– Необыкновенной ясности пророческого видения соответствовала и великая вера пророка, его твердое, всецелое упование на Бога, благодаря которым он жил среди современников так, как бы «дни грядущие» были уже близки. Пророк не допускал сомнения в том, что «прийдет в исполнение совет Святого Израилева» (5:19). «Я надеюсь, говорит он, на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Израилева, и уповаю на Него. Вот, я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе» (8:17–18), т. е. даже себя самого и детей пророк делает знамениями для веры (ср. еще 7:3 и дал.; 8:1 и дал.; 20:2, 6 и дал.). – Чтобы яснее видеть все величие пророчеств Исаии и их необъяснимость из соображений естественного разума, следует обратиться к самой истории того времени и рассмотреть отношение к ней пророчеств Исаии. То было время, когда среди взаимной борьбы сильных царств малосильному царству иудейскому, судя по естественным соображениям, грозила опасность быть свеянным с лица земли. Правда, царствование Озии и Иоафама, когда пр. Исаия вступил в пророческое служение, было временем развития в стране земледелия и военной силы; но эти успехи гражданской жизни не содействовали, а скорее ослабляли преданность народа иудейского Господу ( 2Пар.26–27 гл.; 4Цар.14:22 ; ср. Ис.2–6 гл., Ос.8:14 ). Сам Озия возгордился своей силой и задумал самовольно совершить каждение, за что был поражен проказой ( 2Пар.26:16 ). Народ «надеялся» на военную силу ( Ис.2:7, 22 ,... 3:1,... ср. Ос.8:14 , Ам.6:1 ), на силу «человека» ( Ис.2:22 ). Напрасно Господь посылал пророков Своих, которые угрозами предостерегали народ от гибельного пути. Напрасно и пр. Исаия внушал современникам, что за их исключительное увлечение внешним благосостоянием последнее будет отнято, а земля придет в совершенное запустение по причине нашествия народа, «живущего на краю земли» (2–6 гл.). Они не хотели слушать. Поэтому Господь «отринул дом Иакова» (2:6), и предсказанное пророками начало исполняться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

10–11 Дневной рацион Иезекииля состоял примерно из 200 граммов хлеба и 0,6 литра воды. Эта скудная пища образно характеризует недостаток продовольствия (17). 5:1 Бритье головы было знаком траура. 17 Голод, лютые звери, язва и кровь (война) – символы, неоднократно повторяющиеся в книге. 6:1–14 Пророчество об идолопоклонстве в Израиле Это пророчество обращено к горам Израилевым, и речь здесь идет о «высотах», о жертвенниках, которые находились на возвышенных местах и были центрами идолопослужения, берущего начало у хананеев. Иногда эти высоты использовались и для поклонению Господу, но при этом одновременно сохранялись и многие языческие ритуалы. Предостережение состояло в том, что суровая участь ожидает не только город, но и его окрестные территории. Поклоняющихся на высотах не спасут их идолы. Вместе с тем грядущие события не означали только наказание. Выражение «и узнаете, что Я – Господь» повторяется несколько раз (7, 10, 13, 14). Поклоняющиеся на высотах уразумеют, что их идолы – ложные боги, и познают истинного Бога. Идолослужение на высотах было давней проблемой Израиля (ср.: 3Цар. 12:28– 33 ; 4Цар. 17:9–11 ). Хотя Иезекииль в дальнейшем будет обличать «новые» грехи Израиля, приобретенные им в общении с соседними народами, некоторые его речи направлены на эти старые проблемы. Языческие обычаи, даже закрепленные столетними традициями, не перестают оставаться таковыми. 1–7 Бог обращается к горам Израилевым: «Я наведу на вас меч, и разрушу высоты ваши; и жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими… и узнаете, что Я – Господь». 8–10 «Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелевшие от меча… и узнают, что Я – Господь». 11–14 «Горе за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы… пораженные будут лежать между идолами своими вокруг жертвенников их… и сделаю землю пустынею… и узнают, что Я – Господь». Примечания. 11 «Горе» – многие комментаторы полагают, что в этом слове отражена целая палитра переживаний и скорбных чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Отношение к книге пророка Исаии пророков, живших после него, но еще до окончания плена: Аввакума, Софонии, Иеремии и Иезекииля – показывает, что вся книга пр. Исаии написана ранее плена. Означенные пророки имели пред собою книгу пр. Исаии во всем ее объеме. Нельзя определить с точностью время жизни пр. Аввакума, но во всяком случае он жил до нашествия Навуходоносора, потому что о нашествии халдеев пр. Аввакум только еще предсказывает (1:5). Скорее всего он пророчествовал при Манассии, который «пролил весьма много невинной крови» ( 4Цар.21:16 ), так как высказывает жалобу Богу на насилие над праведным (1:2–4; 2:1–4). Между тем у пр. Аввакума есть несомненные заимствования из всей книги пр. Исаии. Особенно напоминает вторую часть книги Исаии конец 2-й главы, где пророк Аввакум говорит об идолослужении: «что за польза (характеристичное для Исаии выражение, ср. Ис.44:9–10 , ср. 30:5–6) от истукана, сделанного художником, хотя ваятель полагается на свое произведение. Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен серебром и золотом, но дыхания в нем нет». Приведенные слова невольно напоминают о главах из книги Исаии 40, 44, 46… Даже отдельные слова наилучшим образом подтверждают впечатление. Так слова пр. Аввакума об идоле: «научит ли он чему-нибудь?.. дыхания в нем нет» не есть ли переделка стихов 13, 14 («кто уразумел дух Господень,.. кто учит Его знанию» и т. д.) из той 40-й главы Исаии, где говорится о бесполезности служения идолам? Еще более замечательны слова ст. 17-го во 2-й главе пр. Аввакума: упоминание о Ливане и о животных у пр. Аввакума как бы несколько нарушает последовательное течение речи, но легко объясняется, если пр. Аввакум имел в виду упомянутую 40-ю главу Исаии, где соответствующие слова: «и Ливана недостаточно для жертвенного огня и животных на нем для всесожжения» служат раскрытию общей мысли главы (о всемогуществе Божием). Напоминает также ст. 17-й главы 2-й Аввакума место из пророчества Исаии о Вавилоне (14:7–8), – откуда заимствуются и другие черты: «будут произносить притчу» ( Авв.2:6 , ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В связи с указанными пророчествами и законами стоит и рассматриваемое выражение Моисея. Этим закончим разбор возражений против подлинности Пятокнижия и перейдем к более обширному вопросу о единстве Пятокнижия 27 . Единство Пятокнижия 1.Разбор критических возражений против единства Пятокнижия Современные критики Пятокнижия, кроме анахронизмов и иногда отказываясь от последних, обращают очень серьезное внимание на единство Пятокнижия и отвергают его. Это отношение, как мы видели из истории вопроса, началось еще давно, с 17-го, 18-го и 19-го вв., продолжается и доселе с разными вариациями в частностях. Стараясь казаться в своих выводах объективными, критики ссылаются на мнимые библейские свидетельства о различии писателей Пятокнижия. Их критики находят в следующих местах: 4Цар.17:13 «тогда Господь через всех пророков своих, через всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь от злых путей ваших, и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим, и которое Я преподал вам через рабов Моих, пророков». Еще: 1Ездр.9:11 «ибо мы, говорит Ездра, отступили от заповедей Твоих, которые Ты заповедал через рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтобы овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов и их мерзостями». Но, кажется, и эти тексты едва ли могут быть признаны «объективными» свидетельствами о различии писателей Пятокнижия, потому что о последнем, как письменном памятнике, здесь нет ни слова. А устно произносивштеся пророками «заповеди, уставы и повеления Господни, а равно и предостережения о земле Ханаанской, находятся действительно, кроме Пятокнижия, во многих священных книгах ( Нав.23:6–13;24:13–24 ; Суд.6:8–10 ; Исх.1:5 ; Иер.2–8 ; Иез.20:23 ), но они не имеют отношения к Пятокнижию и его написанию. Более распространенным и давним, часто встречавшимся нам вопросом о подлинности Пятокнижия, доказательством различия его писателей считается употребление в нем имен Божиих. Ухватившись за гипотезу Астрюка, приложенную им лишь к книге Бытия, критики приложили ее на все Пятокнижие и исторические книги. С течением времени они нашли, что «древние документы и фрагменты», из коих образовалось Пятокнижие, обнимали и позднейшие Моисея эпохи: Иисуса Навина, судей, царей, а потому и Пятокнижие, очевидно, имеет гораздо позднейшее Моисея происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Писания, но явился в пламенеющем огне и землетрясении и начертал его на камне Своим перстом 5 . Поэтому Св. Писание, по мнению адвентистов, различает два закона. Один закон оно называет законом Божием, а другой Моисеевым. «И не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей ( 4Цар. 21:8 ) 6 . Законом Божиим называется тот закон, который дан Самим Господом сынам Израилевым, когда Бог говорил им собственно Своим голосом. Этот именно закон Господь Своим перстом и написал на двух каменных скрижалях и назвал их десятословием. Больше десяти слов, и заповедей, Господь не говорил. Эти заповеди, или две каменные скрижали, по повелению Господа, были положены на хранение в ковчег ( Исх. 20:1, 18–21; 24:12; 31:18; 32:16; 34:1, 18 ; Втор. 4:11–18; 5:4, 5:22; 9:9–10; 10:1–5 ). Когда же израильтяне стали нарушать закон Божий, то Моисей от себя дал им законы, в которых указывал, какая казнь полагается за нарушение заповедей Господних и как им очистить себя от греха или преступления против заповедей. Все свои постановления Моисей после записал в особую книгу, которую и назвал «Второзаконием», т.е. вторым законом. Эта книга по повелению Моисея положена была не в самый Ковчег Завета, а только одесную Его ( Втор. 81:24–26 ). Поэтому Закон Божий или десятословие, утверждают адвентисты, имеют абсолютное значение для всех времен и народов, во-первых, потому что Сам Бог повелел его исполнять без прибавления или убавления во все дни жизни человека на земле ( Втор. 4:2,10,13 ); во-вторых, потому что Сам Христос не только принял закон Бога, но и учил, что ни одна йота или ни одна черта не прейдет из этого закона и хотящий войти в жизнь вечную прежде должен соблюсти десять заповедей ( Мф. 5:17–18; 19:17 ). Также и ап. Иоанн пишет «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:8 ) 7 . Закон Моисея наоборот, говорят адвентисты, имел временный характер и имел значение только для народа Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Богом установлено особое священнодействие, коим запечатлевается избрание царей и сообщается им духовное дарование, потребное для царского служения: И сказал Господь Самуилу: да помажеши его [Саула] царя над людьми Моими, Израилем… Сей будет над Моим народом царствовати ( 1Цар.9:16–17 ). И взял Самуил сосуд с елеем и возлил на главу его [Саула] и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего, и ты будешь царствовать над народом Господним, и вот тебе знамение что помазал тебя Господь в царя, – и снидет на тебя Дух Господень, и обратишься в мужа иного ( 1Цар.10:1,6 ). И сказал Господь Самуилу: наполни рог твой елеем и пойди помажь его [Давида]; и помазал его среди братьев его и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и потом ( 1Цар.16:1–14 ). Обряды, которыми предварялась и сопровождалось воцарение избранников Божиих: И пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем пред Господом [скинией], и принесли там мирные жертвы. И весьма веселились там Саул и все израильтяне ( 1Цар.11:15 ). И вывели [Иоаса] сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем, и помазали его Иодай и сыновья его, и сказали: «да живет царь!» И вот, царь стоит на возвышении своем, и князья и трубы подле царя, и весь народ земли веселится и трубить трубами, и певцы с орудиями музыкальными и искусные в славословии ( 2Пар.23:11,13 ). Венчание богоизбранных царей народа Божия совершалось пред лицем Божиим, т. е. в местах священных, – при скинии или храме, в присутствии священников и левитов, начальников, старейшин израилевых, народа и войск ( 2Цар.5:3 ; 1Пар.11:3 , 1Пар.20:21 ); на главу венчанного царя возлагался венец ( 2Пар.23:11 ; 4Цар.11:12 ); на плеча одевалась порфира ( 1Пар.15:27 ), а в руки давался скипетр, символ крепости и власти ( Иез.19:11 ; Пс.44:7 ). Венчание и священное помазание совершалось пророками и первосвященниками, которые помазывали голову царя. Веществом для помазания служил «елей помазания», освященный хранением при скинии. Священное торжество сопровождалось музыкою и пением во славу Божию и венчанного царя, и восклицаниями: «да живет царь!» После приветствия народного царь садился на престол, а первосвященник вручал ему свиток закона, «да научится боятися Господа Бога своего и хранити вся заповеди и оправдания», во исполнение воли Божией о царях народа израильского ( Втор.17:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Быт.21:17 . и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; В минуту такого полного отчаяния Агарь вдруг слышит ободряющей ее голос, который шел с неба от Ангела Божия. По мнению большинства толкователей, этот Ангел Божий, названный в подлиннике «Малеах-Элогим», есть одно и то же лицо с Малеах-Иеговой, т.е. и Ангелом Иеговы, под Которым, как мы видели выше, теснее всего разуметь Вторую Ипостась Святой Троицы, или Сына Божия (ср. Быт 16:9 и др). Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; Бог услышал невинные страдания отрока и посылает ему избавление или, как еще думают, Бог услышал молитву отрока, обращенную к Нему, и исполняет его просьбу. Быт.21:18 . встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. Первая половина этой фразы служит прекрасным дополнением к картине самого путешествия Агари с Измаилом (доказывает, что она вела его за руку, а не несла на плечах, как ошибочно некоторые заключали на основании 14 ст.), а вторая дает лучшее утешение матери за судьбу ее сына ( Быт. 21:13, 16:10, 17:20 ). Быт.21:19 . И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. Бог открыл глаза Агари; т.е. обратил ее внимание на то, чего она прежде не замечала ( Быт. 3:5–7 ; 4Цар. 6:17, 20 ; Лк. 24:16, 31 ) или потому, что она находилась в расстроенном состоянии, или же потому, что самый колодезь был чем-либо закрыт от засорения его песками пустыни. Быт.21:20 . И Бог был с отроком; Это часто встречающееся в Библии выражение указывает на особую промыслительную деятельность Бога, направленную к достижению Его обетовании ( Быт. 28:15, 39:2–3 и др.). и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Указание на дикий и воинственный характер родоначальника будущих бедуинов и вместе на исполнение божественного предсказания об этом ( Быт. 16:10–12 ). Быт.21:21 . Он жил в пустыне Фаран; Так называлась горная область, отделявшая Едом от Египта и получившая свое имя от множества находившихся в ней пещер ( Быт. 14:6 ; Чис. 13:4 ; Втор. 1:1 ; 1Цар. 25:1 ). Современное название этой пустыни – Ел-Ти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– «Он есть Илия» и пр.: великий пророк, который взят был на огненной колеснице на небо ( 4Цар.2:11 ). Пророк Малахия предсказывал ( Мал.4:5,6 ), что Илия будет послан пред лицом Мессии, чтобы приготовить Ему путь. Это конечно не значило, что сам ветхозаветный Илия должен явиться, а подобный оному Илие, или, как говорится в Евангелии от Луки, человек с «духом и силою Илии» ( Лк.1:17 ). Но это пророчество было понято иудеями в собственном смысле; они ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые приготовят путь Мессии ( Мф.16:14, 17:10 ; Ин.1:21 ). Господь объясняет истинный смысл пророчества, указывая Илию в Иоанне, и так как это до такой степени противоречило убеждению иудеев, что могло показаться им совершенно невероятным, – то Он и предваряет это объяснение речью: «если хотите принять». Мф.11:15 . Кто имеет уши слышать, да слышит! «Кто имеет уши» и пр.: Господь часто пользуется этим выражением. Кажется, оно было народной пословицей или обычным выражением народных учителей – раввинов и означало, что должно слушателям быть особенно внимательными к словам, которые сим выражением предваряются или сопровождаются. Поскольку Господь особенно высокое значение придавал своей речи об Иоанне, то Он и заключает ее призванием к внимательности: пусть тот между вами, кто способен понимать не для всех понятный смысл некоторых событий и значение некоторых лиц, пусть будет внимателен, пусть вникает и поймет! Мф.11:16–17 . Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. «Кому уподоблю род сей»: от речи о великом Иоанне и высоком его служении Спаситель обращается к изображению отношений народа к Иоанну и Себе, указывая, как этот род строптивый (в массе) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Христовыми. Господь уподобляет современное поколение ( γενε) иудеев детям, жалующимся на своих товарищей за то, что эти товарищи не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за то.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пусть скорбят те, которые не имеют надежды , а мы, чада упования, будем радоваться. А в чем состоит наше упование, он сам напо­минает об этом в следующих словах: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1Фес.4:14). Иисус для нас — спасение, пока мы жи­вем здесь, и жизнь, когда мы переселяемся отсюда. Ибо для меня , го­ворит апостол, жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп.1:21). Поистине — приобретение, потому что смерть с пользою прекращает бедствия и страдания, которые сопря­жены с долговременной жизнью. Затем апостол описывает и то, в каком порядке и каким образом должно исполниться наше упование. Ибо сие , говорит, говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:15-17). Слова его означают то, что Господь, пришедши, найдет многих хри­стиан в телах еще не испытавшими смерти; и, однако, они не прежде восхищены будут на небо, как умершие святые вос­станут из гробов, будучи пробуждены трубою Божиею и гла­сом архангела. Когда же они будут пробуждены, то, соединив­шись с живыми, вместе с ними восхищены будут на обла­ках в сретение Христу на воздух, и таким образом будут царствовать с Ним всегда. Нельзя, конечно, сомневаться в том, что тела, имеющие тяжесть, могут подняться в воздух, когда по повелению Господню Петр, имевший такое же тело, ходил по волнам морским (Мф.17:29), и Илия, для под­тверждения этого упования, также был восхищен на огненной колеснице по этому воздуху на небо (4Цар.2:11). 7. Сохраняя это в уме и имея перед глазами своими, блаженный Павел говорил: я желал бы разрешиться и быть со Христом (Флп.1:23). И еще, излагая свое учение открыто, он говорит: мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор.5:6-8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10 Сюда относятся, можно думать, следующие ветхозаветные праведники: 1) Праведный Енох, взятый живым на небо (см. Быт.5:24 ). 2) Авраам, праотец израильского народа и друг Божий. 3) Мелхиседек (прообраз Христа), царь Салима, священник Бога Всевышнего, благословивший Авраама (см. Быт.14:18 ). 4) Моисей – законодатель Ветхого Завета. 5) Царь Давид – пророк, псалмопевец и праотец Господа по Деве Марии. 6) Илия, величайший из пророков Ветхого Завета. 7) Елисей, преемник Илии по пророчеству, получивший от Бога двойную силу духа Илии (см. 4Цар.2:9 ). 8) Исаия – первый из «больших» пророков Ветхого Завета. 9) Иеремия – второй из «больших» пророков Ветхого Завета. 10) Иезекииль – третий из «больших» пророков Ветхого Завета. 11) Даниил – четвертый из «больших» пророков Ветхого Завета. 12) Иоанн – пророк, Предтеча и Креститель Господень. 15 Здесь термин хвост будет более понятен, если провести аналогию с хвостом кометы. Он состоит из выделений самой кометы и остается видимым после ее полета на огромном пространстве в течение длительного времени. 16 Возможно, что пять месяцев знаменуют и пять столетий, начиная с богоотступничества на Западе в эпоху Ренессанса. 17 Из нехристианских народов наиболее многочисленными и в то же время технически сильными являются китайцы и японцы. 18 Можно предположить, что это масоны, сионисты, фашисты, маоцзэдунисты и другие организации и партии, у которых общим является неприязнь к христианской религии. 19 Столько же времени будет продолжаться и власть антихриста (см. Откр. 13:5 ). К этому сроку близко и пророчество пророка Даниила о видении, которое относится к «концу времени» (см. Дан.8:17 ). Пророк Даниил пишет: «...рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его. И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал» ( Дан.8:9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010