Трудно определить ясно, когда началось знакомство Господа Иисуса с этим семейством. У евангелиста Луки читаем: «В продолжение пути пришел Господь Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у ней была сестра именем Мария» и т. д. ( Лк.10:38 и далее). Что дело идет здесь о Лазаревых сестрах – очевидно. Но жили ли они в Вифании или в другом каком селении приняли Его – об этом никакой основательной догадки сделать нельзя. Также нельзя точно определить и времени, к которому относится этот рассказ евангелиста. Перед тем он сказал: «когда приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим» ( Лк.9:51 ), значит, это было в последнее Его путешествие из Галилеи в Иудею. A далее он говорит о хитрости Ирода удалить Господа Иисуса из Галилеи ( Лк.13:31 ); значит, дело было ранее. Но когда бы дело ни происходило, то, по крайней мере, не подлежит сомнению, что Господь Иисус знал это семейство еще прежде случая, о котором рассказывает евангелист, и что оно было вполне достойно Его любви ( Ин.11:3 ). Марфа приняла Его в дом свой, но, недовольная, что сестра предоставила ей одной хлопоты об угощении, обратилась к Господу Иисусу с самой искренней короткостью ( Лк.10:40 ), а в ответе Господа Иисуса выразилось не только знание – лично их, но даже и свойств их ( Лк.10:40, 41 ); следовательно, знакомство их началось не с этого раза, о котором рассказывает евангелист. Что ж до личных свойств сестер, то в случае, рассказанном евангелистом, они выразились совершенно ясно. Марфа была личность добрая, радушная, безгранично-усердная и гостеприимная, но не особенно далекая в разумении истин божественных ( Лк.10:41–42 ; ср. Ин.11:39–40 ); Мария была сосредоточеннее, со стремлениями к жизни внутренней, к удовлетворению потребностей души. Когда Марфа вся отдавалась заботливости об угощении, Мария, сидя у ног Иисусовых, предавалась вся слушанию Его беседы, с забвением своих хозяйственных обязанностей. Но при различных свойствах обе сестры сходились в одном – в искренней преданности к Господу Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

22); ему было обещано, что в его сердце будет возжжен «светильник разума, который не угаснет» (3 Езд 14. 25). Через нек-рое время Ездре была подана «полная чаша... которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню», после того, как выпил из этой чаши, он ощутил в сердце своем разум, а в груди - мудрость (3 Езд 14. 38-40). Нек-рые ученые ( Stone. 1990. P. 120) видят в этом описании параллель с потреблением «книжного свитка» прор. Иезекиилем (Иез 2. 8 - 3. 3); то, что дарование вдохновения представлено в виде чаши с водой, связано, возможно, с влиянием эллинистического концепта «божественного опьянения» ( Philo. De ebrietate. 146-148). В др. описаниях получения откровения Ездра проходит 2 стадии: «смущение» от забот или «помышлений сердца» (3 Езд 3. 1; 5. 21; 6. 36; 9. 27), после к-рого происходит «возбуждение духа» (в синодальном переводе - «возмутился дух мой» - 3 Езд 3. 3), «воспламенение духа» (3 Езд 6. 37) и «отверзение уст» (3 Езд 9. 28). Суд Божий ожидающий людей в конце времен, является центральной темой 2-го видения Ездры. В начале видения Ездра отвечает ангелу: «Внутренность моя мучает меня всякий час, когда я стараюсь постигнуть путь Всевышнего и исследовать хотя часть суда Его» (3 Езд 5. 34). При этом суд (iudicium) Божий, вероятно, понимается здесь как синоним «пути Всевышнего» (semita Altissimi), т. е. деятельности Бога по отношению к миру ( Stone. 1990. P. 149). Далее Ездре возвещается от имени Бога, что он не может познать ни суд (в Вульгате - iudicium; в синодальном переводе - «познать судеб Моих»), ни предел любви, к-рую Бог обещал своему народу (3 Езд 5. 40). На вопрос Ездры о буд. участи поколений, живших прежде и после него, Бог говорит: «...венцу уподоблю Я суд Мой» (3 Езд 5. 42); по мнению исследователей, речь здесь идет уже о «Божием эсхатологическом суде» ( Stone. 1990. P. 149; Keulers. 1922. P. 160-171). Аналогичным образом можно толковать слова о суде, о «дне суда» в др. местах книги (dies iudicii; напр., 3 Езд 7. 104 по тексту Вульгаты).

http://pravenc.ru/text/189579.html

В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день ( первого месяца – Исх. 12: 1–11) ), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430=4092 году от С.Ч. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4)=4608 году от С.Ч. Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.). В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3=20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского » (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама , а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С. Ахав воцарился: после Иеровоама (22 года), Навата (2), Вааса (24), Ила (2), Замврия (7 дней), Амврия (12) и Фамния (6, одновременно с Амврием) ; в 38-й год Асы (см.: 3 Цар. 16: 29), то есть в (19.5±0.5)+(37.5±0.5)= 57(±1) год. Иосафат воцарился: в 4-й год Ахава (см.: 3 Цар. 22: 41–42) – (57±1)+(3.5±0.5)=60.5(±1.5); после Асы (41) – (19.5±0.5)+41= 60.5(±0.5) . Иорам воцарился: после Ахава (22) и Охозии (2) ; в 18-й год Иосафата (см.: 4 Цар. 3: 1) – (60.5±0.5)+(17.5±0.5)= 78(±1) . Ииуй убил Охозию и Иорама (см.: 4 Цар. 9: 23–28) и воцарились: Гофелия после Иосафата (25), Иорама (8) и Охозии (1) и Ииуй после Иорама (12) в (78±1)+12= 90(±1) году от Р.Ц.С.

http://pravoslavie.ru/89460.html

Мк.1:2 . как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. ( Мал.3:1 ). Мк.1:3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис.40:3 ). Пророки – это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее ( 2Пет.1:21 ). У пророков. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии. Се Аз (вот Я) посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит (который приготовит) путь Твой пред Тобою. Это – слова пророка Малахии об Иоанне Предтече ( Мал.3:1 ), их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос ( Мф.11:10 ). Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии. Глас вопиющего в пустыни и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе ( Ис.40:3 ), их относит к себе сам Иоанн ( Ин.1:23 ). В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос , явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Мессии своего. Выражения: Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой, и глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте (правы творите) стези (Ему) Его, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги. Приготовьте путь Господу, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя; прямыми сделайте стези Его, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. Мф.3:3 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ответ Бога на молитву звучит в Ис 65-66. Восстановление храма угодно Богу только в том случае, если люди верны Его заповедям. Самому Богу храм не нужен. Весь мир - Его храм (66. 1-4). Господь отвергает упреки в молчании и объясняет, что беды народа - это справедливый суд за совершенные культовые преступления (65. 1-7). Возрождение, которое предвозвещает Господь, не ограничится избранными. Его цель - преображенный мир, новая тварь, новое небо и новая земля, Царство Божие. Существующему миру Господь противопоставляет новую землю и новое небо, все прежнее «уже не будет воспоминаемо». В Ис 65. 8-16а и 66. 1-6, 14б - 17 описаны те, к кому обращен ответ Бога: «рабы» и «избранные» Господа отделены от тех, кто оставил Господа и уклонился в идолопоклонство (ср.: 57. 3 слл., 7 слл.; 65. 3-7). В Ис 66. 7-14 те, к кому обращено обетование (65. 16б - 25),- это «сыны Сиона» (ср.: Ис 49-54; 60-62). Наконец, говорится, что разделение между праведниками и грешниками не только произойдет в Израиле, но в согласии с обетованием о творении новой земли и нового неба совершится во время всеобщего Суда над «всякой плотью» (66. 16, 18-24; ср.: 40. 5; 49. 26), и народы поклонятся Господу (ср.: 56. 2-8).. К. В. Неклюдов И. п. к. в библейской и межзаветной литературе В Ветхом Завете В 2 Пар 32. 32 говорится о видении прор. Исаии, автор, очевидно, знаком с содержанием рассказа Ис 36-39 (ср.: 4 Цар). И. п. к. упоминается в «гимне отцам» в Книге Иисуса, сына Сирахова, когда речь идет о царе Езекии (Сир 48. 17-25), при этом не только говорится о пророчествах Исаии (Ис 36-38), но и описаны эсхатологические видения глав 24-27 и 45-55. Букв. заимствование из Ис 3. 10 LXX имеется в Прем 2. 12. К этим немногим очевидным ссылкам иногда добавляют формальные или тематические соответствия из лит-ры премудрости. Так, Прем 3. 13 («Блаженна неплодная неосквернившаяся... она получит плод при воздаянии святых душ») напоминает Ис 54. 1 («Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа...»). Прем 3. 14, возможно, развивает мысль Ис 56. 4-5. Точно так же Сир 36. 11-12, судя по всему, соотносится с Ис 49. 4-6, Сир 36. 17 - с Ис 52. 10 или 45. 22 ( Beentjes. 1989). И. п. к. упоминается в др. пророческих книгах. Стих Мал 3. 1 («Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною...») близок к Ис 40. 3 («Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему») (ср.: Мк 1. 2, где оба стиха объединены именем Исаии). Последовательность обетований Зах 12. 10-13. 1 совпадает с последовательностью обетований 4-го гимна Раба Господня. Этот ряд примеров можно продолжить. Ветхозаветные апокрифы

http://pravenc.ru/text/674802.html

Иудейские иудеи на празднике Обновления Слышат и отвергают Иисуса а: 10:40–12:11 Женщины. Марфа и Мария Веруют в Иисуса Иисус: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» Марфа: «знаю, что воскреснет... в последний день» 10:40–12:11 а: 12:12–50 Вход Господень в Иерусалим «Благословен грядущий во имя Господне» 12:12–50 b: 13–17 Прощальная беседа Рождение свыше Об «отсутствии и присутствии» А: с: 18–19 Иудейская Пасха. Разрушение (тела) и восстание (Церкви) b». 20:1–18 а: 209–21:24 Женщина у гроба: Мария Об «отсутствии и присутствии» Иисус и апостолы у моря Галилейского О последнем пришествии Иисуса Петру. «Паси овец Моих " 20:1–18 20:19–21:24 20 (2) 21 (1) Приложения 3 Пролог как оглавление для основной части Евангелия, разделенной на 21 секвенцию 546 . 1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. – секв. 1 (1:19–1:51): Иисус и Иоанн, призвание учеников. 2. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. – секв. 2 (2:1–12): Чудо на браке в Кане. 3. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. – секв. 3(2:13–25): Иисус бросает вызов людям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». 4. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. – секв. 4 (3:1–21): Иисус просвещает Никодима. 5. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел , чтобы свидетельствовать о Свете. – секв. 5 (3:22–4:3): Последнее свидетельство Иоанна. 6. Был Свет истинный. – секв. 6 (4:4–38): Иисус просвещает самарянку. 7. Который просвещает всякого человека. – секв. 7 (4:39–43): Большое число самарян уверовало по слову Его. 8. Приходящего в мир. – секв. 8 (4:46–52): Вера царедворца. 9. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. – секв. 9 (5:1–47): Неверие иудеев. 10. Пришел к своим, и свои Его не приняли. – секв. 10 (6:1–15): Иисус насыщает народ, а затем, когда они, не понимая его миссию, пытаются нечаянно взять и сделать Его царем, удаляется от них. 11. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые от Бога родились. – секв. 11 (6:16–21): Ученики принимают Иисуса в лодку.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Вдовы пользовались особой заботой со стороны первой христ. общины (Деян 6. 1; 9. 39-41). Ап. Павел не видит препятствий к тому, чтобы вдова христианка вступала во 2-й брак, молодой вдове он даже ввиду опасности искушений прямо советует это делать (1 Тим 5. 14-15), в то же время апостол считает предпочтительным, чтобы вдовы оставались безбрачными, если могут понести такой подвиг: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор 7. 8-9); «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор 7. 39-40). Эти слова ап. Павла легли в основу брачного права Церкви относительно второбрачия вдов. Церковь не одобряет 2-й брак, ибо он отступает от евангельского идеала абсолютной моногамии, и видит в нем предосудительную уступку чувственности, однако допускает его. Но вступающий во 2-й брак в соответствии с канонами подвергается епитимии . Согласно 4-му прав. свт. Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два». Ныне эта норма, как, впрочем, и др. канонические нормы, касающиеся прещений, не употребляется буквально. Что же касается вступления вдов и вдовцов, равно как и разведенных, в 3-й брак, то, согласно 50-му прав. свт. Василия Великого, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшия, нежели распутное любодеяние». Следуя учению свт. Василия, Церковь допускает 3-й брак лишь как меньшее, чем открытый блуд, зло, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается расторжения такого брака. При этом 3-й брак дозволяется лишь при наличии определенных условий: возраста до 40 лет и отсутствия детей. Для разрешения на вступление в 3-й брак требуется наличие обоих этих условий. В. после 3-го брака считается уже абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак». А если таковой брак будет заключен фактически, то с т. зр. церковного права он должен считаться недействительным и ничтожным.

http://pravenc.ru/text/149997.html

Евангелист подразумевает слова пророка Исаии, относящиеся не только к личности Предтечи, но и к символике встречи Мессии народом Израилевым 38 . Образ встречи Мессии, обрисованный Исаией, перекликается со смыслом, который вкладывал в понятие покаяния св. Иоанн Креститель — в ветхозаветном смысле «обращения», т.е. радикального поворота человека на его жизненном пути. «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис.40:4 ) — вот что понимает Исаия под приготовлением «пути Господу». Эта символика взята из практики ремонта дорог при путешествии по ним восточных царей 39 и предполагает, что кривые пути будут выпрямлены, все низины засыпаны, а холмы — сточены, поскольку путь готовится для царя и должен быть идеально прямым, ровным и гладким. Скрывающийся за этим образом духовный смысл предполагает, что всякая нечистота, грех и неумеренность — как изъяны на человеческом жизненном пути — должны быть изгнаны из сердец человеческих, для того, чтобы те могли встретиться с Богом 40 . Отсюда смысл призыва Иоанна Крестителя: обратитесь всем сердцем к Богу, искоренив свои недостатки. Из евангельского повествования видно, что учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя и другие элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облечение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяние должно стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желают обратиться: «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

И это потому, что его судьба предусмотрена в предвечном Совете. При посещении Марией Елизаветы «взыграл младенец во чреве ее» ( Лк.1:41 ); он уже пророк и «друг жениха» ( Ин.3:29 ); Ангел Воплощения, он переступает границы времени. Выбор имени Иоанна подчеркивает, что Бог познал Иоанна, как Он познал Иеремию: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» ( Иер.1:5 ); для него нет другого пути, так как он – Вестник. В имени судьба дана в зародыше, потеп est omen [имя есть предзнаменование]. «И ...не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» ( Лк.1:20 ). «И был страх на всех ...что будет младенец сей?» ( Лк.1:65–66 ). Знамения сопутствуют ему, «И рука Господня была с ним» ( Лк.1:66 ); он сам становится этой рукой, перстом Господним, чтобы указать на Него и сказать: «...вот Агнец Божий» ( Ин.1:36 ). Захария ( Лк.1:67–79 ) воспел мессианскую хвалебную песнь. Рождение Иоанна возвещает об имеющем быть рождении Другого. В лице Захарии – священника храм Ветхого Завета преклоняется перед Пришествием этого Другого и приветствует Предтечу – того, кто приходит, чтобы: «Дать уразуметь народу Его спасение» ( Лк.1:77 ), возвестить посещение Востока свыше ( Лк.1:78 ). В богослужебных текстах он именуется «многосветлой звездой солнца», появление которой предшествует Утренней заре. «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.1:80 ), так же как и Другой Младенец: «Младенец же возрастал и укреплялся духом» ( Лк.2:40 ). Линии этих двух судеб пересекутся. «Он был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ), «...был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк.3:2 ). Пребывание в страшных местах предшествует пребыванию там Господа Иисуса Христа, который также «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). Именно в пустыне Иоанн начинает свою проповедь ( Мф.3:1 ), крестит своих учеников ( Мк.1:4 ), и его глас вопиет в пустыне ( Ис.40:3 ). Все его существо откликается на зов пустыни; эта единственная в своем роде величественная фигура являет человека, как бы высушенного и выжженного внутренним пламенем аскетического очищения: «Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Иез.47:3 .  Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. «Когда тот муж пошел на восток». – «Муж», Иез.40.3 . Букв. с евр.: «при выходе мужа на восток»; LXX, читая вместо «бе»,«в» – «ке»,»как», имеют: «якоже исход мужа противу», связывая это с концом 2 ст.: «и се, вода исхождаше от страны десныя, якоже исход мужа противу», т. е. должно быть вода текла так ровно, как идет человек в прямом направлении. – «Шнур», евр. кав, y Иезекииля только здесь, ­­ «льняная веревка» ( Иез.40.3 ) – так как измерения предстояли большие. Измерение потока имеет целью показать, что глубина его увеличивается в строгой постепенности и с полною равномерностью, чем он совершенно не походил на естественные потоки и реки и вполне отвечал как новому храму так и новой св. земле, соразмерности в плане первого и в делении второй. На расстоянии тысячи локтей от храмовой стены поток, едва пробивавшийся из-под стены, доходил уже до лодыжек, евр. " офсаим» – дв. ч. арамеизованного евр. пасим. LXX может быть, видели в выражении таинственный смысл: «и прйде (т. е. ангел, а не пророк; сред. залог вм. причинит. «и повел меня») водою воду оставления» вместо евр. «вода лодыжек»; но αφεσεως, может быть, транскрипция евр. офсаии, представляющего действительно, неупотребляемую нигде форму. Иез.47:4 .  И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. «И повел меня». LXX опять (см. ст. 3) διηλθεν (т. е. ангел, а не пророк), по слав. «и преведе мя». – «Воды было по колено», как и слав. «и взыде вода до колен» – перифраз краткого, как и в ст. 3, евр. «вода колен» (греч. точнее без «взыде»); но «вода» в евр. не в stata consctr, как ранее и дальше, а в st. abs. маим не мей, может быть, потому что, в первой форме выражение означало бы тоже, что у Ис 36.12 «вода ног» (моча). Из «повел меня» LXX образовали сказуемое к вода «и взыде вода». Иез.47:5 .  И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010