Какой прекрасный образ – закончилось время трудов, и Бог Сам питает нас, примирившихся со своими братьями! «Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я пошлю благословение Мое на вас» (Лев. 25:20-21). Именно этот образ, знакомый всем современникам Иисуса Христа, использует Спаситель для того, чтобы показать близость, невыразимую близость Царства Божия. Он учит молиться учеников, и перед ними встают явные аналогии с летом Господним, юбилейным годом. Пятидесятое лето – всего лишь прообраз, довольно редко случавшийся среди повседневной, нелегкой жизни Израиля. Но Христос, Которого фарисеи упрекают в том, что Он слишком молод, чтобы учить, так как Он еще не встретил Свой юбилейный год – Ему нет пятидесяти лет (Ин. 8:57), — приносит с Собой истинное лето Господне, явление Царства. И о нём, об этом Царстве , мы молимся, как Он научил учеников Своих: Отче наш, Сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11: 2-4). Это и молитва скитальцев в пустыне, не полагающихся на дело рук своих, на свой плуг и свою жатву – нищий Израиль жил в Исходе одним непрестающим летом Господним, и это богатство нищеты было предъизображением полноты Царства. Какие дела может сотворить человек в пустыне, чтобы прокормить себя? Только Бог посылает манну и воду из скалы, только Он делает горькую воду – водою сладкой. Пятидесятый год, описанный в книге Левит, непонятном, на взгляд современных читателей, сборнике ритуальных предписаний, обращён в будущее, к тому единственному Дню Господню, когда явится Царство Божие. «Евангелие, которое возвещает освобождение пленным, возвращает зрение слепым, дает свободу измученным и провозглашает «лето Господне благоприятное», то есть «юбилейный год», когда освобождались все рабы и прощались все долги. Тогда, к удивлению всех присутствовавших, Иисус истолковал слово пророка так: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Или, если перевести буквально, «ныне в ваших ушах исполнилось это Писание».

http://pravmir.ru/1leto-gospodne-znameni...

Лк.13:4 .  Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Лк.13:5 .  Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Не один только случай с галилеянами может поразить ум и сердце. Господь указывает еще, очевидно, совсем недавнее событие, именно, падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Неужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные жители Иерусалима 16 ? Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику ( ν τ Σιλωμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима. «Все» – опять намек на возможность погибели всего народа. Лк.13:6 .  И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; Лк.13:7 .  и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Лк.13:8 .  Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – Лк.13:9 .  не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Чтобы показать, как необходимо теперь покаяние для иудейского народа, Господь говорит притчу о бесплодной смоковнице, от которой хозяин виноградника пока все еще ждет плода, но – такой вывод должно сделать из сказанного – скоро его терпение может истощиться, и он ее срубит. «И сказал» – сказал, обращаясь к толпам народа, стоявшим около Него ( Лк.12:44 ). «В винограднике... смоковницу». В Палестине на хлебных полях и виноградниках везде, где допускает почва, растут смоковницы и яблони (Тренч, с. 295). «Третий год прихожу...» Точнее: «три года прошло уже с тех пор, как стал я приходить» ( τρα τη, φ´ ο). «На что она и землю занимает?» Земля в Палестине очень дорога, раз она предоставляет возможность делать на ней посадки плодовых деревьев. «Занимает» – точнее: вынимает силу из земли – влагу ( καταργε).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.13:6 . Глагóлаше же сию притчу: смокóвницу имяше некий в виногрáде своéм всажденý: и прииде ищя плодá на нéй, и не обрете: (И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;) Глаголаше (сказал) сию притчу. Что такое притча, (чит. в объясн. 4 ст. 8 гл.) Смоковница, это – дерево, на котором растут плоды – смоквы, или винные ягоды. Притчу о смоковнице Господь высказал после того, как Он вел беседу по поводу двух случившихся несчастий – избиения галилеян царем Пилатом и погибели восемнадцати человек вследствие падения Силоамской башни (ст. 1-й и дал.), и по поводу которых Он предсказал бедствия, ожидающие целый Еврейский народ и вообще всякого, в случае, если не покаются, не исправятся. В притче Господь высказывает ту же самую мысль. Тут указывается и причина, по которой Господь долго терпит к людям грешным. В притче под смоковницею разумеется вообще Еврейский народ, в частности всякий человек. Под хозяином – Бог Отец; под виноградником – мир; под виноградарем – Спаситель мира. Лк.13:7 . речé же к винарéви: сé трéтие лето, отнéлиже прихождý ищя плодá на смокóвнице сéй, и не обретáю: посецы ю [ýбо], вскýю и зéмлю упражняет? Лк.13:8 . Он же отвещáв речé емý: гóсподи, остáви ю и сé лето, дóндеже окопáю окрест ея и осыплю гнóем: Лк.13:9 . и áще ýбо сотворит плóд: áще ли же ни, во грядýщее посечéши ю. (и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.) Се третие лето (третий год) прихожду, ища плода на смоковнице. Три года – время достаточное для того, чтобы видеть, плодовито дерево или нет. Пришествие хозяина в виноградник искать плодов на смоковнице означает, что Бог требовал от Еврейского народа веры в Иисуса Христа, требует и от всякого человека истинной веры и вместе с верою добрых дел; отсутствие плодов на смоковнице означает отсутствие такой веры и таких дел, вообще – во всяком человеке, в частности – в евреях, которые готовы были отвергнуть и отвергли Христа Спасителя; повеление срубить смоковницу выражает изречение Богом суда над Еврейским народом, готовность отвергнуть его, как недостойный, и над человеком – нераскаянным грешником; просьба виноградаря или садовника выражает долготерпение Господа Спасителя в ожидании вразумления Еврейского народа учением Его и чудесами и вообще всякого грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На первый взгляд представляется не понятным, каким образом и почему прор. Захария, живший среди освобожденного уже народа и на священной земле Иерусалима, считает гнев Божий еще продолжающимся своим «семидесятым летом» во второй год Дария, преемника Кира-освободителя. Но это недоумение легко объясняется, если принять во внимание события современной ему истории послепленных иудеев. В указе Кира об освобождении иудеев говорилось: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева» ( 1Ездр.1:2–3 ). В силу этого указа часть пленников действительно возвратилась, и на развалинах древнего Иерусалима мало-помалу стал возвышаться новый Иерусалим; но дело построения храма встретило затруднения и препятствия, а по проискам самарян было совершенно прекращено. Лишившаяся, по смерти Кира, своего сильного покровителя, окруженная неприязнью и происками своих соседей врагов, незначительная по своему количеству новая колония в опустошенной и одичавшей стране, естественно, переживала тяжелые времена; тяжесть этого положения усиливалась еще и тем, что на развалинах прежнего храма стояли в существе дела развалины же нового ( 1Ездр.4 ). Понятно после этого, как должен был смотреть на такое положение своего народа прор. Захария, к тому же священник по происхождению 187 : в нем он, естественно, видел продолжения гнева Иеговы на Иерусалим и его новых граждан, предсказанного устами прор. Иеремии; понятно также и то, как должен был он смотреть на указ Дария о построении храма и на само создание этого храма, будущую славу и величие которого он предвидел так ясно: в создании этого храма он, естественно, видел прекращение гнева Иеговы и залог исполнения славных и великих Его обетований. Таковы, нам кажется, были субъективные мотивы у прор. Захарии к тому, чтобы концом 70-летия гнева Иеговы считать второй год Дария, как год издания указа о беспрепятственном продолжении начатой постройки храма, или же шестой год его правления, когда храм был окончен своей постройкой ( 1Ездр.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начинаем, Божиею милостью, новый 1906-й год. Тысяча девятьсот пятый, злополучный, прошел, и дай Бог, чтобы никакие беды, бывшие в прошлом году, – в наступающем году не повторялись, так как они означились безчисленными потерями всякого рода, смертию многих верных сынов России, безмерными скорбями, стонами и рыданиями братий и сестер наших. Да будет же начавшийся год новым, полным Божией милости к нам, – временем покаяния и исправления, годом обновления нравственного; постараемся быть достойными того.Обращаю к себе и к вам совет и повеление Апостола – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу (по образу Божию) в праведности и святости истины. (Ефес. 4,22-24).Новый год для нас пока только по числу таков, а не по существу дела, потому что все мы остаемся старыми, со старой закваской страстей, наклонностей, привычек, – и не облеклись в нового человека.Обновленное, нетленное святое человечество, жившее и подвизавшееся прежде и скончавшееся – пребывает в новом нетленном мире, на небе, где уже нет греха, и где вечно царствует правда и мир и радость во святом Духе (Римл. 14, 17). Мы должны подражать ему. И так в новый год прилично вести речь о обновлении человеческого рода. А когда идет речь о обновлении, то предполагается, что оно до крайности обветшало, растлело, воссмердело всякими грехами и не достойно общения с Богом: ибо какое общение света со тьмой (Корин: 6,14)? Изображение этого греховного растления человечества, прежде пришествия в мир Сына Божия во плоти, пророк изображает так: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13,1-3). Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на зубах их (Пс. 5,10; 139,3); уста их полны злословия и горечи (Пс. 9,28); ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (Прит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

Отсюда ясно, что празднующие субботу должны исполнять весь закон, данный евреям по выходе их из Египта, а в том законе говорится не об одной субботе, а и об опресноках, о пасхе с агнцем и горькими травами, о мазании дверных косяков кровью и о прочем, что все субботники должны исполнять, иначе будут прокляты. 6) Еще что обязаны делать субботники? 6) Они должны праздновать каждый седьмой год: каждый седьмой год они не должны ни орать, ни сеять, ни жать, ни собирать плодов и винограда: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их; а в седьмый год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли» ( Лев. 25:3–5 ). Нельзя также пользоваться субботникам землею в 49-й и 50-й годы; в эти два года земля их должна пустовать (ст. 8–12). Но сектанты седьмые дни празднуют, а седьмые годы не чтят: не выгодно!.. Субботники еще должны ежегодно отделять для Господа десятую часть всего дохода из земли, из скота, из птицы, фруктов и проч. ( Лев. 27:30–31 ). Должны также отделять десятую часть годового дохода для содержания своего священства, то есть для своих вожаков, непризванных лжепресвитеров ( Чис. 18:21 , Евр. 7:5 ). Но они этого тоже не делают, ибо и это для них не выгодно. 7) В каком положении находится тот, кто ветхозаветную субботу празднует, а прочий ветхий закон не исполняет? 7) Кто признает только закон о субботе, а всего остального закона Моисеева не исполняет, тот находится под проклятием: «Проклят (всякий человек) кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»! ( Исх. 27:26 ). «Проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской». ( Иер. 11:3–4 ). «Все, утверждающиеся на делах закона, говорит ап. Павел, находятся под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Гал. 3:10 ). Мы не желаем быть под проклятием Божиим и потому отвергаем весь обрядовый закон Моисеев с его ветхою субботою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Стихи 41–43: Для большего уверения, что Он не дух, Христос попросил подать Ему пищи и ел пред всеми: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Ин.20:27 : Апостолу Фоме Господь дал возможность дотронуться до Своих ран: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои: подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». См. также Рим.8:11 ; 1Фес.4:14–18 ; 1Кор.6:14–15, 20:22 ; Флп.3:10–11 . Если допустить истинность утверждения иеговистов, что Христос воскрес только духовно, то куда же девалось тело Спасителя, находившееся во гробе? Как известно, первосвященники иудейские придумали ложь, которую воины, караулившие гроб Христа, должны были сказать начальству: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». ( Мф.28:13 ). Теперь, спустя двадцать веков христианской истории дьявол , через своих верных служителей, придумал еще большую ложь, следуя которой не ученики «украли» тело Христа, а Сам Бог «похитил» Его сверхъестественным путем, чтобы не было препятствий к суеверию последователей Христовых. Но это же абсурд! Говоря о воскресении из мертвых, вообще, можно говорить только о телесном воскресении, так как в физической смерти УМИРАЕТ ТОЛЬКО ТЕЛО. А НЕ ДУХ. КОТОРЫЙ БЕССМЕРТЕН ПО СВОЕЙ СУЩНОСТИ И НЕ СПОСОБЕН УМЕРЕТЬ. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ, КАК НЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДУХА ОТ ПЛОТИ? ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, КАК НЕ СОЕДИНЕНИЕ ПЛОТИ И ДУХА? Второе пришествие Чем же отличается от православного учение «свидетелей Иеговы» о втором пришествии? Прежде всего они не раз назначали точную дату конца света. А это запрещено Господом Иисусом Христом. «Не ваше дело знать времена и сроки» ( Деян.1:7 ), – сказал Он апостолам. Чарльз Рассел сначала принял назначенную адвентистами дату второго пришествия – 1874 год, затем их идею о том, что в этом году Христос пришел на землю незримо. Свой «конец света» Рассел назначил на 1914 год. Когда ожидаемого не произошло, иеговисты объяснили, что Христос в 1914 году начал сражаться с полчищами тьмы, а в 1918 году Он «вошел в небесный храм». Преемник Рассела Рутерфорд перенес дату на 1925 год, а Фредерик Франц отредактировал все: невидимое возвращение Христа он сдвинул с 1874 года на 1914 г. (когда завершилась «эпоха язычников» и Господь Иисус стал править как Царь Царей, но незримо), а конец света – на 1975 год.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Субботний год уравнивал между собой отдельные семьи, а евреи-батраки отпускались на волю и снабжались всем необходимым: «...когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай» ( Лев. 25:2–4 ). Чтобы в среде Израиля не образовалось прослойки бездомных бедняков, перебивавшихся временной работой, были установлены юбилейные годы: «Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое и каждый возвратитесь в свое племя. Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга, по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе» ( Лев. 25:10, 14–15 ). Неизвестно, применялся ли когда-либо этот закон, но сама идея его является замечательной попыткой в истории Древнего Востока гарантировать свободу и независимость каждого отдельного израильтянина. Даже если эти законы и применялись на практике, замечает В. Соловьев, то не могли решить вопроса бедности и имущественного разделения, но нравственное значение их было высоко, они не допускали двух крайностей, нарушающих достоинство человека: приобретение богатств без всякого труда и вынужденного труда без всякой собственности. 127 Ничего подобного мы не встречаем в древних законодательствах. Так, согласно законам Лилит-Иштара трехлетняя неуплата налогов лишает права собственности на землю: «Если хозяин дома или хозяйка дома бросили платить налог дома, а чужой человек его нес, и даже еще на третий год он его не изгнал, то человек, несущий налог дома, может забрать этот дом; хозяин дома не может заявлять претензии.» 128 Согласно законам Хаммурапи, допускается отчуждение земли, не являющейся царским наделом, которая может быть продана и заложена: «Если человек отдаст хлеб, серебро или другое движимое имущество в уплату за связанный с повинностью дом, принадлежащий к дому его соседа, который он покупает, то он теряет все, что он отдал, дом должен вернуться его хозяину. Если этот дом не связан с повинностью, то он может купить; за этот дом он может дать хлеб, серебро или другое движимое имущество». 129

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото, Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его». Затем Зах.3:9 : «Ибо вот, тот камень, который я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день». Зах.4:7 : «Кто ты, великая гора перед Зоровавелем? ты равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: «благодать, благодать на нем». Точно также сравни Пс.117:22 : «Камень, который отвергли строители, соделался Главою угла». 165 Это выражение может означать не то, что следует прибавить именно «год» к настоящему году, и потом наступит бедствие, но ту общую мысль, что срок бедствия еще не настал, что пока еще несколько годов пройдет обычным своим порядком: «прилагайте год к году». Смысл притчи в конце 28-й главы: Господь наблюдает времена, определенные сроки наказания – требует скорее последнего понимания. На 1-ое понимание, по-видимому, наводит выражение 32:10: которое передано в русском синод. переводе так: «еще несколько дней сверх года, и ужаснетесь» Но если такой перевод правилен, то нужно было бы, по-видимому, ожидать при слове (здесь и в 29:1) члена или мест.   – «к этому году» (а после слова союза «и», как напр. в 16:14; 21:16 и 29:1–2). Слово скорее употреблено в неопределенном значении «некоторые дни» (ср. 34:8: «ибо настал день мщения у Господа, год возмездия за Сион») и означает то же, что в 29:1: «приложить год к году» т. е.: еще через несколько лет: или: «в некоторые дни (приложенные) к году» («придет время, когда»...). 166 Следует заметить, что как в 28:16 под камнем Сиона разумеется не только царство Сиона, но и Мессия, так и в Арииле «льве Божием», «герое Божием», по-видимому, прикровенно точно также указывается на Мессию: по свойственному пророку способу представления. Мессия как бы разделяет судьбы народа и нередко носит даже общее с народом имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Глава 1 1–4. Указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена. 5–6, Пожертвования освобожденным иудеям. 7–11. Выдача иудеям храмовых сосудов. 22–23. Дата освобождения иудеев из плена. 1Ездр.1:1 .  В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: «Первый год Кира» был первым годом господства его над Вавилоном и совпадает с 538 г. до Р. X. (ср. Болотов, Валтасар и Дарий Мидянин. Хр. Чтение. 1696). Это был год «исполнения слова Господня из уст Иеремии», т.е. пророчества Иеремии о семидесятилетней продолжительности плена ( Иер 25.11 и Иер 29.10 ). 1Ездр.1:2 .  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. 1Ездр.1:3 .  Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. 1Ездр.1:4 .  А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. Указ Кира об освобождении иудеев. Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2Пар 36.22–23 и 1Езд 6.3–5 ; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201). Как видно из 2–6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину ( 1Езд 1.3 ); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм ( 1Езд 3:7, 6:3–4 ); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором ( 1Езд 6.5 ). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в пользу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010