Другой особенностью великопостного сюжета является то, что все приглашаются к активному в нем участию; более того, основные события разворачиваются в душе каждого человека, а в случае его пассивности он остается вне происходящего — посторонним зрителем, плохо понимающим внутренний смысл событий. Вот почему гоголевская книга обращена к каждому человеку, к самому главному в его душе. Заметим, что в одной из первых глав книги мы находим характерную для Гоголя игру со словом “ключ” (после пассажа о “сорокадневном предуготовительном посте”), раскрывающую смысл произведения: “Найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех” (6; 36) 3 . Пролог Великий пост предваряется своего рода прологом, который продолжается несколько недель. Душа как главная участница драмы должна прийти в определенное состояние, подобно актеру, входящему в роль; отличие состоит в необходимости полного и всецелого (а не временного и условного, как у актера) усвоения этого нового состояния. Подобный же пролог мы находим и у Гоголя. Первая глава “Вы­бранных мест…” — “Завещание” — соответствует предпоследней субботе перед Великим постом. Эта суббота — заупокойная, когда вспоминаются все “от века скончавшиеся” православные христиане. Апостольское чтение, предназначенное для богослужения этого дня, говорит нам о воскресении всех усопших во время второго пришествия Спасителя, причем мертвые воскреснут прежде живых. Не на это ли таинственно указывает завещание Гоголя не погребать его тела до появления признаков разложения? Ведь прямо накануне поста в церкви читают отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, где говорится: И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати (Рим 13:11). Упоминание Гоголем “гниющей персти”, несомненно, навеяно заупокойными песнопениями. Вот одна из стихир этой субботы: При­идите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощн ое, и худость нашу и конец узрим, и орг аны сосуда плотнаго, и яко прах человек, снедь червием и тление … Далее Гоголь размышляет о смерти и о том, к чему она обязывает человека.

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й: Пл ачу и рыд аю,/егд а помышл яю смерть,/и в ижду во гроб ех леж ащую/по образу Б ожию созд анную н ашу красот у,/безобр азну, безсл авну,/не им ущую в ида./О чудес е! Что си е еже о нас бысть т аинство?/К ако пред ахомся тл ению,/к ако сопряг охомся см ерти?/Во истинну Б ога повел ением,/ якоже п исано есть,/Пода ющаго прест авльшемуся (прест авльшейся) упоко ение. Затем иерей: Во блаж енном усп ении раб у Божию (раб е Б ожией) имя, прест авльшемуся (прест авльшейся) в ечная п амять. В отсутствие иерея старший из мирян: Раб у Б ожию (раб е Б ожией) прест авльшемуся (прест авльшейся) в ечная п амять. Все: В ечная п амять (трижды). Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением. МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ Господи Иис усе Христ е Б оже наш, по вел икой ск орби Крест а и страд аний Тво их р адости безм ерной тридн евным воскрес ением всех исп олнивый! Благодар им Тя, яко спод обил ес и н ыне и нас, п оприще пост а соверш ивших, дост игнути свят ых сих дней и радости св етлаго Твоего воскрес ения прич астниками б ыти. Благодар им Тя, яко по милос ердию Твоем у и неизреч енному снисхожд ению к н емощем н ашим утеш аеши нас и трап езою пр аздничною в подкрепл ение и услажд ение н емощной плоти. Т емже молим Тя, благослов и сей пасх альный хлеб, мл еко огуст евшее, яица и прочия пасх альныя сн еди, наип аче си и, от н ихже, повин ующеся Уст аву Церкви, в мимош едшие дни пост а возд ерживались рабы Твои, да б удут они вкуш ающим их со благодар ением во здр авие, в подкрепл ение сил тел есных, в вес елие и р адость, да вс якое дов ольство имуще, изоб иловати будем и в дел а благ ая, и от полноты благодарнаго сердца сл авити Тя, Воскр есшаго, пит ающаго и утеш ающаго нас, к упно же с Тобою и Безнач альнаго Твоего Отца и Свят аго Духа во веки веков. Аминь. Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения. МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ Господи Иис усе Христ е Б оже наш, по великой ск орби Креста и страд аний Твоих, радости безм ерной тридн евным воскрес ением вся исп олнивый! Благодар им Тя, яко спод обил ес и и нас, п оприще поста соверш ивших, дост игнути святых сих дней и радости св етлаго Твоего воскрес ения прич астниками быти. М олим Тя: благослов и и освят и хлебы си и, ихже раб ы Твои по ск удости своей вместо пасх альных сн едей угот оваша и пред Твое Свят ое Лиц е принес оша. Да будут они вкушающим их верным в сл адость и утеш ение, и ск удость трап езы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разс еяны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоб илующие, и в скудости с ущие славят Тя, Воскр есшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, к упно же с Тобою и Безнач альнаго Твоего Отца и Свят аго Д уха, во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

воскресенье сыропустное: Адам и Ева; – 1-ое воскресенье поста: Каин и Авель; – (2-ое воскресенье поста: Притча о блудном сыне); – 3-ье воскресенье поста: Ной; – 4-ое воскресенье поста: жертвоприношение Авраама; – 5-ое воскресенье поста: Исаак благословляет Иакова; – Великий Понедельник: Иосиф. По поводу 2-ого воскресенья и захода воспоминания Иосифа на Страстную Седмицу французский издатель делает предположение о последующем наложении цикла новозаветных воспоминаний на ветхозаветные с вытеснением последних на другие дни. Недостающее звено в чреде ветхозаветных воспоминаний Х. Гродидье де Матон предлагает восполнить историей с Лотом, что не засвидетельствовано гимнографией, однако имеет косвенное подтверждение в гомилетике (начиная с Гомилий Оригена на Бытие). Авторство Романа практически не оспаривается: по оценке Гродидье, кондак на Адама и Еву, не относясь к первому разряду по качеству, все же достоин пера Романа. Единственное, что вызывает подозрения, это то, что кондак не самогласный, а подобный, и подобный не самому достоверному с точки зрения авторства кондаку на Ниневитян, не содержащему даже имени Романа в акростихе и дошедшему все в той же единственной Патмосской рукописи. В отличие от своего метрического и мелодического образца, наш кондак имеет в акростихе имя Романа, однако буквы Р, А и Н (12, 15 и 16 икосы соответственно) реконструируются по конъектурам издателей, в то время как контекст дозволяет другие конъектуры с другими буквами. Впрочем, Гродидье рассуждает об этом скорее в нереальном, нежели в потенциальном наклонении. Не касаясь сейчас тонкостей, связанных с метрикой этого кондака, как и кондака вообще, укажем лишь на то, что мы попытались в своем изометрическом переводе хотя бы отчасти приблизиться к метрическому строю оригинала путем нахождения «среднего арифметического» всех возможных вариантов внутри схемы в строгом следовании выбранному варианту (указан ниже). Снятие допускаемых в оригинальном тексте метрических вариантов при переводе имеет целью за отсутствием музыкальной составляющей, увы, не поддающейся восстановлению, дать почувствовать читателю внутреннее метрическое единство кондака, в котором икос за икосом повторяется причудливый полуразговорный-полустихотворный метрический рисунок, каждый раз неизменно приводящий к заключенному в последних словах припеву (в нашем кондаке это – жизнь вечная), являющемуся своего рода лейтмотивом всего произведения. Задавшись этой целью мы, с одной стороны, постарались как можно ближе передать греческий текст, в том числе в порядке слов и выражений, а с другой стороны, пошли на вынужденное добавление некоторых слов, прямо отсутствующих в тексте, но вполне допустимых, а иногда и необходимых по контексту: эти добавочные слова стоят в круглых скобках. Реконструируемые слова и выражения заключены в угловые скобки. Припев выделен курсивом.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

ОЕ 3 мая 2016, 21:35 Спасибо за статью! Действительно, душа очень хочет дальше продолжать праздновать Пасху каждый день! В нашем храме нет служб на неделе (зарубежем в маленьком городе),, но зато в городе есть еще сербский Храм и сербы служат у себя каждый день- постараюсь хотя бы к ним сходить, заодно послушать их версию Канона Пасхи! Христос Воскресе! Елена 3 мая 2016, 13:56 Воистину Воскресе! Спасибо, отец Андрей. Утром прочитала, собралась и пошла на праздничную службу. Весь день ощущение праздника! Сергей 3 мая 2016, 13:29 У меня сложное и неоднозначное отношение к о.Андрею. Но его смелость и искренность подкупает и обезоруживает: " Вкус поста нужно почувствовать в пост для того, чтобы потом все среды без еды обходиться и все пятницы без еды и питья обходиться. Даже можно себе губы уксусом смачивать, как эфиопы делают, для того, чтобы помнить, что в этот день Господа за меня распяли... " Пустой желудок очень хорошо помогает памяти. Приятно читать этот призыв без прагматичных и бесконечных оговорок: " Посоветуйтесь с духовником, попросите благословения, и.т.д. и и.т.п. " Спросите духовника: " Можно я попытаюсь сильнее любить Бога и что то сделать для этого? " Ещё, я сравнил бы ситуацию с арабами-христианами, при схождении Благодатного огня. Подойдите к ним и прочтите лекцию о неблагочестивом поведении в храме ( восседание на плечах своего брата ), когда они переполнены ликованием и радостью. Вот также " по арабски " надо брать на себя благочестивые подвиги. Просто, безоглядно и безоговорочно! Искренно порадовали меня этой статьёй. Спаси Господи о. Андрей. Христос Воскресе! Татьяна-Васильевна Борачук 3 мая 2016, 10:45 С праздником Великим, батюшка!!! Христос воскрес! В любви лучах Исчезнет скорби мрачный холод, Пусть радость царствует в сердцах И тех, кто стар, и тех, кто молод! Заветом благостных Небес Звучит нам песня Воскресенья, Любви, и счастья, и прощенья, - Христос Воскрес! (В. Ладыженский) Елена 2 мая 2016, 21:10 Христос воскресе! Воистину воскресе! Уважаемые читатели, посмотрите проповеди и лекции о. Андрея, послушайте внимательно горячие, глубокие наставления нам, грешным. Батюшка Андрей, спасибо Вам и долгие лета!

http://pravoslavie.ru/92876.html

   Вот почему в Церкви Христовой — конечно, истинной Церкви — и установлены посты, чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди них самый важный и главнейший — Великий Пост, который служит нам к достойной подготовке нас к празднованию величайшего нашего христианского праздника -Светлого Воскресения Христова.    Великий пост ведет свое начало от самых апостольских времен и продолжается 40 дней по примеру поста Самого Господа Иисуса Христа, которым Он постился перед выходом на Свое общественное служение человеческому роду (Матф. 4:2). К этим сорока дням прибавляется еще пост Страстной седмицы в воспоминание спасительных для нас страстей Христовых.    69-ое Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мipяhuh, да будет отлучен».    Может ли, после этого, и считаться христианином тот, кто сознательно пренебрегает постом, кто без всякой уважительной причины нарушает пост?    А что мы видим в наше время?    Не будем говорить уже о римо-католиках и протестантах, которые, продолжая считать себя христианами, в сущности совсем упразднили у себя пост — ибо разве можно назвать «постом» то, что от поста у них еще осталось?    Но что делается теперь в нашей собственной, православной среде?    Страшно сказать! Многие ли у нас находят нужным исполнять церковные предписания о посте? Призывают ли наши пастыри с достаточной силой и энергией своих пасомых к соблюдению постов, внушая им безусловную необходимость поста и указывая им, что без подвига поста не может быть и истинного христианства, невозможно и спасение?    Но что самое страшное — это жуткое и зловещее знамение нашего отступнического времени! — это появление в недрах самой нашей Православной Церкви модернистского течения, отвергающего значение аскетического подвига, о котором так ясно учит Слово Божие, и о коем так живо свидетельствует вся история нашей Церкви, течения, направленного к упразднению поста вообще.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Можно сказать, что Апостол здесь так или иначе коснулся почти всех пунктов христианского догматического и нравственного учения. И все это обобщено им тем частным отношением, которое вытекало из его назначения – сказать последнее слово веры и убеждения о христианстве пред приверженцами еврейства, имевшего тогда решительное значение для христианства, выступавшего в мир в лице лучших сынов Израиля, из коих был и Сам Спаситель ( Ин. 1:11 ) и его ревностный проповедник Апостол Павел. Но так-как самый существенный предмет в христианстве есть Христос (обещанный Мессия), то учение о Нем и раскрывается здесь более всего и преимущественно с точки зрения Еврейской, т. е. с приведением доказательств и свидетельств, которые могли быть особенно дороги для Евреев, как наприм., пророчества. Таковое раскрытие учения о Христе прежде всего дается, начиная с первой главы, где приводятся важнейшие мессианские пророчества в приложении ко Христу Иисусу, Который однако долго не называется Его именем, а только Сыном Божиим. В представлениях о Мессии понятие о Нем, как Сыне Божием, было одним из главнейших. Вот почему Ап. Петр, на вопрос Иисуса Христа о том: за кого они Его почитают? ответил: «Ты еси Сын Божий» ( Мф. 16:16 ). С сего-то дорогого имени и начинает проповедь свою Евреям Ап. Павел. И только уже в половине 2-ой главы он именует Его Иисусом. Великая важность и высокое достоинство послания к Евреям, свидетельствуется его церковно-богослужебным употреблением во Вселенской Церкви. В православном Богослужении послание к Евреям читается в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–12 в 1-ую субботу поста и в навечерие Рождества Христова. 10–14 и Гл. 2, ст. 1–3 во 2-ое воскресение поста. 2–10 ноября 5 – Архангелам. 11 –18 в день Благовещения и в великий пяток на 6-м часе. Гл. 3, ст. 1– 4 на освящение храма. 5–11 и 17–19 в понедельник 29-ой недели. 12–16 в субботу 2-ой недели поста. Гл. 4, ст. 1–13 во вторник 29-ой недели. 14–16 и Гл. 5, ст. 1–6 в 3-е воскресение поста. 4–10 священномученикам. 11 – 14 и Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Дабы получить спасающую нас благодать Божию, необходимо жить по духу: надо плоть свою подчинить велениям духа, чтобы  дух в нас господствовал, а не плоть,  потому что  «помышления плотския суть смерть, а помышления духовныя – жизнь и мир, потому что плотския помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».  «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»   ( Римл. 8, 6–8 ), а следовательно – не могут быть истинными христианами, не могут получить благодать Божию, не могут спастись. Вот почему в Церкви Христовой – конечно, истинной Церкви – и установлены  посты,  чтобы смирить плоть и подчинить ее духу, и среди них самый важный и главнейший – Великий Пост,  который служит нам к достойной подготовке нас к празднованию величайшего нашего христианского праздника – Светлого Воскресения Христова. Великий пост ведет свое начало от самых апостольских времен и продолжается 40 дней по примеру поста Самого Господа Иисуса Христа, которым Он постился перед выходом на Свое общественное служение человеческому роду ( Матф. 4, 2 ). К этим сорока дням прибавляется еще пост Страстной седмицы в воспоминание спасительных для нас страстей Христовых. 69-ое Апостольское правило гласит:  «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Может ли, после этого, и считаться христианином тот, кто сознательно пренебрегает постом, кто без всякой уважительной причины нарушает пост? А что мы видим в наше время? Не будем говорить уже о римо-католиках и протестантах, которые, продолжая считать себя христианами, в сущности совсем упразднили у себя пост – ибо разве можно назвать «постом» то, что от поста у них еще осталось? Но что делается теперь в нашей собственной,  православной  среде? Страшно сказать! Многие ли у нас находят нужным исполнять церковные предписания о посте? Призывают ли наши пастыри с достаточной силой и энергией своих пасомых к соблюдению постов, внушая им безусловную необходимость поста и указывая им, что  без подвига поста не может быть и истинного христианства, невозможно и спасение?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Поуч. 1-ое. Первый день Пасхи. (Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех). Христос воскресе! I. По уставу нашей церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустаг о, что и намерены теперь сделать. Но как это слово в славянском переводе и по краткости выражения заключающихся в нем мыслей для многих, может быть, не вполне удобопонятно: то мы считаем полезным предложить его по русски и притом несколько пояснить заключающияся в нем мысли, для большего всех назидания. Просим вашего внимания. II. а) «Кто благочестив и боголюбив», – говорит св. Златоуст, – кто истинно чтит Бога и любит Его искренно, «да насладится сего доброго и светлого торжества», т. е. преславного воскресения Христова, которое мы ныне празднуем и в коем Господь так дивно показал и благость Свою к роду человеческому, и премудрость в искуплении его от вечной погибели, и силу Свою над врагами спасения нашего. б) «Кто раб благоразумный», кто данные ему от Бога таланты – время, силы и способности, не скрывает напрасно в землю, не иждивает на земные только дела и удовольствия, но мудро употребляет на служение Господу и стяжание вечного блаженства, «да внидет радуяся в радость Господа своего», да будет участником той духовной радости, которую Господь уготовал верным рабам Его, искупленным кровию Спасителя ( Матф. 25, 21 ). в) «Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшего поста не оставался в праздности, но усердно трудился над делом спасения своего, «да приимет ныне динарий», – получит в благодатных плодах воскресения Христова ту награду, какую обещал Бог добрым делателям ( Матф. 10, 10; 20, 1–8 .) г) «Кто работал с первого часа», – исполнял волю Божию с детства, или с того времени, как Господь призвал его в вертоград Свой, т. е. в церковь Христову, «пусть получит ныне плату, следующую ему по справедливости». д) «Кто пришел после третьяго часа», приступил к делу Божию не вдруг, но опустил несколько времени, «да празднует благодаря» Бога за снисхождение к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   К 31-му декабря относилось воспоминание проповеди покаяния Иоанна Крестителя. Чрез 40 дней после Эпифании праздновался, 14-го Февраля, υπαπαντη, лат. Purifkatio, т. е. встреча Господа Симеоном и Анною (ср. Лк. 2:22). Так было во Иерусалиме. В Армянской и Несторианской Церкви на этот день полагали рождение Иоанна Крестителя.    Мы отметили два цикла праздников - Рождественский и Пасхальный; иногда выделяют и присоединяют еще третий - Пятидесятичный. Этот третий цикл начинают праздником Вознесения, которому предшествовали три дня поста с паломническими путешествиями и молениями (rogadones). Это было введено в Церквах Галлии в 469 г. епископом Мамертом (Mamertus) Виенским (Viennen.), а позже подтверждено и соборными определениями. В конце VI-ro века (590 г.) папа Григорий Великий ввел в Риме литании; с VII-ro века литании вводятся и на день св. Марка (25-го апреля).    1) С того времени, т. е. с конце IV-ro века, когда стали праздновать Рождество Христово 25-го декабря, праздник Сретение - латинское Purifkatio, греческое - υπαπαντη, естественно перенесли на 2-ое февраля. Сначала он был введен во Иерусалиме, со времени же Юстиниана по всему Востоку. В Sacramentarium Gelasianum, т. е. папы Геласия (конец V-ro в.) он назван «очищение Марии».    2) Праздник Благовещения Святой Марии, «Annunciatio»    — праздновался 25-го марта на Востоке и на Западе; в Испании с 656 г. 18-го декабря.    3) Праздник Преображения Господня появился на Востоке в V-oм - VII b. и праздновался 6-го августа.    4) Блаженное Успение или взятие на небо Марии (Assumptio), κοιμησις της Θεοτοκου праздновавшееся еще при императоре Маврикии (конец VI-ro века) было прославлено во Иерусалиме Модестом и другими торжественными речами.    5) Праздник Креста, в честь обретения Креста Христова 14-го сентября, ведет свое начало от первой половины IV-ro века и есть собственно (по Дюшену) ежегодное воспоминание обретения Честного Животворящего Креста Господня (σταυροφανεια) в связи с этим - построения, на месте обретения, Константином Великим на Голгофе базилики - Храма «Воскресения Христова» в 335 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Великий пост предваряется своего рода прологом, который продолжается несколько недель. Душа как главная участница драмы должна прийти в определенное состояние, подобно актеру, входящему в роль; отличие состоит в необходимости полного и всецелого (а не временного и условного, как у актера) усвоения этого нового состояния. Подобный же пролог мы находим и у Гоголя. Первая глава “Выбранных мест…” — “Завещание” — соответствует предпоследней субботе перед Великим постом. Эта суббота — заупокойная, когда вспоминаются все “от века скончавшиеся” православные христиане. Апостольское чтение, предназначенное для богослужения этого дня, говорит нам о воскресении всех усопших во время второго пришествия Спасителя, причем мертвые воскреснут прежде живых. Не на это ли таинственно указывает завещание Гоголя не погребать его тела до появления признаков разложения? Ведь прямо накануне поста в церкви читают отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, где говорится: И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати ( Рим. 13:11 ). Упоминание Гоголем “гниющей персти”, несомненно, навеяно заупокойными песнопениями. Вот одна из стихир этой субботы: Приидите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощн ое, и худость нашу и конец узрим, и орг аны сосуда плотнаго, и яко прах человек, снедь червием и тление … Далее Гоголь размышляет о смерти и о том, к чему она обязывает человека. В письме к матери от 25 января (н. ст.) 1847 года он так объяснял причины публикации “Завещания”: “Сверх того, что это было необходимо в объясненье самого появленья такой книги, оно нужно затем, чтобы напомнить многим о смерти, о которой редко кто помышляет из живущих” (9; 358). Думается, не случайно употреблено слово “соотечественники”, повторенное автором несколько раз: оно подчеркивает идею Небесного Иерусалима как общей родины всех людей. Гоголь говорит: “Завещаю им мое сочинение, под названием «Прощальная повесть». Оно, как увидят, относится к ним…” (6; 11). И далее следует подробный рассказ об этом сочинении. Гоголь говорит, что “носил его долго в своем сердце, как лучшее свое сокровище”; говорит, что “долг писателя — не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу, но оставить поученье”, что “Прощальная повесть” “выпелась сама собою из души” (6; 11, 12). Эти характеристики точно приложимы к “Выбранным местам…”. Именно поэтому Ю. Барабаш высказал гипотезу, что “Прощальной повестью” Гоголь называет книгу, которая в итоге вылилась в “Выбранные места…” .

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010