Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

10 Сюда относятся, можно думать, следующие ветхозаветные праведники: 1) Праведный Енох, взятый живым на небо (см. Быт.5:24 ). 2) Авраам, праотец израильского народа и друг Божий. 3) Мелхиседек (прообраз Христа), царь Салима, священник Бога Всевышнего, благословивший Авраама (см. Быт.14:18 ). 4) Моисей – законодатель Ветхого Завета. 5) Царь Давид – пророк, псалмопевец и праотец Господа по Деве Марии. 6) Илия, величайший из пророков Ветхого Завета. 7) Елисей, преемник Илии по пророчеству, получивший от Бога двойную силу духа Илии (см. 4Цар.2:9 ). 8) Исаия – первый из «больших» пророков Ветхого Завета. 9) Иеремия – второй из «больших» пророков Ветхого Завета. 10) Иезекииль – третий из «больших» пророков Ветхого Завета. 11) Даниил – четвертый из «больших» пророков Ветхого Завета. 12) Иоанн – пророк, Предтеча и Креститель Господень. 15 Здесь термин хвост будет более понятен, если провести аналогию с хвостом кометы. Он состоит из выделений самой кометы и остается видимым после ее полета на огромном пространстве в течение длительного времени. 16 Возможно, что пять месяцев знаменуют и пять столетий, начиная с богоотступничества на Западе в эпоху Ренессанса. 17 Из нехристианских народов наиболее многочисленными и в то же время технически сильными являются китайцы и японцы. 18 Можно предположить, что это масоны, сионисты, фашисты, маоцзэдунисты и другие организации и партии, у которых общим является неприязнь к христианской религии. 19 Столько же времени будет продолжаться и власть антихриста (см. Откр. 13:5 ). К этому сроку близко и пророчество пророка Даниила о видении, которое относится к «концу времени» (см. Дан.8:17 ). Пророк Даниил пишет: «...рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» ( Дан.8:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д. Так глетъ гдь: во снидоша мо прежде, быти там, и во нждею ведошас. 4. ибо так говорит Господь Бог: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. Ст. 4. Евр.сл. =в р.-с. теснил его ни за что, 70 читали: , почему: β χϑησαν= нждею ведошас, подразумеваются десять колен израильских ( 4Цар.18:9–11 ), выселенных в пределы Ассирии. Впрочем бл. Иероним находит здесь, в словах об Асср, указание также и на плен вавилонский. Мысль Иеронима вполне сообразна с историческими данными, по смыслу которых политика вавилонских царей относительно еврейского народа была продолжением политики царей ассирийских. Евр.сл. =в р.-с. ни за что, согласно Лоуту, лучше понимать в смысле: «в конце», как противоположение стоящему выше =в начале (ср. у Саадиигаона: – ). И нн что зд глетъ гдь: к взшас мо тне, чдитес и плачитес. Так глетъ гдь: васъ ради прн им мо хлитс во зыцхъ. 5. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Моё бесславится. Ст. 5. Словам сего ст. бл. Иероним даёт такой перифраз и изъяснение: «Я не имею ничего остального, ради чего Я стал бы пребывать в этой стране (т. е. Иудее), из которой народ Мой удалён даром, будучи продан за грехи свои, охваченный, подобно ориксу, войсками римлян или сетями диавола, он содержится связанный ими доселе. А для того, чтобы он претерпел это, властители и учители его будут действовать несправедливо: по Симмаху и Феодот. „они будут вопить“ (ululabunt, в Гекз. Фильда С. Ф.: λολζουσι), по Акиле „будут плакать“ (flebunt, но в Гекз. Фильда: παρανομοσιν), когда они будут преданы мучениям. Они именно суть те самые, которые возбуждали народ против Спасителя, – кричать общим голосом: распн, распн его ( Ин.19:5 ); о них и выше сказано (ср. Ис.3:14 ). Согласно 70, Господь говорит им: васъ ради присн им мо хлитс во зыцхъ; но должно знать, что в еврейском „ во зыцхъ“ не имеется, а стоит просто: им мо хлитс, – разумеется, – в синагогах ваших, где они денно и нощно хулят Спасителя, и под именем назарян (nazarenorum ) три раза в день собирают проклятия на христиан». Но в Рим.2:24 эти слова приводятся согласно 70 , и им даётся несколько иной смысл. Вмсто = в р.-с. властители их неистовствуют, 70 читали: почему: ϑαυμζετε κα λολζετε= чдитес и плачитес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Почему Господь удалился именно в Галилею, правитель которой заключил Иоанна в темницу, см. прим. к Мк. 1:14 . 4. Ин. 4:4 . Надлежало же Ему проходить через Самарию. Лк. 17:11 . Надлежало проходить чрез Самарию: Самария собственно название города в колене Ефремовом, в самом центре Палестины, столица некогда Израильского царства, состоявшего из 10 колен. Разрушенный Салманассаром при завоевании царства Израильского ( 4Цар. 17:3 и далее), а потом Иоанном Гирканом, он восстановлен и украшен был Иродом Великим, которому римский император подарил этот город. От имени города получила название целая область, лежавшая в средине Палестины, между Иудеею и Галилеею. (О населении Самарии и отношениях между самарянами и иудеями см. прим. к Мф. 10:5–6 ). Путешественники из Иудеи в Галилею и обратно обыкновенно избегали пути чрез Самарию, хотя путь этот был прямой и естественный, во избежание неприятностей при взаимной ненависти и отвращении между иудеями и самарянами, и ходили чрез Перею (см. прим. к Лк.9:52–53 ). Был случай после, что и Сам Господь не был принят самарянами и должен был идти обходным путём чрез Перею. Но в настоящий раз Господь решился с Своими учениками идти из Иудеи в Галилею прямою дорогою чрез Самарию, имея в виду посеять первые семена Своего слова в этой полуязыческой области. «Он заходит к самарянам как бы между делом. Он хотел отнять у иудеев всякий предлог к обвинению, дабы они не могли сказать, что Он, оставив их, перешёл к нечистым – язычникам. Ибо, когда изгоняли Его, тогда Он переходил к язычникам, и то не нарочито, а между делом» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ин. 4:5 . Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Быт. 33:19, 48:22 ; Нав. 24:32 . 6. Ин. 4:6 . Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Ин. 4:12 . Сихарь: название города, нигде в Библии не встречающееся. Судя по признаку, заключающемуся в дальнейших словах, это был город Сихем – древний город – верстах в 8–10 южнее главного города области – Самарии, лежащий в долине между знаменитыми горами Гевалом и Гаризином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

26 ты должен умереть. Эти слова произносились как приговор за великие злодеяния (см., напр., Исх. 21,15–17 ; Втор. 18–20 ). Веруя в то, что храм Божий никогда не может быть разрушен, люди видели в Иеремии ложного пророка. Ср. Лк. 4,25–30 . 26 именем Господа. Здесь содержится обвинение в богохульстве. 26 князья Иудейские. Эти люди занимали официальные должности при дворе, и их появление свидетельствует о том, что частное дело переходит в судебное разбирательство, имеющее общественный резонанс. в новые ворота. Храмовые ворота были обычным местом судебных слушаний (см. Руфь 4,1 ; Притч. 31,23 ). 26 этот человек не подлежит смертному приговору. Ср. ст. 11. По сути это признание Иеремии истинным пророком. 26 Михей Морасфитянин. Пророк Михей жил столетием раньше. Напоминание о нем призвано подтвердить только что вынесенный приговор, ибо его пророчества о падении Иерусалима ( Мих. 3,12 ) заставили народ раскаяться в своих грехах. 26:20–23 История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11,32–38 ). 26 Елнафана, сына Ахборова. Иоаким поступает совсем не так, как в 36,12.25, когда он действовал от имени Иеремии; изменчивое поведение царя делает положение Иеремии крайне ненадежным. 26 простонародные гробницы. Возможно, они находились в долине Кедрон на западе от Иерусалима. 26 рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию. Ахикам служил царю Иосии ( 4Цар. 22,12.14 ); его поддержка могла сыграть решающую роль в спасении Иеремии. Глава 27 27 пошли такие же. См. 1,5. к царю Идумейскому... царю Сидона. См. 25,21.22. Над всеми этими царствами свершится суд Божий. послов, пришедших... к Седекии. Возможно, для переговоров о союзе с Египтом против Вавилона. 27 великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею. См. 21,5. сотворил землю... отдал ее, кому Мне благоугодно было. Напоминая о творении, Господь подчеркивает Свою власть над всеми народами (см. Дан. 2,38; 4,25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.4:5 .  Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника – друг царя; Азария и Завуф – сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана ( 2Цар.5:14 ), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Ορνα, по кодд. 11, 44, 55, 56, 64, 71–74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: Αζαρας). Первый был начальником провинциальных «приставников» (ниже, ст. 7–19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: ( 2Цар.8:17 ) ), носил титул «друг царя», какой при Давиде носил Хусий ( 2Цар.15:37,16:16 ). 3Цар.4:6 .  Ахисар – начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, – над податями. «Ахисар – начальник над домом (царским)»: должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2Цар.8:16–18,20:23–26 ); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. 3Цар.18:3 ; 4Цар.18:18 ) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: Ελιβ ιος Σαφ( ατ) επ τς πατρας, слав. «Елиав, сын Сафатов над отечеством», может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее – при Давиде ( 2Цар.20:24 ), и позже – при Ровоаме ( ( 3Цар.12:18 ): Адорам, как и в ( 2Цар.20:24 ); ср. ( 2Пар.10:18 ): Адонирам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях. 3Цар.4:7 .  И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые «приставники», ниццавим, καθεσταμνοι, praefecti (у И. Флав. γεμνες κα στατηγο). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В христианстве болезнь понимается как следствие греховности человеческого естества: болезнь тела неразрывно связана с греховным состоянием души. Связь между болезнью и грехом установлена уже в Библии, согласно которой болезни вошли в жизнь человека как одно из последствий грехопадения (см.: Быт. 3:16–19 ). Нередко болезнь воспринималась как действие карающей десницы Бога (см.: Иов. 16:12, 19:21 ). С другой стороны, болезнь может быть послана человеку при посредстве сатаны (см.: Иов. 2:7 ). Болезни в Ветхом Завете воспринимались как наказание за грехи; соответственно молитва об исцелении сопровождается исповеданием грехов (см.: Пс. 37:2–6, 38:9–12 ). Ветхий Завет не запрещает обращаться к врачам, пользоваться лекарственными средствами (см.: 4Цар. 20:7 ; Тов. 11:10–11 ; Иер. 8:22 ). Однако обращение к врачам без одновременной надежды на помощь Божию греховно (см.: 2Пар. 16:12 ). Одна из библейских книг содержит целый гимн врачам и врачебному искусству: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар... Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими... Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен ( Сир. 38:1–2, 4,12 ). С другой стороны, та же книга говорит о необходимости во время болезни обращаться с молитвой к Богу и приносить покаяние в грехах: Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце твое ( Сир. 38:9–10 ). Вслед за Ветхим Заветом Новый Завет признает и роль сатаны как одну из причин болезней человека: Иисус говорит о согбенной женщине, что ее «связал сатана» (см.: Лк. 13:16 ). Однако основной причиной болезни в Новом Завете признается грех. Поэтому, исцеляя людей, Иисус одновременно отпускает их грехи (см.: Мф.9:2 ; Мк. 2:5 ; Лк. 5:20 ) и предостерегает от повторения прежних грехов (см.: Ин.5:14 ). Тем самым указывается на неполноту исцеления тела без уврачевания души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

д. Ты же, гди, застпникъ мой слава мо, и возносй глав мою. 4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 4 . Караемый правосудием Божиим за свое грехопадение, но уже раскаявшийся в нём, Давид сохраняет твердую уверенность, что Господь не отринул его навсегда, не лишил его благоволения и ниспошлёт ему свою помощь и избавление. Он выражает эту уверенность, называя Господа своим щитом, своею славою и возносителем главы своей. Господь его щит, потому что укрывает и охраняет его от нападений врагов его, и от угрожающих ему опасностей (слав. застпникъ мой Господь его слава: лишенный престола, царской чести и достоинства, внешне униженный и поруганный, он в Господе полагает свою честь и достоинство, твердо веруя, что в Его власти снова восстановить прежнюю славу его. Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне благостию за теперешнее злословие ( 2Цар.16:12 ), говорил он в ответ на ругательства Семея. Господь возносит голову его: – от глубокой скорби и крайнего унижения голова его поникла на грудь; но он уверен, что Господь изведёт его из состояния унижения, утешит его своею помощью и избавлением от постигшего бедствия и тем применит его печаль на радость, так что он снова бодро поднимет свою голову (ср. Быт. 40:13 , Пс.26:6 и Лук. 21:28 ). Гласомъ моимъ ко Гд воззвахъ, и услыша м горы сты свое. 5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 5 . В твёрдом уповании на милость Божию, он громко и усердно (=гласом) взывает к Господу о помощи и уверен, что, не смотря на удаление от святой горы Сионской, которую Господь, с устроением на ней скинии, избрал местом видимого Его присутствия ( 2Цар.15:25 ) и молитвенного призывания имени Его (ср. Втор.12:11 ; 3Ц. 8:29 и 4Цар.21:4 ), Он слышит, – буквально с евр. отвечает или отзывается, т. е. милостиво принимает и исполняет молитву его. Так, Давид во время своего бегства от Авессалома усердно молился Господу, чтобы Он разрушил совет Ахитофела ( 2Цар.15:31 ) и – к вечеру того же дня видел доказательство сложности своего упования на Господа, получив известие о том, что совет Ахитофела не был одобрен Авессаломом и народом (16:14–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ежедневная молитва представляется современному расцерковленному сознанию долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом оправдываться тем, что не были приучены родителями в детстве, не заложено с самого начала... Таким образом, библейский пример согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (см. Быт.3:12–13 ), оказался очень живуч. Между тем, Царство Небесное силою берется ( Мф.11:12 ), т. е. нужны определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели. Как тело наше требует еды и питья по нескольку раз в день, точно так же нуждается в постоянной духовной пище и наша бессмертная душа. Возрождение духовности заставляет возвратиться к нашим православным истокам, сделать их составной частью повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении – обращение к Богу с молитвой в начале и в конце дня. Возможность для этого есть: православные молитвенники издаются сейчас немалыми тиражами и доступны всем желающим. Вспомним, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки. О святой воде Вода занимает важное место в нашем бытии. По свидетельству святой Библии , это один из элементов мироздания (см. Быт.1:2 ). Во второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды ( Быт.1:6 ). И в третий день изрек творческий глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог , что это хорошо ( Быт.1:9–10 ). Необходимая нам в повседневной жизни, вода имеет и высшее значение. Ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании . Военачальник царя Сирийского Нееман покрытый проказой, по слову пророка Елисея, окунулся в Иордане семь раз... и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился ( 4Цар.5:14 ). В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда Ангел Господень по временам сходил... и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью ( Ин.5:4 ). Умывшись в купальне Силоам, по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (см. Ин.9:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010