и сказал: говорит Валаам... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего» ( Числ. 24,1–4 , ср. ст. 16). Ср. историю «человека Божия», обманно приглашенного к пророку, о котором тем не менее говорится: «когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его» ( 3Цар. 19, 18 ); «и сказал: так говорит Господь». О пророке Ахии , к которому обратилась жена Иеровоамова, говорится: «и сказал Господь Ахии» (и проч. 3Цар. 14, 5 ), и сказал Ахия жене: «так говорит Господь Бог Израилев» (7), и далее излагается самое пророчество: «так Господь сказал» (11). О пророке Илии говорится: «было слово Господне к Илии» ( 3Цар. 17, 8; 18, 1 ), «и была на Илии рука Господня» (18, 46). Сюда же относится богоявление Илии у горы Хорива ( 3Цар. 19, 5– 18 ), а также рассказ о двух пророках: Седекии (лжепророк) и Михее ( 3Цар. 22, 11–25 ) – и истории о вознесении Илии на небо с сообщением «духа» его вдвойне пророку Елисею ( 4Цар. 2,1–15 , ср. 3,15). Ср. рассказ о Иозииле , на которого «сошел Дух Господень среди собрания» (Парал. 20, 18). У пророка Михея (3, 8; читаем: «я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости», и у Захарии (7, 12): «сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков». С особенной силой и постоянством мы имеем это указание на пророческое вдохновение от Духа Божия в книгах великих пророков о слове Божием: «слово, которое было в видении к Исаии» (21), « и сказал мне Господь» (8, 1), и в других местах (и даже: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру», 45,1). Также у Иеремии (от 1, 4 и по всей книге), у Иезекиля : «и видел я видения Божия» (1,4), «и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне (2, 1 и в др. местах), «и вошел в меня дух» (2,2; 11,5), «и была на мне рука Господня» (8,1 и в др. местах). Все эти разные, но в сущности своей равнозначные выражения свидетельствуют о Духе Божием, «глаголавшем пророки», причем, однако, это выражение символа представляет собою уже догматическую экзегету текстов в применении именно к Духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

второй год Дария, а в 69 70 ст. (по канонич. книгам составлен весь отдел 7 70 ст.) эпоху Кира. Исторический вывод ясен! Тоже необъяснимое «недоумение» продолжается и в следующей, 6-й главе. По 4 главе (47 57 ст.), Дарий издает указ ко всем начальникам Келесирии, Фяникии, Ливана, «чтобы никто не подходил к дверям Иудеев, чтобы даваемо было на построение храма в Иерусалиме, доколе не будет построен храм, чтобы Иудеям дана была свобода строить город» и пр. А по 6-й главе (3 5 ст.) правители Сирии и Финикии явились к Зоровавелю и стали спрашивать: «с чьего разрешения вы строите сей дом и сей кров и все прочее»? Зоровавель и старейшины иудейские ссылаются почему-то (очевидно согласно 1 Ездры 5 главе) на указ Кира (а не Дария, который они должны бы по 4 главе иметь и предъявить, да его должны бы иметь и эти персидские правители!); об этом доносят указанные чиновники Дарию, а он отыскивает указ Кира в Екбатанах (6:21–34). Как будто Дарий забывает о своем собственном указе. По 4:44 Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир», a по 1Ездр.1:7–11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но, напротив, отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2 ; 4Цар.25:13–16 ; 1Ездр.1:7 ). По 4:50 все Иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36–37) такой свободы не было дано. Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 3 – 5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (4:1–12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (3:18–24) и распутством (4:24–31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, a истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса ( 3Цар.15:28–29 ). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея ( Втор.28:26 ; Иер.8:2,12:9 и др.), 12–13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он – за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом 13 , – войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (ст. 11). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии – лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15–16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения – образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар.15:29,17:23,18:11 ). «За то, что они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τ λοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., ( Суд.6:25,30 ) (Гедеон срубил ашеру – священное дерево Ваала) или ( Втор.16:21 ) (запрещается садить ашеру – рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини ( Ис.27:9 ; Втор.7:5 ), хотя обычно в связи с рощами ( Ос.4:13 ; Иез.6:13 ; Ис.1:29 ; Иер.17:2 ). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются ( Суд.2:13,10:6 ; 1Цар.7:4 ). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308–322. 3Цар.14:17 .  И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. 3Цар.14:18 .  И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—79— в благословении, преподанном Израилю, упоминает о том, что не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрёк через раба Своего Моисея ( 3Цар.8:51,53,56 ). „Печь железная“ – выражение, употреблённое в книге Второзакония 3390 ; благие слова, изречённые Моисеем – это его благословения, содержащиеся также во Второзаконии; равным образом, идея отделения Израиля в удел из всех народов земли чаще и яснее выражается опять же во Второзаконии. Следовательно, молитва Соломона, в связи с завещанием Давида, даёт прямое доказательство того, что 1) Второзаконие существовало до Давида, 2) что его происхождение приписывалось Моисею. При Соломоне ещё хранились скрижали завета, которые положил туда Моисей на Хориве ( 3Цар.8:9 ; сн. Втор.10:5 ). В 4-й книге Царств ( 4Цар.14:5–6 ) встречаем формальную цитацию из книги закона Моисеева. Амасия умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так-как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за своё преступление должен быть наказываем смертью. Приводится с буквальной точностью 16 стих 24 главы Второзакония (ср. 2Пар.25:3–4 ). В царствование Иосии, в 18 год, первосвященник Хелкия нашёл в храме книгу закона и через Шафана писца передал её Иосии; когда Шафан прочитал её пред царём, то последний разорвал одежды свои и отправил нарочитых мужей к пророчице Олдаме вопросить Господа о словах найденной книги. Пророчица Олдама сказала им: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его, – все слова книги, которую читал царь Иудейский 3391 . Впечатление, произведённое на царя чтением книги, и содержание её, вкратце переданное в словах пророчицы, – ясно показывают, что это опять-таки было Второзаконие, что явствует и из нижеследующих распоряжений царя: Иосия повелел народу совершить —80— пасху, как написано в книге завета, потом истребил. вызывателей мёртвых, и волшебников, и терафимов, w идолов.., чтоб исполнит слова закона, написанные в книге, которую нашёл Хелкия священник 3392 . Предписание о пасхе есть во Второзаконии – гл. 16; постановление против вызывателей мёртвых, волшебников и пр. находится там же в 18 главе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аравия, одна из самых значительных стран на востоке и юге Палестины. Она разделяется на три части: Пустынную (на востоке Палестины), Счастливую (юго-восточный край ее) и Каменистую (на юге Палестины). В Каменистой Аравии замечательны горы: Синай , одиннадцатый стан Израильтян во время шествия их в землю Обетованную ( Исх.19:18–19 ). Она находится на полуострове, образуемом двумя рукавами Чермного мори или заливами Иерапольским, который простирается к северу, и Еланитским, который простирается на восток. Хорив , на западе Синая. У Хорива Господь явился Моисею в купине и повелел ему вывести Израильтян из Египта ( Исх.3 ). В пещере Хорива скрывался пророк Илия от Иезавели ( 3Цар.19:8–9 ). Ор , на границах Идумеи; на вершине этой горы умер Аарон ( Чис.20:28 ). Горы Сеир ; они на юге Мертвого моря примыкают к цепям гор, которые тянутся на востоке и западе Иордана. Горы Сеир простираются до Еланитского залива. Гора Сефар : Сыновья Иоктана: Алмодад, Шалеф, Хацармавеф, Иерам, Гадорам, Узал, Дикла, Овал, Авимаил, Шева, Офир, Хавило и Иовав, заняли страну «от Меши до Сефара, горы восточной» ( Быт.10:26–30 ). Думают, что гора Сефар находилась на юго-востоке Аравии. Петра , в Идумее, главный город Наватеян, так названный потому, что был построен на скале. В 4 кн. Цар. говорится, что Амасия, царь Иудейский, поразив десять тысяч Идумеян на долине Соляной, взял Селу войною и дал ей имя: Иокфеил (зн. скала). Думают, что Села есть Петра ( 4Цар.14:7 ). Феман , город Идумеи; жители его славились мудростью. «О Едоме так говорит Господь Саваоф: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало совета у разумных? Разве оскудела мудрость их?» ( Иер.49:7 ). Из Фемана происходил друг Иова Елифаз ( Иов.4:1 ). Елаф и Ецион-гавер , на берегу Еланитского залива. «Царь Соломон сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елофе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону» ( 3Цар.9:26–28 ). Кроме золота, из Офира привозилось красное дерево и драгоценные камни ( 3Цар.10:11 ; 2Пар.9:17–18 ). Некоторые полагают, что Офиром в Св. Писании называется восточная Индия (Бохарт). Флот Соломонов ходил также из Ецион-Гавера в Фарсис. О Фарсисе также существуют различные мнения. Св. Писание говорит, что флот, ходивший в Фарсис, употреблял на плавание три года, привозил золото, серебро, слоновую кость, обезьян и павлинов ( 3Цар.10:22 ; 2Пар.9:21 ); поэтому толкователи ищут Фарсис в странах, богатых означенными произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Затем об остальной обстановке еврейских комнат всего лучше можно судить по той комнате, которую устроила женщина Сонамитянка для пророка Елисея. „В один день прошел Елисей в Сонам. Там одна женщина упросила его к себе. И сказала она мужу своему... Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет ходить к нам, пусть заходит туда“ ( 4Цар. 4:8–10 ). В комнате Елисея была постель. Постель устроилась большею частью прямо на полу, но иногда и на особого рода низкой кровати. Так, при рассказе о том, как Иудифь убила Олоферна, замечается, что, убив, она сбросила с постели тело его ( Иудиф. 13: 9 ). Пророк Амос также укоряет иерусалимских богачей за то, что они слишком нежатся на богатых ложах своих. „Горе вам, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших“ ( Ам.6:4 ). Еврейские слова митта и ерес означают или ложе, постель в том смысле как мы их разумеем, то есть кровать для спанья ночью и для лежания больным ( Быт. 48: 2; 49: 33 ; 1Цар. 28:23 23; Пс. 6: 7; 40: 4 ; Иов. 7:13 ; Ис.28: 20 ) или диван, стоявший вдоль стены ( Иез.23:41 ; Ам.3:12; 6:4 ). В библии, читаем у одного исследователя, встречаются разные названия седалищ. Одни из этих названий происходят от глаголов, означающих лежание, другие – сидение. Последние встречаются реже. Из этого можно заключить, что у евреев только богатые и знатные люди имели особые седалища в собственном смысле; все прочие довольствовались или небольшим ложем, стоявшим в углу комнаты, или же делали, как и теперь на Востоке, вокруг стен в приемной комнате небольшое возвышение, на котором лежали подушки и ковры, у людей зажиточных составлявшие предмет особой роскоши. Упоминаются в Библии и принадлежности кровати: покрывала или ковры, матрасы и подушки ( Суд. 4:18 ; Иез.13:18–21 ). В книге Притчей (7: 16) блудница восхваляет свое ложе, покрытое богатыми тканями, из египетского льна, и коврами, и надушенное миррою, алоем и корицею. В комнате Елисея был стол. Стол в комнате по всей вероятности устроялся очень низкий, подобно тому, какой велено было Моисею устроить для скинии. „И сделай стол из дерева ситтим, длиною в 2 локтя (1¼ аршина), шириною в локоть (10 вершков), а вышиною в 1½ локтя, (1 аршин) ( Исх. 25: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Глава эта состоит из двух частей: обличительной (ст. 1–18); и утешительной (ст. 19–33). Обличительная часть разделяется на два члена. Первый член относится к Ефремлянам (ст. 1–7). Второй член относится и к Ефремлянам и Иудеям, которые одобряли совет Ефремлян касательно испрошения помощи у Египтян, или в последствии последовали ему (ст. 8–18). Утешительная часть также разделяется на два члена. В первом члене излагаются благодеяния, которые будут сообщены церкви после освобождения ее (ст. 19–26). Во втором члене изображается строгий суд Божий, который совершится над Ассириянами (ст. 27–33). Объяснение Обличительная часть Член первый, в котором обличается совет Ефремлян касательно призвания Египтян на помощь а) Предложение Ст. 1. Горе непокорным сынам, говорит Господ, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху. Ст, 2. Не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою Фараона и укрыться под тению Египта. Пророк от лица Бога возвещает Ефремлянам горе за то, что они составляли совет – вступить в союз с Египетским царем против Салманассара, ткали или устроили покров, т. е. искали покровительства у Египтян, под защитою которых надеялись избавиться от врагов, и упрочить свое благосостояние; а Бога не только не вопрошали об этом, но даже, вопреки всем запрещениям Пророков, послали послов к Египтянам; по своему неверию не просили у Бога помощи, которую Он всегда обещал подавать, лишь бы только они верны были Богу. Ефремляне надеялись больше на помощь людей, нежели на силу Божию. И этим прилагали грех ко греху, т. е. при всем том, что вдались в идолопоклонство и пороки, они еще тяжко согрешали неверием, отвержением надежды на Бога. б) Предсказание о несчастном конце этого совета Ст. 3. Но сила Фараона будет для вас стыдом, и убежище под тению Египта – безчестием. Это потому, что или Фараон отказал в помощи, или войска его не могли отразить Салманассара от Самарии. ( 4Цар.17:4 ). Ст. 4. Потому что князья его уже в Доане, и послы его дошли до Ханеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

25). У Лукиана в шуточном диалоге Мениппа, попавшего на небо, и Зевса последний говорит: «Ведь было время, когда я был для них [людей] и пророком, и целителем...» (Икароменипп, или Заоблачный полет 24). Это было характерно не только по отношению к богам: философ Эмпедокл из Акраганта (имевший прозвище «запретитель ветров») в сохранившемся только во фрагментах сочинении «Очищения» замечает, что в какой бы город он ни пришел, всюду за ним следуют мужчины и женщины: «Одним нужны предсказания, другие по поводу болезней всевозможных спрашивают, что бы услышать целительное слово, давно уже терзаемые тяжкими муками» ( Климент Александрийский . Строматы 6. 30). Философы, пророки и колдуны не сильно отличались друг от друга не только в народном сознании, но и в римском праве. Но если магия всегда подвергалась запретам 456 , то на философов и пророков гонения устраивались время от времени. Тем не менее даже императоры часто не делали различия между магией и философским образом жизни. Про императора Нерона было известно, что он «не терпел философов: ему казалось, будто они рассуждают о пустяках, а втихомолку занимаются волхвованием» (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского 4. 35). Что касается Ветхого Завета, то маги причислялись к одной категории с лжепророками, а потому исключались из народа Божиего ( Втор. 13; 18:10–14 ). Однако отношение к магической технике было сложнее 457 . Скажем, описание исцеления в Книге Товит выглядит как изгнание демона магическими средствами ( Тов. 6:8 : «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться»; Тов. 8:2–3 : «[Товия] взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел»). В Ветхом Завете, как уже говорилось, именно Бог описан как Тот, Кто исцеляет от болезней ( Быт. 20:17 ; Исх. 15:26 ; Втор. 32:39 ; Иов. 5:18 ; Пс. 102:3; 145:8 ; Ис. 57:18–19 ; Ос. 6:1 ), хотя чудесные исцеления часто подаются через Его слуг – «людей Божиих» (пророков и др.: Числ. 21:4–9 ; 3Цар. 17:17–23 ; 4Цар. 5:1–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

О рощении священнослужителями длинных волос и о служении с покрытой головой 1Кор.11:4:7, 14 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Объяснение. Здесь запрещается покрывать головы при молитве «всякому мужу», а в Писании мужами называются собственно простолюдины, и об них-то, а не о священниках говорит апостол, называя их братия(ми): 1Кор.11:2 . Священники не просто мужи, но при исполнении своего служения как Ангелы Господни: Откр.2–3 глав.; Мал.2:7 . Обычай покрывать иерархическим лицам голову свою имеет основание в Священ. Писании: Лев.8:13 ; Зах.6:11 ; Откр.4:4 ; Исх.29:6–9 ; также имеет основание в Священном Писании и обычай православных пастырей носить длинные волосы. На востоке в глубокой древности был обычай: людям, посвящающим себя на служение Богу, во всё время своего служения, или что то же назорейства, не стричь волос: Чис.6:5 ; Суд.13:5 . Как назорей и во всём подобный пророку Илии, покрытому волосами: 4Цар.1:8 , и Иоанн Креститель Господень, несомненно, носил длинные волосы. Иисус Христос, великий первосвященник и назорей: Деян.22:8 , как свидетельствует история, носил длинные волосы. Также и апостолы, как посвящённые Богу и подражатели во всём Христу: 1Кор.11:1–5:14–15 . О ношении священнослужителями длинной одежды Мф.23:5 . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Объяснение. Здесь под «хранилищем» разумеются повязки на лбу и на руках со словами закона: Втор.6:8:18 ; священническая же одежда установлена Самим Богом: Исх.28:4 ; и из Нового Завета видно её употребление: 2Тим.4:13 ; Откр.1:13 . Мк.12:38–39 . «И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях; сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010