Скачать epub pdf 5. 4 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении слуги Капернаумского сотника. Послушание (Мф. 8:5–13) «Страданиями навык послушанию» ( Евр. 5:8 ). В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали историю исцеления Иисусом Христом слуги Капернаумского сотника. Сотником этот человек назывался потому, что командовал сотней солдат, был их начальником, командиром. У него был слуга. И вот этот слуга заболел и жестоко страдал ( Мф. 8:6 ). Сотник пришёл к Христу просить об его исцелении. Когда Спаситель выразил желание прийти к больному, то сотник ответил: Я недостоин этого, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф. 8:8 ). И добавил, что когда я говорю подчинённым: «иди» или «сделай», то они «идут и делают» ( Мф. 8:9 ), и Ты скажи только слово. Тогда Христос сказал окружающим: и в Израиле не нашёл Я такой веры ( Мф. 8:10 ). И вслед за тем заочно исцелил больного слугу, сказав сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе ( Мф. 8:13 ). Братия и сестры! Сотник удивил ( Мф. 8:10 ) Иисуса Христа своим смирением, своей верой в Него и ссылкой на послушание подчинённых начальству. Этой ссылкой сотник хотел сказать: как солдаты находятся в полном, безраздельном послушании у своего начальства, так и у Тебя – Начальника и Владыки жизни и смерти, – находится всё на послушании: Ты только скажи и будет по слову Твоему. Кто и когда среди евреев говорил с Христом языком такого послушания и такой твёрдой веры? Сам Христос ответил, что никогда и никто ( Мф. 8:10 ). А мы, христиане, имеем ли такую же твёрдую веру и такое же послушание Христу, какое имел римский сотник? Христос нам говорит: любите друг друга, а мы не любим, а враждуем. Христос нам говорит: не судите, а мы только и заняты пересудами и сплетнями. Христос говорит: будьте целомудренны и чисты, а мы пребываем в грязи греховной и прелюбодейной. Христос говорит: молитесь, а мы ленимся и тяготимся молитвой. И какую заповедь Христа мы не брали бы, оказалось бы, что мы не выполняем её, т. е. оказалось бы, что мы ни в чём не слушаемся своего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Одна у него ныне цель жизни – это общение с Богом. Смиренным вступает он в купель Крещения, и тут, в купели, совершается чудо: князь прозрел! Недавно гордый, похотливый, эгоистичный и сластолюбивый язычник – вышел из купели Крещения новой тварью во Христе, вышел смиренным рабом Господа Иисуса Христа. Взыскавшему «прежде всего Царствия Божия и Правды его» приложились и величие и слава: он стал «Красным Солнышком», от которого и повела свое начало Святая Русь. Путь св. Владимира – это и наш с вами путь ко Господу. Вот он: всегда и везде исповедовать Христа как Сына Божия, Спасителя мира; за Ним следовать, неся свой жизненный крест и следя за тем, чтобы – как сказано в сегодняшнем евангельском чтении – «око наше было чисто». Око – это наша совесть. Все мы хорошо знаем: чтобы сохранить свою совесть чистой, нужны усилия с нашей стороны; нужно зорко следить, чтобы не увлек нас кто-либо чуждой Христу философией; нужно зорко следить за своими мыслями, за каждым движением нашего сердца. В чистоте ума и сердца, в верности Иисусу Христу да поможет нам Спас Всемилостивый совершать путь нашего земного странствования. Аминь. Неделя 4-я по Пятидесятнице О великом значении веры в жизни человека повествует евангельское чтение, положенное на нынешний день. О спасающей вере говорит и ап. Павел в послании к Римлянам, выдержки из которого слышим мы уже третье воскресенье. Все мы знаем о том, что человек спасается верой, что только в вере достигает человек оправдания своей жизни, через веру становится чадом Божиим. «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона», – говорит ап. Павел. Его слово обращено к суровым исполнителям закона – к книжникам и фарисеям. Ап. Павел отвергает спасительную силу их дел. Почему? Да потому, что дела их вытекали не из их веры, не из внутреннего расположения, а из требований внешнего закона; это были дела, так сказать, повеленные, а не добровольные: не исходили они из расположения сердца. «Закон, – говорит ап. Павел, – служит лишь зеркалом нравственной деятельности человека; из закона человек узнает, что он виновен перед Богом и в какой степени он виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В этом пасхальном году излишних седмиц, как и в двух предыдущих 5. Снова от Мясопустной седмицы назад отсчитываются те же 5 седмиц. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в первый день после недели (воскресенья) по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении наступает чрез 2 седмицы после седмицы, следующей за 32 неделею, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия двух последних седмиц: Мытаря и Фарисея и о Блудном сыне, остаются не прочитанными; будут же они читаться только один раз по наступлении указанного для них в росписании срока. Теперь нам следует разрешить вопрос, какими чтениями должны быть заняты те седмицы, одна или более, который могут случиться между 32-ю по Пятидесятнице (или, что тоже, 33 седмицею от Духова дня) и неделею по Просвещении. В пасхальном году Н, выше взятом нами для примера, промежуточных седмиц не оказалось: но в году и Щ есть одна такая седмица от 4 до 8 января 455 , в году же А и У – две от 28 декабря до 1 января и от 4 до 8 января. Вопрос об этих седмицах в Типиконе не разрешается, но он разрешен в богослужебном Евангелии и разрешен следующим образом: «От Матфеа святое евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, яже есть святаго Духа, до пятка по Воздвижении креста: обходится же в седмицах седминадесятих, их же убо единунадесять неделю имать от Матфеа на всяк день чтомое евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка евангелие в пятих днех показуя: яко в субботы и недели паки Матфей чтется до скончания седмыянадесять седмицы. И убо седмьнадесять седмиц, суббот и недель токмо имут, за еже малижды читатися седмьнадесятим седмицам Матфеовым: по аще будет внутрь Пасхи. Аще бо вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять и отнюдуже хощеши, чти пять дней. Аще бо за еже не снизитися Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель: чтется тамо сия неделя Матфеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы. От Луки же святое евангелие чтется, от начала в понедельник по Воздвижении креста, исполнь во всех седмицах двунадесятих, от начала же 13 седмицы чтется от Марка в пять дний: в субботу же и неделю паки Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Но если будет «Пасха вне», то зачал Евангелия недостанет еще и для пяти дней 17-й седмицы. Чтобы понять, каким образом может быть то и другое, должно иметь понятие о церковном годе. Церковный год, принятый при распределении рядовых чтений, начинается днем св. Пасхи и продолжается до другой Пасхи. А так как в разные годы Пасха бывает в разные числа (именно от 22-го марта до 25-го апреля), то церковный год не всегда имеет одинаковое число Недель и седмиц (как то бывает в гражданском году, начинающемся 1-м январем и продолжающемся до 1-го января), потому что от Пасхи до Пасхи, по большей части, проходит различное число Недель и седмиц. В иные годы проходит около 365 дней (52-х Недель), например: от Пасхи 1865 года (4-го апреля) до Пасхи 1866 года (27-го марта) прошло 358 дней, т. е. 51 Неделя с одним днем. Но в иные годы от Пасхи до Пасхи проходит более 385 дней. Так, от Пасхи 1866 года (27-го марта) до Пасхи 1867 года (16-го апреля) – 385 дней, т. е. 55 Недель. В 1-м случае, когда от Пасхи до Пасхи проходит менее 365 дней, тогда в течение гражданского года, или, иначе сказать, в продолжение 365 дней (52-х Недель), принадлежащих, впрочем, по численности двум годам, бывают одна Пасха. Это и означает упомянутое выше выражение «внутрь Пасха»; и в этом церковном году бывает менее Недель и седмичных дней, нежели сколько назначено рядовых зачал в Евангелии. Во 2-м случае, когда от Пасхи до Пасхи проходит более 385 дней, в течение гражданского года (в 55 Недель) бывает две Пасхи. Это и означается упомянутым выше выражением: «вне Пасха». В таком церковном году может быть Недель и седмичных дней более, нежели сколько рядовых зачал, и, следовательно, может для некоторых Недель и седмиц недоставать рядовых зачал. Ибо рядовых зачал Евангелия и апостола назначено для 50-ти седмиц, именно: от Недели мытаря и фарисея до Пасхи для 10-ти седмиц от Пасхи до Недели Всех Святых (включительно) для 8-ми седмиц, и от Недели Всех Святых до Недели мытаря и фарисея для 32-х Недель и седмиц по Пятидесятнице. В те годы церковные, в которые бывает «внутрь Пасха», тогда между 1-ю Неделею мытаря и фарисея случается не более, и даже менее 32-х Недель. И в последнем случае, т. е., когда между Неделею по Пятидесятнице и Неделею мытаря бывает менее этих Недель, некоторые из назначенных зачал Апостола и Евангелия остаются непрочитанными. Потому что с Недели мытаря и фарисея читаются те зачала, которые положены на эти Недели. «Аще когда преизбудет Недель сих» (для которых назначены рядовые зачала), «оставив блюди ряд о мытари и фарисеи» (Тип., послед. 7-го янв., зри) 626 . Но в те годы церковные, в которые «Пасха вне», т. е., когда одна Пасха была рано, а следующая будет поздно, и между 1-й Неделей по Пятидесятнице и Неделей мытаря проходит более 32-х Недель, тогда бывают Недели и седмицы, для которых недостает рядовых Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Неделя 4-я по Пятидесятнице Господь сказал: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет». Но мало людей, которые желают этой дверью войти. Пажить Небесного Царствия даже для большинства из тех, кто приходит в храм, к сожалению, не является вожделенной землей обетованной. В основном люди идут в храм по нужде: кому отпеть, кому крестить, кому повенчаться, кому записку подать, кому от болезни облегчение получить – все хотят от Бога что-то получить, но мало кто хочет с Богом соединиться. Даже приступая к Чаше, редко человек задумывается о том, что причастие – это соединение с Богом и телом, и душой. Человек все ищет пользу себе, все хочет для себя что-то приобрести, у Бога взять, Бога как-то использовать, и причем каждому хочется приобрести в полной мере. А Господь никого не отвергает. Воскресное Евангелие от Матфея, которое мы сегодня слышали, как раз рассказывает, как некий человек получил от Бога то, что он хотел. И если мы этот эпизод евангельской истории внимательно изучим, мы увидим, какие условия надо соблюсти, чтобы получить от Бога просимое. «Когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его». Капернаум – маленький городишко, и сотник был начальником воинского гарнизона, то есть он был римлянином, а не иудеем, принадлежал совершенно другой вере. К Господу подошел иноверец, язычник, угнетатель Его собственного народа, а Он с такой готовностью отвечает ему: «Приду и исцелю его». Разве мало было больных во Израиле, которые нуждались в Его помощи? Почему Господь откликается на просьбу сотника? Потому что он (и это первое условие) просит не за себя, он просит за слугу; он имеет такое доброе сердце, что беспокоится о слуге. Теперешние люди часто мало заботятся и о собственных детях, а уже о подчиненных – никакой заботы, только бы заставить их работать. А как-то посочувствовать, поучаствовать в их жизни даже в голову не приходит. Сотник же оставил свою должность, пошел искать странствующего целителя – Иисуса – и обратился к Нему с просьбой за слугу. И Господь, видя этого доброго человека, решил ему помочь, потому что благодаря свойству своего милующего сердца он был недалек от Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Любовь уничтожается беззакониями; чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения нелюбви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи во вне суть плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм; а эгоизм сильнее всего подавляется недаванием себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употребляй средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, что где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, — ищут большого зла. А между тем таков дух нынешнего времени, и зло растет.               Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет.Толкование в неделю 18-ую по Пятидесятнице.(Апостольское чтение)   2Кор.4:5 .   Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, Противники Ап. указывали на то, что он не знал Господа Иисуса Христа и потому его проповедь о Христе не соответствует действительности. Они хотели сказать этим, что он стремится возвысить себя самого. На это Ап. возражает, что не себя, а только Господа Иисуса Христа он хочет возвысить. Ничего эгоистичного в его  проповеди нет – он далеко от всякого самопревозношения. Напротив, он раб верующих ради Христа, чтобы исполнить Его волю. 2Кор.4:6 .   потому что  Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. В самом деле, кто призвал Апостола на проповедь? Сам Всемогущий Бог, Творец света первозданного, послал и новый свет Апостолу. Здесь Ап., очевидно, делает намек на бывшее ему при призвании видение по дороге в Дамаск (ср.  Гал 1:15) и противополагает себя своим противникам-иудействующим.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

   Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5 седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: «Чужде матерем девство». Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О САМАРЯНЫНЕ    Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4:5-42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, подающего «воду живую, изсушающую источники грехов» и «скверны душевныя омывающую» (канон и Синаксарь 5 Недели по Пасхе).    В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», у Которого Она просила воду жизни, и, «напившись обильно водой Премудрости Божия», унаследовала Царство Небесное и явилась «вечно приснославной». Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения. ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ    В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин. 7:2, 10:22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9:1-41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света податель, от Света сый Свет». Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: «Не от Бога этот Человек».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 18. (6,22–33) О ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ Не должно служить телу, кроме крайней нужды, а душе надобно доставлять все лучшее любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (4,307)… Забота и попечение о вещественном производит великое развлечение в душе (5,65). Забота ради самого себя есть улика в самолюбии, а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (5,295). Ум озабоченный – это моль, которая точит кости; тело цветет, когда избегает забот (11,368). Занятия заботливостью о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (14,382). Горе нам, что мы, предавшись суетным заботам, забыли страх Божий (31,194). Если Сотворивший все словом не имел где главы подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном (31,217). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых… (24,373). Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской (32,363). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит… (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинство царского образа, поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (52,350).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подумаем и мы: не похожи ли мы на первых званых, которые отказались прийти, потому что довольно им земли, не нужен им Бог и небо? Или на тех, которые Бога вспоминают только тогда, когда обездоленность дошла до предела, и они вдруг вспомнят или обнаружат, что можно от Бога получить то, что они уже имели и растратили, – хоть мгновение этим пожить, поживиться и вновь растратить? Как будет страшно – не потому, что Бог нас отвергнет, не потому, что Он нас осудит, – когда мы станем (когда-нибудь: на земле ли, после смерти ли) перед Богом и вдруг поймем, как мы были любимы и как мы были всю жизнь безразличны, забывчивы, себялюбивы: как мы к Нему относились бесчеловечно... Подумаем об этом: пусть проснется в нас все благородное и светлое: изумление перед Его любовью, перед Его красотой и личностью, благодарность перед Его милостью и лаской и заботой, тем уважением, с которым Он к нам относится, и если мы можем еще – ответим Ему любовью. Сейчас еще есть время: как бы не пришел момент, когда мы скажем: о, ужас, – поздно!.. Аминь. 4 сентября 1977 г.      Неделя 15-я - 21-я по Пятидесятнице. Какая наибольшая заповедь? Неделя 15-я по Пятидесятнице. Какая наибольшая заповедь? Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Христос дает нам или, скорее, напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами, (то есть всей властью и способностью любить, какие нам даны) и ближнего своего любить, как самого себя. Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1268...

Скачать epub pdf Неделя 4-я по Пятидесятнице К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Освободившись от грехá, вы стáли рабáми прáведности. Говорю по рассуждéнию человéческому, ради нéмощи плóти вáшей. Как предавáли вы члéны вáши в рабы нечистотé и беззакóнию на дела беззакóнные, так ныне предстáвьте члéны вáши в рабы прáведности на делá святые. Ибо, когдá вы были рабáми грехá, тогдá были свобóдны от прáведности. Какóй же плод вы имéли тогдá? Такие делá, каких ныне сáми стыдитесь, потомý что конéц их – смерть. Но ныне, когдá вы освободились от грехá и стáли рабáми Бóгу, плод ваш есть святость, а конéц – жизнь вéчная. Ибо возмéздие за грех – смерть, а дар Бóжий – жизнь вéчная во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем. ( Рим 6:18–23 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Свобóдные от рáбства грехý, вы стáли рабáми прáвды. – Я говорю óбразно, учитывая вáшу человéческую нéмощь. – Как нéкогда вы óтдали вáши телéсные члéны в рáбство нечистотé и беззакóнию – для беззакóния, так ныне отдáйте вáши члéны в рáбство прáвде – для освящéния. Когдá вы были рабáми грехá, вы были свобóдны от прáвды. Какóй же плод вы тогдá получáли? Такие делá, котóрых вы ныне стыдитесь, ибо в концé их – смерть! Ныне же, свобóдные от грехá и стáвшие рабáми Бóга, вы получáете такóй плод, котóрый даёт вам освящéние, а в концé – вéчную жизнь. Ибо жáлованье грехá – смерть, а дар Бóга, – вéчная жизнь во Христé Иисýсе, Гóсподе нáшем. Понедельник 5-й седмицы по Пятидесятнице К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Как в однóм тéле у нас мнóго члéнов, но не у всех члéнов однó и то же дéло, так мы, мнóгие, составляем однó тéло во Христé, а пóрознь один для другóго члéны. Рáдуйтесь с рáдующимися и плáчьте с плáчущими. Будьте единомысленны между собóю; не высокомудрствуйте, но послéдуйте смирéнным; не мечтáйте о себé; никому не воздавáйте злом за зло, но пекитесь о дóбром перед всéми человéками. Éсли возмóжно с вáшей стороны, бýдьте в мире со всéми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дáйте мéсто гнéву Бóжию. Ибо написано: «Мне отмщéние, Я воздáм, говорит Госпóдь».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010