–1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной – Брике, 1482 (1522–1527 гг.). 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 659 (л. 100–110 об.) – 20–30-е годы XVI в. Почерк игумена Иосифо-Во-локоламского монастыря Нифонта Кормилицына (1522–1543 гг.). 10) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 654 (л. 20–44 об.) – вторая четверть XVI в. 11) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 670 (л. 469 об. – 477 об.) – вторая четверть XVI в. 12) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1448 (л. 130–136 об.) – 30–40-е годы XVI в. Филиграни: Единорог – Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1050 (1530–1545 гг.). 13) Центральная научная библиотека Академии наук Украины, Собр. Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине, 29 (л. 172 об. – 183) – 40-е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 14) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 788 (л. 102 об. – 116 об.) – сер. XVI в. Сборник в целом виде собран во второй половине XVI в. в Троице-Сергиевом монастыре: Оглавление сборника писано тем же почерком, что и Оглавление сборника Троиц. 630. По нижнему полю первых листов запись: «Дал сию книгу Арефа Тръмосовъ старець Троицкои съборнои к великому Богоявлению в манастырь, на Москве, Троицкого манастыря». Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове лилия – Брике, 12759 (1546 г.). 15) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 183–188 об.) – сер. XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 16) Санкт-Петербургское отделение Института Российской истории Российской Академии наук, ф. 115 (Колл. рукописных книг), 155 (л. 252–263 об.) – сер. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1414 (л. 48 об. — 57) — первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком с перечеркнутой ножкой — типа Брике, 8666 (1466—1483 гг.). 8) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 895 (л. 295 об. — 304) — 20–е годы XVI в. Филиграни: Щит с тремя лилиями под короной, под щитом литера Р — Брике, 1828 (1523—1529 гг.); Щит с тремя полосами под короной — Брике, 1482 (1522—1527 гг.). 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 659 (л. 100—110 об.) — 20—30–е годы XVI в. Почерк игумена Иосифо–Во–локоламского монастыря Нифонта Кормилицына (1522—1543 гг.). 10) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 654 (л. 20—44 об.) — вторая четверть XVI в. 11) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 670 (л. 469 об. — 477 об.) — вторая четверть XVI в. 12) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 130—136 об.) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг.). 13) Центральная научная библиотека Академии наук Украины, Собр. Историко–филологического института кн. Безбородко в Нежине, 29 (л. 172 об. — 183) — 40–е годы XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 14) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 788 (л. 102 об. — 116 об.) — сер. XVI в. Сборник в целом виде собран во второй половине XVI в. в Троице–Сергиевом монастыре: Оглавление сборника писано тем же почерком, что и Оглавление сборника Троиц. 630. По нижнему полю первых листов запись: «Дал сию книгу Арефа Тръмосовъ старець Троицкои съборнои к великому Богоявлению в манастырь, на Москв, Троицкого манастыря». Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове лилия — Брике, 12759 (1546 г.). 15) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 50 (л. 183—188 об.) — сер. XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 16) Санкт–Петербургское отделение Института Российской истории Российской Академии наук, ф. 115 (Колл. рукописных книг), 155 (л. 252—263 об.) — сер. XVI в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010