Идею и цель писателя книг Царств исследователи видят в историческом разъяснении и осуществлении данного Господом Давиду обетования: «когда исполняться дни твои и ты умрешь, то восставлю семя твое по тебе и утвержу царство его. Я буду ему во Отца и он будет Мне в сына. Если он согрешит, то Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, а милости Моей не отниму от него, как отнял от Саула, которого Я отверг» ( 2Цар.7:12–16 ), а равно и основанной на этом обетовании молитве Давида о своем доме: «и ныне, Господи, начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечным пред лицом Твоим; ибо Ты возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки» (7:27–29). Это обетование, в ветхозаветном его исполнении в непрерывности преемства престолонаследия в доме Давида, служит основною идеею и нитью, связующею повествования 3 и 4 книги Царств. С этою целью, священный историк подробно описывает, как это обетование исполнялось при сыне Давида Соломоне и его преемниках, не смотря на их уклонение от Бога и отпадение 10 колен. Он описывает, как Господь вразумлял уклонившихся от Него царственных потомков Давида ( 3Цар.14:25–26 ; особ.15:4) посредством пророческих речей и тяжких политических бедствий, но не свергал дома Давидова с престола, как часто поступал с династиями недостойных израильских царей ( 3Цар.15:27–29;16:9–11,16–17 ; 4Цар.10:11;15:10–31 ). Правда, свящ. историк упоминает о временном лишении царского престола дома Давидова при падении иудейского царства и пленении Седекии, но заканчивает свое повествование восстановлением Иехонии в царском достоинстве Евильмеродахом ( 4Цар.25:27–30 ). С тою же целью священный историк подробно описывает события и излагает речи, содержащие указание на это обетование. Так, он подробно описывает, со ссылками на это обетование, восшествие Соломона на престол и построение им храма ( 3Цар.1:11–48;5:5 ), завещание Давида Соломону ( 3Цар.2:4,24 ), молитву Соломона по вступлении на престол ( 3Цар.3:6 ) и по освещении храма ( 3Цар.8:15–20 ), откровения Господни во время строения храма ( 3Цар.6:12–13 ) и по окончании его ( 3Цар.9:4–5 ). Во всех этих отделах вспоминается это обетование. И в последующих повествованиях об иудейских царях он нередко замечает, что Господь ради Давида, раба Своего, оказывал милость как Соломону, так и его потомкам, несмотря на их тяжкие грехи, и еще большую милость оказывал им, когда они по благочестию «ходили по пути Давида, отца своего» (ср. 3Цар.11:12–13,34–36;15:3–5,11–12 ; 4Цар.9:19;14:3;16:2;18:3;19:34;20:5 …). С другой стороны, он постоянно оттеняет печальную судьбу израильского царства, его недостойных и негодных царей, начиная с Иеровоама, постоянно нарушавших Божий закон, их постоянное «хождение по пути Иеровоама, сына Наватова», частую их погибель от руки разных заговорщиков и истребление всего их рода «до мочащагося к стене» (особ. 3Цар.14:10;15:25–34;16:1–34 ; 4Цар.9:30–37;10:1–30;15:8–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Из особенных местных представлений Ваала в ветхом завете поименованы следующие: а) Ваал – завета (ba’al berith), имевший храм в Сихеме ( Суд.8:33; 9:4 ), обоготворялся в качестве бога, союза, (el berith 9, 46) т. е. в качестве защитника и стража союзов подобно, как и Ζες ρκιος, Deus fidius. 734 b) Ваал мух ( ba’al zebub) Веелзевув, повелитель мух, который производил, посылал, но так же и прогонял рои мучительных мух, производящих в южных странах даже болезни. Подобно, как Ζεος πμνιος эолийцев, Μυαγρος, Deus myiodes или myiagros Плиния, Веельзевув считался божеством – прорицателем, и потому Охозия израильский посылал в Аккорон спросить его о своей болезни ( 4Цар.1:2 и д.). 735 с) Ваал – Пеор (ba’al ре’ог), Моавитское божество, которому Израильтяне начали совершать служение в то время, когда находились в пустыне на полях моавитских, Числ.25:1 и д.; 31:16; Нав.22:17 . Ваал – Пеор, вероятно тоже, что и Камос (kemosch), который считался у Моавитян богом войны, и которому Соломон для своих жен – Моавитянок соорудил баму на южном склоне Елеонской горы ( 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:13 ). 736 В качестве бога войны, Ваал-Пеор назывался у Греков ριλ, т. е. лев божий, и изображен на монетах Ариополиса (Ар или Раввав – Моав), стоящим на столпе и держащим в правой руке меч, а в левой – копье и щит с двумя огненными факелами в стороне. Моавитянс закалали этому божеству жертвы, устрояли в честь него жертвенные пирушки, совершавшиеся в домах разврата, и в трудные времена приносили даже детей в жертву для умилостивления ( 4Цар.3:27 ). По свидетельству Суд.11:24 , Камос дал Аммоннитянам их землю точно такъ же, как Израильтяне получили свое наследие от Иеговы. Принимая во внимание родство обоих народов по своим родоначальникам из указания кн. Судей мы в праве заключать, что Камос не только обоготворялся Аммонптянами, но и был если не тожественен, то во всяком случае весьма сроден с аммонитским божеством Милком или Малкам или Молех (milkom 3Цар.11:5,33 ; 4Цар.23:13 , malkam Иер.49:1,3 ; Ам.1:15 , molek 3Цар.11:7 , которому Соломон также соорудил алтарь. Более о почитании сего божества ничего неизвестно. 737

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

светилам (см. Втор.4:19,17:3 ; 4Цар.17:16 ). «Силой небесной писатель называет солнце, луну и звезды» (блаж. Феодорит вопр. 53). Кроме жертвенников ассирийским божествам (светилам), к культу последних принадлежали также поставленные теперь у входа в храм кони в честь солнца ( 4Цар.23:10–11 ). Подобно Ахазу ( 4Цар.16:3 ), Манассия совершал также омерзительный и ужасный культ Молоха (ст. 6), а равно не уступал Ахазу и в склонности к волшебству, прорицаниям (ст. 6, ср. Ис.8:19,29:4 ). Всем этим, особенно водворением отправлений языческих культов в самом храме Иеговы (ст. 7, ср. 3Цар.8:15,9:3 ), фактически уничтожалось самое избрание народа иудейского в народ Божий, терялось и его право на защиту и покровительство Божие (ст. 8, ср. 2Цар.7:10 ). Иудеи при Манассии поступали даже хуже истребленных некогда Иеговой ради народа своего народов хананейских (ст. 9): глубокий религиозный синкретизм, заявивший себя теперь с большей силой, чем при Ахазе (ср. прим. к 4Цар.16:10 ), по суду священного писателя, оказывается худшим чистого язычества (ср. 2Пар.33:2–9 ). Как понять, чем объяснить тот факт, что у благочестивого, истинно теократического царя оказался столь резко противоположного направления сын и преемник, что все благодетельные реформы первого были уничтожены и низложены реакцией последнего? Прежние толкователи в объяснение этого считали достаточным указать на злую волю самого Манассии и на развращающее влияние на него придворной партии, сохранившейся еще от времени Ахаза. Блаж. Феодорит говорит: «что в существах одушевленных преобладает не природа, но воля, свидетель тому Манассия, оставивший благочестивый образ отца и пошедший противоположным путем» (вопр. 53). Другие толкователи полагают, что, вступив на престол, Манассия (как некогда Иоас по смерти Иодая ( 2Пар.24:17–18 )) поддался влиянию нечестивой придворной партии, даже при Езекии противодействовавшей авторитету пророков ( Ис.28:7,30:9–10 ), а после его смерти решившейся находить в Иерусалиме и Иудее чистое язычество.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исходным пунктом для определения века Авдия считается разрушение Иерусалима, о котором говорит пророк. Но едва ли в древности найдется другой город, который бы поспорил с Иерусалимом в числе выдержанных осад, разграблений и опустошений. Мы остановимся на истории Иерусалима со времени царствования преемников Соломона, когда для него по преимуществу настает время осад и разграблений, а вместе с тем время, к которому критики приурочивают век пророка Авдия. В 976 г. до Р.Х., в 5-й год царствования Ровоама, Иерусалим был разграблен Египетским царем Сусакимом ( 3Цар.14:25 ; 2Пар.12 ); в царствование Иорама он подвергся (892 г.) нападению филистимлян и аравитян ( 2Цар.21:16 ); при Амасии (848–819 г.) Иоас (849–834 г.), царь израильский, разрушил часть стен Иерусалима ( 2Пар.25:14–24 ; 4Цар.14:8–14 ); при Ахазе (741 г.) Иерусалим осаждали Рецин, царь Дамаска, и Факей, царь израильский ( 4Цар.16:2 ). В 607 г. Навуходоносор овладел Иерусалимом в первый раз ( Дан.1:1 ; Иер.25:1 ); в 589 г., в начале лета, в Иерусалим ворвались халдеи ( 4Цар.24:10, 25:2 ; 2Пар.36:10 ; Иер.39:2, 52:5–10 ), а через месяц Навузардан сжег храм, дворец и весь город и разрушил стены ( Иер.52:12 ). В состоянии разрушения город находился до 537 г., до указа Кира. После прибытия иудеев из Вавилона началось восстановление города и 445 г. до Р.Х. Неемией были восстановлены стены. Спустя столетие, в 320 г., Птолемей Сотер снова овладел Иерусалимом. На этом завоевании Иерусалима мы остановимся, ибо никакая критика не относит книги прор. Авдия к дальнейшему времени. Сравнивая перечисленные нами сейчас осады, разграбления Иерусалима с тем разграблением, о котором говорит прор. Авдий, мы приходим к следующему заключению. Под разрушением Иерусалима, о котором упоминается в книге прор. Авдия, ни в каком случае нельзя разуметь первого разрушения (при Ровоаме), ибо в то время идумеи были еще подвластны иудеям и потому не могли принимать деятельного участия в разрушении Иерусалима, как говорит об этом прор. Авдий. Гофман, Делич 16 и отчасти Кейль 17 , а из русских – Х. Орда 18 и г. Смирнов 19 держатся того мнения, что Авдий пророчествовал в царствование Иорама, т.е. между 899–892 гг. перед Р.Х. и, следовательно, под взятием Иерусалима разумеют взятие его филистимлянами и аравитянами. Но мнение это, при сравнении обстоятельств, при которых совершилось завоевание Иерусалима последними, с обстоятельствами взятия Иерусалима по книге прор. Авдия, – оказывается несостоятельным. Прежде всего, в самом тексте не говорится, чтобы филистимлянам и аравитянам при разрушении Иерусалима помогали идумеи. С другой стороны, идумеи были только что разбиты Иорамом ( 4Цар.8:20–22 ), были, следовательно, значительно обессилены им, не решились бы вскоре после жестокого поражения восстать на своего победителя. Наконец, филистимляне и аравитяне, по словам книги Паралипоменон, разграбили только дом царев ( 2Пар.21:17 ), а не самый Иерусалим. Пророк же Авдий говорит о разрушении самого города и разрушении полном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

Упоминаемый в ( 4Цар.25:27 ) – Евилмеродах (561–560), оказавший многие милости Иехонии, был сын его. 405 Любопытно сопоставить здесь между собой и Иосифом несколько библейско-хронологических дат об этом Навуходоносоре, занимающем вообще почтенное место в Библии. Первый год (606–605) его воцарения (и начало Вавилонского плена) падает на 4-й год Иоакима Иудейскаго (сына Иосии – Иер.25:1 ). 10-й год Седекии совпадает с 18-м Навуходоносора ( Иер.32:1 ). В 11-й год Седекии взят Иерусалим ( Иер.39:2 ) – в 19-й Навуходоносора 406 ( 4Цар.25:2–8 ; срв. Иер.52:12, 30 ). Переселение Иехонии, совпадающее с 1-м годом воцарения Седекии, было в 8-й год Навуходоносора (срв. 4Цар.24:12 ; Иер.52:28 == 2Езд.1:45 ). Наконец, 37-й год по переселении Иехонии был годом воцарения Евилмеродаха, сына Навуходоносора ( 4Цар.25:27 ; Иер.52:31 ), и годом смерти последнего. Если возьмем 6 (слишком) лет Иоакима (протекшие от 1-го года Навуходоносора до последнего года Иоакима) ++ 37 лет плена Иехонии (куда входят также 11 лет Седекии), получим как раз ту цифру, которой, измеряется, по Иосифу, время царствования Навуходоносора – 43 слишком года. Отдельные совпадения, указываемые при этом священными книгами, как видим, вполне точны и безупречны, и хорошо подтверждают общее. После Навуходоносора (604–561) книга Даниила приводит прямо события из царствования Валтассара, игнорируя явный и заметно значительный промежуток, успевающий предать некоторому забвению громкую славу и величие Даниила (V, 11, 13). По Иосифу, этот промежуток восполняется упоминанием о 18-летнем царствовании Евилмеродаха, сына Навуходоносорова 407 , 40-летнем – Ниглисара, сына Евилмеродахова 408 и 9-месячном – Лавосордаха 409 , который был непосредственным предшественником, но Иосифу, Валтассару, называвшемуся у Вавилонян – Навоандилом. 410 На 17 году этого Навоандила окончилось, по Иосифу, поколение царей, происходивших от Навуходоносора, и прекратило свое существовало Вавилонское царство (539 г.). Но если, таким образом, Валтассар не был непосредственным и даже только ближайшим преемником Навуходоносора, то как примирить это с неоднократным наименованием Навуходоносора «отцом» Валтассара, в выраженьях ( Дан.5:11, 18, 22 ): «Навуходоносор, отец твой«… «отцу твоему Навуходоносору»… «и ты, сын его, Валтассар??».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Ср. ( 4Цар.12:5–16 ). В данном разделе есть несколько дополнительных сведений к тем фактам, которые приведены в главе ( 4Цар.12 ) об устройстве работ по исправлению и улучшению храма. Из сведений этих мы видим, как опустился нравственный уровень священников, в руках которых сосредоточивались приношения серебра в храм Господень и которые растрачивались ими. (Властов, «Священная летопись», т. IV, ч. III, с. 189). Деньги для реставрации храма, по словам царя Иоаса, должны были составиться от регулярного сбора «дани, установленной Моисеем для скинии собрания» (ст. 5–6, 9), т.е. выкупного полсикля, обязательно вносимого всяким мужчиной, достигшим двадцатилетнего возраста и поступающим в народное исчисление, так называемого «выкупа душ» по закону ( Исх.30:13–16 ) (см. «Толковую Библию», т. I, с. 380). При Моисее «каждый, заплативший этот налог, участвовал в постройке скинии, в том общем деле, которое создавало религиозное и политическое единство нации» (Властов, «Священная летопись», т. II, 1878, с. 211). И хотя в книге Исход не сказано, что это ежегодная дань, но очевидно, ее считали такой (ср. ( Неем.10:32–33 ; Мф.17:24 ); И. Флавий, «Иудейские Древности, III, 8,2; Властов, «Священная летопись», т. IV, с. 189, примеч. 15). К деньгам от подушного оклада могли присоединяться и выкупные деньги от лиц, посвятивших себя на служение храму, взамен действительной службы их при нем ( Лев.27:1–7 ), а равно и пожертвования на храм (ср. ( Исх.25:2 ; Исх.35:5,21 ); см. «Толковую Библию», т. I, c. 354,396, т. II, с. 516). При этом согласно ( 2Пар.24:5,9 ) священники и левиты должны были не только на месте, при храме, принимать все эти денежные поступления ( 4Цар.12:5 ), но и обходить для этой цели не Иерусалим только, но и всю Иудею. Кроме того, ввиду недостаточной энергии священников и левитов в этом деле ( 4Цар.12:6–7 ) устроена была особая кружка при воротах храма (при северных воротах внутреннего двора) для приема пожертвований (ст. 8), приток которых затем быстро начался (ст. 10). Это был «первый исторический кружечный сбор, получивший затем большое развитие во втором Иерусалимском храме» (проф. А. А. Олесницкий , «Ветхозаветный храм», с. 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хотя Молох находится в родстве с ханаанитским Ваалом, однако на введение детских жертв в Иудее мы должны смотреть, как на следствие знакомства Израильтян с ассирийскими божествами огня. Говоря это, мы однако не имеем в виду утверждать, что и самое служение Молоху происхождением своим обязано Ассирии. 748 Происхождение этого культа покрыто мраком неизвестности точно так же, как и самая идея, из которой он вытек, остается еще спорною и совершенно невыясненною. 749 Принесение детей в жертву выражено фразою: проводить детей в огонъ Молоху ( 4Цар.23:10 ), короче, проводить детей в огонь ( Втор.18:10 : 4Цар.16:3; 17:17; 21:6 ; 2Пар.33:6 ) или проводить Молоху ( Иер.32:35 ); оно состояло не в простом очищении или люстрации чрез огонь, но в сожжении предварительно закалавшихся детей, 750 которое понималось в значении прохождения, вероятно в том смысле, что дети «по разрушении земной, нечистой скверны их тела достигали соединения с божеством». 751 6. В настоящее время нельзя сказать ничего совершенно определенного о тех божествах, которым поклонялись языческие колонисты, переселенные в Самарию Асарданом, 4Цар.17:30 . Боги Сепарваима, Адрамелех и Анамелех, должно быть находились в родстве с Молохом, потому что служение им так же, как и поклонение Молоху, сопровождалось принесением детей в жертву. Нергал, бог Кутийцев, по свидетельству раввинов, изображался в виде петуха, Ашима – в образе лысого козла, Нивхаз – в форме собаки и Тартак в образе осла; Нисрох представлял собою божество с орлиною головою. Наконец, Суккот-бенот, без сомнения, находились в связи со служением Милитте, хотя остается еще неизвестным, назывались ли этим именем маленькие храмики в виде шатров или же так назывались самые идолы, изображавшие божество. 752 7. Идолослужение всегда сопровождается обыкновенно ворожбою, прорицательством и волшебством подобно тому, как с откровенною религиею соединяются предведение, пророчества и чудотворения живого Бога. Хотя всякие фальшивые искусства строго запрещены были Израильтянам в законе ( Исх.22:18 ; Лев.19:26,31; 20:6,27 ; Втор.18:10 и д.), однако во времена нечестия Израильтяне сильно были привязаны к такого рода искусствам ( 1Цар.28:3,9 ; 4Цар.21:6; 23:24 ; Ис.8:19 ; Мих.3:11 ; Иер.29:8 ; Зах.10:2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Иоакиму посвящены ст. 13–19. Иеремия обличает его алчность и тщеславие, сравнивая Иоакима с его отцом Иосией, который тут представлен идеальным наследником трона Давидова (15–16). Иеремия отдает Иосии должное, вспоминая о проведенной им реформе (см.: 4Цар. 22 – 23 ). О самой реформе не говорится прямо, поскольку она не смогла предотвратить окончательное развращение и, как следствие, падение Иудеи. Иоакима пророк обвиняет во всякого рода беззакониях, против которых он часто восставал (6:13; 7:6; 26:20–23). Поэтому корыстный царь–притеснитель даже не удостоится почетного погребения и плача (слова: «увы, брат мой!» и «увы, сестра!» – это обращение друг к другу профессиональных плакальщиков на похоронах). Хуже того, Иоаким будет погребен «ослиным погребением», то есть будет выброшен, словно падаль, за городские стены. Царь Иоаким умер в 598 г. до н. э., когда Навуходоносор подошел к Иерусалиму, чтобы наказать город за попытку мятежа ( 4Цар. 24:6 ). Тем не менее из Писания не видно, как именно погиб и как был погребен Иоаким (см.: 4Цар. 24:2–6 ; также см.: 16:5–6). Теперь пророк говорит о самом Иерусалиме, обращаясь к нему во втором лице единственного числа (20–23). Горы, с которых Иерусалиму следует воззвать к союзникам (Ассирии и Египту; ср.: 2:36), названы как наиболее высокие «точки», откуда видна вся Палестина. Ливан находился на севере, Васан – на северо–востоке, Аварим – на юго–востоке. Постоянное непослушание Иудеи привело к тому, что она осталась без поддержки. Пастыри здесь – правители народа, то есть цари (21.22; ср.: 7:25–26). Ливан в ст. 23 символизирует царский дворец ( 1Цар. 7:2 ). Дальше упоминается Иехония, который унаследовал престол от своего отца Иоакима после его низложения (ср.: 4Цар. 24:6 ). В ст. 24 говорится о перстне с именной печаткой, которую знатные люди носили на правой руке как знак своей власти. Тут перстень является символом принадлежности Богу, а значит – символом завета. Но даже это не спасет нечестивого царя от плена (24–27). Последние строки посвящены судьбе всех наследников престола Давидова по линии Иехонии. Его изгнание станет изгнанием всего народа из земли, некогда дарованной им Господом. Ст. 29 выражает скорбь Господа об опустении Своей земли (ср.: 2:7; 12:4). В последнем стихе содержится пророчество о том, что никто из потомков Иехонии не будет «владычествовать в Иудее». И действительно, хотя у царя Иехонии были дети (28; ср.: 1Пар. 3:17–18 ), никто из них не занял престол. Эта ветвь рода Давидова заканчивается на Седекии, который приходился Иехонии дядей. 23:1–8 Новый царь из рода Давидова

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010