Глава 40 Вторая речь Господа. 1–9. Бог правосуден. 10–27. Описание бегемота (10–19) и крокодила (20–27). Иов.40:1 .  И отвечал Господь Иову из бури и сказал: Иов.40:2 .  препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне. Ср. Иов 38.1–3 . Иов.40:3 .  Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Предшествующая речь об устрояющей всеблагой премудрости Божией implicite содержит ту мысль, что Бог не может быть неправосудным. Окончательному выяснению данной истины и посвящается вторая речь Господа. Поэтому она и начинается полным недоумения вопросом: «ты хочешь ниспровергнуть суд Мой?» Настаивая на не заслуженности своих страданий, Иов тем самым обвинял Бога в неправосудии. Но прав ли он в этом? Неужели он может выступить в роли и положении защитника высшей, чем божественная, справедливости? Иов.40:4 .  Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Порицающий и отвергающий Божественное Правосудие, Иов не в состоянии взять на себя заботу об охранении правды среди людей. Чтобы быть правосудным, надо обладать соответствующею силою для защиты правды. И, конечно, у Иова ее нет. У него не такая мышца (ср. Иов 22.8 ) и голос (ср. Иов 37.2 и д.), как Бога, т. е. он не всемогущ (ср. Пс. 28 ). Противоположение бессилия Иова в деле охранения правды божественному всемогуществу в данном отношении представляет несомненное доказательство того, что Бог правосуден. Иов.40:5 .  Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; Иов.40:6 .  излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; Иов.40:7 .  взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; Иов.40:8 .  зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Иов.40:9 .  Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя. Продолжение мысли о неспособности Иова защитить правду и уничтожить зло. Иронический характер речи (ст. 5; ср. Пс 103.1 ) содержит хотя не прямое, но все же довольно ясное указание на то, что Бог управляет миром по законам самой строгой правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Особенности богослужения на праздник 40 мучеников Стихира на стиховне: В песнопениих восхвалим, вернии,/страстотерпцев четыредесять мучеников/и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще:/радуйтеся, страдальцы Христовы,/Исихие, Мелитоне, Ираклие,/Смарагде и Домне,/Евнике, Уале и Вивиане,/Клавдие и Приске./Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне,/Ксанфие, Илиане, Сисиние,/Кирие, Аггие, Аетие и Флавие./Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе,/Александре, Илие и Горгоние,/Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Горгоние./Радуйтеся, Евтихие и Афанасие,/Кирилле и Сакердоне,/Николае и Валерие,/Филоктиме, Севериане и Худие./Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему,/мученицы всечестнии,/Того прилежно молите/спастися верою совершающим всечестную память вашу. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Праздник 40 мучеников всегда попадает на период Великого поста: со вторника 1-й седмицы (при самой поздней Пасхе 25 апреля/8 мая) до понедельника 6-й седмицы (при самой ранней Пасхе 22 марта/4 апреля). В службе 40 мучеников есть стихира, которая поется на «Слава» на стиховне вечерни. В ней перечисляются имена всех 40 святых. Эта стихира не поется, если накануне праздника совершается литургия Преждеосвященных Даров. Если праздник случится в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, то отменяются службы святым Триоди (соответственно службы свт. Григорию Паламе , преп. Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской). Если праздник случится в субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю, то отменяются заупокойные богослужения данных суббот. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник – пятницу 1-й седмицы , то переносится на 1-ю субботу поста (2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг.); если случится в среду 4-й седмицы, то есть в преполовение Великого поста, то переносится на вторник 4-й седмицы (2023, 2028 гг.). Это предписание – одно из наименее понятных широкому кругу. Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста – один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности (как отмечено в статье «Преполовение Пятидесятницы» в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится). Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поминать умерших 61 мин., 08.09.2022 Содержание Как поминать умерших Как правильно поминать умерших? Где лучше поминать усопших? Отличается ли поминовения на 9 день от поминовения на 40 день? Дни поминания умерших Есть особые дни поминания: 3, 9, 40. Уже в день кончины, если человек был крещен, в храме можно подать записку с именем на сорокоуст — поминовение в течении 40 дней. Сугубая молитва, чтение Псалтири в эти дни также важны для спасения и помилования души умершего. Сразу после кончины можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Сама Церковь на каждой Литургии возносит молитвы за усопших. В подтверждение важности молитвы об усопшем, Церковь также установила особые дни поминания: Когда кто-то из наших родственников или близких людей умирает, мы в первую очередь задаемся вопросом: как я могу ему помочь и какая помощь сейчас более всего необходима? Такие вопросы очень правильные. На них совершенно определенно отвечает Церковь. Святые Отцы призывают нас к тому, чтобы мы, разлучившись с человеком, продолжали усердно за него молиться, особенно в первые 40 дней со дня кончины. В эти 40 дней душа несколько раз встречается с Богом, проходит мытарства, знакомится с Адом и Раем и, наконец, проходит частный суд, на котором решается, где она будет ожидать Всеобщего Суда. Молитва — это доказательство любви, самое нужное и важное, что мы можем сделать для умершего. Именно молитва становится тем самым утешением, той нитью, благодаря которой мы можем почувствовать связь с отлучившимся от нас человеком. Спаситель, воскреснув на третий день из мертвых и сокрушив врата ада, сделал возможным наше Воскресение и вечную жизнь. Поэтому смерть не может считаться концом, это лишь переход, мостик в мир иной, где душа продолжает жить, ведь «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). 3 дня Обычно, на 3 день мы прощаемся с дорогим нам человеком, провожаем его, как обычно говорят, «в последний путь». Третий день — день погребения, отсылает нас к тридневному Воскресению Христа и напоминает нам о Всеобщем воскресении. О важности поминовения на 3, 9, 40 дни «в псалмах, чтениях и молитве» говорится в «Апостольских постановлениях» (кн. 8, гл. 42).

http://foma.ru/kak-pominat-umershih.html

главы 40–48 В двадцать пятом году по своем переселении (в четырнадцатом по разрушении Иерусалима), в начале года 1 , в десятый день месяца, пророк перенесен был духом в землю Израилеву, поставлен на высокой горе, на которой было, как бы здание города к югу. И вот человек, которого вид, как бы вид блестящей, полированной меди, с льняной вервию в руке и тростью для измерения, стоит у ворот этого здания. Здание это было, – здание храма. Человек тот повелевает пророку быть внимательным ко всему, что он будет ему показывать; и начинает показывать постепенно все составные части храма, всему делая тщательное измерение. Соответственно тому порядку, в каком показано было пророку все здание храма, он описывает сначала внешний двор (Из.40:5–27), потом внутренний двор (Из.40:28–47), далее, собственно, храм в двух его частях: передней (святое) и задней (святое святых), ближайшую его окружность: притвор, боковые комнаты (Из.40:48–26, Из.41); священные комнаты внутреннего двора (Из.42:1–14); обьем всего здания храма (Из.42:15–20). Из описания видно, что храм, показанный теперь пророку в общем виде и составе имел близкое сходство с храмом Соломоновым, построенным по образцу скинии Моисеевой. Как прежний, так и новый храм окружали два дворца, внутренний для священников и внешний для народа. В стенах обоих дворов, на разных сторонах, были ворота, из которых восточные ворота внешнего двора, как находившиеся на лицевой и передней стороне всего здания, были главные. Но при сходстве того и другого храма в общем виде, и расположении частей, в видении пророка замечаются некоторые отступления в частностях, и именно в измерениях. Таковы измерения величины жертвенника (Из.43:13 и сл.), ширины притвора и боковых комнат (первый двумя локтями более в ширину, последние на один локоть менее), так что здание храма получает в длину круглое число 100, в ширину 50 локтей 2 . И прочие числа также округлены и большей частью приведены во взаимную симметрию (25, 50, 100, 500). По той же симметрии и вход в галлереи храма указан не только на южной стороне, но и на северной (Из.41:11, Сл. 3, Ц. 6, 8). Кроме того, у пророка не упоминается ни о ковчеге завета во святая святых, ни о столе для хлебов предложения во святилище. Последний, кажется, заменяется жертвенником для курений (Из.41:22, Сл. Исх.30:1 и сл. 3 Ц. 6, 20. 22. 7, 28), который называется столом (Из.44:16). Восточная дверь внешнего двора не отверзается ни для кого, кроме князя. Еще одна особенность храма, виденного пророком, – необыкновенная обширность внешнего двора, как бы в соответствие потребностям, многочисленности и религиозной ревности будущих чтителей Иеговы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

3.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Следующая часть с 40 главы и до конца книги иногда называют книгой Утешения. Если до этого преобладали обличения, преобладали грозные и страшные пророчества: о том, что будет распахан Иерусалим, разрушен будет храм, – тут уже звучит утешение, что вернутся изгнанники и что явится царствие Божие: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь Бог ваш» (Ис. 40:1). Если раньше было «куда бить вас?», то теперь говорится: «утешайте народ Мой, – почему? – потому что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся; ...и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:2-5). Здесь мы видим известное пророчество об Иоанне Предтече (и текст этот читается в качестве паремии на службе в его честь 24 февраля), который сам о себе говорил: «Я глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:23; Ис. 40:3). О чем же этот глас? О том, что «всякий дол да наполнится», то есть, все смиренное возвысится, «всякая гора и холм да понизятся», то есть, все гордое будет приведено к смирению, и явится слава Божия. И дальше есть здесь пророчество, о котором я уже говорил. Эти слова – слова о том, что будет ровная дорога, на которой не будет ям и гор, по которой легко идти, тоже относятся и к возвращению иудеев из Вавилона, и к приходу Христа, и о том, что Кир, Персидский царь, вернет народ обратно в его землю и даст указание на восстановление Иерусалима и храма Господня. Это спасение, эта радость, это утешение, оказывается, связано с явлением Некоего раба Господня или Отрока Господнего, о Котором много здесь говорится. Раздел с 42 по 53 главу является важнейшим фрагментом с точки зрения мессианского пророчества не только книги пророка Исаии, но вообще всего Ветхого Завета: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего.., трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на имя его будут уповать народы» (Ис. 42:1-4). Это тоже цитируется в Новом Завете. Для чего Он пришел? «Поставлю Тебя в завет для народа и в свет для язычников». Что мы здесь вспоминаем? Молитву Симеона Богоприимца: «свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля» (Лк. 2:32). «Светом во откровение языков» Христос называется у пророка Исаии, и мы уже видели это прежде, и еще раз это видим: «чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы. Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному... Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде, нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Ис. 42:7-9).

http://sedmitza.ru/lib/text/431438/

Фрагмент о приобщении «Знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» (32–40) преподобного Никиты Стифата и его контекст Источник Аннотация 1 В данной статье анализируется фрагмент о приобщении «знанию и мудрости» в трактате «Об иерархии» (32–40) прп. Никиты Стифата , византийского аскетического писателя XI в., и его предшествующий и последующий контекст. Вслед за своим учителем, прп. Симеоном Новым Богословом , прп. Никита подчеркивает харизматический и духоносный характер подлинного подвижника, который по своему духовному состоянию может оказаться выше епископа. Данное утверждение не стремится ниспровергнуть иерархию или навести иной порядок в Церкви. Скорее, оно является напоминанием и призывом к святости для тех, кто избрал путь монашеского жития. Приобщение «знанию и мудрости» – это особая способность наиболее близких к Богу небесных чинов Херувимов, которые в силу своей особой способности к зрению 2 и стали символом духовного знания и близости к Богу. Фрагмент трактата «Об иерархии» (32–40) оказывается важным примером встречи античной и библейской традиций в XI в. Ключевые слова: мудрость, ведение, небесные силы, Херувимы, монашество, иерархия, епископат, чистота, святость, мера приобщения, глаза, око души. И кому дан ум Христов в слове премудрости, в тех обретается и необуреваемая животворящая мертвенность в знании Бога. Преподобный Никита Стифат . Сотница 2, 20 В сочинениях аскетического греческого автора XI в. прп. Никиты Стифата (XI в.) 3 неоднократно встречается описание того, как подвижник приобщается Божественным «мудрости» и «знанию». Это приобщение описывается не как интеллектуальный процесс, но как результат приближения к идеалу святости и обожения. Лейтмотив приобщения «мудрости» и «знанию» побуждает задуматься о его более широком контексте и конкретных источниках, так или иначе повлиявших на мысль автора. В качестве конкретного материала для исследования выбраны 9 глав из последнего трактата так называемой Трилогии «Об иерархии» (32–40) 4 , где особый акцент делается на том, что представитель низшего чина иерархии, в том числе и монах, может достичь больших «мудрости» и «знания», чем вышестоящие чины. Такое утверждение, с одной стороны, опровергает представления об идеальной иерархии, изложенные в основном открытом источнике Стифата по данному вопросу – в Ареопагитиках 5 , однако подтверждает основные истины христианства о равнодоступности идеала святости для всех. Уяснение контекста данного отрывка позволяет глубже оценить учение о достижении святости прп. Никиты Стифата и его учителя прп. Симеона Нового Богослова в контексте предшествующей библейской, античной и святотеческой традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПЕКАМ Иоанн Пекам [лат. Ioannes (Johannes) Pecham (Peckham)] († 8.12. 1292, манор Мортлейк, графство Суррей, Англия), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев . Жизнь Точные дата и место рождения И. П. неизвестны. Исходя из ряда косвенных свидетельств, исследователи предполагают, что он родился ок. 1230 г., однако эта датировка ненадежна ( Douie. 1952. P. 3). Есть сведения, что детство И. П. прошло близ клюнийского монастыря в Льюисе (ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 3. P. 902); возможно, он был родом из сел. Паткам (ныне в черте г. Брайтон, Великобритания), церковь в к-ром была приписана к этому мон-рю ( Douie. 1952. P. 1-2). И. П. происходил из семьи землевладельцев среднего достатка; известно, что у него были брат Ричард и племянник Уолтер (Ibidem). Возможно, что начальное образование И. П. получил в клюнийском монастыре Льюиса (Ibid. P. 3-4). По его собственному свидетельству, он «с юных лет обучался во Франции» ( Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 3. P. 874), на основании чего исследователи предполагают, что уже в 40-х гг. XIII в. он покинул Англию и приехал в Париж. В то время в Парижском ун-те активно изучались сочинения Аристотеля («Физика», «Метафизика», «Этика»); запреты на их изучение, налагавшиеся в 1-й пол. XIII в. и подкрепленные буллой папы Григория IX (1227-1241) «Parens scientiarum» (Родитель наук), выпущенной в 1231 г. (см.: Chartularium Universitatis Parisiensis. 1889. P. 136-139), после его смерти на практике не выполнялись (ср. статут факультета свободных искусств 1255 г.: Ibid. P. 278). Одним из наиболее известных парижских магистров 40-х гг. XIII в. был Роджер Бэкон († после 1290), у к-рого И. П. мог учиться в течение нек-рого времени. Именно под влиянием Бэкона у И. П. мог пробудиться интерес к естественным наукам, в частности к оптике и физике; в научных и философских сочинениях И. П. несомненно присутствует влияние идей Бэкона, однако это не свидетельствует с определенностью в пользу их знакомства в 40-x гг., поскольку позднее оба принадлежали к францисканской общине Парижа и могли встречаться и общаться в 60-х гг. XIII в.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Глава 12 1–17. Благочестивое направление первой части 40-летнего царствования Иоаса. 17–18. Нашествие на Иерусалим Азаила сирийского. 19–22. Смерть Иоаса. 4Цар.12:1 .  В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. 4Цар.12:2 .  И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай; 4Цар.12:3 .  только высоты не были отменены; народ еще приносил жертвы и курения на высотах. 4Цар.12:4 .  И сказал Иоас священникам: все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро, вносимое за каждую душу по оценке, все серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, 4Цар.12:5 .  пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они поврежденное в храме, везде, где найдется повреждение. ( Евр. 1–6 ). Общие указания о 40-летнем царствовании Иоаса: относительная верность его Иегове не достигала желаемой высоты и чистоты культа, так как, подобно, напр., Асе ( 3Цар.15:14 ) Иоас не решался отменить служение Богу на высотах. Но и это относительное благочестие его продолжалось лишь, пока жив был и руководил Иоаса первосвященник Иодай (ст. 2, евр. 3). После же смерти Иодая Иоас всецело поддался влиянию языческой партии при дворе, допустил введение в Иудейском царстве прежнего идолослужения и был виновником мученической смерти Захарии, сына Иодая, в самом дворе храма ( 2Пар.24:17–22 ). Но первые шаги его правления направлены были к благоустроению церковной жизни, пришедшей в упадок в предшествующие царствования. Так, в видах поддержания благолепия храма, ограбленного Гофолией ( 2Пар.24:7 ), Иоас узаконил, чтобы священники все поступающие в храм денежные приношения употребляли на ремонт храма, именно: 1) подушный оклад от всякого еврея, достигшего 20 лет и поступающего в исчисление ( Исх.30:13 ); 2) выкупные деньги от лиц, посвященных святилищу, вместо действительной их службы при храме ( Исх.27:2 и сл.), равно и выкуп за первородных животных, принадлежащих Иегове; 3) жертвы усердия народа храму ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 40). Вместе с тем царь потребовал от священников и левитов немедленно устроить для указанной цели всенародный сбор и для этого обойти все города иудейские ( 2Пар.24:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лески. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Лесковское, Тобольской губернии, Тюкалинского уезада, Драгунской волости, расположено при озере; ближайший вокзал станция Кочубаево, 60 верст; Почтово-Телеграфная Контора в гор. Тюкалинске, 60 верстах; корреспонденция получается при Драгунском Волостном Правлении. Расстояние от уездного города 60 верст, от Епархиального и от местного Благочинного 120 верст. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, каменная, построена в 1860-1866 годах, частью на средства благотворителя тюкалинского купца Исаака Андреевича Лантратова, частью на средства прихожан; прочна, но не вместительна. Чудотворных и местно чтимых икон нет. Крестные ходы бывают - один на Пасхе, а другой в июне месяце по полям. Приписные деревни: Долгановка - в 12 вер., Королево - в 18 вер., Шипачево - в 13 вер., Черноостровка - в 18 вер., Драгунская - в 15 вер., Утечья - в 25 вер., Назарова - в 17 вер., Черемновка - в 10 вер., Фомиха - в 30 вер., Лебедка - в 40 верстах. Часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для священника и двум псаломщикам дома есть, а для диакона нет. Усадебной земли 3 десятины, пахотной, сенокосной и под лесом 99 десятин, но вся она не удобна. священнику жалования положено 140 руб. в год, диакону жалования нет, псаломщикам по 40 руб. в год; жалование получается от казны. Капиталов причта нет. Капиталы церкви в банковских билетах 1900 рублей, процентов получается 76 руб. в год. В братскую кружку дохода бывает до 900 руб. в год. В Лесковском приходе есть две школы грамоты: одна в деревне Драгунской, с жалованием от казны 36 руб. в год, учитилем в ней состоит крестьянин Николай Лесков, детей в ней учится 5 человек, а вне школы остается до 60 человек; вторая в деревне Утечьей, с жалованием от крестьян по 3 рубля за учебный месяц, учителем в ней состоит солдат Василий Бачин, детей в ней учится 15 человек, а вне школы остается до 40 человек. Населения в приходе: муж. пола 1632, из них раскольников 3, жен. - 1737, из них раскольниц 4; раскольники принадлежат к беспоповской секте; население относится к ним с презрением, а равно и раскольники к православным.

http://sobory.ru/article/?object=52445

«Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы» (Мк. 16:1). Кто такие жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейского городка Магдалы, ту самую, «из которой , — по его же повествованию, Иисус — изгнал седмь бесов» (Мк. 16:9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю «Иакова малаго и Иосии» (Мк. 15:40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самого гроба (Матф. 27:56). В повествовании об этом подвиге ее у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем. Иаков малый, сын ее, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10:3; Мк. 3:18). Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10:2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (Мк.15:40) на распятого Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (Матф. 27:56), то «был а... мать сынов Зеведеевых» . Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. «Бяше же , — говорит он, — Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними» (Лук. 24:10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но «и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих» (Лук. 8:1—3). Итак «Иоанна ... была... жена Хузы; домоправителя Иродова» (Лук. 8:3), человека богатого и почетного и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (Мк.15:40—41), жены, ходившие за Иисусом в Галилеи и служившие Ему, т. е. те самые о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятого Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемые евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2966...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010