144 ГРМ, инв. ДРТ-233. Под 1555 г. он значится по Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 8 об. (см. о нем: Лебедева 1956. С. 54–56). 145 Покров «Авраамий Ростовский» (Ростово-Ярославский музей, инв. 921/849) в начале XIX в. был набит на южные двери иконостаса ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1980 г. реставрирован (см. о нем: Сиякин 1988. С. 160–161, кат. 331, ил. с. 161. Автор, на наш взгляд, не вполне правомерно сравнивает его с покровом «Никита Переславский»). О покрове «Леонтий Ростовский» (тот же музей, инв. 922/752) см.: Пуцко 1980/1981. С. 58–60, рис. 5. 148 Переславский музей, инв. 1687. Возможно, вклад хоругви был связан с рождением у Марии Темрюковны в 1563 г. сына Василия (род. 21 марта, ум. 3 мая). 152 Стороны хоругви разъединены. Новгородский музей, инв. 6145/1987 и 6146/1988 (см.: Свирин 1963. С. 122–124; Маясова 1971 (1). С. 30–31, ил. 50; Маясова 1971 (3). С. 121–122). 154 Хранится в Покровском соборе старообрядческого Рогожского кладбища (см.: Борин 1915. С. 70; Маясова 1971 (3). С. 20–121). 163 См. иконы дионисиевского чина из Ферапонтова монастыря (Антонова, Мнева 1963. Т. 1, ил. 217). Иконографический тип преподобного Зосимы похож на святого Власия на иконе XV в. из Петрозаводского музея (см.: Смирнова 1964. С. 110, рис. 56). Примечательно, что другие произведения, выполненные в это время в Новодевичьем монастыре, имеют совершенно иной характер, нежели упомянутые покровы (см.: Маясова 1973 (2). С. 137–147). 164 У царицы Ирины Федоровны в июне 1592 г. родился единственный ребенок – дочь Феодосия, но в начале декабря 1593 г. она умерла. 168 Сергиево-Посадский музей, инв. 401 (см.: Там же. С. 130). На покрове нет вкладной надписи. Монастырское предание относит его к вкладу 1610 г. царя Василия Шуйского. Однако по характеру шитья покров следует считать работой царской мастерской 1580-х гг. 169 Новгородский музей, инв. 1620 (см.: Маясова 1960 (1). С. 63–64; а также: Маясова 1976. С. 40–41, ил. 1). 170 Музей «Покровский собор», ими. (см.: Маясова 1976. С. 45–46, ИЛ.3:4). О «двойном покрове», вложенном в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Ивановичем в 1592 г., но выполненном при участии мастериц Евфросинии в 1569 г., см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Н.Н. Померанцевым, Е.И. Силиным и П.Д. Барановским из Соловецкого монастыря. Так, в музей попали большая плащаница Акулины Петровны Бутурлиной 1704 г. (кат. 151), несколько ее покровцов (кат. 160–162), пять покровов с изображением Зосимы и Савватия вв. (кат. 35, 36,58,157,158) и две замечательные хоругви середины XVI в. (кат. 22 – хоругвь Евфросинии Старицкой и кат. 23, 24 – разъединенные стороны хоругви старца Исаака Шахова). По-видимому, еще в 1652 г. в Успенский собор были перенесены из Соловецкого монастыря вместе с мощами митрополита Филиппа два покрова с его изображением (кат. 102, 103) 49 . Из костромских монастырей в музей поступили в основном вклады боярина Дмитрия Ивановича Годунова – пелены и покровцы (кат. 39–42, 44–47), среди них – плащаница (кат. 38) и один из наиболее значительных памятников собрания – пелена «Троица в деяниях» 1593 г. (кат. 43). Среди поступивших из Владимира и Суздаля произведений интересны несколько пелен с изображением Богоматери, составляющих единую группу и, вероятно, вышитых в суздальском Покровском монастыре (кат. 11, 25, 26, 28–32). К сожалению, не всегда бывает возможно определить первоначальное местонахождение предмета. Наиболее точные указания содержатся обычно во вкладных надписях или в самом изображении (покров на гроб определенного святого). В церковных книгах описания, как правило, краткие и не всегда дают возможность идентифицировать с ними сохранившиеся произведения. Передаточные акты также мало помогают исследователю, так как они часто фиксируют промежуточное бытование вещи. Так, из костромских монастырей вещи пришли через Костромской краеведческий музей, а из владимирских и суздальских – через Владимирский музей. Опись же Оружейной палаты, составленная в 1914–1930 гг., отмечает, что большинство тканей поступило в музей из Патриаршей ризницы 50 . Митрополичья, с конца XVI в. – Патриаршая, а с начала XVIII в. – Синодальная ризница, превратившаяся с середины XIX в. в своего рода музей, в разные годы вобрала в себя многие предметы из кремлевских соборных ризниц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И музей, как память о предках, память живая, воплощенная в музейном творчестве, ведет к воскрешению: музей воспитывает, музей – школа. Музей – действительная литургия оглашенных. Как богословие – родословие, так храм небесный – храм земной, кладбищенский. Но музейное творчество – художественное воскрешение предков! Как перейти от художественного к действительному воскрешению, к литургии верных. Музейное творчество воплощает в себе полноту знания, чувства и воли, и в этой полноте лишь подобие действительного воскрешения. Музейное творчество не выводит из мipa подобий, а лишь зовет к образу, к жизни. Где же предел, где же имманентного воскрешения, если в самых глубинах обряда-проекта наличен разрыв мысли и дела, подобия и образа? Как регуляция внутренняя косвенно зависит от регуляции внешней, так музейное творчество зависит от познания природы. Музейное творчество – начало регуляции внутренней; а так как основная рознь – рознь человека и природы, то все человечество, как субъект музейного сыновнего творчества, ждет избавления от победы над природой, от знания природы. Но натуралистическое истолкование психократии, как мы видели, не решает психологической задачи, не ведет нас от логического к бытийному, от идеального к реальному, от художественного к действительному. У Федорова храм-музей становится проектом системы естественнонаучного знания. Остается тайна единства души и тела, регуляции внешней и внутренней, тайна имманентного воскрешения. Но эта тайна не отвечает на вопросы души чувствующей действительность смерти и жаждущей действительная воскрешения. Храм-музей лишь овеществляет жажду жизни, но не утоляет ее. Как художественный проект, храм-музей еще ярче выражает требования духовного, а не естественно-природного, таинства, а не тайны, храма – Тела Христова, а не музея-кладбища… —310— Итак, вместе с Федоровым, мы пришли к тайне плоти, к тайне естественного воскрешения сынами человеческими своих отцов и братьев: имманентное воскрешение, по основному своему устремлению, по характеру полноты естественного знания и излучает какой-то мистический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Дата открытия выставки, 7 ноября, наверняка была выбрана не случайно? — Не только дата, но и место проведения выставки. Изначально была идея провести ее на церковной площадке, например в Храме Христа Спасителя. Но мы поняли, что для такого проекта целесообразнее выбрать другое пространство. У нас было много разных вариантов, нам предложили Государственный исторический музей, где мы делали выставку пять лет назад, еще несколько известных московских музеев. Но мы остановили свой выбор именно на Музее современной истории России, поскольку это бывший Музей революции. Дата открытия выставки — 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции, родилась сама собой. И получилось всё довольно символично. — Как на инициативу университета отреагировали в самом музее? — Руководство музея оказалось весьма заинтересовано в нашем проекте. Дело в том, что в конце 2011 года была инициирована программа увековечивания памяти жертв политических репрессий и Музей современной истории России был выбран главной музейной организацией в рамках реализация этой программы. Поэтому здесь наша выставка попала в русло деятельности музея. Этот проект оказался важен и для позиционирования самого музея. Не секрет, что его до сих пор все называют Музеем революции, да и постоянная экспозиция мало изменилась со времен Советского Союза. Тем временем музей давно сменил вывеску и посвящен современной истории России, которая гораздо шире истории СССР. Поэтому включение в экспозицию церковной истории весьма значимо. История Церкви — это часть современной истории. Мы не должны ее вырезать из истории страны или редуцировать до совершенно абсурдных форм, как это нередко бывает. Важно напоминать, что современная история немыслима без истории Церкви, поскольку Церковь неотделима от общества. — Получается, что желание работать над организацией подобной выставки было обоюдным? — Да, здесь получилось совпадение интересов. Кроме того, в фондах музея хранится множество интереснейших экспонатов, которые не нашли места в постоянной экспозиции и поэтому мало известны. Наша совместная выставка дала возможность музею показать свои богатые фонды. Но не только Музей современной истории участвует в этом проекте. Экспонаты для выставки предоставили ведущие государственные и ведомственные архивы, Государственный исторический музей, Государственный музей политической истории России в Петербурге, региональные музеи, а также церковные структуры: многие епархии, музеи, монастыри, храмы, частные лица, которые хранят вещи, связанные с их родственниками, пережившими репрессии в ХХ веке. Выставка является, на мой взгляд, примером положительного опыта сотрудничества светских и церковных институтов в рамках единого проекта, имеющего большое воспитательное, историческое и политическое значение.

http://e-vestnik.ru/history/vystavka_pre...

Утро последнего дня пребывания в Константинополе мы посвятили обозрению музеев. Музеев в Константинополе три. Музей оружия – в бывшей церкви св. Ирины, где происходил 2-ой вселенский собор. В этот музей доступ возможен только с разрешения самого султана и требует много хлопот. Далее – музей янычар, в котором собрана коллекция чучел, представляющих собою старинную одежду и вооружение янычар. На осмотр этого музея у нас не хватало времени, да и он сам, по словам Преосвященного, посетившего его в первый приезд в Константинополь, не представляет ничего особенно интересного. Гораздо интереснее третий музей, музей древностей, собранных из всех стран востока, прилегающих к Средиземному морю, т.е. из тех стран, в которых совершалась древняя история. Музей древностей находится в Стамбуле, в двух зданиях – старом и новом. В саду, примыкающем к музею, много древних гробниц и скульптурных изображений греческих богов, но всё это в страшном запустении: гробницы заросли травою, боги – с отбитыми носами. Внутри музей несколько благоустроеннее и содержится опрятно. Здесь собрана довольно богатая коллекция образцов скульптуры и керамики греков, есть прекрасные статуи греческих богов, много мумий и скульптурных изображений древнего Египта; среди них прекрасно сохранившийся в течение нескольких тысячелетий скелет египетского царя Тибинета, помещенный под стеклом. Есть очень древние находки, покрытые куническими клинообразными письменами, которые мы, не без успеха, пробовали разбирать. Но более всего обращают на себя внимание в музее древние греческие саркофаги, – особенно один из них, чудной работы, известный под именем саркофага Александра Македонского. Громадный бело-мраморный саркофаг прекрасно —713— сохранился. С четырех сторон он украшен высеченными из мрамора горельефами, изображающими сцены из жизни умершего: охоты, пиры, битвы. Изящество отделки и оригинальность замысла, тонкий художественный вкус делают этот древний саркофаг образцом совершенства. Мраморные миниатюрные фигуры людей и животных на саркофаге кажутся живыми. Живший несколько тысяч лет тому назад творец этого саркофага не только прекрасно знал анатомию, но и был величайшим художником, способным вдохнуть жизнь в холодный мрамор. Изображения людей дышат жизненностью; они индивидуальны, лица вполне выражают те мысли и чувства, какие соответствуют окружающей обстановке; вообще художественности работы в праве позавидовать любой современный скульптор. Есть в музее и отдел христианских древностей: иконы, кресты и пр., но очень не велик для древней Византии. В общем наличность музея, принимая во внимание историческое значение древней Византии и мест, прилегающих к Мраморному, Ионическому и Средиземному морям, могла бы быть значительно богаче, чем теперь. Но сравнительная бедность его находит отчасти объяснение в том, что турки только в последнее время стали несколько интересоваться археологией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Барнаул. 2-я премия - «...Более, чем художник...»: к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского» Екатеринбургский музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург. 3-я премия - «Афганская баллада» Тольяттинский краеведческий музей. Специальная премия «Духовный подвижник» - «Сергий Радонежский. К 700-летию со дня рождения» Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург. Специальная премия «Хранители» - «Жизнь, посвященная дворцу...» Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село», Санкт-Петербург, г. Пушкин (проект посвящен заслуженному архитектору России А.А. Кедринскому). Специальная премия «Ратоборцы» - «Творцы паритета» Северодвинский городской краеведческий музей (проект посвящен ракетчикам, корабелам, и подводникам, которые создавали ракетно-ядерный щит СССР ). Специальная премия «Творцы» - «М.Н. Чернышевский - хранитель, просветитель, летописец» Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, г. Саратов. Специальная премия «Земляки» - «Творец жизни Духа» Краеведческий центр «Дом Няна» Няндомского центра культуры и спорта, Архангельская обл. (проект посвящен святому великомученику митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (Казанскому). Специальная премия «Собиратели» - «Слава вам, шагнувшим в бессмертие!» Музей гимназии имени Подольских курсантов, г. Климовск, Московская область (проект создания кластера памяти Подольских курсантов на Родине увековечивания героев). В награждении и поздравлении лауреатов премии участвовали - вице-губернатор Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов, епископ Царскосельский Маркелл, генеральный директор ОАО «Талион» А.И. Ебралидзе, председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичев; член-корреспондент РАН, советник РАН Николай Скатов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов, критик Валентина Ефимовская, главные редактора журнала «О, Русская земля» Марина Ганичева, издательства «Ихтиос» Сергей Котькало, директор Государственного музея А.С.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

Паломничество в Антирелигиозный музей О том, где все-таки находились мощи преподобного Серафима после того, как были вывезены в Москву, пишет историк и краевед из Сарова Валентин Степашкин (один из авторитетных исследователей жизни саровского старца, благодаря трудам которого был установлен точный год рождения Прохора Мошнина, в монашестве Серафима). В выпущенном им в серии «Жизнь замечательных людей» жизнеописании преподобного Серафима историк рассказывает, что весной 1927 года, когда мощи оказались в Мос­кве, Центральный государственный антирелигиозный музей только значился в проектах. В одном из архивов Степашкин обнаруживает запись, что мощи поместили сначала на по­дворье Серафимо-Дивеевского монастыря, а когда в стенах соборного храма закрытого Страстного монастыря открыли Антирелигиозный музей, мощи перенесли туда. Историк приводит интересные документы, свидетельствующие, что музей пользовался большой популярностью в первые годы своей работы, что его посетило немалое количество людей. Приходили не из праздного любопытства, а чтобы поклониться мощам преподобного Серафима. То есть в Антирелигиозный музей начинается настоящее паломничество. В 1937 году постройки монастыря были снесены в связи с начавшейся реконструкцией улицы Горького, и музей переехал в закрытый для богослужений Никольский храм в Новой Слободе на Долгоруковской улице. С началом войны здание музея передается под общежитие бойцов местной ПВО. Фонды музея законсервированы, и их судьба во время войны неизвестна. На этом след святых мощей терялся. После окончания войны музей так и не возобновил свою работу и был присоединен к ленинградскому Музею истории религии, который располагался в здании Казанского собора. Как выяснилось спустя много десятилетий, мощи саровского старца вместе с музейными экспонатами переехали в Ленинград и уже не выставлялись, а хранились в запасниках. Кто укрыл святыню в Казанском соборе Ленинграда, неизвестно. Только в музейных фондах она не значилась. Возможно, это и спасло ее, поскольку в документах 1920 года говорилось, что мощи изъяты для «уничтожения или помещения в музей».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-haч. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва 1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля 1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств 2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех 1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в. Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в. Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 3 июня, 2022 7 апреля, 2022

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-vsex-...

Самые ранние сохранившиеся фронтали относятся к XII в. Главные центры их производства находились в Каталонии, 3 крупнейшие мастерские по производству фронталей были расположены в Ла-Сеу-д " Уржель, Вике и Риполе. Ранние фронтали имеют 3-частную композицию с главным образом в центре; как правило, там изображалась композиция «Maiestas Domini» или реже «Maiestas Mariae», как и в апсидах храмов в эпоху романики. Примером может служить группа фронталей, выполненных в 1-й пол. XII в. в мастерской в Ла-Сеу-д " Уржель. В середине центральной панели «Фронталя из Ла-Сеу-д " Уржель» (или «Фронталя апостолов», 2-я четв. XII в., Музей Каталонии) - двойная мандорла с фигурой Иисуса Христа, по сторонам - 2 группы апостолов. Эта же схема - во фронтале из ц. Сен-Мартен-д " Икс (каталон. Сан-Марти-д " Иш) близ Бур-Мадам (каталон. Гингета-д " Иш), Франция (Музей Каталонии), с той разницей, что в сцены с апостолами введен фрагмент из Жития вмч. Мартина - покровителя церкви. Этот пример дополнения 3-частной схемы отдельными сценами или фигурами не единичен. Напр., в композиции могут включаться изображения мученичеств святых, как на фронталях из капеллы Сан-Кирзе в Дурро (пров. Льейда; сер. XII в., Музей Каталонии) и из ц. Санта-Маргарида в Виласека (кон. XII в., Музей диоцеза в Вике), или сцены детства Иисуса Христа, дополняющие главное изображение Богоматери с Младенцем на троне, как на фронтале из ц. Санта-Мария в Авье (пров. Льейда; 1200, Музей Каталонии); на фронтале из мон-ря Сан-Садурни-де-Тавернолес в Ансерале (пров. Льейда; 2-я пол. XII в., Музей Каталонии), на всех 4 боковых поверхностях представлены фигуры стоящих епископов. Живопись фронталей XII в. находилась в русле стилистических тенденций своего времени. Ей присущи романская мощь и повышенная выразительность, яркие цветовые контрасты. Ок. 1200 г. на Европу оказало влияние визант. искусство, которое вызвало изменения в трактовке фигур, смягчение цветовой гаммы и нек-рые иконографические новшества, что можно видеть на фронталях из ц. Сант-Андреу-де-Балтарга (пров. Льейда; ок. 1200, Музей Каталонии) и в ц. Санта-Мария в Авье.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Спецобъект " Склады МГБ " в Бутове ЖМП 3 март 2020 /  3 января 2020 г. 12:48 В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру " РУССКАЯ ГОЛГОФА " ЖДЕТ ЭКСПОНАТОВ ИЗ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ О ПОДВИГЕ СВЯТЫХ И ПРОСТЫХ ВЕРУЮЩИХ По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-bepcuя «Как нам кажется, этот музей следует посвятить не только новомученикам и исповедникам, но стоянию за веру как историческому феномену всей советской эпохи, — считает настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа. — Его экспозиции должны рассказать обо всех жертвах большевистского режима — от прославленных в лике святых церковных иерархов до рядовых прихожан, сохранивших православную веру в те страшные десятилетия и донесших ее огонек до нас». Пока государственные органы только подступаются к мысли о создании музея, в Бутове на средства президентского гранта уже ведется работа над его концепцией. «Мы мыслим этот проект не как музей истории Церкви ХХ века, но как музей подвига и исповедничества. Крайне своевременно высказанная главой государства идея — редкий шанс объединить рассказывающие о подвижниках веры советской эпохи региональные музейно-выставочные начинания, подняв их на высокий общероссийский уровень, — считает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

http://e-vestnik.ru/society/butovo_russk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010