Вопрос: «Кому доверять?» звучал в жизни многих царей Израиля, особенно во времена, предваряющие Вавилонское пленение. Когда началось крушение Ассирийской Империи, Набопалассар, царь Вавилона, восстал против Ассирии в 626 году и утвердил Вавилон престолонаследником Ассирии. Ниневия пала в 612 году, ас ней были уничтожены последние препятствия для роста могущества Вавилона. Египет попытался ограничить влияние Вавилона, посадив на троне Иудеи в качестве вассала Иоакима (4 Царств 23:3435). Так Иудея оставалась под властью Египта до 605 года. Навуходоносор выступил против Иерусалима, осадил его, сделал Иоакима своим вассалом, и, отправляясь обратно, захватил с собой некоторые драгоценные сосуды храма и членов царской семьи, среди которых были Даниил, Анания, Мисаил и Азария ( Дан.1:16 ). Иоаким восстал против Вавилона через три года, надеясь на помощь со стороны Египта ( 4Цар.24:1:7 ). Ответом Навуходоносора стало завоевание Иерусалима в 598597 годах и, утверждение нового царя после смерти Иоакима (2 Царств 24:6; Иер.22:19, 36:30 ). Иехония унаследовал трон отца и вскоре капитулировал (4 Царств 24:12; 2Пар.36:10 ; Иез.17:12 ). Царем был утвержден Седекия ( 4Цар.24:17 ). Поначалу Седекия прилежно исполнял роль вассала, верно служа Навуходоносору ( 2Пар.36:13 ; Исз.17:1214), но затем так же восстал 589588 (4 Царств 24:20). На этот раз Навуходоносор, в ответ, разрушил Иерусалим и забрал в плен большую часть населения города (4 Царств 25). Даниил служил и вавилонским и персидским царям – Навуходоносору (главы 14), (Набониду)/Валтасару (глава 5) и Киру (10:1). Между Навуходоносором и Набонидом/Валтасаром Вавилоном правили еще три царя: Амель-Мардук (562560, Эвиль-Меродах 4 Царств 25:2730), Нериглиссар (560556) и Лабаши-Мардук (556), о которых Даниил не упоминает вообще. События первых четырех глав книги развиваются на фоне правления Навуходоносора, а события глав 58 и 9 происходят во время правления мидийских царей Валтасара и Дария соответственно; события, описанные в главах 1012 происходят во времена правления Кира. Будучи вассалом индийского царя Астиагеса в Персии, Кир восстал против своего сузерена в 550 году, после чего начал расширять свои владения, которые впоследствии превратились в Империю Персов. К 539 году растущее недовольство влиятельных вавилонских жрецов бога Мардука (а, возможно, и населения) сильным увлечением императора Набонида богом луны Сином, позволило генералам Кира без боя взять Вавилон, хотя Валтасар и был убит (5:30). Так «Царем стал Дарий Мидийский» (5:31).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

карательные экспедиции Ассирии против Северного Царства Израиля и упадок Ассирийской империи. С этими событиями связаны предсказания о мессианском (царственном) спасителе и о возвращении Северного Царства дому Давидову (5–12). 2. В текстах содержатся также речи о народах, во главе которых помещены пророчества об Ассирии, а также предсказание возвращения людей, уведенных в плен в 722г. 27). 3. пророчества об Иерусалиме, в которых предвещается мессианский спаситель (28–32) и 4. рассказ о спасении Богом Иерусалима (36–37). В этой редакции используется материал текстов исторического Исаии, однако местами создаются и совершенно новые тексты. Рука этого редактора видна в 7:1–4, 10, 18–19, 21–25; 15:2b; 16:13–14; 20; 23:1а, 15–18; 27; 30:19–33; 32:1–8, 15–20. В главы 36–37 включены в переработанном виде тексты, содержащиеся в 3Цар.18–19 (M. Sweeney, 1996). Предполагаемая книга времен Иосии заканчивалась историческим приложением. Аналогия присутствует в Книге Иеремии: она также завершается историческим приложением, которое находит соответствие в 4Цар. ( Иер.52 4Цар.24:18–25:21, 27–30 ). Напротив, рассказ о Езекии и Исаии, содержащийся в главах 36–37 и 38–39, может быть проинтерпретирован, во-первых, как отражение событий около 701г. до н.э. (C.R. Seitz), а во-вторых, в качестве текста, служащего ободрением во времена вавилонского кризиса (Ch. Hardmeir). Высказывается также предположение, что рассказы о Езекии и Исаии были вставлены в уже почти полностью сформированную Книгу Исаии в гораздо более позднее время (конец V в.). Они служат композиционным центром книги и изображают Сион местом, неуязвимым для любых вражеских нападений, и спасительной целью для праведников Израиля и других народов. Главы 36–37, тема которых – «угроза Ассура», обращаются к ассирийским временам, а глава 39, чья тема – «вавилонское посольство», предсказывает вавилонскую эпоху (40 слл.) (U. Berges). Во всяком случае, присутствие указаний на Вавилон в главах 13:1, 19; 14:4, 22; 21:9 (ср. 23:13) является признаком того, что к текстам (гипотетической) Книги Исаии времен Иосии были присоединены и тексты, созданные после 538г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Обещание восстановления Египта очень значительно (26б), но больше нигде не встречается (ср.: Ис. 19:23–25 ). Бог есть не только Бог суда, но и Бог спасения, уготованного всему миру. За пророчеством о Египте следует слово утешения иудеям рассеяния (27–28). Божий суд над народами станет для них восстановлением. Эти слова повторяются, начиная с 30:10–11, в длинной череде пророчеств о восстановлении Иудеи. 47:1– 7 О земле филистимской Время расцвета могучего государства филистимлян приходится на период, предшествовавший возникновению династии Давида, то есть за несколько столетий до рождения Иеремии. Тем не менее здесь говорится о нападении на них Египта, вероятно, во время той кампании, когда происходила битва при Кархемисе (1). Газа, прибрежная равнина, находилась на пути следования армии с севера на юг. Возникновение великих государств во времена Иеремии имело ужасные последствия для многих, живших в этом районе. Египет, хотя и неспособный превзойти Вавилон, мог нагнать страху на маленькую филистимскую страну (2; ср.: 46:7–8). И здесь изображена крайняя степень страдания (3–7). Катастрофа с Газой, для которой сложились определенные исторические предпосылки, показана в контексте долгой истории филистимлян и выглядит как наказание за все совершенное ими зло. Ее судьба – это суд Божий над ней; ее время пришло (4а, 7). Таким образом Бог утверждает Свое право руководить историческими событиями, даже когда они кажутся объяснимыми с чисто человеческой и политической точки зрения. 48:1–47 О Моаве Моав, один из исторических противников Израиля ( Суд. 3:12–14 ; 4Цар. 3:4–27 ), заключил союз с царем Седекией против Навуходоносора (27:3), но одновременно посылал свои войска воевать на стороне Вавилона против царя Иоакима ( 4Цар. 24:2 ). Данное пророчество, очевидно, относится к поражению, нанесенному Моаву Навуходоносором в 582 г. до н. э. после попытки мятежа. Названия, часто встречающиеся в этой главе, – это названия городов, расположенных по всему Трансиорданскому нагорью к востоку от Мертвого моря. Некоторые из этих городов были отданы Богом во владение колену Рувимову в те времена, когда под предводительством Иисуса Навина иудеи пришли в Ханаан ( Чис. 32:3, 37–38 ; Нав. 13:15–19 ). Об этом говорится не как о причине суда над Моавом, но частично это могло быть поводом для священной войны с Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дом Термин «беит» обозначает дом, жилище человека, шатер, скромную хижину крестьянина, царский дворец, святилище, где обитает Бог . Сведения, касающиеся устройства дома, которыми мы располагаем, почерпнуты в большей степени из археологических раскопок, чем письменных источников. Как правило, дом построен вокруг центрального внутреннего дворика, в который выходят окна двух, трех, четырех или более комнат. Во дворце Мегиддо двенадцать комнат, ванная, сокровищница и подсобные помещения. Скромные дома построены из сырых или обожженных кирпичей, обыкновенно вокруг дворика, где часто играют дети, пока взрослые заняты своими делами. Во дворе есть колодец, цистерна с водой и бассейн, который служит купальней. Его также используют для умывания и мытья ног. На террасу, куда выходят остальные помещения, ведет лестница. Зажиточные дома – многоэтажные. Во дворце Соломона было три этажа, дом куртизанки Раав 42 был двухэтажным, как и жилище Давида, пока он не стал царем. Святилища и укрепления имели пять этажей, как в Сихеме. В царскую эпоху в большинстве домов семья жила наверху, а не на первом этаже, как в древние времена. Стены окрашивали в естественные цвета, преобладали коричневые оттенки. Крыши были плоскими и имели наклон для обеспечения стока дождевой воды, которую собирали в специальную емкость. Она была сделана из кирпича или прессованной глины и земли, на которой росла иногда скудная растительность. Эти вместилища были обращены к террасе и образовывали укромное место. Женщины легкого поведения могли там спрятать гостя, которого желали укрыть от глаз стражи. Открытый балкон служил во время летней жары спальней, куда беспрепятственно проникал свежий южный ветер ( Нав.2:6 ). Террасы были идеальным местом для разработки заговорщицких планов ( 1Цар.9:25 ) и встречи влюбленных. Идиома «жить на углу крыши» означала жизнь грустную и одинокую, которая была, впрочем, лучше, чем общество сварливой жены ( Притч.21:9 ). Великие печали пытался человек успокоить в одиночестве под азиатским небосводом. Евреи воздвигают под отрытым небом ритуальные постройки и жертвенники, алтари, посвященные звездному культу ( 4Цар.23:12 ). Террасы использовали по-разному. Законодательство требует окружать их балюстрадой. Там часто устраивают дополнительный покой для размещения гостей, останавливающихся проездом ( Суд.3:20 ; 3Цар.17:19 ; 4Цар.4:10 ; Иер.19:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

377 Это до некоторой степени вынужденное и неполное включение Вениаминова колена в состав иудейского царства и может быть причиною того, почему о нем не говорится прежде разделения царства, что оно останется за домом Давидовым, и почему в самой истории разделения говорится, что только колено Иудино (все) осталось за этим домом. Дальнейшие взаимные отношения обоих царств Теперь происшедшее разделение царства, закрепленное вскоре религиозною реформою, окончательное: образовавшиеся два царства не соединяются уже в одно целое до падения того и другого из них. Лучшие люди того и другого из них оплакивают это разделение и надеются на прекращение его в будущем ( Ос.2:21; 3:5 ; Ам.9:11 ). Известны случаи более или менее значительных переселений из израильского царства в иудейское, напр. при Ровоаме ( 2Пар.11:13,16 ) и Асе (15:9). Цари того и другого царства воюют между собою, причем относительно первых царей можно думать, что они имеют в виду подчинить себе каждый царство другого и, быть может, даже слить его со своим. Так можно думать, по крайней мере, об Авии, царе иудейском ( 2Пар.13:3–12 ). Но действительные успехи царей на войне не идут далее подчинения тех или других областей того или другого царства ( 2Пар.13:19 ; 3Цар.15:17 ). Относительно позднейших царей, по крайней мере, израильских трудно даже сказать, имели ли они в виду соединить иудейское царство со своим израильским. Иоас, царь израильский, берет в плен Амасию, царя иудейского, завоевывает Иерусалим, – остается, по-видимому, лишь присоединить иудейское царство к израильскому; вместо этого он разрушает часть стены иерусалимской, берет добычу и заложников и оставляет Амасию царствовать ( 4Цар.14:8–14,19 ; 2Пар.25:17–24 ). Факей предпринимает поход против иудейского царства не с тем, чтобы соединить его со своим царством, а чтобы низвергнуть с иудейского престола дом Давидов и возвести на него некоего сына Тавеилова ( 4Цар.16:5 ; Ис.7:6 ), быть может, одного из потомков царского дома в Сирии, происходившего от Тавримона ( 3Цар.15:18 ). После разрушения израильского царства некоторые иудейские цари стараются объединить оставшихся в Палестине израильтян с иудеями в религиозном отношении; но их приглашения принять участие в религиозных празднествах в Иерусалиме не у всех израильтян встречают радушный прием ( 2Цар.30:10,11; 34:9,33 ). В плену вавилонском иудеи встречаются с израильтянами и некоторые из последних возвращаются вместе с первыми в Палестину и составляют, таким образом, во исполнение пророчеств, один народ иудейский ( 1Ездр.2:27–29 ). Но и прежние разделение и вражда между иудеями и израильтянами проявляются и существуют и теперь в разделении и вражде между иудеями и самарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надобно убояти и нын, дабы Господь не помрачил умы тмою невдения. И паки: „Преложи воды их в кровь и измори рыбы их“ ( Пс. 104:28 ) и прочая. И паки. Возгордша Дафан и Авирон сонмомъ//на священники Божия Моися и Аарона, и пожре их земля (см.: Чис. 16:1–33 ). И паки. Возропташа сынове Исраилевы на Моися и Аарона, Дафана и Авирона ради, и погуби их Господь четырнатцатъ тысечь всегубителством, Дóндеже умоли Моисей и Аарон (см.: Чис. 16:41–50 ). И паки. Давидъ восхити насилием Вирсавию от Урия, и Ангел Господень хотяще того поразити (см.: 2Цар. 11:3–27; 12:9–13 ). И паки. Изочте люди Божия, и порази Господень Аггелъ семдесят дв тысечи. Брань же, по словеси Божии, бысть во вся дни живота его (см.: 2Цар. 24:1–25 ). И паки. Указа Иеровоамъ, царь Иераилевъ, взяти пророка Божия, усше рука его прямо (см.: 3Цар. 13:4 ). И паки. Послав Ахав взяти Илию двои пятьдесятники, огнь сожже их (см.: 4Цар. 1:11–12 ). Поругашеся отроцы Иелисею, зврие ис пущи пришедше, поядоша (см.: 4Цар. 2:23–24 ). Отъят Ахав виноград у Навуфея Исраильтянина, пси того кровь полизаша (см.: 3Цар. 21:1–19; 22: 38 ). Вверже Новходоносор царь Даниила ко львом, седьмь лт со зверьми пасяся (см.: Дан. 6:16–23 ). Ввержени отроцы в пещь огнену, Аггелъ Господень спасе я (см.: Дан. 3:1–97 ). Ввержен бысть Павел в темницу с сущими с ним, Аггелъ того и сущих изведе ( Деян. 16:19–34 ). И паки. Петръ посилен затворити, Аггелъ ю отверзе (см.: Деян. 5:5–10 ). Изгнан бысть Богослов в Патмос, тамо благодати лутчей сподобися Благовстие написати и Апокалипсис о послдних временех (см.: Откр. 1:1, 4, 9 ; Откр. 22:8 ; Ин. 21:20, 24 )» 9, л. 246–247). Ещё один способ подачи библейских текстов – контаминирование фрагментов из разных источников по принципу центона, широко распространённому в средневековой литературе 1097 и ставшему особенно популярным в постмодернистском тексте 1098 . Особенность контаминированных конструкций патриарха Никона состоит не только в том, что он соединяет библейские фрагменты из разных источников по принципу их смысловой близости, что было совершенно естественным для средневекового автора, но и в том, что каждое следующее добавление расширяет и дополняет смысл предыдущей фразы, и содержание полученной в результате контаминации синтаксической конструкции выражает собой полноту библейского учения по важнейшим вопросам веры: 1) «Спасово слово воистину непогршно, якоже глаголет: „По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудете (ср.: Ин. 13:35 ), аще заповеди Моя соблюдете (ср.: Ин. 15:10 )“...» 1, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

792 – 2° Мужеская форма па‘аг здесь употреблена также 21 раз, вместо женской формы na‘arah’, отроковица. Эта последняя форма читается только один раз ( Втор.22:19 ), и вероятно, последняя буква, которая образует женский род, была прибавлена в этом месте переписчиком. Это отсутствие различия между мужеским и женским родами служит несомненным признаком очень глубокой древности, и переносит нас к состоянию языка мало усовершенствованного, которого не находят уже и следа во всех книгах, написанных позднее Моисея. To же следует сказать и об указательном местоимении lazeh, с членом halläzeh ( Быт.24:65; 37:19 ), которое находится в позднейших описаниях лишь в сокращении halläz ( Суд.6:20 ; 1Цap.14:1, 17:26, II (IV) 4Цар.4:25, 23:17 ; Дан.8:16 ; Зах.2:8 ). Указательное местоимение hä’el, жен. p. hä’elleh, читается только в Пятокнижии ( Быт.19:8,25, 26:3,4 ; Лев.18:27 ; Втор.4:42, 7:22, 19:11 ). Пятокнижие имеет еще другие грамматические формы, которые составляют его особенности. Когда два существительных соединены вместе, то первое связано со вторым чрез yod ( Быт.31:39, 49:11 ; Исх.15:6 ; Втор.30:16 ), конструкция древняя, от которой осталось только несколько следов в позднейшем языке; повелительное наклонение выражается чрез сокращенное окончание – п ( Быт.4:23 ; Исх.2:20 ); образование неопределенного наклонения имеет также особенность ( Быт.50:20, 31:28 ; Исх.18:18 ; Быт.48:11, 38:9 ; Числ.20:21 ) и т. п. 2 . Мы укажем лишь несколько слов и выражений, которые вышли из употребления после Моисея; ’abib, колос или месяц жатвы ( Исх.9:31; 13:4; 23:15; 34:18 ; Втор.16:1 ); – kibschan, печь ( Быт.19:28 ; Исх.9:8,10; 19:18 ); – kasas, считать ( Исх.12:4 ), откуда mekes, дан ( Числ.31:28,37:41 ) и miksah, счет ( Исх.12:4 ; Лев.27:23 ), и т. п., – ne’esaf’el’amma, приложиться к народу своему ( Быт.25:8,17; 35:29; 49:29,33 ; Числ.20:24; 27:13; 31:2 ; Втор.32:50 ), выражение, сокращенное в he’asef в Числах ( Числ.20:26 ), вместо которого встречаем уже в книге Судей ( Суд.2:10 ) ne’isäfel-’äboth, ne’esäfel-qebäroth (II, (IV) 4Цap.22:20; II Цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Ст. 1–15. Во время осады Иерусалима халдеями, пророк Иеремия, предсказавший, что осада эта кончится взятием города халдеями и пленом иудеев вместе с их царем, получает однакоже откровение, что он должен купить поле в Анафофе, предлагаемое ему одним родственником. Исполнив обычные обряды покупки новой собственности и поручив Варуху охранить письменные акты покупки, Иеремия объясняет своему ученику значение совершившегося: «домы и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей». Иер. 32:1 1. Слово бывшее Гда ко в дестое лто цр то лто осмоенадесть Навходоносор црю Вавлнск. 1. Слово, которое было от Господа к Иеремии, в десятый год Седекии, царя Иудейскаго; этот год был восемнадцатым годом Навуходоносора. 1 . Совпадение 10-го года царствования Седекии с 18-м годом Навуходоносора вавилонского подтверждается косвенно и свидетельствами: а) Иер. 25:1 , по которому 4-й год царствования Иоакима был 1-м годом царствования Навуходоносора. Иоаким царствовал 11 лет ( 4Цар. 23:36 ), а сын и преемник его Иехония – 3 месяца ( 4Цар. 24:8 ). Если 4-й год Иоакима=1-й год Навуходоносора: то год, в который царствовал Иехония и вступил на престол Седекия, был 8-м годом царствования Навуходоносора. Совершено согласно с этими данными б) в Иер. 52:12  год 11-й царствования Седекии (ср. Иер. 52:5 ) назван 19-м годом царствования Навуходоносора. Иер. 32:2 2. И тогда сила цр Вавлнска острогъ блож окрестъ же стрегомь бше во двор темничнмъ, иже есть во двор цр 2. Тогда войско царя Вавилонскаго осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе стражи, который был при доме царя Иудейскаго. 2 . Острогъ блож окрестъ Иерусалим военною силою, которая преградила осажденным возможность сношений с жителями остальной части страны, поставил – так сказать – сторожевую цепь (острог) кругом Иерусалима. Осада Иерусалима, о которой здесь речь, началась в 10-м месяце 9-го года царствования Седекии ( Иер. 39:1 ). О временном прекращении ее см. Иер. 37:5 . «Двор стражи», так названный здесь по русскому переводу, по переводу слав.-греч. как здесь, так и в Иер. 33:1  и в Неем. 3:25  называется «двором темничным ». По настоящему месту книги пр. Иеремии, также как и по указ. м. кн. Неем. «двор темничный» находился у дома царского, угловая башня которого выходила на этот двор. На этом дворе могла помещаться царская, дворцовая стража, и в тоже время он мог служить местом заключения для лиц почетных: таким образом могут быть оправданы и слав.-греч., и русский переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Очевидно, при вышеотмеченном отсутствии в книге биографических сведений о пророке Науме, и современным исследователям его пророчеств нельзя ничего сказать о жизни пророка. Время его жизни, не определенное в его книге, гадательно и приблизительно определяется по некоторым историческим датам его пророчеств. Таковыми датами признаются: падение Ниневии (2:6–9), нашествие ассирийского царя в Иудею (1:9–12) и завоевание египетского Но-Аммона (3:8–10). Пророк был, несомненно, современником славного состояния Ассирии и, во всяком случае, произносил пророчества ранее разрушения Ниневии Циаксаром и Набополассаром. А событие это относится к 625 621 гг., a по мнению некоторых к 606 5 гг. до P. X. Завоевание Но-Аммона или Фив ассирийскими царями Ассаргаддоном и Ассурбанипалом имело место в эпоху Манассии (в 672 или 663 г. до P. X.). Впрочем эта дата не так ясна, потому что пророк (в 3:8–10) определенно не называет ассирийского царя, как разрушителя Но-Аммона, а потому последним считают и Саргона, современника Езекии (729 696 гг. до P. X.). Третья дата упоминаемое пророком нашествие ассирийского царя в Иудею и исполнение «нечестивого совета» против Господа (1;11), также не очень ясна и может указывать как на Сеннахирима и его поход на Иудею на 14 году Езекии (ок. 715 г. до P. X.), так и на Ассаргаддона, уведшего Манассию в плен (ок. 665 г. до Р. X.). Правда, указывают на «узы а ярмо», наложенные ассирийским царем на Иудею и не разорванные еще при пророке (1:13), каковые могли будто быть лишь при Манассии, а не были при Езекии. 157 Но в Библии, напротив, они не упоминаются в эпоху Манассии ( 4Цар.21:1–17 ; 2Пар.33:1–20 ), а были действительно при Ахазе ( Ис.7:18–25 ; 2Пар.28:19–21 ) и Езекии ( 4Цар.18:7 ; Ис.31:1,9 ). Таким образом, из трех указываемых дат самая несомненная падение Ниневии, коему предшествовало пророчествование Наума (2:6–9). К этому можно добавить, что враждебные отношения Ассирии к Иудее имели место преимущественно в эпоху Езекии и Манассии (715 650 гг. до P. X.). 158 К этой преимущественно эпохе и нужно отнести служение пр. Наума. Сведения о пр. Науме, заключающиеся в памятниках иудейского и христианского предания, мало дают достоверного исторического материала, а потому опустим их 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

23 забуду. Народ, забывший Бога, будет отвергнут от лица Его. Глава 24 24:1–10 Видение двух корзин со смоквами, одна из которых представляет вавилонских пленников, а вторая тех, кто спасется из плена, раскрывает Божий промысел о каре и спасении. Иеремия произносит свое пророчество, когда уже невозможно предотвратить плен запоздалым покаянием (см. 21,9; Введение: Характерные особенности и темы). 24 пленными. Первое изгнание большого числа иудеев относится к 597 г. до Р.Х. (см. 4Цар. 24,14–16 ). 24 со смоквами весьма хорошими... со смоквами весьма худыми. Видение о хороших и худых смоквах напоминает о засухе, которая последовала за непослушанием Иудеи (12,4; 14,1; ср. 8,13). 24:5–7 «Хорошие смоквы» уподоблены пленникам, т.е. тем, кто испытал наказание, которое Бог определил Иудее за ее грех, и, следовательно, в чьей судьбе осуществился Его промысел. 24 дам им сердце, чтобы знать Меня. В ответ на неспособность Своего народ соблюдать завет Господь Сам принимает в нем участие. они будут Моим народом, а Я буду их Богом. Слова, сопровождающие заключение завета (32,38; Лев. 26,12 ), указывают на то, что речь идет о Новом Завете. Глава 25 2529,32 Пророк предсказывает Иудее семидесятилетнее господство вавилонян как кару за ее упорство в грехе и в то же время предупреждает соседние народы о том, что суд над ними совершится руками вавилонян (25,1–38). Проповедь Иеремии наталкивается на сопротивление ложных пророков, первосвященников и простого народа (26,1 29,32). 25 в четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х., положившем начало разграблению Иудеи вавилонянами (см. Дан. 1,1 и ком.). 25 от тринадцатого года Иосии. См. 1,2. 25 с раннего утра. См. ст. 3; 7,13 и ком. 25 племена северные. Т.е. Вавилон и союзные с ним племена (1,15; 6,1). Навуходоносору... рабу Моему. См. также 27,6. Навуходоносор назван «рабом» Божиим в том смысле, что через него должен осуществиться Божий суд (точно так же отпускающий пленников на родину Кир назван «помазанником» Божиим в Ис. 45,1 ). окрестные народы. См. ст. 19–26. Суд над Иудеей есть только начало всеобщего суда в эсхатологическом смысле (ст. 30,31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010