Один раз св. Климент переделываете в своей стихире тропарь св. Феодора:    δροποτν αληθς. Οδες φρονεσατο πποτε. αλλ φθη Νε γυμνς γλως τοις παισν ατο. ψυχ ταπειν, μθη σπερ παλαι Λτ και Σαμψν μγας, απεμπολθη. χθρος αλλοφλοις (1 ст. втор. 2 седм.). δροποτν οδες φρονεσατο, φθη δ Νε γυμνς οιπειραθες· σπρματα δ κακας Λτ ντεθεν τκτει φεγε ψυχ μου, τν μμησιν, Χριστν μνοσα (понед. 2 седм., VIII, 3).    В виду указанных подражаний и даже прямых заимствований св. Климентом из песнопений св. Феодора едва ли можно предполагать, что он предназначал свою триодь для дополнения триоди последнего: вероятнее, она составлена была им для самостоятельного и независимого употребления.    О каноне св. Климента на мясопустную субботу сказано было выше. Канон на 4 неделю поста хотя и озаглавливается в рукописях как «канон о впадшем в разбойники», на самом же деле этой теме там не посвящено почти ни одного тропаря. Он начинается тропарями о богатом и Лазаре и о воскресении Лазаря, по общему же своему содержании он чисто покаянного характера и во многих местах представляет из себя подражание великому канону. 6.    Вторым, не менее древним, чем св. Климент, подражателем св. Феодора является неизвестный автор 3-х вторых, находящихся в печатной триоди трипеснцев — понедельника (за исключением первой песни, принадлежащей другому песнописцу — Антонию студиту, вторника и пятницы сырной седмицы. Вероятно, они являются частью полного комплекта трипеснцев на эту седмицу. В триоди лавры св. Афанасия А-29 есть сходные с ними трипеснцы на среду и четверг: γ. Στερα ψυχ μου. Ξλω σταυρο τας χερας σου (Орбел. тр.) и δ. Ακκοα τν ακον. Ο απστοΛοι τας διδαχας φτισαν (И. П. Б. DXX). Первая песнь понедельника начинается так: α. Τ βοηθσαντι θε. τν βρωματων αποχ και γκρατεας αρχ. Трипеснцы следуют один за другим в порядке гласов (1—4), но так как их всего требовалось лишь 5, то в заключительном трипеснце пятка песнописец сразу переходит на последней глас — восьмой. По построению и по содержанию данные трипеснцы представляют собою точную копию трипеснцев св. Феодора: они составлены применительно к воспоминаниям седмичного круга, каждая песнь в них состоит из трех тропарей, троична и богородична. В вышеуказанной триоди лавры св. Афанасия два из них (четверга и пятка) даже и надписаны именем св. Феодора. Троичен 8 п. пятка (Един Бог убо Троица) тожествен с троичном 8 п. трипеснца Феодора на пяток Ваий, а богородичен при нем (Како родила еси) напоминает собою богородичен из его же четверопеснца 3-ей седмицы 7 п. В виду этого указанные трипеснцы можно было бы признать за подлинные произведения св. Феодора. Но в IX в. существовало много различных подражаний песнопениям св. Феодора на 40-цу, настолько близких к ним, что переписчики нередко смешивали их. В Шафариковской триоди на первые три дня первой седмицы сохранились в высшей степени любопытные трипеснцы, аналогичные трипеснцам сырной седмицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Один раз св. Климент переделываете в своей стихире тропарь св. Феодора: δροποτν ληθς. Οδες φρονεσατο πποτε. λλ φθη Νε γυμνς γλως τοις παισν ατο. ψυχ ταπειν, μθη σπερ πλαι Λτ και Σαμψν μγας, πεμπολθη. χθρος λλοφλοις (1 ст. втор. 2 седм.). δροποτν οδες φρονεσατο, φθη δ Νε γυμνς οιπειραθες· σπρματα δ κακας Λτ ντεθεν τκτει φεγε ψυχ μου, τν μμησιν, Χριστν μνοσα (понед. 2 седм., VIII, 3). В виду указанных подражаний и даже прямых заимствований св. Климентом из песнопений св. Феодора едва ли можно предполагать, что он предназначал свою триодь для дополнения триоди последнего: вероятнее, она составлена была им для самостоятельного и независимого употребления. О каноне св. Климента на мясопустную субботу сказано было выше. Канон на 4 неделю поста хотя и озаглавливается в рукописях как «канон о впадшем в разбойники», на самом же деле этой теме там не посвящено почти ни одного тропаря. Он начинается тропарями о богатом и Лазаре и о воскресении Лазаря, по общему же своему содержании он чисто покаянного характера и во многих местах представляет из себя подражание великому канону. 6. Вторым, не менее древним, чем св. Климент, подражателем св. Феодора является неизвестный автор 3-х вторых, находящихся в печатной триоди трипеснцев – понедельника (за исключением первой песни, принадлежащей другому песнописцу – Антонию студиту, вторника и пятницы сырной седмицы. Вероятно, они являются частью полного комплекта трипеснцев на эту седмицу. В триоди лавры св. Афанасия А-29 есть сходные с ними трипеснцы на среду и четверг: γ. Στερα ψυχ μου. Ξλω σταυρο τς χερς σου (Орбел. тр.) и δ. Ακκοα τν κον. Ο πστοΛοι τας διδαχας φτισαν (И. П. Б. DXX). Первая песнь понедельника начинается так: α. Τ βοηθσαντι θε. τν βρωμτων αποχ και γκρατεας ρχ. 324 Трипеснцы следуют один за другим в порядке гласов (1–4), но так как их всего требовалось лишь 5, то в заключительном трипеснце пятка песнописец сразу переходит на последней глас – восьмой. По построению и по содержанию данные трипеснцы представляют собою точную копию трипеснцев св. Феодора: они составлены применительно к воспоминаниям седмичного круга, каждая песнь в них состоит из трех тропарей, троична и богородична. В вышеуказанной триоди лавры св. Афанасия два из них (четверга и пятка) даже и надписаны именем св. Феодора. Троичен 8 п. пятка (Един Бог убо Троица) тожествен с троичном 8 п. трипеснца Феодора на пяток Ваий, а богородичен при нем (Како родила еси) напоминает собою богородичен из его же четверопеснца 3-ей седмицы 7 п. В виду этого указанные трипеснцы можно было бы признать за подлинные произведения св. Феодора. Но в IX в. существовало много различных подражаний песнопениям св. Феодора на 40-цу, настолько близких к ним, что переписчики нередко смешивали их. В Шафариковской триоди на первые три дня первой седмицы сохранились в высшей степени любопытные трипеснцы, аналогичные трипеснцам сырной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...». Хор: «Аминь». Диакон: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и другие прошения ектении об оглашенных. По сложившейся практике, во время прошения «Открыет им Евангелие правды» священник открывает последнюю, верхнюю часть антиминса. Священник тайно читает молитву «Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех…», затем возглашает: «Да и тии с нами славят...». Во время произнесения этого возгласа священник берет лежащую внутри антиминса плоскую губку и, осенив ею крестообразно антиминс, целует губку и кладет ее в верхнем правом углу развернутого антиминса. Хор: «Аминь». После возможны два варианта : От среды 1-й седмицы до вторника 4-й седмицы Великого поста Со среды 4-й седмицы Великого поста и до Великой Среды включительно Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите… да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» . Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…» . Диакон произносит ектению о готовящихся ко Просвещению. Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите; елицы ко Просвещению, приступите, помолитеся, иже ко Просвещению» . Хор: «Господи, помилуй». Диакон говорит другие прошения ектении о готовящихся ко Просвещению. Священник тайно читает молитву «Яви, Владыко, Лице Твое…» и возглашает: «Яко Ты еси Просвещение наше...». Хор: «Аминь». Диакон: «Елицы ко Просвещению, изыдите, иже ко Просвещению, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите; да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» . Хор: «Господи, помилуй». Священник тайно читает 1-ю молитву верных «Боже великий и хвальный…» . Далее во всех случаях: Диакон: «Заступи, спаси…» . Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость». Священник: «Яко подобает…» . Хор: «Аминь». Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся» и другие прошения ектении. Священник тайно читает 2-ю молитву верных «Владыко Святый, Преблагий…». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Заступи, спаси…» . Хор: «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Заметим еще: первыми здесь назначены апостол и евангелие святаго, а не рядовые по уставу 12 гл. Тип., л. 21 на об., но не по уставу 49 гл. (см. в послед. нед. Мытаря и Фарисея, 5-е зри, л. 297). 611 Мы не первый уже раз встречаемся с указанием Типикона на один аллилуиарий при двух прокимнах. На основании общего устава, кроме аллилуиария гласа, здесь должен быть ещё аллилуиарий святаго. 612 По указанию 48 гл. Типик, (чит. послед. 14 сент., л. 56) крест из сосудохранительницы может быть взят и пред малой вечерней (а не после неё); только в этом последнем случае он должен быть положен не прямо на престол, а на жертвенник; самое это перенесение должно иметь вид простого действия, т. е. не должно сопровождаться никаким богослужебным обрядом и никакими молитвословиями. Торжество же перенесения креста, прямо ли из сосудохранительницы или же с жертвенника, совершается только после малой вечерни, и именно так, как это подробно описано в послед. 14 сент., л. 56 (чит. со слов: „По отпущении вечерни входит екклисиарх... “) и как о том же самом, только кратко, говорится в послед. 3 нед. Вел. поста, л. 324 на об. Кстати заметим: в указаниях Типикона на сосудохранительницу, полагаем, имеется в виду не шкаф для хранения креста, как некоторые думают, а особое отделение, в древних храмах устроявшееся с правой стороны алтаря, предназначавшееся для хранения принадлежностей богослужения и называвшееся σευοφυλιον. 613 Опять один аллилуиарий указывается; между тем, на 4 нед. В. поста совершенно ясно назначены два – гласа и святаго (Тип., л. 327 на об.). Так должно быть и здесь. 618 По характеру поста и богослужения на эти дни походят понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, хотя в Типиконе они нигде не названы постными днями. 619 Но в издании Киево-печ. лавры, л. 3 на обор., сказано, что на вечерни, отправляемой накануне понедельников Великого поста, великую ектению произносит диакон (разумеется, если он есть). 620 В издании Киево-печ. лавры ничего не сказано о том, кто на этой вечерни кадит – священник или диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Архив Пн О Евхаристии в службе Великого Четвертка 12 апреля 2023 г. 15:24 Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. Статья доцента  Московской духовной академии , патролога, византолога протоиерея Валентина Асмуса, посвященная особенностям богослужения Великого Четверга, опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 4, 2023 ,  PDF-bepcuя ). Посещаемость служб — наивысшая. Во многих Поместных Церквах именно к Четвергу приурочивается общее Соборование. Священники в эти дни стараются обойти всех болящих и приготовить их к «празднику праздников» святыми таинствами. Служба каждого дня уникальна. После пасхальной ночи мы целую неделю, и даже все время до отдания, продолжаем впитывать в себя несравненную пасхальную гимнографию. Но гимнография Страстной седмицы вся, почти без изъятия, принадлежит только одному ее дню, а следующий имеет уже совсем новые песнопения. Поэтому к Великой седмице нужно готовиться. Триодь в течение всего года, наипаче же в дни Великого поста, должна быть источником наших молитвенных созерцаний и богословских уроков. Проходя седмицы поста, мы не только внимаем ежедневным службам или хотя бы по книгам вычитываем их, но и готовимся к седмице Страстей Господних. Эта подготовка даже богослужебно выражена совершением пассий. Для чтения и понимания основного корпуса нашей гимнографии нужно помнить, что в греческом подлиннике все тропари, каноны с ирмосами и тропарями, стихиры — это стихи, где строго соблюдается силлабо-­тонический размер (господствующий и в русской поэзии). Изредка встречаются образцы античных размеров, которые основаны на чередовании долгих и кратких слогов. Поэзии свойствен особый порядок слов, и не нужно думать, что обычный порядок нарушается исключительно ради соблюдения стихотворного размера: иногда это бывает особым выразительным средством. Церковной гимнографии присущи и другие поэтические средства. В древности славянские переводчики изредка пытались передавать греческий стихотворный размер. Но на наших богослужебных книгах это никак не сказалось. Их переводчики стремились передать смысл переводимого и совершенно забывали о его стихотворной форме. Передавая смысл, они сохраняли и порядок слов оригинала. В бытовании этих текстов в нашей Церкви появлялись новые ритмы — в зависимости от распевов, на какие они были положены.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Благовест в полиелейный колокол бывает в полиелейные праздники, в т. ч. Великим постом, в бденные праздники в период от недели мясопустной до Лазаревой субботы, в дни отдания праздников, к вечерне в среду и пятницу и к утрене, вечерне и литургии в четверг и субботу 5-й седмицы Великого поста, 26-27 дек.; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого. В простодневный колокол благовестят в остальные седмичные дни; трезвон в такие дни совершается без первых 4 колоколов, т. е. без простодневного, кроме славословных праздников, когда звонят в этот колокол. В 5-й (малый) колокол, называемый также постовым или великопостным, благовестят к малой вечерне. Трезвон к ней совершается в 2 колокола. Также в 2 колокола звонят к вечерне и утрене в седмичные дни Великого поста и в первые 3 дня Страстной седмицы (если не случится полиелейного или бденного празднования), 24 февр. перед вечерней, если не служится литургия Преждеосвященных Даров (в 2 или в 4 колокола - Типикон. Гл. 9); на Благовещение, если оно попадает на понедельник Великого поста, вечером служится только малое повечерие и благовест совершается редкий. Полный набор благовестных колоколов имелся, как правило, лишь при кафедральных соборах и на некоторых крупных монастырских звонницах и колокольнях, таких как колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, Софийская звонница в Вел. Новгороде и проч. В практике З. др. храмов первый по весу колокол использовался и как праздничный, и как воскресный, следующий по весу - как полиелейный, а иногда и как будничный. Для великопостного З. обычно употреблялся наиболее крупный колокол из числа средних. Перед самыми торжественными службами (вечерней, утреней и литургией) после благовеста положен трезвон как внутри суточных последований, так и перед вечерней и утреней в составе всенощного бдения. С введением ранних литургий в воскресные дни и двунадесятые праздники к этим службам стали совершать менее торжественный З., чем к поздним,- более редкий благовест и без трезвона. Трезвон совершается также перед вечерней и перед литургией в те дни, когда 2-я служба следует сразу за 1-й - на Благовещение, в Великие четверг и субботу и в те дни Великого поста, когда служится литургия Преждеосвященных Даров (Типикон. Храмовая гл. 35. Страстная среда), а также после чтения 12-го Страстного Евангелия в Великую пятницу. На праздник Пасхи и во всю Светлую седмицу (З. может совершаться в течение всего дня до вечерни), в воскресенья до Вознесения и в день отдания Пасхи трезвон бывает и после литургии ( Никольский. Устав. Ч. 1. С. 33-34).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Важнейшее время для поста или, как говорит Катехизис,  «важнейший пост» святая есть Четыредесятница и страстная седмица. В обычных разговорах эти оба поста вместе называются «Великим постом», но собственно Великий пост  составляют 40 дней, начиная с понедельника первой недели после масленицы до Лазаревой субботы. Суббота Лазарева и следующее за ней Вербное Воскресенье уже не относится к Великому посту, но они составляют промежуточные дни между Великим постом и страстной седмицей (в первый из означенных дней, в Лазареву субботу, разрешается на масло и икру, а во второй, в Вербное Воскресенье, – и на рыбу). Посты сии, как известно, положено наблюдать пред праздником Пасхи: первый, т.е. св. Четыредесятницу, «по примеру Самого Иисуса Христа, Который  постился сорок дней и сорок ночей», когда вступал в дело общественного служения роду человеческому (Мф. 4:2), а второй, т.е. страстную седмицу, в воспоминание последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он окончательно уготовал Себя на страдания и пострадал за нас на кресте. Тот и другой пост ведут свое начало от времен самих Апостолов. В «Постановлениях Апостольских» о Великом посте (т.е. Четыредесятнице) говорится: «да совершается этот пост прежде поста пасхи (т.е. страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т.е. с понедельника первой недели), а оканчиваясь в пятницу (т.е. на шестой неделе пред Лазаревой субботой): потом начинайте святую седмицу пасхи (т.е. страданий Христовых) 176 . О посте страстной седмицы в тех же «Постановлениях Апостольских» говорится следующее: «Господь заповедал нам поститься в те шесть дней по причине нечестия и злости иудеев, призывая сокрушаться и плакать о погибающих. Он и Сам плакал о них, что они не уразумели времени посещения их... Итак, нам должно плакать о них, что они не уверовали в пришедшего Господа, но отвергли учение Его, явив себя недостойными спасения. Посему поститесь во дни пасхи (т.е. страстной седмицы), питаясь только хлебом и солью, овощами и водой; воздержитесь в сии дни от вина и мяса: это суть дни плача, а не веселия. В пяток и субботу пробудьте совершенно в посте, если вы крепки силами, – можете снести так, чтобы совершенно ничего не вкушать до петелоглашения. Если же кто не может провести двух дней в воздержании от пищи, то да сохранит по крайней мере субботу. Ибо Господь говорит о Себе: егда отъят будет от них жених. и тогда постятся в тыя дни ( Лк. 5:35 ). В сии то дни Господь отъят был от лжеиудеев и ко кресту пригвожден и со беззаконными вмянен ( Ис. 53:12 )« 177 . Из приведенных слов Постановлений Апостольских можно хорошо видеть как основание, так и назначение святой четыредесятницы и страстной седмицы: общее их основание – пример Самого Христа, назначение – желание подражать Ему и помнить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Теснейшим образом сближая нас с понесшим вольные страсти Спасителем нашим, Богослужение Страстной седмицы доставляет нам бесценную возможность мысленно созерцать потоки Его святейшей крови, пролитой за нас, и слышать, как бы непосредственно из самых пречистых Его уст последние предсмертные речи и Божественные Его наставления. Словом, присутствуя в Страстную седмицу на службах церковных, живо представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную, так близкую сердцу христианина истории страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Вследствие этого Страстная неделя является знаменательнейшим временем в году, несравненно возвыжающим душу христианина и настраивающим ее к принятию самых высоких идей и впечатлений, – временем, доставляющим обильную пищу для религиозной христианской мысли и небесное наслаждение, и восторги верующему сердцу. 295 Изменяемые песнопения церковных служб в течение твсей Страстной седмицы положены из Триоди Постной (за исключением 4 воскресных стихир и догматика «на Господи воззвах» из Октоиха 1-го гл. на вечерне Великой субботы, но, впрочем, тоже находящихся в Триоди, на ряду); причем в первые три дня Страстной седмицы Богослужение еще продолжается совершаться по «чину постному», но с некоторыми особенностями сравнительно с этим чином. – Во всю Страстную седмицу утреня, с начала и кончая возгласом после великой ектеньи, следует порядку, указанному выше для седмичных дней св. Четырсдесятницы (ом. 553 стр.). После великой ектеньи и возгласа в течение всей седмицы кроме субботы, поется (вместо «Бог Господь») с обычными стихами «Аллилуиа» на 8-й гл. В понедельник, вторник, и среду после «Аллилуа» поется (вместо положенных в предшествуюшие седмичные дни Великого поста троичных гласа) 3-ды (2-й раз, на «Слава», а 3-й на «И ныне»), «косно и велегласно, и со сладкопением равно» (см. Триодь Пост.), умилительный тропарь: «Се жених грядет», чем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 4-ю неделю поста 19. О действии молитвы и поста в уврачевании душевных болезней Сей род ни чим же может изыти, токмо молитвою и постом. (Мк. 9:29). Спаситель в ныне чтенном Евангелии показывает нам способ, как изгонять злых духов, а также исцелять себя и других от разных болезней. Этот способ – молитва и пост. Некоторый отец привел, к Иисусу Христу сына, одержимого злым духом. Злой дух, возобладав несчастным юношей, лишил его слуха, связал язык, сделал его глухим и немым: в каждое новомесячие схватывал его, и в это время терзаемый падал на землю, валялся, испускал пену, скрежетал зубами, впадал в оцепенение, или в бешенстве бросался в огонь, в воду, и если бы не был удерживаем, давно бы погубил себя. В отсутствии Спасителя, отец обратился к ученикам Его и просил, чтобы они изгнали из сына его духа нечистого. Ученики употребляли с своей стороны данные им способы, – призывали имя Божие и имя Христово для изгнания беса; но ничего не могли сделать; бес не выходил. Пришел Сам Учитель; отец, описав несчастное положение сына, заключил тем, что ученики по просьбе его пытались изгнать беса, но не могли. По требованию Спасителя представлен пред Него бесноватый сын; маловерный отец словом Спасителя приведен в живое чувство веры. Когда не оставалось препятствия к спасительному действию Божественного врача, Он повелел духу нечистому выйти из отрока, и отрок сделался здрав, стал слышать и говорить. Оставшись наедине, ученики спрашивали Учителя, почему они не могли выгнать беса из отрока? Спаситель ответствовал им: сей род бесов не может изыти, токмо молитвою и постом. Как молитва и пост дают силу изгонять духов, с тем вместе врачевать глухоту, немоту и бешенство: то стоит нашего внимания рассмотреть: как молитва и пост производят такие чудные действия в уврачевании тяжких душевных болезней? Часть 1. Что есть дух немый и глухий – духовная немота и глухота? В беснуемом отроке мы примечаем двоякую болезнь, телесную и душевную. Отрок на каждый новый месяц был схватываем неудержимой силой недуга, повергаем на землю, терзаем, и в этом мучительном состоянии испускал изо рта пену, скрежетал зубами, наконец впадал в бесчувствие, покрывался бледностью и был как мертвый. В этих мучительных действиях видна телесная болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010