Допуская, что Хелкией найдено было все Пятикнижие, мы не видим, однако, необходимости считать найденную книгу, опираясь на узком буквальном понимании ( 2Пар.34:14 ) («рукою Моисея»: бейяд-Моше, может обозначать и простое посредническое участие Моисея в даровании закона Божия, ср. Иер.37:2 ), автографом самого Моисея. Клерик правильно замечает: «Satis est exemplar quoddam Legis antiquum fuisse irique anthenticum». Найденный в храме экземпляр был, очевидно, официальным храмовым (может быть, отличавшимся от употребительных у частных евреев качеством, письмом, материалом), который по предписанию Моисея должен был храниться в ковчеге Завета и в каждый субботний год прочитываться, в праздник Кущей, народу ( Втор.31:10–12,24–26 ), но, очевидно, по небрежности священников и под влиянием тяжелых условий для религии Иеговы при нечестивых царях Манассии и Амоне утерянный или намеренно скрытый от Манассии, который, по иудейской традиции, повелел отбирать и сжигать все экземпляры Торы. «Впрочем, хотя царь, (Иосия), рожденный от отца нечистого, и не знал предсказаний, содержавшихся в Св. Книгах, однако посему нельзя думать, что списков с них не было в руках иных благочестивых Иудеев» (Филарет, с. 270–271 прим. ). Богослужебная же практика совершалась священниками в это время, очевидно, по исписанному и по всегда верному закону преданию. Тем сильнее должно было быть впечатление от книги, поражавшей, быть может, самым архаическим видом. Впечатление чтения ее, в частности, на царя был потрясающим: подобно Езекии, ( 4Цар.19:1–2 ), в ужасе за судьбы своего народа Иосия разодрал одежды свои. Явное и постоянное нарушение народом предписанных в книге законов само собою наводило на мысль о близости тех кар и бедствий, которыми угрожал Бог народу за нарушение тех законов. Современные же политические обстоятельства и международные отношения внушали Иосии еще больший страх за будущность Иудеи. Страшная некогда Ассирия падала теперь под ударами вновь образовавшихся самостоятельных государств: Новохалдейского царства, имевшего решить судьбы Иудейского царства, Мидийского царства, Египта и особенно со стороны диких бродячих орд скифов, опустошительным ураганом пронесшихся (ок. 630 г.) от севера Месопотамии и Каспийского моря до самого Египта и на возвратном пути разграбившим страну Филистимскую ( Иер.5:15–17 ; Соф.2:4–5 . Herodotus I, 105; Dunker M. «Geschichte des Alterthums», Bd. I, 1863, 5, S. 750 и далее; Stade, Gesdt. I, 643 и далее; Еп. Платон, цит. соч. 266 и далее; «История Израильского народа», 1902, 104–105). Все эти симптомы новых политических катастроф в связи с покаянным чувством Иосии могли глубоко потрясти его благочестивое чувство, хотя слабость Ассирии могла и благоприятствовать свободному осуществлению религиозной реформы не только собственно в Иудее, но и в пределах бывшего Израильского царства (ср. 4Цар.23:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Очевидно, что он не имеет ясного понятия о религии Евреев, тем более, что он говорит об изваяниях в Иерусалиме: хотя быть может до него доходили слухи об идолопоклонстве, которое проявлялось иногда среди народа 603 . Об Самарии мы знаем из 4Цар. 17:9–17 , что она полна была идолов. По понятию Ассириян кумиры были хранителями города, в котором они находились, и город мог быть побежден и взят только, если боги осаждающих были сильнее богов осажденного. Именно с этой точки зрения и говорит царь Ассирийский. Надо еще присовокупить и следующее: Ассирияне имели в своем пантеоне высшее божество, Ассура (вероятно как память родоначальника), которому они приписывали некоторые свойства, которые откровенная религия приписывает Единому истинному Богу, что доказывает, что откровенные предания не исчезли среди этого народа бесследно. В Вавилонском Пантеоне Илу, как в Ассирийском Ассур, суть далекие неясные воспоминания об Едином Боге Творце мира, вынесенные из единой колыбели человечества 604 . Пророчество о будущих бедствиях Самарии и о замыслах Ассура против Иерусалима кончается на последнем стихе настоящей X главы. Далее в XI и XII главах мы видим Мессианские пророчества, а в последующих главах пророчества о судьбе разных народов и между прочим об Ассирии и Вавилоне. Окончание X главы мы считаем концом известного отдела пророчества, произнесенного (ср. гл. VII) в то время, когда Ахаз ждет нападения союзников, т. е. царей Израиля и Сирии Дамасской. Следующие пророчества должны относиться к несколько позднейшему времени. Возвращаясь к пророчеству читаемой нами X главы, мы напоминаем, что Исаия явно восстает против союза Иудеи с Ассирией, который задуман Ахазом, и разъясняет народу опасность этого союза и истинные цели и намерения Ассирии. Ахазу впрочем вскоре выяснилась та грубая ошибка, которую он сделал, призвав в помощь царя Ассирии, перед которым он унижался. Это очень ярко обрисовано в 2Пар. 28:16–24 и 4Цар. 16:7–10 . Ахаз послал к Феглаффелассару в Дамаск все, что нашлось из драгоценных металлов в Иерусалиме, но царь Ассирийский повидимому пришел с охранным войском и приближенными в самый Иерусалим к Ахазу, как указано в 2Пар. 28:20 , „но был в тягость ему“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Сохо» – было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине ( Нав.15:35 ); ср. ( 3Цар.4:10 ; 2Пар.11:7 ), другой в горах Иудиных ( Нав.15:48 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 96 и 97. О положении «Фимны» или Фамны (Onomasticon, 292) в гористой части Иудина колена см. комментарии к ( Быт.38:12–14 ) («Толковая Библия», т. I, с. 215); это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна ( Нав.15:10 ) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом ( Нав.19:43 ), но большей частью находилась в руках филистимлян (( Суд.14:1,2,5 ); см. комментарии о ней в «Толковой Библии», т. II, с. 92 и 189); это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (( Нав.19:50 ); Onomasticon, 500), где был погребен Иисус Навин ( Нав.24:30–31 ) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого , Святая Земля, т. II, с. 307–371 (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 120–121). О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом еврейском тексте ст. 16 стоит «к царям» – ал малхе, но в кодексе 188 у Кенникотта, в LXX, Вульгате, славянском тескте имеется единственное число: «к царю Ассирийскому»), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя. Стихи ( 2Пар.28:16,21 ), говорят совершенно согласное с ( 4Цар.16:7–8 ) (см. комментарии «Толковая Библия», т. II, с. 530–531). Вместе с тем ( 2Пар.28:20 ) добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя ( Ис.7:17,8:7 ), и как это фактически подтверждает ( 4Цар.15:29 ) свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства (ср. «Толковая Библия», т. II, с. 527–528). 2Пар.28:22 .  И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.29:33 .  Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота. 2Пар.29:34 .  Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники. 2Пар.29:35 .  Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем. 2Пар.29:36 .  И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно. Последующим моментом было восстановление регулярного храмового богослужения. Последнее открылось великой жертвой о грехе (стихи 21–24) именно за всего Израиля (ст. 24), а не за два только колена царства Иудейского, так как ко времени Езекии падение десятиколенного царства Израильского было только вопросом времени и скоро фактически осуществилось (ср. 4Цар.17:3–6,18:9–12 ), так что Езекия мог и жителей Израильского царства рассматривать, как членов единого Израиля (отсюда затем он призывает их в Иерусалим на праздник Пасхи, ( 2Пар.30:5–11 )). Сам обряд жертвы за грех в данном случае отличался особой, чрезвычайной торжественностью, превосходя числом жертв указанную в законе норму (ср. ( Лев.4 ), «Толковая Библия», т. I, с. 418–421). Возложение рук царя и собраний на козлов жертвы греха (ст. 23), составляя общую принадлежность жертвенного ритуала ( Исх.29:10 ; Лев.4:4 ), ближе всего напоминает возложение рук первосвященника на козла отпущения в день очищения (( Лев.16:21 ); «Толковая Библия», т. I, с. 463–465) Еще большей торжественностью отличалось совершение важнейшей из жертв – всесожжения (ст. 24–29). Кроме обычного, определяемого законом Моисеевым для этой жертвы ритуала (( Лев.1 ); «Толковая Библия», т. I, с. 409–413), совершение ее в данном случае аккомпанировалось оркестром храмовой музыки и пением – по уставу Давида и пророков Нафана и Гада ((ст. 25); см. ( 1Пар.23:5 ) и др). Устав Давида и двух приближенных к нему пророков здесь ставится в качестве равноценного, богодухновенного добавления к установлениям закона Моисеева о богослужении и жертвах (об употреблении инструментальной музыки и пения при богослужении и жертвах закон Моисеев не дает обязательных постановлений: постановления о трублении в трубы ( Лев.25:9 ; Чис.10:10 ) относятся к исключительным случаям); после плена вавилонского музыка сделалась постоянною принадлежностью ежедневного богослужения и жертвы ( Сир.50:18,20 ). По поводу сказанного в ст. 25 о Давиде блаженный Феодорит замечает: «это обличает неразумение ( τν φροσνην) иудеев, которые не допускают себе назвать великого Давида пророком, ибо здесь Писание, упомянув трех, присовокупило: ибо по повелению Господню был устав сей через пророков Его» (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. T. LXXX. Col. 850–852).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Егер, Каспари, Геферник, Генгстенберг 20 относят пророчество Авдия к веку Иеровоама II и Озии, относя взятие Иерусалима, упоминаемое во 2-м стихе пророчества Авдия, к взятию его ефремлянами в царствование Амасии ( 2Цар.25:22 ) 21 . Мнение это, при тщательном сличении некоторых параллельных мест Священного Писания , оказывается маловероятным. Авдий врагом Иерусалима называет sarim (11 ст.), что в Вульгате переведено alieni, а у LXX – λλτριοι. Названия эти в священном языке (напр., евр. Иоил.4:17 – ?; Иер.5:12 ; Втор.17:17 ) усвояются народам языческим, но не родственным иудеям израильтянам. Витринга, Карпцов, Кюнер 22 и отчасти митр. Филарет 23 относят век пророка Авдия ко времени Ахаза ( 4Цар.16:2 ). В продолжении своего 13-летнего царствования (741–728), Ахаз должен был вести постоянные войны со своими многочисленными врагами. Защитники этого мнения указывают на Рецина, царя Дамаска, и Факея, царя израильского, осадивших Иерусалим. Кроме того, они ссылаются еще на то обстоятельство, что в царствование Ахаза идумеи делали постоянные набеги на Иудею, уводили оттуда пленных и проч. Но из пророчества Авдия мы видим, что пророк повествует о полном разрушении Иерусалима, а между тем осада Иерусалима Рецином и Факеем не была успешна: Иерусалим не был взят врагами и не подвергался опустошению. Абен-Эзра, Лютер, Розенмюллер, Гендверк, Шпурер, Де-Ветте, Маурер 24 , Блек, Эвальд 25 , из русских – преосв. Палладий 26 и прот. Солярский 27 , считая взятие Иерусалима ( Авд.1:11 ) за взятие его Навуходоносором в 607 г. до Р.Х., а опустошение Идумеи относя к 583 г., помещают пророка Авдия в промежутке между двумя этими событиями. Нам остается упомянуть еще одно мнение о времени пророка Авдия, – мнение Гитцига 28 , который относит появление пророчества Авдия к 312 г до Р.Х., вследствие молвы о походе Антигона против Петры, столицы Идумеи, когда некто Авдий переработал пророчество одного из древних пророков. Последняя гипотеза основывается главным образом на поразительном сходстве Авд.1:1–9 с Иер.49:7–22 . Сходство это толковниками объясняется различно. По мнению епископа Палладия, «пророки, озаряемые Духом Божиим, могли говорить одинаково об одном и том же предмете» 29 . Объяснение это, могущее удовлетворить всякого верующего, недостаточно для отрицательной критики, которая, отвергая самую богодухновенность иудейских пророков, не может допустить, чтобы два человека могли говорить об известном предмете одними и теми же выражениями, одними словами, вполне одинаково, почти тождественно. Эвальд и Кюнер, после исследования священного текста, пришли к тому заключению, что ни Иеремия, ни Авдий не заимствовали друг у друга, но что оба они следовали другому более древнему тексту 30 . Мнение это, не имеющее за себя никаких твердых оснований, должно быть отвергнуто. Никто никогда не читал и не видал этого древнего текста; в Священном Писании нет ни малейшего намека на его существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

3Цар.8:23 .  и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. 3Цар.8:24 .  Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею. 3Цар.8:25 .  И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною». 3Цар.8:26 .  И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! (ср. 2Пар.6:14–17 ): вступление молитвы Соломона. Благодарение Богу за исполнение обетованного Давиду построения храма (ст. 23–24) и прошение об укреплении династии Давида на престоле (ср. ( 3Цар.2:4,3:6 ) блаженный Феодорит, вопр. 27). 3Цар.8:27 .  Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; 3Цар.8:28 .  но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. 3Цар.8:29 .  Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. 3Цар.8:30 .  Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. (ср. 2Пар.6:18–21 ): прошения о принятии Иеговой молений в храме. Но прежде дается ответ на возможное у верующего и мыслящего человека возражение: небо во всей его необъятности (таков смысл выражения: «небо и небо небес» (ср. Втор.10:14 ); конечно, здесь нет мысли об определенном количестве небес, как учили раввины) не может вместить премирного Бога, тем более рукотворенный храм не может считаться таким жилищем Иеговы, к которому пребывание было как бы прикреплено (ср. Ис.40:22,66:1 ): отношение Иеговы к храму Его имени – безусловно свободное снисхождение благодати и милости его к избранному народу (ст. 27); но во имя этого избрания народа и храма (ср. Втор.12:11 ; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ), Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (ст. 28–30), преимущественно о прощении грехов (ст. 30, 34, 36, 39, 46, 50). За этим общим прошением (ст. 29) следуют семь отдельных и более частных прошений (ст. 31–53); семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; 7 – число священное, число полноты и совершенства ( Быт.21:28 ; Исх.37:23 ; Лев.4:6 ) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошений молитвы Господней ( Мф.6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорят, что они происходят от персидского племени Бени-Самерек-бен-Кефарка-бен-Рай, переселившегося в Сирию со своими лошадьми, верблюдами и скотом, с мечами, копьями и луками 288 . Авторы XVIII в., каковы напр., Милль, Шульц, Реланд, также полагали, что самарянская народность образовалась исключительно из разнообразных восточных племен, переселенных ассирийскими царями в среднюю Палестину после разрушения десятиколенного царства 289 . В XIX в. такой взгляд, повторенный американским исследователем св. земли Робинзоном 290 , нашел себе горячего защитника в лице авторитетного Генгстенберга, пытавшегося представить многочисленные доказательства всецело языческого происхождения самарян 291 . На ряду с этим в литературе издавна существовало мнение, что по своему этническому составу самаряне были народом смешанным, образовавшимся из слияния колонистов ассирийских царей с прежним израильским населением, остатки которого уцелели в стране после завоевания царства. Такого мнения держатся все новейшие исследователи самарянства, каковы Гримм, Гайденгайм, Нотт, Аппель, Монтгомери 292 и мн. др. В настоящее время представляется несомненным, что из двух изложенных мнений должно быть признано правильным последнее. Древнейшие источники, каковыми являются 4Цар. 17:24–41 , 1Ездр. 4:1–10 и клинописные тексты, с полной определенностью указывают на языческий элемент в самарянстве. Сообщив о падении десятиколенного царства и пленении народа, писатель 4-й кн. Царств продолжает: „и перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима и поселил их в городах самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самарией и стали жить в городах ее“ (17:24). В книге же Ездры, во-первых, приводятся слова самарян, в которых они сами называют себя народом, переселенным Асарданом (4:2), а во-вторых, сообщается письмо их к персидскому царю, в котором руководители самарян перечисляют различные восточные племена, вошедшие в состав самарянской народности, и говорят, что эти племена переселены Аснафаром великим (4:9)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

2:9–10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10). 2 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля ( 4Цар. 17,24–41 ) свидетельствуют имена двух его сыновей Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь). Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6,17.18; 13,4). услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1,1 7,3 с постоянством рефрена (2,19; 4,1.7.15; 6,1.16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается. им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2,20; ком. к Езд. 4,3.4 ). 27,3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня. 2:11–18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их. 2:11–16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры ( Езд. 8,32 ). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же тайно. 2 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе. 2 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1,3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена ( Езд. 4,7–23 ). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию. построим стену. См. ком. к 2,5. 2 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2,7–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2Пар.25:19 .  Ты говоришь: вот я побил Идумеян, – и вознеслось сердце твое до тщеславия. Сиди лучше у себя дома. К чему тебе затевать опасное дело? Падешь ты и Иудея с тобою. 2Пар.25:20 .  Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским. 2Пар.25:21 .  И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском. 2Пар.25:22 .  И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой. 2Пар.25:23 .  И Амасию, царя Иудейского, сына Иоаса, сына Иоахазова, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей; 2Пар.25:24 .  и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию. Ср. ( 4Цар.14:8–14 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 522. Единственным поводом для Амасии послать военный вызов Иоасу израильскому (ст. 17) могло быть, как сказано уже, желание отомстить Израильскому царству за произведенные израильскими солдатами грабежи и убийства на территории Иудейского царства. Стих 20: «так как от Бога это...» – это замечание 2 Паралипоменон, находящееся только здесь, устанавливает религиозный прагматизм событий: причинную связь поражения Амасии с богопротивным служением его идолам Сеира (ст. 14 и д.): здесь имело место попущение Божие в отношении дурных действий человеческой воли, подобно как в ожесточении сердца фараона (( Исх.14:4 ) и другие места), или в отношении неразумия Ровоама (( 3Цар.12:15 ), см. «Толковую Библию», т. II, с. 424). Сильнее и, кажется, слишком резко, выражает мысль священного писателя 2 Паралипоменон Иосиф Флавий: «по моему мнению, сам Предвечный побуждал Амасию начать войну, чтобы наказать его за все его беззакония» («Иудейские Древности», кн. IX, гл. 9, 2). Справедливо указывают здесь у Иосифа Флавия следы его фарисейского мировоззрения, именно фарисейского учении о судьбе (ср. Г. Скарданицкого, «Фарисеи и Саддукеи», Киев, 1905, с. 79 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—71— не мог еще сделать этого, потому что Бог защищал Иудеев при царе Езекии. Так и мы, когда, оставив единого, действительного и истинного Владыку, стараемся угождать нечистым демонам: тогда непременно будем оплакивать самих себя и, рыдая над своими безумствами, окажемся лишенными Его благодати и помощи и будем проводить постыдную и безобразную жизнь. Вот это-то и означает хождение без обуви. Тогда мы подпадем власти поражающего нас сатаны и не будет уже никакого препятствия к тому, чтобы мы подверглись всякому бедствию. Ст. 10. Иже в Гефе не величайтеся, и Иенакимляне не сограждайте из дому на посмеяние, перстию посыплите посмеяние ваше. Эта речь темна и смысл прочитанных и последующих слов весьма не удобопонятен. Впрочем попытаюсь объяснить их, насколько могу. Когда война постигла города Самарийские и когда и другие, находившиеся под владычеством Иуды и Вениамина, города были покоряемы: тогда соседние иноплеменники и все смежные с землей иудейской и вблизи живущие народы, много насмехаясь, издевались над Израилем, как народом, совершенно лишенным помощи от Бога. Они воображали, что десница Спасающего должна оказаться немощной и бессильной против нападений опустошителей. Но им лучше было бы подумать о том, что те, которые дерзнули опечалить Спасителя и прогневить Бога, теперь подверглись страшным бедствиям и преданы в руки врагов. Но поскольку они имели в себе нелепую мысль, будто они силой своих божеств пребывают в полном благополучии, а Израиль погиб и совершенно истреблен по бес- —72— силию Спасающего: то поэтому-то Бог и самые города соседей предал Сеннахириму на опустошение. От того и Рапсак, обращаясь с речью к находившимся на стене Иерусалимской, вспоминал и об этих самых городах, говоря: где есть бог Емафа и Арфада? где есть бог Сепфаруима, Ана и Ава? еда избавиша Самарию из руку моею? ( 4Цар.18:34 ). Итак, Геф есть главный город Палестины или иноплеменников, называемых Филистимлянами. Равно и Енаким был также небольшой городок, лежавший на границах Иудеи, к южной пустыне. Хотя он находился под властью Иуды, но не питал расположения к Иудеям, напротив предан был соседним язычникам, говорю, Моавитянам и Идумеянам. Посему говорит: жители Гефа и жители Енакима! в бедствиях других не находите поводов к торжеству; не величайтесь по этому случаю! поскольку опустошен соседний с вами дом, то есть, Израиль: то вы по этому случаю, говорит, громко смеетесь, как бы пляской выражая радость свою о погибели людей. Не сограждайте из дому на посмеяние, но и сами, имея подвергнуться еще худшему, как бы некоторую персть посыпайте будущее посмеяние вас и оплакивайте свои собственные бедствия. Ведь будут над вами издеваться Вавилоняне и над погибшими жалким образом будут ругаться враги. Итак, весьма уместно напомнить следующие слова: аще падет враг твой, не обрадуйся ему, яко узрит Господь, и не угодно ему будет, и отвратит ярость свою от него ( Притч.24:17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010